|
Бюджетная система РФдостоинств. Она позволяет обеспечить необходимыми средствами местные бюджеты независимо от производительности местных источников, создает предпосылки к выравниванию уровней развития отдельных территориальных единиц, стимулирует местные органы власти к выполнению планов мобилизации федеральных и региональных налогов. В то же время используемый метод регулирования местных бюджетов имеет недостатки. Основной из них — наличие элементов субъективности при формировании регулирующих доходов местных бюджетов, что выражается в не всегда объективном установлении величины нормативов отчислений от регулирующих налогов и выборе их состава. Этот недостаток будет устранен с введением в практику бюджетного планирования государственных минимальных социальных и финансовых норм. Речь идет о том, чтобы разработать и утвердить нормы минимальной обеспеченности каждого жителя набором социальных благ, в том числе по народному образованию, здравоохранению, жилищно-коммунальному обслуживанию и т. д. Эти нормы должны быть дифференцированы по отдельным регионам страны с учетом климатических, исторических, этнических особенностей и уровня обеспеченности населения этими услугами. Рост местных бюджетов непосредственно связан с процессом урбанизации, следовательно, расширением социальной инфраструктуры. В общем объеме местных бюджетов постоянно увеличивается удельный вес городских и поселковых бюджетов. Расходная часть местных бюджетов наиболее ярко отражает последствия экономических и социальных процессов в стране. Главные стороны деятельности местных органов власти — разработка и осуществление планов экономического и социального развития на подведомственной им территории. Увеличение числа поселений, особенно в новых районах освоения, осуществление мероприятий по развитию жилищно-коммунального хозяйства и улучшению благоустройства населенных мест, влекут расширение расходов местных бюджетов. Возрастание расходов связано с новым строительством и с повышением уровня затрат на содержание объектов жилищно-коммунального и культурно-бытового назначения. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ исключительно из местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов: • содержание органов местного самоуправления; • формирование муниципальной собственности и управление ею; организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; • содержание муниципальных органов охраны общественного порядка; • организация, содержание и развитие муниципального жилищно- коммунального хозяйства; • муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения; • благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований; • организация утилизации и переработки бытовых отходов (за исключением радиоактивных); • содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов; • организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; • обеспечение противопожарной безопасности; • охрана окружающей природной среды на территориях муниципальных образований; • реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления; • обслуживание и погашение муниципального долга; • целевое дотирование населения; • содержание муниципальных архивов; • проведение муниципальных выборов и местных референдумов. Главным направлением использования средств местных бюджетов являются расходы, связанные с жизнеобеспечением человека. Это расходы на социально- культурные мероприятия, составляющие более половины всех расходов, и на жилищно-коммунальное хозяйство — примерно треть всех расходов. Следует отметить, что в расходах консолидированного бюджета Российской Федерации на жилищно-коммунальное хозяйство средства местных бюджетов составляют 70%, на образование — 67% (на дошкольное воспитание — 83%, начальное и общее среднее образование — 87%), на здравоохранение и физическую культуру — 55%, социальную политику — 49%, культуру и искусство — 45%. Роль местных бюджетов в финансировании отраслей народного хозяйства скромнее. Тем не менее, в общебюджетных расходах на промышленность, энергетику и строительство средства местных бюджетов составляют 8%, сельского хозяйства и рыболовства — 19%, транспорта, дорожного хозяйства, связи — 40%. Одним из главных направлений использования финансовых ресурсов должно быть финансирование развития местной производственной базы как основы для получения в будущем собственных доходов. Местным органам подведомственна подавляющая часть социально-культурных учреждений и в первую очередь учреждений народного образования и здравоохранения. Поэтому в расходах местных бюджетов значительно преобладают расходы на социально-культурные мероприятия. Если в городских бюджетах они составляют от 30 до 50% всех расходов, то в районных, поселковых и сельских бюджетах — от 60 до 80%. Одной их актуальных проблем является улучшение благоустройства наших городов и сел. Этому должно способствовать более рациональное использование выделяемых на эти цели бюджетных ассигнований. Необходимо ликвидировать монополии действующих в городах служб, которые нередко создают видимость работы, занимаются приписками объемов выполненных работ, получая из городских бюджетов не заработанные средства. Целесообразно разбить городские территории на участки и сдавать подряды на их обслуживание на конкурсной основе между городскими специализированными организациями по благоустройству, жэковскими организациями. Конкурсность и состязательность между ними не только будут содействовать экономии средств, но и повысят качество работ по городскому благоустройству. Тема 13. Понятие консолидированного бюджета и его использование В связи с упразднением государственного бюджета Российской Федерации в Закон РСФСР от 10 октября 1991 г. № 1734-1 "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" было включено понятие "консолидированный бюджет". В ст. 8 этого Закона сказано, что единство бюджетной системы обеспечивается не только единой правовой базой, единством бюджетной классификации и документации, но и представлением необходимой статистической и бюджетной информации для составления консолидированных бюджетов. В современных условиях правовой основой консолидированного бюджета является ст. 16 Бюджетного кодекса РФ. Консолидированный бюджет — это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории (консолидированный бюджет субъекта Федерации, консолидированный бюджет Российской Федерации). Составление консолидированного бюджета Российской Федерации, а также разработку его прогноза Бюджетный кодекс РФ возлагает на Министерство финансов РФ (ст. 65 Бюджетного кодекса). Консолидированные бюджеты Российской Федерации и субъектов Федерации не подлежат утверждению. Они составляются и являются в первую очередь статистическим сводом бюджетных показателей, характеризующих агрегированные показатели по доходам и расходам бюджетов бюджетной системы. Показатели консолидированных бюджетов используют: • для анализа формирования доходов и использования расходов бюджетов страны и регионов; • при разработке прогнозов экономического и социального развития государства, регионов, субъектов Федерации; • при финансовом планировании, состоянии балансов при разработке планов доходов и расходов бюджетов; • при разработке нормативов отчислений от регулирующих налогов в бюджеты субъектов Федерации; • для определения степени централизации финансовых ресурсов, отражаемых в федеральном бюджете государства. Тема 14. Классификация налогов Российской Федерации Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации. В Налоговом кодексе РФ (ст. 8) дано понятие налога, а также сбора. Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Таким образом, сущность налога составляет изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса. Налоги выполняют в государстве следующие основные функции: 1)фискальную, 2) регулирующую, 3) социальную. Фискальная функция налогов характерна для всех государств. При помощи фискальной функции налогов формируются государственные финансовые ресурсы и создаются материальные условия для деятельности государства. Основная задача реализации фискальной функции — обеспечение доходной базы бюджетов, привлечение средств в государственную казну. Регулирующая функция налогов — проявляется в регулировании финансовой деятельности предприятий отраслей народного хозяйства, доходов бюджетов разных уровней. Социальная функция налогов используется для регулирования изъятия части доходов у населения, предоставления налоговых льгот отдельным категориям населения. В соответствии с Налоговым кодексом РФ в России принята классификация налогов по характерным признакам. В зависимости от способа взимания налоги делят на 1) прямые, которые берут непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика (налог на прибыль, налог на имущество и т.п.), и 2) косвенные, которые не связаны с доходом и имуществом конкретного налогоплательщика, а устанавливаются в виде надбавок к ценам на товары и тарифам на услуги (акцизы, налог с продаж, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины). В зависимости от уровня органа власти, устанавливающего налоги, все налоги разделены на три вида: • федеральные налоги (на уровне России); • региональные налоги (на уровне субъекта Федерации); • местные (на уровне органа местного самоуправления). Тема 15. Налог на добавленную стоимость Налог на добавленную стоимость был предложен французским экономистом М. Лоре и введен во Франции в 1958 г. В 2000 г. НДС взимают в 43 странах, включая Россию. Он введен главным образом в странах Европы и является одним из условий для вступления государства в Европейский экономический союз. В США законодатели признали нецелесообразным введение этого налога. В России НДС введен с началом рыночных реформ с 1 января 1992 г. по предложению Международного валютного фонда. До введения НДС в Российской Федерации был налог с оборота. В соответствии с Законом РФ "О внесении изменений и дополнений в налоговую систему Российской Федерации" от 16 июля 1992 г. налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются (гл. 21 НК РФ): - организации; - индивидуальные предприниматели; -лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу. Все налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения налогоплательщика. Объектом налогообложения признаются следующие обороты (операции): 1) реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг); 2) передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на доходы организаций, в том числе через амортизационные отчисления. 3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления; 4) вывоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации услуг по сдаче в аренду служебных и (или) жилых помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в Российской Федерации. Не подлежат налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Федерации: 1) следующих медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утвержденному Правительством РФ, в том числе: жизненно необходимых лекарственных средств, в том числе внутриаптечного изготовления, бытовых дезинфицирующих и дезодорирующих средств, товаров ветеринарного назначения, тары и упаковки; 2) медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг; 3) услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, предоставляемых государственными и муниципальными учреждениями социальной защиты лицам, необходимость ухода за которыми подтверждена соответствующими заключениями органов здравоохранения и органов социальной защиты населения; 4) услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях, проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях; 5) продуктов питания, непосредственно произведенных студенческими и школьными столовыми, столовыми медицинских организаций, детских дошкольных учреждений, а также продуктов питания, произведенных организациями общественного питания и реализуемых ими указанным столовым; 6) услуг по сохранению, комплектованию и использованию архивов, оказываемых архивными учреждениями и организациями; 7) услуг по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования (за исключением такси); 8) ритуальных услуг, работ (услуг), а также реализация похоронных принадлежностей; 9) почтовых марок (за исключением коллекционерных марок), маркированных конвертов, лотерейных билетов лотерей, проводимых по решению Правительства РФ; 10) услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности; 11) монет из драгоценных металлов (за исключением коллекционных монет), являющихся валютой Российской Федерации или валютой иностранных государств; 12) долей в уставном (складочном) капитале организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах; 13) услуг, оказываемых без взимания дополнительной платы, по ремонту и техническому обслуживанию товаров и бытовых приборов в период гарантийного срока их эксплуатации; 14) услуг в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений; 15) ремонтно-реставрационных, консервационных и восстановительных работ, выполняемых при реставрации памятников истории и культуры, охраняемых государством; 16) работ, выполняемых в период реализации целевых социально- экономических программ (проектов) жилищного строительства для военнослужащих в рамках реализации указанных программ (проектов); 17) услуг, указываемых уполномоченными на то органами, за которые взимается государственная пошлина, все виды лицензионных, регистрационных и патентных пошлин и сборов, а также пошлины и сборы, взимаемые государственными органами и органами местного самоуправления; 18) товаров, помещенных под таможенный режим магазина беспошлинной торговли; 19) товаров (работ, услуг), за исключением подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья, реализуемых в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации". Реализация товаров (работ, услуг), указанных в этом пункте, не подлежит налогообложению (освобождаются от налогообложения) при представлении в налоговые органы контракта (копии контракта) налогоплательщика с донором безвозмездной помощи (содействия) или с получателем безвозмездной помощи (содействия) на поставку товаров (оказание услуг), а также копии удостоверения, выданного в установленном порядке и подтверждающего принадлежность поставляемых товаров (оказываемых услуг) к гуманитарной или технической помощи (содействию); 20) оказываемых учреждениями культуры и искусства услуг в сфере культуры и искусства, к которым относятся: • услуги по предоставлению напрокат аудио-, видео-носителей из фондов учреждений культуры, музыкальных инструментов, костюмов, обуви, театрального реквизита, бутафории, экспонатов и книг, услуг по изготовлению копий в учебных целях и учебных пособий, фотокопированию, ксерокопированию, музейных экспонатов и документов из фондов учреждений, услуги по звукозаписи мероприятий, по изготовлению копий звукозаписей из фонотек указанных учреждений; • реализация входных билетов и абонементов на посещение театрально- зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, экскурсионных билетов; • реализация программ на спектакли и концерты; 21) работ (услуг) по производству кинематографической продукции, выполняемых (оказываемых) организациями кинематографии; 22) работ (услуг) по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания (лоцманская проводка, услуги судов портового флота, ремонтные и другие работы и услуги). Не подлежат также налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие операции: • реализация предметов религиозного назначения (с перечнем, утверждаемым Правительством РФ); • реализация товаров общественных организаций инвалидов по перечню, утверждаемому Правительством РФ; • банковские операции, выполняемые банками (привлечение денежных средств, открытие и ведение банковских счетов, кассовое обслуживание организаций и физических лиц, выдача банковских гарантий и т.п.); • реализация изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства; • оказание услуг по страхованию и перестрахованию страховыми организациями; • страховые взносы, полученные уполномоченной страховой организацией; • проведение лотерей; • реализация необработанных алмазов добывающими предприятиями обрабатывающим предприятиям; • внутрисистемная реализация (передача для собственных нужд) организациями и учреждениями уголовно-исполнительной системы произведенных ими товаров (выполненных работ, оказанных услуг); • передача товаров (выполненных работ, услуг) безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Федеральным законом "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях"; • оказание услуг по предоставлению займа в денежной форме; • выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств бюджетной системы РФ, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований; • реализация научной и учебной книжной продукции, а также редакционная, издательская и полиграфическая деятельность по ее производству и реализации; • реализация путевок (курсовок) в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, учреждения отдыха на территории РФ; • проведение работ (услуг) по тушению лесных пожаров; • реализация продукции собственного производства организаций, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции, удельный вес доходов от реализации которой в общей сумме их доходов составляет 70% и более; • реализация продукции средств массовой информации, книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой; редакционных, издательских и полиграфических работ и услуг по производству продукции средств массовой информации и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой. В соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 165-ФЗ "О внесении изменений в статью 26 Федерального закона "О введении в действие части второй Налогового кодекса РФ..." освобождаются от налога на Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |