|
Сравнительный анализ культуры Средневековья и Возрождения| |мир, есть, стало быть, | |время |вообще показательно для | | |возраст дряхлости. | |своим; а |двойственно-целостной | | |Средневековое мышление и | |кто |структуры ренессансного | | |чувствование были | |упускает |стиля мышления. Время | | |проникнуты глубочайшим | |час за |теряют, не употребляя его,| | |пессимизмом. Мир стоит на| |часом в |и оно достанется тому, кто| | |грани гибели, на пороге |«Творец |безднлье, |сумеет употребить его ради| | |смерти. Тот же |зовется |без |“телесных благ и душевного| | |погребальный звон слышен |творцом по |всякого |счастья”. Время – | | |и в поэзии вагантов. |отношению к|благородно|естественное и | | |Однако в этом необратимом|Своим |го |прирожденное достояние | | |процессе упадка, |тварям |занятия, |человека. Но, в отличие от| | |единственном направлении |подобно |тот, |души и тела, оно дано | | |истории, были если не |тому, как |конечно, |человеку как чистая | | |купюры, то по крайней |господин |его |возможность, реализация | | |мере привилегированные |зовется |теряет». |которой всецело зависит от| | |моменты. Линейное время |господином |Л.Б. |доброй воли человека. | | |было разрезано надвое в |по |Альберти |Для ранних гуманистов | | |главном пункте: |отношению к|«О |культура была, во-первых, | | |воплощении Господа. В 6 |своим |семье»[2] |путем к общественному | | |веке Дени Малый заложил |слугам» | |благу, во-вторых, путем к | | |основы христианской |Блаженный | |самоформированию | | |хронологии, которая вела |Августин. | |целостного человека; | | |счет времени с | | |в-третьих, путем к богу. | | |отрицательным и | | |Три значения культуры | | |положительным знаком от | | |совпадали. Знание вело к | | |Рождества Христова: до и | | |бессмертию. Высокое | | |после Иисуса Христа. | | |Возрождение, не | | |Судьба людей | | |отказываясь от этого | | |представлялась совершенно| | |исходного представления, | | |разной в зависимости от | | |подчеркнуло связь знания с| | |того, по какую сторону от| | |местом человека в | | |этого центрального | | |мироздании. | | |события они жили. Кроме | | |Открытие мира не могло | | |как многочисленным |«Таким | |происходить без карт, | | |ветхозаветным |образом, | |пусть самых примитивных, | | |праведникам, спасение |две части | |т.к. в каталонском атласе | | |было уготовано также |мира | |(1375 г.) по-прежнему | | |нескольким популярным |наступают | |Иерусалим помещают в | | |персонажам античности, |на третий, | |центре мира, но этот атлас| | |которых священное |и Европа, | |уже более точно отражает | | |предание исторгло |которая | |картину нашей планеты. А | | |окольным путем из ада. |все-таки не| |существованию современной | | |Но, как правило, |признает | |картографии мы обязаны | | |персонажи античной |вся целиком| |Португалии, т.к. с XV в. | | |истории были осуждены на |Христова | |на картах начали | | |забвение. Они разделили |имени, | |изображать широты, | | |судьбу тех идолов, |должна | |определяемые на основе | | |которых средневековое |сражаться | |наблюдений за солнцами и | | |христианство вычеркнуло |против двух| |звездами. | | |из своей памяти как « |других» | |Также, чтобы бороздить | | |отклонение от истории». «|(«Путь | |просторы Атлантики, | | |Вандализм» средневекового|паломников»| |необходимы суда другого | | |христианства – независимо|). | |типа – каравеллы, хорошо | | |от того, был ли он | | |управляемые судна при | | |направлен против | | |встречном ветре, | | |античного язычества или | | |изобретенные португальцами| | |средневековых ересей, | | |в XVв. Позже появляются | | |книги и памятники которых| | |более крупные виды судов –| | |беспощадно уничтожались, | | |нефы и галионы. | | |- представлял собой лишь | | |Колонизация завоеванных | | |одну из форм того | | |земель являлась | | |исторического | | |преимущественно | | |тоталитаризма, который | | |государственной политикой,| | |побуждал вырывать с | | |хотя большую роль играла и| | |корнем все сорняки на | | |частная инициатива, за | | |поле истории. Священная | | |счет нее государство | | |история начиналась с | | |обогащалось. Также темпы | | |первичного события: акта | | |колонизации были | | |творения. Самая | | |результатом устремлений | | |популярная библейская | | |различных слоев и | | |книга «Бытие», вернее её | | |соперничества между | | |начало, которое | | |буржуазией и дворянством. | | |трактовалось как | | |Но колонизация связана с | | |шестидневная история, | | |религиозным фактором. | | |«Hexameron». Под | | |Церковь и миссионеры | | |естественной историей | | |сыграли большую роль в | | |понималось сотворение | | |обучении туземцев, но | | |неба и земли, животных и | | |также распространение | | |растений; под | | |христианства повлекло за | | |человеческой -–прежде | | |собой уничтожение | | |всего история главных | | |индейской цивилизации. | | |действующих лиц, ставших |«Подобает | |Итак, мир оказался | | |основой и символами |теперь | |объемнее, чем думали до | | |средневекового гуманизма,|повести | |этого. Европа встретилась | | |Адама и Евы. История |речь о | |с народами, о которых она | | |определялась |реке, | |ничего не знала. Появление| | |драматическим |которая | |европейцев было подобно | | |происшествием, из |пересекает | |взрыву, от которого | | |которого проистекало все |Египет и | |некоторые туземные | | |остальное: искушением и |вытекает из| |общества пострадали, но со| | |первородным грехом. Затем|земного | |временем превосходство | | |история как бы |рая…. В том| |Европы сменится взаимным | | |разделялась на 2 большие |месте, где | |влиянием, а конфронтация | | |створки: сакральную и |Нил | |цивилизаций – более | | |мирскую, причем в каждой |проникает в| |глубоким | | |господствовала одна |Египет, | |взаимопроникновением | | |главная тема. В |местные | |внутри единой человеческой| | |сакральной истории такой |жители | |семьи. | | |доминантой было |имеют | |Мир создан Богом, он | | |предвозвестие. Ветхий |обыкновение| |бесконечен, время - | | |завет возвещал Новый в |расставлять| |необратимый, непрерывный | | |доходившем до абсурда |по вечерам | |исторический процесс, а | | |параллелизме. Каждый |сети, а по | |обожествленный человек | | |персонаж и эпизод имели |утру | |должен владеть им, чтобы | | |свои соответствия. Эта |находят в | |творить. С изобретением | | |тема пробилась в |них | |часов для итальянской | | |готическую иконографию и |драгоценные| |торгово-промышленной среды| | |расцвела на порталах |предметы,… | |была характерна привычка | | |кафедральных соборов, в |имбирь, | |вести точный отсчет | | |фигурах ветхозаветных |ревень, | |времени и не упускать его | | |пророков и евангельских |алоэ и | |попусту. «Время купцов» – | | |апостолов. В ней |корицу. | |это расчетливость, время | | |воплотилось основное |Говорят, | |гуманистов – расчетливость| | |свойство средневекового |что эти | |в осуществлении целей, | | |восприятия времени: через|пряности | |далеких от утилитарного | | |аналогию, как эхо. В |происходят | |расчета. Гуманистическое | | |мирской истории |из земного | |восприятие времени ведет | | |господствовала тема |рая, падая | |отсчет от сакрального | | |перехода власти. |под ветром | |смысла. «Время гуманистов»| | |Проникнутая страстным |с райских | |пронизано, как и «время | | |национальным чувством |деревьев…. | |монахов» в Средневековье, | | |концепция перехода власти|Они | |жаждой высшей мудрости и | | |внушала прежде всего |рассказали,| |избранничества. Время – | | |средневековым историкам и|что дошли | |ристалище добродетели | | |теологам веру в подъем |до великого| |(virtus). Не растрачивать | | |Запада. Эта упрощенная и |нагроможден| |впустую время – значит не | | |упрощающая концепция |ия скал, на| |упускать ни единой | | |имела, однако, ту |которое | |возможности возвести душу | | |заслугу, что она |невозможно | |и сделать хоть малый шаг к| | |связывала историю и |было | |славе, бессмертию земному.| | |географию и подчеркивала |добраться. | |Но “время гуманистов” | | |единство цивилизации. |С этой горы| |делалось конкретным | | |Средневековые |падала | |достоянием индивида, | | |христианские мыслители |река, и им | |снимая дуализм бренного | | |пытались остановить |показалось,| |времени к трансцендентной | | |историю, завершить её. |что на ее | |вечности, возвышая | | |Феодальное общество с его|вершине | |самоосуществление личности| | |2 господствующими |росло | |и ее краткий жизненный | | |классами, рыцарством и |множество | |срок как посюстороннее | | |духовенством, |деревьев…» | |торжество божества в | | |рассматривалось как конец|Жуанвиль в | |человеке. Время приобрело | | |истории. Схоласты |рассказе о | |неслыханную активность, | | |старались обосновать и |VII | |оно стало “героическим”. | | |укрепить представление об|крестовом | |“Время гуманистов” | | |остановке истории, исходя|походе. | |возникло на скрещении двух| | |из того, что историчность| | |ранее восприятии “времени | | |обманчива и опасна, а | | |купцов” и “времени | | |подлинную ценность имеет | | |церкви”. Они вносили в | | |одна лишь вневременная | | |свои “труды” отрешенность | | |вечность. 12 век был | | |и возвышенность, а в | | |заполнен борьбой между | | |“досуги” – неутомимую | | |сторонниками учения о | | |деловитость. “Время | | |постепенно открываемой | | |гуманистов” было деловым | | |истине (« Истина – дочь | | |вне дела и сакральным вне | | |времени»,- сказал якобы | | |культа. | | |Б. Шартрский) и | | |Время для человека | | |приверженцами теории | | |Возрождения – “истребитель| | |неизменной истины. | | |вещей”; все изменяется, | | |Марк Блок нашел | | |преображается, глаз | | |поразительную формулу, | | |воспринимает лишь то, что | | |которая резюмировала | | |рождается перед человеком | | |отношение средневековых | | |в данный миг, “ибо в | | |людей ко времени: полное | | |следующий время уже | | |безразличие. Это | | |совершит свое неизбежное и| | |безразличие выражалось у | | |необратимое | | |скупых на даты хронистов | | |дело”.[3]Человеку | | |в неопределенных | | |открылась неустойчивость, | | |выражениях типа «в это | | |текучесть видимого мира: | | |время», «тем временем», | | |время быстротечно, и | | |«вскоре после этого». | | |отсутствует вера в | | |Смешение времен было в | | |грядущий день, т.к. | | |первую очередь | | |понимает свою | | |свойственно массовому | | |беспомощность перед | | |сознанию, которое путало | | |громадой бесконечной жизни| | |прошлое, настоящее и | | |и космоса. Но это | | |будущее. Это смешение | | |уравновешивается | | |проявлялось особенно | | |безграничной верой в | | |отчетливо в стойкости | | |победу гармонии и красоты| | |чувства коллективной | | |человека, который не | | |ответственности. Все ныне| | |потерял еще чувства меры, | | |живущие люди отвечают за | | |т.е. чувства своей | | |проступок Адама и Евы, | | |фактической | | |все современные евреи | | |неограниченности. | | |ответственны за страсти | | |Антропоцентризм отличался | | |Христовы, а все | | |артистичным характером, | | |мусульмане – за | | |человек мыслил себя в | | |магометову ересь. | | |первую очередь творцом и | | |Крестоносцы конца 11 века| | |художником, наподобие той | | |считали, что они | | |абсолютной личности, | | |отправляются за море, что| | |творением которой он себя | | |бы покарать не потомков | | |сознавал. Чтобы полностью | | |палачей Христа, а самих | | |проявить свои возможности,| | |палачей. Равным образом и| | |ему надлежало обеспечить | | |долго сохранявшийся | | |для своей деятельности | | |анахронизм костюмов в | | |наиболее благоприятные | | |изобразительном искусстве| | |условия в уделенный ему | | |и театре свидетельствует | | |для жизни срок. Характер | | |не только о смешении | | |этого человека, | | |эпох, но о чувстве и вере| | |пытавшегося сбросить все | | |средневековых людей в то,| | |нормы, состоит во | | |что все существенное для | | |всепоглощающем стремлении | | |человечества является | | |к истине, в каком-то даре | | |современным. Каждый год | | |предвидения. Для него было| | |на протяжении тысячелетий| | |мало природы, то ли в виде| | |литургия заставляла | | |извечной и прекрасной | | |христиан заново | | |данности, то ли в виде | | |переживать сжатую в ней с|« Дивная | |результатов творения | | |необычайной силой |Мине рва | |надприродной личности. | | |священную историю. Здесь |обходит | |Мир в эпоху Возрождения | | |мы имеем дело с |разные | |представляется открытым, | | |магической ментальностью,|нации и | |прекрасным, безграничным, | | |которая превращает |перемещаетс| |резкость пределов, | | |прошлое в настоящее, |я с одного | |самобытная личность всего:| | |потому что канвой истории|конца | |гор, долин, города, травы | | |служит вечность. |Вселенной | |– одна из главных черт | | |Средневековый человек ни |на другой, | |Италии; сливающиеся | | |знал унифицированного |что бы | |пределы, пропадающие | | |времени, ни единообразной|отдавать | |очертания – принадлежность| | |хронологии. |себя всем | |севера. Прозрачно небо, на| | |Множественность времен – |народам. Мы| |котором дома и | | |такова реальность для |видим, что | |возвышенности | | |средневекового разума. |она | |вырисовываются четко и | | |Нигде потребность в |побывала у | |стройно. Картина мира для | | |хронологии не была столь |индийцев, | |человека – не выдумка, не | | |сильной, как в священной |вавилонян, | |умозрение эмпиризма, а то,| | |истории. Всемирные |египтян, | |что видит глаз, – это есть| | |хроники начинались с дат |греков, | |на самом деле. Эпоха | | |священной истории. |арабов и | |Возрождения возвеличивает | | |Конечно, средневековая |латинян. | |человека, возносит его на | | |хронология, способы |Она | |беспримерно высокий | | |измерения времени, приемы|покинула | |пьедестал, уделяет ему | | |определения даты и часа, |Афины, | |такое место в мире, | | |сам хронологический |оставила | |которое никогда до этого | | |инструментарий – все это |Рим, забыла| |не грезилось ему. Человек | | |носило рудиментарный |Париж и | |поднимается над миром, | | |характер. Здесь полностью|только что | |впервые ощущая власть над | | |сохранялась |счастливо | |природой. Художник творит | | |преемственность с |достигла | |мир по воле самого Бога, | | |греко-латинским миром. |Великобрита| |подчиняет себе | | |Устройства, служившие для|нии, | |пространство путем | | |измерения времени, |знаменитейш| |наложения на него | | |оставались либо |его из | |различных форм и образов. | | |связанными с капризами |островов, | | | | |природы – таковы |микрокосма | | | | |солнечные часы, либо |Вселенной».| | | | |определяли лишь отдельные|Ричард | | | | |временные отрезки – как |Бьюри 14 в.| | | | |песочные или водяные | | | | | |часы. Использовались и | | | | | |заменители часов, которые| | | | | |не измеряли время в | | | | | |цифрах, но определяли | | | | | |конкретные временные | | | | | |вехи: ночь разделялась на| | | | | |«3 свечи», короткие | | | | | |промежутки определяли | | | | | |временем, потребным для | | | | | |чтения молитв «Miserere” | | | | | |или „Отче наш“. | | | | | |В разных странах год | | | | | |начинался по-разному, | | | | | |согласно религиозной | | | | | |традиции, которая | | | | | |отталкивалась от | | | | | |различных моментов | | | | | |искупления человечества и| | | | | |обновления времени: с | | | | | |Рождества, Страстей | | | | | |Господних, Воскресения | | | | | |Христова и даже с | | | | | |Благовещенья.Самый | | | | | |распростра-нёный | | | | | |хронологический „стиль“ | | | | | |на средневековом Западе | | | | | |начинал год с Пасхи. | | | | | |Очень мало был | | | | | |распространён стиль, | | | | Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |