бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Петер Пауль Рубенс как видный представитель барокко

В Южных провинциях Испания обеспечила торжество реакции и поражение

революции. Долгие годы войны и мародерство расстроили экономику этой

территории. Владельцы мануфактур уехали в северные провинции, где положение

было более благополучным. А на юге укрепились реакционные и консервативные

прослойки бюргерства и купечества в городах, а в деревнях восстановили свое

господствующее положение дворяне, связанные своими интересами с

католицизмом и Испанией. Также к этому добавилось и то, что народные массы,

пройдя через грабежи, насилия, со стороны наемников, репрессии со стороны

дворянских мятежников и оранжистов разуверились в самой идеи

освободительной войны.

Таким образом провинции южные остались под юрисдикцией Испании. Была

восстановлена власть наместника, который полностью зависел от испанского

короля. Было восстановлено католичество в своих правах.

Контрреформация, в странах, где победила католическая церковь пошла

по непредвиденным путям развития. «Крестовый поход» предпринятый

Ватиканом, дабы провести внутренние преобразования и противостоять

распространению протестантизма, проявился в самых разных формах от

возрождения инквизиции до проведения некоторых практических реформ и

обращение к мистическим сочинениям святого Хуана де ла Крус и святой Терезы

Авильской. Контрреформацию в первую очередь поддержали иезуиты – римско-

католический орден, заявивший в себе воинствующей верностью папе и

привлекший в свои ряды значительное количество людей волевых и

интеллектуально искушенных. Иезуиты возложили на себя ответственность за

воспитание молодежи и стали прославленными наставниками на всем континенте.

Образовательная стратегия атеистов опиралась не только на преподавание

католического вероучения и богословия, в нее входили полная гуманистическая

программа Возрождения: латинская и греческая словесность, риторика, логика,

метафизика, этика, естественные науки и математика, музыка и даже

«дворянские» искусства сценической игры и фехтования. Все это служило

развитию ученого «воина Христова», морально устойчивого, широко

образованного, критически мыслящего христианина, который может превзойти

умом еретиков-протестантов.

Католическая церковь, усиливая борьбу за удержание своего влияния

уповала на такое испытанное средство, как искусство. Культовые сооружения,

порождающие воображение на земле, как нельзя лучше воздействовали на

внутренний мир человека. Наиболее полно интересам католической церкви

отвечала художественная логика барокко и гениальный представитель, житель

Фландрии П.П. Рубенс.

Во Фландрии феодальное дворянство и высшее бюргерство, а также

католическая церковь играли главную роль в жизни страны и являлись

основными заказчиками искусства. Поэтому картины для замков, для городских

домов антверпенского патрициата и величественные алтарные образа для

богатых католических церквей – вот главные виды работ фламандских

живописцев 17 века. Сюжеты из Священного писания, античные мифологические

сцены, портреты именитых заказчиков, сцены охот, огромные натюрморты –

основные жанры искусства Фландрии 17 века. И во всех этих жанрах искусства

работал Петер Пауль Рубенс. Он был широко известен еще при жизни. Его имя

стоит в одном ряду с именами величайших художников мира – Леонардо да

Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Тициана, Рембрандта, Веласкеса.

«Король живописцев – живописец королей» – такая метафора родилась в

суждениях современников в Рубенсе и закрепилась за ним в последующие

времена4. Все европейские дворы считали за честь принять его у себя.

Величайший художник, наставник молодых талантов, человек огромной

эрудиции, блестящий дипломат, серьезный коллекционер, создавший в своем

доме прекрасный музей, неутомимый труженик, Рубенс был одной из самых

выдающихся фигур своего времени. Из его мастерской вышло более трех тысяч

картин и бесчисленное количество рисунков.

Апеллес нашего века5 – эти слова были в устах современников чем-то

вроде неотъемлемого титула Рубенса. Сравнивая его с великим придворным

живописцем Александра Веласкеса. «Слава Апеллеса продолжала жить в памяти

любителей искусства и критиков долго после того, как его произведения

исчезли, став «добычей времени» – пишет Гомбрих и продолжает: – Плиний

Старший прославил его как Мастера, который превзошел всех живописцев, кто

ему предшествовал, и всех кто за ним следовал, и последующие готовы

признать справедливость этого вердикта6. Рассказ Плиния о жизни и

произведениях Апеллеса помог установить идеал искусства, объединяющий

высшее мастерство в подражании природе с воплощением исключительной

чувственной красоты. Традицию Апеллеса продолжил не только Ренессанс; она,

как отмечает Гомбрих, дошла до европейского круга культур – до Индии,

Китая, и Японии, поскольку нормы изображения видимого мира, которые

открывал Апеллес, объективны7.

Известен рассказ Плиния Старшего о состязании Апеллеса с

Протогенесом: кто напишет «более невидимую линию». Э. Гомбрих тонким

анализом текста Плиния доказал, что речь на самом деле идет о состязании в

умении построить перспективу. Апеллес, не застав дома Протогенеса, оставил

как свой знак черную линию на доске. Протогенес, вернувшись, рядом с ней

провел коричневую и ушел. Когда Апеллес вернулся, он перекрыл соединение

черной и коричневой линии тонкой белой. Перспектива была построена.

Протогенесу нечего было делать8. Но живопись обязана Апеллесу не только

перспективой. Он создал многие другие, визуальные идеалы, которые

применяются всеми живописцами, к какому бы направлению они не принадлежали.

Двуединый идеал Апеллеса все равно оставался точкой отсчета, мерой

эстетического суждения. Дело историков искусства судить, в каких конкретно

живописных течениях претворился двуединый идеал Апеллеса – в данном случае

это могло быть искусство Рубенса, в другом – Мунка, в третьем Пикассо.

Именно с таким Апеллесом сравнивали современники Рубенса, считая, что он

достоин такой почести.

Многие поколения потомков видели в колористическом богатстве и

блистательной свободе его живописи неповторимый образец этого искусства,

некое воплощение его возможностей, уже в 17 веке Роже де Пиль превратил

анализ творчества Рубенса в теорию живописного выражения вообще10. Но,

пожалуй, еще более ценили его умение выразить высокую мысль в полнокровных

образах, изобразить любой сюжет, как дар драматического повествования,

многообразия тематики делает Рубенса «Гомером живописи», как с восхищением

назвал его Делакруа11.

Питер Пауль Рубенс родился в 1577 году 28 июня, в городе Зигене в

Германии, куда во время гражданской войны в Нидерландах эмигрировал его

отец с семьей. Его отца звали Ян Рубенс. Ян Рубенс был юристом, игравшим

некоторую роль в общественной жизни страны. Отец учился в г. Лувене, потом

в Падуе и Риме. В 21 год он получил степень доктора гражданского и

канонического права в Римском колледже дела Сапиенца. Вернувшись домой, в

родной город он был назначен городским советником. В течение нескольких лет

он исполнял эти важные обязанности. Вскоре он женился на Марии Пейпелинкс,

дочери антверпенского купца. Ян Рубенс сочувствовал протестантизму и когда

в Южные Нидерланды приехал испанский герцог Альба ему пришлось

эмигрировать. При вступлении в должность герцог Альба тут же стал чинить

кровавые расправы с протестантами. После того как были заключены в тюрьму

его друзья и к Рубенсу домой прошло извещение, которое гласило «Принимая во

внимание что, Вы, Якоб Махаркейзус, были признаны виновным в ереси и

укрывательстве еретиков и ввиду этого принуждены к прибиванию на каторге

до тех пор, пока не наступит смерть»13. Они решили немедленно эмигрировать

в Германию.

Живя в Зигене, Мария Пейпелинкс имея уже четверых детей родила еще

двоих: 24 апреля 1574 года Филиппа и 28 июля 1577 года – шестого ребенка

Питера Пауля. Петер Паувела – принятая по-русски форма имени «Пауль»

заимствована с немецкого языка, также как и фамилия «Рубенс», которая по

фламандски произносится «Рюбенс», а на антверпенском диалекте «Рюббенс»15.

После смерти отца Мария Пейпелинкс вместе с детьми возвращается в

Антверпен.

Мать была не из породы слабодушных. Она не привыкла унывать. Она

очень любила покойного мужа. Своими счастливыми воспоминаниями о детстве он

обязан своей матери: «Сверх природы женской мудрая, едва ли не сверх

природы материнской вас (своих детей) любившая16 – скажет о ней

впоследствии Ян ван ден Ваувер, друг Филиппа и Питера Пауля.

