бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Конспект по истории государственного управления

права на землю, установления понятия подданства. Теперь "призванные" князья

стали "володеть", т.е., управлять и собирать дань уже не в виде грабежа, а

по "праву", по условию, не оставляя однако, завоевания и грабежей других

племен, расширяя тем самым ареал своих владений.

Так, воинственный князь Олег, завоевав чудь, мерю, весь, утвердившись в их

городах, облагает данью подвластных ему словен, кривичей, мерю. С Новгорода

"ради мира" устанавливает ежегодную дань в размере 300 гривен (гривна -

денежная единица в Древней Руси), которая платилась до смерти князя

Ярослава, середины XI в. Киевский князь Игорь (? - 945, 912-945), продолжал

традиционный сбор дани с древлян, пытался собрать его дважды и был ими

убит. Его вдова, княгиня Ольга (?-969, 945-966), жестоко отомстив за мужа,

все же пошла на фиксирование размера дани, установив "уроки" и определила

специальные пункты - "погосты" и сроки ее сбора.

Полюдье было хорошо налаженным государственным делом. Местные князья

заранее из отдаленных районов собирали дань с крестьянского населения и

свозили их к метам ее концентрации (погостам), через которые ежегодно, с

ноября по апрель по санному пути киевский князь с дружиной совершал объезд

огромной, до 1,5 тыс. км, территории. Масштабность данного мероприятия была

значительной, и не случайно слово "полюдье" вошло в язык греческого царя и

скандинавских сказаний в русской транскрипции.

Собранное в колоссальных размерах богатство (продовольствие, мед, воск,

меха и пр.) не только удовлетворяло потребности князя и его дружины. Оно

составляло довольно весомую долю древнерусского экспорта. К собранной

продукции добавлялись рабы, челядь из пленных или попавших в тяжелую кабалу

людей. Грандиозные, хорошо охраняемые военно-торговые экспедиции,

приходящиеся на летнее время, доставляли экспортную часть полюдья по

Черному морю в Болгарию, Византию, на Каспий. Русские сухопутные караваны

достигали Багдада по пути в Индию.

В дальнейшем внеэкономические реформы эксплуатации (дань, полюдье) начали

уступать место экономическим, основанным на праве собственности.

Складывалась система разнообразных налогов, торговых, судебных и других

пошлин. При этом налоги собирались в основном мехами. А мех куницы или

белки соответствовал определенной денежной единице. Интересно, что если мех

терял свой товарный вид, а княжеский знак на нем сохранялся, то

платежеспособность его оставалась неизменной.

Принятие христианства. В целях укрепления центральной власти князь Владимир

Красное Солнышко (960-1015, 980-1015) провел религиозные реформы. Вначале

он попытался упорядочить языческий культ, установив систему шести богов во

главе с богом грозы и войны - Перуном. Однако язычество к тому времени уже

утратило былую естественности и привлекательность в восприятии человека,

преодолевшего племенную узость и ограниченность. Кроме того, местные

языческие культы и служители - волхвы - носители вечевых традиций

управления, мешали укреплению верховной власти. Ознакомление с разными

религиями показало, что православное христианство, а также определенное

преобладание и господство государственного мышления над национальным

самосознанием наиболее соответствовало потребностям Руси того периода.

Великий князь, окрестившись в 988г., энергично, а порою и довольно жестко,

проводил утверждение христианства в государственном масштабе. Принятие

христианства, усилившее великокняжескую власть, способствовало развитию

государственности, феодальной идеологии, культуры. Крещенная Русь

становилась как бы под божие заступничество. Княжеская власть как бы

обретала божественное происхождение. Христианская мораль семьи создавала

условия для поддержания общественного мира, покорности трудящегося народа.

Феодальная собственность и подчиненность властям освещалась церковью. Тесно

связанная с государством церковь все более становилась важным элементом

политической системы. Во главе православной церкви стоял митрополит,

первоначально назначаемый из Византии. Ярослав Мудрый установил традицию

русских митрополитов, назначив киевским митрополитом государственного

деятеля и писателя русского происхождения - Иллариона. Все население страны

было обязано платить в пользу церкви налог - десятину (десятую часть своих

доходов).

3. Государственное управление Киевской Руси в XI-XIIвв.

Формирование структуры государственного управления. Политическая и

социально-экономическая эволюция Киевской Руси постепенно закладывала

основы социальной структуры и государственного управления, во многом

напоминавшие западные институты вассалитета и включавшие понятие свободы,

предоставления вассалам автономии. Так, вассал был обязан оказывать

содействие своему сеньору, участвовать в военных походах, платить дань. В

свою очередь сеньор обеспечивал своих вассалов землей и защищал от любых

посягательств.

Сложившийся государственный строй в Древнерусском государстве представлял

собой раннефеодальную монархию; это была своеобразная федерация княжеств,

во главе которой стоял князь Киевский, сначала носивший восточный титул -

каган, а с XI в. - великий князь. Местные князья, возглавлявшие племенные

союзы, участвовали во внешнеэкономических акциях великого князя.

Принцип передачи власти. Киевская Русь управлялась вначале выборным, а

позднее наследственным князем. Сыновья князя размещались в качестве

наместников в главных городах и платили отцу дань. Со смертью отца земли

разделялись между сыновьями. Поначалу в Киевском государстве

руководствовались родовым принципом наследования. Освободившийся престол

передавался не старшему сыну, а старшему в роде, т.е. следующему брату

отца, а если его не имелось - старшему племяннику. Таким образом сын мог

рассчитывать на наследство только после смерти более старших родственников.

При этом новый великий князь переселялся в Киев из прежнего своего

княжества вместе с дружиной и боярами, а другие князья в свою очередь

перемещались по старшинству в княжества, ближайшие к Киеву. Нередко этот

принцип нарушался, ситуация запутывалась, вызывая непримиримую вражду

внутри семьи и жестокие разборки между родственниками.

Постепенно традиция родового наследования стала заменяться принципом

отчинности, т.е. передачи престола от отца к сыну. Что, в свою очередь,

вело к определенной отчужденности, разобщенности, недостаточной

политической устойчивости государства. Так, к примеру, Ярослав Мудрый (978-

1054) в целях единения страны, сохранения управления внутри одной княжеской

семьи, помня о тяжести междоусобиц после смерти своего отца Владимира

Красное Солнышко, разделил Русь на пять княжеств по числу своих сыновей.

Так началось раздробление Руси, длившееся почти пять веков.

Княжеская власть. В то же время пространственная и геополитическая ситуация

требовала сильной княжеской власти. Великому князю принадлежала верховая

законодательная власть. В руках великого князя, являвшегося главой

администрации, сосредотачивалась и исполнительная власть, выполнялись также

судебные функции. Многие крупные законы были изданы великими князьями и

носили их имена.

Великий князь (конязь - предводитель войска, сидящий на коне), будучи

военначальником, возглавлял войско и водил его в бой. Так, Владимир Мономах

(1053-1125) в конце жизни вспоминал о 83 своих крупных походах. Нередко

князья были ранены или даже гибли в бою, как например, воинственный князь

Святослав (942-972).

Роль городов. В Киевской Руси получило развитие и городское хозяйство.

Неслучайно иностранцы называли ее Гардарикой - страной городов. Число

городов быстро росло. Если в IX-Xвв. Их насчитывалось более 25, то в XIв.

Городов было уже более 80, а к 30-м годам XIIв. - около 300. Наиболее

привилегированную группу населения составляли купцы, особенно гости,

которые вели иностранную торговлю. Широкой известностью пользовалось

искусство ремесленников (строителей, гончаров, кузнецов, оружейников,

ювелиров и др.). Это была довольно грамотная часть населения, о чем

свидетельствуют авторские надписи на изделиях и многочисленные берестяные

грамоты. Таким образом, в Древней Руси уже тогда складывались сословия,

скрепленные единством трудовой деятельности, социально-производственных

интересов и правового статуса.

Аппарат управления. В процессе развития феодализма в Киевской Руси

складывался аппарат управления, ведавший сбором пошлин и тарифов,

судопроизводством, княжескими дворцовым хозяйством и пр. Вначале имела

место численная, десятичная система управления, возникавшая в военной

организации, пока еще не отделявшая центральное управление от местного.

Именно начальники воинских подразделений - десятские, сотские, тысяцкие

стали теперь возглавлять соответствующие звенья государства. К примеру,

если за тысяцким сохранилась функция военначальника, то сотскому доверялись

городские судебно-административные дела. Позднее десятичная система

переросла в дворцово-вотчинную, соединив управление великокняжеским дворцом

с государственным управлением. Так, отдельные функции или руководство

отраслями княжеского дворцового хозяйства осуществляли тиуны и старосты.

Изменение роли дружины. Историки отмечают существенные изменения,

происходившие в составе и структуре дружины XI-XIIвв. В ходе участившихся в

этот период междоусобиц нередко погибали дружинники, наиболее преданные

князю. К тому же старшие дружинники постепенно начали обзаводиться землей,

собственным хозяйством и порою ослабляли связи с княжеским двором. Между

тем младшая дружина оставалась при князе. Ее отдельные представители при

поддержке князя зачастую получали определенные преимущества перед старшими

дружинниками. В свою очередь, многие дружинники становились слугами при

дворе и в княжеском хозяйстве (тиуны), писцами, занимались сбором налогов и

пр. Это растворение значительной части дружины в административных и

хозяйственных делах и обязанностях заметно ослабляло ее боеспособность,

требовало создания профессиональной военной службы, состоящей на полном

княжеском обеспечении. В итоге, к концу XIIв. Дружинную организацию на

северо-востоке Руси сменил государев двор со штатом военных слуг - будущее

дворянство. Разные исследователи окончательное исчезновение дружины относят

к XII-XIVвв.

Бояре и Боярская дума. Влиятельную группу крупных феодалов составляли бояре

(от древнерус. боляр - боец, дружинник). Большинство историков разделяют

бояр X-XI вв. на княжеских (княжих мужей) и земских (старцев градских,

потомков родоплеменной знати). Они представляли высший слой общества и были

обязаны служить в войске князя, оставаясь полными хозяевами на своей земле.

Великий князь в своей деятельности опирался на совет старейшин и дружину. В

состав совета (Боярской Думы) в IX-XIIвв. Входили дружинники, местная

знать, представители городов, иногда духовенство. И хотя Дума как

совещательный орган не имела постоянного состава, юридически не была

оформлена и созывалась по мере надобности, ее влияние на политику князя

было весьма ощутимым. Она принимала участие в решении важнейших

государственных вопросов: избрание князя, объявление войны и мира,

заключение договоров, издание законов, рассмотрение ряда судебных и

финансовых дел и др. Совет символизировал права и автономию вассалов и

обладал правом вето. Младшая дружина, включавшая, как было отмечено выше,

боярских детей и отроков, дворовую прислугу, как правило, в совет князя не

входила. Но в разрешении важных вопросов тактического характера князь

обычно советовался с дружиной в целом.

На местах управление находилось в руках местных князей, в городах -

посадника (представителя княжеской администрации), биричей (представителей

низшего звена княжеской администрации, объявлявших княжеские указы,

собиравших подати, вызывавших ответчиков в суд и пр.), а в сельской

местности - волостеля. За свою работу они получали "корм". Так складывалась

система "кормления" - сборов с местного населения.

Хотя судебные органы пока еще не сложились, их функции осуществлял либо сам

князь или представитель администрации, либо специальное должностное лицо -

вирник и многочисленные его помощники, проводившие сбор штрафов и пр.

Судебными полномочиями обладали также церковные органы и феодалы-

вотчинники.

Законодательная система "Русская Правда". Формированию государственности в

Киевской Руси сопутствовало становление и развитие законодательной системы.

Исходным ее источником являлись обычаи, традиции, мнения, пришедшие из

первобытнообщинного строя.

Среди наиболее ранних известных памятников русского права - Закон русский

(видимо, свод устных норм обычного права), договоры Руси с Византией 911,

944, 971гг., относящиеся к международному, торговому, процессуальному и

уголовному праву главным образом в дружинно-купеческой среде; церковные

уставы X-XI вв., содержащие нормы брачно-семейных отношений, преступлений

против нравственности и церкви и пр.

Наиболее крупным памятником, подлинным сводом древнерусского права, широко

отразившим особенности политического и социально-экономического строя

Древнерусского государства, является Русская Правда. Поражая высоким

уровнем законотворчества, развитой для своего времени правовой культурой,

этот документ действовал до XVв. И состоял из: Отдельных норм Закона

русского; Древнейшей Правды или Правды Ярослава; Дополнения к Правде

Ярослава (положения о сборщиках судебных штрафов) и пр.; Правды Ярославичей

(Правды Русской Земли, утвержденной сыновьями Ярослава Мудрого); Устава

Владимира Мономаха, включавшего Устав о резах (процентах), Устав о закупах

и др.; Пространной Русской Правды.

Первоначальный текст Русской Правды не сохранился, и до нас дошло более ста

списков этого документа, включавшего три основных редакции: Краткую,

Пространную и Сокращенную.

Краткая редакция (Краткая Правда), подготовленная не позднее 1054 г.,

представляет собой древнейшую редакцию и состоит и Правды Ярослава, Правды

Ярославичей, Покона вирного, Урока мостников.

С именем Владимира Мономаха связана Пространная редакция возникшая не ранее

1113 г. и включившая Суд Ярослава и Уста Владимира Мономаха.

Переработанная Пространная Правда в середине XV в. получил наименование

Сокращенной редакции.

В основу эволюции Русской Правды легло постепенное расширение правовых норм

от княжеского (доминиального) закона в среде дружины, определения штрафов

за различные преступления против личности. Закон предусматривал

неравноправие людей, относящихся к разным социальным группам (дружинники,

феодалы, сельские общинники, челядь).

Определенные юридические привилегии предусматривали и для таких групп

населения, как князья, бояре, княжьи мужи, княжеские тиуны, огнищане

(управляющие вотчиной) и т.п. За убийство представителя привилегированного

слоя устанавливалась более высокая уголовная ответственность и особый

порядок наследования недвижимости (земли).

К юридически и экономически независимым категориям относились посадские

люди и смерды-общинники, которые платили налоги и несли определенные

повинности в пользу государства. Так, свободный смерд-общинник имел право

завещать имущество своим детям, но землю - только сыновьям. При отсутствии

наследников собственность посту пала в общинное владение. Смерд обладал

также юридическим правом на защиту своей личности и имущества и нес

соответствующую ответственность за совершенные преступления или проступки.

Наряду со свободными смердами Русская Правда упоминает зависимых людей -

закупов, рядовичей и др., обладавших свои хозяйством, но попавших по тем

или иным причинам в частичную зависимость от феодала и отрабатывающих

значительную часть времени на вотчинных землях. Так, в Пространной Правде

содержится Устав о закупах. Закуп - человек, взявший у феодала какую-либо

ценную "купу" (заем) в виде земли или денег, зерна или скота и пр. При этом

объем долговой отработки определял сам кредитор. Зачастую закуп работал на

феодала лишь за проценты, а взятую в свое время "купу" следовало вернуть

полностью. Определенный предел этой кабальной зависимости был положен

Владимиром Мономахом.

После восстания закупов в 1113г. устанавливаются пределы допустимых

размеров процентов за "купу". Этим законом охранялась личность и имущество

закупа. Однако за преступление закуп мог быть обращен в холопа (раба).

Подобная участь его ожидала и в случае неуплаты долга или побега. Так была

открыта страница закабаления, постепенного закрепощения бывших свободных

общинников.

Полный холоп или "невольничья челядь" не обладал никакой собственностью,

все, чем он пользовался, принадлежало господину. Между тем, жизнь холопов,

составляющих особый обслуживающий персонал княжеского или боярского двора

(слуги, воспитатели детей, ремесленники и др.), защищались более высокими

наказаниями.

Русская Правда вносила определенную регламентацию в источники холопства.

Среди них - самопродажа в рабство одного человека или всей семьи, женитьба

на рабе или рождение от раба, утеря статуса свободного человека при

поступлении в услужение без специальной оговорки, совершение тяжкого

преступления, бегство закупа от господина и др. Плен, однако, как источник

рабства в Русской Правде отражения не нашел. И все же для Древнерусского

государства закрепощение крестьян, прикрепление их к земле и личности

феодала пока не было характерно.

Весьма дифференцировалась вира (штраф) за убийство или нанесение увечий. Ее

размер зависел от категории пострадавшего: 80 гривен (гривна - единица

денежного счета, соответствовавшая 50 г серебра) за "лучших людей", 40 - за

простого свободного человека, 20 - за нанесение тяжких увечий и т.д. При

этом вира поступала в казну, а пострадавший получал денежное

вознаграждение. Жизнь зависимых людей ценилась низко: 12 или даже 5 гривен,

что и вирой не считалось.

Много занимался законодательством Ярослав Мудрый; он пошел дальше своего

отца (Владимира Красное Солнышко) в осознании своей роли как государя-

правителя, внес важные нововведения в финансовое, семейное и уголовное

право. В его "Церковный устав" введен законодательный акт, регулировавший

взаимоотношения княжеской власти и церкви, а также права в области суда,

сбора дани и п? В начале XI в. им утверждается Русская Правда,

составленная, видимо, в период его правления в Новгороде и осуществлявшая

попытку урегулировать взаимоотношения между новгородцами и варягами,

входившими в княжескую дружину. Сам князь назывался, подобно византийским

правителям, царем, о чем свидетельствует надпись XI в. на стене Софийского

собора в Киеве. Легенда повествует, что читрополит Неофит, вручая греческие

дары: крест животворящего древа, чашу сердоликовую Августа кесаря, венец,

золотую цепь бармы Константина Мономаха - деда великого князя, венчал Яро<

лава Мудрого в Киевском соборном храме имперским венцом и провозгласил

царем русским.

Сыновья Ярослава Мудрого в XI в. существенно дополнили изменили текст

русской Правды, создав так называемую Правду Ярославичей.

В 1097 г. по инициативе Владимира Мономаха - внука Ярослава Мудрого, в г.

Любече прошел съезд князей, целью которого ставилось устранение усобиц и

принятие мер к охране русской земли от половцев. Вводились новые правила

организации власти на Руси. Каждый князь "держал отчину свою". Однако этот

принцип не стал непреложным законом, усобицы возобновились. Владимир

Мономах выделяясь государственностью ума, силой воли и энергичной

деятельностью, провел крупную переработку Русской Правды. Внесен дополнения

и изменения, в частности, ограничивавшие произвол ростовщиков, определены

три случая обращения бедняка в холопа, вводились меры по охране

имущественных прав купечества. Выше отмечалось, что им был введен Устав о

закупах, регламентировавшие кабально-долговые и заемные отношения, отчасти

ограждавший личные и имущественные интересы закупов, несколько снизил

проценты взимаемые ростовщиками с бедных горожан и пр.

Владимир Мономах остался в исторической памяти как талантливый правитель

государства, все силы положивший на укрепление единой власти, сохранение

единства страны и ее преобразование. "Поучение Мономаха детям" - подлинное

пожелание своим потомкам; почитание старших, соблюдение законов, чтобы не

было на Руси тяжб и ссор из-за земли и междоусобиц, чтобы страна оставалась

сильной, единой, хорошо управляемой.

Мстислав, сын Владимира Мономаха (1076-1132), был последним князем единой

Руси, с его смертью русская земля окончательно распалась, начался

длительный период феодальной раздробленности.

Вотчина как форма организации производства. В Правде Ярославичей нашло

отражение устройство вотчины как формы земельной собственности и

организации производства. Ее центр составляли хоромы князя или боярина,

дома его приближенных. В статьях Русской Правды упоминаются клети, конюшни,

хлевы, пашни, луга, орудия труда земледельца и охотника, скотный двор т.д.

Управлял вотчиной огнищанин (княжеский дворецкий). Княжий подъездной

занимался сбором налогов. Работой крестьян руководили ратайные (пашенные) и

сельские старосты. В вотчине, организованной по принципу

самообеспеченности, применялся труд ремесленников. Есть упоминание и о

торге (рынке), и о купеческой торговле.

***

В IХ-ХII вв. сложилось Древнерусское государство - Киевская Русь как

государство исторически переходного типа, как основной институт

политической системы классового общества, охраняющий его экономические и

социальные структуры. Основными признаками этого процесса стали: наличие

особой системы органов и учреждений, осуществлявших функции государственной

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.