бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Формирование системы управления рынком бытовых услуг на муниципальном уровне

протекании на территории социально-экономических процессов;

оценка и системный анализ получаемой информации, выявление причин,

вызывающих тот или иной характер протекания социально-экономических

процессов;

обеспечение в установленном порядке органов управления, предприятий,

учреждений и организаций, независимо от их подчиненности и форм

собственности, граждан, информацией, полученной при осуществлении

мониторинга;

разработка прогнозов развития социально-экономической ситуации;

подготовка рекомендаций, направленных на преодоление негативных процессов и

поддержку позитивных тенденций, доведения их до соответствующих органов

управления.

Эта система стоится на основе системного подхода, а ее отдельные

элементы могут быть реализованы и на уровне муниципальных образований для

решения вопросов, входящих в компетенцию властей данного уровня.

Главной чертой, характеризующей специфику бытового обслуживания, как

говорилось выше, является локальность деятельности. Размеры, количество

предприятий, объемы оказываемых ими услуг определяются особенностями,

присущими конкретной территории: плотностью и половозрастным составом

населения, его покупательной способностью, традиционным привычками и

особенностями, климатическим условиям. В этой связи бытовое обслуживание

населения как важнейшая составляющая муниципального (местного) хозяйства

является особым объектом изучения. Развитие сети малых предприятий бытового

обслуживания стимулирует население к предпринимательской деятельности,

получению дополнительных доходов, увеличивает количество рабочих мест на

территории, в том числе на условиях неполной занятости. В этих условиях,

как показано выше, необходимо регулирование развития бытового обслуживания

населения начинать с муниципального уровня. Для расширения возможностей

управления и повышения его оперативности на региональном уровне должны

реализовываться только те функции, а, следовательно, и разрабатываться

программы их реализации, которые принципиально невозможно передать

муниципальным структурам управления. Задачи размещения предприятий бытового

обслуживания, например, во многих случаях могут решаться просто на уровне

осознания ситуации и общих принципов размещения без использования сложного

математического аппарата компетенцией муниципального образования.

Однако на настоящий момент системы поддержки и регулирования на уровне

местного самоуправления, наиболее хорошо знакомого с местным рынком товаров

и людьми, работающими на нем, практически отсутствуют. Поэтому вся система

регулирования и управления сформирована на региональном и местном уровнях.

Здесь финансирование сферы бытовых услуг осуществляется практически лишь

через системы поддержки малого предпринимательства. В результате наиболее

серьезной проблемой является то, что финансирование зачатую распределяется

на основе конкурса документов организациями, абсолютно не знакомыми с

условиями на местном рынке, на котором предстоит работать предпринимателям,

что естественно сказывается на эффективности использования выделенных

ресурсов.

Усиление территориального начала в управлении социально-бытовой сферой

диктуется необходимостью полнее выявлять и эффективнее удовлетворять

потребности населения. Передача функций управления отраслью на

муниципальный уровень должна существенно повысить эффективность

использования средств. Если в муниципалитетах создать специализированные

фонды поддержки малого предпринимательства, которые будут направлять свою

деятельность прежде всего на поддержку производителей услуг, передав им

часть финансовых ресурсов региональных фондов, результатами станут ощутимый

приток дополнительных поступлений в муниципальный бюджет, создание

дополнительных рабочих мест и улучшение качества жизни населения.

Необходимым условием организации эффективного управления и на этом

уровне является полная, достоверная и своевременная информация, основой

которой может и должен стать мониторинг, аналогичный региональному

социально-экономическому мониторингу, предлагаемому для регионов. Системный

подход к его построению позволяет проводить эту работу постепенно, начиная

с подсистем, которые могут обеспечить приток финансовых ресурсов в

ближайшее время. Аналитическая поддержка должна строиться также постепенно.

Как уже говорилось, в условиях нестабилизировавшегося рынка, существенных

сдвигов в общественном производстве, часто меняющихся приоритетов на

верхних уровнях управления, ожидать стабильности на ближайшие годы не

приходится. Поэтому весьма целесообразно разработать простой инструмент,

имеющий принципиальную возможность к адаптации. На начальном этапе он может

быть не высокоточным, но должен позволять быстро оценивать основные

тенденции, выявлять наиболее существенные направления, требующие

поддержки, а для регулирования использовать рыночные механизмы на уровне

местного самоуправления.

Подводя итоги проведенному анализу еще раз необходимо отметить: учитывая

непосредственное влияние рынка бытовых услуг на жизнь населения,

практически неограниченные социально-экономические резервы отрасли бытового

обслуживания и относительную зависимость от решений органов власти,

очевидна необходимость самого внимательного отношения к ее нуждам и

развитию со стороны властных структур. Для рационального решения задач

развития отрасли и управления ею, как органичной составляющей жизни

территории, необходимо определить генеральную линию ее развития на

определенный срок. Регулирование рынком бытовых услуг должно быть основано

на выбранной стратегии и тактике социально - экономической политики, выборе

методов и форм, а также рычагов экономического воздействия. Автономность

муниципальных образований в вопросах бытового обслуживания населения

подведомственной территории, непосредственная ответственность за социально-

культурную жизнь на ней, а так же то, что муниципалитет является конечным

звеном власти, работающим непосредственно с населением, показывает, что

целесообразней всего вопросы поддержки, контроля и управления рынком

бытовых услуг решать именно на этом уровне. Основой информационно-

аналитической поддержки системы управления им на муниципальном уровне может

стать мониторинг рынка бытовых услуг.

Глава 2. Принципы формирования информационно-аналитической поддержки

управленческих решений по регулированию рынка бытовых услуг

2.1. Мониторинг как информационная основа для формирования

управляющих решений

Активизация процессов реформирования экономических структур выдвинула

на одну из первых мест проблему организации эффективного управления в

условиях рыночной экономики. Его основу должна составлять достоверная и

своевременная информация о процессах, происходящих в различных сферах

жизнедеятельности общества с позиций комплексной оценки результатов

социально-экономического развития и формирования регулирующих воздействий,

направленных на поддержку позитивных и ослабление негативных тенденций

развития. Как уже отмечалось, существующие системы информационной

поддержки, ядром которых служат данные государственной статистики,

настроены на дореформенную экономику, они бессильны в вопросах оценки

новых процессов, происходящих в обществе. Кроме того, данная система

ориентирована на макроэкономические показатели. Этого явно недостаточно для

принятия решений на нижних уровнях управления в условиях быстротекущих

изменений, характерных для условий реформирования. Налицо острое

противоречие между информационными потребностями органов управления и

действующей системой информационной поддержи. Если не организовать систему

информационно-аналитической поддержки процедур принятия решений органами

управления, то это может привести к полной потери управляемости.

Основой такой системы на региональном уровне может быть система

регионального социально-экономического мониторинга[17], на основе данных

которой можно принимать научно обоснованные решения по широкому кругу

вопросов экономического и социального развития. Она строится на основе

отдельных подсистем и может быть распространена на более низкие уровни

управления, включая муниципальный. На муниципальном уровне аналогичная

система должна иметь более простую структуру, способную работать при

реализации только отдельных блоков с возможностью постепенного усложнения и

расширения. Одной из ее функций станет передача обобщенной информации на

верхний (местный, региональный) уровень управления.

Цели местного самоуправления направлены на обеспечение социальных

нормативов, однако большая часть услуг, определяемых этими нормативами, как

говорилось выше, распределяется через общественный сектор (на данном уровне

развития) и не может обеспечить свое развитие самостоятельно, без

бюджетного финансирования. Наиболее эффективна для бюджета социально-

бытовая инфраструктура, как элемент, обеспечивающий необходимые социальные

стандарты и приносящий доход. Бытовые услуги, вследствие своей специфики,

локализуются и специализируются на удовлетворении социально-бытовых

потребностей населения муниципального образования. Они дают возможность

концентрировать в муниципальный бюджет определенную часть денежных средств,

идущих на воспроизводство всей социальной инфраструктуры. Следовательно,

наиболее целесообразно начать строительство мониторинга на муниципальном

уровне с рынка бытовых услуг с целью обеспечения властей информационно-

аналитической поддержкой для выработки управляющих решений.

Мониторинг позволит выявить резервы развития муниципального округа и

сформировать оптимальные управленческие решения с максимальным

экономическим эффектом. Возможна оптимизация бюджетных ресурсов

муниципального образования с помощью антикризисной автоматизированной

системы оптимизации бюджетных ресурсов, разработанной для региона[34],

которая может быть адаптирована и для муниципалитета. В качестве критериев

могут быть выбраны: экономия бюджетных расходов и увеличение притока

средств в бюджет, рост производительности труда и доходов хозяйствующих

субъектов и населения, предотвращение финансово-экономических кризисов на

территории, рост занятости населения, рост качества жизни населения, рост

качества социальной инфраструктуры, предотвращение социальных кризисов и

т.д.

Однако проведение расчетов по любому из критериев включает в себя:

определение объема инвестиций, формирование состава объектов инвестирования

(перечень хозяйственных объектов на территории муниципального округа),

предоставление количественных данных по вариантам ожидаемых доходов бюджета

от инвестирования, а также количественных данных по показателям,

характеризующим выбранные социальные критерии. Надо отметить, что

отсутствие большого количества объективных исходных данных не позволяет в

данный момент проводить расчеты по таким сложным экономическим моделям.

Как уже отмечалось, строительство мониторинга целесообразней всего

начинать с рынка бытовых услуг, поэтому в дальнейшем будем рассматривать

муниципальный мониторинг рынка бытовых услуг как самостоятельную структуру,

имеющую общий системный подход с муниципальным или региональным социально-

экономическим мониторингом.

Под муниципальным мониторингом рынка бытовых услуг понимается

организация постоянной системы наблюдений, оценки и прогноза экономической

конъюнктуры рынка этих услуг, складывающейся на территориальном участке в

условиях конкуренции. Он позволит на первом этапе изучить современное

состояние рынка и оценить качественно несоответствия спроса и предложения,

сформировать предложения по их устранению, а далее накапливать данные по

изменению этого состояния и выявлять результаты произведенных действий по

регулированию рынка. На основе анализа собранной информации появится

возможность выявить закономерности, построить модель прогнозирования

конъюнктуры рынка бытовых услуг и оценить количественно результаты того или

иного изменения, что позволит оптимизировать выбор решения по реализации

того или иного управляющего воздействия.

Организация мониторинга предусматривает решение конкретных

ситуационных задач на основе данных из постоянных, конкретных источников

информации по заранее согласованному, однозначно понимаемому перечню

показателей.

Задачами мониторинга рынка бытовых услуг являются:

организация наблюдения, получение достоверной и объективной информации о

состоянии и изменении конъюнктуры рынка бытовых услуг, а также об уровне

жизни населения и удовлетворенности граждан качеством обслуживания

различными видами услуг;

оценка и системный анализ получаемой информации, выявление причин,

вызывающих тот или иной характер протекания наблюдаемых процессов;

обеспечение в установленном порядке полученной при осуществлении

мониторинга информацией органов управления, предприятий, учреждений и

организаций, независимо от их подчиненности и форм собственности, граждан;

разработка прогнозов развития рынка бытовых услуг в муниципальном округе;

подготовка рекомендаций, направленных на преодоление негативных процессов и

поддержку позитивных тенденций, доведение этой информации до

соответствующих органов управления.

Информационная система управления (а мониторинг, по сути, и является

ею) должна строиться на принципах системности, целенаправленности,

своевременности и достоверности.

Системность, т.е. системный подход к организации мониторинга означает,

что он должен делиться на отдельные подсистемы, которые могут работать как

в комплексе, так и независимо друг от друга. Это позволит постепенно

расширять возможности его использования. Системный подход ориентирует также

на принцип комплексности, обеспечение которого требует соблюдения ряда

требований:

мониторинг отдельных направлений развития должен осуществляться во

взаимосвязи с другими направлениями;

не следует ограничиваться только сбором фактической информации, необходимо

решать совокупность задач мониторинга по каждому из направлений

(наблюдение за ходом изучаемого процесса, анализ, разработка рекомендаций,

направленных на улучшение тенденций изучаемого процесса, выявление и анализ

результатов реализации принятых управляющих воздействий);

периодичность наблюдения за выбранными объектами и анализа происходящих

изменений, стабильность и сопоставимость применяемых показателей

мониторинга во времени;

постепенное развитие системы мониторинга (расширение числа изучаемых

показателей, совершенствование используемого методического инструментария).

Принцип целенаправленности предполагает, что вся система мониторинга

строится для решения конкретных управленческих задач, нельзя заниматься

сбором и обработкой информации "на всякий случай". Это позволит создать

экономически эффективную систему, предохранит от избыточной информации, на

сбор и анализ которой уйдет много безрезультатно потраченных сил, денег,

времени.

Естественно необходимо соблюдение требований, предъявляемых к

информации: своевременность, достоверность, полнота, репрезентативность.

Функционирование мониторинга должно осуществляться на соответствующей

правовой основе. Речь может идти о специальном положении, в котором

регламентируются: правовые механизмы взаимодействия информационного фонда

мониторинга с органами управления, учреждениями, организациями,

уполномоченными на ведение данного мониторинга, пользователями информации

- организациями и частными лицами. С одной стороны, должны быть

предусмотрены правовые формы защиты информации, гарантии информационной

безопасности (иначе сбор объективной информации будет практически

невозможен). С другой – необходимо проработать возможность коммерческого

использования полученной информации, т.к. информационный фонд будет

включать массу разнообразных данных, которые могут быть полезны для

различных субъектов хозяйствования (в частности, разработчикам бизнес-

планов или организациям, проверяющим качество этих бизнес-планов для

решения вопросов их финансирования).

На рисунке 1 показана последовательность действий по формированию

системы муниципального мониторинга рынка бытовых услуг, разработанная

аналогично порядку формирования типовой информационной системы, целью

которой является анализ и регулирование какого-либо экономического

процесса.

Рис. 1. Алгоритм формирования мониторинга рынка бытовых услуг.

Прежде чем начать непосредственно строить систему мониторинга,

необходимо провести подготовительную организационную работу, включающую

следующие мероприятия:

утверждение генеральной и оперативных целей создания мониторинга;

определение формы полученных результатов и направлений их использования;

выбор методов реализации целей исследования;

разработка плана-графика организации мониторинга;

определение состава и задач персонала, участвующего в разработке;

организация административного контроля за ходом работ;

определение бюджета с разбивкой по статьям расходов, при необходимости с

разбивкой во времени;

подготовка формы и содержания окончательного документа - отчета или

пояснительной записки.

2.2. Организация сбора и обработки информации в системе мониторинга рынка

бытовых услуг

2.2.1. Принципы формирования информационной поддержки мониторинга

С точки зрения экономической целесообразности при построении

мониторинга наиболее важен принцип целенаправленности, т.е. определение

конкретного круга экономических индикаторов, полно, но без избыточности

описывающих сложившееся состояние объекта исследования и факторов,

повлиявших на него. Необходимо отсечь лишнюю информацию, сбор и обработка

которой экономически нецелесообразна. Для выявления состава индикаторов

необходимо воспользоваться принципом системности изучения объекта

исследования. Таким образом выявляются существенные связи между всеми его

составляющими.

Состояние системы "рынок бытовых услуг" характеризуется его

конъюнктурой. Информационное обеспечение также должно строиться на изучении

конъюнктуры рынка, что включает не только сбор информации о количественных

оценках рынка (объеме и структуре реализации, распределении по территориям,

источникам удовлетворения), но также получение сопутствующей качественной

информации:

- сбор сведений о воздействии на спрос различных социально-экономических

факторов;

- анализ условий жизнедеятельности различных групп потребителей;

- изучение динамики развития спроса и предложения во взаимосвязи с

основными тенденциями и закономерностями развития определяющих

факторов.

Основные источники информации заслуживают подробного рассмотрения, так

как они весьма существенны для целей анализа и прогнозирования рынка

бытовых услуг, которые, в свою очередь, являются важнейшей

подготовительной стадией управления. Достаточно сложной представляется не

только проблема сбора информации, но и проверка ее достоверности, а также

выбор методов корректировки и сопоставления.

2.2.2. Конъюнктура рынка бытовых услуг и система показателей его оценки

Конъюнктура рынка или рыночная конъюнктура - это конкретная

экономическая ситуация, сложившаяся на рынке на данный момент времени (или

в ограниченный отрезок времени)1. Понятие рыночной ситуации включает в

себя:

степень сбалансированности рынка (соотношении спроса и предложения);

сформировавшиеся, наметившиеся или изменившиеся тенденции его развития;

уровень устойчивости или колебания его основных параметров;

масштабы рыночных операций и степень деловой активности;

уровень коммерческого риска;

силу и размах конкурентной борьбы;

положение рынка в определенной точке экономического цикла.

Существует и другое понимание рыночной конъюнктуры, как совокупности

условий, определяющих рыночную ситуацию1. Обе формулировки не противоречат

друг другу, если в качестве конъюнктуры понимать ситуацию, сложившуюся в

результате действия соответствующих условий и факторов. Второе определение

является уточняющим, направленным на выявление причинно-следственных связей

в рыночной конъюнктуре. Оценка и анализ рыночной конъюнктуры, с одной

стороны, представляют собой неотъемлемую часть коммерческой деятельности и

маркетинга на всех уровнях управления, а с другой стороны - необходимое

условие формирования государственной политики регулирования рынка с помощью

разработки соответствующих законов, социально-экономического и налогового

воздействия.

Главная цель изучения конъюнктуры рынка - определение характера и

степени его сбалансированности, прежде всего соотношения спроса и

предложения. Действие рыночного механизма проявляется в стремлении спроса и

предложения к равновесию. Однако этот процесс, имеющий стохастический

характер, происходит под постоянным воздействием множества противоречивых

факторов, что обуславливает наличие постоянных колебаний и отклонений от

основной тенденции развития рынка. Анализ возможных диспропорций спроса и

предложения предупреждает об изменении рыночной ситуации.

Конъюнктура - сложное и быстроизменяющееся явление, складывающееся из

множества единичных элементов и действий, развитие которых подчиняется

вероятностным законам. Она измеряется рядом качественных и количественных

признаков, в определенной степени поддающихся измерению и оценке. Эти

особенности конъюнктуры делают результативными использование статистических

методов сбора и обработки информации о состоянии рынка.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.