бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Формирование системы управления рынком бытовых услуг на муниципальном уровне

частности, бытовых услуг:

1) система итерационных зависимостей вида (7) позволяет производить

компьютерное моделирование экономических процессов для различных

видов бытовых услуг, рассматривая каждый вид услуг независимо или

вводя связи между ними, как в уравнении межотраслевого баланса. При

этом многие параметры системы, такие как hi, Edi, Esi, а также

различные начальные условия могут варьироваться в зависимости от

целей исследования и постановки задачи;

2) модель (7) позволяет графически исследовать динамику изменений

переменных во времени, в зависимости от сочетания параметров {hi,

Edi, Esi, i=1,…,n}, выявлять нежелательные колебательные режимы и

режимы возрастающего дисбаланса спроса и предложения.

Следует отметить, что рассмотренная имитационная модель, при всех ее

достоинствах, имеет значительный резерв для развития применительно к

специфике сферы бытовых услуг. В частности, в ней учтен только один

конъюнктурообразующий фактор – цена, что справедливо при рассмотрении купли-

продажи товаров, но недостаточно для рынка услуг.

Предлагается модификация данной модели, подразделяющая потребителей на

несколько доходных групп, а производителей на группы по качеству

обслуживания. Выделение таких групп может осуществляться в зависимости от

ассортимента, сроков и качества выполнения заказов, использования различных

современных форм обслуживания и оценке территориального размещения

производителей. В конечном счете, качество обслуживания приводит к

изменению цены и ориентации на определенную доходную группу потребителей.

Количество выделяемых групп не должно быть большим, так как это сразу

существенно усложняет модель и требует существенного увеличения объема

исходной информации.

Тем не менее, описанная выше имитационная модель позволяет строить

гибкий прогноз. В частности, могут быть спрогнозированы последствия

вхождения в рынок или ухода с рынка новых производителей (предприятий

бытовых услуг). В качестве исходных величин для проведения расчетов должны

быть определены текущие значения цены pit , спроса dit , предложения Sit

и коэффициенты эластичности спроса Edi и предложения Esi по цене.

Кроме того, в качестве параметра в модельные уравнения входит величина

hi , определяющая сходимость итерационного процесса. Ограничение (9) на

величину hi определяет сходимость итерационного процесса. На

содержательном уровне экономических понятий параметр h в процедурах

уточнения равновесия выражает рациональность и свободу для производителя

услуг, реагирующего на запросы потребителя, т.е. способность производителя

быть адекватным рациональному поведению потребителя на рынке. Изменение

величины h показывает, насколько производитель "отстает" по цене и

соответствующему предложению от реальной ситуации на рынке. В третьей главе

описывается адаптивная методика построения мониторинга для определения и

контроля изменения необходимых данных, используемых в предложенных моделях.

Глава 3. РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ОРГАНИЗАЦИИ

МОНИТОРИНГА РЫНКА (на примере муниципального округа №51 Санкт-Петербурга).

3.1. Задачи изучения рынка бытовых услуг в муниципальном округе и

формирование программы исследования

Федеральным законом от 28 августа 1995 года “Об общих принципах

организации местного самоуправления в Российской Федерации” комплексное

социально-экономическое развитие территории отнесено к вопросам местного

значения.

Под комплексным социально-экономическим развитием муниципального

образования понимается управляемый процесс изменений в различных сферах

жизни муниципального образования, направленный на достижение определенного

уровня развития социальной и экономической сфер на территории

муниципального образования с наибольшим уровнем удовлетворения потребностей

населения. Органы местного самоуправления должны определять собственную

стратегию развития, разрабатывать и реализовывать собственные проекты и

планы развития.

Главная цель, которую преследуют муниципальные органы в работе по

социально-экономическому развитию территории - это улучшение качества жизни

населения. Как уже говорилось, вопросы состояния и изменения рынка бытовых

услуг представляют значительный интерес как с точки зрения развития

предприятий бытовых услуг, так и с точки зрения изучения качества жизни

населения муниципальных образований.

Изучение рынка бытовых услуг целесообразно проводить путем оценки

его конъюнктуры. Основными задачами по изучению конъюнктуры рынка в

муниципальном округе являются следующие задачи:

оценка территориальной структуры предприятий сферы бытового обслуживания;

выявление объема и структуры спроса;

оценка качества предоставляемых услуг;

анализ неудовлетворенного спроса населения на бытовые услуги;

анализ возможного увеличения объема спроса на услуги при изменении

факторов, влияющих на его формирование;

прогнозирование спроса на услуги и формирование рекомендаций по развитию

рынка бытовых услуг.

В период с июня по декабрь 1999 года по заданию муниципалитета

студентами Государственного Института Сервиса и Экономики под руководством

автора было проведено исследование, посвященное проблемам бытового

обслуживания населения в муниципальном округе N51 города Санкт-Петербурга.

Цель исследования заключалась в оценке рынка бытовых услуг в данном округе

и выявлении основных видов услуг, по которым спрос наиболее неудовлетворен.

Данное исследование явилось практической реализацией первого этапа

формирования системы мониторинга рынка бытовых услуг в муниципальном

округе, проводимого по разработанной автором методике.

Исследование решало следующие основные задачи :

оценка территориального размещения предприятий бытового обслуживания в

данном округе с точки зрения охвата территории услугами с учетом удобства

для населения;

изучение частоты пользования отдельными видами бытовых услуг;

выявление объема и структуры спроса на основные виды бытовых услуг;

выявление причин неудовлетворенности потребностей в конкретных услугах;

исследование причин отказа населения от услуг сферы бытового обслуживания;

выявление основных факторов, влияющих на спрос и выбор показателей для их

оценки;

формирование показателей для оценки существующего предложения рынка услуг;

прогнозирование спроса на отдельные виды услуг с целью количественной

оценки неудовлетворенного спроса и выдача рекомендаций по созданию

(расширению) сети предприятий бытовых услуг;

отработка адаптивной методики на практическом примере муниципального округа

(первого этапа формирования мониторинга рынка бытовых услуг);

формирование набора показателей, которые должны быть получены при

обработке данных периодического сбора информации.

Для решения поставленных задач была сформирована программа исследования,

включавшая в себя следующие работы по первому этапу формирования

мониторинга рынка бытовых услуг:

1. составление карты территориального размещения предприятий бытовых

услуг в муниципальном округе и получение исходных данных по

предложению на основании листов наблюдений;

2. анализ предложения и качественная оценка предложения услуг;

3. формирование программы опроса населения с целью оценки

удовлетворенности потребностей населения в бытовых услугах, разработка

анкет и методики опроса;

4. проведение опроса и анализ результатов; выявление видов услуг, имеющих

наибольший неудовлетворенный спрос;

5. формирование программы повторного опроса с целью количественной оценки

неудовлетворенного спроса на выявленные виды услуг (см. п. 4),

разработка анкет и методики проведения опроса;

6. количественный анализ неудовлетворенного спроса по выбранным видам

услуг и разработка рекомендаций по созданию (расширению) предприятий

бытовых услуг в муниципальном округе.

Предварительный анализ полученных данных показал, что в исследуемом

муниципальном округе потребности населения на бытовые услуги удовлетворены

не полностью. Основные причины этого, выявленные при опросе населения –

высокая цена, узкий ассортимент оказываемых услуг, неудобное расположение

предприятий. Проведенные работы первого этапа формирования мониторинга

рынка по отдельным видам услуг позволили прояснить сложившуюся в

микрорайоне ситуацию и разработать ряд обоснованных рекомендаций по ее

улучшению.

Описание адаптивной методики и пример ее применения изложены в

следующих разделах главы.

3.2. Адаптивная методика формирования системы мониторинга рынка бытовых

услуг в муниципальном округе

Каждый муниципальный округ имеет свои особенности с точки зрения

ситуации в сфере бытовых услуг. Особенности обусловлены историей

муниципального округа (старый округ или новостройка), территориальным

расположением (центральные районы или окраина, город или село), наличием и

количеством промышленных предприятий, отношением районных и муниципальных

властей к предпринимателям, имущественным положением жителей и т.д.

Разработка методики построения мониторинга, учитывающей все возможные

варианты развития, требует проведения длительных и дорогостоящих

исследований, что практически невозможно в условиях ограниченности

финансовых ресурсов муниципального округа. По этой причине в данной работе

принят адаптивный подход к формированию мониторинга, позволяющий постепенно

включать в рассмотрение наиболее важные факторы, определяющие состояние и

развитие рынка бытового обслуживания населения.

3.2.1. Основные принципы адаптивной методики мониторинга и ее алгоритм.

Предлагаемая адаптивная методика включает два взаимосвязанных контура:

1) контур формирования системы мониторинга, его первичной информационной

базы, системы показателей и методического обеспечения;

2) контур проведения собственно мониторинга, включающий циклически

повторяющиеся работы по сбору и накоплению информации, анализу данных,

выработку результирующих (прогнозных) рекомендаций, разработку вариантов

управляющих решений, корректировку системы показателей и повторный сбор и

анализ вновь поступающей информации.

Основой системы является первый контур, закладывающий базовые

принципы ее дальнейшей работы. Если в процессе периодического повторения

работ второго контура выявляются дополнительные задачи или необходимость

изменения числа и/или состава собираемых показателей, то методика

предусматривает возврат в первый контур и модификацию программы второго

контура. Важной задачей при модификации является обеспечение

сопоставимости параметров новой программы с ранее собранными показателями.

Поэтому модификация должна выполняться в основном за счет расширения числа

показателей или исключения нецелесообразных. Второй контур является

кольцевым контуром с входом в виде изменяющихся задач (показателей) и

выходом в виде информации о результатах воздействия на рынок и прогнозных

ситуаций. В этом проявляется адаптивность системы мониторинга, ее

приспособляемость к изменяющимся условиям рынка и изменяющимся задачам

мониторинга.

В основу адаптивной методики легли следующие принципы:

1. Сочетание начальных обзорных исследований с дальнейшим углубленным

изучением отдельных видов услуг, наиболее актуальных для муниципального

округа в данный момент времени;

2. Выделение ограниченного ряда наиболее важных факторов, включаемых в

рассмотрение. На каждом этапе круг факторов, включаемых в рассмотрение,

определяется с учетом их важности и доступных финансовых, материальных и

других ресурсов;

3. Периодичность исследований определяется возможностями муниципального

округа и спецификой собираемых данных;

4. Целенаправленное построение процедур сбора и обработки данных,

реализуемое путем отбора наиболее значимых показателей и использования

простых методов их оценки или расчета;

5. Учет временного (частотного) характера предоставления услуг.

Как отмечалось выше, основой методики служит первый контур алгоритма

- формирование системы мониторинга. Рассмотрим его более подробно, учитывая

тот факт, что второй контур в принципе является неизменной по алгоритму

системой действий с изменяющимися входными данными, а суть проводимых в нем

операций показана при описании работы первого контура. Кроме того, часть

весьма важных с практической точки зрения результатов получаются при

проработке именно первого контура, в частности, рекомендации по

территориальному размещению предприятий.

3.2.2. Алгоритм методики формирования системы мониторинга рынка

Этап 1. Качественный анализ состава и территориального размещения

производителей услуг.

Работы начинаются с обследования муниципального округа с целью

изучения территориального размещения предприятий, оказывающих услуги.

Составляется карта муниципального округа с привязкой предприятий,

оказывающих услуги, к транспортным потокам, промышленным предприятиям,

жилым микрорайонам. Одновременно собирается информация по ассортименту,

ценам на услуги, режиму работы предприятий.

Путем анализа полученной информации определяются следующие аспекты

территориального размещения:

выявляются виды услуг, отсутствующие на территории округа;

определяются микрорайоны, в которых отсутствуют услуги постоянного спроса в

зоне пешеходной доступности;

оценивается наличие (отсутствие) конкуренции производителей услуг;

выявляются точки, в которых целесообразно было бы разместить предприятия

бытового обслуживания.

Уже на этом этапе возможна подготовка рекомендаций по

совершенствованию территориальной структуры предприятий бытового

обслуживания населения. Данные этого обследования должны быть учтены при

разработке анкет для этапа 2.

Этап 2. Первичный опрос потребителей с целью изучения

удовлетворенности спроса на бытовые услуги.

Цели этапа:

определение уровня и структуры потребностей населения по видам услуг;

качественная и количественная оценка удовлетворенности спроса на услуги,

оценка структуры неудовлетворенного спроса на отдельные виды бытовых услуг;

оценка удовлетворенности населения качеством услуг (сбор мнений

потребителей о качестве исполнения заказов, формах и методах организации

обслуживания, соответствии набора услуг запросам на них, развитии объектов

сети бытового обслуживания, удобстве их размещения, режиме работы

предприятий);

выявление услуг, спрос на которые наиболее неудовлетворен;

определение частоты посещения населением предприятий сферы услуг для

анализа существующего распределения и расчета средней частоты пользования

каждой услугой.

оценка относительной значимости причин неудовлетворенного спроса;

оценка широты ассортимента предоставляемых услуг.

Работы данного этапа выполняются в соответствии с "Методикой подготовки и

проведения опроса населения и анализа его результатов", изложенной ниже.

Разработанная форма анкеты приведена в Приложении 2.

В процессе анализа данных первичного обследования необходимо

выполнить следующие действия:

количественную оценку неудовлетворенного спроса населения по конкретным

видам услуг. Оценка делается в натуральном исчислении (услуг/год) и в

денежном исчислении (т.руб./год). Количественный расчет использует

существующее частотное распределение пользования каждой конкретной услугой

и его прогнозируемое изменение при благоприятном изменении параметров

влияния (функцию отклика);

градацию уровней услуг и потребителей для использования во вторичном

опросе. Целесообразно разделять респондентов по уровню обеспеченности, а

услуги – по уровню качества и стоимости;

выбор ограниченного количества услуг (2-3) для более детального вторичного

обследования;

выбор ограниченного числа (1-3) наиболее существенных факторов влияния для

определения коэффициентов эластичности спроса.

Этап 3. Определение целей и задач развития муниципального округа,

формирование на их основе критериев для оценки эффективности принимаемых

решений. Целями развития могут являться:

увеличение финансовых поступлений в бюджет муниципального округа;

развитие социально-значимых услуг;

развитие муниципального округа в рамках других программ (региональных,

федеральных и т.д.);

другие.

Критерии оценки эффективности принимаемых решений устанавливаются

соответственно выбранным целям. Критерии могут быть различны по форме, но

основным общим требованием является возможность их оценки по определенным

количественным показателям. Как будет показано ниже на конкретном примере

применения методики (п.3.3), выбор показателя существенно влияет на оценку

эффективности принятых решений. В частности, введение частотного показателя

в оценку эффективности некоторых видов услуг существенно изменяет

результаты прогнозирования и, как следствие, влияет на принятие управляющих

решений. Не менее важен правильный выбор показателей по типу количественной

оценки – в штучном или денежном выражении.

На основе выбранных критериев и системы показателей, отражающих их

количественную характеристику, производится выбор видов услуг, как объектов

воздействия. Необходимо понимать, что в рассматриваемой ситуации объект

воздействия является одновременно субъектом другой сложной системы –

рынка, и любые воздействия на него будут порождать обратную связь, влияющую

на результаты первичного воздействия. В связи с этим получить однозначную

систему типа "функция – отклик" невозможно. Возможно лишь приближение к

оптимальному результату путем последовательных итераций, что и

осуществляется данной системой мониторинга.

При отборе видов услуг на основе выбранных критериев следует помнить,

что дальнейшие работы по мониторингу требуют значительных временных и

материальных затрат. Поэтому вид и количественный состав объектов следует

оценивать как с точки зрения минимизации затрат, так и с точки зрения их

перспективности для развития муниципального округа. Такая оценка является

прерогативой органов управления муниципального округа.

Этап 4. Проведение дополнительного (вторичного) обследования по

выбранным на этапе 3 видам услуг и анализ полученных результатов.

На данном этапе проводится работа, аналогичная первичному

обследованию (интервью с производителями и опрос потребителей), однако

составление анкет и разработка интервью подчинены другим целям – получению

конкретных количественных показателей, необходимых для прогнозирования

состояния рынка. Опрос может охватывать так же следующие аспекты:

реакцию потребителей на новые виды бытовых услуг, изменение форм

обслуживания;

предложения со стороны населения по совершенствованию работы предприятий

службы быта;

мотивы обращения населения к услугам частных лиц и причины удовлетворения

потребностей в бытовых услугах путем самообслуживания;

природу самообслуживания и его дифференциацию по причинам образования с

целью выделения в нем услуг, носящих форму любительских увлечений, а также

для оценки ориентировочного объема и перечня услуг, которые в ближайшем

будущем могут быть замещены предприятиями службы быта;

сезонные колебания спроса и факторы сглаживания сезонности;

состав гардероба одежды и обуви населения, обеспеченность семей предметами

культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода, а также сроки

службы этих предметов, частоту выхода их из строя, затраты на ремонт;

особенности формирования спроса на бытовые услуги в районах, прилегающих к

крупным промышленным и культурным центрам, в курортных зонах;

затраты времени населения на получение бытовых услуг;

региональные различия в объеме и структуре потребления бытовых услуг;

структурные различия в потреблении бытовых услуг по общественным группам

населения и т. п.[14]

На основании опроса проводится расчет количественных показателей и

прогнозирование величины неудовлетворенного спроса. Подробно эту часть

этапа можно представить в виде следующей последовательности действий:

определение доли неудовлетворенных потребителей;

определение значимости причин, влияющих на неудовлетворенность спроса;

определение существующего частотного распределения пользования данной

услугой;

определение одномерных функций отклика частотного распределения на

изменение конкретного параметра влияния (т.е. как изменяется

распределение частоты пользования услугой при изменении одного из условий

предоставления услуги);

расчет возможного частотного распределения при благоприятном изменении

параметра влияния;

расчет коэффициентов эластичности спроса конкретной услуги по фактору

влияния (цене, доступности и т.д.). Расчеты выполняются с учетом

существующего и возможного частотного распределения пользования услугой;

расчет увеличения платежеспособного спроса при изменении цены на заданную

величину;

оценка удовлетворенности спроса на услуги по качеству;

На этом этапе целесообразно провести интервью с производителями с

целью получить информацию для количественной оценки предложения и факторов,

влияющих на него. В частности, выявляются наиболее важные сдерживающие

факторы и причины, мешающие удовлетворять спрос. В связи со сложностью

формализации факторов, влияющих на предложение и частичной необъективности

интервьюируемых, возможно проводить прогнозирование предложения на основе

экспертных оценок.

Этап 5. Формирование вариантов управленческих решений на основе

прогнозирования уровня неудовлетворенного спроса и анализа территориального

размещения предприятий.

Основной целью этого этапа является выработка стратегии и тактики

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.