бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Цивилизации. От Руси к России. XVII век: Люди и время, смута. Эпоха Петра Великого...

Принятие Петром I в 1721 г. титула императора стало символом

абсолютной единоличной власти монарха, опиравшегося на разветвленный

государственно-бюрократический аппарат.

Государство превратилось в корпоративного собственника.

Собственность государства уже тогда была значительна:

- Из 200 мануфактур, созданных при Петре I, половина

принадлежала государству. В основном это оружейные, судостроительные,

металлургические предприятия.

- Земли, на которых жили свободные крестьяне — общинники

(черносошные), были объявлены государственной собственностью. Таким

образом, свободные крестьяне превратились в зависимых от государства.

Их так и называли - государственные крестьяне. Их положение было

значительно лучше, чем крепостных у помещиков, но все же они

находились в полной зависимости от государства.

Монополия государства на торговлю рядом товаров внутри страны

(соль, табак, водка и т. д.), а также некоторые монополии на торговлю

за рубежом приносили в казну значительный доход.

Наличие значительной доли собственности превращало государство

в субъект экономической деятельности с преимущественными правами по

отношению к другим субъектам. Государство определяло правила игры и,

безусловно, в свою пользу.

Особо следует сказать о роли бюрократии. Эта роль была большой

с момента возникновения и усиления Московского государства. Но с

ростом империи, ее территории и населения роль бюрократии возросла,

усложнилась ее структура.

Характерные черты русской бюрократии. 1 Зависимость чиновников,

даже самых высших от воли и капризов монарха.

2. Строгая иерархия государственных учреждений и должностных

лиц 3 Детальная регламентация деятельности чиновников многочисленными

уставами, регламентами и т.д.

Основные устои деятельности бюрократии были определены в

генеральном регламенте. Вводилось обязательство действовать в

соответствии с инструкциями, регламентами и указаниями. Там же был

приведен текст присяги, под которой ставили подписи как сенаторы, так

и канцелярские служащие. Должностные лица и учреждения от самых

высоких правительственных инстанций до самых низких были наделены

особыми инструкциями и регламентами. Зависимость чиновника от

государства была больше, чем в Московской Руси. В Московской Руси

думные чины (особенно бояре, окольничие) обеспечивались землей и

крестьянами и имели определенную экономическую независимость Иное

дело в петровской России. Сенаторы, например, как и прочие чиновники,

получали жалованье, а прекращение деятельности в Сенате влекло за

собой и прекращение выдачи жалованья. Введение должностных жалований,

усиливало, с одной стороны, заинтересованность в должности, а с

другой — зависимость бюрократии от вышестоящей инстанции и императора

как вершины власти.

Любопытно, что принципы коллективизма, соборности находили

отражение в регламентах, В 1720 г., когда составлялся Генеральный

регламент, была предпринята попытка обосновать преимущества

коллегиального управления. Однако это не удалось. Зато в Духовном

регламенте, определяющем деятельность коллегии по делам церкви, со

держалось положение о преимуществах коллегиальной формы управления в

духовной области. Выдвигалась идея замены единолично формы правления

(патриаршества) коллегиальной (Синодом). Любопытно обоснование: "Сие

правление (коллегиальное - Л.С.) соборное и всегдашнее, и аки

всегдашний Синод или синедрион, совершеннейии есть и лучшее, нежели

единоличное правительство, наипаче же в государстве монаршем, каковое

есть наше Российское"32.

На практике господствовали единоначалие и строгая должности

иерархия. Это способствовало зависимости низших служащих от высших

Строгая иерархия российской бюрократии нашла отражение Табели о

рангах, которая устанавливала 14 рангов. Вся бюрократия от

коллежского регистратора до фельдмаршала и канцлера была расписана в

соответствии с этой табелью. Табель - это лестница служебной

иерархии. Переход со ступени на ступень строго регламентировался.

Например, чтобы из "подлого" сословия перейти в дворянство надо было

дослужиться по гражданской части - до восьмого ранга, по военной - до

первого офицерского чина. В последующем дворянство могло стать

наследственным. Интересно, что мерилом успешной работы чиновника

являлось не состояние дела, а упорядоченное делопроизводство.

