бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Бюджетная система РФ

Бюджетная система РФ

БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ

Курс лекций

Тема 1. Экономическая сущность и содержание бюджета. Бюджетное устройство

В формировании и развитии экономической и социальной структуры

общества большую роль играет государственное регулирование, осуществляемое

в рамках принятой на каждом историческом этапе политики. Одним из

механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную

политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав —

государственный бюджет. Именно через государственный бюджет производится

направленное воздействие на образование и использование централизованных и

децентрализованных фондов денежных средств.

Бюджет — это форма образования и расходования фонда денежных средств,

предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и

местного самоуправления.

С помощью государственного бюджета государственные власти получают

финансовые ресурсы для содержания государственного аппарата, армии,

осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т. е.

для выполнения государством возложенных на него функций.

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом

государства, дает органам власти реальную экономическую возможность

осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых

государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в

стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств,

перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта, что

позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики. В то

же время бюджет правомерно рассматривать как экономическую категорию,

которая выражает определенные экономические отношения. Бюджет — категория

свойственная различным отношениям. Его возникновение и развитие связано с

зарождением и формированием государства. Государство использует бюджет в

качестве одного из основных инструментов обеспечения как непосредственно

своей деятельности, так и важнейшего элемента проведения экономической и

социальной политики.

Как экономическая категория бюджетные отношения являются составной

частью финансовых отношений, следовательно, им присуща денежная форма и

основные функции финансов.

Бюджет выполняет следующие задачи:

• перераспределение ВВП;

• государственное регулирование и стимулирование экономики;

• финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществления социальной

политики государства;

• контроль за образованием и использованием централизованных фондов

денежных средств.

Распределительная функция бюджета проявляется через формирование и

использование централизованных фондов денежных средств по уровням

государственной и территориальной власти и управления. В развитых странах

через бюджеты разных уровней перераспределяется до 50% ВВП. С помощью

бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические

отношения, направляя бюджетные средства на поддержку тли развитие отраслей,

регионов. Регулируя, таким образом, экономические отношения, государство

способно целенаправленно усиливать или сдерживать темпы производства,

ускорять или ослаблять рост капиталов и частных сбережений,

изменять структуру спроса и потребления.

Перераспределение ВВП через бюджет имеет две взаимосвязанные,

проистекающие одновременно и непрерывно стадии:

1) образование доходов бюджета,

2) использование бюджетных средств (расходы бюджета).

Доходы бюджета — денежные средства, поступающие в безвозмездном и

безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской

Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской

Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и

органов местного самоуправления.

В процессе образования доходов бюджета происходит принудительное

изъятие в пользу государства части ВВП, созданного в процессе общественного

воспроизводства. На этой основе возникают финансовые взаимоотношения

государства с налогоплательщиками.

Доходы бюджета могут носить налоговый и неналоговый характер. Основным

источником налоговых доходов являются вновь созданная стоимость и доходы,

полученные в результате ее первичного распределения (прибыль, заработная

плата, добавленная стоимость, ссудный процент, рента, дивиденды и т. д.), а

также накопления.

Неналоговые доходы бюджетов образуются в результате либо экономической

деятельности самого государства, либо перераспределения уже полученных

доходов по уровням бюджетной системы.

Структура бюджетных доходов подвижна и во многом определяется

конкретными экономическими условиями. Например, в странах с высоким уровнем

жизни основой налоговых доходов являются доходы с физических лиц, а в

странах с низким уровнем жизни — косвенные налоги и налоги с юридических

лиц.

Расходы бюджета — денежные средства, направляемые на финансовое

обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Через бюджетные расходы финансируются бюджетополучатели — организации

производственной и непроизводственной сферы, являющиеся получателями или

распорядителями бюджетных средств. Таким образом, расходы бюджета носят

транзитный характер. В бюджете только определяются размеры бюджетных

расходов по статьям затрат, а непосредственные расходы осуществляют

бюджетополучатели. Кроме того, за счет расходов бюджета происходит

перераспределение бюджетных средств по уровням бюджетной системы через

дотации, субвенции, субсидии и бюджетные ссуды. Расходы бюджета носят в

основном безвозвратный характер. На возвратной основе могут предоставляться

только бюджетные кредиты и бюджетные ссуды. Структура бюджетных расходов

ежегодно устанавливается непосредственно в бюджетном плане и зависит, как и

бюджетные доходы, от экономической ситуации и общественных приоритетов.

Контрольная функция бюджета действует одновременно с

распределительной и предполагает возможность и обязательность

государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных

средств.

Тема 2. Бюджетная система СССР

В первые месяцы после Октябрьской революции 1917 г. вследствие развала

органов государственного и местного управления, саботажа чиновников и

банков поступление налогов в бюджетную систему практически прекратилось.

Для финансирования неотложных нужд новые органы власти вынуждены были

прибегнуть к контрибуции с имущих слоев населения, главным образом, как

писали в то время, «с купцов и спекулянтов, нажившихся за время войны и

расходующих непроизводительно свои капиталы»1. До ноября 1918 г. в 57

губерниях в виде контрибуций было мобилизовано в бюджет 816,5 млн. руб.

Успешное существование нового строя напрямую зависело от состояния

финансов в стране. Уже 17 мая 1918 г. открылся Всероссийский съезд

представителей финансовых отделов Советов, на котором глава правительства

В.И. Ленин, выступая с докладом, подчеркнул:

Мы должны, во что бы то ни стало добиться прочных финансовых

преобразований, но надо помнить, что всякие радикальные реформы наши

обречены на неудачу, если мы не будем иметь успеха в финансовой политике.

Исходя из тяжелого экономического положения в стране было признано

необходимым перейти к строгой централизации в области финансов, с тем,

чтобы обеспечить поступление средств в бюджет и их эффективное

использование. Это положение стало основополагающим в формировании

финансовой политики Советского государства на всех последующих этапах

истории СССР.

Эти принципы были зафиксированы в июле 1918 г. в первой Конституции

РСФСР, в статье 79 которой были сформулированы цели государственной

финансовой политики.

Финансовая политика РСФСР в настоящий переходный момент диктатуры

трудящихся способствует основной цели — экспроприации буржуазии и

подготовления условий для всеобщего равенства граждан республики в

области производства и распределения богатств. В этих целях она ставит себе

задачей предоставить в распоряжение органов советской власти все

необходимые средства для удовлетворения местных и общегосударственных нужд

Советской республики, не останавливаясь перед вторжением вправо частной

собственности.

Конституция 1918 г. установила федеративное устройство РСФСР и

заложила основы бюджетного устройства государства. Принцип централизации

всех финансов выразился в установлении единства государственного бюджета и

всей финансовой системы Российской Федерации, включении государственных

доходов и расходов в общегосударственный бюджет. Вместе с тем в Конституции

предусматривалось разделение государственного и территориальных бюджетов

(бюджетов автономных республик и областей), т. е. разделение

государственных и территориальных доходов и расходов. Государственные

бюджеты Украинской Социалистической Республики и Белорусской

Социалистической Республики существовали отдельно.

Территориальные бюджеты формировались за счет: поступлений от налогов,

устанавливаемых губернскими, уездными, городскими, волостными Советами,

взимаемыми на местные нужды; надбавок (в пределах 40%) к государственному

подоходному налогу; доходов от местных советских предприятий и имущества;

ссуд и пособий из государственного бюджета.

С окончанием Гражданской войны, переходом к новой экономической

политике (нэпу) и восстановлению народного хозяйства в связи с

необходимостью стабилизации финансов, усиления хозрасчетных отношений, в

том числе в местном хозяйстве, и повышения экономической деятельности

местных Советов в октябре 1921 г. ВЦИК принял Постановление «О мерах по

упорядочению финансового хозяйства», в соответствии с которым

государственный и территориальные бюджеты были разъединены.

С образованием в 1922 г. Союза, Советских Социалистических Республик и

выходом в 1924 г. Конституции СССР были внесены изменения в бюджетную

систему. Образуется государственный бюджет СССР, в который вошли

государственные бюджеты социалистических республик, составляющих СССР, был

создан союзный бюджет, на который было возложено финансовое обеспечение

общесоюзных нужд и мероприятий, главным образом в области хозяйственного и

культурного строительства и оборонного значения.

При формировании доходной части всех бюджетов использовался принцип

подведомственности, в соответствии с которым предприятия и хозяйственные

организации были распределены между различными уровнями власти и вносили

отчисления от прибылей в соответствующий бюджет. Таким образом, предприятия

союзного подчинения, т. е. находившиеся в ведении союзных ведомств, вносили

свои платежи из прибыли в союзный бюджет, а предприятия (республиканского,

областного, городского подчинения) — в соответствующие бюджеты. В свою

очередь из соответствующих бюджетов финансировались предприятия,

организации и учреждения союзного, республиканского и местного подчинения.

Следовательно, доходы союзного бюджета формировались за счет

общесоюзных государственных доходов, главным из которых были отчисления от

прибылей предприятий союзного подчинения и общегосударственные налоги и

доходы, например, доходы от внешнеэкономической деятельности.

Следует отметить, что местные бюджеты (бюджеты автономных республик,

краевые, областные, городские, районные, а с 1929—1930 гг. — сельские

бюджеты) не включались в состав бюджетов союзных республик и в

государственный бюджет СССР.

Большую роль в развитии народного хозяйства и бюджетной системы СССР

сыграла налоговая реформа 1930 —1932 гг. Она заложила основы налоговой

системы, главные элементы которой существуют и в настоящее время. В ходе

реформы было унифицировано 86 действовавших ранее платежей в бюджет,

устранена многократность обложения налогоплательщиков, укреплен финансовый

контроль за хозяйственной деятельностью предприятий. Около 60 налогов и

сборов были объединены в основные платежи — налог с оборота, отчисления от

прибыли государственных предприятий и подоходный налог для кооперативных

предприятий.

В ходе налоговой реформы был введен принципиально новый метод

формирования доходов территориальных бюджетов. В соответствии с

Постановлением ЦИК и СНК «О республиканских и местных бюджетах» от 21

декабря 1931 г.» в территориальные бюджеты стала передаваться часть

государственных доходов — налога с оборота, поступлений от реализации

государственных займов и др. Передача этих средств осуществлялась в порядке

бюджетного регулирования в виде процентных отчислений от

общегосударственных налогов и доходов, ставших регулирующими источниками

для сбалансирования территориальных бюджетов. Общность источников доходов

стала важным фактором усиления связи между всеми бюджетами, входящими в

бюджетную систему СССР. В дальнейшем этот принцип стал распространяться на

другие общегосударственные источники. Он используется и в ныне действующей

бюджетной системе России.

Окончательное формирование бюджетной системы СССР связано с

Конституцией 1936 г. Усиление централизованного начала в управлении

народным хозяйством и финансами государства нашло отражение в статье 14

Конституции СССР, где было зафиксировано, что к ведению союзных органов

власти относилось не только утверждение государственного бюджета СССР и

отчета о его исполнении, но и установление налогов, поступающих в союзный

бюджет, бюджеты союзных республик и местные бюджеты.

Тенденция к централизации выразилась и в Постановлении СНК СССР от 10

июля 1938 г., в соответствии с которым в государственный бюджет СССР были

включены местные бюджеты. В 1938 г. в государственный бюджет СССР также был

включен бюджет государственного социального страхования.

Таким образом, вплоть до 1991 г. бюджетная система страны имела

следующую схему построения:

В зависимости от степени централизации распределение финансовых

ресурсов между бюджетами менялось, что можно проследить по следующим

данным:

Тема 3. Функции государственного бюджета

Экономическая сущность бюджета находит свое выражение в его функциях.

Государственному бюджету, как и всей системе финансов, присущи две

функции — распределительная (перераспределительная) и контрольная.

С помощью распределительной функции бюджета происходит распределение

средств на производственную и непроизводственную сферы, межтерриториальное

и межотраслевое распределение финансовых ресурсов, формируются фонды

специального целевого назначения, происходят концентрация денежных средств

в руках государства и их использование с целью удовлетворения

общегосударственных потребностей.

Межотраслевое и территориальное распределение национального дохода

осуществляется в соответствии с потребностями экономического и социального

развития регионов и отраслей.

Непроизводственная сфера не участвует в создании национального дохода,

но является активным его потребителем. Из бюджета работникам этих отраслей

выделяются средства на заработную плату, техническое оснащение и содержание

учреждений непроизводственной сферы (здравоохранение, просвещение и др.).

Через расходы и налоги государственный бюджет выступает важным

инструментом распределения (регулирования) и стимулирования экономики и

инвестиций, повышения эффективности производства. Через бюджет оказывается

государственная поддержка отдельным отраслям хозяйства — авиастроению,

космическим программам, атомной промышленности, энергомашиностроению,

угольной промышленности и некоторым другим. Такая поддержка зачастую

связана с реализацией высокоэффективных и быстроокупаемых проектов. Для

регулирования экономики используются налоги.

При распределении финансовых средств через бюджет важное значение имеет

социальная направленность бюджетных средств. В социальной политике

основными приоритетами являются поддержка наименее защищенных слоев

населения (пенсионеров, инвалидов, студентов, малообеспеченных семей), а

также поддержка учреждений здравоохранения, образования и культуры, решение

жилищной проблемы.

Контрольная функция государственного бюджета осуществляется в процессе

формирования доходов бюджета и финансирования отраслей народного хозяйства.

В условиях становления рыночных отношений значение бюджетного контроля в

процессе мобилизации ресурсов и их использования усиливается.

Функции государственного бюджета проявляются в процессе формирования

доходов и расходов на основе использования бюджетного механизма, который

является реальным воплощением бюджетной политики и отражает конкретную

нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных

задач.

Таким образом, основными функциями государственного бюджета, как

основного финансового плана государства, являются:

1) перераспределение национального дохода и ВВП, которое влияет на

государственное регулирование и стимулирование экономики, финансовое

обеспечение социальной политики;

2) контроль за образованием и использованием централизованного фонда

денежных средств.

Через государственный бюджет перераспределяется около 50% валового

внутреннего продукта. Бюджет широко используется для межотраслевого и

территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований

наиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики и

культуры регионов РФ. В современных условиях наиболее приоритетными

выступают агропромышленный, топливно-энергетический, военно-промышленный

комплексы и транспорт.

Бюджет способствует формированию рациональной структуры общественного

производства, улучшению пропорций, более эффективному использованию

бюджетных средств. В процессе бюджетного планирования устанавливается

наиболее целесообразное соотношение между централизованными и

нецентрализованными фондами денежных средств.

Через государственный бюджет перераспределяется, как известно, не весь

чистый доход, создаваемый на предприятиях различных форм собственности

сферы материального производства.

В процессе бюджетного планирования устанавливается наиболее

целесообразное, оптимальное соотношение между централизованными и

нецентрализованными фондами денежных средств, определяются размеры

финансовых ресурсов, концентрируемых в предприятиях, и степень участия

предприятий в формировании доходов бюджетной системы.

Бюджет с помощью налогов выступает важным инструментом распределения и

вместе с тем стимулирования экономики и повышения эффективности

производства.

В отношения с государственным бюджетом вступают почти все участники

общественного производства. Объектом бюджетного перераспределения является

чистый доход, однако это не исключает возможности перераспределения через

бюджет и части стоимости необходимого продукта.

Контрольная функция бюджета позволяет через формирование и использование

фонда денежных средств государства "сигнализировать" о том, как поступают в

доходы бюджета финансовые ресурсы (налоги и другие ресурсы) от разных

субъектов хозяйствования. Основу контрольной функции составляет движение

бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных

поступлений и расходных назначений. Бюджетный контроль преследует в

основном три цели: 1) мобилизацию денежных средств для централизованного

фонда государства; 2) соблюдение режима экономии при расходовании

финансовых ресурсов; 3) повышение эффективности расходования бюджетных

средств.

Контрольная функция бюджета выражается и в том, что, будучи связанным с

народным хозяйством, бюджет показывает ход процессов, возникающие там

тенденции.

Поступление средств в бюджет и их использование показывают как успех,

так и недостатки в сферах производства и обращения. Это позволяет вовремя

предупредить появление диспропорций. С помощью бюджета осуществляется

контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов.

Тема 4. Принципы построения бюджетной системы Российской Федерации

Бюджетная система Российской Федерации основывается на ряде принципов.

Перечень принципов бюджетной системы РФ установлен гл. 5 Бюджетного кодекса

Российской Федерации.

Основными принципами бюджетной системы Российской Федерации являются:

1. Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации. Этот принцип

означает единство правовой базы, единство денежной системы, применение

единых форм бюджетной документации.

2. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной

системы Российской Федерации. Принцип этот состоит в закреплении (полностью

или частично) соответствующих видов налоговых доходов за определенным

уровнем бюджета.

3. Самостоятельность бюджетов. Принцип самостоятельности бюджетов

означает:

а) право законодательных (представительных) органов государственной

власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять

бюджетный процесс,

б) наличие собственных источников доходов оборотов каждого уровня

бюджетной системы, определяемых в соответствии с законодательством России;

в) законодательное закрепление регулирующих доходов, полномочий по

формированию доходов соответствующих бюджетов в соответствии с бюджетным и

налоговым законодательством;

г) право органов государственной власти и органов местного

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.