бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Теория языкознания

Клинопись. Гетерограмма. Гетерография. Шумерский язык. Аккадский язык).

Для дополнительного (факультативного) чтения

Asian and African Languages: Sumerian

Dictionaries: English-Sumerian

Earth History (Sumeria)

Ethics of Sumer, Babylon, and Hittites

Gilgamesh

Sprachen und Kulturen des Alten Orients

Sumeria History

Sumerian and Indo-European

Sumerian Literature. Epic of Gilgamesh

Sumerian topics: Sumeria and Akkadia

Sumerian-Turkish Comparison List

Universitaetsbibliothek Heidelberg

Аккадский (вавилонско-ассирийский) язык

Assyrologie

Bibliotheken in Mesopotamien und Aegypten

Codex Hammurapi -- Textstellen

Encyclopedia Britannica: Babylonia

Китайское письмо

Китайское письмо использует иероглифы, с помощью которых записываются слова

или морфемы. В звуковом отношении иероглиф соответствует тонированному

слогу. Подавляющее большинство слов китайского языка одноморфемны, вместе с

тем границы морфемы совпадают с границами слога, так что в принципе можно

говорить о словоморфеме и слогоморфеме. К тому же слог выступает в качестве

минимальной конститутивной фонологической единицы, приближаясь по своим

функциям к фонеме неслоговых языков. Это обстоятельство и обусловило

исключительную устойчивость логографического по своему типу китайского

письма на протяжении тысячелетий.

Написание иероглифа включает в себя от одной до 28 стандартных черт,

которые составляют в каждом из знаков особую комбинацию.

Древнейшие иероглифы возникли как пиктограммы. Но способы их начертания и

их облик неоднократно менялся в сторону большего упрощения и схематизации.

См. таблицу, в которой в верхней строке показан начальный облик иероглифов,

а в нижней - их более поздний вид.

Древнекитайский текст выглядел следующим образом:

В китайском письме насчитывается около 50 тысяч графем. В современном

обиходе китайцы используют около 4-7 тысяч знаков. Среди них есть и

простые, и сложные (комбинированные). Около 1500 иероглифов представляют

собой пиктограммы и идеограммы. Ср. "говорящие" иероглифы: 'вниз' -

'вверх' . В иероглифе 'король' верняя горизонтальная черта символизирует

небо, нижняя - землю, средняя - человека, который от имени неба управляет

землёй. В их числе простые знаки для слов, обозначающих реалии: 'дерево',

'гора', 'верх', 'низ'. Сюда же входят комбинированные знаки с более

абстрактными значениями: 'человек' + 'дерево' = 'отдыхать', 'солнце' +

'луна' = 'ясный, светлый'.

Большинство иероглифов являются фонограммами. Они включают в свой состав

семантические ключи, намекающие на значение данной слогоморфемы, и

фонетические детерминативы (фонетики), передающие точную или

приблизительную информацию о звучании этой слогоморфемы. Так, в китайском

языке слог ma может быть тонирован четырьмя способами, и каждый из четырёх

тонированных слогов имеет своё значение: ma 1 'мама', ma 2 'конопля', ma 3

'конь', ma 4 'ругать'. Иероглиф для 'мама' содержит в своём составе ключ

'женщина' и знак 'лошадь' в качестве фонетика. В словарях иероглифы

располагаются по ключам. Их число составляет 214.

Особую категорию составляют так называемые "заимствованные" иероглифы. Это

знаки, которые уже не используются в прежнем, прямом значении: с их помощью

записываются другие слова, имеющие отвлечённое значение.

Китайская письменная традиция всегда предъявляла высокие требования к

каллиграфии. Обучение ей занимает много места в школьном преподавании. С

течением времени были выработаны рекомендации, касающиеся порядка

начертания черт, из комбинации которых строится иероглиф.

Ниже следует образец каллиграфического письма.

Поскольку многие иероглифы одинаково хорошо служат для записи слов,

звучание которых существенно различается по диалектам или изменилось с

течением времени, китайское письмо обеспечивает взаимопонимание между

представителями разных диалектов и даёт возможность образованному китайцу

читать не только современные, но и древние тексты. По той же самой причине

оно длительное время широко использовалось в Японии, Корее и Вьетнаме. В

японское письмо вошли многие китайские иероглифы для обозначения корневых

морфем, в то время как для перадачи грамматических морфем были изобретены

знаки слоговых азбук.

Сложность изучения иероглифической системы часто стимулировало попытки

создания буквенно-звуковых алфавитов. Сейчас в КНР и за её пределами

используется транскрипционный алфавит на латинской основе, включающий 26

графем. Но этот алфавит употребляется ограниченно: в обучении языку, в

телеграфной связи, Интернете и электронной почте.

