|
Шпаргалкимультипликации Км может быть выражен как единица, деленная на предельную склонность к сбережению, или Км = 1/S. Другое выражение этой зависимости: Км = 1/1- С. Согласно произведенным подсчетам коэффициент мультипликации в индустриально развитых странах колеблется между 2 и 3. В 80-х годах в США прирост инвестиций вызывал прирост национального дохода примерно в 2,5 раза (Км = 2,5). Следует иметь в виду, что модели и расчеты, призванные иллюстрировать действие инвестиционного мультипликатора, довольно условны. Совокупный эффект мультипликатора не проявляет себя сразу, а как бы “растягивается” на протяжении определенного периода. Применительно к показателям американской экономики 20-х годов затухание первоначального эффекта продолжалось примерно 1,5 – 2 года. Эффекты мультипликации наслаивались и добавлялись. В реальной действительности действует не простой, а многосложный мультипликатор. Билет №14. 1. Исторические условия возникновения и развития монетаризма. Викселль, Фишер, Хотри Монетаризм - это наука о деньгах и их роли в процессе воспроизводства. Но м. называют и кредитно-денежную политику, которая направлена на регулирования денежной массы. М. - это сочетание двух принципов: 1. Изменение и регулирование денежно-кредитной сферы, 2. Регулирование банками денежной массы. Викселль (1851-1926). Гл. внимание уделял соц. проблемам: проблеме народонаселения, контролю за рождаемостью, общему избирательному праву, зарождению семьи, необходимости перестройки в налоговой системе. Вклад В: 1. Анализ роли %-х ставок в достижении ценового равновесия или порождении дефляционных и инфляционных сдвигов. 2. Открытие потенциальной возможности производства и центральных банков способствует стабилизации цен или замедляет наступление такой стабилизации. 3. Создание современного подхода к монетарным явлениям: взаимодействие совокупного спроса и предложения. В. пытался объяснить, почему цены растут и уменьшаются. Фишер (1867 - 1947). Вклад в развитие эк. теории: утвердил и существенно развил количественную теорию денег, пытался выяснить, что определяет покупательную способность денег. Определял 5 детерминант покупательной способности: 1. Объем денежной массы и обращения, 2. Скорость обращения денежной массы, 3. Объем банковских чековых вкладов, 4. Скорость их обращения, 5. Объем торговли. Ф. ввел в экономику ур-е: mV + m1V1 = pT, где m- объем денежной массы, V- скорость обращения, m1 - объем вкладов, V1- скорость их обращения, p- средний уровень цен, Т - объем проданных товаров и услуг. Хортри ( р.1879). главный объект его анализа - колебание деловой активности к результат нестабильности в кредитной сфере. Основная фигура в концепции Х. - оптовый торговец, ключевой фактор - %-ая ставка. На производителя рост %-й ставки оказывает малое значение, а на оптовую торговлю большое. Циклические колебания в экономике происходят из-за нестабильности кредита, они действуют через оптовых продавцов, вызывают отклонение всей массы экономики от устойчивого равновесия. 2. Вавилов, Боткин 3. Экономическая наука в Германии. Старая и молодая исторические школы и их предшественники. Ф. Лист, В. Рошер, К. Книс и Ф. Гильдербранд. В отличие от Англии и Франции, переживших этап классической политической экономии, буржуазная политическая экономия Германии с самого начала складывалась как вульгарная экономия. Объясняется это тем, что буржуазные экономические отношения развивались в Германии лишь в 40-60-х гг. XIX в., уже после того как капитализм в Англии и во Франции обнаружил свои экономические и классические противоречия. Утвердившийся в Германии прусский путь развития капитализма объясняет другую особенность буржуазной политической экономии Германии — идеализацию феодального прошлого и его пережитков в настоящем в отличие от решительной оппозиции феодализму буржуазных классиков Англии и Франции. Отражением этих особенностей буржуазной политической экономии Германии явились сочинения Ф. Листа и представителей исторической школы. Фридрих Лист (1789-1846) является наиболее видным идеологом немецкой буржуазии первой половины XIX в. В своем основном сочинении “Национальная система политической экономии” (1841) Лист заявил себя поборником национального единства Германии и превращения ее под опекой протекционизма в перворазрядную индустриальную державу, способную к экономической и политической экспансии на мировой арене. Попытка обосновать эту экономическую программу привела Листа к резкой оппозиции классической школе и политической экономии с ее ориентацией на фритредерство как естественную экономическую политику государства. Лист при этом покидал научные позиции классиков, сумевших нащупать ряд общезначимых законов развития капитализма. Им (взглядам) противопоставлялось вульгарное учение о “национализации экономики”, согласно которому экономика отдельных стран развивается по своим собственным законам, и поэтому для каждой страны характерна своя, “национальная экономия”, задача которой заключается в определении наиболее благоприятных условий для развития производительных сил данной нации. Лист фактически зачеркивал политическую экономию как науку, растворяя ее в экономической политике. Центральное место в системе “национальной экономии” Листа заняло его учение “о воспитательном протекционизме”. Оно сводилось к тому, что государство должно обеспечить быстрый индустриальный рост страны путем установления правительственных таможенных пошлин. Обоснованию этой идеи посвящена вульгарная схема Листа о стадиях хозяйственного развития. Лист утверждал, что в “экономическом отношении” нации должны пройти через следующие стадии развития: первоначальная дикость, пастушеская, земледельческая, земледельческо-мануфактурная и, наконец, земледельческо-мануфактурно-коммерческая. последняя представляется Листу хозяйственным идеалом, достижение которого невозможно без политики промышленного протекционизма. Лист утверждал, что наибольшей производительной силой, наибольшим богатством обладает нация, которая до совершенства развивает на своей территории все отрасли фабричной промышленности; которая размерами своей территории и уровнем сельскохозяйственной производительности обеспечивает фабричному населению наибольшую часть необходимых ему пищевых продуктов и сырья. Его теория “производительных сила” нации обосновала эту политику. Лист считал глубоким заблуждение классической школы то, что она предметом своих исследований сделала лишь материальные богатства или меновые ценности и считала производительною силою лишь физический труд. Лист указывал, что Смит вообще не понимал сущности производительных сил. Перечисляя “источники” производительных сил наций, Лист указывал на христианство, единоженство, уничтожение рабства и крепостного права, престолонаследие, изобретение, книгопечатание, прессу, почту, монетную систему, меры веса и длины, календарь и часы, полицию безопасности, введение свободного землевладения и пути сообщения. Лист вообще считал, что трудно представить себе закон или государственное учреждение, которые не оказывали бы влияния на производительные силы. Лист отвергал утверждение Смита в его учении о производительном труде, что сфера так называемого нематериального производства является непроизводительной. Тем самым Лист отвергал прогрессивную идею Смита о том, что затраты на государства, на церковь и т.д. должны быть ограничены до минимума, поскольку эти учреждения представляют собой faux frais производства. Лист о разделении труда. Лист обвинял Смита в том, что желание представить свое учение о разделении труда в самом выгодном свете являлось для него помехой к более полному исследованию идеи “производительной силы”. По вопросу о разделении труда Лист видел ошибку Смита в том, что он указал на действие закона разделения труда применительно лишь к отдельному предприятию в промышленности или в сельском хозяйстве; что Смит не распространял действие этого закона на “всю совокупность мануфактурных и земледельческих сил и вообще на все экономическое положение страны”. Лист “высшее разделение труда” в стране видел в разделении труда умственного и труда физического. Оба эти вида разделения труда находят в тесном взаимодействии. “Наисовершеннейшее разделение труда” и “наилучшая комбинация производительных сил”, по мысли Листа, оказываются в материальном производстве, в земледелии и фабрично-заводской промышленности, находящихся во взаимодействии. Лист противопоставлял разделению труда и ассоциации производительных сил между отдельными местностями одной и той же страны международное разделение труда и международную ассоциацию производительных сил. Трактовка Листом проблемы разделения труда находилась в тесной связи с его воззрениями на “национальную” политическую экономию. Историческая школа Наиболее полно особенности вульгарной политической экономии Германии отразились в работах представителей исторической школы, сложившейся в Германии в 40-50-х гг. XIX в. Родоначальниками ее были Вильгельм Рошер (1817-1894), Бруно Гильдебранд (1812-1878) и Карл Книс (1821-1898). В 1843 г. в Германии вышла работа под названием “Очерк политической экономии с точки зрения исторического метода”. Ее автором был Вильгельм Рошер (1817-1894). С этого момента принято отсчитывать начало Исторической школы.рошер ратует за реформы, за преобразования на основе формальной законности. Рошер был сторонником незначительных, медленных, постепенных изменений в общественной жизни. За свою долгую жизнь Рошер написал множество книг. В их числе “Начала народного хозяйства” в четырех томах. Однако Рошер не взлетел на ту высоту, какая ждала его, как могло показаться по его первому труду. В 1848 г. Бруно Гильдербранд (1812-1878) издал первый том своего труда “Политическая экономия настоящего и будущего”. В нем Гильдебранд остро критикует учения Смита, Мюллера, Листа и социалистов. Цель своего труда он характеризует так: обратить политическую экономию в учение о законах хозяйственного развития наций. Он возлагал большие надежды на сравнительный метод изучения экономической истории различных народов. Других томов Гильдебранд так и не написал. Зато в 1853 г. Вышла работа “Политическая экономия с точки зрения исторического метода”, написанная Карлом Книсом (1821-1898). По мысли Книса, хозяйственный строй общества в данное время, так же как и теоретические представления, суть результаты определенного процесса исторического развития. Одно и другое тесно связаны с состоянием общественного организма в данное время. Они развиваются вместе с ним и вместе проходят через ряд стадий. Ни одна форма организации общества не является абсолютной и совершенной, все они закономерно сменяют друг друга. Точно так же следует глядеть и на экономические учения. Итак, историческая школа обвиняла классическую школу политической экономии в “космополитизме”. Историческая школа обрушивалась на абстрактный метод, применявшийся классической школой. II. Эк. наука в Германии. Историческая школа сформировалась в Герм. Обычно различают старую и молодую исторические школы. Старую школу представляют Вильгельм Рошер, Бруно Гильдебранд и Карл Книс.Старая школа сформировалась и ее идеи получили распространение в 1840-1860 гг. Представители этой школы считали, что, прежде чем переходить к обобщениям, следует изучить, как возникали и развивались экономические и правовые институты. Представители молодой школы (Густав Шмоллер, Адольф Вагнер и Карл Бюхер) исходят из того, что законы экономики не могут быть открыты посредством логических обоснований. Основоположником немецкой историч. школы считается Фридрих Лист. Основные положения, выдвинутые Листом, можно свести к трем взаимосвязанным положениям: теории производительных сил; концепции стадийного экономического развития; положению об активной экономической роли гос-ва. Теория производит. сил: истинное богатство и благосостояние нации обуславливается не кол-вом меновых ценностей, а степенью развития производительных сил. Концепция стадийного эк. развития: Вначале нации проходят состояние дикости, затем преобладает пастушеский быт, далее земледельческое, землед- ческо-мануфакт-ое состояние. Наконец, последнее состояние, на котором пропорционально развиты сельское хозяйство, промышленность и торговля. Особое внимание в работе Листа уделено роли гос-ва. Он выделяет государственную экономию, понимая под этим госуд. средства правительства, потребление этих средств и управление ими. Бесспорным основателем школы является В.Рошер. В своих “Принципах полит. экономии” ставит себе задачу просто дополнить общепризнан-ную теорию историей экономических событий и мнений. Здесь Рошер ограничился лишь приложением к изложению классических доктрин ученых и плодотворных экскурсий в область экономических факторов и идей прошлого. В книге Бруно Гильдебранда “Политическая экономия настоящего и будущего” история была представлена не только как средство оживить и усовершенствовать существующие теории, но и как орудие полного обновления науки. По мнению К.Книса, в экономической эволюции различных народов речь может идти разве лишь об аналогиях, а не о законах. Таким образом, Книс не признает ни идей Гильдебранда и Рошера, ни классических идей. Политическая экономия превращается у него в простую историю экономических мнений в разные эпохи в связи с совок-тью историч.разв-я наций. Итак, заслуга историков состоит в том, что они положили начало рождению экономич. социологии, обосновав единство социальных и экономич. отношений, тесную взаимосвязь между ними. Билет №15. 1. Экономическая теория предложения. Кривая Лаффера. Теория “рациональных издержек” и “новая классическая макроэкономика”. Лукас Наряду с возросшим вниманием к монетаристским подходам в странах Запада разраб-тся концепция, получившая название “экономика предложения”- теория, которая в противоположность кейсианству, отдает предпочтение предложению как фактору роста. Особенность экономики проедложения состоит в том, что это не целостная концепция, а гл.образом, совок-ть практич-их предложений и рекомендаций. Она охват-еи ряд практических вопросов, направленных на стимулирование произв-ва, инвестиций и занятости. По мнению представителей экономики предложения, рынок- самый эффективный и единственно “нормальный” способ организации хоз-ва. Сторонники этой концепции выступают против регулирования экономики со стороны гос-ва. Основная идея экономики предложения состоит в отходе от кейсианских методов стимулирования спроса, переносе усилий на поддерж-ие факторов, определяющих предложение. Причины инфляции усматриваются в высоких налоговых ставках, в фин-ой пол-ке гос-ва, провоцирующей рост издержек. Повышение цен-реакция производителей на нежелатальные “повороты” экон-кой пол-ки и неустойчивую конъюнктуру. Рекомендации этой школы:1.сокращение налогов в целях стимулирования инвестиций, 2. Приватиз-ия гос-ых предприятий, 3. Быджетное выздоровление, 4. “Замораживание” соц-ых программ. Налоговая политика по замыслу сторонников экономики предложения д\опираться на так называемый эффект Лаффера. Смысл эффекта Лаффера в том, что хотя уменьшение налоговых ставок, которые он предлагает вызовет неизбежное сокращение объема гос-ых доходов, однако это сокращение б\носить кратковременный хар-ер. В длительной перспективе снижение налогов, ставок обеспечит рост сбережений, инвестиций, занятости. Произойдет рост пр- ва, увеличатся доходы, подлежащие обложению, увеличится сумма налоговых поступлений в бюджет. Для получения желаемого эффекта следует снижать налоговые ставки, прежде всего на доходы и прибыли корпораций. Показывает, что при увеличении ставки налога доходы гос-ва за счет налоговых поступлений сначала б\повышаться, но если на налог ставка превысит некую границу (т.А) доходы от налогообложения начнут уменьшаться. БЕККЕР первым осуществил неоклассический анализ проблемы дискриминации на рынке труда, области практического применения теории капиталовложения в “человеческий фактор”.Исследовал проблемы расовой дискриминации с точки зрения ее влияния на рынок труда. Ключевая идея книги “Человеческий капитал” состояла в док-ве эк-кой целесооб-ти крупных вложений капитала в “человеческий ф-ор”. Инвестиции в “чел-ий ф-ор” Беккер определял как сов-ть прямых денежных затрат на образование и доход недополученный за время, затраченное на обучение. Беккер применил теорию “человеческого капитала” к проблеме нерав-ва доходов на протяжении жизненного цикла, в отличие от простого сопостовления размеров дохода между людьми в определенный период. Гипотеза рациональных ожиданий. В 1995г. Р. Лукасу была присуждена Нобелевская премия за разработку гипотезы рационального ожидания, которая привела к изменению макроэк-кого анализа и углублению понимания эк-ой пол-ки. Суть его гипотезы сос-ит в том, что не следует рассматривать потребителей и предпринимателей только как объекты макрорегулирования. 2 подхода к оценке ожиданий: 1.теория адаптивных ожиданий и 2. теория(гипотеза) рациональных ожиданий.1 исходит из того,что фирмы корректируют свои ожидания, исходя из событий прошлого, тенденций и подтверждений ошибок прошлых прогнозов. Адаптивные ожидания опираются на несколько суженную ограниченную оценку; 2 баз-ся на более полной и широкой инф-ии, основ-ой на анализе, оценках предстоящих (будущих) событий. Рациональные ожидания основ-ся на прогнозах. Теория рацион-ыф ожиданий получила широкое признание. 2. Экономические идеи М.В. Ломоносова (18в). Экономические воззрения Л. имеют ряд важных моментов, которые доказывались им не только в специальных научных трудах, но и всем творчеством. Условно можно выделить 3 главные проблемы: 1. Ломоносов указывал на путь к экономическому могуществу России, соответс. величественности Отечества. Главной силой в достижении этой задачи должно быть, с точки зрения Л., сильное гос-во, проводящее последовательную экономическую политику. 2. Л. разработал вопросы, касающиеся детальной реализации способов укрепления эк. потенциала страны, при этом он рассм. с точки зрения гос. воздействия на эконом. Процветание гос-ва Л. связывал с укрощением самодержавия и расширением эк. функций гос-ва. Все его эк. программы и проекты адресованы императрице или гос. чиновникам, как главным движущим силам эконом. жизни. Л., сравнивая исторические судьбы разных народов, отмечал национальные особенности славян и категорически выводил форму гос. правления в виде единовластия как отвечающую в большей степени обычаям и традициям славян. Л. выделяет следующие гл. эк. проблемы, подлежащие разработке: 1. О размножении и сохранении российского народа 2. О истреблении праздности 3. О исправлении нравов и о большем просвещения народа 4. О исправлении земледелия 5. О исправлении и размножении ремесленных дел и художеств 6. О лучших пользах купечества 7. О лучшей гос. экономии 8. О сохранении военного исск. во время долговременного мира. Последовательность перечисленных эк. проблем свидетельствует о том, что Л. на 1-е место ставит условия, необх. для развития пр-ва. Среди них он выделяет труд, как самый главных фактор пр-ва. Л. считал, что для Р., кот. имела большое кол-во неосвоенной земли, благом явл. увеличение численности населения, его просвещение. Поэтому он предлагал: 1. Увеличение рождаемости 2. Предотвращение побегов крестьян за рубеж, а также пути привлечения рабочей силы из-за границы. Главные источники богатства Л. видит в умножении “внутреннего изобилия” в земледелии и развитии промышленности. Проект “Об учреждении Гос. коллегии (сельского) земского домоустройства” содержит развернутую программу мер улучшения эконом. с/х во всей стране. Он включает вопросы повышения производительности труда, эколого-эконом. проб, организационно- управленческие и многое другое. Л. принадлежит идея создания учреждения по вопросам ведения с/х. Среди эконом. проблем, рассмотренных Лом. важное место уделено развитию отечественного пр-ва, внутренней и внешней торговли, горного дела и металлургии. Металлургия, по мнению Л., это – “предводительница всего внутр. богатства. Л. думал о перспективе развития этой отрасли. Большую работу Л. провел по созданию системы сбора необходимой информ. в стране. Начал составлять экономич. справочник, кот. назыв. “Экономический лексикон росс. продуктов” В этом справочнике Л. приводит след. данные: 1. Место изгот. товара 2. Его кол-во и качество 3. Потребление на месте 4. Продажа в другие места и за границу 5. Транспортные пути Таким обр., Л. создал гражданск. программу развития эконом. России. Русские экономисты существ. отличались своим воззрением от совр. или западных ученых. Хотя в эконом. позиции Л. прослеживаются определенные элементы меркантилизма (это выражалось в основном в защите идеи активного торгового баланса), но идеи Ломоносова во многом и отличалс=ись от мерк.: 1. Богатство нации Л. видел в первую очередь в развитии отечеств. пр-ва, а не торговле, как утверждали меркантилисты 2. Роль гос-ва в экономике не сводилась только к проведению протекционистской политики. Гос-во в лице монарха выполняло, по мнению Л, функцию объединения всей нации, сохр. и поддерживало духовное начало, без которого рос. об-во не могло существовать. Поэтому в методологии Русской Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |