бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Цивилизации. От Руси к России. XVII век: Люди и время, смута. Эпоха Петра Великого...

содержать такое число жен как великий князь, но не в этом дело. Теперь

предлагалось перейти к другим основам жизни. Семью христианство

рассматривает как священный религиозный союз мужчины и женщины, которые

связаны взаимными обязательствами на всю жизнь. Многоженство категорически

исключалось. Дети признавались законными только в том случае, если они

рождены в браке, освященном церковью. На этом примере видно что принятие

христианства было глубокой революцией во всех сферах жизни. И она не могла

пройти без борьбы.

Надо представлять, что языческая культура допускала жестокость во всех

сферах жизни как норму. Убийство любимой жены или наложницы по смерти

хозяина было обычным делом. Политическая культура также отражала эти

традиции. Один пример: последний князь-язычник Святослав, потерпев неудачу

в балканском походе, в порядке мести приказал посадить на кол (это

мучительная смерть) 20 тысяч пленных болгар. Христианство принесло

смягчение нравов, общую гуманизацию жизни. Утверждалась традиция

милосердия.

Смена веры на Руси происходила без иностранного вмешательства. Это

было ее внутреннее дело, и она сама делала выбор. Большинство ее западных

соседей приняли христианство из рук миссионеров или крестоносцев.

Христианство утвердилось на Руси в основном за 100 лет. Это короткий срок

для такого кардинального перелома. Щвеции понадобилось 250 лет для принятия

христианства, Норвегии - 150 лет. Христианство создавало широкую основу для

объединения древнерусского общества, для формирования единого народа на

основе общих духовных и нравственных принципов. Исчезла граница между

русами и славянами, между разными племенами славян. Всех объединила общая

духовная основа. Христианство было принято в восточном, византииском

варианте. Позднее оно получило название православия, то есть истинной веры.

Принятие христианства означало включение' Руси в европейский христианский

мир. С этого времени Русь, а за ней и Россия, считала себя частью

христианского мира, стремилась играть в нем видную роль, всегда сравнивала

себя с ним

Христианский выбор, сделанный древними русскими тысячу лет назад,

оказал большое влияние на все стороны жизни современных русских. П.Сорокин

отмечал: "Основные черты русского сознания и все компоненты русской

культуры и социальной организации, а также всей системы основных ценностей

представляли собой... воплощение положений христианской религии"6. Принятие

новой религии помогло установить прочные политические, торговые, культурные

связи со многими христианскими странами. Появились первые русские монеты.

Церковь способствовала созданию на Руси великолепной архитектуры, искусства-

Сразу после принятия христианства в стране появились первые школы, в

которых проходили обучение дети из разных слоев населения. Они возникали

при монастырях, учениками были и мальчики, и девочки.

При этом следует иметь в виду, что Древняя Русь особой религиозностью

не отличалась. Древнерусское общество во многом было светским. В городах

посадские люди с удовольствием участвовали в игрищах, поощряли скоморохов.

Создавалась сатирическая поэзия — острое оружие в борьбе против попыток

церкви подчинить общество. Рождались идеи еретиков, которые критиковали

ортодоксальное христианство. Отношение к еретикам было мягкое, хотя

некоторые из них поднимали голос не только против церкви, но и против Бога.

Все это свидетельствует, что общество восприняло христианские духовные и

нравственные ориентиры, но общественное сознание не было поглощено

религией.

Однако то, что христианство было принято в восточном варианте, имело

и несколько иные последствия, хотя сказались они. не сразу, а проявились в

отдаленной исторической перспективе. Христианство возникло как единая

вселенская церковь. Главным ее центром с I в. н.э. считался Рим. В IV в. в

результате распада Римской империи появилась Византия, которая также

претендовала на роль центра христианства (на се территории были важнейшие

христианские святыни). Это соперничество не было внешним, на самом деле уже

в VIII в. оформились два направления в христианстве: западное - во главе с

Римским Папой, и восточное - во главе с Кбнстантинопольским Патриархом. С

течением времени нарастали различия в церковной догматике, в организации

церкви, в богослужении. Западное христианство менялось, восточное

провозгласило верность древности, неизменность христианских идеалов (отсюда

православие — правильная вера). Окончательный раскол на православие и

католичество произошел в XI в.

В православии слабее, чем в западном христианстве, выражена идея

прогресса. Первоначально христианский символ веры был сформулирован на

основе Евангелий (Новый Завет). В дальнейшем западное христианство

расширяло символ веры. Русское православие длительное время

ориентировалось, прежде всего, на Евангелия, а идея прогресса наиболее ярко

выражена в Ветхом Завете. Религиозные деятели, приверженные классическому

русскому православию, постоянно подчеркивали это различие. Архимандрит

Иларион (Троицкий) писал: "Идеал православия есть не прогресс, а

преображение... Новый Завет не знает прогресса в европейском смысле этого

слова, в смысле движения вперед в одной и той же плоскости. Новый Завет

говорит о преображении естества и о движении вследствие этого не вперед, а

вверх, к небу к Богу"7. Во времена Киевской Руси это различие не имело

существенного значения (окончательного разделения христианства на два

направления еще не произошло). Но по мере того, как Европа ускоряла темп

развития, ориентация православия на иное понимание целей жизни сказывалось

существенно. Установка в общественном сознании на преобразующую

деятельность была сильной на первых этапах истории, но она была

трансформирована под влиянием православия. Русское православие

ориентировало человека на духовное преображение, стимулировало стремление к

самосовершенствованию, приближению к христианским идеалам. Это

способствовало появлению такого феномена, неизвестного западному

христианскому миру, как духовность. Но при этом православие не давало

стимулов для социального и общественного прогресса, для преображения

реальной жизни людей.

Православная церковь на Руси являлась митрополией Константинопольского

Патриархата. Стремясь укрепить влияние Византии, Патриарх присылал на

митрополичий престол в Киеве греков. Князь Ярослав Мудрый, желая оградить

независимость государства, в том числе и духовную, в 1051 г. поставил во

главе церкви "русина" Илариона, который был выдающимся религиозным

философом. Влияние Византии во всех сферах: культурной, политической,

духовной, было плодотворным. Однако ориентация на Византию имела и другие

стороны. Восточная патристика, восточное монашество через византийское

посредничество принесли на Русь сильную тягу к философии интуитивного,

иррационального, мистического характера, которая отличалась большей

созерцательностью и меньшей прагматической активностью, нежели западная.

Влияние Византии означало также отторженность от латинства, от греко-

римского наследия. Представлявшие византийское христианство на Руси

проповедники, монахи, иконописцы противостояли влиянию античности, клеймили

латинство. Максим Грек предостерегал от перевода трудов западных мыслителей

на русский язык. Он считал, что это может оказать вредное влияние, нанести

ущерб истинному христианству. Особенной хуле, как ни странно, подвергалась

эллинская литература, которая вообще не имела отношения к христианству.

Разумеется, полностью отрезанной от античного наследия Русь не была.

Вторичное влияние эллинизма сказывалось через византийскую культуру,

которая многое из него вобрала. Греческие колонии в Причерноморье оставили

свой след. В Древней Руси был велик интерес к античной философии.

Сохранились сборники античных авторов, например, "Пчела", были известны

сочинения Демокрита. Однако это была лишь слабая ниточка, связывавшая

Древнюю Русь с античным миром. В первичном варианте античное наследие

усвоить России не удалось. У нее не было того первоначального капитала,

который получила современная европейская цивилизация, воспринявшая античное

наследие.

С принятием христианства язычество не утратило в русских землях своей

перспективы. Оно органично слилось л. христианством. Домовые, лесовики,

русалки мирно уживались с христианскими апостолами и святыми. Христианские

праздники совместились с языческими. Особенно яркий пример — масленица, в

которой христианские молебны соседствуют с языческим карнавалом. Русский

культ Богородицы, опоэтизированный в древних иконах, родился как синтез

христианской девы Марии и славянского женского культа Мать-сыра-земля.

Древнерусское общество строилось на принципах коллективизма. Основной

ячейкой общественного устройства была община. Наибольшее значение имели

родовые корпорации знати и территориальные общины свободных крестьян.

Родовые корпорации знати строились на принципах кровного родства. Главой

общины был старший в роде. Это была община крупных земельных собственников

(вотчина). Обрабатывали землю и обслуживали знать рабы и полусвободные.

Рабство в Древней Руси не было масштабным (главная добыча в военных походах

- военнопленные, которые становились рабами) и носило патриархальный

характер (рабы считались членами семьи). Вотчина, основанная на рабском

труде, не играла существенной роли в экономике.

Территориальная община свободных крестьян (вервь, мир) была основана

на коллективной форме собственности. Это замкнутая социальная система,

организующая все виды деятельности человека: трудовую, обрядовую,

культурную. Она многофункциональна, базировалась на принципах

уравнительности. Ее внутренняя жизнь строилась на основе прямой демократии

(выборность старейшин, коллективное принятие решений). Каждая община

владела определенной территорией. Все владения делились на общественные и

личные. В общественном пользовании находились земля, луга, водоемы,

промысловые угодья и т.п. Пахотные земли и покосы подлежали разделу между

членами общины (в пользование). В рамках общины важную роль играла община

семейная — большая семья из нескольких поколений.

Кроме того, функционировали общины ремесленников: кожевенников,

кузнецов и т.д. Церковная община объединяла всех верующих (и знать, и

простых земледельцев).

Во времена Киевской Руси развитие шло динамично. Уже в XI -XII вв.

развернулся процесс классообразования на основе выделения частной

собственности. Крупная собственность выделилась в XI в.:

церковная, княжеская, боярская. Но все же процессы классообразования,

по сравнению с Западной Европой того времени, выражены слабее. В западном

понимании частной собственности еще не существовало, были только права

владения. Купля-продажа земли как важнейший признак утверждения частной

собственности начала проявляться в XIIв.

Классообразование не зашло далеко. В целом, в период Киевского

государства существовала коллективистская структура общества. Она

формировала соответствующую ментальность: стремление к коллективизму,

уравнительным принципам социальной справедливости. Община играла

колоссальную роль в жизни человека. Если в силу каких-то причин он

оказывался за пределами общины, то терял социальную защиту и превращался в

изгоя. Общинность сказывалась и на характере власти, определяла принципы ее

наследования. Носителем верховной власти являлся не князь как таковой, а

княжеский род. Каждый князь был лишь временным владельцем власти, которая

передавалась по принципу - старший в роде. После смерти князя на престол

садился не обязательно его сын, а старший в роде, чаще всего, брат. Потере

разрастания рода Рюриковичей определение старшего в роде становилось все

более проблематичным и разрешалось с помощью военной силы (междоусобицы).

В древнерусском обществе господствовал идеал народоправства

-коллективного общинного управления. Можно назвать его вечевым идеалом.

Князь в Киевской Руси не был в полном смысле слова государем (ни в

восточном варианте, ни в западном). Государство строилось, в буквальном

смысле, на принципах общественного договора. Приезжая в ту или иную

волость, князь должен был заключить "ряд" - договор с народным собранием

(вече). А это значит, что он тоже был элементом общинной власти, призванной

блюсти интересы общества, коллектива. Государственное устройство держалось

на договоре земель и княжеской власти, который предусматривал взаимные

обязательства. Народное вече обладало большими правами. Оно ведало

вопросами войн и мира, распоряжалось княжеским столом (престолом),

финансовыми и земельными ресурсами волости, санкционировало денежные сборы,

входило в обсуждение законодательства, смещало администрацию и т.д. Состав

вече - демократический.

Древнерусская знать не обладала необходимыми средствами для его

подчинения. С помощью вече народ влиял в XI - начале XIII вв. на ход

общественно-политической жизни.

Западная цивилизация – это городская цивилизация. Древняя Русь »

развивалась в этом же русле. Ее столица - Киев — представляла собой большой

культурный город с прекрасными деревянными и каменными храмами, палатами,

со школами и книгохранилищами, с развитой торговлей и ремеслами. Кроме

Киева, существовал еще ряд культурных центров, где городская жизнь была

даже оживленнее, чем на Западе. Скандинавские саги называли Русь "страной

городов". Но роль городов была несколько иной, чем в Европе. Там город —

центр торговли, ремесла, культуры. На Руси город являлся политическим

центром, к которому тяготела округа. Это был город-государство. Жизнь

древних русских была организована на демократических началах, более

демократических, чем в Западной Европе. Демократия по типу была близка к

античной, к демократии античных городов-полисов. Так же, как в античности,

демократия носила ограниченный характер. Из ее сферы были исключены женщины

и рабы.

Еще одна особенность — всеобщее вооружение народа. Не только князь и

дружина, но и рядовое население Древней Руси было вооружено. Вооруженный

народ был организован по десятичной системе (сотни, тысячи). Это народное

ополчение. Именно оно решало исход сражения. Влияние княжеской дружины было

существенным, но не решающим. Это, скорее, "штаб". Подчинялось народное

ополчение не князю, а вечу. Эта традиция сложилась под влиянием постоянной

военной опасности. Высокая, как сейчас бы сказали, мобилизационная

готовность населения Руси объяснялась прежде всего постоянной угрозой со

стороны кочевников. Степная полоса на Юге была своеобразным коридором, по

которому прокатывались волны кочевой экспансии.

Уровень развития Древней Руси для своего времени был высоким. В

настоящее время накоплены новые знания. Научные материалы подтверждают

высокий уровень духовного развития. Это признают и многие западные

историки. Еще недавно за рубежом было распространено мнение, что философия

была заимствована Россией у Запада в относительно недавнюю эпоху: в XVIII

или даже XIX вв. Однако сейчас мнение меняется. Так, известный английский

философ Ф.Коплстон относит зарождение философской мысли к периоду Киевской

Руси, Причем справедливо утверждается, что Киевскую Русь нельзя отделять от

Европейского Запада. Истоки философской культуры относят теперь к первой

половине XI столетия. Их связывают с выдающимся религиозно-философским

произведением "Слово о законе и благодати", автором которого является

киевский митрополит Иларион (первый митрополит из русских — ранее были

греки).

Любопытно, что Иларион невольно свидетельствует о высокой культуре

Киевской Руси. Он пишет: "Ибо, что в иных книгах писано и вам ведомо, то

здесь излагать - пустая дерзость и желание славы. Ведь не к несведущим

пишем, но к преизобильно несытившимся сладостью книжно..."8. Просвещение,

благодаря международным связям древне русского государства, особенно с

Византией, было развито в стране достаточно широко. До нас дошла

значительная духовная и светская литература — "слова", проповеди, поучения,

такая жемчужина мирового класса, как "Слово о полку Игореве" и др. От этой

эпохи дошел до нас ряд документов общегосударственных и правовых: договоры

с греками и немцами, уставы о церковных судах, первый правовой кодекс

"Русская правда", "Кормчая книга" и др. Дошедший до нас правовой кодекс

"Русская правда" поражает высоким уровнем законотворчества, развитой для

своего времени правовой культурой. Возникли обширные библиотеки при

княжеских дворцах и монастырях. Получило развитие летописание. В первой

половине XI в. совершенствуется древнерусская азбука, утверждается

кириллица. В страну проникали произведения зарубежных авторов, которые

переводились на древнерусский язык, переписывались во многих экземплярах и

распространялись среди жителей городов. Грамотность была распространена

широко. Князья и высшие круги знали иностранные языки. Возможно, что

некоторые русские люди учились в заграничных университетах.

Внешняя политика Киевского государства решала ряд задач: укрепление

государства, охрана границ и обеспечение безопасности населения, развитие

дипломатических, торговых, культурных связей с окружающим миром; расширение

территории, получение дополнительных ресурсов за счет военных походов.

Широкие экономические, политические, династические и другие связи имела

Древняя Русь с Европой. Через ее территорию проходил важнейший в условиях

арабских завоеваний торговый путь - "путь из варяг в греки". Важное место

занимали отношения с Византией. Главнейший неписаный принцип

взаимоотношений с кочевниками состоял в полном отказе от территориальных

приобретений. Оседлый земледельческий и городской быт Руси был несовместим

с кочевой культурой. Укрепление границ со степью с целью охраны населения

от грабежей, отражение набегов и упреждающие удары против угрожающих

группировок кочевых племен сочетались с привлечением кочевников для охраны

границ, а также в качестве наемной военной силы.

Обратите внимание, в Киевской Руси формировались предпосылки для

перехода на прогрессивный путь развития. Она развивалась по пути, близкому

к античному. В сущности, она была ближе к прогрессивному типу развития, чем

современная ей средневековая Европа. Можно сказать, что Древняя Русь - это

наша античность. Но все же Русь не Древняя Греция. Важнейшая проблема

соотношения личности и общества разрешалась в Древней Руси в пользу

приоритета коллектива. Но эти особенности Древней Руси на этапе становления

пока еще были вполне совместимы с тенденциями прогрессивного развития.

Причем некоторые особенности уже начали изживать себя. Как говорилось,

началось утверждение частной собственности. Вече как демократический

институт, характерный для традиций прямо! демократии, уже в XI веке теряло

свою главенствующую роль, хотя существовало еще продолжительное время.

Только в Новгороде | Пскове включенное в систему республиканских

демократических институтов вече сохраняло свою силу в течение столетий,

хотя современники осознавали недостатки этого института (решение вопросов

.1 кулачном бою и т.д.). Казалось бы, быть Руси частью современен

европейской цивилизации и развиваться по тому же прогрессивном типу. Однако

ситуация на просторах русской равнины коренным образом изменилась.

Проблема цивилизационного выбора в

условиях раздробленности

Киевское государство начало распадаться в конце XI в. Возникло

множество суверенных земель - княжеств, и число их увеличивалось. К

середине XII в. образовалось 15 княжеств, к началу XIII в. их было уже

около 50. Древнерусское государство исчезло. Единого центра власти не было.

Титул великого князя в XII в. применялся к черниговским, владимирским и

другим князьям. Процесс раздробления большого раннесредневекового

государства был естественным. Европа также пережила полосу распада,

раздробленности, локальных войн, чтобы затем развился процесс образования

национальных государств светского типа, которые существуют до сих пор.

Можно сделать вывод:

Древняя Русь, пройдя полосу распада,

могла прийти к аналогичному результату.

Раздробленность ослабила общий военный потенциал, междоусобные войны

разоряли население. Вместе с тем, в этот период бурно росли города,

древнерусское искусство достигло необычайного расцвета. Закладывались

основы хозяйственного единства. Замкнутое натуральное хозяйство

разрушалось, городские мастера переходили к работе на рынок. Появилось

ростовщичество, которое обеспечивало первоначальное накопление капиталов.

Таким образом, в условиях раздробленности созревали предпосылки для

единства на новой основе -экономической, культурной, политической. Здесь, в

перспективе, могло возникнуть национальное государство, сформироваться

единый народ. Однако этого не случилось. Развитие на территории Руси пошло

иначе.

Перломным в истории Древней Руси, как и в Европе, стал XIII в. Но

если Европа с XIII в. активно продвигалась по пути внедрения прогрессивного

типа развития, то перед Русью встала другая проблема. В 1237 г, в русских

пределах появились монголо-татары. Они несли массовую гибель людей,

уничтожение того, что создавалось столетиями. Однако опасность шла не

только с Востока, но и с Запада. Усиливающаяся Литва, шведы, немцы и

ливонские рыцари наступали на русские земли. Раздробленная Древняя Русь

столкнулась с труднейшей проблемой: как самосохраниться, как выжить. Она

оказалась как бы между жерновами Востока и Запада. Причем характерно: с

Востока, от татар, шло разорение, Запад требовал смены веры, принятия

католичества. Ярл Биргер, из знаменитого шведского рода Фолькунгов,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.