----------------------------------------------------------------------------

----

----------------------------------------------------------------------------

----

Семитские системы письма

Алфавитные (буквенно-звуковые) системы письма возникли из слоговых

(силлабических). Слоговой же тип начал формироваться ещё внутри

логографических систем, когда рядом со знаками-логограммами стали

появляться знаки-фонограммы или же одни и те же знаки использовались то как

логограммы, то как силлабограмы. Такая эволюция наблюдалась в письме

египетском, шумерском, аккадском, критском, кипро-минойском. Логограммы уже

господствовали в письме древнеперсидском, эламском, хурритском, урартском.

Знаки для слогов создавались в разных системах письма.

Важен сам принцип обозначения слогов. К середине 2-го тыс. до н.э. на

Ближнем Востоке и в Египте выявилось 3 таких принципа:

1) принцип, использованный в аккадском письме: знаки для открытых и

закрытых слогов с разными гласными и разными согласными;

2) принцип, который был воплощён в эгейских системах (письмо крито-

микенское, лувийское, библское псевдоиероглифическое): отдельные знаки

только для открытых слогов;

3) принцип, которому следовало египетское письмо: отдельные знаки для

слогов с произвольным или нулевым гласным.

Вот этот последний принцип и смог сыграть решающую роль в становлении новых

систем линейного письма с небольшим количеством знаков. Он воплотился в

западносемитском (или северносемитском) и южносемитском квазиалфавитном

письме, представляющем собой промежуточную ступень от слогового к

собственно алфавитному письму.

Возникновение семитских систем квазиалфавитного характера (согласный +

произвольный или "нулевой" гласный) относится к первой половине 2-го тыс.

до н.э. Письмо, созданное западными семитами, оказалось предком многих

алфавитов мира. Общий прототип различных квазиалфавитных систем, в чём-то

иногда сходных и, возможно, взаимодействовавших на каких-то ступенях

развития, пока не обнаружен.Иногда этот прототип видят в протобиблском

(протоханаанейском) либо в протосинайском письме. Возможно существование

ещё более древнего, пока не открытого северносемитского прототипа.

Протобиблское (или же просто библское) письмо было псевдоиероглифическим.

Это письмо надписей, обнаруженных археологами в г. Библ (совр. Джубейль) в

Ливане на каменных и металлических предметах. Датируется оно примерно

серединой 2-го тыс. до н.э. Его знаки имели геометрический или

стилизованный рисунчатый характер (птица, рыба, змея). Их насчитывалось от

60 до 100. Они передают только открытые слоги. На некоторые из них похожи

знаки западносемитского и южносемитского письма. Направление письма справа

налево.

Памятники протосинайского письма, датируемые 19 в. до н.э., были найдены на

Синайском полуострове и в Палестине. Обнаружено около 25 кратких и сильно

повреждённых надписей и позже ещё около 10 фрагментов. Они содержат до 35

знаков рисунчатого характера как бы по египетскому образцу,

свидетельствующих о наличии консонантного алфавита как одного из возможных

предков финикийского алфавита. Предполагается, что синайское письмо (с 22-

24 графемами) родственно консонантно-алфавитному письму угаритскому,

южносемитскому, финикийскому и что оно возникло в южной Палестине в 13 вв.

до н.э. на основе северносемитского алфавита (предка финикийского) под

египетским культурным влиянием путём внешней стилизации знаков под

египетские иероглифы. Это письмо (синайско-палестинское) было

распространено в 13-11 вв. до н.э. в Палестине, Финикии, Сирии. Его

дешифровка ещё далека от завершения.

Угаритское квазиалфавитное письмо (14-13 вв. до н.э.) технически

уподоблялось шумеро-аккадской клинописи, хотя и не связано с ней

генетически. Вероятно, ему предшествовало слоговое письмо (или не дошедшее

до нас линейное письмо). С его помощью записывались тексты на угаритском

языке (гос. Угарит на севере Сирии), а также на хурритском и аккадском

языках. Оно использовалось и в Палестине.

Для лучшего понимания текстов использовались словоразделители, а также

"матери чтения", т.е. некоторые знаки для согласных, служившие обозначению

огласовки.

Сперва в угаритском алфавите насчитывалось 30 знаков, а затем их число под

влиянием финикийского письма сократилось до 22. Из употребления угаритское

письмо вышло к началу 1-го тыс. до н.э.

Ханаанейское, или финикийское, квазиалфавитное письмо возводится к какому-

то северносемитскому прототипу. Предполагается, что главную роль в его

формировании сыграли протобиблское и протосинайское письмо.

Финикийский алфавит имел 22 знака. Порядок их следования определился ещё во

2-м тыс. до н.э. Некоторые знаки похожи на начертания библского

псевдоиероглифического письма, большинство знаков совпадают со знаками

синайско-палестинского письма.

Эта система складывалась, скорее всего, во второй половине 2-го тыс. до

н.э. Сперва каждый знак воспринимался как обозначение определённого

согласного с любым (в том числе и "нулевым") гласным. Впоследствии он стал

соотноситься только с определённым согласным. Так как чтение

квазиалфавитного текста представляло трудности, для обозначения долгих

гласных иногда использовались "матери чтения". Монументальное письмо

постепенно сменялось курсивным.

Финикийский алфавит оказался наиболее конкурентоспособным среди

западносемитских систем и послужил прототипом множества как древних, так и

более новых алфавитов. Его восприятие другими народами (прежде всего в сиро-

палестинском регионе) было опосредовано арамейским письмом. В 9-8 вв. до

н.э. финикийский алфавит в его ранней разновидности (устав) был заимствован

греками, которые изобрели знаки для гласных.

Аравийское (южносемитское) линейное письмо, содержавшее 28-29 знаков,

генетически связано с северносемитскими системами письма (в частности с

протобиблским). Северноаравийские алфавиты использовались для письма на

лихьянитском, самудском, сафаитском языках, а также в древнеарабском письме

(с 7 в. до н.э.; современное арабское письмо восходит к иному источнику).

Южноаравийские алфавиты служили письму на языках сабейском, минейском,

катабанском, хадрамаутском. Более чем половина знаков этих систем (с

инвентарём из 24 графем) восходит к общим прототипам с финикийскими

знаками, некоторые имеют аналоги в синайско-палестинском письме, остальные

несопоставимы ни с теми, ни с другими.

Южноаравийским (сабейским) письмом пользовались в древнем Аксумском царстве

на территории Эфиопии, приспособив его потом к местному, ныне уже мёртвому

языку геэз. Эфиопское письмо отразило в себе конкуренцию письма

южносемитского вообще и южноаравийского как одной из его ветвей. Оно

сохранило и южносемитский порядок знаков, и названия букв, совпадающие с

финикийскими (и тем самым с северносемитскими). Под вероятным влиянием

греческой культуры были введены обозначения для гласных.

Установилось направление письма слева направо. Но способ обозначения

гласных и слоговой принцип письма были выбраны по индийскому образцу

(брахми или кхароштхи). Эфиопское письмо сохранило 24 знака из 29 знаков

южноаравийского, пополнилось ещё рядом знаков (для амхарского языка), имеет

4 лигатуры. Если в письме геэз было 202 слоговых знака, то теперь оно

достигает 270. Сохранилась форма устава, скоропись не была выработана.

С южносемитской группой квазиалфавитов сходно древнеливийское письмо

(восточнонумидийское и западнонумидийское, современный туарегский алфавит

тифинаг).

Кроме того, на основе того же западносемитского квазиалфавитного принципа

строились древние малоазийские алфавиты (фригийский, мизийский, лидийский,

ликийский, карийский и др.). Их источниками было, скорее всего,

нефиникийское письмо, а другие варианты западносемитского письма.

Финикийское письмо с течением времени менялось. Устав сменился скорописью.

Финикийская скоропись легла в основу скорописи, которая была выработана в

языках арамейской группы семитской ветви афразийской семьи языков (между

прочим, на арамейском проповедовал Иисус Христос).

Арамейское письмо в основном и послужило посредником между письмом

финикийским и огромным множеством алфавитов на Ближнем и Среднем Востоке, в

Южной и Юго-Восточной Азии. Староарамейские надписи относятся к 9-7 вв. до

н.э. (Дамаск, Хама, Арпад, Шамаль, Ассирия). Различаются следующие

разновидности арамейского (финикийско-арамейского) письма: классическое

(или имперское), арамейское письмо ахеменидских канцелярий, библейско-

арамейское; на более поздней ступени - письмо набатейское, пальмирское,

иудейско-палестинского, самаритянское, сирийское (в таких вариантах, как

эстрангело, серго с яковитской и мелькитской разновидностями,

несторианское, ассирийское).