Однако никакие регламенты и Табели о рангах не могли спасти от

того, что неизбежно в любой бюрократической системе: казнокрадства,

коррупции, волокиты и т.п. Павел Ягужинский, обер-прокурор, говорил

царю: "Мы все воруем, только один более и приметнее, чем другой"33.

Чем выше чиновник, тем выше взятки. Бороться с этим можно только

путем расширения демократии, контроля общества за властью. Однако в

России это было исключено. Способы борьбы со злоупотреблениями - тоже

бюрократические. Вводится фискальная служба, которой было поручено

негласно надзирать над всем и вся. Все граждане были обязаны

"доносить". Фискалы пользовались нелестной репутацией, злоупотребляли

своим положением. Доносительство часто становилось формой сведения

счетов. Фискальная система, созданная при Петре I, хотя ее

контрольные и ревизионные возможности расширялись, не была

эффективной. Она не предупреждала преступления, а лишь регистрировала

их. Фискал был даже заинтересован в совершении преступления,

поскольку это давало очевидные улики. Контроль охватывал всю иерархию

учреждений. Возглавлял его обер-прокурор Синода.

Петр I, разрушая многое в старой системе Московского

государства, не только не затронул корпоративность, но даже усилил

ее. Были введены гильдии для купцов, ремесленники были объединены в

цехи. В Западной Европе цехи как средневековый институт давно ушли в

прошлое, а в России они появились при Петре I. Цехи и гильдии

тормозили личную инициативу, продолжали традиции средневековой

корпоративности, которая вела к ограничению передвижений по стране, в

выборе занятий, в изменении социального статуса. Следовательно, она

сдерживала возникновение рыночных отношений.

Традиционная для России общинная демагогия на низовом уровне

сохранялась, а в городах ее сфера даже была расширена. Если в XVII в.

посадская община подчинялась царскому чиновнику — воеводе, то Петр I

дал посаду выборное самоуправление - земскую избу. Имущее население

городов избирало для ведения городских дел магистрат. Несмотря на

это, демократические традиции России наибольший урон понесли при

Петре I. Государственный контроль свел действенность демократии до

минимума. Парадокс: шли к европейскому типу и перекрыли

демократические традиции. Декабристы. А.Радищев, отдавая дань

деятельности Петра I, в то же время справедливо отмечали, что он

"истребил последние признаки вольности в своем отечестве".

Несмотря на то, что общество находилось под контролем

государства и лишалось возможности проявлять инициативу,

самостоятельность, результаты реформ, проведенных Петром I, были

очень значительны. Создана новая структура государственной власти.

Изменились жизнь и быт слоев, связанных с западноевропейским укладом.

Россия вошла в сообщество европейских государств. Более того, перед

ней открылась возможность войти в состав держав, решающих судьбу

континента.

Уже при Петре I за 20-30 лет произошли

колоссальные изменения:

1) промышленность выросла в 7—10 раз (было 20—30 мануфактур,

стало более 200); по металлу страна вскоре оказалась на первом месте

в мире; 2) созданы крупнейшая в Европе регулярная армия, артиллерия,

современный флот; 3) пробито "окно в Европу", завязаны разнообразные

дипломатические и торговые связи, из-за рубежа приглашены сотни

специалистов; 4) построена новая столица - Санкт-Петербург; заложены

новые города, прорыты каналы.

Особо следует сказать об образовании и культуре. Почти через

600 лет после Европы Россия активно вводила светское образование.

Появились инженерные, медицинские, горные, штурманские, военные,

ремесленные школы, школы начального обучения. Это был колоссальный

прорыв. Была образована Академия наук. Развернуто издание светских

книг, прежде всего учебных: "Арифметика", "Букварь", "Грамматика

Славянская" и даже славяно-греко-латинский "Лексикон" (Словарь).

Печатались книги по военным, морским делам, по юриспруденции и

истории, художественные произведения. Осуществлен переход от

церковнославянского на новый гражданский шрифт. Создавалась светская

культура, свободная от церковной регламентации. Светская живопись,

театр, библиотеки - все это входит в жизнь российского общества.

Выдавалось разрешение на выезд за границу для получения образования.

Однако прививалось все это очень трудно. В немногочисленные

школы учеников набирали с трудом, часто под плач и крики матерей.

Просвещение и культура светского характера во времена Петра I

охватывали очень узкий круг людей — 0,5 % населения34. Подавляющее

большинство населения продолжало существовать в традициях Московского

царства.

Государство выколачивало средства из общества на новое

строительство, на масштабные проекты. Дело доходило до таких вещей,

которые можно было бы считать анекдотом, если бы это не касалось

печальной стороны человеческой жизни - смерти. В 1705 г. последовал

приказ, по которому все дубовые гробы в государстве надо было сдать

органам власти по установленной цене. Затем эти гробы продавались по

цене, увеличенной вчетверо. Таким образом, даже на смерти людей

добывались средства для реформ.

Существовала ли оппозиция петровским преобразованиям? Серьезной

оппозиции реформам в высших слоях российского общества не было. Это

говорит о том, что необходимость реформ осознавали многие. Три—четыре

заговора" против царя среди поборников старины -это мало при таком

крутом повороте. Правда с оппозицией была связана личная трагедия

царя. Его сын Алексей выступил на стороне тех кто от стаивал традиции

Московского царства, и погиб в борьбе с отцом. '

В низах, которые несли на своих плечах основную тяжесть рейсом

протест был значительным. Число беглых крестьян к концу царствования

Петра I достигло 200 тыс". В 1705 году началось восстание в Астрахани

среди стрельцов. Поводом послужило насильственное брадобритие и

обязательное ношение иноземной одежды. К стрельцам присоединилось

купечество и духовенство. Восставшие выступали против иноземных

новшеств, в защиту православия и старых порядков Любопытно. что

восставшие для управления избрали совет старшин. Они хотели склонить

на свою сторону донских казаков, но это не удалось Восстание было

подавлено вооруженной силой.

Но более, чем иноземные нововведения, возмущал народ тяжелый

государственный пресс, налоги, насилие, жестокий контроль Бесконечные

возмущения наблюдались на протяжении царствования Петра I. Особенно

крупное - восстание казаков под руководством Кондрата Булавина.

Однако в целом жесткая государственная система контролировала

ситуацию в обществе, не давала ему в условиях реформ пойти в разнос.

Этот опыт многим политикам современной России не дает покоя. Призывы

проводить реформы под жестким контролем государства раздаются

постоянно. Однако надо помнить и о другой стороне' государственный

контроль ведет к масштабному применению насилия к большим

человеческим потерям, медленному темпу реформ. Такой путь не дает

обществу механизмов саморазвития.

Цивилизационный раскол русского общества

Если оценивать результаты и последствия реформ Петра I, можно

ли сказать, что Россия стала страной европейской или, во всяком

случае, приблизилась к европейскому типу? На этот вопрос нельзя

ответить однозначно. Дело в том, что реформы Петра I раскололи

русское общество. Реформы привели к образованию двух разных укладов

Сложилось крайне сложное положение, для характеристики которого

обратимся к В.О. Ключевскому: "Из древней (т.е. допетровской - Л С )

и новой России вышли не два смежных периода нашей истории а два

враждебных склада и направления нашей жизни, разделивших силы

русского общества и обративших их на борьбу друг с другом, вместо

того, чтобы заставить их дружно бороться с трудностями своего

положения". Тема раскола российского общества стала с этого времени

одной из важнейших в общественной жизни. На какие два уклада

раскололась Россия? "Почва" и "цивилизация" (по терминологии В.О.

Ключевского). Рассмотрим эти уклады.

"Почва". Этот уклад, основные черты которого сложились в

условиях Московского царства. В нем господствовало общинно-

корпоративное устройство, вертикальные связи, отношения подданства.

Развитие шло медленно, тяготело к застою. С этим укладом была связана

подавляющая масса населения - прежде всего общинное крестьянство,

находившееся в зависимости от помещика или государства. Эта часть

населения была связана в повседневной жизни с общинной демократией и

православными идеалами. Здесь господствовали коллективизм,

уравнительные принципы социальной справедливости,

антисобственнические настроения. В годы реформ положение населения,

связанного с почвенным укладом, было крайне тяжелым, и коллективизм

выступал мощным фактором социальной защиты. Община помогала старикам,

солдаткам, воспитывала сирот и т.п.

По мере увеличения территории государства происходило

перемещение русского населения и распространение общины, ее

коллективистских ценностей на новые территории: Дон, Кубань, Кавказ,

Сибирь. Все стороны почвенного уклада определяло российское

православие. Здесь - безраздельная сфера его господства. Православие

призывало сосредоточиться на духовной стороне, отрешиться от тягот,

смиренно нести свой крест. Православие осуждало стремление к прибыли

как цели экономической деятельности, не согласилось признать

предпринимательство, богатство богоугодной деятельностью.

Антирыночная направленность православия очевидна.

"Почва" жила насыщенной духовной жизнью, здесь была богатейшая

культура. Прозрения праведников и подвижников представляли философию

"почвы". Кумиры "почвы": Сергей Радонежский и Нил Сорский, Серафим

Саровский и Тихон Задонский, Паисий Величков-ский и Амвросий

Оптинский. Смирение, жертвенность, терпимость и все-человечность,

утонченный мистицизм - вот нравственный идеал этого уклада. Для него

характерна неразделенность гражданской и религиозной сфер жизни.

Здесь была своя живопись; лубок, икона, своя литература: жития

святых, художественные произведения религиозной православной

направленности (Лесков, Мельников-Печорский и др.). "Почва" развивала

богатейшие традиции народной культуры: песни, сказания, былины,

народные обряды. Существовала своя система народного образования,

которая обеспечивала непрерывность и жизнь традиции. Важнейшую роль

играла славяно-греко-латинская академия, созданная в XVIII в. В 1814

г. она была переведена в Троице-Сергиеву Лавру. Академическое

богословие поддерживало в неприкосновенности основы русского

православия, защищало их от размывания протестантскими и

католическими идеями. Из стен академии выходили не только богословы,

но и дипломаты, государственные деятели. На низовом уровне большую

роль играли школы при церквах.

Таким образом, "почва" представляла собой уклад, преобладавший

по объему: с ним было связано большинство населения. Мировоззрение

здесь определялось русским православием и традициями общинности.

"Цивилизация". Это западного типа уклад. Он включал лишь малую

часть России, в основном грамотную и активную. В этом укладе начались

формирование классовой структуры, развивалось предпринимательство,

появилась профессиональная интеллигенция, складывались рыночные

отношения. Но этот уклад насаждался государством, им контролировался

и не был в полном смысле слова западным. Он был значительно

деформирован.

Мировоззрение этой часта населения становилось

рациональным.

Личностное начало получило импульсы для своего развития и

общественные идеалы формировались под влиянием европейского

образования, европейских мыслителей. В котле отечественной культуры

начали вариться европейские достижения: идеи французских

просветителей и социалистов, достижения новейшей философии, науки. В

XVIII в., по выражению В.О.Ключевского: "...чуть не в один век

перешли от Домостроя попа Сильвестра к Энциклопедии Дидро и Даламбера

.

Прозападно настроенная интеллигенция охладела к православию.

Распространились антицерковные и даже атеистические настроения. П Я

Чаадаев критически оценивал православие и религиозный выбор,

сделанный в Х в., как акт, оторвавший Россию от европейской истории и

культуры. П.Я. Чаадаев писал: "Вопреки имени христиан, которое мы

носили, в то самое время, когда христианство величественно шествовало

по пути, указанному божественным его основателем, и увлекло за собой

поколения людей, мы не двигались с места... Хотя мы и христиане, не

для нас созревали плоды христианства. Но особенно ярко это

продемонстрировал XIX в. - век, когда Россия значительно продвинулась

по западному пути. Вспомним атеизм А.Герцена, резкую критику

православного духовенства в русской публицистике, литературе,

живописи. Те западники, которые не порывали с христианством,

исповедовали скорее общехристианские ценности, чем собственно

православие. Однако возможности для рационализации сознания и

индивидуализации общества были ограничены. Давили корпоративность и

мощное государство.

Значительные шаги уже при Петре I были сделаны в формировании

социально-классовой структуры западного типа. Рос класс собственников

Указом 1714 г. все поместья, которые были розданы на правах владения,

превращались в вотчины, т.е. в собственность. К слову, этот акт

одновременно юридически закрепил право собственности помещика на

крепостного крестьянина. В 1714 г. был введен закон О единона следии"

(майорате) — о наследовании собственности, который способствовал

выделению крупных собственников, хотя просуществовал недолго.

Недвижимую собственность наследовал один из сыновей (или дочерей).

Остальные должны были служить по военной или гражданской части.

Вопрос о собственности приобрел первостепенное значение. Началось

выяснение границ поместий с точностью до аршина. Был издан

специальный указ о размежевании земель по всей территории государства

и закреплении размеров владений. Это еще не частная собственность в

западном смысле. Права собственника не защищены законом. Но это

важный шаг в западном направлении.

Формировался слой предпринимателей, промышленников из разных

слоев. Петр I поощрял предпринимательство, известным предпринимателям

давал дворянское звание (например, Демидовым). В 1719 г. всем жителям

страны, независимо от положения, было разрешено искать полезные

ископаемые и строить заводы по их переработке, независимо от того

кому принадлежала земля. Получила распространение практика передачи

государственных предприятий частным владельцам или специально

созданным для этого компаниям. Таможенный тариф 1724 г. облегчал

вывоз за границу отечественной продукции и сдерживал ввоз иностранной-

Уже с середины XVIII в. в России появилась новая социальная

категория: "наемные рабочие". Оторвавшись от деревни они приживались

на фабрике и потом свое новое семейное положение передавали по

наследству детям. Этот процесс шел медленно. Из чего складывался

класс рабочих?

- Свободные наемные мастера из ремесленников, горожан.

- Крепостные, отпущенные помещиками на денежный оброк,

выступали по отношению к предпринимателю как вольнонаемная рабочая

сила.

Тогда же и зародилась и классовая борьба рабочих (из-за тяжелых

условий труда). Крупные волнения рабочих вспыхнули в 1749 г. и вновь

повторились в 1762 г. на одной из самых больших в стране текстильных

мануфактур - Московском суконном дворе, расположенном на Софийской

набережной против Кремля. Сильные волнения рабочих произошли в 1752 -

1753 гг. на полотняных заводах Гончарова в Калужской губернии.

Подобные выступления были характерны и для других фабрик и заводов.

Казалось бы, укрепление слоя собственников, поощрение

предпринимательства, развитие торговли, в том числе с другими

странами, означало становление свободного рынка. Действительно,

становление рыночных отношений шло, но в деформированном виде.

Государство вмешивалось во все, указывало, что производить, чем

торговать, в каких портах выгружать товары, где жить и т.д.

Становление рынка шло медленнее, чем это было возможно при ресурсах

страны. Круг собственников, людей с капиталами был узок. Практически

не рос и слой мелких и средних собственников. Мелкой частной

собственности на землю не существовало. Отсутствие развитого рынка

наемной рабочей силы, конкуренции среди рабочих сдерживали рост

квалификации, снижали рост производства. Нехватка вольнонаемной

рабочей силы привела к следующему. В 1721 г. Петр I издал указ,

который разрешил частным предпринимателям покупать крепостных для

работы на заводах. Труд крепостных - неэффективен. Вновь - азиатская

мера при решении вопросов. В большинстве стран Европы в XVII в.

гораздо более мягкое чем в России крепостное право было отменено. В

России в XVIII в. крепостными были не только крестьяне, но и новый

класс рабочих. Отношения подданства остались неизмененными.

Конкуренция была очень слабой. Дело в том, что все

предприниматели были обязаны работать прежде всего на казенный заказ.

Все, что производилось сверх госзаказа, продавалось на свободном

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.