|
Лекция: Основы банковского делаТакая надпись только уполномочивает индоссата на получение следуемых по векселю денег, на распоряжение об учинении протеста, на уведомление предшествующих надписателей о непоступлении платежа и т.п., но не делает индоссата собственником векселя. Указанная надпись, называемая препоручительной, обыкновенно имеет следующий вид: "На инкассо", "Для инкассирования", "Доверяю получить", "Валюта на инкассо". Вексельное поручительство (аваль). Положение о переводном и простом векселе предусматривает, что платеж по векселю может быть обеспечен полностью или в части вексельной суммы посредством поручительства (аваля). Такое обеспечение дается третьим лицом (обычно банком) как за векселедателя, так и за каждого другого, обязанного по векселю лица. Отметка об авале может быть сделана на векселе, добавочном листе или даже на отдельном листе за подписью авалиста с указанием места выдачи того, за кого именно он дан. При отсутствии последнего считается, что аваль дан за векселедателя. Аваль может быть также выражен одной лишь подписью на лицевой стороне векселя, если только эта подпись не поставлена плательщиком или векселедателем. Авалист и лицо, за которое он поручился, несут солидарную ответственность. Оплатив вексель, авалист приобретает все права, вытекающие из векселя, против того, за кого он дал гарантию, и против тех, которые в силу векселя обязаны перед этим последним. Акцепт переводного векселя. Из содержания переводного векселя следует, что обязательства по нему для трассата (плательщика) возникают лишь с момента принятия (акцепта) им векселя. В противном случае он остается для векселя совершенно посторонним лицом. Исходя из этого, получатели денег по векселю могут заблаговременно до наступления срока платежа выяснить отношение плательщика к оплате векселя. Эта цель достигается путем предъявления векселя трассату с предложением его акцептовать и, следовательно, принять на себя обязательство произвести платеж. Вместе с тем, предъявление векселя к акцепту не является обязательным условием для тех случаев, когда векселедержатель уверен в самостоятельности трассата и трассанта. Предъявление векселя к акцепту может быть произведено во всякое время, начиная со дня его выдачи и кончая моментом наступления срока платежа. Конкретные условия (предъявление к акцепту с назначением срока или без него или без акцепта), должны быть оговорены и датированы в векселе векселедателем и индоссантами. Вексель может быть предъявлен к акцепту и акцептован даже после срока платежа, и трассат отвечает по нему так, как если бы он принял вексель до срока. Обыкновенно вексель предъявляется к акцепту банками по адресу плательщика, совпадающему, как правило, с местом жительства. Трассат вправе потребовать предъявить ему вексель вторично через день после первого предъявления. Если после этого срока не последует принятия, то вексель считается непринятым. Трассат не имеет права требовать оставления у себя векселя для акцепта. Акцепт обычно отмечается в левой части лицевой стороны векселя и выражается словами "акцептован", "принят", "заплачу" и т.п. с обязательным проставлением подписи плательщика. Простая надпись на лицевой стороне векселя также означает принятие векселя. Необходимость проставления даты акцепта возникает по векселям, подлежащим оплате в определенный срок от предъявления, или если вексель должен быть предъявлен к акцепту в определенный срок в силу особого условия, если векселедержатель не потребует, чтобы акцепт был датирован днем предъявления. Никакие оговорки или особые условия в акцепте не допускаются, за исключением оговоренных поправок. Плательщик может ограничить акцепт частью суммы. В остальной сумме вексель считается непринятым. Непринятым считается вексель в случае: а) если по указанному адресу невозможно отыскать плательщика; б) сам плательщик умер (для физических лиц); в) несостоятельности плательщика; г) если указано на векселе "не акцептован", "не принят" и т.п.; д) если надпись об акцепте окажется зачеркнутой. Протест векселя Понятие вексельного протеста. Под вексельным протестом понимается официально удостоверенное требование платежа и его неполучение. Порядок протеста. Векселедержатель и его уполномоченное лицо для совершения протеста должны предъявить неоплаченный вексель в нотариальную контору по месту нахождения плательщика или, если это домицилированные векселя, то есть векселя, подлежащие оплате у третьего лица, по месту нахождения этого лица, а для совершения протеста векселей в неакцепте и недатировании акцепта - по месту нахождения плательщика. Срок для предъявления векселя к протесту. Действующее законодательство предусматривает предъявление векселей в нотариальные конторы для совершения протеста в неплатеже на следующий день после истечения даты платежа по векселю, но не позже 12 часов следующего после этого срока дня. Для совершения протеста в неакцепте вексель должен быть представлен в нотариальную контору в течение сроков, установленных Положением для предъявления к акцепту, а если вексель был предъявлен к акцепту в последний день срока, - не позднее 12 часов следующего после этого срока дня. Сроки совершения протеста векселя. Совершение протеста векселя в неакцепте должно быть произведено в сроки, установленные для предъявления к акцепту. Если протестуется вексель, подлежащий оплате в определенный срок от предъявления, и если первое предъявление такого векселя имело место в последний день срока, то протест может быть совершен и на следующий день. Последнее имеет силу и в отношении протеста в неплатеже векселя сроками по предъявлении. Протест в неплатеже векселя сроками на определенный день или во столько-то времени от составления или предъявления должен быть совершен в один из двух рабочих дней, которые следуют за днем, в который вексель подлежит оплате. Если имело место совершение протеста векселя в неакцепте, предъявление его к оплате и совершение протеста в неплатеже не требуется. Предъявление требования о платеже. Нотариальная контора в день принятия векселя к протесту предъявляет плательщику или третьему лицу (домицилированный вексель) требование о платеже или акцепте векселя. Если после этого последует платеж, нотариальная контора, не производя протеста, возвращает вексель плательщику или третьему лицу (домицилианту) с надписью по установленной форме на самом векселе о получении платежа и других причитающихся сумм. Если плательщик сделал отметку об акцепте на переводном векселе, вексель возвращается векселедержателю без протеста. Если на требование произвести акцепт или платеж векселя плательщик (домицилиант) отвечает отказом, нотариусом составляется акт по установленной форме о протесте в неплатеже или неакцепте, одновременно он делает соответствующую запись в реестре, а также отметку о протесте в неплатеже или неакцепте на самом векселе. При невозможности установить место нахождения плательщика протест векселя совершается без предъявления требования о платеже или акцепте. Последствия протеста. Если протест совершен своевременно, то наступают следующие последствия: а) органы суда вправе выдавать судебные решения по искам, основанным на протестованных векселях; б) наступает ответственность по простому векселю - надписателей, а в переводном - надписателей и трассанта (векселедателя). Все лица, за исключением индоссантов, поместивших перед своей подписью слова "и без оборота на меня", являются солидарно ответственными перед векселедержателями. Последний вправе предъявить иск ко всем обязанным по векселю лицам (право регресса) или к одному из них, не считаясь с порядком подписей этих лиц на векселе. Оплативший вексель, в свою очередь, обращается с требованием к остальным и, получив требуемую сумму, передает уплатившему протестованный вексель; в) векселедержатель, неся определенные издержки, вызванные совершением протеста векселя и неполучением платежа по нему, вправе требовать с обязанных лиц большую сумму, чем указано в векселе. Согласно Положению величина обратного требования векселедержателя включает в себя следующее: 1) неуплаченную вексельную сумму с процентами, если они были предусмотрены; 2) 6% годовых, начиная со дня срока платежа по векселю по день удовлетворения; 3) пеню в размере 3% годовых, считая со дня срока платежа по день действительного получения векселедержателем от кого-либо из обязанных лиц требуемых денег; 4) издержки, связанные с протестом. Исходя из этих правил, видно, что, чем позже произойдет выкуп протестованного векселя, тем больше сумма требования по нему. Каждое из обязанных по векселю лиц, выкупив протестованный вексель, может вычеркнуть в векселе как свою собственную, так и надписи следующих за ним надписателей, так как, оплатив вексель и получив его обратно, оно вновь становится кредитором векселедателя и всех тех лиц, от которых этот вексель дошел к нему по надписям. Надписи же последующих за ним надписателей он вычеркивает потому, что позднейшие, следующие за ним надписатели, также перестают нести какую-либо ответственность по векселю. Если он вычеркнет и какие-либо из верхних надписей, то тем самым уменьшит число ответственных перед собою лиц, так как зачеркнутые после протеста надписи должны считаться уничтоженными. При выкупе на самом векселе делается расписка, где указывается, от кого, когда и в какой сумме получен платеж по векселю. В случае истечения сроков, установленных для совершения протеста в неакцепте или неплатеже, векселедержатель теряет свои права против индоссантов, векселедателя и других обязанных лиц, за исключением акцептанта. Инкассирование векселей Банки часто выполняют поручения векселедержателей по получению платежей по векселям в срок. Банки берут на себя ответственность по предъявлению векселей в срок плательщику и получению причитающихся по ним платежей. Если платеж поступит, вексель возвратится должнику. При непоступлении платежа вексель возвращается кредитору, но с протестом в неплатеже. Следовательно, банк отвечает за последствия, возникшие вследствие упущения протеста. В то время как при учете векселей банк несет известный риск, выдавая клиенту сумму, обозначенную на векселе, за минусом утвержденного процента, при инкассировании он принимает лишь поручение получить при наступлении срока причитающийся по векселю платеж и передать полученную сумму владельцу векселя. Роль банка сводится лишь к точному исполнению инструкций клиента. Однако путем этих операций банки могут сосредоточивать на своих счетах значительные средства и получают их бесплатное распоряжение. Вместе с тем они являются довольно прибыльной операцией, так как за инкассо взимается определенная комиссия. Они выгодны и для клиента, поскольку банки благодаря имеющимся между собой тесным взаимоотношениям могут исполнять поручения клиента быстрее и дешевле, клиент также освобождается от необходимости следить за сроками предъявления векселей, что требовало бы определенных затрат, которые несравненно больше взимаемых банком комиссионных. Банки принимают для инкассирования векселя с оплатой в тех местах, где есть учреждения банков. Вексель передается для инкассирования снабженный препоручительной подписью на имя банка. Приняв на инкассо векселя, банк обязан своевременно переслать их по месту платежа и поставить в известность плательщика повесткой о поступлении документов на инкассо. В случае неполучения платежа по векселям банк обязан предъявить их к протесту от имени доверителя, если последним не будет дано иного распоряжения. За выполнение поручения на инкассирование векселей банк имеет право: а) на возмещение расходов по отсылке и присылке векселей и получению платежа, когда платеж по векселю необходимо получить в другом месте; б) на вознаграждение за исполнение поручения, комиссию, в виде процентов с полученной банком суммы. Банк не несет ответственности за утрату векселей на почте, несвоевременное получение их в месте платежа по вине почты, упущения или за недостатки, допущенные нотариусом при протесте, и не зависящие от банка обстоятельства, могущие повлечь для клиента невыгодные операции. В случае непоступления платежа и совершения протеста, расходы по протесту, комиссии и прочие приходы уплачиваются клиентом. Не оплаченные документы хранятся в банке до востребования их клиентом в течение установленного банком времени. По истечении срока банки слагают с себя ответственность за дальнейшее хранение. Домициляция векселей Банки могут по поручению векселедателей или трассанта производить платежи в установленный срок. Банк в противоположность инкассированию векселей является не получателем платежа, а плательщиком. Назначение плательщиком по векселю какого-либо третьего лица называется домициляцией, а такие векселя - домицилированными, внешним признаком их служат слова "уплата" или "платеж в ...