бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Промышленная политика России

всего, линия на смягчение денежно-кредитной политики. Здесь выделяются два

вопроса: о проведении необходимой для нормального функционирования и для

развития производства кредитной эмиссии, а также о мерах по обеспечению ее

целевого использования[32].

В отсутствие возможностей массированных долгосрочных инвестиций в

основной капитал на начальном этапе восстановления промышленности

предпочтителен путь более полного использования уже накопленного

производственного потенциала, значительная часть которого выбита кризисом

из экономического оборота (загрузка мощностей обрабатывающей промышленности

в 1994-1997 гг. не превышала одной трети). Для реализации такого подхода

требуются вложения преимущественно в оборотный капитал (краткосрочные)

посредством кредитной эмиссии. Они позволят предприятиям обеспечивать себя

сырьем и энергией, интенсифицировать использование наличной рабочей силы

или привлечь дополнительных работников и оживить тем самым простаивающие

мощности. Это создаст базу активизации в дальнейшем инновационной

деятельности.

Кредитная эмиссия, нацеленная на стимулирование производства, как

подтвердил опыт смягчения денежной политики в 1996-1997 гг., не грозит

тяжелыми инфляционными последствиями. Во-первых, оживление имеющихся

мощностей – кратчайший путь к увеличению товарной массы, к достижению

рыночного равновесия. Во-вторых, эмитируемые деньги идут на замещение как

бартера, так и различного рода эрзац-денег, а значит, на сокращение

взаимных неплатежей и повышение уровня монетизации экономики (а в нынешних

обстоятельствах подобное повышение – столь же необходимая предпосылка

оживления реального сектора, как и общепризнанные условия в виде ослабления

налоговой нагрузки на предприятия и снижения банковского процента). В-

третьих, будет, можно надеяться, обеспечено такое организационно-

экономическое условие, как четкое канализирование кредитной эмиссии (да и

возможных бюджетных субсидий) в производственную сферу. К сожалению, в

течение всех лет реформы царила неуправляемость денежных потоков, что

наносило не меньший, а возможно, даже больший ущерб всей экономике и

особенно производству, нежели сама по себе инфляция (которая опустилась в

1996-1997 гг. до весьма умеренных значений). Не счесть примеров нецелевого

использования кредитных и бюджетных средств – их спекулятивных "прокруток",

применения для проведения валютных операций и конвертации в доллары с

последующим переводом последних за рубеж.

Наведение порядка в организации денежных потоков и создание четкого

механизма направления финансовых ресурсов в запланированные пункты

использования, полное исключение возможностей их нецелевого употребления –

приоритетная задача денежно-кредитной и бюджетной политики. Она тем более

актуальна, что стимулирование экономического роста, совершенствования

структуры производства и модернизации производственного аппарата неизбежно

потребует значительного расширения кредитной эмиссии.

На траектории оживления промышленности, достигаемого преимущественно

беззатратными или малозатратными методами (такими, как повышение уровня

менеджмента и качества работы институтов рынка, протекционизм,

стимулирующая экспорт валютная политика, и т.п.), а отчасти и методами

ресурсными (с помощью критически необходимых бюджетных субсидий, диктуемых,

как правило, соображениями национальной безопасности, кредитной эмиссии,

направляемой на пополнение оборотных средств и на улучшение использования

производственных мощностей), возможна активизация промышленной политики –

на базе постепенного развертывания маневра ресурсами для поддержки

приоритетных отраслей и видов производств (включая и высокотехнологичные,

наукоемкие). Речь идет о поэтапном дополнении преимущественно общесистемной

информационной и институциональной политики политикой селективной.

Важнейший вопрос – выбор объектной направленности действий по

стимулированию промышленности. Пытаясь использовать антикризисный опыт

многих стран, выходивших на путь индустриального развития, российские

экономисты рассматривают дилемму: экспортная ориентация народного хозяйства

или его ориентация на импортозамещение. Думается, однако, что применительно

к России (с ее беспрецедентным разнообразием экономических задач и

возможных способов их решения, дифференциацией положения отраслей и

регионов) две указанные ориентировки не альтернативны, а вполне совместимы.

Поэтому при разработке промышленной поливки следует внимательно изучить

плюсы и минусы каждой из них.

Экспортная ориентация структуры российской промышленности сегодня

тождественна упору на развитие ТЭК и некоторых других, преимущественно

сырьевых (полуфабрикатных), отраслей (черной и цветной металлургии,

некоторых секторов химической промышленности), обеспечивающих поступление в

страну твердой валюты. Эти сферы: 1) в значительной мере выполняют функции

сбалансирования внутреннего рынка, поскольку, прежде всего, за счет их

валюты осуществляется импорт, компенсирующий провал отечественного

производства товаров народного потребления; 2) являются основными

налогоплательщиками и "дойными коровами" бюджета, реализуя и важные

социальные функции (связанные с выплатами зарплаты бюджетникам, пенсий и

т.п. Вот первый и убедительный довод в пользу экспортоориентированного

развития на основе расширения производства преимущественно топливно-

энергетических и сырьевых отраслей.

Второй аргумент – относительно высокая экономическая эффективность

этих отраслей в сравнении с отраслями обрабатывающей промышленности. По

некоторым оценкам, производительность труда в топливно-энергетическом

комплексе, черной и цветной металлургии в 5-7 раз выше, чем в

машиностроении, сельском хозяйстве и легкой промышленности, даже при том,

что цены на продукцию первой группы отраслей ниже мировых[33].

Третий аргумент состоит в том, что развитие экспортных отраслей

продуцирует значительный мультипликативный эффект и может стать импульсом

оживления многих машиностроительных и иных отраслей, обслуживающих

потребности экспортных производств (не говоря уж об эффекте расширения по

линии обеспечения доходов потребителей-"бюджетников").

Четвертый аргумент – наличие современных примеров весьма успешной

реализации экспортоориентированной модели: их дают, в частности, Чили,

Малайзия, Таиланд и Сингапур (правда, это относительно малые страны, где

накануне их индустриального подъема не было многопрофильного производства,

больших объемов накопленного основного капитала, определявших инерционность

уже сложившейся структуры хозяйства).

Имеются, однако, и аргументы против преимущественной ориентации на

развитие ТЭК сырьевых (полуфабрикатных) отраслей, демонстрирующих сегодня

свои экспортные возможности. Абсолютизация этого пути чревата углубляющейся

примитивизацией структуры отечественной индустрии, в целом ослабляющей,

конечно, ее позиции. Конкурентные преимущества отраслей, о которых идет

речь, особенно металлургии и химии, в значительной мере объясняются

относительной дешевизной газа, электроэнергии и низким уровнем заработной

платы, т.е. факторами, значение коих со временем будет уменьшаться.

Естественные запасы сырьевой составляющей нашего экспорта, хотя и велики,

все же ограничены; условия добычи сырья в стране весьма тяжелы и требуют

крупных капиталовложений. Конъюнктура мирового рынка (нефтяного, стального,

рудного) неустойчива, а экспортная направленность, особенно в

обрабатывающих отраслях, сопряжена с импортной зависимостью (по поставкам

техники и технологий). Эксперты акцентируют то обстоятельство, что развитие

сырьевых отраслей в интересах наращивания экспорта не может быть

высокодинамичным, и, при соответствующем сдвиге структуры народного

хозяйства, присущие им низкие темпы станут предопределять и общие темпы

экономического роста (по некоторым оценкам, не более 2-3 % в год при самых

благоприятных условиях, чего явно недостаточно для решения социально-

экономических задач России).

Приведенная контраргументация концепции экспортоориентированной

структуры народного хозяйства, как представляется, должна предостеречь лишь

от абсолютизации этой концепции. Из сути этих доводов следует только то,

что в развитии экспортного потенциала нельзя замыкаться на сырьевых

отраслях: необходимо наращивать его и на базе других производств (к которым

ныне можно отнести производство вооружений и ядерного топлива для атомной

энергетики, аэрокосмическую отрасль, электроэнергетику, тяжелое

транспортное машиностроение, энергомашиностроение и электротехнику). Однако

подобные критические положения следует рассматривать самым серьезным

образом, принимая решения с учетом прогноза развития фиксируемых ими

неблагоприятных факторов.

Что касается концепции импортозамещающей ориентации, то, по сути,

речь идет о стратегии обеспечения внутреннего рынка преимущественно на

основе развития национального производства, вполне логичной для нашей

страны с весьма емким потенциальным рынком и многопрофильным производством.

Более того, она указывает путь к преодолению дезинтеграции народно-

хозяйственного комплекса и к восстановлению целостности общественного

воспроизводственного процесса. Активное импортозамещение – важное средство

улучшения платежного баланса и сохранения валютных запасов страны,

предотвращения инфляции, нормализации внутреннего рынка и противодействия

безработице.

Но и этот подход к формированию структуры промышленного производства

вряд ли стоит абсолютизировать. Нельзя допускать автаркии, наш путь –

равноправное и эффективное включение в мирохозяйственные связи. Импорт

обогащает ассортимент внутреннего рынка, облегчает внедрение современных

технологий, а во многих случаях предоставляет в данном отношении

единственную возможность.

Вышеизложенные соображения конкретизируют уже формулировавшийся

вывод: развертывание промышленной политики и решение более общей задачи

формирования оптимальной структуры народного хозяйства в целом не может

опираться на альтернативную постановку вопроса – или

экспортоориентированное, или импортозамещающее развитие (допустимую,

наверное, для компактных экономик). Необходимо сочетание того и другого, а

оптимальную конкретную меру сочетания следует выявлять на уровне

народнохозяйственных комплексов (ТЭК, конструкционные материалы,

машиностроение и металлообработка, АПК и производство технически сложных

товаров народного потребления, ВПК) или даже применительно к отдельным

отраслям.

С учетом в той или иной мере охарактеризованных выше экономических

критериев, реальных возможностей и первоочередных социально-экономических

потребностей приоритеты промышленной политики в среднесрочной перспективе

надлежит, как представляется, связать со следующим перечнем объектов-блоков

отраслей.

1. ТЭК – энергетическая база народного хозяйства и главная "дойная

корова" госбюджета. Он обладает определенными конкурентными преимуществами

и мощными мультипликативными эффектами, на его продукцию предъявляется

устойчивый внешний и внутренний спрос. Необходимая экономическая поддержка

этого комплекса должна, думается, состоять, во-первых, в такой курсовой

политике, которая стимулировала бы экспорт. Во-вторых, – в полной

ликвидации не-платежей за поставляемые топливо и энергию, прежде всего

неплатежей государственных потребителей. В-третьих, – в более активной

политике государства по ликвидации задолженностей потребителей в странах

СНГ. В-четвертых, – в поощрении развертывания мультипликативного

воздействия ТЭК на сопряженные с ним отрасли и в стимулировании в этих

целях переключения с импортеров на отечественных производителей заказов

предприятий комплекса на оборудование и материально-технические ресурсы.

Соответствующую техническую поддержку могли бы оказать конверсируемые

предприятия ВПК, особенно по производству ресурсосберегающих технологий;

последнее, как и импорт таких технологий, могло бы быть поддержано

налоговыми и таможенными льготами.

Все это касается и других отраслей с высокой долей экспорта.

2. АПК. Его эффективное развитие – обязательное условие

сбалансирования потребительского рынка и предпосылка решения многих

социальных проблем. Спрос на его продукцию, естественно, гарантирован и

будет расти с повышением доходов большинства населения – особенно если

удастся поставить преграды импорту низкокачественного продовольствия и

товаров легкой промышленности; здесь уместен разумный протекционизм.

Конечно, этот комплекс требует поддержки. Но есть и другие –

организационно-хозяйственные – возможности, прямо связанные с потенциалом

промышленной политики. Тут следует принять во внимание, что в отраслях АПК,

прежде всего, собственно в сельском хозяйстве, произошли самые глубокие

разрушения, относящиеся к производству (в том числе в культуре земледелия и

животноводства), а демонтированная система управления и хозяйственных

связей сельского хозяйства с промышленностью, по сути, ничем не была

заменена[34]. Если пищевая промышленное дает положительные образцы

перестройки на рыночных началах, то сельское хозяйство, как ни странно,

вопреки имеющемуся историческому (нэповскому) опыту оказалось сферой,

наименее приспособленной к рынку. В этой связи необходимы, с одной стороны,

усилия государственных органов по восстановлению систем контрактационных

закупок урожая и агротехнического обслуживания, созданию систем

агроконсалтинга и информационного обслуживания. С другой стороны, важную

роль могут сыграть работающие на сельскохозяйственном сырье промышленные

предприятия. Прежнее понятие "смычки города и деревни", разумеется,

устарело, однако задача наладить прямые хозяйственные связи названных

предприятий с предприятиями сельскохозяйственными (при минимизации роли

посредников) сегодня представляется безальтернативной. Имено

промпредприятия призваны, используя возможности аренды сельскохозяйственных

угодий, договоров и хозяйственного ассоциирования, инициировать повышение

уровня агро- и зоотехники, совершенствование структуры посевов и стада,

улучшение в агросекторе менеджмента и маркетинга, и т.п.

Применительно к АПК особенно актуально требование усиления контроля

за финансовыми потоками и обеспечения целевого использования выделенных

средств.

3. Жилищное строительство и реконструкция жилого фонда. Жилье – одна

из самых насущных потребностей широчайших слоев населения страны и едва ли

не самый привлекательный объект реализации личных сбережений. Жилищное

строительство обладает значительным мультипликационным эффектом: оно

"вытягивает" производство строительной техники и индустрии стройматериалов,

сферу коммунально-бытового обслуживания, ряд отраслей социально-культурного

комплекса.

Стимулирование развития рассматриваемого объекта промышленной

политики желательно подкрепить продвижением жилищно-коммунальной реформы,

развитием ипотечного кредитования, разработкой современных схем и

технологий градостроительства и сельского строительства, т.е. мерами

институционального характера.

В последние годы получило широкое распространение создание элитного

жилья. Однако пик спроса на него уже миновал, и назрела необходимость

крупномасштабного строительства "народного" жилья – качественного и

относительно дешевого. С учетом мнения потребителей и выявления тенденций в

строительном деле и процессах урбанизации специалисты должны решить вопрос

о том, что предпочтительнее: многоквартирное и многоэтажное жилье или дома

на семью (по модели "одноэтажной Америки").

4. ВПК и конверсия оборонных предприятий. Промышленная политика в

этой сфере призвана обеспечить решение основной – оборонной – задачи, а

также задач расширения продажи оружия на мировых рынках, ремонта,

модернизации и сервисного обслуживания военной техники зарубежных стран, а

также широкого задействования в гражданском секторе промышленности

передовых технологий двойного применения. Потенциальный мультипликативный

эффект развития ВПК и конверсии ряда его предприятий очевиден. Эта

проблематика широко освещалась экономической литературе[35];

разрабатывались многочисленные конверсионные программы, которые не были

реализованы.

Однако, государственная промышленная политика не может ограничиваться

решением" отраслевых проблем. По мнению Ю. Кормнова[36], в ней следовало бы

предусмотреть инструменты приспособления хозяйствующих субъектов к условиям

либерализации и глобализации мировой экономики, стимулы к промышленному

сотрудничеству с зарубежными партнерами, эффективного использования их

преимуществ, меры содействия развитию экспортоориентированных

конкурентоспособных производств обрабатывающих отраслей, особенно

высокотехнологичных

Государственная поддержка – инструмент промышленной политики. В

условиях рыночной экономики государство формирует правовую и организационно-

экономическую среду деятельности предприятий, содействующую повышению

эффективности работы.

Промышленная политика опирается на механизмы, позволяющие соединять

интересы корпораций и государства. Она проводится для хозяйствующих

субъектов всех организационно-правовых форм. Ее формирование и реализация –

дело законодательной и исполнительной власти федеральной, субъектов

Федерации, местной (муниципальной). Они же вырабатывают конкретные меры

поддержки производства.

Нередко государственное содействие предприятиям понимается как прямые

бюджетные ассигнования. Но это лишь одна, к тому же не обязательно главная

и постоянная, форма осуществления промышленной политики. Как показывает

мировой опыт, такие методы не всегда оправданы, поскольку могут вызвать у

хозяйствующих субъектов "синдром иждивенчества", привести к снижению

эффективности производства и конкурентоспособности продукции, а в конечном

итоге – разбазариванию национального достояния. Конечно, в ряде случаев,

например, диктуемых необходимостью уменьшения безработицы, другими

соображениями социального характера, не обойтись без дотаций и льгот. Но

они оправданы лишь в качестве стартовых, с ограниченными и четко

зафиксированными в распорядительно-правовых документах сроками, возвратных

и (или) "возмещаемых".

Направления и формы государственной помощи предприятиям активно

участвующим в проведении промышленной политики, могут быть следующими:

- меры улучшения организационно-экономической и правовой среды

жизнедеятельности хозяйствующих субъектов, закрепляемые в

законодательно-нормативных актах прямого действия;

- система мер в финансовой, валютной, кредитной, банковской,

инвестиционной и налогово-пошлинной сферах. Назовем, в

частности, отмену НДС на изделия, изготовляемые по лицензиям

как для внешнего, так и внутреннего рынка. Без этого в

большинстве случаев лицензионная продукция машиностроения не

станет конкурентоспособной. (В сопоставлении с издержками

производства у лицензиара российское предприятие-лицензиат

несет дополнительные расходы по уплате НДС и таможенных

пошлин на импортные комплектующие). Необходимо и

предоставление правительственных гарантий по внешним

заимствованиям предприятий лишь по конкурсам. Такая мера

ориентирует на реализацию инвестиционных проектов,

отвечающих интересам предприятий и государства;

- защита отечественных товаропроизводителей на внутреннем

рынке, в частности, от недобросовестной конкуренции

иностранных фирм, содействие в продвижении товаров на

внешние рынки, поощрение предприятий, устанавливающих с

зарубежными партнерами современные комплексные формы

сотрудничества;

- методическое, консультационное и иное содействие

реформированию производства, в частности по вопросам

введения и освоения международных стандартов бухгалтерского

и статистического учета;

- поддержка малого предпринимательства;

- экономическая, социальная и стратегическая обоснованность

порядка и правил осуществления приватизации государственной

собственности;

- информационная поддержка хозяйственных субъектов, в

частности, путем предоставления разрабатываемых

государственными органами прогнозных оценок по производству

и рынку (внутреннему и внешнему) соответствующих групп

изделий.

Институциональные вопросы промышленной политики. Важную роль в

рыночной, и особенно переходной экономике играет институциональная

структура государственного управления социально-экономическими процессами.

Но она еще далека от совершенства. Ее предстоит приводить в соответствие с

изменениями, происходящими в стране, а также в мировом хозяйстве.

Представляется необходимым, во-первых, четкое разграничение прав

Федерации и ее субъектов, республиканских (областных) и местных

(муниципальных) органов власти в части хозяйственно-управленческих

вопросов; во-вторых, повышение инициативы и ответственности собственников и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.