|
Петер Пауль Рубенс как видный представитель бароккофламандской архитектуры. Генуэзский палаццо, по его мнению, должен стать образцом для новой светской архитектуры Фландрии. В середине декабря Рубенс возвращается в Рим. В Италии Рубенс много работал над созданием алтарных картин, и впоследствии этот вид изобразительного искусства займет видное место в его творчестве наряду с работой над монументальными декларативными композициями, которые он выполнял по поручению королей Испании, Франции, Англии. В этих работах наиболее полно выразились принципы искусства барокко, виднейшим представителем которого стал Рубенс. В Италии не только закончилось художественно образование Рубенса, годы, проведенные в этой стране Рубенс складывается как человек. Он обретает уверенность, творческий авторитет славу. Его характер шлифуется благодаря общению со многими притом очень разными по натуре и общественному положению людьми. Это последнее качество – талант очаровывать людей – единодушно отмечают современник и в те годы и позже – «Он привлекал всеми достоинствами, которые он приобрел сам и прекрасными сочетаниями, дарованными природой».24 Но в 1608 году его постигает несчастье – он получает известие о тяжелой болезни матери и немедленно отправляется в Антверпен. Но вернувшись домой он не застает уже мать в живых. Она умерла 19 октября 1068 года. Согласно воле покойной ее тело пограблено в аббатстве святого Михаила. Мать составила завещание, – как и при жизни, уже будучи присмерти она заботилась о благосостоянии семьи. Антверпен встретил художника в состоянии упадка. Крупнейший в 16 веке европейский город и порт потерял к началу 17 века былое величие и значение. Война наложила свой отпечаток на некогда процветающий и богатый город. «Антверпен – большой город и большая пустыня – вспоминает современник Рубенса, – потому что в течении того времени, которое мы провели здесь, я ни разу не видел на протяжении одной улицы сорока человек одновременно, я не видел ни одной коляски и ни одного всадника; никто из нас не видел, чтобы в магазинах или на улице продавали или купили хотя бы один грош, несмотря на то, что оба дня, которые мы здесь провели, были рабочими днями… На улицах во многих местах растет трава»25 В первое время по приезде в Антверпен он еще колеблется: оставаться здесь или вернуться в Италию. Пока он взвешивает все «за» и «против» происходит много событий, которые окончательно повлияют на его судьбу. 9 апреля 1609 года в Антверпене подписал мир на двенадцать лет между Нидерландами и Испанией.26 После стольких лет покой и счастье. Никто не думал о краткости дарованного блага – надо было прожить со всей полнотой. Властителями Нидерландов объявлены Эрцгерцог Альберт и его жена Изабелла, но находятся они в зависимости от Испании. «Не знаю, оставаться ли мне на родине или окончательно перебраться в Рим, где мне предлагают выгодные условия. Здесь, впрочем, тоже прилагают все усилия и старания, чтобы меня удержать. Эрцгерцог и всемилостивейшая инфанта передали мне приглашение остаться в стране и поступить к ним на службу. Они предложили мне щедрое вознаграждение, но я не намерен снова становиться придворным. В тот день, когда я окончательно вознамерюсь покинуть Рим, мне лучше всего искать приюта в Антверпене»27. Но Рим это Аннибале Карраччи, Гвидо Рени, Доменикино и Альбани. Антверпен – это Мартек Пелецн, Хенрик ван Дален и художники старшего поколения. Для каждого у кого есть глаза и разум, картина ясна: с одной стороны – перспектива беспощадной борьбы с талантливыми людьми, имеющими к тому же могущественных покровителей, с другой стороны – легкая победа. Лучше быть первым в деревне, чем последним в Риме – как говорил Ю. Цезарь. Выбор был сделан. Рубенс остается в Антверпене. Эрцгерцог и его супруга посылают ему золотую цепь и назначают его придворным живописцем. Рубенс становится членом общества романистов, старейшина которого был Ян Брейгель. Рубенс оговаривает для себя право жить и работать в Антверпене, в то время как двор эрцгерцога Альберта и эрцгерцогини Изабеллы размещался в Брюсселе. По возращении из Италии Рубенс входит в привычный круг своей среды, бюргерской образовательной интеллигенции. Он возобновляет дружбу со школьным товарищем Балтазаром Моретусом. Завязывает