банке", помещенные под подписью плательщика. Выступая в качестве домицилянта, банк не несет никакого риска, так как он оплачивает вексель только в том случае, если плательщик внес ему раньше вексельную сумму или если клиент имеет у него на своем расчетном (текущем) счете достаточную сумму и уполномочивает банк списать с его счета сумму, необходимую для оплаты векселя. В противном случае банк отказывает в платеже и вексель протестуется обычным порядком против векселедателя. За оплату векселя в качестве особого плательщика обычно насчитывают небольшую комиссию, а оплаченные векселя отсылаются клиенту. Для лиц, имеющих в данном банке расчетный (текущий) счет, оплата домицилированных векселей производится бесплатно. В ходе проведения операций с векселями коммерческие банки аккумулируют значительное количество векселей. При правильном ведении учетных операций вексельный портфель является для банка надежной статьей его актива, более устойчивой, чем другие ценные бумаги, например, акции. Другим достоинством векселей является точно установленная ликвидность по срокам. Исходя из этого, Центральный банк может пополнять ресурсы коммерческих банков, если такая необходимость возникнет, переучитывая их векселя или выдавая кредиты по специальному ссудному счету под обеспечение учтенных векселей. Как переучет, так и кредитование по специальному ссудному счету производятся на общих основаниях. Вексель должен иметь не менее двух подписей, быть товарным и краткосрочным. Для Центрального банка вексельное кредитование банков дает дополнительную возможность оказания регулирующего влияния на экономическую ситуацию в стране. Государственные бумаги. Мировой опыт систематизировал большое число типов государственных ценных бумаг. К числу наиболее типичных относятся – Ø Казначейские векселя - краткосрочные государственные обязательства, погашаемые обычно в пределах года и реализуемые с дисконтом, т.е. по цене ниже номинала, по которому они погашаются (или продаваемые по номиналу, а выпускаемые по цене выше номинала). Ø Среднесрочные казначейские векселя, казначейские боны - казначейские обязательства, имеющие срок погашения от одного до пяти лет, выпускаемые обычно с условием выплаты фиксированного процента. Ø Долгосрочные казначейские обязательства - со сроком погашения до десяти и более лет; по ним уплачиваются купонные проценты. По истечении срока обладатели таких государственных ценных бумаг имеют право получить их стоимость наличными или рефинансировать в другие ценные бумаги. В некоторых случаях долгосрочные обязательства могут быть погашены при наступлении предварительной даты, т.е. за несколько лет до официального срока погашения. Ø Государственные (казначейские) облигации - по своей природе и назначению близки к среднесрочным и долгосрочным казначейским обязательствам (а иногда с ними даже не разграничиваются). Ø Отдельные виды государственных облигаций, в частности, сберегательные облигации, могут распространяться на нерыночной основе. Особые виды нерыночных государственных ценных бумаг в виде иностранных правительственных серий, серий правительственных счетов, серий местных органов власти (в советской экономике, как известно, широкое распространение получили беспроцентные товарные облигационные займы). В последние годы вплоть до августа 1998 г. российский рынок государственных ценных бумаг развивался ускоренно. В связи с высоким уровнем процентных ставок и общей нестабильностью среди российских государственных ценных бумаг преобладали краткосрочные бумаги. Основу этого рынка составляли сделки с ГКО и ОФЗ. Будучи титулами внутреннего государственного долга РФ, эти бумаги несли на себе основную нагрузку. ГКО выпускались сериями – регулярно. Каждая серия имела свой номер, свою дату выпуска и свой срок погашения. Облигации являлись бескупонными, т.е. доходность держателей обеспечивалась первичным размещением по цене ниже номинальной и погашением по номиналу. Министерство финансов РФ, выпуская в обращение ГКО, получало денежные средства, необходимые для финансирования бюджетного дефицита. Эти средства заимствовались на рыночных условиях. ЦБР, обеспечивая организационную сторону функционирования рынка ГКО (аукционы, погашения, подготовку необходимых документов и т.д.), активно участвовало в работе рынка ГКО в качестве дилера через Главное управление по ценным бумагам в Москве, а также через наиболее крупные банки. Практически ЦБР открыто проводил свой курс. Данное обстоятельство давало возможность оказывать целенаправленное воздействие на рынок в зависимости от событий, происходящих непосредственно на нём и вокруг него. При этом ЦБР ориентировался на поддержание определённого уровня некоторых показателей рынка ГКО, поскольку сохранение этих характеристик на достаточно высоком, привлекательном для инвесторов. Контрольная функция реализовывалась только в той степени, в какой это было необходимо для стабильного бесперебойного функционирования и развития рынка ГКО. Эволюция рынка привела к тому, что ГКО при первичном размещении играли определённую макроэкономическую роль. Операции на открытом рынке занимали заметное место в спектре рычагов регулирования предложения денег со стороны ЦРБ. Приобретая или продавая облигации, ЦБР тем самым соответственно увеличивал дополнительную ликвидность либо изымал избыточную с денежного рынка. Складывающаяся доходность по ГКО стала важнейшим денежным ориентиром денежного рынка. Что касается вторичного размещения ГКО, то анализ его базовой характеристики строился на оценке средневзвешенной эффективной доходности по отношению к погашению действующих выпусков - учётной ставке. Если в конкретный период происходило ускорение или торможение роста котировок ГКО, то оно затрагивало все обращающиеся выпуски независимо от текущего срока до погашения каждого из них. Каждая серия ГКО в пределах аукционных дней имела свою котировку на покупку и котировку на продажу. Надёжность ГКО по сравнению со всеми другими инструментами финансового рынка, в том числе и государственными, не вызывала сомнений, поскольку агентом выступал Центральный Банк России, и предполагалось, что в случае, если Минфин окажется не в состоянии что-либо погасить, Центральный банк автоматически погасит рефинансируемые выпуски. Что касается ликвидности, т.е. возможности быстро продать и быстро купить, то проблем с ГКО вплоть до дефолта августа 1998 г. практически не было. Для этого случая на рынке присутствовал в роли маркет-мейкера Центральный Банк России, который делал вид, что вполне в состоянии поддержать ликвидность в тот момент, когда предложений на продажу больше, чем на покупку, поддержать тем, чтобы в такой момент купить бумаги, а потом продать. Доходность, как уже было сказано, поддерживалась искусственно. Для осуществления сделок с ГКО была выстроена централизованная система во главе с ЦБ РФ и на базе его учреждений. Прежде всего, изначально обращение ГКО было ограничено рамками биржевой торговли на ММВБ. Работать с ГКО непосредственно было разрешено только официальным дилерам – банкам и инвестиционным институтам, получившим специальное разрешение Банка России. Все технологические операции, связанные с рыночным обращением ГКО, были зарегламентированы и объединены в несколько технологических блоков. Технологические операции, связанные с учетом владельцев ГКО, были объединены в т.н. депозитарную систему. Технологические операции, связанные с проведением биржевых торгов ГКО, сменой владельцев в процессе торгов и т.п. были объединены в т.н. торговую систему. Технологические операции, связанные с расчетами с участниками торгов по итогам торговых сессий, были объединены в т.н. расчетную систему. Технологические операции сбора, сортировки и передачи информации участникам рынка ГКО объединены в информационную систему. Центральный банк получил статус официального брокера от лица государства. Дилеры рынка ГКО устанавливали договорные отношения со всеми технологическими системами рынка ГКО, открывали счета ДЕПО в депозитарной системе, транзитные счета в расчетной системе и т.п. Каждый дилер мог работать как за свой счет, так и привлекать для вложения в ГКО средства сторонних лиц, для чего им открывались субсчета, отчеты по которым ЦБ весьма жестко контролировал. Аналогично строилась система ОФЗ. В связи с кризисом августа 1998 года операции с ГКО и ОФЗ были прекращены. Оставшиеся на руках у инвесторов облигации были «заморожены». Впоследствии, с целью сохранения рынка ликвидных краткосрочных обязательств как такового Банком России производились выпуски Облигаций Банка России – ОБР («бобры»). Но вследствие малой доходности (16-18 % годовых) эти облигации не получили широкого распространения. В результате банкротства Банка внешнеэкономической деятельности СССР (Внешэкономбанка) на его счетах остались “замороженными” средства юридических и физических лиц. Указом президента РФ о мерах регулирования внутреннего валютного долга бывшего СССР было определено, что погашение задолженности физическим лицам происходит с 1 июля 1993 г. в полном объёме, а задолженность перед юридическими лицами покрывается облигациями внутреннего валютного займа со сроком погашения от 1 до 15 лет. Эмитентом облигаций Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |