бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Теория языкознания

35 тыс. лет назад. К их числу относят неандертальцев, мозг которых по

объёму и строению почти подобен мозгу современного человека. Они

изготавливают довольно сложные орудия труда и начинают строить жилища,

занимаются коллекьтивной охотой на крупных животных. У них

совершенствуется социальная организация и лучше координирована совместная

производственная деятельность, что обеспечивало более интенсивный рост их

численности и более широкое расселение этих групп. Значительного уровня

достигает развитие речи. Увеличилась независимость человеческих групп от

окружающей природной среды. Это привело к прекращению биологической,

видовой эволюции человека и к выдвижению на первый план социальных

факторов.

Современный человек, неоантроп (Homo sapiens sapiens) возник около 40 или

более (до 60-70) тысяч лет тому назад. Удвоение атрибута sapiens призвано

показать отличие нового человека от архантропа, которого квалифицируют как

Homo sapiens. Неоантропы уже в начальный перид своего существования

создали богатую культуру (разнообразные орудия из камня, кости рога,

жилища, шитую одежду, полихромную живопись на стенах пещер, скульптуру,

гравировку на кости и т.п.). Их звуковой язык по своей структуре

приближается к современному.

Возникновение человека было возникновением одновременно общества, сознания

и звукового языка, благодаря которым человеческий вид смог выдержать

длительную и жестокую конкурентную борьбу за выживание. Постепенно

формировались расы и возникали диалектные различия, приведшие к становлению

самостоятельных языков, которые послужили праязыками макросемей. Довольно

рано люди начали распространяться за пределы африканского континента,

заселяя просторы Евразии (если считать прародиной человека Африку).. Через

Берингов пролив их племена мигрировали на американский континент, через

острова Индонезийского (Малайского) архипелага шло заселение Австралии.

Формирование звукового языка было обусловлено всё возрастающими и

усложняющимися потребностями общения и происходило в тех условиях, когда

люди могли использовать также другие системы коммуникации (и прежде всего

язык жестов). Звуковой язык оказался более эффективным орудием общения при

отсутствии, например, прямой видимости. Звуковые и жестовые сигналы

используются животными ряда видов, но человеческий язык представляет собой

не просто более сложную коммуникативную систему, а качественно новое

явление, посредством которого могут строиться высказывания о

непосредственно не наблюдаемых и воображаемых ситуациях, формироваться

абстрактные понятия, излагаться мифы и легенды, формироваться развёрнутые

научные теории и т.д. Поэтому сопоставление языка человека и систем

биокоммуникации не позволяет в полной степени получить адекватное

представление о том, как был устроен человеческий Протоязык.

Методами сравнительно-исторического языкознания (внешняя реконструкция,

внутренняя реконструкция, глоттохронология) удаётся углубиться в историю

языковых семей не более чем на 10 тыс. лет (т.е. до эпохи неолитической /

аграрной революции). История языковых макросемей требует дальнейшего

движения вглубь. Так, если существование индоевропейского языкового

единства условно датируется 5 тыс. лет до н.э., то существование таких,

например, макросемей, как ностратическая (или бореальная) макросемья или

гипотетическая макросемья, в которую пытаются объединить языки

северокавказские (абхазско-адыгские и нахско-дагестанские), енисейские,

сино-тибетские в Старом Свете и языки на-дене в Новом Свете, относят к

периоду, лежащему между 10 и 20 тыс. лет до н.э. Реконструкция праязыков

этих макросемей находится в начальной стадии, и пока приходится

сомневаться, что на этом пути удастся восстановить в скором времени язык

первого Homo sapiens sapiens.

----------------------------------------------------------------------------

----

Язык и общество

Язык возникает, развивается и существует как социальный феномен. Его

основное назначение заключается в том, чтобы обслуживать нужды

человеческого общества и прежде всего обеспечить общение между членами

большого или малого социального коллектива, а также функционирование

коллективной памяти этого коллектива.

Понятие общества относится к одному из трудно определимых. Общество - это

не просто множество человеческих индивидов, а система разнообразных

отношений между людьми, принадлежащими к тем или иным социальным,

профессиональным, половым и возрастным, этническим, этнографическим,

конфессиональным группам, где каждый индивид занимает своё определённое

место и в силу этого выступает носителем определённого общественного

статуса, социальных функций и ролей. Индивид как член общества может быть

идентифицирован на основе большого количества отношений, которые его

связывают с другими индивидами. Особенности языкового поведения индивида и

его поведения вообще оказываются в значительной мере обусловлены

социальными факторами.

Проблема взаимоотношений языка и общества включает в себя многие аспекты, в

том числе и такие, которые входят в группы:

Социальная сущность языка: "Функции языка в обществе", "Основные

направления социальной эволюции языков"; "История языка и история народа";

Отношение языка к общественным институтам и процессам: "Язык и культура",

"Язык и религия", "Язык и художественная литература", "Язык и школа", "Язык

и научно-технический прогресс", "Язык и средства массовой информации",

"Язык и идеология", "Возможности воздействия общества на язык";

Варьирование языка в обществе: "Функциональные варианты (формы

существования) языка", "Язык и территориальная дифференциация общества

(территориальные диалекты)", "Язык и социальная дифференциация общества

(социальные диалекты)", "Язык и социальные роли говорящих",

Взаимодействие языков в многоэтническом обществе: "Языки и этносы",

"Языковые ситуации", "Национально-языковая политика", "Языковые контакты",

"Многоязычие в социологическом аспекте".

Их исследованием занимаются социолингвистика (социальная лингвистика),

возникшая на стыке языкознания и социологии, а также этнолингвистика,

этнография речи, стилистика, риторика, прагматика, теория языкового

общения, теория массовой коммуникации и т.д.

Язык выполняет в обществе следующие социальные функции:

коммуникативная / иформативная (осуществляемые в актах межличностной и

массовой коммуникации передача и получение сообщений в форме языковых /

вербальных высказываний, обмен информацией между людьми как участниками

актов языковой коммуникации, коммуникантами),

познавательная / когнитивная (обработка и хранение знаний в памяти индивида

и общества, формирование картины мира),

интерпретативная / толковательная (раскрытие глубинного смысла воспринятых

языковых высказываний / текстов),

регулятивная / социативная / интерактивная (языковое взаимодействие

коммуникантов, имеющее целью обмен коммуникативными ролями, утверждение

своего коммуниативного лидерства, воздействие друг на друга, организация

успешного обмена информацией благодаря соблюдению коммуникативных

постулатов и принципов),

контактоустанавливающая / фатическая (установление и поддержание

коммуникативного взаимодействия),

эмоционально-экспрессивная (выражение своих эмоций, чувств, настроений,

психологических установок, отношения к партнёрам по коммуникации и предмету

общения),

эстетическая (создание художественных произведений),

магическая / "заклинательная" (использование в религиозном ритуале, в

практике заклинателей, экстрасенсов и т.п.),

этнокультурная (объединение в единое целое представителей данного этноса

как носителей одного и того же языка в качестве родного),

метаязыковая / метаречевая (передача сообщений о фактах самого языка и

речевых актах на нём).

История каждого языка самым тесным образом связана с историей народа,

являющегося его носителем. Есть существенные функциональные различия между

языком племени, языком народности и языком нации. Язык играет исключительно

важную роль в консолидации родственных (и не только родственных) племён в

народность и в формировании нации.

Один и тот же этнос может пользоваться одновременно двумя или более

языками. Так, многие народы Западной Европы на протяжении всего

Средневековья пользовались как своими разговорными языками, так и

латинским. В Вавилонии наряду с аккадским (вавилоно-ассирийским) долгое

время использовался шумерский язык.

И напротив, один и тот же язык может одновременно обслуживать несколько

этносов. Так, испанский язык используется в Испании, а также (часто

одновременно с другими языками) в Чили, Аргентине, Уругвае, Парагвае,

Боливии, Перу, Эквадоре, Колумбии, Венесуэле, Панаме, Коста-Рике,

Сальвадоре, Гондурасе, Гватемале, Мексике, Республике Куба, на Филиппинах,

в Республике Экваториальная Гвинея и т.д.

Этнос может утратить свой язык и перейти на другой язык. Это произошло,

например, в Галлии в силу романизации кельтов.

Описывая взаимоотношения используемых в одном социальном коллективе разных

вариантов языка или же разных языков, говорят о языковой ситуации. Языковые

ситуации могут быть однокомпонентными и многокомпонентыми, равновесными и

неравновесными.

Примером однокомпонентной языковой ситуации может служить Исландия.

Равновесная ситуация имеет место в Бельгии (одинаковый статус французского

и нидерландского языков). В многих государствах Западной Африки наблюдаются

неравновесные ситуации: местные языки обладают большей демографической

мощностью, а по коммуникативной мощности они уступают европейским языкам.

Доминировать может один язык: волоф в Сенегале. В Нигерии доминируют

несколько языков (хауса, йоруба, игбо). Используемые языки могут обладать

разным престижем (в случае диглоссии). На продуманный анализ и взвешенные

оценки языковых ситуаций опирается выбор рациональной языковой политики,

проводимой государством.

Соотнесение разных языковых систем и разных типов культуры (а также разных

способов категоризации явлений мира) составляет содержание этнолингвистики.

Многие представители этнолингвистики нередко неправомерно преувеличивают

роль языка в познании мира (школа Лео Вайсгербера в Германии, гипотеза

языковой относительности, выдвинутая в США Эдвардом Сепиром и Бенджаменом

Л. Уорфом).

Язык определённым образом отражает территориальную дифференциацию народа,

говорящего на нём, выступая в виде множества говоров, и социальную

дифференциацию общества на классы, слои и группы, существующие между ними

различия в использовании в целом единого языка, выступая в виде множества

вариантов, разновидностей, социальных диалектов (социолектов). В языке в

виде множества форм общего и специализированного характера, таких, как

литературный язык, просторечие, койне, функциональные стили, подъязыки

науки, жаргоны и арго, отражается многообразие сфер и сред его применения.

На данном языке сказываются появление своей системы письма и формирование

наряду с устно-разговорным письменного языка, изобретение и распространение

книгопечатания, газет, журналов, радио, телеграфа, телефона, телевидения,

Интернета.

Поскольку общество в процессе своего исторического развития беспрерывно

изменяется, меняются и функции обслуживающего его языка, его социально-

функциональная стратификация, взаимоотношения между территориальными и

социальными диалектами, общественый статус разных форм существования языка.

Для теоретического языкознания немалый интерес представляет проблема

взаимоотношения внутренних (внутриструктурных) и внешних (прежде всего

социальных) факторов развития языковой системы. Язык (и прежде всего его

словарь) чутко реагирует на развитие материальной культуры (техника и

технология), на достижения духовной культуры (мифологическое, философское,

художественное, научное постижение мира, формирование новых понятий).

----------------------------------------------------------------------------

----

ЮСМ; ААР.

ЛЭС/БЭС (Статьи: Язык и общество. Социолингвистика. Языковая ситуация.

Языковая политика. Этнолингвистика. Сепира-Уорфа гипотеза. Коммуникация.

Контакты языковые).

Для дополнительного чтения: Н.Б. Мечковская. Социальная лингвистика. М.,

1994.

Приложение, дающее представление о том, как социолмнгвистику обычно

трактуют в американской науке (из обзорного доклада фонда ERIC L & L 1994).

Sociolinguistics

Sociolinguistics is the study of language as a social and cultural

phenomenon. The major divisions within the field of sociolinguistics are

described below.

Language Variation describes the relationship between the use of linguistic

forms and factors such as geography, social class, ethnic group, age, sex,

occupation, function, or style. The combination of these various factors

results in an individual's idiolect, that is, their particular and

idiosyncratic manner of speech. When a variety of language is shared by a

group of speakers, it is known as a dialect. A dialect, whether standard or

nonstandard, includes the full range of elements used to produce speech:

pronunciation, grammar, and interactive features. In this respect, dialect

should be distinguished from accent, which usually refers only to

pronunciation.

All speakers of a language speak a dialect of that language. For example,

the speech of an Alabaman is quite different from that of a New Englander,

even though the language spoken by both is English. Further differentiation

is possible by investigating factors such as social class, age, sex, and

occupation.