дружественные отношения с бургомистром Антверпена, Николосом Роккоксом. Этот выходец из патрицианской семьи играет большую роль в жизни города и с увлечением коллекционирует монеты и медали. Рубенс сводит знакомство со свояком Филиппа секретарем городского суда Яном Брантом. Автор нескольких ученых трудов этот чиновник получил образование в Лувене и в Бурже и подолгу бывал за границей. Его 18-летняя дочь Изабелла пленила Рубенса своим сдержанным обаянием. Ему тридцать два года., судьба ему благоприятствует – он может основать семейный очаг. 3 октября 1609 года он женится на Изабелле. Бракосочетание совершено в аббатстве святого Михаила. В латинском стихотворении по поводу свадьбы брата Филипп Рубенс сулит счастье новобрачным, так как «оба молоды, щедро одарены природой и происходят от одних и тех же антверпенских корней»28. «Однако любопытно и то в этих стихотворениях, что уже в это время к имени Рубенса прилагаются эпитеты «выдающейся», «знаменитый», пользуется «доброй славой»»29. Филипп писал о брате, что «он имеет весьма острый и просвещенный ум; в искусстве Аполлона, который служит ему профессией, он сведущ необычайно»30. Питер Пауль по своему отметил торжественное настроение. Он изобразил себя с молодой женой в обрамлении зелени и цветов. Под влиянием политических событий в творчестве Рубенса превалирует ощущение избыточной полноты бытия, щедрости жизни, ее бесценнейших сокровищ, свидетельствуя о чуткости, с которой он уловил как бы сердцевину чувств, суть умонастроений и чаяний, которыми был охвачен сам откликаясь на эти события, Рубенс писал своему другу врачу Иоганну Фаберу в Рим: «есть надежда, что при этом условии здешние земли снова зацветут»31. Фламандская культура начала 17 века сохраняя традиции времен героической борьбы против ига феодально-абсолютистской Испании, была жизнеутверждающей. Для лучших произведений живописи было характерно стремление к полнокровному восприятию красоты человека, красоты природы. Католическая церковь и двор полны желания утвердить свое величие. Они превосходно знают, что власти и вере нужен ореол, нужны грандиозные храмы, статуи, могущественные полотна. И тут Рубенс оказался незаменимым. Тем более что этот вид искусства переживал упадок. Его новая мощная жизнеутверждающая манера письма, его стремление наполнить холст насыщенным, бурным движением чарует титулованных меценатов. Рубенса заваливают заказами и он не отказывается ни от одного. Золото течет к нему рекой. Гвидо Рени не без основания говорил Рубенсу, что он мешает кровь у своим краскам – настоящую, живую кровь, которая играет в наполненных светом рубенсовских телах, он просвечивает сквозь тонкую человеческую кожу богинь, она везде, вплоть до розовых пяток летающих амуров28. В заказах нет недостатка. Он пользуется всеобщим уважением. Его осаждают ученики. В 1610 году ему были заказаны портреты эрцгерцога и эрцгерцогини и он усердно поработал над ними – приукрасил насколько мог, так что получилось что инфанта напоминает скорее здоровую фламандку чем представительницу испанских Габсбургов, а ее супруг на добродушного и недалекого буржуа. Но их одежды великолепны и осанка указывает на несомненное королевское происхождение. Под влиянием Роккокса магистрат задумал украсить городскую ратушу. Заказ на картины для только что реставрированного зала заседаний штатов получили два художника Рубенс и абрахам Янсенс. Рубенс пишет: «Поклонение волхвов». Картина произвела большое впечатление. Вскоре по ходатайству его друга Корнелиса ван дер Геста настоятель и притч церкви Синт-Валбург заказывает ему триптих для украшения главного алтаря. На деньги, которые ему предлагают за работу он вместе с семьей может безбедно существовать несколько лет. Рубенс пишет «Воздвижение креста», которое производит сенсацию. В этой картине Рубенс смог проявить себя с большей силой чем в картине «Поклонение волхвов» с его горизонтальной композицией. Также он получает заказы и из других городов Фландрии и Брабанта. Уже в 1611 году по свидетельству антверпенского купца Ла Грана, его называют «богом живописцев»32 В марте 1611 года у Петера Пауля родилась дочь, которую назвали Клара Серена. Крестным отцом был Филипп. Ученики стекаются к Рубенсу со всех сторон. Многим приходится отказывать. Я