|
Учебное пособие по курсу всего маркетингаметодологии маркетингового исследования ведущее место занимает статистический метод. В маркетинговой информации различаются первичная информация, собираемая фирмой специально для маркетинговых целей (опросы, анкетирование, данные панельных обследований, экспертные и экспериментальные оценки и т.д.), и вторичная информация, собираемая для других целей, но используемая также и для маркетинга фирмы (разного рода публикации, данные государственных ведомств, научные источники и т.д.). Маркетинговый анализ охватывает оценки рыночной конъюнктуры, прогнозы спроса, расчет емкости рынка, оценки риска, характеристику собственных возможностей фирмы и качества ее товаров, оценки потенциала конкурентов, изучение поведения, мнений и предпочтений потребителей, анализ эффективности маркетинга. В маркетинговом анализе используются методы как неформального анализа (описательного, базирующегося на качественных, атрибутивных оценках и т.п.), так и формализованного анализа (основанного на количественных оценках, моделировании рыночных процессов и явлений и т.п.). Самостоятельное и очень важное место занимает прогнозирование тенденций и пропорций рынка. Для этой цели применяются как сравнительно простые методы экстраполяции трендов, так и более сложные - многофакторные прогнозные модели. Все шире внедряются многовариантные сценарии развития рынка, где используется комбинация различных методов, в том числе Дельфи-метода экспертных оценок. 1. Сформулируйте цели маркетинга промышленной, торговой или иной фирмы (по Вашему выбору), выступающей на рынке товара N (выберите наиболее известный Вам товар), и разработайте перечень конкретных задач маркетинга данной фирмы на определенную перспективу. Одновременно дайте краткую характеристику рынку (монопольный, конкурентный, рынок продавца или рынок покупателя), определите масштаб операций (объем товарооборота) и долю данной фирмы на этом рынке. 2. На основе блок-схемы функций маркетинга разработайте перечень конкретных функций каждого блока для определенной промышленной, торговой или иной фирмы (по Вашему выбору) в зависимости от выдвинутых Вами задач. Одновременно покажите взаимодействие маркетинга фирмы с государственными структурами и консьюмеристским движением. В какой форме реализуются права продавца и обеспечиваются (данной фирмой) права покупателя, соблюдаются ли фирмой принципы социально-этического маркетинга, связаны ли с этим дополнительные затраты? Каким образом они компенсируются? 1. Пример. Задачи фирмы, занимающейся производством и сбытом детской верхней одежды в одном из регионов: 1) выделить сегменты по региональному (географическому) и демографическому (половозрастному и антропометрическому) признакам; 2) определить емкость рынка каждого сегмента; 3) разработать по договору со школами новый вид школьной одежды, дифференцированный по возрасту и стоимости; 4) выявить возможности конкурентов и оценить их потенциальную долю рынка; 5) организовать пробный маркетинг; 6) найти подходящих дистрибьюторов или организовать прямой маркетинг (нулевой канал товародвижения); 7) заключить контракты. Рынок - конкурентный, на нем действуют, кроме нашей, еще 5 фирм. Объем розничного товарооборота (масштаб, размер рынка) - 50 млрд. руб., доля нашей фирмы - 10%. Предложение превышает спрос, т.е. имеем рынок покупателя. 2. Можно разработать следующий перечень функций: 1) осуществить оценку рыночной конъюнктуры, составить прогноз спроса, оценить собственный потенциал и возможности конкурентов; 2) разработать стратегию наступления на рынке, создать систему стимулирования сбыта и ценовую политику, подготовить план и программу маркетинговых действий по разработке конкурентоспособного товара и вывода его на рынок; 3) заключить договоры с поставщиками сырья и оборудования и дистрибьюторами; 4) развернуть рекламную кампанию. Тренировочные задания к разделу 1.1 3. Разработайте схему организации маркетинговой службы крупной или средней фирмы (любой отрасли) по одному из организационных типов (матричному, функциональному или комбинированному). Опишите функции каждого подразделения маркетинговой службы и функции ее руководителя по координации их деятельности (для выбранного Вами типа и размера фирмы и ее позиции на рынке). Составьте схему структуры фирмы, выделите маркетинговые подразделения, покажите их связи и потоки информации. Ответ/Решение 3. Используем комбинированную схему организации маркетинговой службы фирмы, выпускающей детскую одежду, положив в основу матричную систему выделения региональных подразделений и создав в каждом из них по две секции по возрастному признаку (младших и старших школьников). В секциях распределим обязанности между работниками по функциональному признаку. Во главе маркетинговой службы поставим маркетинг-директора на правах первого заместителя менеджера фирмы. Тренировочные задания к разделу 1.2 1. Какие географические сегменты выберут среднее предприятие с производственно-сбытовой мощностью в 3 млн. ед. в год и малое предприятие с мощностью в 500 тыс. ед.? Параметры сегментов рынка |Сегме|Емкост|Число |Их доля|Средняя норма|Цена за | |нты |ь |конкур|в |прибыли (в % |ед., | | |рынка,|ентов |сегмент|к затратам) |тыс. | | |тыс. | |е, % | |руб. | | |ед. | | | | | |1 |8500 |5 |90 |50 |100 | |2 |6000 |6 |80 |48 |95 | |3 |4500 |2 |40 |55 |98 | |4 |1000 |1 |50 |42 |80 | 2. Фирма планирует выпускать наручные часы. Для проведения сегментации рынка использованы четыре признака с двумя градациями каждый: возраст (дети, взрослые), пол (мужской, женский), доход (высокий, низкий), род занятий, точнее, тип труда (умственный, физический). Определите число сегментов с учетом "стирания" границ между неразличимыми группами. 1. Малое предприятие выбирает сегмент 4, а более крупное - сегмент 3. 2. Выделяются две однородные группы: взрослые (число вариантов 2х2х2=8, так как род специфических занятий может повлиять на выбор вида часов, например для военных, спортсменов и т.д.) и дети (число вариантов 2х2=4, так как сказываются главным образом факторы пола и дохода семьи). Следовательно, имеется 12 вариантов, что может привести к распылению средств. Рекомендуется среднему предприятию ограничиться 2-3 сегментами, где ниже уровень конкуренции. 3. По данным следующей таблицы: Информация о сегментах рынка |Характеристики сегмента |Сегменты | | |1 |2 |3 | |Размер, тыс.ед. |1000 |1800 |1300 | |Интенсивность потребления|3 |1 |1 | |(на одного потребителя) | | | | |Доля рынка |1/30 |1/20 |1/10 | Маркетолог фирмы должен выбрать один из сегментов по критерию максимума размера сбыта. Примечание. Ожидаемый объем сбыта рассчитывается по формуле: размер рынка х интенсивность потребления х доля рынка. 3. Объем сбыта рассчитывается по формуле Q=N x w x d, где Q - объем сбыта; N - размер рынка; w - интенсивность потребления; d - доля рынка. Q1=100; Q2=90; Q3=130. Следовательно, предпочтительнее третий сегмент. Тренировочные задания к разделу 1.3 1. На рынке выступают три крупные фирмы: фирма А специализируется на одном товаре. Конкурентов не имеет. Емкость рынка примерно соответствует производственно-сбытовому потенциалу фирмы. Прибыль стабильна и достаточна; фирма В выступает на двух рынках с различными товарами. Конкуренция умеренная. Дальнейшей перспективы расширения доли рынка не имеется. Портфель заказов заполнен на 2/3. За счет роста прибыли образовались значительные инвестиционные резервы; фирма С выступает на восьми сегментах с различными товарами. На четырех из них идет ожесточенная конкурентная борьба. Прибыль недостаточна для дальнейшего развития дела. Четыре сегмента приносят прибыль, а другие четыре - убыток. Оцените степень диверсификации в каждой фирме, внесите свои предложения по разработке стратегии каждой фирмы. Ответ/Решение 1. Фирма А не применяет стратегии диверсификации (категория так называемых "гордых львов"). Фирма В - умеренная диверсификация, выбран дополнительный сегмент для пополнения портфеля заказов (категория "мощные слоны"). Фирма С - чрезмерная диверсификация (категория "неповоротливые бегемоты"), приведшая к распылению средств. Рекомендуется уйти из сегментов с высокой конкуренцией, приносящих убыток, и поддержать оставшиеся 4 сегмента, приносящие прибыль. 2. Тестирование параметров рыночной ситуации и собственных возможностей трех фирм дало следующие результаты: фирма 1 имеет недостаточный (слабый) потенциал и выступает на неперспективном рынке; фирма 2 обладает значительным (сильным) потенциалом, но также выступает на неперспективном рынке; фирма 3 обладает сильным потенциалом и выступает на развивающемся, перспективном рынке. На основе приведенных фактов с помощью стратегической матрицы покажите позицию фирм на рынке, оцените их риск и рекомендуйте каждой фирме соответствующую стратегию поведения на рынке. 2. Строится матрица: Рыночная ситуация [pic] Фирме 3 рекомендуется стратегия атаки (расширения доли рынка); фирме 2 - стратегия обороны (ресурсосберегающая стратегия сохранения прежних позиций); фирме 1 - стратегия отступления (ухода с рынка). 3. Разработайте план чистой прибыли и рентабельности от реализации товаров на 6-й период времени. Используйте для этого следующие данные: а) прогноз товарооборота и условно-постоянных издержек обращения (методом экстраполяции по линейной модели тренда y=a+bt). Исходные данные приведены в таблице, в млн. руб. |Периоды (t) |1 |2 |3 |4 |5 | |Товарооборот |100 |118 |142 |160 |185 | |Постоянные издержки |4 |6 |7 |11 |12 | б) переменные издержки обращения в средне составляют 7% к товарообороту; в) наценка (валовый доход, реализованное наложение) - 25% к товарообороту; г) налоги и прочие платежи - 40% от суммы валовой прибыли. Примечание. Для расчета целевой прибыли используйте формулы: валовая прибыль=реализованное наложение - издержки; чистая прибыль=валовая прибыль - налоги и прочие платежи. З. Тренды: товарооборота - yi=77,4+21,2t; издержек - yt=2,2+l,8t. Прогнозы (экстраполяция): товарооборота 77,4+21,2х6=204,6; постоянных издержек 2,2+1,8х6=13,0. Переменные издержки составили 204,6х0,07= 14,3, общая сумма издержек 13,0+14,3=27,3. Валовый доход 204,3х0,25=51,1. Валовая прибыль 51,1-27,3=23,8. Чистая прибыль 23,8-(23,8х0,4)=14,3. Рентабельность: прибыль в процентах к товарообороту [pic] 1. Предложите мероприятия по разработке товара и выводу его на рынок; оцените качество товара (по Вашему выбору) экспертным путем с помощью десятибалльной шкалы. Примечание. Каждому свойству товара экспертным путем присвойте ранг, соответствующий значению данного свойства в принятии решения на покупку; сумма рангов должна быть приравнена к 1. 1. Мероприятия: 1) выявить емкость рынка, оценить степень дифференциация потенциальных потребителей (методом группировки), вы' брать сегмент по одному или комбинации признаков; 2) провести выборочный опрос (анкетирование) или осуществить пробную продажу с целью выявить отношения потребителей к товару; 3) на основе выборочного обследования смоделировать жизненный цикл товара по признаку времени признания товара потребителями; 4) скалькулировать себестоимость и стартовую цену товара; 5) спланировать (спрогнозировать) затраты и прибыль; 6) найти дистрибьюторов и заключить с ними контракты на поставку товара; 7) организовать рекламную кампанию и провести другие мероприятия по продвижению товара на рынок. Пример упрощенного расчета интегрального показателя качества телевизора приводится в следующей таблице: 2. Оцените потребительскую привлекательность продукта (по Вашему выбору) по десятибалльной шкале исходя из следующих критериев: а) назначение (функциональность, многофункциональность) и степень полезности товара; б) качество материала, из которого изготовлен продукт (натуральный продукт, заменитель и т.д.); в) эстетичность и дизайн продукта; г) соответствие моде, престижность; д) удобство в использовании и уходе (хранении); е) соответствие цены качеству товара, доступность цены. |№ |Параметры |Баллы |Ранг |Произведение| |п/п | | | | | | | |этало|факт| |этало|факт | | | |н | | |н | | |1 |Качестов |10 |10 |10 |100 |100 | | |изображения | | | | | | |2 |Яркость |10 |9 |10 |100 |90 | |3 |Цвет- |10 |9 |10 |100 |90 | |4 |Качество |10 |8 |10 |100 |80 | | |звука | | | | | | |5 |Удобство |10 |4 |7 |70 |28 | | |управления | | | | | | |6 |Дизайн |10 |7 |8 |80 |56 | |7 |Наличие |10 |0 |5 |50 |0 | | |таймера | | | | | | | |ИТОГО |- |- |60 |600 |444 | [pic] Таким образом, качество товара недостаточно высокое: на 36% ниже эталонных требований (7,4: 10х100=74%). 2. Куртка из кожзаменителя, элегантная и модная, но выгорает на солнце, требует тщательного ухода, цена высокая. Баллы привлекательности: а) 7; б) 5; в) 10; г) 9; д) 4; е) 3. В=38: 6=6,3 балла, т.е. средняя привлекательность. 3. В фотомагазине состоялась выставка-продажа. Была предложена новинка - электронный фотоаппарат с устройством демонстрации снимков на экране телевизора. В широком ассортименте продавались обычные фотоаппараты, а также сменные фотообъективы, штативы, фотопленка, фотобумага и т.п. Была организована обработка пленок и печатание» снимков со скидкой в 25% при предъявлении чека на купленный в магазине фотоаппарат. По низкой цене продавался фотоаппарат "для школьников младших классов". Укажите, какие товары относятся к классу товаров-лидеров, какие - к товарам-локомотивам, товарам поддержки, зазывным товарам. 3. Товар-лидер - электронный фотоаппарат; товар-локомотив -обычный фотоаппарат; товары поддержки - объективы, пленка, фотобумага и т.д.; зазывной товар - фотоаппарат для школьников. I. Классифицируйте степень новизны товара (по Вашему выбору) по следующим критериям: а) товар удовлетворяет качественно новые потребности, является результатом НТП (пионерный товар); б) у товара появились новые функции (модернизация); в) свойства товара изменились незначительно, изменился внешний вид товара (модификация); г) товар является новым только для данного рынка (товар рыночной новизны); д) изменилась только упаковка (косметическое обновление). 1. Пример. Пионерный товар (в свое время) - цветной телевизор; у телевизора появляются таймер, часы, телетекст, календарь, калькулятор; новый дизайн телевизора (отказ от деревянного полированного корпуса); появление в 70-х гг. цветного телевизора было новым для отечественного рынка, так как в США он продавался десятилетие до этого момента. 2. По следующим данным рассчитайте базисные, цепные и средние темпы роста, а также составьте графическую и регрессионную модели, характеризующие реакцию спроса (продажи) на изменение цен (следует подобрать адекватную функцию). Кроме того, вычислите теоретический коэффициент эластичности спроса. |Периоды |1 |2 |3 |4 |5 | |Продажа товара Q в |250|230|160|150|10| |расчете на душу | | | | |0 | |населения, ед. | | | | | | |Цена, тыс. руб. / ед. |10 |11 |12 |13 |14| Регрессионная модель выражается зависимостью: [pic] где Y - спрос (продажа на душу населения); х - цена; -х- и -у- их среднемесячные значения; Y' - первая производная функции (в линейном уравнении равна коэффициенту регрессии b). 3. Разработайте программу маркетинговых мероприятий для каждого этапа жизненного цикла товара по следующей схеме: |Маркетинговые |Жизненный цикл товара (этапы) | |мероприятия | | | |вывода |роста |стабильн|спада | | |товара на|продажи |ости |спроса| | |рынок | |спроса | | 2. Модель сокращения товарооборота ух=634-38х; коэффициент аппроксимации составил Ка=6,3. Темп роста товарооборота за 5 лет Т=0,4, т.е. товарооборот сократился на 60%, в то время как цены выросли в 1,4 раза. Средний темп снижения товарооборота за период составил 9,7%. Средний темп прироста цены за период равен 7%. Коэффициент эластичности спроса от цены составил: [pic] Имеет место ультраэластичность. 3. Общий набор мероприятий: изменение цены, наличие и интенсивность рекламы, пробный маркетинг, сервис, формы продажи, распродажа, модернизация товара, привлечение торгового посредника. Тренировочные задания к разделу 1.6 1. Традиционно применяя затратный метод ценообразования, владелец киоска получает 20% прибыли к затратам. Закупочная цена товара А - 2 тыс. руб. / ед., товара Б - 20 тыс. руб. / кг. Объем закупок товара А - 2 тыс. шт., товара Б- 100кг. Транспортные расходы -2 млн. руб., стоимость аренды - 100 тыс. руб. в день, заработная плата продавца - 300 тыс. руб. в неделю. Товар предполагается продать за неделю. Требуется определить продажные цены товаров. 2. Производственный потенциал предприятия - 100 тыс. ед. Себестоимость товара составила 10 тыс. руб. / ед. Предельный уровень рентабельности - 25%. Обследование 100 тыс. потребителей показало, что 20% из них ориентируются 'на качество товара и купят по 10 ед. товара по максимальной цене, а для 50% потребителей предел цены - 12 тыс. руб. при покупке 5 ед. и 30% потребителей купят ' 2ед. при цене не выше 11 тыс.руб. Установите цену на товар, исходя из максимальной прибыли. 1. Цена товара А - 3,6 тыс. руб., Б - 36 тыс. руб. 2. По цене 13,3 тыс. руб. выручка составит: 13,3х10х20=2660; по цене 12 тыс. руб.: (12х50х5)+(12х20х10)=3000+2400=5400; по цене 11 тыс руб.: (11 х30х2)+(1 I x50x5)+(10 x20x 11)=660+2750+2200=5610. Следовательно, выгодно назначить наиболее низкую цену -11 тыс. руб., при которой в оборот вовлечены все три группы покупателей. 3. На технически сложный товар Х необходимо назначит конкурентоспособную цену. Аналогичный товар Y основного конкурента успешно продается по цене 2 млн. руб./ед. Группа экспертов провела сравнительное тестирование основных свойств этих товаров, а также ранжировала их по важности для потребления, приняв за единицу наименее важное свойство: |Свойства |а |b |с |d | |Ранг важности |1 |2 |3 |4 | |(баллы) | | | | | |Оценка товаров |Х |4 |2 |4 |4 | |в баллах | | | | | | | |Y |4 |4 |3 |5 | 3. Балльная оценка товара Х - 4х1+2х2+4х3+4х4=36; товара Y - 4х1+4х2+3х3+5х4=41. Цена одного балла, товара Y - 2 млн. руб.:41=48780,5 руб. /балл; цена товара Х - 48780,5 руб. /балл х Зб баллов= 1756097 руб., или округленно 1756,1 тыс. руб. 1. Примите решение по выбору канала товародвижения, пользуясь критерием эффективности (затратоотдачи); расчеты в млрд. руб.: канал нулевого уровня - расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией собственной розничной торговой сети - 150; издержки обращения (оптово- сбытовые и розничные) - 100; прибыль от реализации товаров - 500; одноуровневый канал (прямые связи с розничной торговлей) -издержки обращения (оптово-сбытовые, транзитные) - 60; прибыль - 300; двухуровневый канал (производитель продает товар оптовому посреднику) - издержки обращения (сбытовые) - 40; прибыль - 120. 2. Производственное предприятие продало товары крупной оптовой фирме (дистрибьютору) и оптовой фирме-джобберу. Те в свою очередь продали товары 12 розничным фирмам. Укажите тип канала, определите длину и ширину канала. 1. Двухуровневый канал. 2. Двухуровневый канал (длина); ширина при оптовой прод-2, при розничной- 12. 3. Производственное предприятие выпускает новый технически сложный и требующий значительных затрат на перевозку товар на сумму около 500 млрд. руб., а также транспортабельный товар повседневного спроса на сумму около 80 млрд. руб. Какие из трех фирм Вы выберете в качестве дистрибьютора? Известны следующие характеристики фирм: | | |Названия | | | | |фирм | | |Характеристики |"Ирина"|"Иванов & |"Быстрота| | | |Кo |" | |Оборот (годовой), |500 |250 |100 | |млрд.руб. |1990 |1992 |1995 | |Образована в году | | | | |Рейтинг известности по |9 |6 |4 | |10-балльной шкале) | | | | |Кредитоспособность |Высокая|Средняя |Факторинг| | | | |джоббер | |Наличие складов | | | | |а) современных |Да, 50%|Да, 20% |Нет | |б) устаревших | |Да, 80% |Нет | | |Да, 50%| | | |Наличие службы изучения |Да |Нет |Да | |спроса послеторгового |Да |Нет |Нет | |обслуживания | | | | 3. Для сложного товара следует выбрать дистрибьютором фирму "Ирина", для товара повседневного спроса - фирму "Быстрота". I. Разработайте программу использования конкретных средств продвижения товаров для воздействия на потребителей с целью побудить их принять решение на покупку. Выделите следующие этапы: а) осознание потребности; б) узнавание товара; в) формирование благожелательного отношения к товару; г) появление предпочтения товара по сравнению с другими; д) возникновение убеждения в необходимости покупки; е) процесс покупки. 2. По следующим данным определите эффективность рекламы (т.е. отдачу от 1 руб., вложенного в рекламу) при условии, что прирост прибыли компании составил 825 млн. руб. Расходы на рекламу сложились следующим образом. Рекламное объявление в прессе: тариф на 1 см2 газетной площади - 250 тыс. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |