бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Свобода и счастье человека

чудо чтобы сборище калек штурмовало могучее Государство... Хотя бы потому,

что я знаю их расовую неполно ценность, я не могу связывать судьбу моей

нации с судь бой так называемых "угнетенных наций" .

Любовь к сильным и ненависть к слабым, стол типичные для садистско-

мазохистской личности, объясняют множество политических актов Гитлера и его

сторонников. Республиканское правительство надеялось "умиротворить"

нацистов своей терпимостью, но именно этим отсутствием силы и твердости

увеличивало их ненависть. Гитлер ненавидел Веймарскую республику, потому

что она была слаба; он восхищался промышленными и военными руководителями,

потому что у тех была власть и сила. Он никогда не вступал в борьбу с

установившейся сильной властью и нападал лишь на те группы, которые считал

беззащитными. "Революция" Гитлера - как и "революция" Муссолини -

происходила под защитой реально существовавшей власти, а их излюбленными

противниками были те, кто не мог за себя постоять. Можно даже предположить,

что отношение Гитлера к Великобритании тоже было обусловлено, среди

прочего, этим психологическим комплексом. Пока он считал Англию сильной, он

любил ее и восхищался ею. Когда же убедился в слабости британской позиции -

во время Мюнхена и после него, - его любовь превратилась в ненависть и

стремление сокрушить Англию. С этой точки зрения "умиротворение" было

политикой, которая должна была возбудить именно враждебность, а не

миролюбие.

До сих пор мы говорили о садистской стороне гитлеровской идеологии. Однако,

как мы видели при обсуждении авторитарного характера, в нем есть и мазо-

хистская сторона, то есть должно присутствовать и стремление подчиниться

подавляющей силе, уничтожить свое "я", и это стремление мы действительно

обнаруживаем. Эта мазохистская сторона нацистской идеологии и практики

наиболее очевидна в отношении масс. Им повторяют снова и снова: индивид -

ничто, он не имеет значения; он должен признать свою личную ничтожность,

должен раствориться в высшей силе и ощущать гордость от своего участия в

ней. Гитлер ясно выражает эту мысль в своем определении идеализма: "Только

идеализм приводит людей к добровольному признанию прерогатив принуждающей

силы и тем самым превращает их в пылинки мирового порядка, образующего и

формирующего вселенную" .

Подобным же образом Геббельс определяет то, что он называет социализмом.

"Быть социалистом, - говорит он, - это значит подчинить свое "я" общему

"ты"; социализм - это принесение личного в жертву общему" .

Самоотречение индивида - сведение его к пылинке; атому - влечет за собой,

согласно Гитлеру, отказ от всякого права на личное мнение, личные интересы,

личное счастье. Такой отказ составляет сущность политической организации, в

которой "индивид отказывается представлять свое личное мнение и твои

интересы...". Гитлер превозносит "самоотверженность" поучает, что в "погоне

за собственным счастьем люди все больше опускаются с небес в преисподнюю" .

Цель воспитания - научить индивида не утверждать свое "я". Уже школьник

должен научиться "молчать не только тогда, когда его бранят за дело; он

должен научиться также молча переносить несправедливость, если это

необходимо". Конечная цель изображается так: "В народном государстве

народное мировоззрение должно в конечном итоге привести к той благородной?

эре, когда люди будут видеть свою задачу не в улучшении породы собак,

лошадей и кошек, а в возвышении самого человечества; эру, когда один будет

сознательно и молчаливо отрекаться, а другой - радостно отдавать и

жертвовать" .

Эта фраза звучит несколько странно. После характеристики одного типа

индивидов, который "сознательно и молчаливо отрекается", можно было бы

ожидать, что появится характеристика противоположного типа - того, кто

руководит, берет на себя ответственность или что-нибудь в этом роде. Но

вместо этого Гитлер снова характеризует этот "другой" тип как способный к

самопожертвованию. Трудно уловить разницу между "молчаливо отрекается" и

"радостно жертвует". Я позволю себе высказать догадку, что на самом деле

Гитлер собирался сделать различие между массами, которые должны смиряться,

и правителем, который должен править. Но хотя иногда он вполне, открыто

признает стремление к власти - свое и своей "элиты", - зачастую он это

стремление отрицает.;

В этой фразе ему, очевидно, не хотелось быть столь откровенным, и он

заменил стремление властвовать стремлением "радостно отдавать и

жертвовать".

Гитлер прекрасно сознает, что его философия самоотречения и жертвенности

предназначена для тех, кого экономическое положение лишает всякой

возможности счастья. Ему не нужен такой общественный строй, где каждому

было бы доступно личное счастье; он хочет эксплуатировать саму бедность

масс, чтобы заставить их уверовать в его проповедь самопожертвования. Он

совершенно открыто заявляет: "Мы обращаемся к огромной армии людей, которые

так бедны, что их личное существование отнюдь не является наивысшим в мире

богатством..." '

Вся эта проповедь самопожертвования имеет вполне очевидную цель: чтобы

вождь и "элита" могли реализовать свое стремление к власти, массы должны

отречься от себя и подчиниться. Но мазохистские наклонности можно

обнаружить и у самого Гитлера. Высшие силы, перед которыми он склоняется, -

это Бог, Судьба, Необходимость, История и Природа. В действительности все

эти слова означают для него одно и то же: символ подавляющей силы.

В начале своей автобиографии он замечает: "...ему повезло, что Судьба

назначила Браунау на Инне местом его рождения". Дальше он говорит, что весь

немецкий народ должен быть объединен в одном государстве, потому что лишь

тогда, когда это государство станет слишком тесным для всех немцев,

необходимость даст им "моральное право на новые земли и территории" .

Поражение в войне 1914 - 1918 годов представляется ему "заслуженным

наказанием, ниспосланным Вечным Возмездием". Нации, которые смешиваются с

другими расами, "грешат против воли Вечного Провидения" или, как он говорит

в другом месте, "против воли Вечного Творца". Миссия Германии указана

"Творцом Вселенной". Небеса являются высшей категорией по отношению к

людям, потому что людей, по счастью, можно дурачить, но "Небеса

неподкупны". Сила, производящая на Гитлера, вероятно, даже большее

впечатление, чем Бог, Провидение и Судьба, - это Природа. Тенденция

исторического развития последних четырехсот лет состояла в ликвидации

господства над людьми и в установлении господства над Природой. Гитлер

настаивает на том, что можно и должно управлять людьми, но Природой

управлять нельзя. Я уже приводил его высказывание, что история человечества

началась, вероятно, не с одомашнивания животных, а с господства над низшими

людьми. Он высмеивает саму мысль о том, что человек может покорить Природу;

издевается над теми, кто верит, что сможет стать властелином Природы, "не

имея в своем распоряжении другого оружия, кроме "идеи". Он говорит, что

человек "не стал хозяином Природы, но благо- даря знанию нескольких законов

и секретов Природы он' поднялся до положения хозяина тех живых существ"

которые этим знанием не обладают" '. Здесь мы снова встречаемся с той же

мыслью: Природа - это великая сила, которой мы должны подчиняться, а вот

над' живыми существами должны господствовать.

Я постарался выявить в писаниях Гитлера две тенденции, уже описанные выше

как основные стремления авторитарной личности: жажду власти над людьми и

потребность в подчинении подавляющей внешней силе. Идеи Гитлера более или

менее идентичны всей идеологии нацистской партии. Те же мысли, что

высказаны в его книге, он провозглашал в бесчисленных речах, которыми

завоевал своей партии массовую поддержку. Эта идеология выросла из его

личности чувство неполноценности, ненависть к жизни, аскетизм и зависть к

тем, кто живет полной жизнью, были почвой его садистско-мазохистских

стремлений - и была обращена к тем людям, которых возбуждала и привлекала в

силу аналогичного склада их собственного характера. Они становились

горячими приверженцами человека, выражавшего их собственные чувства. Но

низы среднего класса были удовлетворены не только идеологией. Политическая

практика реализовала обещания идеологии: была создана иерархия, в которой

каждый имел кого-то над собой, кому он должен был повиноваться, и кого-то

под собой, над кем ощущал свою ? власть. Человек на самом верху - вождь -

имел над собой Судьбу, Историю или Природу, то есть некую высшую силу, в

которой мог раствориться. Таким образом, идеология и практика нацизма

удовлетворяют запросы, происходящие из особенностей психологии одной части

населения, и задают ориентацию другой части: тем, кому не нужны ни власть,

ни подчинение, но кто утратил веру в жизнь, собственные решения и вообще во

все на свете.