Образованность отца и мудрость матери сыграли огромную роль в

воспитании Рубенса. Будущие его успехи в искусстве, в науках, в знании

языков, в дипломатии – во многом состоялись благодаря заботам матери. Она

вернувшись в Антверпен и приняв католичество, определила его в латинскую

школу Ромбоутса Вердонка. Школа находилась рядом с кладбищем при соборе

Богоматери. Учитель Ромбоутс Вердонкс знаток греческого и латинского

языков. Он очень любил детей. У него Питер Пауль вместе с батом Филиппом

проучился до 1590 года. В августе 1590 года сестра Бландита выходит замуж и

Марии Пейпелинкс приходится сделать героическое усилие, чтобы обеспечить ей

приданное. Но выплачивать его приходится по частям. Филиппа она отправляет

в университет, в Лувен так как мать хочет чтобы он стал адвокатом, как его

отец. Теперь надо было думать о Питере Пауле. Хотя для самого Питера вопрос

решен. Он хочет стать художником. Странное решение для тринадцатилетнего

мальчика. В семье никогда не было художников. Надо полагать, что Мария

Пейпелинкс, которая имела честолюбивые планы насчет будущности своих детей,

не слишком обрадовалась. Она созвала семейный совет, но противиться нечему.

Если мальчик будет учиться ремеслу живописца, то ей будет легче. Ему

подыскивают учителя, который бы согласился взять его к себе в мастерскую.

Этим учителем был Тобиас Верхахт. Питер Пауль перебирается к нему в дом. Он

преобщается к благородному искусству живописи. Это означает, что его учат

вытирать кисти, смешивать краски, и прибирать мастерскую. Кроме того он

смотрит как работает его учитель и пытается ему подражать. Тобиасу Верхахту

около 30 лет; он художник не слишком даровитый. Он пишет пейзажи,

многочисленные вавилонские башни и библейские сцены, не вкладывая в них

чрезмерного вдохновения.

По истечении двух лет Питер Пауль переходит в мастерскую Адама ван

Ноорта. Неизвестно, что побудило Питера Пауля сменить учителя, но ван Ноорт

был старше Тобиаса Верхахта. Но ван Ноорт среди своих собратьев пользуется

большим уважением, чем Верхахт. Он пишет композиции с фигурами – может

быть, именно этим объясняется решение Рубенса, так как Верхахт по

преимуществу был пейзажистом. Ван Ноорт по сведениям современников был

действительно оригинальным художником. Но он был также своенравный человек,

обходившийся со своими учениками очень грубо. Рубенс провел у него четыре

года и по словам биографов, его беспорядочный образ жизни оттолкнул

Рубенса, и он пришел в мастерскую к Вениусу. Для молодого художника большая

честь быть принятым в мастерскую самого известного в Антверпене художника.

Отто Вениусу – 38 лет. У него манеры знатного вельможи. Дворянин по

происхождению он обладает обонянием просвещенного любителя. Он пописывает

латинские стихи, он служил пажом при епископе Эрнсте Баварском, а потом

стал «инженером государственных войск» при дворе герцога Фарнезе. Он пишет

картины на исторические и религиозные темы, а также портреты. Как и

большинство его друзей-художников, он пылкий сторонник нового итальянского

стиля, который настолько смущает покой нидерландских художников, что они

начинают утрачивать достоинства, издавна присущие их живописи.

Отто Вениус не проявляет дурного вкуса, однако он не превосходит

уровня бесстрастной правильности. В его композициях всегда больше умения,

чем души, а по колориту недостает выразительности.

Отто Веннус – культурный человек, сведущий в различных вопросах. Он

красноречив, но о чем бы он ни рассказывал, какими-то неведомыми путями его

разговор всегда сворачивает на его любимую тему – Италия, потому, что этот

северянин пять лет прожил по ту сторону Альп8.

Италия навеки ослепила его. В Риме он учился у Федериго Цуккаро,

известного художника. Которому выпала честь завершить одно из творений

Микеланджело, расписать купол собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции и

работать в Эскуриале по заказу Филиппа II. Отто Вениусу приписывают почти

всю честь превосходного воспитания Питера Пауля. Действительно именно

Вениус довел Рубенса до мастерства и расстался с ним лишь тогда, когда он

достиг «если не зрелости лет, то зрелости таланта»17. По свидетельству

фромантена ван Ноорт предстал перед Рубенсом, как натура исключительная,

непокорная, как единственный из живописцев, оставшийся фламандцем в то

время, когда фламандцев по духу во Фландрии уже не осталось18. Нет ничего

более противоположного, чем контракт представленный ван Ноортом и Вениусом,

этими двумя столь различными по оказываемому ими влиянию

индивидуальностями. Но тем не менее противоположность их характеров вполне

отвечали тем контрастам, которые сочетались в сложной натуре ученика, столь

же осторожной, сколько и дерзновенной. В отдельности они представляли собой

противоречивые, непоследовательные элементы его характера, вместе они как

бы воспроизводили самого Рубенса, со всей совокупностью заложенных в нем

возможностей с его гармонией, равновесием и единством. Но именно любовь к

фламандской культуре он почерпнул у ван Ноорта. Именно у ван Ноорта он

научился писать душой, полагаться на свое восприятие, на свои чуства.

По своим вкусам, влечениям и привычкам ван Ноорт был простолюдином. Он

был груб и как передают, любил выпить, говорил очень громко, дерзко, но

откровенно, прямо и бесцеремонно – словом, у него было все кроме веселости.

Чуждый как свету, так и академиям и одинаково к ним не приспособленный, он

был настоящим художником по силе творческого воображения, верности глаза и

руки, быстроте, сообразительности и несокрушимой самоуверенности.

Большое значение для формирования живописного мастерства Рубенса имело

непосредственное изучение искусства итальянского Возрождения и современного

ему итальянского искусства. В 1600 году он едет в Италию. Отныне он может

обходиться без наставников. Еще будучи в Антверпене, в 1698 году, в

возрасте 21 года, его принимают мастером в гильдию святого Луки, старейшина

которого был его бывший учитель Адам ван Ноорт.

Мария Пейпелинкс продает ценные бумаги, дом, который находится на валу

святой Катерины. 8 мая 1600 года он получает паспорт. На другой день он

седлает коня. Петер Пауль был снабжен паспортом на латинском языке. В нем

магистрат города Антверпена удостоверяет, «что на берегах реки Шельды нет

чумы и податель сего не является носителем какой-либо опасной болезни»19.

Вероятно, многое стало побудительным мотивом для этого путешествия.

Конечно, основным поводом можно назвать желание увидеть воочию страну

великого античного и современного искусства, памятники Древнего Рима и

произведения мастеров итальянского Возрождения – Микеланджело, Леонардо да

Винчи, Рафаэля, Тициана, познать школу итальянского маньеризма и все

секреты и технику современных Рубенсу итальянских живописцев. С другой

стороны, с историей Италии были связаны для Рубенса основные знания

античной мифологии, произведения античных историков, любовь художника к

археологии, нумизматике, к скульптуре и архитектуре, к латыни и

современному итальянскому языку, на котором он писал многие свои письма. Не

только его учитель Отто Венииус побуждал Рубенса к широкому изучению

итальянского искусства, но и семейные традиции были связаны с Италией. Его

отец, Ян Рубенс в совершенстве владел латынью и итальянским языком и изучал

право в Падуе. В 1603 году старший брат Петера Пауля Филипп также как и

отец получил степень доктора права. Таким образом «все дороги молодости

«вели в Рим»20. Возможно, что и оказалось на самом деле он поехал в Италию

не только закончить свое художественное образование, но и утвердить себя

как личность, как мастера, способного добиться признания и успеха в самой

антверпенской художественной среде того времени.

9 мая 1600 года Рубенс отправился из Антверпена по дорогам Франции на

юг. Венеция – это была первая цель путешествия – встретила его чарующим

великолепием своих дворцов, отражавшихся в зыбких водах бесчисленных

каналов, праздничной красочностью и пестрой суетой жизни свободолюбивой

Республики святого Марка – жемчужины Адриатики.

Венеция не случайно стала первым итальянским городом, который посетил

Рубенс. Венецианская живопись, искусство Джорджоне, Тициана, Веронезе,

Тинторетто оставили самый глубокий след в его творчестве. Сверкающая,

богатая звучностью и чистотой цвета палитра Веронезе, могучие полные

динамизма и необычных ракурсов композиции дар Тинторетто и особенно

универсальный живописный дар Тициана он будет изучать и копировать на

протяжении всей своей жизни. Рубенс многими приемами, особенностями

колорита, сверкающими золотом своей живописи обязан урокам которые он

получил у картин Тициана. Эти уроки состояли в глубоком внимательном

изучении и копировании. Рубенс был исключительно трудолюбив, со

свойственной жителям севера Европы обстоятельностью, размерностью и

внутренней педантичностью. В Италии он не только обогащает свою живопись

всем богатством техники итальянского искусства, но и самым добросовестным

образом изучает многие памятники скульптуры и декоративно-прикладного

искусства Микеланджело, Рафаэля, сделал копию с картона «Битва при Ангари»

Леонардо да Винчи. Сама картина не сохранилась и мы о ней узнали только по

этой копии. Постоянные занятия рисунками и копирование живописных

произведений были завершающей школой Рубенса, талант которого раскрывался

последовательно и постепенно достиг своих вершин в зрелые годы художника.

Но Рубенс не только учился, но и плодотворно и много работал, так что к

концу своего путешествия он прославился и стал признанным и Италии

живописцем.

В 1603 году Рубенс едет с дипломатическими получениями и подарками от

имени герцога ко двору испанского короля Филиппа III.

Спустя некоторое время, а точнее в апреле 1604 года Рубенс

возвращается в Мантую. Спустя некоторое время герцог наконец разрешает

Рубенсу выполнить оригинальную работу. Он заказывает ему роспись алтаря для

церкви святой Троицы. Хотя эта работа не предназначена для коллекций

герцога – Рубенс тем не менее берется за работу. Он пишет триптих

внушительного размера, среднее панно, которого изображает святую Троицу,

первая створка изображает – «Крещение Христа Иоанном Крестителем», а правая

«Преображение». Рубенс нашел способ поместить в триптихе портрет Винченцо,

его супруги и его родителей. Может быть он надеялся снискать таким способом

расположение властелина, который мало его ценил? Так или иначе, сделав эту

уступку, Рубенс целиком отдается радости творчества и своим пристрастиям в

искусстве. К счастью он полностью освободился от влияния романистов.

Исчезли застывшие позы, кричащие тона. Композиция куда более выверена, но

палитра стала чисто итальянской. Но вскоре он опять должен был вернуться к

той работе, на которую был нанят. Нужно было сделать для короля две копии

полотен Корреджо. После того, как он выполнил эту работу он просит у

герцога разрешения поехать в Рим для дальнейшего образования. Разрешение

было получено и в мае 1605 года он обосновался в Риме, где жил вместе с

братом Филиппом. У него появляются друзья – Деодат дель Монте – фламандец,

Адам Эльхеймер – немецкий художник, который помещает мифологические и

библейские сюжеты в свободно написанный пейзаж. Здесь он занимается своим

любимым делом – изучением творчества великих мастеров. Многочисленные копии

с произведений великих мастеров Возрождения, близкое знакомство с

художественной жизнью Италии расширили художественный кругозор Рубенса.

«Изучая творчество великих мастеров Возрождения, он вместе с тем имел

возможность учесть опыт борьбы по преодолению маньеризма, который

возглавлял в это время Караваджо. «Положение во гроб» ярко свидетельствует

об интересе Рубенса к творчеству этого мастера»21.

О Мантуе он вспоминает только тогда, когда ему должны выплатить

жалование. Получая жалование, он пишет Кьеппио: «Я мог бы продолжить свои

занятия, не пытаясь раздобыть другим путем средства к существованию, хотя в

Риме для меня это не составило бы труда»22. И вскоре он доказывает что это

слова отнюдь не пустое хвастовство. В конце 1606 года он получает заказ от

святой конгрегации. Речь идет об украшении главного алтаря в новой церкви

Санта Мария ин Валличелла. Получить этот заказ пытались многие художники, в

том числе Гвидо Рени и Памаранцио. То что Рубенс, доказывает, что он

добился больших успехов в умении связывать связи23. Но Рубенс не оповестил

об этом своего властелина, который приказал ему возвращаться немедленно

домой в Мантую. Но при помощи Кьеппио и Шипионе Каффарелли Боризе ему

удалось выхлопотать трехмесячный отпуск. Но вернулся он только через

полгода, перед этим заручившись поддержкой кардинала Боризе, который должен

был выхлопотать разрешение для Рубенса вернуться в Рим. Вернувшись в мае

1607 года в Мантую он едет с герцогом в Геную, где тщательно изучает

архитектуру, которое имело для него не только познавательный интерес.

Человек большой творческой активности, он мечтал о коренном преобразовании

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.