Language and Social Interaction. This is the province of language and its

function in the real world. Three subfields of sociolinguistics investigate

this relationship.

(1) Pragmatics looks at how context affects meaning. As a function of

context, the intended meaning of an utterance is often different from its

literal meaning. For example, "I'm expecting a phone call" can have a

variety of meanings. It could be a request to leave the phone line free or

a reason for not being able to leave the house; or it could suggest to a

listener who already has background information that a specific person is

about to call to convey good or bad news.

(2) Discourse analysis examines the way in which sentences relate in larger

linguistic units, such as conversational exchanges or written texts.

Matters of cohesion (the relationship between linguistic forms and

propositions) and coherence (the relationship between speech acts) are also

investigated. The links between utterances in sequence are important topics

of analysis.

(3) Ethnography of communication uses the tools of anthropology to study

verbal interaction in its social setting. One example of ethnographic

research is the study of doctor-patient communication. Such study involves

microanalysis of doctor-patient interaction, noting not only what is said

but also pauses between turns, interruptions, questioning and response

patterns, changes in pitch, and nonverbal aspects of interaction, such as

eye contact.

Language Attitudes. The attitudes people hold toward different language

varieties and the people who speak them are important to sociolinguists.

Whereas studies in language and social interaction investigate actual

language interaction, language attitude studies explore how people react to

language interactions and how they evaluate others based on the language

behavior they observe.

Language Planning is the process of implementing major decisions regarding

which languages should be used on a societal scale. Language attitude

studies are an essential component of language planning. In the United

States, issues such as establishing bilingual education programs or whether

to declare English the official language are major language planning

decisions.

It is in multilingual nations, however, that language planning is most

significant. Governments must decide which of a country's many languages to

develop or maintain and which to use for such functions as education,

government, television, and the press. Corpus planning involves the

development or simplification of writing systems, dictionaries, and

grammars for indigenous languages, in addition to the coining of words to

represent new concepts. In such contexts, language planning is an important

factor in economic, political, and social development.

Язык и коммуникативное поведение

Участвуя в производственно-познавательной деятельности общества, каждый

индивид оказывается включённым во множество коммуникативных процессов,

выступая то отправителем, то получателем сообщений, и прежде всего

сообщений языковых, вербальных. Участник языковой коммуникации

(коммуникант) пользуется как вокальным каналом связи, функционируя

попеременно в коммуникативных ролях говорящего и слушающего, так и

графическим каналом связи, выполняя роли пишущего и читающего.

Возможность его участия в вербально-коммуникативных событиях

обусловливается тем, что в его психоневрологическом механизме "записана"

языковая система, представляющая собой программу, которая как раз и

управляет коммуникативным поведением индивида. Эта программа включает в

себя наборы команд, задающих определённые операции, которые, во-первых,

направлены на то, чтобы в целях реализации в речевом высказывании

коммуникативного замысла, коммуникативных целей и намерений (интенций)

говорящего / пишущего установить связи между языковыми объектами (в первую

очередь семантемами и их конфигурациями) и внеязыковыми объектами,

входящими в коммуникативно-прагматическое пространство, и, во-вторых,

регулируют взаимодействие между внутриструктурыми компонентами языковой

системы (семантическим, прагматическим, синтаксическим, номинативным,

морфологическим и фонолого-фонетическим).

В каждым своём коммуникативном акте говорящий создаёт вокруг себя

коммуникативно-прагматическое пространство, куда входят:

сам говорящий,

его адресат,

высказывание,

предмет высказывания,

время коммуникативного акта,

место коммуникативного акта,

обстановка, в которой совершается даный коммуникативный акт.

Всякое коммуникативное событие может быть охарактеризовано прежде всего как

событие, в центре которого находится говорящий (коммуникатор). Любое его

высказывание эгоцентрично. Формируемое его речевым актом коммуникативно-

прагматическое пространство характеризуется такими координатами, как Я

(т.е. говорящий) - не-Я (ближе к Я стоит Ты, в отдалеиии находится Он),

сейчас (в момент акта высказывания говорящего) - не-сейчас (т.е. раньше или

позже акта высказывания говорящего), здесь (рядом с говорящим) - не-здесь

(несколько поодаль от говорящего или вообще очень далеко от него), место,

занимаемое говорящим в социальной иерархии (равный говорящему по

социальному статусу, - стоящий выше или же ниже в социальной иерархии).