Дают ли эти соображения какую-то основу для прогноза дальнейшей

устойчивости нацизма? Я не считаю себя вправе делать какие-либо

предсказания, но мне кажется, что имеет смысл поставить некоторые вопросы,

вытекающие из рассмотренных выше психологических предпосылок. Не

удовлетворяет ли нацизм при данных психологических условиях эмоциональные

потребности населения и не является ли эта психологическая функция

фактором, укрепляющим его устойчивость?

Из всего сказанного выше ясно, что ответ на эти вопросы может быть только

отрицательным. Факт человеческой индивидуализации - разрыва "первичных уз"

- необратим. Процесс разрушения средневекового общества продолжался

четыреста лет и в наше время завершается. Если не уничтожить всю

промышленную систему, если не вернуть весь способ производства к

доиндустриальному уровню, человек останется индивидом, который полностью

выделился из окружающего мира. Мы видели, что человек не выдерживает этой

негативной свободы, что он пытается бежать от нее в новую зависимость,

которая должна заменить ему утраченные первичные узы. Но эта новая

зависимость не обеспечивает подлинного единства с миром;

человек платит за новую уверенность отказом от целостности своего "я".

Между ним и новыми авторитетами остается непреодолимый разрыв; они

ограничивают и калечат его жизнь, хотя на уровне сознания он может быть

искренне уверен, что подчиняется им совершенно добровольно. Однако он живет

в таком мире, который не только превратил его в "атом", но и предоставил

ему все возможности, чтобы стать независимой личностью. Современная

промышленная система способна не только создать каждому человеку

обеспеченное существование, но и дать материальную базу для полного

проявления интеллектуальных, чувственных и эмоциональных возможностей

каждого, в то же время значительно сократив его рабочее время на

производстве.

Функцию авторитарной идеологии и практики можно сравнить с функцией

невротических симптомов. Эти симптомы происходят из невыносимых

психологических;

условий и в то же время предлагают какое-то решение, делающее жизнь

терпимой. Но они не дают решения, ведущего к счастью и развитию личности.

Они не из- меняют условий, приводящих к невротическому решению. Одиночество

и бессилие индивида, его стремление реализовать возникшие в нем

возможности, объективный факт возрастания производственной мощи современной

промышленности - все это динамические факторы, составляющие основу

растущего стремления к Я свободе и счастью. Бегство в симбиотическую

зависимость может на какое-то время приглушить страдание,. но не может его

устранить. История человечества это история растущей индивидуализации и

вместе с тем. история растущей свободы. Стремление к свободе не

метафизическая сила, хотя законами природы его тоже не объяснить; оно

является неизбежным результатом. процессов индивидуализации и развития

культуры. Авторитарные системы не могут ликвидировать основные условия,

порождающие стремление к свободе; ' точно так же они не могут искоренить и

стремление к свободе, вытекающее из этих условий.

Глава 7

СВОБОДА И ДЕМОКРАТИЯ

1. Иллюзия индивидуальности

В предыдущих главах я постарался показать, что в современной промышленной

системе, и особенно в ее монополистической фазе, есть факторы,

вырабатывающие тип личности, для которой характерно ощущение бессилия,

одиночества, тревоги и неуверенности. Я говорил об особых условиях в

Германии, превративших часть ее населения в питательную почву для идеологии

и политической практики, обращенной к тому типу личности, который я назвал

авторитарным.

Ну, а как обстоит дело у нас? Только ли из-за океана угрожает фашизм нашей

демократии, только ли его "пятая" колонна" существует среди нас? В этом

случае положение было бы весьма серьезным, хотя еще и не критическим.

Однако - хотя необходимо принимать всерьез и внешнюю и внутреннюю угрозу

фашизма - нет большей ошибки и более серьезной опасности, чем не замечать,

что в нашем обществе мы сталкиваемся с тем же явлением, которое повсюду

питает корни фашизма: с ничтожностью и бессилием индивида.

Это утверждение противоречит общепринятому мнению, что современная

демократия, освободив индивида от всех внешних ограничений, привела к

расцвету индивидуализма. Мы гордимся тем, что нас не гнетет никакая внешняя

власть, что мы свободны выражать свои мысли и чувства, и уверены, что эта

свобода почти автоматически обеспечивает нам проявление индивидуальности.

Но право выражать свои мысли имеет смысл только в том случае, если мы

способны иметь собственные мысли; свобода от внешней власти становится

прочным достоянием только в том случае, если внутренние психологические

условия позволяют нам утвердить свою индивидуальность. Достигли ли мы этой

цели? Или хотя бы приближаемся ли к ней? Эта книга посвящена человеческому

фактору, поэтому ее целью является критический анализ именно данной

проблемы. Начало такому анализу уже было положено в предыдущих главах.

Говоря о двух значениях свободы для современного человека, мы показали, как

экономические условия усиливают изоляцию и беспомощность индивида в наше

время. Говоря о психологических результатах, мы показали, что эта

беспомощность приводит либо к особому роду "бегства", характерному для

авторитарной личности, либо к вынужденному конформизму, вследствие которого

индивид превращается в робота, теряет себя, но при этом убежден, что он

свободен и подвластен лишь собственной воле.

Важно осознать, до какой степени наша культура питает эту тенденцию к

конформизму, даже если и существуют выдающиеся примеры обратного.

Подавление спонтанных чувств - а следовательно, и подлинной

индивидуальности - начинается очень рано, по существу, с самого начала

воспитания ребенка (1). Это не значит, что любое воспитание неминуемо

приводит к подавлению спонтанности; если подлинной целью воспитания

является полноценное развитие ребенка, развитие его внутренней

независимости и индивидуальности, этого не происходит. При таком воспитании

может возникнуть необходимость в каких-то ограничениях, но эти временные

меры лишь способствуют росту и развитию ребенка. Однако у нас воспитание и

образование слишком часто приводят к уничтожению непосредственности и к

подмене оригинальных психических актов навязанными чувствами, мыслями и

желаниями. (Напомню, что оригинальной я считаю не ту идею, которая никогда

никому не приходила на ум; важно, чтобы она возникла у самого индивида,

чтобы она была результатом его собственной психической деятельности, то

есть его мыслью.) Чтобы проиллюстрировать этот процесс, выберем (несколько

произвольно) одно из самых ранних подавлении чувства - подавление чувства

враждебности и неприязни.

Начнем с того, что у большинства детей возникает некоторая враждебность и

мятежность: результат их конфликтов с окружающим миром, ограничивающим их

экспансивность, поскольку им - слабой стороне - приходится покоряться. Одна

из основных задач процесса воспитания состоит в том, чтобы ликвидировать

эту антагонистическую реакцию. Методы при этом различны: от угроз и

наказаний, запугивающих ребенка, до подкупов и "объяснений", которые

смущают его и вынуждают отказаться от враждебности. Вначале ребенок

отказывается от выражения своих чувств, а в конечном итоге - и от самих

чувств. Вместе с тем он учится подавлять свое осознание враждебности или

неискренности других людей; иногда это дается ему нелегко, потому что дети

обладают способностью замечать эти качества, их не так просто обмануть

словами, как взрослых. Они не любят кого-то "без каких-либо причин" (если

не считать причиной, что ребенок чувствует враждебность или неискренность,

исходящие от этого человека). Такая реакция скоро притупляется; не так уж

много времени требуется для того, чтобы ребенок достиг "зрелости" среднего

взрослого и потерял способность отличать достойного человека от мерзавца.

Кроме того, уже на ранней стадии воспитания ребенка учат проявлять чувства,

которые вовсе не являются его чувствами. Его учат любить людей (обязательно

всех), учат быть некритично дружелюбным, улыбаться и т.д. Если в процессе

воспитания в детстве человек "обломан" не до конца, то впоследствии

социальное давление, как правило, довершает дело. Если вы не улыбаетесь, то

про вас говорят, что вы "не очень приятный человек", а вы должны быть

достаточно приятным, чтобы продать свои услуги в качестве продавца,

официанта или врача. Лишь те, кто находится на самом верху социальной

пирамиды, и те, кто в самом низу ее - кто продает только свой физический

труд,- могут позволить себе быть не особенно "приятными". Дружелюбие,

веселье и все прочие чувства, которые выражаются в улыбке, становятся

автоматическим ответом; их включают и выключают, как электрическую лампочку

(2).

В качестве красноречивого примера я приведу репортаж "Рестораны Говарда

Джонсона" из журнала "Форчун".

Разумеется, часто человек осознает, что это всего лишь жест; однако в

большинстве случаев он перестает это осознавать и вместе с тем теряет

способность отличать такое псевдочувство от спонтанного дружелюбия.

Не только враждебность подвергается прямому подавлению, и не только

дружелюбие убивается вынужденной подделкой. Подавляется (и замещается

псевдочувствами) широкий спектр спонтанных эмоций. Фрейд поставил в центр

всей своей системы подавление секса. Хотя я считаю, что ограничения в

сексуальной сфере являются не единственным важным подавлением спонтанных

реакций, а лишь одним из многих, его значением нельзя пренебрегать.

Результаты такого подавления очевидны в случаях сексуальной затор-

моженности, а также тогда, когда секс приобретает характер вынужденной

необходимости и употребляется как алкоголь или наркотик, которые сами по

себе особого вкуса не имеют, но помогают забыться. Независимо от этих

частных проявлений подавление сексуальных реакций - ввиду их интенсивности

- не только оказывает влияние на сексуальную сферу, но и угнетает

способность человека к спонтанному проявлению во всех остальных сферах.

В нашем обществе эмоции вообще подавлены. Нет никакого сомнения в том, что

творческое мышление - как и любое другое творчество - неразрывно связано с

эмоцией. Однако в наши дни идеал состоит как раз в том, чтобы жить и

мыслить без эмоций. "Эмоциональность" стала синонимом неуравновешенности

или душевного нездоровья. Приняв этот стандарт, индивид чрезвычайно ослабил

себя: его мышление стало убогим и плоским. Вместе с тем, поскольку эмоции

нельзя подавить до конца, они существуют в полном отрыве от

интеллектуальной стороны личности; результат - дешевая сентиментальность,

которой кормятся миллионы изголодавшихся по чувствам потребителей у кино и

у популярной песенки.

Есть одна запретная эмоция, которую я хочу отметить особо, потому что ее

подавление затрагивает самые корни личности; это - чувство трагедии. Как мы

видели в одной из предыдущих глав, осознание смерти и трагической стороны

жизни - будь оно ясным или смутным - является одним из основных свойств

человека. Каждая культура справляется с проблемой смерти по-своему. В тех

обществах, где процесс индивидуализации зашел не очень далеко, конец

индивидуального существования представляется меньшей проблемой, поскольку

меньше развито само ощущение индивидуального существования. Смерть еще не

воспринимается как нечто радикально отличное от жизни. В культурах с более

высоким уровнем индивидуализации относились к смерти в соответствии с их

общественным строем и социальной психологией. Греки обращали все свое

внимание на жизнь, а смерть представляли себе лишь как продолжение этой

жизни, хотя и унылое. Египтяне возлагали надежды на нетленность,

нерушимость человеческого тела, по крайней мере нетленность тела того

человека, власть которого была нерушимой при жизни. Евреи принимали факт

смерти реалистично и были способны примириться с мыслью о прекращении

индивидуальной жизни, утешая себя ожиданием того царства счастья и

справедливости, к которому должно в конце концов прийти человечество.

Христианство сделало смерть нереальной и пыталось утешить несчастного

индивида обещанием жизни после смерти. Наша эпоха попросту отрицает смерть,

а вместе с нею и одну из фундаментальных сторон жизни. Вместо того чтобы

превратить осознание смерти и страданий в один из сильнейших стимулов жизни

- в основу человеческой солидарности, в катализатор, без которого радость и

энтузиазм утрачивают интенсивность и глубину,- индивид вынужден подавлять

это осознание. Но как и при всяком подавлении, спрятать - не значит

уничтожить. Страх смерти живет в нас, живет вопреки попыткам отрицать его,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.