Финикийско-арамейский консонантный алфавит лёг в основу письма

еврейского (сохранившихся до сих пор квадратного и курсивного),

набатейского (из которого в 3-4 вв. н.э. берёт своё начало арабское письмо,

послужившее прототипом письму персидскому, афганскому, турецкому, урду,

брахуи, кашмирскому и т.д.; оно распространялось вместе с арабскими

завоеваниями, а также с принятием ислама и в своё время, а подчас и поныне,

использовалось как в странах арабского языкового ареала, так и мусульманами

за пределами арабоязычного мира: Синьцзян-Уйгурский р-н Китая, Камбоджа,

западные районы Вьетнама, Малайзия и Индонезия, носители языков суахили и

хауса в Африке, более чем в 20 регионах Российской империи и СССР),

пальмирского (давшего начало эстрангело, из которого возникли системы

письма мандейского, якобитского, сирийско-палестинского, несторианского,

манихейского),

персидско-арамейского (послужившего возникновению систем письма

хорезмийскоого, пехлевийского, авестийского, согдийского, а через

посредство последнего письма уйгурского, тюркского "рунического",

старомонгольского, маньчжурского и др.).

Иллюстрации ряда западносемитских систем письма (финикийское, арамейское,

древнееврейское, пальмирское, самаритянское)

В этих системах гласные (включая дифтонги) могут обозначаться "матерями

чтения" и диакритиками, но в основном это делается в религиозных и учебных

текстах. В остальных случаях передача огласовки не считается обязательной.

Границы распространения этих систем письма обычно совпадали с границами тех

или иных религий и их ответвлений.

См. схему родословного древа важнейших алфавитов, обращая пока особое

внимание на правую половину этой схемы:

Письмо в Иране

История сменявших друг друга на одной и той же территории народов, культур

и письменностей представляет исключительный интерес.

На нынешней территории Ирана живёт более 30 народов разных языковых групп

(как иранской, так и неиранских). На этой территории в раное время

возникали и исчезали многочисленные крупные и мелкие государства. Границы

Ирана то простирались далеко на Запад и на Восток, включая в свой состав

многие народы, то Иран оказывался в составе других великих держав.

Иранцы (одна из групп индоиранской ветви индоевропейской семьи языков,

давшая своё имя стране) начали проникать сюда (сюда либо через Среднюю

Азию, либо через Закавказье) во 2-м тыс. до н.э. Постепенно они составили

большинство населения, и иранские языки (в частности персидский, историю

которого делят на древний, средний и новый периоды) постепенно стали здесь

господствующими. Но государственные образования существовали на иранской

территории ещё до прихода иранцев, возникая уже в 3-м тыс. до н.э.

Одним из наиболее крупных доиранских государств в 3-1-м тыс. до н.э. на Ю.-

З. Ирана был Элам (со столицей в Сузах). Эламиты создали около 30 вв. до

н.э. рисуночное словесно-слоговое письмо (не дешифрованное до сих пор). К

23 в. они начали применять линейное слоговое письмо, продолжившее письмо

протоэламское, и наряду с этим аккадскую клинопись. Эламская клинопись

продолжала использоваться и в персидском государстве Ахеменидов в 6-4 вв.

до н.э., когда эламский язык играл роль официального.

В 6-4 вв. до н.э. в Персидской державе утвердилось господство

древнеперсидского языка, родного для Ахеменидов. Этот язык, как и эламский,

наряду с иероглифами также использовал клинопись.

Клинописные надписи на древнеперсидском языке обычно сопровождались

переводами на эламский, аккадский, а иногда на арамейский и египетский

языки. Трёхъязычная Бехистунская надпись царя Дария позволила в новое время

осуществить дешифровку древнеперсидского, аккадского и эламского письма.

Древнеперсидский язык получил продолжение в виде среднеперсидского

(пехлевийского), который в 3-7 вв. был официальным языком державы Сасанидов

и использовал две разновидности восходящего к арамейской графике письма:

пехлевийскую (с идеограммами и лигатурами, историческими написаниями) и

манихейскую (фонетическую). Первые опыты его дешифровки относятся к 18 в.

Пехлевийский вариант арамейского письма послужил основой для создания

специального авестийского письма, которым были записаны тексты богослужения

в зороастрийских общинах. Авестийский язык был современником

древнеперсидского. Его письменная фиксация была осуществлена только около 4

в.

Свою письменность на основе арамейской графики имели языки парфянский,

бактрийский, согдийский (3 варианта), хорезмийский. Согдийское письмо легло

в основу орхонского и уйгурского, а то, в свою очередь, нашло продолжение в

письме галик, ставшем прототипом для старомонгольского и маньчжурского. На

старомонгольский алфавит опирались письмо ойратское и бурятское.

Хотаносакские тексты писались посредством индийской графики брахми.

С первой половины 9 в. начинается история новоперсидского языка (фарси). В

связи с завоеванием в 7 в. Ирана (Персии) арабами фарси и многие другие

иранские и неиранские языки переходят на арабское письмо.

----------------------------------------------------------------------------

----

Письмо в Южной и Юго-Восточной Азии

На территории Индии, откуда получили распространение многие графические

системы Южной и Юго-Восточной Азии, что позволяет именовать их собирательно

индийским письмом, история письменности насчитываает не менее 5 тысяч лет.

Но древнейшие надписи, обнаруженные в русле р. Инд (Хараппа и Мохенджо

Даро) и представляющие собой рисунки, остаются нерасшифрованными. Поэтому

трудно говорить о генетической принадлежности языка этих протоиндских

надписей. Возможно, они сделаны на каком-то доиндоевропейском языке.

Индоевропейцы же, принадлежащие к индоиранской ветви (ариям) приходят через

Среднюю Азию и Закавказье во 2-м тыс. до н.э. Одни из них (иранская группа

ариев) заселяют Иран, другие (индоарийцы) осваивают Север Индостанского

полуострова и постепенно продвигаются на юг и восток.

К 5 в. до н.э. относится создание кхароштхи - первого из древнейших

индийских алфавитов. Он был в употреблении до 5 в. н.э. у ряда народов, и

его называют также бактрийским, индобактрийским, бактропалийским,

севернзападным индийским и кабульским. Письмо кхароштхи было слоговым.

Основными знаками являлись графемы, передающие согласные в сочетании с

кратким а, все прочие гласные передавались дополнительными знаками сверху

или снизу при знаках для согласных. Сперва писали справа налево, а потом

слева направо. Кхароштхи восходил к арамейской скорописи, которая

применялась в ахеменидских канцеляриях на северо-западе Индии. Впоследствии

оно испытало влияние другого древнего индийского письма - брахми.

В 3 в. до н.э. (также на основе арамейской графики) складывается брахми - в

основе своей буквенно-слоговое письмо. Именно к брахми восходят многие

варианты индийского письма.

Здесь, как и в кхароштхи, к основной графеме (например, для ka)

приписываются дополнительные знаки для всех прочих, кроме а, гласных.

Письмо брахми оказалось прототипом для многих десятков систем письма,

употребляющихся сегодня или употреблявшихся в прошлом в самой Индии,

Бангладеше (я предпочитаю склонять это имя!), Пакистане, Непале, Шри-Ланке,

а также в Тибете и Центральной Азии, вплоть до Монголии, в Бирме, на

полуострове Индокитай и в Индонезии. Его влияние было связано с

распространением буддийской религии и литературы.

Уже в ранних памятниках письма на брахми выделились три ветви:

северная (с угловатыми начертаниями букв),

южная (с округлыми начертаниями букв) и

юго-восточная (за пределами Индии, главным образом на основе пали).

В уже знакомой схеме родословного древа алфавитов названо только письмо

брахми.

Знаки брахми менялись. Эволюция этой системы письма представляет собой

цепочку следующих друг за другом во времени и различающихся по территориям

распространения форм: брахми - маурья - кушанское - гупта

(центральноазиатский вариант) - нагари - деванагари.

Письмо деванагари, используемое сегодня для хинди, санскрита и ряда др.

индийских языков, представляет собой классический образец индийского

письма. Его алфавит строится на основе артикуляционных признаков. Сперва

перечисляютсяграфемы для отдельно употребляемых гласных (кратких и долгих,

вместе с дифтонгами, а также с включением сюда кратких и долгих плавных),

для согласных (начиная от заднеязычных и кончая губными). Имеется много

дополнительных значков для гласных, для отсутствия гласного в исходе слова,

много лигатур. Для типографского набора требуется не менее 600 литер.

Текст из "Ригведы" (деванагари)

От брахми ответвляется письмо пали, которое нашло продолжение в письме

бирманском, сингальском, бороматском, из которого, в свою очередь,

развились письмо кхмерское, таи, лаосское. Брахми даёт начало также письму

кадамба, из которого возникают грантха и тамильское, кави, яванское,

батакское, лампонг, реджанг. Письмо гупта стало основой для ассамского,

тагальского, тибетского.

Из деванагари возникает письмо бенгальское, непальское и др.

Примерное представление о путях развития индийского письма даёт приводимое

родословное древо (в качестве примера выбрана буква na c n церебральным /

ретрофлексным).

Ниже приводятся образцы некоторых систем индийского письма (нагари,

браминское, пали, гуджарати, тамильское, лаосское, тибетское).

----------------------------------------------------------------------------

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.