бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Конспект по истории государственного управления

Миних вынужден был уйти в отставку.

Распри между немцами ускорили падение их влияния при дворе. Во время

очередного переворота, совершенного 25 ноября 1741 г. в пользу дочери Петра

I - Елизаветы (1709-1761), были арестованы маленький император и его

родители, а также Миних, Остерман и другие влиятельные немцы.

В именном указе императрицы Елизаветы от 12 декабря 1741 г. объявлялось,

что в предшествующие царствования "произошло многое упущение дел

государственных" вследствие отмены порядков, заведенных Петром I. Указ

восстанавливал значение Сената как высшего государственного органа и

ликвидировал стоявший над ним Кабинет министров. Вместо последнего

создавался просто Кабинет как личная императорская канцелярия, лишенная

властных полномочий. Сенат находился под контролем императрицы.

"Количественный анализ документов высших государственных учреждений

подтверждает мнение о значительной зависимости Сената от императорской

власти. В ноябре-декабре 1741 г. Елизавета Петровна дала Сенату 51 указ...

и получила от него 14 докладов на "высочайшее утверждение". В 1742 г. эти

цифры составили 183 и 113, в 1743 г. - 129 и 54, в 1744 г. - 164 и 38 и

т.д."

Государство и церковь. Религиозная политика Елизаветы определялась ее

приверженностью к православию и была далека от веротерпимости. В декабре

1742 г. она издала указ о высылке из России лиц иудейского вероисповедания.

Сенат послал императрице доклад, что эта мера плохо отразится на торговле

Елизавета наложила резолюцию на этом документе: "От врагов Христовых не

желаю интересной прибыли." Елизавета отошла от н, того еще Петром I курса

на секуляризацию церковных и монастырских земель и вернула монастырям право

полного распоряжение вотчинами.

Благодарную память потомства императрица снискала ука 17 мая 1744 г.,

который фактически отменял смертную казнь в Р^ сии. Этот указ был

выполнением обета, данного Елизаветой до переворота 1741 г., - "никого не

казнить смертью." В ее царствование не был казнен ни один человек.

В 1743 г. при императорском дворе была создана Конференция, которая

получила функции упраздненного Кабинета. В работе Конференции участвовали

руководители военного и дипломатического ведомств, а также лица, специально

приглашенные императрицей. Сенат продолжал играть важную роль. Были

восстановлены Главный магистрат, а также Мануфактур- и Берг-коллегии,

слитые ранее с Коммерц-коллегией под тем предлогом, что "одно дело в разных

руках обретается".

В 1744 г. Елизавета упразднила Коллегию экономии, управлявшую

недвижимостью, принадлежавшей монастырям и епархиям и разбиравшую духовные

дела под надзором Сената. Функции этой светской Коллегии были переданы

Духовной канцелярии, непосредственно подчинявшейся Синоду. Из остальных

коллегий некоторые сохранили лишь номинальную власть, как, например,

Коллегия иностранных дел после возвышения Бестужева.

Выполняя цельную программу, направленную на объединение различных частей

империи, Петр I упразднил автономное управление Малороссии и гетманскую

власть. Со смерти последнего гетмана Апостола (1734) эта область

управлялась временной коллегией (правлением гетманского уряда), состоявшей

из шести членов, наполовину - велико россиян, наполовину - малороссиян. В

1744 г. императрица посетила Киев и приняла посольство, просившее

восстановления гетманства. В назначенный день - 22 февраля 1750 г. в

Глухове Кирилл Разумовский (1728-1803) - был единогласно избран в гетманы.

Однако в 1761 г. Киев был отторгнут от Малороссии Сенатом и превращен в

главный город округа, находившегося в непосредственном его управлении. Это

обозначало полный и окончательный возврат к программе Петра I.

На востоке перед правительством Елизаветы стояла другая огромная задача:

устроение и заселение громадных просторов, тянувшихся от Урала до берегов

океана. В марте 1744 г. особым указом была создана Оренбургская губерния.

Подводя итоги царствования Елизаветы, историк С.Ф.Платонов (1860-1933)

писал, что "идеи Елизаветы (национальные и гуманные) вообще выше ее

деятельности". Он так характеризует императрицу:

"Петр Великий умел объединять своих сотрудников, лично руководя ими.

Елизавета же не могла это сделать: она менее всего годилась в

руководительницы и объединительницы... Не было объединителя и среди ее

помощников..."

***

При Петре I Россия становится империей, а Петр I - ее первым императором; в

России окончательно утвердился абсолютизм.

Модернизация в области управления, проведенная великим реформатором России

Петром I, привела к значительному расширению роли государства и усилению

его контрольных функций. При Петре I замена приказов коллегиями

способствовала строгому распределению сфер государственного управления.

Тогда были разграничены функции центрального и местного аппаратов

управления, осуществлено разделение трех ветвей власти: законодательной,

исполнительной и судебной. При Петре I церковь отделена от государства, она

потеряла права политической автономии в 1721 г., когда было упразднено

патриаршество и учрежден Синод. Новый имперский статус России обусловил

создание регулярной армии, комплектовавшейся за счет рекрутских наборов. В

военных и гражданских ведомствах Петр I ввел единообразие

общегосударственных рангов чиновничьей иерархии, что позволило привлекать к

государственному управлению квалифицированных и образованных людей.

При преемниках Петра I в условиях дворцовых переворотов и борьбы за власть

государственные интересы отодвигались монархами на второй план.

Первоочередными были меры, усиливающие их самодержавную власть, поэтому

допускались отступления от нововведений Петра I. При Екатерине I учрежден

Верховный тайный совет с законодательными полномочиями, лишивший некоторых

ФУНКЦИЙ Сенат. При Петре II Верховный тайный совет был расширен по составу.

В 1730 г. этот орган был упразднен, а "самодержавство" приняла Анна

Иоанновна, которая исполнительную власть возложила на Кабинет/состоявший из

трех министров, приближенных к императрице.

Вступившая на престол в 1741 г. дочь Петра I - Елизавета --восстановила

значение Сената как высшего государственного органа, ликвидировав стоявший

над ним Кабинет министров; восстановила Главный магистрат, а также

Мануфактур- и Берг-коллегии. Однако вопреки деяниям Петра I Елизавета

отошла от курса на секуляризацию церковных и монастырских земель, вернула

монастырям право полного распоряжения их вотчинами.

Несмотря на эти попытки, в целом реформы Петра I пережили его время.

Последний рекрутский набор состоялся в 1874 г., т.е. спустя 170 лет после

первого (1705). Сенат просуществовал с 1711 по 1917 гг., т.е. 206 лет,

синодальное устройство православной церкви оставалось неизменным с 1721 по

1918 гг., т.е. в течение 197 лет.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте оценку личности Петра I (свой ответ аргументируйте).

2. Что такое "коллегия"? Чем она отличается от "приказа"?

3. В чем вы видите самые важные преобразования Петра I в сфере

государственного управления?

4. Какие изменения в управлении государством были осуществлены при

приемниках Петра I, как вы их оцениваете?

5. Как изменилась роль церкви при Петре I и после его смерти?

ТЕМА 5. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В РОССИИ СО ВОТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII.

Во второй половине XVIII в. во многих европейских государствах, в том числе

и в России, происходит определенная модернизация политической и

экономической системы, связанная с проведением политики просвещенного

абсолютизма. Основная цель - приспособление феодальной по сути, абсолютной

монархии к новым (капиталистическим) отношениям, начинающим объективно

преобладать в обществе.

Идеологической основой этой политики стало Просвещение, тесно связанное с

формированием в XVIII в. нового человеческого типа - самостоятельной,

рассудительной, деятельной личности, критически относящейся к авторитетам,

во всем привыкшей полагаться на свои силы. Особое внимание просветителей

привлекала перестройка общества на новых началах. Во главе государства,

считали они, должен стоять просвещенный монарх, основная задача которого -

создание царства разума, т.е. общества, основанного на буржуазных

ценностях: гражданское равенство, свобода личности и ее хозяйственной

деятельности, неприкосновенность частной собственности и пр. Именно таким

монархом стремилась стать в глазах Европы Екатерина II, с правлением

которой традиционно связывают политику просвещенного абсолютизма в России.

1. Система государственного управления в годы царствования ЕкатериныII

Будущая российская императрица родилась в 1729 г., она была дверью принца

Ангальт-Цербстского - генерала прусской армии.

Принцесса получила хорошее домашнее образование, в детские и отроческие

годы довольно много путешествовала вместе с семьей, что помогло ей

расширить кругозор. В 1745 г. Софья Августа Фредерика, приняв православие и

имя Екатерина Алексеевна, вышла замуж за наследника российского престола -

Петра Федоровича (до крещения Карл Петр Ульрих), сына старшей сестры

императрицы Елизаветы - Анны Петровны, вышедшей замуж за голштинского

герцога Карла Фридриха.

Оказавшись в 16 лет в России, Екатерина, реально оценив ситуацию, решила

как можно быстрее стать "своей", русской - в совершенстве овладеть языком,

усвоить русские обычаи, - и она не жалела сил для осуществления своей цели.

Она много читала, занималась самообразованием. Особый интерес Екатерина

проявляла к описаниям путешествий, произведениям классиков, истории,

философии, трудам французских энциклопедистов.

От природы Екатерина обладала трезвым умом, наблюдательностью, умением

подавлять свои эмоции, внимательно слушать собеседника, быть приятной в

общении. Эти качества очень пригодились ей в первые годы пребывания в

России, поскольку отношения с мужем и, главное, с императрицей Елизаветой

Петровной складывались достаточно сложно.

После смерти Елизаветы Петровны в декабре 1761 г. императором становится

муж Екатерины - Петр 111 (1728-1762), сын дочери Петра I - Анны Петровны и

немецкого герцога, человек умственно неразвитый, малообразованный,

жестокий, чуждый всему русскому, чрезмерно увлекающийся военным делом. Во

время его недолгого правления важнейшим стал указ "О вольности дворянской"

от 18 февраля 1762 г., отменивший обязательную службу для дворян. Кроме

того, была упразднена ведавшая политическими преступлениями Тайная

канцелярия, внушавшая страх населению. Однако эти меры не смогли принести

Петру III популярности среди подданных. Всеобщее недовольство вызывали мир

с Пруссией, означавший отказ от всех русских завоеваний в Семилетней войне;

подготовка к войне с Данией в интересах Голштинии, огромное прусское и

голштинское влияние при русском дворе; неуважение к православным обычаям;

введение в армии немецких порядков, пренебрежительное отношение к русской

гвардии.

В такой ситуации значительная часть русского дворянства связывала свои

надежды с именем Екатерины, которая, хотя и была немкой по происхождению,

но прекрасно понимала, что русская императрица должна думать прежде всего

об интересах России. В отличие от мужа, который продолжал считать себя

герцогом Голштинским, Екатерина после смерти родителей отреклась от всех

прав на Ангальт-Цербст.

Огромное честолюбие, сила воли, работоспособность помогли Екатерине в конце

концов добиться власти. Вокруг будущей Екатерины II сплотилась группа

заговорщиков - в основном гвардейских офицеров. Особенно активными были

фаворит Екатерины - Григорий Орлов (1734- 1783) и его брат Алексей (1737-

1808). В ночь на 28 июня 1762 г. Екатерина вместе с Алексеем Орловым

приехала из Петергофа в Петербург, где в тот же день Сенат провозгласил ее

императрицей и объявил Петра III низложенным. 29 июня он был взят под

стражу, а в июле убит при неясных обстоятельствах. В сентябре 1762 г.

Екатерина П была коронована в Москве.

Первые годы правления императрица посвятила укреплению своей власти,

подбору доверенных лиц, изучению положения дел в государстве, а также более

основательному знакомству с Россией (в 1763-1767 гг. она совершила три

поездки по европейской части страны). Считая себя ученицей французских

философов XVIII в., Екатерина II стремилась с помощью некоторых

преобразований устранить элементы "варварства" из жизни страны, сделать

русское общество более "просвещенным", близким к западноевропейскому, но

при этом сохранить в неприкосновенности самодержавие и его социальную базу

- дворянство.

Необходимость перемен во многом определялась сложившейся к началу правления

Екатерины II социально-экономической ситуацией. На протяжении XVIII в. в

России развивались элементы капиталистических отношений, идеи

предпринимательства постепенно проникали в различные слои общества -

дворянство, купечество, крестьянство. Особую сложность внутреннему

положению страны в начале 60-х гг. XVIII в. придавало крестьянское

движение, в котором наиболее активно участвовали заводские и монастырские

крестьяне. Все это, наряду с идеями Просвещения, обусловило внутреннюю

политику России, особенно в первые два десятилетия правления Екатерины II.

В 60-70 гг. было запрещено покупать крестьян для промышленных предприятий,

объявлена свобода организации промышленного дела, отменены всевозможные

монополии, а также внутренние таможенные сборы, что способствовало

включению во внутреннюю торговлю новых земель, присоединенных к Российскому

государству, в годы царствования Екатерины II: некоторых областей Украины,

Белоруссии, Прибалтики, причерноморских, приазовских, кубанских степей,

Крыма.

Значительное внимание при Екатерине II уделялось развитию системы

образования: создавались воспитательные дома, институты для девиц,

кадетские корпуса. В 80-е гг. при организации губернских и уездных народных

училищ был провозглашен принцип бессословного обучения.

Однако наряду с подобными прогрессивными мероприятиями, объективно

способствовавшими развитию буржуазных отношений, в России происходит

усиление крепостничества. Уже в манифесте 6 июля 1762 г., объяснявшем

причины переворота, определена одна из основных целей внутренней политики

Екатерины И - всемерно поддерживать помещиков и держать в повиновении

крестьян. В 60-е гг., когда императрица на словах еще поддерживала идею

освобождения крестьян, крепостным было запрещено жаловаться на барина,

помещикам разрешено отправлять своих крестьян на каторгу. В целях

уничтожения взрывоопасных очагов на юге было ликвидировано самоуправление и

осуществлена перестройка казацких округов - здесь в конце XVIII в. было

распространено крепостное право. В дальнейшем, в годы правления Екатерины

II, происходит усиление эксплуатации крестьян: крепостные составляли около

50% общей их численности, более половины из них были на барщине, которая в

целом по стране к 80-м гг. увеличилась до 5 дней в неделю вместо 3 дней в

60-е гг; особенно широко во второй половине XVIII в. распространилась

торговля крепостными. Положение государственных

крестьян также ухудшилось - были увеличены наложенные на них повинности,

активно проводилась их раздача помещикам.

Однако стремясь поддержать свою репутацию "просвещенного монарха",

Екатерина II не могла допустить полного превращения крепостных крестьян в

рабов: они продолжали считаться податным сословием, могли обращаться в суд

и быть в нем свидетелями! могли, правда с согласия помещика, записываться в

купцы, заниматься откупами и пр.

В последние годы своего правления под влиянием крестьянской войны под пред

водительством Е. Пугачева (1773-1775), I особенно Великой французской

революция (1789-1794), Екатерина II постепенно отходит от просвещенного

абсолютизма. В основном это касается идеологической сферы - идет

преследование передовых идей, способных привести к изменению существующего

порядка, чего императрица стремится избежать любой ценой. Однако основа

жизни общества, заложенные политикой просвещенного абсолютизма, остаются

практически без изменений до самой смерти Екатерины II.

Одной из характерных, существенных черт политики просвещенного абсолютизма

Екатерины II было упорядочение системы государственного управления. Мысль о

необходимости этого была высказана уже в манифесте 6 июля 1762 г.,

осуществление ее было начато с преобразования Сената.

Аппарат высшего и центрального управления. Сразу же по восшествии Екатерины

II на престол участник переворота Н.И. Панин (1718-1783), известный

дипломат, советник Коллегии иностранных дел, представил императрице проект

изменений в центральном управлении. Он предлагал создать постоянный

императорский совет, состоящий из четырех секретарей (иностранных и

внутренних дел, военного и морского департаментов) и двух советников. Все

важнейшие вопросы должны были рассматриваться Советом в присутствии

императрицы, которая принимала окончательные решения. Кроме того,

предлагалось разделить Сенат на шесть департаментов.

Проект Н.И. Панина, как ограничивающий самодержавную власть императрицы,

был ею отклонен, однако, для ускорения и упорядочения делопроизводства

мысль о разделе Сената была проведена в жизнь в 1763 г. Было создано шесть

департаментов, четыре из которых находились в Петербурге: первый занимался

важнейшими внутренними и политическими делами, второй - судебными, третий

ведал делами западных окраин государства, путями сообщения, высшим

образованием, полицией; четвертый - военными и морскими делами. Два

московских департамента соответствовали первому и второму петербургским.

Многие важные вопросы Екатерина П решала без участия Сената. Отношения с

ним она поддерживала через генерал-прокурора АЛ. Вяземского (1727-1793),

получившего секретную инструкцию препятствовать законодательной

деятельности Сената. В результате значение Сената уменьшилось, из высшего

органа государственного управления, как было при Елизавете Петровне, он

превратился в центральное административно-судебное учреждение. В 70-80 гг.

XVIII в. произошло дальнейшее ослабление органов центрального управления.

После реформы 1775 т. деятельность Сената ограничивается судебными

функциями, дела большинства коллегий переходят к новым губернским

учреждениям.

К 90-м гг. большинство коллегий прекратило свое существование: в 1779 г. -

Мануфактур-коллегия (промышленность), в 1780 г. - Штатс-контор-

(государственные расходы), в 1783 г. - Берг- (горнорудная промышленность),

в 1784 г. - Камер- (государственные доходы), в 1786 г. - Юстиц-коллегия

(судебная) и Вотчинная (вопросы землевладения), в 1788 г. - Ревизион-

коллегия (контроль государственных расходов). Были оставлены лишь те

коллегии, дела которых нельзя было передать органам местного управления:

Иностранная, Военная, Морская и Коммерц-коллегия.

Таким образом, в царствование Екатерины II роль центральных органов

постепенно была сведена к общему руководству и наблюдению, основные вопросы

управления стали решаться на местах. Однако еще до реформирования системы

местного управления императрица сделала попытку дать России новое

законодательство, отвечающее духу времени.

Начиная с Петра I, все правители России понимали необходимость создания

нового свода российских законов. Однако в отличие от своих предшественников

Екатерина II стремилась не систематизировать старые законы, а создать

новые. Планируя собрать "Комиссию для составления нового уложения" вместо

устаревшего Уложения 1649 г., она уже в 1765 г. начала составлять для нее

особую инструкцию - "Наказ", в котором нашли отражение идеи

просветительской философии. Считая Россию европейской страной, Екатерина

стремилась дать ей соответствующие законы, и основными источниками для нее

стали произведения "О духе законов" знаменитого французского просветителя

Шарля Луи Монтескье (1689-1755) и "О преступлениях и наказаниях" Чезаре

Беккариа (1738-1794) - итальянского просветителя и юриста.

В "Наказе" довольно полно охватываются важнейшие вопросы законодательства:

его задачи, особенности государственного правления, судопроизводство,

система наказаний, положение сословий и т.д. Первоначальная редакция

"Наказа", показанная некоторым приближенным императрицы, вызвала с их

стороны множество возражений как слишком вольнодумная и не соответствующая

русским обычаям. В результате "Наказ" был значительно сокращен в основном

за счет либеральных положений, например, статей об улучшении положения

крестьян, об отделении законодательной власти от судебной и пр. Наиболее

близкими к просветительской идеологии остались статьи, касавшиеся

судопроизводства и воспитания. В целом "Наказ" представлял собой изложение

общих принципов, которым должна руководствоваться в своей работе Уложенная

комиссия. В декабре 1766 г. был издан манифест о созыве "Комиссии для

составления нового уложения". В Комиссии должны были быть представлены

выборные депутаты от всех сословий.

Всего было избрано 564 депутата: 161 - от дворян, 208 - от городов, 167 -

от сельского населения, 28 - от центральных учреждений (Сената, Синода,

коллегий и других присутственных мест). Каждый депутат получал от своих

избирателей наказ, отражавший их пожелания. Всего было представлено 1465

наказов, причем большая их часть (1066) была от сельского населения. Во

время работы Уложенной комиссии депутатам выплачивалось из казны жалованье:

дворянам - 400 руб., горожанам - 120 руб., крестьянам - 37 руб. Депутаты

навсегда освобождались от смертной казни, телесных наказаний, конфискации

имущества.

30 июля 1767 г. Уложенная комиссия начала свою работу в Москве.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.