|
Бюджетная система РФОт уплаты таможенной пошлины и сборов освобождены прокуратура, органы государственной власти, налоговые, финансовые, таможенные органы и органы по валютному контролю. Тема 20. Местные налоги, их характеристика и роль в формировании доходов бюджета Местные налоги и сборы имеют своей задачей создание стабильных источников доходов местных бюджетов. Местные налоги поступают, как правило, в местные бюджеты полностью (за незначительным исключением). С этой целью в Бюджетном кодексе Российской Федерации предусмотрен ряд местных налогов, отнесенных к категории собственных налоговых доходов. Налоговый кодекс Российской Федерации (ст. 15) к местным относит следующие налоги: земельный налог; налог на имущество физических лиц; налог на рекламу; налог на наследование или дарение; местные лицензионные сборы. Приведем характеристику отдельных местных налогов и их роль в формировании доходов бюджетов в соответствии с законодательством. Земельный налог Закон РФ "О плате за землю" был принят 11 октября 1991 г. № 1738-1. Инструкция Государственной налоговой службы РФ утверждена 17 апреля 1995 г. № 39 "По применению Закона РФ "О плате за землю". Земельный кодекс Российской Федерации принят 25 октября 2001 года. В соответствии с Законом РФ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства РФ о налогах и сборах" в 2002 году вводится единый сельскохозяйственный налог. Единый сельскохозяйственный налог заменяет собой ряд старых налогов, по НДС, акцизы, налог на имущество, лицензионные сборы и таможенные пошлины сохраняются. Плата за землю — это особый вид налога, включающий: • арендную плату; • нормативную цену земли. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом. Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, земледельцев и землепользователей. Земельный налог устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Для покупки и выкупа земельных участков устанавливается нормативная цена земли. Плательщиками земельного налога являются организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Объектом обложения земельного налога являются земельные участки, части земельных участков, земельные доли (при общей долевой собственности на земельный участок), предоставленные юридическим лицом и гражданам в собственность, владение или пользование (аренду). Земельный налог взимается в расчете на год с облагаемой налогом земельной площади. В облагаемую налогом площадь включаются земельные участки, занятые строениями и сооружениями, участки, необходимые для их содержания, а также санитарно-защитные зоны объектов, технические и другие зоны. Основанием для установления и взимания налога и арендной платы за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения или пользования (аренды) земельным участком. Земельный налог различается по землям сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения. Ставки земельного налога и арендной платы установлены Законом РФ от 11 октября 1991 г. № 1738-1 "О плате за землю". Сейчас они применяются с учетом постановления Правительства РФ "Об индексации ставок земельного налога". Юридические лица ежегодно до 1 июля представляют в государственные налоговые инспекции по месту нахождения облагаемых объектов расчеты причитающихся с них платежей налога в текущем году по установленной форме. Исчисление земельного налога гражданам производится государственными налоговыми инспекциями, которые ежегодно до 1 августа вручают им платежные извещения об уплате налога. Плательщики уплачивают земельный налог в 2 срока: не позднее 15 сентября и 15 ноября. Размер и сроки внесения арендной платы за землю устанавливаются договором. Порядок определения нормативной цены земли установлен постановлением Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. № 1204 "О порядке определения нормативной цены земли". Федеральным законом от 14 декабря 2001 г. № 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действующие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом 2. По Закону от 27 декабря 2000 г. № 150-ФЗ перечисляют земельный налог на счета, открытые в органах казначейства с последующим их распределением между уровнями бюджетной системы РФ в размерах: • в Федеральный бюджет — 30%; • в бюджеты субъектов Федерации (за исключением Москвы и Санкт- Петербурга) — 20%; • в бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга — 70%; • в бюджеты городов и поселков и иных муниципальных образований — 30%. Налог на имущество физических лиц Налог на имущество физических лиц установлен Законом РФ от 9 декабря 1991 г. "О налоге на имущество физических лиц". Плательщиками налога являются физические лица, имеющие в собственности объекты налогообложения — жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения, моторные лодки, вертолеты, самолеты и другие транспортные средства (за исключением автомобилей, мотоциклов и других машин), находящиеся на праве собственности у физического лица. Ставки налога устанавливаются органами власти субъекта Федерации. От налога на имущество освобождаются Герои Советского Союза, Герои России, участники Отечественной войны, инвалиды I и II группы, пенсионеры. Налог зачисляется полностью в местный бюджет. Налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения, выплачивают физические лица, которые принимают имущество, переходящее в их собственность в порядке наследования или дарения. Объектами налогообложения являются жилые дома, квартиры, дачи, садовые домики в садоводческих товариществах, автомобили, другие транспортные средства, предметы антиквариата и искусства, ювелирные и другие предметы. Налогообложение различается в зависимости от правового основания перехода имущества. Льготное налогообложение установлено при переходе имущества по наследству. При налогообложении имущества, переходящего в порядке наследования, закон предусматривает три группы наследников: наследники первой очереди, наследники второй очереди и другие наследники. Ставки налога установлены в зависимости от принадлежности к той или иной группе наследников, а также в зависимости от стоимости имущества, переходящего по наследству. Налогоплательщики при уплате налога на имущество, переходящее в порядке дарения, разделены на две группы: дети, родители, другие физические лица. От налога освобождены — на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения супругу: жилые дома, квартиры в ЖСК, если наследники (одаряемые) проживают в этих домах (квартирах) совместно с дарителями на день открытия наследства или оформления договора дарения. Освобождены от налога жилые дома, переходящие в порядке наследования инвалидам I и I I групп. Ставки налога для нежилых помещений для такой же суммарной инвентаризационной стоимости составляют соответственно 0,1, 0,3 и 0,5%. Установлены также ставки налога на водно-воздушные транспортные средства, находящиеся в собственности физических лиц. Таким образом, в 2000—2001 гг. заметно повышена устойчивость доходной части федерального бюджета, взаимоотношения государства и предприятий, а также между бюджетами разных уровней по формированию налоговых доходов сейчас устанавливаются на нормативной основе. Нормативный принцип может быть использован в разных формах — посредством взимания платежей за ресурсы или через налогообложение предприятий и организаций. Некоторые недостатки в формировании доходной части бюджетов, характерные для периода рыночных реформ, объясняются ослаблением хозрасчетных начал в деятельности предприятий (организаций) и органов управления. Была понижена ответственность за выполнение финансовых показателей и обязательств перед бюджетом. Можно предположить, что механизм формирования доходной части бюджетов деформирован также в связи с заменой налога с оборота налогом на добавленную стоимость. Налог на НДС стимулирует такие негативные явления, как рост цен и инфляция. Тема 21. Неналоговые доходы бюджета Доходы бюджетов разных уровней формируются за счет налоговых и неналоговых доходов, а также доходов целевых внебюджетных фондов. Объем поступлений неналоговых доходов и их виды устанавливается в соответствующих бюджетах. Состав неналоговых доходов определяется Бюджетным кодексом РФ и включает: 1. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности в том числе: • средства, получаемые в виде арендной платы либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; • средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях; • средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, под залог, в доверительное управление; • средства от возврата государственных кредитов, бюджетных кредитов и бюджетных ссуд, в том числе средства, получаемые от продажи имущества и другого обеспечения, переданного получателями бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и государственных и муниципальных гарантий соответствующим органам исполнительной власти в качестве обеспечения обязательств по бюджетным кредитам, бюджетным ссудам и государственным и муниципальным гарантиям; • плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах; • доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям; • часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов или иных обязательных платежей; • другие доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности. 2. Доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе: • средства от продажи уставного капитала организаций, находящихся в государственной или муниципальной собственности; • средства от продажи акций, находящихся в собственности государства; • доходы от реализации государственных запасов и резервов; • доходы от продажи государственных производственных и непроизводственных фондов, земли и нематериальных активов; • иные доходы. 3. Доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти. Органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. 4. Средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия. 5. Доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации. 6. Иные неналоговые доходы. Неналоговые доходы бюджетов разных уровней имеют существенные отличия от налоговых поступлений. Порядок их установления, исчисления и взимания регламентируется комплексом нормативных документов. Например, порядок перечисления средств, получаемых в порядке приватизации государственного или муниципального имущества, определяется законодательством Российской Федерации о приватизации, а взимание отдельных санкций — Гражданским и Уголовным кодексами Российской Федерации. Неналоговые доходы могут носить обязательный и необязательный характер, взиматься на добровольной и принудительной основе. У них не определены конкретные ставки, сроки уплаты, льготы и другие чисто налоговые элементы. Тема 22. Основы планирования бюджетных расходов Финансируемые за счет бюджетных средств учреждения называются бюджетными. Основные методы планирования бюджетных расходов: • программно-целевой, • нормативный. Программно-целевой метод бюджетного планирования заключается в системном планировании выделений бюджетных средств в соответствии с утвержденными целевыми программами, составляемыми для осуществления экономических и социальных задач. Этот метод планирования финансовых ресурсов способствует соблюдению единого подхода к формированию и рациональному распределению фондов финансовых ресурсов по конкретным программа и проектам, и их концентрации и целевому использованию, улучшению контроля. Все это повышает уровень эффективности освоения средств. Объем средств, выделяемых для осуществления мероприятий и проектов, определяется на основе сметного порядка планирования и финансирования. В основе расчетов смет бюджетных учреждений лежат объемные показатели деятельности (число коек, число учащихся, число групп, классов и т. д.), время функционирования учреждений и финансовые нормы. При планировании мероприятий по социальной защите населения (пенсии, пособия и др.) учитываются численность получателей этих средств и установленные нормы выплат. Нормативный метод планирования расходов и выплат используется в основном при планировании средств на финансирование бюджетных мероприятий и составлении смет бюджетных учреждений. Нормы устанавливаются законодательными или подзаконными актами. Такими нормами могут быть: • денежное выражение натуральных показателей удовлетворения социальных потребностей (например, нормы расходов на питание населения в бюджетных учреждениях, обеспечение их медикаментами, мягким инвентарем и др.); • нормы индивидуальных выплат (например, ставка заработной платы, размеры пособий, стипендий и т. д.); • нормы, в основе которых лежат средние статистические величины расходов за ряд лет, а также материально-финансовые возможности общества в конкретном периоде (например, нормы на содержание помещений, учебных расходов и т. д.). Нормы могут быть обязательными (устанавливаются правительством или территориальными органами власти) или факультативными (устанавливаются ведомствами). Бюджетные нормы могут быть простыми (для отдельных видов расходов) и укрупненными (для совокупности расходов или для учреждения в целом). На основе натуральных показателей (численность обслуживаемых лиц, площадь помещения и т. д.) и финансовых норм составляются бюджетные сметы расходов, которые могут быть следующими: • индивидуальными — составляются для отдельного учреждения или отдельного мероприятия; • общими — составляются для группы однотипных учреждений или мероприятий; • на централизованные мероприятия — разрабатываются ведомствами для финансирования мероприятий, осуществляемых в централизованном порядке (закупка оборудования, строительство, ремонт и т. д.); • сводными - объединяют и индивидуальные сметы, и сметы на централизованные мероприятия, т. е. это сметы в целом по ведомству. В смете бюджетного учреждения отражаются: 1) реквизиты учреждения (его наименование, бюджет, из которого производится финансирование, подпись лица, утвердившего смету, печать учреждения и т. д.); 2) свод расходов (фонд зарплаты, материальные затраты, фонд производственного и социального развития, фонд материального поощрения, другие фонды); 3) свод доходов (финансирование из бюджета, дополнительные платные услуги населению, оказание услуг по договорам с организациями, прочие поступления); 4) производственные показатели учреждения; 5) расчеты и обоснования расходов и доходов. Утвержденные сметы бюджетных учреждений являются их финансовыми планами на определенный период времени. Составление смет бюджетных учреждений позволяет решать следующие задачи: • обеспечение бюджетных учреждений государственным финансированием; • анализ предполагаемых проектов расходов и отчетов об использовании средств; • контроль за эффективным и экономным расходованием средств. В соответствии с бюджетными правами, предоставленными исполнительным органам власти, они вправе при составлении смет расходов подведомственных бюджетных учреждений увеличивать в пределах имеющихся бюджетных средств нормы расходов на содержание этих учреждений. Совершенствованию бюджетного планирования и финансового обеспечения бюджетных учреждений должен содействовать переход к формированию региональных и местных бюджетов на основе минимальных государственных социальных стандартов, социальных и финансовых норм. Такой порядок формирования бюджетов территорий обусловлен Законом РФ «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления» 1993 г. (ст. 7) и Законом РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 1995 г. (ст. 37), Бюджетным кодексом 1998 г. (ст. 65). Согласно этим актам Правительством России должны быть разработаны и утверждены Советом Федерации и Государственной Думой минимальные государственные социальные и финансовые нормы в целом по Российской Федерации. На основе этих норм субъекты Российской Федерации разрабатывают и утверждают территориальные нормы с учетом особенностей развития отдельных территорий. Доведенные до местных органов власти нормы являются основой для составления смет бюджетных учреждений и составления на их основе минимального бюджета территории. Тем самым бюджеты территорий будут обеспечиваться минимальным объемом финансовых ресурсов, а составление бюджетов будет основано на объективной нормативной основе. Тема 23. Бюджетные расходы на фундаментальные научные исследования и содействие научно-техническому прогрессу Наука — сфера деятельности, функция которой — выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности, включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат — сумму знаний и эффект. Непосредственные цели науки — описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения на основе открываемых ею законов. Система наук условно делится на 1) естественные, 2) общественные и 3) технические. В ходе развития наука превратилась в производительную силу, оказывает влияние на все сферы общества. В условиях развития научно-технической революции сложилась система "Наука — техника — производство", в которой науке принадлежит ведущая роль. В сумму расходов на фундаментальные исследования и содействие научно- техническому прогрессу включены: 1) проведение фундаментальных исследований; 2) разработка перспективных технологий, разработка приоритетных направлений научно-технического прогресса; 3) выполнение НИОКР. Предусмотрено также проведение научно-исследовательских и опытно- конструкторских работ в рамках федеральных целевых программ: "Развитие новых направлений элементной базы информационных технологий", "Развитие новых направлений биотехнологии и обеспечение биологической безопасности", "Вакцины нового поколения и медицинские диагностические системы будущего", "Модернизация транспортной системы России" (до 2010 г.); Федеральная программа "Жилище", "Исследования Арктики и Антарктики", другие НИОКР. Финансируется из бюджета государственная поддержка академий наук: • Российской академии наук; • Российской академии сельскохозяйственных наук; • Российской академии медицинских наук; • Российской академии образования; • Российской академии архитектуры и строительства; • Российской академии художеств; • поддержка отделений академий наук. Тема 24. Бюджетные расходы на поддержку отраслей промышленности, энергетики, строительства Промышленность, энергетика и строительство — ведущие и крупные отрасли экономики промышленно развитой страны. Промышленное производство и энергетика составляют сердцевину любой экономики. В процессе производства с использованием энергетики создается экономический продукт путем преобразования экономических ресурсов. Без производства не может быть производственного потребления средств производства и услуг. После Октябрьской революции промышленность в России в 1918—1920 гг. была национализирована. Так была восстановлена историческая справедливость: что создано трудом народа, стало принадлежать народу. В результате Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |