бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Бюджетная система РФ

самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств

бюджетов, определять источники покрытия дефицитов бюджетов.

4. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов

государственных внебюджетных фондов.

Этот принцип означает, что все доходы и расходы бюджетов и иные

поступления, определенные налоговым и бюджетным законодательством РФ,

подлежат отражению в бюджетах в полном объеме. Все государственные и

муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств,

аккумулированных в бюджетной системе России.

Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных

обязательных платежей учитываются по доходам бюджетов, бюджетов

государственных внебюджетных фондов, за исключением отсрочек и рассрочек по

уплате налогов и иных обязательных платежей, предоставляемых в пределах

текущего финансового года.

5. Принцип сбалансированности бюджетов. Сбалансированность бюджетов

означает, что объем предусмотренных расходов должен соответствовать

суммарному объему доходов бюджета и источников финансирования его дефицита.

При составлении бюджета органы власти должны исходить из необходимости

минимизации размера дефицита бюджета.

6. Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств.

Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств

означает, что при составлении бюджетов и использовании бюджетных средств

уполномоченные органы и получатели средств должны исходить из необходимости

достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств

или достижения наилучшего результата с определенного объема бюджетных

средств.

7. Принцип гласности.

Принцип гласности означает опубликование в открытой печати утвержденных

бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о

ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению

органов государственной власти и органов местного самоуправления,

открытость для общества процедур рассмотрения и принятия решений по

проектам бюджетов. Секретные статьи могут утверждаться только в составе

федерального бюджета.

8. Принцип достоверности бюджета.

Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогнозов

социально-экономического развития соответствующей территории и

реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

9. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что

бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей

бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование

конкретных целей.

В соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений

в Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 5 августа 2000 г. № 116-ФЗ

доходы бюджета и поступления из источников финансирования его дефицита не

могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением

доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а

также в случае централизации средств — из бюджетов других уровней бюджетной

системы Российской Федерации.

Действия должностных лиц, приводящие к нарушению адресности

предусмотренных бюджетом средств, к расходованию их на цели, не

обозначенные в бюджете, являются нарушением бюджетного законодательства РФ.

Тема 5. Бюджетное право

Бюджетное устройство страны, функционирование бюджетной системы,

компетенции органов власти всех уровней в области бюджета регламентируются

законодательством о бюджетных правах.

Бюджетное право - это совокупность юридических норм, регулирующих

бюджетное устройство страны и бюджетный процесс, то есть порядок

формирования и исполнения всех бюджетов, входящих в бюджетную систему

государства, а также компетенцию всех органов власти в бюджетной сфере.

Процесс формирования и исполнения бюджетов осуществляется в

соответствии с бюджетными правоотношениями, т. е. урегулированными нормами

права общественными отношениями, к которым относятся отношения, возникающие

между субъектами бюджетных правоотношений в ходе составления, рассмотрения,

утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы, контроля

за их исполнением, осуществления государственных и муниципальных

заимствований, регулирования государственного и муниципального долга.

Конституция страны — основополагающий акт бюджетного права.

В Конституции Российской Федерации 1993 г. заложены основы бюджетных

прав федеральных, региональных и местных органов власти, которые

сформулированы с учетом федеративного устройства государства.

В соответствии со ст. 5 Конституции РФ федеративное устройство

Российской Федерации основано на государственной целостности и

разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной

власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов

Российской Федерации.

Предметы ведения в области бюджета очерчены в ст. 71 Конституции РФ,

где зафиксировано, что в ведении Российской Федерации находятся федеральный

бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального

развития.

В ст. 72 Конституции РФ записано, что установление общих принципов

налогообложения в Российской Федерации находится в совместном ведении

Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В ст. 1 «Протокола

к Договору о разграничении предметов ведения и полномочий между

федеральными органами государственной власти Российской Федерации и

органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга

Российской Федерации» зафиксировано, что к совместному ведению относится и

установление общих принципов бюджетной системы Российской Федерации.

