бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Сравнительный анализ культуры Средневековья и Возрождения

Сравнительный анализ культуры Средневековья и Возрождения

Самарский Государственный

Университет

Контрольная работа

по истории культуры

4семестр

студентки второго курса

социологического факультета

группа: культурологи и Борода М. В.

Проверил доцент кафедры теории и истории культуры: Левитская И. В.

Самара2000/2001 гг.

Культура Средневековья и Возрождения.

1. Дайте сравнительную характеристику типологических черт культуры

Средневековья и Возрождения.

2. Продемонстрируйте отличия картины мира и образа человека Средневековья

и Возрождения на материале художественных произведений указанных

периодов.

|Про|Средневековье |Тексты |Тексты |Возрождение |

|стр|История | | | |

|анс|западноевропейского |Земля: «… -|«Взгляните|Темп жизни ускоряется, и |

|тве|средневековья - это в |и видел |на |резко меняется сама оценка|

|нно|первую очередь история |этот шар |огромную |времени. Теперь же |

|-вр|новых народов, ступивших |столь |машину |отношение к нему деловых |

|еме|на историческую арену в |жалким, что|мира, |людей можно определить |

|нны|эпоху заката древнего |не мог не |сработанну|словами одного из них: |

|е |мира. Контрасты |усмехнуться|ю и |«Время – дорого стоящая |

|пон|общественной жизни Европы|». |установлен|вещь для купцов». |

|яти|того времени, бесконечные|Данте |ную для |Рождалось |

|я. |войны, стихийные |«Божественн|творения и|индивидуалистическое |

| |бедствия, эпидемии |ая комедия»|процветани|сознание, давшее мощный |

| |наложили неизгладимый | |я всех |импульс формированию |

| |отпечаток на | |сотворенны|идеологии Возрождения. |

| |мировоззрение, культуру и| |х вещей… |Французское Возрождение |

| |искусство. Особое место в| |Круглое |очень скоро утратило свой |

| |средневековом мире | |небо, |беспечно жизнерадостный, |

| |занимала религия. На | |украшенное|языческий характер, |

| |развалинах римской | |столькими |благодаря возгоревшейся |

| |империи христианская | |звездами, |религиозной борьбе, |

| |церковь приступала к | |а |подобно тому, как это |

| |обращению народов в свою | |посередине|случилось в Германии. Во |

| |веру. Возникающие в самых| |земля… |Франции Возрождение |

| |глухих уголках Европы | |держащаяся|начиналось, как ив Италии,|

| |церкви и монастыри | |собственны|классическими занятиями и |

| |становились центрами | |м весом, |новеллистикою. То и другое|

| |новой культуры. Там, в | |солнце, |отражало общественный |

| |основном, и создавались | |которое, |рост: служило ответом на |

| |выдающиеся произведения | |кружась, |культурные запросы |

| |нового стиля | |освещает |буржуазии, но буржуазии, |

| |В структуре Дантовой | |все… луна,|не ставшей еще «буржуазно |

| |«Комедии» отражена в | |получающая|ограниченной».Яростный |

| |основном средневековая | |от него |напор кальвинизма нарушил |

| |картина мира (в которую | |свет… и |спокойное течение |

| |была включена система | |остальные |культурного процесса, и , |

| |Птоломея): Земной шар | |пять |начиная с Лефевра |

| |является неподвижным |«Мы |звезд, |д,Эстапль, гуманизм стал |

| |центром Вселенной, а |вернемся в |которые |насыщатся религиозными |

| |Солнце - одной из планет,|лес, |ровно |интересами. Выяснить свое |

| |вращающихся вокруг Земли.|который |следуют |отношение к католицизму и |

| |В Северном полушарии |прикроет и |тому же |протестанству стало |

| |находился Ад в виде |защитит |пути….» |обязательным для всякого |

| |постепенно сужающейся |нас. Идем, |Кастильоне|гуманистически |

| |воронки (возникшей в |милая |«Кортеджиа|образованного писателя. |

| |результате низвержения с |Изольда!… |но» |Филология была основным |

| |небес богом Люцифера – |Они идут | |инструментом и фундаментом|

| |сатаны). Её остриё, « где|через | |гуманизма. Безыпречное |

| |гнет всех грузов отовсюду|высокие | |владение «обоих языков», и|

| |слился» (Ад,34,111), |травы и | |особенно искусное владение|

| |является центром и Земли,|вереск, и | |классической латынью, |

| |и Вселенной. Отсюда ход в|вот уже | |составляло условие |

| |камне ведёт на |деревья | |репутации гуманистов; иные|

| |поверхность Южного |смыкают над| |только на этом строили |

| |полушария, где |ними свои | |репутацию. Хотя память в |

| |расположена гора |ветви, и | |известном смысле совпадала|

| |Чистилища, которую |они | |с культурой именно в |

| |окружает океан. Вершина |скрываются | |средние века (как и во |

| |горы представляет собой |за густой | |всяком обществе, |

| |Земной Рай – Эдем. |листвой». | |ориентированном на |

| |Небесный Рай находится на|«Садитесь |«О дивное |авторитет традиционного |

| |9 небесах – это сферы |на коня и |и |прошлого, заветной |

| |Луны, Меркурия, Венеры, |поезжайте в|возвышенно|мудрости, священного |

| |Солнца, Марса, Юпитера, |лес. Вы там|е |писания, на готовые |

| |Сатурна, неподвижных |развеете |назначение|образцы и формулы) и хотя |

| |звезд и, наконец, девятая|свою |человека, |ренессансное мышление |

| |сфера – Эмпирей, |печаль, |которому |сохраняло отчасти |

| |перводвигатель; здесь |увидите |дано |средневековые свойства, |

| |находится Райская роза, |травы и |достигнуть|все же в характере и |

| |отсюда свет и движение |цветы». |того, к |фунциях культурной памяти |

| |передаются всем остальным| |чему он |происходило существенное |

| |сферам. | |стремиться|изменение. Оно состояло |

| |Страна короля Марка | |, и быть |прежде всего в |

| |(«Тристан и Изольда») – |«Я не |тем, чем |серуляризации памяти, |

| |вовсе не легендарная |царствую, я|он |устремленной к «языческой»|

| |земля, созданная |буду |хочет!». |мудрости и красноречию. |

| |воображением трувера. Это|царствовать|Пико делла|Следовательно память |

| |физическая реальность |, я |Мирандола.|приобщала не к |

| |средневековья. Долгое |царствую, я| |надвременной истине, а к |

| |время средневековый Запад|царствовал.| |истине, развернутой в |

| |оставался скоплением |.» (14 в.) | |истории.память не |

| |поместий, замков и | | |приковывает к тексту, а |

| |городов, возникших среди | | |освобождает. Если |

| |невозделанных и пустынных| | |собственные мысли |

| |пространств. В лес | | |нуждаются в опоре на |

| |удалялись вольные или | | |чужие, зато чужое |

| |невольные адепты бегства |« Мы видим,| |становится своим, |

| |от мира: отшельники, |что мир | |заимствование сливается с |

| |любовники, странствующие |дряхлеет, | |творчеством; помнить здесь|

| |рыцари, разбойники, люди |угасает и, | |означает не только знать, |

| |вне закона. Для крестьян |если можно | |но и уметь жить в |

| |и мелкого трудового люда |так | |античности, отождествлять |

| |лес был источником |сказать, | |себя с нею и свободно |

| |дохода. Но из леса |готов уже | |распоряжаться античной |

| |выходила и угроза, – он |испустить | |культурой. Больше всего |

| |был средоточием |дух». О. | |тогда ценили именно |

| |вымышленных или |Фрейзингенс| |способность претворять |

| |действительных |кий 12 в. | |классическую эрудицию в |

| |опасностей, тревожным |« Ной, | |непосредственное действие |

| |горизонтом средневекового|Авраам и | |и жизненные формы. В этом |

| |мира, границей, «ничейной|Давид – | |смысле Ренессанс предстает|

| |землей». Собственность |имена Богом| |как проникнутая |

| |как материальная или |любимые. Их|«Не думай,|возвышенной серьезностью |

| |психологическая |времена |о |игра в античность. |

| |реальность была почти |Славны и |Пеллегрино|Ренессансный тип мышления,|

| |неизвестна в средние |доблестны. |, что |как известно, отнюдь не |

| |века. Каждый человек не |Ныне одна |бежать от |характеризовал синхронную |

| |только имел над собой |Дряхлость и|толпы, |ему итальянскую культуру в|

| |господина или кого-то |хрупкость, |стараться |целом и не выступал как |

| |обладающего более мощным |упадка |не видеть |нечто тождественное ей. |

| |правом, кто мог насильно |волна. |прекрасные|Этот тип мышления, в |

| |лишить его земли, но и |Все |вещи, |отличие от средневековрй |

| |само право признавало за |размывает, |запираться|религиозности, не имел |

| |синьором легальную |все губит |в |общеобязательной силы. |

| |возможность отнять у |она!» |монастыре |Ренессансная культура была|

| |серва или вассала его |(Жития |и |более или менее элитарна и|

| |земельное имущество. |Алексея, |укрываться|не могла быть иной в виду,|

| |Не только материальный |человека |в скиту – |по крайней мере, двух |

| |интерес не удерживает |Божьего |это и есть|простых причин: новизны и |

| |большинство из них дома, |11в.) |путь к |учености. Тем не менее |

| |но сам дух христианской |И радость, |совершенст|нельзя отрицать, что |

| |религии выталкивает их на|и веселье |ву. Ты |импульсы, шедшие из все |

| |дороги. Средние века |угаснут до |действител|городской пополанской |

| |эпоха пеших и конных |зари, - об |ьно |толщи, и встречные |

| |странствий. Средневековая|этом нынче |веришь, |импульсы гуманистической |

| |дорога была удручающе |всякий со |что богу |среды глубоко проникали |

| |долгой, медленной (прямые|страхом |угодней |друг в друга. Ренессансная|

| |римские дороги были |говорит. |одинокий и|интеллигенция смогла |

| |практически разрушены). |Дрожат |бездеятель|прекрасно ответить на |

| |Лес, дорога и моря |перед |ный Павел,|широкие социальные запросы|

| |возбуждали чувства |грядущим – |чем |и, в свою очередь, |

| |средневековых людей, они |богатый и |трудолюбив|перерасти их, создав |

| |воздействовали на них не |бедняк… |ый Адам?..|громадный исторический |

| |столько своими реальными |Конец не за|Спасаясь |задел. Мир трехмерный – |

| |аспектами и подлинными |горами! |от мира, |объемный, осязаемый – |

| |опасностями, сколько |Клянусь вам|ты можешь |открыт вновь, победно |

| |символами, которые они |– это так!…|низвергнут|утвержден кистью |

| |выражали. Лес – это |(Пер. Д. А.|ься с неба|художника, и новому |

| |сумерки или, как в |Коцюбинског|на землю, |человеку –надлежит |

| |«детской песне» |о) |в то |украсить, облагородить |

| |миннезингера Александра | |время, как|его. Воображение людей |

| |Странника, век с его | |я, |Возрождения оставалось еще|

| |иллюзиями; море – земной | |оставаясь |в рамках средневекового, |

| |мир и его искушения; | |посреди |но жажда познания и |

| |дорога – поиски и | |земных |экономического процветания|

| |паломничество. Этому | |вещей, |городов а также |

| |смешению пространства или|« Молодежь |смогу |религиозный фактор |

| |пространственной |более |возвысить |открывают им новый мир, с |

| |непрерывности, которая |ничему не |свое |помощью техники они |

| |переплетала и соединяла |желает |сердце от |расширяют свои горизонты. |

| |небо и землю, |учиться, |земли к |Культура Возрождения есть |

| |соответствовала |наука в |небу». [1]|локальное по масштабам |

| |аналогичная непрерывность|упадке, | |(только Западная Европа и |

| |времени. Время – лишь |весь мир | |только высшие сферы |

| |момент вечности. Оно |стоит вверх| |культурной деятельности – |

| |принадлежит одному Богу и|ногами, | |главным образом литература|

| |может быть только |слепцы | |и изобразительное |

| |пережито. Овладеть |ведут | |искусство), но глобальное |

| |временем, измерить его, |слепцов и | |по последствиям явление |

| |извлечь из него пользу |заводят их | |мировой культуры. Его |

| |или выгоду считалось |в трясину, | |специфику составляет |

| |грехом. Урвать у него |осел играет| |совмещение двух |

| |хоть одну частицу – |на лире, | |противоположенных |

| |воровством. Это |быка | |импульсов: |

| |божественное время |танцуют, | |традиционалистского (что |

| |непрерывно и линейно. Оно|батраки | |выразилось в отношении к |

| |отличается от времени |идут | |античной культуре как |

| |философов и ученых |служить в | |абсолютной норме) и |

| |греко-римской античности,|войско.… | |нновационного (что |

| |которые, если и не |То, чего | |выразилось в обострении |

| |исповедовали единый |прежде | |внимания к культурному |

| |взгляд на время, |стыдились, | |смыслу индивидуальной |

| |прельщались все же в той |ныне | |деятельности). |

| |или иной мере |превозносит| |Древняя мифологическая |

| |представлением о |ся. Все | |концепция знания как |

| |постоянно возобновляемом |отклонились| |тайны, открытой лишь |

| |циклическом времени, |от своего | |немногим избранным, была с|

| |вечном круговороте. Такое|пути».. ( | |интузиазмом воспринята и |

| |время было и постоянно |Е. Куртис) | |преломлена Возрождением, |

| |новым, исключающим всякое| | |конечно, не случайно. Она |

| |повторение, ибо нельзя | | |прекрасно соответствовала |

| |войти дважды в одну и ту | | |структуре ренессансного |

| |же воду, и постоянно | | |мироощющения, |

| |схожим. Это представление| | |противоречиво |

| |оставило свой след в | | |устремленного к переносу |

| |средневековой | | |абсолюта в естественную |

| |ментальности.( Наиболее | |«Есть три |плоскость и к космическому|

| |очевидным и действенным | |вещи, |возвышению земного и |

| |его пережитком среди всех| |которые |человеческого естества. |

| |циклических мифов был миф| |человек |Отсюда в зрелом |

| |о колесе Фортуны. Тот, | |может |ренессансном искусстве |

| |кто сегодня возвышен, | |назвать |постоянная и гармоничная |

| |завтра будет унижен, а | |принадлежв|двойственность |

| |того, кто ныне пребывает | |щими себе;|божественно-значительного,|

| |внизу, поворот Фортуны | |они |ученого, символического |

| |скоро вознесет на самый | |дарованы |смысла и полнейшей |

| |верх. Образ колеса | |природой |телесной достоверности |

| |Фортуны, идущий, | |со дня |изображения. |

| |несомненно, от Боэция, |«Все, что |рождения и|Объединяющим моментом для |

| |пользовался в средние |умрет, и |«до |всей образованной Европы |

| |века удивительным |все, что не|последнего|была латынь,она объединяла|

| |успехом. В это внесли |умрет, - |дня |не только в пространстве, |

| |свою лепту тексты и |Лишь |никогда не|но и во времени. Сочинять |

| |иллюстрации энциклопедий |отблеск |разлучаютс|на чистом языке Цицерона и|

| |12 – 13 вв. Миф о колесе |Мысли, коей|я с тобой»|Квинтилиана – значило |

| |Фортуны занимал важное |Всемогущий |(не |включать написанное в |

| |место в духовном мире |Своей |отделяются|великую историческую |

| |средневекового Запада. |Любовью |от тебя). |традицию, в не прерывный |

| |Однако ему не удалось |бытие дает»|Во-первых,|культурный ряд, облекать |

| |помешать средневековой |Данте. |это душа, |свой труд в бронзу и |

| |мысли отказаться от идеи |«Рай», XII.|ибо «хочет|мрамор, приобщать к |

| |круговорота и придать | |фортуна |вечности. Соотношение |

| |времени линейное, не | |или не |народного и ученого языков|

| |круговое направление. |«Земную |хочет, но |более или менее отвечало |

| |История имеет свое начало|жизнь, |душа |оппозициям времени и |

| |и конец – таков главный |пройдя до |остается |вечности, тела и души, |

| |тезис. Эти главные точки,|половины, |внутри |обыденности и |

| |начало и конец, являются |я очутился |нас». |сублимированности, |

| |одновременно позитивными |в сумрачном|Во-вторых,|невозделанности и |

| |и нормативными, |лесу, |это |искусства, неотесанности и|

| |историческими и |утратив |«инструмен|значительности, vulgus и |

| |теологическими. Вот |правый путь|т души», |sapientes. Гуманистическое|

| |почему хроники начинались|во тьме |тело, : |понимание времени ведет |

| |с сотворения мира, с |долины…» |«оба они, |происхождение от его |

| |Адама, и, если они |Данте. |душа и |сакрального смысла. Время |

| |останавливались на том |«Ад», I. |тело – |– ристалище добродетели. |

| |времени, когда писали | |наши». «А |Не растрачивать его |

| |хронисты, под их истинным| |что же за |впустую – значит, |

| |окончанием всегда | |третья |собственно не упускать ни |

| |подразумевался Страшный | |(вещь)? – |единой возможности, |

| |суд. Время для клириков | |спрашивает|пренебрегая суетным и |

| |Средневековья и тех, кто | |Лионардо, |внешним, возвысить душу и |

| |находился под их | |собеседник|сделать хоть малый шаг к |

| |воздействием, было | |Джанноццо.|славе, к земному |

| |историей, которая имела | |«Э! Вещь |бессмертию. “Время |

| |определенное направление.| |драгоценне|гуманистов” не только |

| |Однако она шла по | |йшая! Она |продолжало сакральную |

| |нисходящей линии, являла | |в большей |традицию, оно и резко |

| |собой картину упадка. В | |мере |отличалось от нее, делая |

| |непрерывность | |(принадлеж|время конкретным |

| |христианской истории | |ит) мне, |достоянием индивида, |

| |вмешивались различные | |чем эти |снимая диализм бренного |

| |факторы периодизации. | |руки и |времени и трансцендентной |

| |Одной из наиболее | |глаза». |вечности, возвышая |

| |действенных схем было | |«Никоим |самоосуществление личности|

| |разделение времени по | |образом |и ее краткий жизненный |

| |дням недели. Макрокосм, | |она не |срок как посюстороннее |

| |вселенная, проходит, как | |может быть|торжество божества в |

| |и микрокосм, человек, | |твоей»; |человеке. Тем самым время |

| |через 6 возрастов как 6 | |это |приобрело неслыханную |

| |дней недели: от | |«время, |активность, оно стало |

| |сотворения Адама до | |мой |“героическим”. |

| |потопа, от потопа до | |Лионардо, |Ренессансное “время |

| |Авраама, от Авраама до | |время, |гуманистов” возникло на |

| |Давида, от Давида до | |дети мои».|скрещении 2 ранее |

| |вавилонского пленения, от| | |известных мировосприятий, |

| |вавилонского пленения до | |«Если кто…|“времени купцов” и |

| |Рождества Христова, от | |использует|“времени церкви”, |

| |Христа до конца света. | |время в |перевоплотившихся в нечто |

| |Таковы же и шесть | |учении, |совсем третье, иное и |

| |возрастов человека: | |размышлени|необычное. Отношение |

| |детство, юность, | |и и в |гуманистов к времени было |

| |молодость, зрелость, | |занятиях |деловым вне дела и |

| |старость и дряхлость (7; | |достохваль|сакральным вне культа. Оба|

| |14; 21; 50; 70; 100 лет | |ными |свойства, устремляясь |

| |или смерть). Шестой | |–вещами, |навстречу и соединяясь, |

| |возраст, которого достиг | |тот делает|меняли друг друга. Это |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.