Указание на то или иное место в каждом из измерений называется дейксисом

(личным, темпоральным, пространственным, социальным)

Говорящий может быть либо инициатором данного коммуникативного события,

либо он может быть вовлечён в него другим участником этого события. Он

осуществляет речевой акт, строя предложение, которое должно удовлетворять

определённым фонологическим, грамматическим и лексическим параметрам,

выражать некое значение (пропозицию) относительно тех или иных референтов,

а также то или иное коммуникативное намерение (иллокуцию). Иллокутивная

составляющая является ведущей в структуре речевого акта, в силу чего н

может характеризоваться как иллокутивный акт. Речевой акт может быть:

актом констатации (или утверждения) некоего существующего положения дел

(констатив, ассертив): Идёт дождь; Студенты факультета РГФ хорошо знают

транскрипцию МФА;

актом побуждения собеседника к совершению некоего действия (директив): Я

требую, чтобы Вы покинули помещение; Вы должны незамедлительно покинуть

помещение; Всем оставаться на местах;

актом запроса у собеседника недостающей информации (интеррогатив, квестив,

эротетив): Когда состоится очередное заседание кафедры; Кто в группе сдал

экзамен по введению в языкознание на отлично? Ты придёшь? Я хочу знать,

можно ли считать этот язык агглютинативным;

актом обещания (комиссив): Обещаю вернуть книгу в срок; Клянусь не забыть

об этом; Я приду к тебе завтра;

актом выражения своего отношения к собеседнику и регулирования

взаимооотношений с ним (экспрессив): Прошу извинения за то, что невзначай

тебя обидел; Прими мои собелезнования; Поздравляю тебя с успешной сдачей

экзамена;

актом объявления изменений в статусе собеседника или другого участника

данной предметной сиуации по воле обладающего соответствующими правами

говорящего (декларатив): Назначаю Вас своим заместителем; Объявляю вас

мужем и женой.

В том случае, когда субъект пропозиции тождественен говорящему, мы имеем

дело с перформативным высказыванием (Я обещаю прийти во время, Я прошу тебя

принести завтра эту книгу, Я благодарю тебя за помощь). Структурным центром

перформативного высказывания является так называемый перформативный глагол,

который делает данное высказывание соответствующим действием (приказом,

приглашением, советом, обещанием и т.п.), когда он употреблён в 1 л. ед. ч.

наст. вр. изъявит. накл. Этот глагол задаёт своё окружение, структуру

которого можно зафиксировать в виде скобочной зписи: требую (Я, Ты,

пропозиция, содержащая информацию об ожидаемом действии). Тот или иной

элемент перформативного высказывания может быть опущен (т.е. остаться не

названным, имплицитным): Приходи (= Я прошу тебя прийти), Прочти эту книгу

(= Я советую тебе прочесть эту книгу).

Каждый из видов иллокутивных актов имеет свои конструктивные особенности.

По ним можно судить, на выражении какого коммуникативного намерения

специализирована даная конструкция. Вместе с тем нередки случаи так

называемых косвенных (непрямых) речевых актов, когда та или иная

конструкция используется для выражения иного коммуникативного намерения.

Так, при определёных обстоятельствах вопросительное по форме высказывание

Ты не можешь дать мне эту книгу на время? служит не запросу информации, а

выражает просьбу (= Я прошу тебя дать мне эту книгу на время).

В смысловом содержании высказывания могут наличествовать компоненты, не

нашедшие прямого выражения и восстанавливаемые слушателем на основе так

называемых пресуппозиций, т.е. тех суждений слушателя, которые он

формулирует в своём созании в целях адекватного понимания высказывания,

опираясь на свой жизненный опыт, знание типичных ситуаций, вербальный

контекст и т.п. Так, высказывание Он знает, что я вернулся имеет своей

пресуппозицией Я вернулся. Высказывание Ему далось решить эту задачу имеет

своей пресуппозицией Он прилагал усилия.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.