до такой степени осажден просьбами, что многие ученики уже несколько лет ждут у других мастеров, чтобы я мог их принять к себе, писал Рубенс в 1611 году Якову де Би. Работы также было много. Я так обременен заказами для общественных зданий и частных галерей, что несколько лет не буду в состоянии принимать новые обязательства33. Рубенс взял себе за правило не отказываться ни от одного заказ, и, не справляясь самостоятельно с их исполнением он создает свою мастерскую. Из этой мастерской на протяжении его жизни вышло множество разных живописных произведений. В 1611 году покупает в Антверпене дом и путем переделок пристроек, прикупки земельных участок создает роскошный дворец в духе итальянских палаццо. Этот дворец – Дом Рубенса – включая живые помещения, мастерскую, хранилище коллекций скульптур, картин, античных редкостей, обширный сад с триумфальной аркой, павильонами и цветниками. Здесь Рубенс устраивал приемы для своих гостей и разные празднества. По внешнему образу жизни Рубенс из добропорядочного и расчетливого бюргера превращается в аристократа. Чуть позже за проявленные способности в сфере дипломатии Рубенса короли Испании и Англии поставят в рыцари и он получит дворянство. Для того, чтобы создать такое количество произведений, а их около трех тысяч, нужно было очень много времени проводить в мастерской, вести упорядоченный образ жизни. Племянник Рубенса Филипп и один датский врач – сохранили нам ряд интересных свидетельств о том, как Рубенс распределял свое время. «Художник вставал в 5 часов утра и шел в церковь к ранней мессе. По возвращении из церкви он тотчас не приступал к работе. Пока он писал, ему читали обыкновенно Плутарха, Сенеку и Тацита – его любимых авторов. Одновременно он мог диктовать письма и любезно разговаривать со всеми приходящими»34. В еде он был крайне умерен, прерывая свою работу лишь одной скромной трапезой. К вечеру он совершал обычно верховую прогулку на одном из своих испанских скакунов, а вечерние часы уделял светской жизни. Особенно он любил проводить время в кругу своих друзей, среди которых наиболее близкими ему людьми были антверпенский бургомистр Роккокс, государственный секретарь Гевартс, Гутенберг, Балтазар Моретус и поддерживающие с ним связи учены и иезуиты. Помимо них художник находился в постоянной переписке со знаменитыми археологами Пейреском и его братом Валавэ и адвокатом и библиотекарем французского короля – Дюпюи. Друзьями Рубенса были гуманисты, ученые, политические деятели. Все они отличались высоким уровнем культуры, разнообразными познаниями и интересами, активностью общественной жизни. Рубенс любил людей энергичных, пытливых, любознательных. Сам Рубенс был такой же знатоком античности, коллекционер, в его коллекцию входили великолепные медали и монеты, изделия из камня и кости, произведения живописи – их насчитывалось более трехсот; философ, близкий по своим взглядам поздним стоикам I-II века – Сенеке, Марку Аврелию, бюсты которых он часто изображал на портретах своих друзей. Рубенсу сродни эпикуреизм Сенеки, когда основой всех благ считается наслаждение, а конечной целью существования человека, его счастьем является жизнь согласно природе. Именно здесь лежит источник стремления Рубенса к независимости от внешних обстоятельств, замкнутости в кругу своей семьи и своих близких друзей, интимному существованию в своем доме в Антверпене, а позднее в «Замке Стен» на лоне природы. Многих своих друзей Рубенс изобразил на портретах. Эти портреты не поражают наше воображение особой оригинальностью композиционных приемов, но все они сделаны с высоким мастерством и согреты душевной теплотой дружеских чувств. Ум, необычные одаренность и образованность, неистощимая художественная фантазия вызывали восхищение современников. Рубенс жадно приглядывался к материальному миру, ощущал динамическое движение жизни. На родине, которую он горячо любил, великий художник уловил народный дух, пробужденный годами борьбы с иноземцами, полнокровное отношение фламандцев к жизни, их страстную мечту о мире и процветании. Эмблемы, девизы, символы весьма популярны в 17 веке. Мода на них была повсеместной, без них не обходилась даже частная переписка. С одной стороны. Это дань давней средневековой традиции, с другой – формировавшаяся в Европе с XV века новая культура обращалась к аллегориям и иносказаниям для поучения, либо когда рациональных знаний не хватало. Рубенс очень любил язык символики. Он пользуется им и в живописи и в рисунках, которые в большом количестве исполняет для Болтазара Моретуса. «В марте 1620 года Рубенс подписывает контракт с ректором коллегии иезуитов в Брюсселе и со старшиной иезуитского ордена в Антверпене. За вознаграждение в 7000 флоринов он берется сделать 39 росписей для плафона и 3 картины для украшения алтаря в их новой церкви и особо оговаривает обязательство исполнить в уменьшенном виде 39 эскизов «своей собственной рукой»35. Однако окончательное исполнение было доверено ван Дейку, а также другим ученикам. Если у Рубенса случаются неприятности, то многочисленные удачи вознаграждают его за все. В феврале 1622 года его вызывает в Париж посол эрцгерцогини, барон Вик, который знакомит Рубенса с казначеем Марии Медичи, аббатом де Сент-Амбруаз. Королева-мать только что помирилась со своим сыном. Она снова водворилась в Люксембургском дворце, который за несколько лет до этого для нее построил Саломон де Бросс и который ей пришлось покинуть два года тому назад. Она хочет украсить галерею дворца картинками, иллюстрирующими различные эпизоды ее жизни. Позднее она намерена украсить втору галерею картинами, прославляющими жизнь ее супруга Генриха IV. Рубенсу выпала великая часть – ему заказано оформление обеих этих галерей. На помощь ван Дейка рассчитывать не приходится так как он уже два года как уехал из Анверпена. Но у Рубенса остались преданные помощники – Снейдерс и Вилденс. Появились так же и новые ученики: Юст ван Эгмонт, Теодор ван Тюлден, Якоб Мурманс. Современники отмечают редкий ум и энергию, широту познаний и многостороннюю одаренность, обаяние и привлекательность Рубенса-человека. «Господин Моризо своими похвалами сделал бы из меня Нарцисса если бы я не приписывал все то прекрасное, что он говорит обо мне его любезности и его искусству»36. В их глазах все эти качества усиливают блеск его гения живописца: некоторые, например, полководец Амброджо Спинола, дипломат Абатт Сканья, ценят в Рубенсе больше всего другие таланты, проявившиеся в его дипломатической деятельности. Дивясь его успеху, славе и преуспеванию, в нем видят любимца Фортуны. Однако для того чтобы Фортуна сопутствовала нужно прежде всего иметь колоссальное стремление работать и быть всесторонне развитым человеком. Что касается Рубенса, то у него всего этого было хоть отбавляй. Он с головой погружался в атмосферу мастерской, весь отдавался сюжетам картин и в тоже самое время он не забывает о политике. Он любыми средствами пытается наладить политическую жизнь станы. Ярый противник войны, он все свои силы тратит на то, чтобы в его любимой Фландрии «мир встал на твердые ноги» и чтобы ничто не предвещало новых военных действий. После долгой осады сдался город Бреда. Это блестящая победа Спинолы. Инфанта собирается посетить этот город и Рубенс надеялся ее сопровождать, но опоздал, возвращаясь с заочного бракосочетания Генриетты Французской с Карлом I. Но ему некогда печалиться об этой неудаче – со временем приезда его осаждают визитами и поздравлениями друзья и родственники. Вскоре Рубенс начинает принимать участие в переговорах «Ради того, чтобы услужить своей государыне, мне приходится часто выезжать без промедлений – пишет он в письме от 19 сентября 1625 года к Валавэ в Брюссель. «Я очень устал от того, что так долго нахожусь вдали от дома38, пишет он 6 ноября к Валавэ. Но все же он не возвращается, потому что он участвует в политической жизни не из-за прихоти, а потому, что это ему интересно. Он с тревогой следит за действиями Англии, Франции и Голландии, за Тилли и Валленштейном, а также за событиями в Ла-Рошель. Он мечет гром и молнии против Бекингема повинного в падении на Кадис, и сожалеет о молодом повелители этого наглеца «который очертя голову бросается сам и увлекает свой народ в безумную ничем не оправданную затею. Ибо войну можно начать по своей воле, но отнюдь не всегда ее удается по своей воле закончить»39, – писал он в Лакене 26 декабря 1625 года к Валове. В феврале 1626 года Рубенс возвращается в Антверпен. Здесь грехом пополам начинают готовится к войне. Рубенс всегда с интересом осведомляется о новых книгах, особенно если речь идет в них об археологии, но подлинная страсть – политика. Хотя в письмах к Пейреску и Валаве он постоянно комментирует различные ученые труды, но большая и самая живая часть этих писем посвящена делам и отчасти придворным сплетням. В середине июля Рубенса внезапно постигает тяжелый удар. В возрасте 34 лет умирает его жена Изабелла Брант. Она жила не заметно, так скромно держалась в тени, что невольно забывают о том, что в течении 16 лет она была верной подругой художника. О ней мало что известно. В 18 лет она вышла замуж за Рубенса и родила ему троих детей: дочь Клару Серену, которая умерла в возрасте 12 лет и двоих сыновей Альберта и Николоса. Она была скромной свидетельницей восходящей славы мужа. Ее портреты, написанные Рубенсом почти ничего не говорят о ее внутреннем мире, но, пожалуй, в улыбке, которой художник наделил ее в последнем портрете чувствуется меланхолия. Изабеллу Брант похоронили в аббатстве святого Михаила рядом с матерью Марией Пейпелинкс и Питер Пауль украсил гробница жены картиной, изображающей деву Марию с младенцем Иисусом. 15 июля 1626 года Рубенс пишет письмо другу Пьеру Дюпюи. Этот отрывок дает представление не только о том месте и значении, которое имела Изабелла Брант в жизни Рубенса, но и показывает высокие душевные качества самого художника, тонко чувствовавшего и глубоко ценившего все лучшее в людях. Вот что он писал: «Поистине я потерял превосходную подругу, которую я мог и должен был любить потому что она не обладала никакими недостатками своего пола; она не была ни суровой, ни слабой, но такой доброй и такой честной, такой добродетельной, что все любили ее живую и оплакивают мертвую. Эта утрата достойна глубокого переживания, и так как единственное лекарство от всех скорбей – забвение, дитя времени придется возложить на него всю мою надежду. Но мне будет очень трудно отделить мою скорбь от воспоминания, которое я должен вечно хранить о дорогом и превыше всего чтимом существе. Думаю что путешествие помогло бы мне, оторвав меня от зрелища всего того, что меня окружает и роковым образом возобновляет мою боль»40 После смерти жены многие путешествия Рубенса были связаны с дипломатическими миссиями в королевских дворах. Он участвует в переговорах с Англией, пытаясь заключить договор с Англией, Испанией, Соединенными Провинциями и Данией. Но у испанского Короля Филиппа IV другие планы так как он подписал договор с Людовиком XIV о разделе Англии. Переговоры затягиваются и никаких результатов не приносят. Но есть у Рубенса другая работа – в ней он черпает утешение от разочарований на дипломатическом поприще. Эрцгерцогиня заказал ему 15 картонов, предназначенных для монастыря босоногих комерлиток в Мадриде. Тема «триумф евхаристии» позволила Рубенсу вдоволь насладиться игрой символами и аллегориями. Композиции его темпераментны, динамичны и совершенно непонятны для непосвященного. В Англии Рубенс познакомился с просвященными любителями искусства и учеными людьми, он посетил Кембриджский университет и получает там звание «Магистр ин артибус.» Когда дон Карлос Колона прибыл в Англию, Рубенс задержался в Лондоне еще несколько недель и отправился в Брюссель, где отчитался о миссии перед инфантой и уехал в Антверпен. Когда он нанес прощальный визит в Уайтхолл, Карл I вручил ему шпагу, кольцо, золотую цепь и ленту на шляпу и произвел его в рыцари. К его прежней славе прибавились новые лавры. Друзья радостно встретили его, инфанта выразила ему свое удовлетворение. Настоящий политик – это его характерная – верит в собственные идеи и методы и презирает чужие даже когда речь идет о его сторонниках. Жажда власти берет в нем верх над всеми другими соображениями. Подлинно великий человек должен верить только в самого себя Всегда и всюду самым естественным образом себя утверждать. Чтобы добиться цели, надо действовать. В нем заложена жажда действия. Эту потребность ничто не сможет насытить и удовлетворить. Он принадлежит к тем людям, с душой победителей для которых каждая победа теряет смысл с той минуты, когда она одержана и которые живет только великим чудом – будущим. В июле 1630 года он приведен к присяге в качестве личного секретаря Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |