бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Промышленная политика России

созданы условия интеграции финансового капитала и промышленных предприятий,

в том числе посредством: окончательного устранения надуманных ограничений

на взаимное участие в собственности финансовых и производственных структур,

на слияния и объединения производственных предприятий, научно-

исследовательских и финансовых организаций; стимулирования становления

финансово-промышленных групп, способных к самостоятельному выживанию в

условиях внутренней нестабильности и жесткой международной конкуренции;

использования приватизации остающихся в государственной собственности акций

предприятий для формирования эффективной и конкурентоспособной структуры

организации промышленности. В условиях концентрации производства в

мирохозяйственных масштабах переход к устойчивому национальному

экономическому росту требует создания крупных вертикально интегрированных

производственно-финансовых структур, обеспечивающих расширение российских

составляющих мировых воспроизводственных контуров современного и новейшего

технологического укладов.

Для оживления производственного потенциала, по мнению С.

Глазьева[40], предстоит решить несколько задач: создать соответствующие

макроэкономические условия; инициировать импульсы стимулирования конечного

спроса и обеспечить эффективную работу механизмов рыночной конкуренции;

устранить причины эскалации взаимных неплатежей предприятий и улучшить

качество рыночной инфраструктуры; повысить действенность судебной системы

разрешения хозяйственных споров, провести реструктурирование

промышленности. Более конкретно эти задачи и пути их решения могут быть

представлены следующим образом.

1. Создание благоприятных макроэкономических условий гальванизации

производства. Речь идет о снижении налогов, изменении ценовых пропорций в

направлении ощутимого относительного падения цен на сырье и энергоносители,

резком уменьшении ставки процента по предоставляемым кредитам, об

обеспечении должной защиты внутреннего рынка.

В сфере регулирования цен представляется целесообразным временное

замораживание цен на энергоносители, сырьевые товары, на продукцию и услуги

естественных монополий. Одновременно важно упорядочить госконтроль органов

власти субъектов Федерации за ценами на товары первой необходимости.

Существенную роль в устранении ценовых диспропорций и относительном

снижении общего уровня цен призвана сыграть активизация антимонопольного

регулирования оптовой и розничной торговли и услуг, демилитаризация

товаропроводящей сети, освобождение ее от контроля организационных

монополий. Надлежит также пресекать ценовую и налоговую дискриминацию

российских потребителей и товаропроизводителей, не допуская, в частности,

превышения внутренних цен на отечественную продукцию над экспортными.

Принципиально значимо для новой системы госрегулирования экономики

подавление инфляции. Как показывает международный опыт преодоления

структурных депрессий, существует возможность сочетания политики низкой

инфляции и высоких темпов наращивания инвестиций – при условии

использования специальных механизмов регулирования цен и процентных ставок

и четком контроле за целевым использованием кредитов. В нашей ситуации,

несмотря на ограниченность валютных резервов, можно было бы рассмотреть

возможность временной фиксации в целях макроэкономической стабилизации

обменного курса рубля, что вкупе с решениями о "замораживании" цен на

энергоносители и ужесточении контроля деятельности естественных монополий

создало бы резную опору для антиинфляционной политики. А если бы удалось

дополнить эти меры усилением государственного регулирования цен ( в том

числе на региональном уровне), развитием конкурентной среды в торговле и ее

декриминализацией, политикой снижения процентных ставок, а также

гарантированием строго целевого использования центробанковских кредитов на

развитие экономики и стабилизацию банковской системы, появились бы

основания рассчитывать на эффективное сдерживание инфляции и ремонетизацию

экономики при ощутимом увеличении денежного предложения по сравнению с

официально запланированным на этот год уровнем. В любом случае при

планировании комплекса антиинфляционных мероприятий необходимо иметь в

виду, что главные механизмы ценового роста связаны с монопольными эффектами

завышения цен, валютными спекуляциями на девальвации рубля и с

инфляционными ожиданиями населения, т.е. с факторами, действие которых

может быть ослаблено вне рамок собственно политики денежного предложения.

Важное условие стабилизации и роста отечественного производства –

защита внутреннего рынка от недобросовестных проявлений зарубежной

конкуренции, а также обеспечение приемлемого уровня конкурентоспособности

отечественного производства при регулировании основных параметров

внешнеэкономической политики. Чтобы решить эти задачи, необходимо:

1) приведение таможенного тарифа в соответствие с политикой

развития производственной сферы, установками промышленной

политики по расширению производства на действующих и вновь

создаваемых мощностях;

2) усиление контроля за качеством импортируемых товаров,

устранение практики делегирования этих функций иностранным

организациям, недопущение каких-либо льгот импортерам в

данной области;

3) активное применение инструментов пресечения демпинга, ввоза

товаров фальсифицированного качества и других форм

недобросовестной конкуренции со стороны импортеров;

4) поддержание обменного курса рубля на уровне, гарантирующем

конкурентоспособность не менее двух третей имеющегося в

стране производственного потенциала.

При наличии перечисленных выше макроэкономических условий становится

возможным стимулирование конечного спроса на отечественные товары для

формирования инициирующего импульса роста производства. Конкретные же линии

и меры этого стимулирования таковы:

1) проведение при наличии свободных производственных мощностей

политики импортозамещения посредством протекционистских мер

внешнеторговой политики, государственных закупок и

инвестиций на модернизацию и повышение конкурентоспособности

производства;

2) наращивание госзакупок отечественных товаров в целях

удовлетворения общественных нужд, модернизации жилищно-

коммунального сектора, учреждений здравоохранения и

образования;

3) установление правительственного контроля за закупками

оборудования для госнужд, а также для контролируемых

государством предприятий (прежде всего – естественных

монополий) с целью их ориентации на закупки

конкурентоспособного отечественного оборудования и

прекращения использования бюджетных средств на импорт

товаров и услуг, аналоги которых производятся в России;

4) реализация законодательно предусмотренных требований по

закупке отечественного оборудования инвесторами,

осваивающими месторождения природных ресурсов на условиях

соглашений о разделе продукции или концессий;

5) применение системы общественных работ на принадлежащих

государству объектах инфраструктуры с натуральной формой

оплаты;

6) осуществление законодательного требования восстановления

сбережений граждан путем представления товаров и услуг

отечественного производства.

Последнее из перечисленных направлений стимулирования конечного

спроса способно сыграть важнейшую роль в формировании инициирующего

импульса роста производства, а потому заслуживает особого внимания. При

правильном подходе к восстановлению сбережений граждан появляется шанс

задействовать мощный механизм оживления производства и экономического

роста, связывающий в единый воспроизводственный контур решение таких задач,

как повышение доходов населения, активизация спроса, загрузка простаивающих

производственных мощностей предприятий и восстановление их оборотных

средств, рост производства, трансформация восстанавливаемых сбережений в

инвестиции. В ходе налаживания этого механизма можно возобновить

разорванные связи между доходами населения, с одной стороны, и

производством потребительских благ и капитальными вложениями, – с другой, а

также обеспечить реальный сектор экономики оборотным капиталом. Конкретная

технология решения вопроса, о котором идет речь, уже раскрывалась в

публикациях автора[41].

2. Оздоровление основных институтов рыночной экономики, обеспечивающих

работу механизмов конкуренции. Это касается, прежде всего, институтов

антимонопольного регулирования и банкротства.

Антимонопольная политика должна быть кардинально усилена в сфере

оптовой и розничной торговли и услуг. При этом важнейшее значение имеет

декриминализация товаропроводящей сети, освобождение ее от контроля

организационных монополий. Блокирование криминальными структурами

конкуренции в торговле создает тромбы в экономической системе, серьезно

затрудняя трансформацию платежеспособного спроса в расширение произврдства

отечественных товаров. Кроме того, изъятие криминальными структурами в

торговле монопольной ренты душит производство дополнительным налогом,

затрудняя расширение сбыта продукции и парализуя ценовую конкуренцию.

Активизация института банкротства числилась в приоритетах прежней

экономической политики. По этот приоритет не мог быть реализован в условиях

недоступности кредитов острейшего дефицита инвестиций на реструктурирование

предприятий. Поэтому инициируемые как государством, так и кредиторами

банкротства предприятий-должников не могли дать должного эффекта в плане

оздоровления последних новыми собственниками (дело ограничивалось, как

правило, несущественными персональными изменениями в руководящем составе).

Рекомендованные выше изменения в поли тике денежного предложения создали бы

исходные условия эффективного применения процедуры банкротства. Пока оно

затруднено наличием огромного количества неплатежеспособных предприятий.

Учитывая масштаб кризиса платежей, потребуются специальные меры по его

ликвидации.

3. Преодоление платежного кризиса, демонтаж "пирамиды" просроченных

задолженностей и блокирование тенденции бартеризации сделок. Это

триединство остается одной из важнейших задач антикризисной политики.

Переход к новой системе регулирования экономики создает возможности для ее

решения.

Основные технологии преодоления кризиса платежей включают проведение

взаимозачетов, рефинансирование коммерческих банков под учет векселей

производственных предприятий и контроль за обращением этих векселей,

организацию эмиссии и налаживание обращения складских свидетельств и других

разрешенных законом платежных инструментов. Принимая же во внимание

масштабность проблемы неплатежей и бартерных операций, а так же тенденции

регионализации рынка, важно провести особые меры централизованной поддержки

взаиморасчетов между предприятиями, испытывающими острый дефицит оборотных

средств и информации о потребителях своей продукции. Речь идет, в

частности, о секьюритизации просроченной задолженности, о создании

специальной инфраструктуры обращения долговых обязательств и поддержки

расчетов между предприятиями. При этом важно совместить решение проблемы

неплатежей с расширением предложения отечественных товаров и активизацией

спроса на них.

Секьюритизация просроченных долговых обязательств предприятий может

проводиться посредством выпуска учитываемых соответствующим образом

векселей, складских свидетельств и товарных обязательств. Для организации

их обращения и товарного наполнения необходимо создание упомянутой

специальной инфраструктуры, обеспечивающей погашение обязательств

предприятий в форме товарных поставок, а также облегчающей проведение

сделок между предприятиями, испытывающими нехватку оборотных средств и

недостаток информации о рынке своей продукции. Нужна, иными словами,

централизованно поддерживаемая система поставок и расчетов – своего рода

Госснаб для переходной экономики. Такая система (ее можно назвать

контрактной), конкретнее говоря, призвана обеспечивать учет долговых

обязательств предприятий, поиск заказчиков их продукции, размещение заказов

и погашение просроченных обязательств путем их переуступки заинтересованным

потребителям продукции предприятий-должников. Аккумулируя информацию о

рынке и облегчая взаиморасчеты между предприятиями, рассматриваемая система

будет актуализировать спрос на отечественные товары, и стимулировать

расширение их производства.

Надо сказать, подобия "контрактных" систем стихийно возникают вокруг

естественных монополий и предприятий, выпускающих высоколиквидную

продукцию, или появляются по инициативе региональных органов власти для

облегчения расчетов между предприятиями в рамках соответствующих

территориальных рынков и расширения налоговой базы регионов. Однако в

"монетаристской" парадигме регулирования экономики эти квазисистемы

ориентировались на максимизацию прибыли от дисконтирования долговых

обязательств при погашении их деньгами. Фактически они паразитировали на

кризисе ликвидности, извлекая сверхдоходы из проведения взаимозачетов,

максимизировали трансакционные издержки (источник их прибыли) предприятий,

угнетая, а не стимулируя производство. В новой парадигме регулирования

экономики возможны консолидация этих прототипов "контрактных" систем и их

переориентация на расширение платежного оборота, увеличение спроса

(соответственно предложения) товаров и на стимулирование их производства.

Для этого, с одной стороны, должны быть обеспечены централизованная

кредитная и информационная поддержка в развертывании такого рода систем,

правовая их защита. С другой стороны, необходимо установление и правовое

закрепление нормативов и правил секьюритизации задолженности предприятий и

оборота их товарных обязательств, функционирования непрозрачности объектов

формируемой инфраструктуры.

4. Создание эффективной системы судебного рассмотрения хозяйственных

споров. Данный элемент рыночной инфраструктуры необходим для

декриминализации экономических отношений и нормальной работы механизмов

рыночной конкуренции. Действующая система хозяйственного арбитража крайне

неэффективна – прежде всего, вследствие слабой устойчивости судебных

органов к давлению заинтересованных сил. Состязание сторон по хозяйственным

спорам зачастую превращается в некий аналог закрытого аукциона, который

выигрывает заплативший более высокую цену за нужное судебное решение.

Поэтому, несмотря на довольно развитое законодательство, предоставляющее

необходимую правовую основу для судебного рассмотрения хозяйственных

споров, последние обычно решаются внесудебным путем, в том числе с

привлечением криминальных авторитетов.

Решение проблемы эффективности судебной системы в рассматриваемом

отношении практически исключалось прежней парадигмой экономического

регулирования – хотя бы в силу его ориентированности на защиту финансовой

олигархии, источники обогащения коей были связаны с нарушением законности

(прежде всего при приватизации государственного имущества и использовании

бюджетных средств). В новой парадигме появляются и возможность, и

необходимость кардинального повышения эффективности работы судебных

органов, очищения их от коррупции. Для этого, с одной стороны, должны быть

резко повышены статус, зарплата и социальная защищенность судей. С другой

стороны, нужно кардинально усилить их ответственность за правоту выносимых

решений. Требуются также специальные меры по ограждению судов от давления

криминальных структур, а также органов власти и деловых кругов. Надлежит,

наконец, решительно пресекать попытки установления административного

контроля за судебными органами со стороны некоторых субъектов Федерации.

5. Реструктурирование промышленности. Речь идет о совершенствовании

организационной структуры последней, обеспечивающем снижение трансакционных

и административно-управленческих издержек, экономию оборотного капитала,

интеграцию науки и производства, эффективный менеджмент, выращивание

конкурентоспособных отечественных корпораций. Важнейшая задача

реструктурирования – повышение инвестиционной привлекательности

промышленных предприятий. В этой связи представляется необходимым

следующее:

1) обеспечение открытости, доступности и достоверности сведений

о состоянии предприятий для потенциальных инвесторов,

ужесточение ответственности за злоупотребления внутренней

информацией;

2) защита прав собственности акционеров и других владельцев

предприятий (создание всех условий для свободного оборота

акций открытых акционерных обществ, ограждение мелких

акционеров и собственников от злоупотреблений со стороны

крупных акционеров и высших менеджеров, и т.п.);

3) повышение качества работы и ответственности высших

менеджеров предприятий, задействование современных форм

управления предприятиями и передовых технологий менеджмента,

ускорение перехода предприятий на международные стандарты

бухгалтерского учета и финансового менеджмента.

Важнейшим направлением реструктурирования промышленности остается

улучшение условий для формирования крупных интегрированных корпоративных

структур, для интеграции финансового капитала, торгово-сбытовых сетей,

производственного и научно-технического потенциала. В целях стимулирования

процессов становления финансово-промышленных корпораций, способных к

самостоятельному выживанию в условиях внутренней, нестабильности и жесткой

международной конкуренции, предстоит, прежде всего, завершить работу по

отмене неоправданных ограничений на взаимное участие в собственности

финансов и производственных структур, отработать многообразие форм

объединения технологически связанных предприятий и организаций; смягчить

антимонопольные ограничения на вертикальную интеграцию смежных предприятий

и организаций (в том числе при приобретении предприятий-банкротов).

Задачам реструктурирования промышленности должна соответствовать и

политика приватизации. В целях повышения эффективно управления

приватизированными предприятиями пора внести окончательную ясность в

легитимность прав их собственников. Для этого нужно провести инвентаризацию

результатов приватизации с отменой в судебном порядке незаконных актов, а

также сделок по приобретению государственного имущества, обязательства по

которым не выполняются собственником. Одновременно необходимо гарантировать

правовую защиту и государственную поддержку законно приобретенной

собственности.

В. Фальцман и В. Синицин отмечают[42], что промышленный рост возможен

и оправдан при переходе:

- от приоритета ТЭКа к приоритетам обрабатывающей

промышленности. Это необходимо потому, что при сохранении

нынешних тенденций в добывающих отраслях будущие поколения

могут лишиться невосполнимых ресурсов. Названная же мера

социально выгодна, так как в 2-3 раза возрастает число новых

рабочих мест на единицу капиталовложений;

- от устаревшей организации производства к гибким

производственным системам, способным обеспечить быстрое

обновление продукции. Экономическое преимущество гибких

производственных систем – высокая конкурентоспособность.

Социальные последствия – отсутствие стабильной работы,

необходимость переучиваться, многократно менять профессию и

место жительства;

- от технологического лидерства в сфере вооружений к росту

конкурентоспособности гражданской промышленности как в

области качества, так и в ценовой конкуренции. При этом

можно повышать зарплату, снижая цену капитала (ссудный

процент), которая у нас в сравнении с другими странами очень

велика;

- от пренебрежения здоровьем человека к экологически чистому и

безопасному промышленному производству. Недопустимо

развивать в крупных городах техногенно-вредные производства,

откладывая решения экологических проблем на будущие

десятилетия;

- от заводов-комбинатов, функционирующих по принципу

самообеспеченности к развитию специализированных

производств. Без такой реструктуризации крупной индустрии не

обеспечить конкурентоспособность ее продукции как на

внутреннем, так и на внешнем рынке. С этих позиций

экономически выгодна поддержка малого бизнеса, не

отягощенного грузом прошлых структурных проблем;

- от решения социальных проблем за счет средств предприятия к

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.