В ст. 75 Конституции РФ отмечено, что система налогов, взимаемых в

федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения в Российской Федерации

устанавливаются федеральными законами.

В развитие основных положений в области бюджетного права,

зафиксированных в Конституции РФ, издаются специальные законодательные

акты. В их числе следует отметить:

• Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного

процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. № 1734-1;

• Закон РФ «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и

использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных

органов государственной власти республик в составе РФ, автономной области,

автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга,

органов местного самоуправления» от 15 апреля 1993 г. №4807;

• Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления» от

25 сентября 1997 г. №126-ФЗ;

• Бюджетный кодекс РФ от 31 июня 1998 г. № 145-ФЗ.

В этих актах определены бюджетные права представительных и

исполнительных органов власти всех уровней, обеспечивающие им создание

финансовой базы для выполнения возложенных на них функций по управлению

страной и соответствующими территориями, проведению внутренней и внешней

политики, управлению экономическими и социальными процессами.

Наиболее важным и емким из законодательных актов, изданных в 90-е годы

в области бюджетного права, является Бюджетный кодекс РФ, в котором

установлены общие принципы бюджетного законодательства, правовые основы

функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовые положения

субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования межбюджетных

отношений, а также определены основы бюджетного процесса в Российской

Федерации. Бюджетный кодекс законодательно зафиксировал компетенцию и

полномочия органов власти всех уровней в бюджетной сфере.

Тема 6. Бюджетные права органов государственной власти РФ.

Бюджетные компетенции и полномочия федеральных органов государственной

власти закреплены в Конституции РФ и вышеперечисленных законодательных

актах.

К ведению Российской Федерации в области регулирования бюджетных

правоотношений относятся:

• установление общих принципов организации и функционирования

бюджетной системы Российской Федерации;

• разграничение налогов и других доходов между уровнями бюджетной

системы, а также распределение в порядке межбюджетного регулирования

доходов федерального бюджета между бюджетами разных уровней бюджетной

системы Российской Федерации;

• разграничение полномочий по осуществлению расходов между бюджетами

разных уровней бюджетной системы Российской Федерации;

• определение основ составления и рассмотрения проектов бюджетов всех

уровней бюджетной системы Российской Федерации, утверждение отчетов об их

исполнении и осуществление контроля за их исполнением;

• определение основ формирования доходов, осуществления расходов из

бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации;

• определение основ осуществления государственных и муниципальных

заимствований, а также основ управления государственным и муниципальным

долгом;

• установление порядка составления и рассмотрения проекта федерального

бюджета, утверждения и исполнения федерального бюджета, осуществления

контроля за его исполнением, составления отчетности об исполнении и

утверждения отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов

государственных внебюджетных фондов;

• составление и рассмотрение проекта федерального бюджета, утверждение

и исполнение федерального бюджета, осуществление контроля за его

исполнением и утверждение отчетов об исполнении федерального бюджета и

бюджетов государственных внебюджетных фондов;

• установление федеральными законами порядка осуществления

заимствований Российской Федерации, субъектами Российской Федерации и

органами местного самоуправления, управления долгом Российской Федерации,

субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

• осуществление государственных заимствований Российской Федерации и

предоставление кредитов иностранным государствам, а также управление

государственным долгом Российской Федерации;

• установление порядка формирования доходов федерального бюджета и

бюджетов государственных внебюджетных фондов;

• осуществление расходов федерального бюджета и бюджетов

государственных внебюджетных фондов;

• установление порядка и условий предоставления финансовой помощи и

бюджетных ссуд из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской

Федерации и местным бюджетам;

• предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из федерального

бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам;

• установление порядка и условий предоставления бюджетных кредитов;

• установление минимальных государственных социальных стандартов, норм

и нормативов финансовых затрат на единицу предоставленных государственных

или муниципальных услуг;

• утверждение бюджетной классификации Российской Федерации;

• установление единых форм бюджетной документации и отчетности для

бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации;

• формирование, обеспечение погашения и обслуживание внешнего долга,

определение перечня и порядка осуществления государственных внешних

заимствований;

• определение перечня и порядка формирования государственных

внебюджетных фондов, управление их деятельностью;

• установление оснований и порядка привлечения к ответственности за

нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

Бюджетным кодексом РФ регламентируются также полномочия федеральных

органов власти в сфере формирования бюджетных доходов и средств целевых

бюджетных фондов.

Установлено, что новые виды доходов, их отмена или изменение возможны

только путем внесения соответствующих изменений в налоговое

законодательство Российской Федерации. Федеральные органы законодательной

власти могут также устанавливать новые виды неналоговых доходов, отменять

или изменять действующие после представления федеральными органами

исполнительной власти своего заключения и только путем внесения изменений в

Бюджетный кодекс.

К ведению федеральных органов относится разграничение бюджетных

доходов и расходов между федеральным и региональными бюджетами.

Разграничение налогов и сборов между бюджетами регламентируется:

Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от

27 июля 1991 г. №146-ФЗ (гл.2, ст.13—15),

• Бюджетным кодексом РФ от 31 июля 1998 г. №145-ФЗ, (раздел II,

гл.7—9).

Расходы разделяются на ассигнования, финансируемые исключительно из

федерального, региональных и местных бюджетов, и на расходы, совместно

финансируемые из бюджетов федерального, региональных и местных.

Бюджетным кодексом РФ определяется порядок формирования и

распределения целевых бюджетных фондов (ст. 54). Доходы федеральных

целевых бюджетных фондов обособленно учитываются в доходах федерального

бюджета по ставкам, установленным налоговым законодательством Российской

Федерации, и распределяются между федеральными целевыми бюджетными фондами

и территориальными целевыми бюджетными фондами по нормативам, определенным

федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены

бюджетными правами в соответствии с:

• Законом РФ «Об основах бюджетных прав...» от 15 апреля 1993 г. №4807-

1;

• Законом РФ «О субвенциях республикам в составе РФ, краям, областям,

автономной области, автономным округом, городам Москве и Санкт-Петербургу»

от 15 июля 1992 г. №3303-1;

• Бюджетным кодексом РФ.

Субъекты Российской Федерации вправе издавать свои законодательные

акты, регламентирующие бюджетные правоотношения на подведомственной

территории.

В области регулирования бюджетных правоотношений к ведению субъектов

Российской Федерации относятся:

• установление порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов

субъектов Российской Федерации, утверждения и исполнения региональных

бюджетов, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчетов об

исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации;

• составление и рассмотрение проектов бюджетов Российской Федерации

и консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, утверждение и

исполнение бюджетов субъектов Российской Федерации, осуществление контроля

за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении бюджетов субъектов

Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных

внебюджетных фондов;

• распределение доходов от региональных налогов и сборов, иных доходов

субъектов Российской Федерации между бюджетом субъекта Российской Федерации

и местными бюджетами;

• определение порядка направления в бюджет субъекта Российской

Федерации доходов от использования собственности субъекта Российской

Федерации, доходов от налогов и сборов субъекта Российской Федерации, иных

доходов бюджета субъекта Российской Федерации;

• разграничение полномочий по осуществлению расходов между бюджетом

субъекта Российской Федерации порядка и условий предоставления финансовой

помощи бюджетам субъектов Российской Федерации;

• определение порядка и условий предоставления финансовой помощи и

бюджетных ссуд из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам;

• предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из бюджета

субъекта Российской Федерации местным бюджетам;

• установление порядка и условий предоставления бюджетных кредитов;

• определение перечня и порядка осуществления государственных

внутренних заимствований субъектов Российской Федерации;

• осуществление государственных внутренних и внешних заимствований

субъекта Российской Федерации и управление государственным долгом субъекта

Российской Федерации.

Представительные органы субъектов Российской Федерации вправе вводить

региональные налоги и сборы, устанавливать размеры ставок по ним и вводить

налоговые льготы в пределах прав, предоставленных налоговым

законодательством Российской Федерации.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут

предоставлять налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и

иных обязательных платежей в бюджеты субъектов Российской Федерации в

пределах лимитов предоставления налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по

уплате налогов и иных обязательных платежей, определенных законами

субъектов Российской Федерации о бюджете.

Тема 7. Межбюджетные отношения

Все бюджеты, входящие в бюджетную систему страны, взаимосвязаны в

рамках межбюджетных отношений.

Межбюджетные отношения — это отношения между органами государственной

власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов

Российской Федерации и органами местного самоуправления, связанные с

формированием и исполнением соответствующих бюджетов.

Межбюджетные отношения основываются на следующих принципах:

• распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным

уровням бюджетной системы Российской Федерации;

• разграничения (закрепления на постоянной основе и распределения

по временным нормативам) регулирующих доходов по уровням бюджетной системы

Российской Федерации;

• равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации,

равенства бюджетных прав муниципальных образований;

• выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности

субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

• равенства всех бюджетов Российской Федерации во взаимоотношениях

с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с

бюджетами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с этими принципами отдельные виды бюджетных расходов

могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ и из

бюджетов субъектов РФ — в местные бюджеты.

В основе процесса распределения расходов и доходов между звеньями

бюджетной системы заложен принцип равенства бюджетов субъектов РФ во

взаимоотношениях с федеральным бюджетом и местных бюджетов с региональными

бюджетами, который предполагает использование единой методики расчета

нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и

муниципальных услуг, нормативов расчета финансовой помощи территориальным

бюджетам, а также единый порядок уплаты федеральных и региональных налогов.

Бюджетным кодексом РФ (ст.48) установлено, что при распределении

налоговых доходов по уровням бюджетной системы налоговые доходы бюджетов

субъектов РФ должны составлять не менее 50% от суммы доходов

консолидированного бюджета РФ.

Во второй половине 90-х годов примерное распределение средств между

отдельными звеньями бюджетной системы в Российской Федерации

характеризовалось следующими данными (табл. 2.1).

Таблица 2.1. Распределение средств между звеньями бюджетной системы РФ

(%)

|Консолидированный бюджет РФ |100 |

|Федеральный бюджет РФ |45-55 |

|Консолидированные бюджеты субъектов РФ |55-45 |

|из них | |

|Бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты) |20-25 |

|Местные бюджеты |25-20 |

|в том числе | |

|Городские бюджеты |16-20 |

|Районные бюджеты |7,5-8 |

|Поселковые бюджеты |0,5-0,7 |

|Сельские бюджеты |1-1,3 |

Для обеспечения расходов территориальных бюджетов

(республиканских, республик в составе Российской Федерации,

краевых, областных, окружных, местных) они должны иметь соответствующие

доходы.

Доходы территориальных бюджетов состоят из собственных и регулирующих.

Собственные доходы бюджетов — виды доходов, закрепленные на постоянной

основе полностью или частично за соответствующими бюджетами

законодательством Российской Федерации.

Это налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами,

бюджетами государственных внебюджетных фондов законодательством Российской

Федерации, и неналоговые доходы, определенные нормативными актами, а также

безвозмездные перечисления.

Собственные доходы составляют меньшую часть доходов территориальных

бюджетов. Для финансового обеспечения выполнения возложенных на

региональные и местные органы власти функций, экономического и социального

развития территорий, сбалансированности территориальных бюджетов им из

бюджетов вышестоящего уровня в порядке бюджетного регулирования передаются

регулирующие доходы.

Регулирующие доходы бюджетов — это федеральные и региональные налоги

и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в

процентах) в бюджеты субъектов Российской Федерации или местные бюджеты на

очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на

три года) по разным видам таких доходов.

В соответствии со ст. 48 Бюджетного кодекса РФ нормативы отчислений

определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы Российской

Федерации, который передает регулирующие доходы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.