|
Сравнительный анализ культуры Средневековья и Возрождения| |оставить свой дом и | | |и держаться вне дома с | | |скудные земли, чтобы | | |достоинством. Женой надо | | |отправиться на край | | |руководить при помощи | | |ойкумены – в Испанию или | | |любви, на детей влиять | | |Малую Азию – в поисках | | |личным авторитетом, за | | |славы и добычи. | | |прислугой нужно | | |Профессиональные воины из| | |присматривать и хорошо | | |поколения в поколение, | | |относиться. | | |феодалы выработали особую| | | | | |форму социальной | | | | | |психологии, особое | | | | | |отношение к окружающему | | | | | |миру. Для христианского | | | | | |сострадания там не было | | | | | |места: рыцарство было не | | | | | |просто безжалостным, но и| | | | | |вводили расправу в ранг | | | | | |достоинств. Презрение к | | | | | |смерти сочеталось с | | | | | |презрением к чужой жизни,| | | | | |с неиважением к чужой | | | | | |смерти. Стремясь | | | | | |преодолеть разрыв между | | | | | |“молящимися” и | | | | | |“воюющими”, церковь | | | | | |вводит освящение | | | | | |рыцарского оружия, новые | | | | | |правила ведения войны. С | | | | | |точки зрения | | | | | |современников, сражение –| | | | | |своего рода форма | | | | | |судебного поединка, | | | | | |“Божьего суда” между | | | | | |двумя спорящими | | | | | |сторонами. | | | | | |Класс феодалов – очень | | | | | |сложная социальная | | | | | |категория. Она охватывала| | | | | |самые разные общественные| | | | | |слои – от королей и | | | | | |князей, до неимущих | | | | | |нобилей, которые вели | | | | | |крестьянский образ жизни.| | | | | |Далеко не все феодалы | | | | | |владели замками. Низший | | | | | |слой господствующего | | | | | |класса составляли простые| | | | | |рыцари, рыцарская | | | | | |беднота, не имевшая своих| | | | | |крепостей. Васший слой | | | | | |знати распадался на | | | | | |шатлэнов (обладателей | | | | | |замков), баронов (крупных| | | | | |синьоров) и | | | | | |территориальных князей, | | | | | |включая короля. Но при | | | | | |всем своем различии все | | | | | |они (с сер. 11 в.) | | | | | |рассматривались как | | | | | |единая категория рыцарей,| | | | | |вступление в которую было| | | | | |сопряжено с особой | | | | | |символической церемонией | | | | | |– посвящением. Посвящение| | | | | |знаменовало переход к | | | | | |зрелости и | | | | | |самостоятельности, оно | | | | | |завершало длительный, | | | | | |семилетний, искус, когда | | | | | |юноша в качестве дамуазо,| | | | | |слуги и оруженосца, | | | | | |проходил обучение у | | | | | |опытного рыцаря. | | | | | |Постепенно церковь вводит| | | | | |посвящение в религиозные | | | | | |рамки. Позднее, в | | | | | |некоторых случаях, уже не| | | | | |рыцарь, а епископ | | | | | |совершал основной элемент| | | | | |посвящения – | | | | | |перепоясывание мечом. В | | | | | |ритуале посвящения | | | | | |огромную роль играла | | | | | |символика цвета и | | | | | |предметов. Как рыцарь, | | | | | |посвященный принадлежит | | | | | |классу феодалов и вместе | | | | | |с тем он включается | | | | | |внутри этого класса в | | | | | |гораздо более конкретные | | | | | |– личные и имущественные | | | | | |связи. Он становится | | | | | |вассалом. Центральным | | | | | |моментом вассальных | | | | | |отношений является | | | | | |обязанность верности и | | | | | |любви вассала по | | | | | |отношению к синьору. | | | | | |Феодальное право четко | | | | | |определяло обязанности | | | | | |вассала: consilium | | | | | |(совет) и auxilium | | | | | |(помощь). Оммаж и | | | | | |пожалование фьефы | | | | | |знаменовали включение | | | | | |рыцаря в вассально-ленную| | | | | |систему. Принадлежность к| | | | | |классу профессиональных | | | | | |воинов, внутвенне | | | | | |сплоченному | | | | | |вассально-ленной | | | | | |системой, налогало на | | | | | |человека определенные | | | | | |идеальные обязанности и в| | | | | |очень большой степени | | | | | |определяло его образ | | | | | |жизни. Одна из основных | | | | | |доблестей рыцаря – | | | | | |щедрость. Публичное | | | | | |расточительство | | | | | |рассматривалось как | | | | | |внешнее выражение | | | | | |доблести и удачи. | | | | | |Напротив, корыстолюбие, | | | | | |скупость, расчетливость в| | | | | |глазах рыцарского | | | | | |общества 12-13 вв. | | | | | |оказывается одним из | | | | | |самых позорных пороков. | | | | | |Но наряду с культом | | | | | |щедрости рыцари | | | | | |чрезвычайно заботливо | | | | | |относились к сохранению | | | | | |целостности своих | | | | | |владений – основного | | | | | |источника существования. | | | | | | | | | | | |Другое важнейшее понятие | | | | | |рыцарской морали | | | | | |–служение. Верность – | | | | | |характернейший предикат | | | | | |вассальных отношений – | | | | | |распространяется и на | | | | | |понятие связей человека и| | | | | |Бога, причем верность | | | | | |предпологается не только | | | | | |со стороны человека, но и| | | | | |со стороны Господа. | | | | | |Когда не было войны, | | | | | |жизнь рыцаря | | | | | |ограничивалась охотой, | | | | | |обедом и долгим сном. | | | | | |Утомительно-однообразный | | | | | |распорядок дня нарушался | | | | | |приездом гостей, | | | | | |турнирами или | | | | | |празднествами, когда в | | | | | |замок приходили жонглеры.| | | | | |Из рутины повседневности | | | | | |рыцаря вырывала война. Но| | | | | |и на войне и в мирных | | | | | |условиях феодал всегда | | | | | |выступал членом | | | | | |сплоченной социальной | | | | | |группы или даже | | | | | |нескольких групп – | | | | | |линьяжа. Корпоративность | | | | | |феодального быта отвечала| | | | | |корпоративной организации| | | | | |сословия феодалов. | | | | | |.В жесте «Мене», где | | | | | |рассказывается о детстве | | | | | |Карла Великого, мы видим | | | | | |героя в Толедо на службе | | | | | |у сарацинского короля, | | | | | |который возводит его в | | | | | |сан рыцаря, - эхо | | | | | |историко-легендарных | | | | | |испанских реалий, | | | | | |воплощенных в «Песне о | | | | | |Сиде». Но в то же время | | | | | |Карл и почти все герои | | | | | |шансон-де-жест | | | | | |представлены одержимыми | | | | | |одним желанием: биться с | | | | | |сарацином и победить его.| | | | | |Вся господствующая отныне| | | | | |мифология сводится к | | | | | |поединку христианского | | | | | |рыцаря и мусульманина. | | | | | |Борьба против неверных | | | | | |становится конечной целью| | | | | |рыцарского идеала. | | | | | |Неверный рассматривается | | | | | |отныне как язычник, | | | | | |который заведомо | | | | | |отказывается от истины и | | | | | |обращения в христианство.| | | | | |Война между христианами | | | | | |была злом, но становилась| | | | | |долгом, когда её вели | | | | | |против иноверцев. | | | | | |Удаление рыцаря от мира в| | | | | |пустынь было важной темой| | | | | |эпических песен, особенно| | | | | |пострижение в монахи | | | | | |перед смертью, и наиболее| | | | | |известным произведением | | | | | |на эту тему является | | | | | |«Монашество Гильома». | | | | | |Распространение | | | | | |огнестрельного оружия и | | | | | |наемного войска в 14-15 | | | | | |вв. способствовало упадку| | | | | |военных функций | | | | | |рыцарства, равно как | | | | | |социального и морального | | | | | |престижа этого типа | | | | | |средневекового человека. | | | | | |Но упадок рыцарства не | | | | | |означал прекращения | | | | | |рыцарского образа жизни. | | | | | |Напротив, он был перенят | | | | | |королевским двором и | | | | | |городской элитой – | | | | | |потрициатом. Идея | | | | | |рыцарства оставалась | | | | | |живой врплоть до Нового | | | | | |времени: - от Неистового | | | | | |Орландо до Дон Кихота и | | | | | |Герца Берлинхингера. Лишь| | | | | |Французская революция 18 | | | | | |в. положила конец этой | | | | | |традиции. | | | | |Обр|Около тысячного года |«…людей |Промчались|Традиционному для | |аз |западня литература начала|молитвы, |дни мои, |средневековья принижению | |чел|описывать общество по |конных |как бы |человека гуманисты | |ове|новой схеме, сразу же |людей и |оленей |противопоставили | |ка |получившей признание. |людей |Косящий |убеждение, что он является| | |Согласно этим воззрениям |труда»…Альф|бег. Срок |высшей ценностью, | | |общество состоит из 3 |ред Великий|счастья |находится в центре мира. | | |тесно ссотрудничающих |9 век. |был |По мере перерождения | | |между собой ordines, |«Община |короче, |свободной коммуны в | | |условно говоря |верных |Чем взмах |синьорию обнаруживается | | |«сословий». «Троякий люд»|образует |ресницы. |беспочвенность идей | | |составлял |единое |Из |служения обществу. Речь | | |общество:священники, |тело, но |последней |идет о месте человека в | | |воины, крестьяне. Три |три тела |мочи |космосе. Предельное | | |категории были различны, |включает в |Я в горсть|возвеличение человека | | |но дополняли друг друга: |себя |зажал лишь|выразил блестящий гуманист| | |каждая нуждалась в |государство|пепел |– Джованни Пико делла | | |прочих. Это гармоничное |, ибо иной |наслаждени|Мирандола. Он приходит к | | |единство и было «телом» |закон, |й… |смелому выводу, что знания| | |общества. Данная схема |закон |Уходит |и мудрость, накопленные | | |подчеркивает единство 3 |людской, |жизнь – уж|человечеством, проявляются| | |сословий: одни молятся за|различает |так |в разные эпохи в различных| | |все общество, другие |два класса,|заведено |формах; составляя в целом | | |защищают его, третьи |поскольку |Уходит с |непрерывную цепь в | | |кормят это общество. «Дом|дворяне и |каждым |развитии человеческого | | |божий нерушим», - |сервы живут|днем |интеллекта. Истина едина, | | |говорили теоретики этой |по разным |неудержимо|она приводит к | | |схемы. Отдельных лиц не |уставам. |… |«философскому миру». | | |видно, видны только |Один класс | |Свобода,в понимании | | |массовидные |– воины, | |итальянского Ренессанса | | |«сословия».[6] |покровители| |имела в виду отдельную | | |Средневековый индивид |церквей и | |личность. Гуманизм | | |личностьпостольку, |защитники | |доказывал, что человек в | | |поскольку он наиболее |народа, | |своих чувствах, в своих | | |полно соотнесен со |всех без | |мыслях, в свих верованиях | | |всеобщем и выражает его. |исключения,|«Эти тела |не подлежит никакой опеке,| | |Поэтому все индивиды |как |имеют |что над ним не должно быть| | |сопоставими. Но именно |сильных, |между |чужой воли, мешающей ему | | |сопоставимость делает их |так и |собой |чувствовать и думать, как | | |неравными (как |слабых, |такую |хочется. Новоевропейский | | |несопоставимость |заботящиеся|зависимост|индивид – личность | | |уравнивае буржуазных |также и о |ь, |постольку, поскольку он | | |индивидов). Средневековые|своей |определенн|выступает как | | |люди всегда связаны |безопасност|ую столь |имманентно-независимый и | Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |