бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Цивилизации. От Руси к России. XVII век: Люди и время, смута. Эпоха Петра Великого...

корону из рук папы римского. Усиление исламской Турции, государства

восточного типа, подпитывало эту тенденцию. Однако прошлое разрушалось.

Сфера действия этой тенденции суживалась

Вторая тенденция — образование национально-территориальных государств

светского типа с рациональным мировосприятием, автономия личности. Оно было

связано с формированием гражданского общества, и ограничением прав власти

законом. Эту тенденцию олицетворяли Англия, Франция, Швеция. Вторая

тенденция побеждала. В первой половине XVII в. рухнула Священная Римская

империя - оплот средневекового типа развития, превратившись в конгломерат

независимых государств.

Московское государство в период своего становления и развития

рассматривало себя как часть европейского мира, мира христианского. На

рубеже XV - XVI вв. род Рюрика, основателя великокняжеской династии, стали

выводить из Римской империи, считая его потомком римского императора

Августа. Иван Грозный на встрече с польскими послами с гордостью поминал,

что ведет свой род от "сродника Августа-кесаря". В последующем Россия

стремилась выступать защитницей христианских ценностей, доказывала, что она

причастна к истокам христианства. В период Московского государства особенно

популярной стала легенда об Андрее Первозванном, предсказавшем создание

могущественного христианского государства на восточно-европейской равнине.

Эта легенда обрастала подробностями, деталями. Она служила обоснованием

важного тезиса: православная церковь в Московском государстве -

апостольская, то есть у ее истоков - первоученики Христа. Иван Грозный и

его современники ни на йоту не сомневались в истинности легенды. Иван

Грозный, принимая послов из папского Рима, сказал: "Мы уже с самого

основания христианской церкви приняли христианскую веру, когда брат

апостола Андрей пришел в наши земли, ...а впоследствии, когда Владимир

обратился к вере, религия была распространена еще шире"". Этим утверждением

Иван IV стремился доказать многое. Папский Рим гордился древностью

христианства. Оно утвердилось там раньше, чем в русских землях, почти на

десять веков. Однако обратите внимание на важное! По легенде, Андрей

Первозванный посетил киевские горы в I в. Апостол Петр посетил Рим тоже в I

веке, и эта дата считается официальной датой христианизации Рима.

Следовательно, если следовать легенде, русские изначально приобщились к

христианству одновременно с Римом и независимо от него. Москва

проповедовала равные права русских с древнейшими центрами христианского

мира. Идея о "Москве - Третьем Риме" утверждала равноправное положение ее

среди таких древнейших центров, как Рим, Константинополь. Москва ни у кого

не собиралась принимать эстафету, она хотела укорениться в христианском

мире.

В XVII в. предпринимались попытки связать начало русской истории с

Библией, доказать, что непосредственные предки славян происходили от

легендарного праотца Ноя. Дело в том, что правнука Ноя, сохранившего жизнь

человеческую и животную во время всемирного потопа, звали Скифом. А старших

сыновей Скифа - Словеном и Русом. Отсюда выводили самоназвание народа и

страны.

Раздробленная Северо-Восточная Русь не могла противостоять Золотой

Орде, обеспечить независимость. Она нуждалась в своей государственности. В

Х1У-ХУ вв. на этой территории сложилось централизованное государство со

столицей в Москве. Становление государства в русских землях развернулось в

соответствии с первой, средневековой тенденцией в Европе. Почему не по

второй, прогрессивной? Прежде всего, Северо-Восточная Русь с татаро-

монгольским нашествием оказалась изолированной от Запада. Русские княжества

как бы исчезли с европейской исторической сцены, выпали из поля зрения

западных писателей. Закрылся путь из варяг в греки, были прерваны и другие

связи л с Европой. Контакты были редки, иностранцы единично посещали

Московию. Ее изоляция усилилась с падением Византии в 1453 г. Русская

православная церковь обрела самостоятельность (автокефальность). Но

одновременно Россия оказалась отрезанной от христианского мира. Церковная

жизнь в Московском государстве приобрела черты фанатизма, расцветал культ

жертвенности. Особенно почитаемы в обществе стали юродивые, блаженные,

пустынники, отшельники, затворники и т.п. Церковь проповедовала покорность

судьбе, смирение, оказывала колоссальное влияние на жизнь государства и

повседневную жизнь граждан.

Если на Западе общество в трудной борьбе, но освобождалось от влияния

церкви и церковных догматов, то в Московском государстве -наоборот.

Общественным идеалом стало религиозное подвижничество подвиг во имя Христа,

общества, а интересы личности были забыты. Духовным символом Московского

государства стал Сергий Радонежский – духовный отец Дмитрия Донского. Какие

черты Сергия в истории превратили его в святого: кротость, смирение,

скромность и трудолюбие, умение тихо и незаметно, но неуклонно и твердо

совершать свой подвиг, нести свой крест. Причем суть подвига Сергия – в

служении обществу, Христу.

Под угрозой падения от Османской Турции Византия повела переговоры с

Папой Римским о соединении православной и католической церквей (расчет на

то, что все христиане встанут на защиту Византии). Римский Папа отнесся

благосклонно к этой идее, и было решено провести Вселенский собор для

заключения унии (союза) между православной и католической церквями.

Великий князь Василий II не рекомендовал Московскому митрополиту из

греков Исидору ехать на собор. Более того, он предупреждал, что Москва не

примет унии. Митрополит, будучи сторонником объединения, все-таки поехал.

Собор открылся во Флоренции 5 июля 1439г. Папская курия и

Константинопольская Патриархия подписали акт о принятии православной

церковью католических догматов и верхоглавенстве Римского Папы при

сохранении православных обрядов и богослужения.

Византию это не спасло. Она пала в 1453 г. под ударами османских

войск. Но православие и католичество сблизились. Митрополит Исидор вернулся

на Русь с твердым намерением реализовать Флорентийскую унию. Однако Василий

II приказал сместить его с митрополичьего престола как "латинского злого

прелестника" и заточить в Чудов монастырь. После длительных злоключений он

бежал к Римскому Папе. В Москве решения собора рассматривались как измена

истинной вере. В 1442 г. собор русского духовенства в Москве по предложению

Василия II назначил митрополитом Иону без санкции Константинопольского

Патриарха. Это означало объявление русской церкви независимой от Византии

и, следовательно, свободной от унии. Русская православная церковь

отмежевалась от европейского православия. Вскоре в 1458 г. от Московской

митрополии откололись русские земли в Литве. Впоследствии, при Иване III,

Рим пытался добиться выполнения Москвой Флорентийской унии, но безуспешно.

Московская православная церковь, изолированная от христианского мира,

который менялся, создавала особый мир, пронизанный религией. Проповедуется

идея о возможности прижизненного общения с богом через посредство праведной

жизни как главном предназначении человека в этом мире. Произошла

интенсификация духовной жизни. Для этого времени характерно движение

монашеских идеалов в общество. Стирается грань между монастырем и миром.

Именно этот период в русской истории с интенсивной духовной жизнью,

идеалами духовного подвижничества получил название Святой Руси.

Итак, в силу изолированности от Европы (политической, культурной,

духовной) становление Московского государства происходило в соответствии с

первой (средневековой) тенденцией. Это отягощалось рядом особенностей,

сформировавшихся под влиянием нашествия-Произошло общее огрубление нравов.

В гражданской жизни утверждалась жестокость: введены смертная казнь,

наказание кнутом, пытки. Ни правовой кодекс Киевской Руси ("Русская

правда"), ни республиканские кодексы ("Новгородская и Псковская судные

грамоты") ничего подобного не содержали.

Существенным оказалось влияние Золотой Орды в общественной

организации. Уже к концу XV в. (при Иване III) сложилась неограниченная

единоличная власть Московского князя. В обществе устанавливались отношения

подданства, как на Востоке, а не вассалитета, как на Западе. Западный

институт вассалитета предполагал отношения двух договаривающихся сторон,

которые обе были связаны взаимными правами и обязательствами. Вассальные

отношения, утвердившиеся в древности, постепенно ликвидировались. Отменены

право вассала поменять сюзерена, иммунитет (автономия). Бояр, которые

представляли интересы земель, стали вытеснять служилые люди, дворяне

(дворовые люди по службе известны с XII в.). Это - государственная

бюрократия, которая постепенно стала опорой усиливающейся власти. Боярская

дума сохранялась длительное время. Используя ее, бояре пытались отстаивать

автономию общества от власти, но безуспешно. Роль ее падала В Московском

государстве шел процесс нивелирования личности уничтожения автономии

общества и полного подчинения ее власти. Московские князья требовали

беспрекословной покорности подданных и имели практически безграничную

власть. Не только простой хлебопашец, но и знатный боярин был лишь холопом

князя. Так же, как и в свою очередь, князь был лишь ханским холопом.

Белозерская уставная грамота 1488 г. ввела в закон отношения

подданства. Все были уравнены перед лицом государственной власти: феодалы и

черные люди, светские и церковные. Все становились подданными государства,

целиком от него зависели. Сигизмунд Герберштейн, посол империи Габсбургов,

посетил Москву в 1517 и 1526 г. Будучи представителем не самой передовой

державы, он был поражен московскими порядками. Особенно удивительным

показалось могущество Василия III. " Властью, которую он имел над своими

подданными, он далеко превосходит всех монархов целого мира... Всех

одинаково гнетет он жестоким рабством..." И далее: " Все они называют себя

холопами, то есть рабами государя..."12.

Любопытно, как шло становление самоназвания русского государства. В

момент завершения образования единого Московского государства и обретения

независимости (в 1478 г., 1480 г.) его глава, великий князь Московский и

Владимирский Иван III, усвоил титул князя Всея Руси, провозгласив тем самым

себя приемником князей Киевских прокламировав права на территории Древней

Руси. Следует отметить ни Литва, ни Польша, ни другие западные соседи

такого названия не приняли. Они не признавали прав Москвы на западные и

севере западные (Новгород) земли. Московия, Московское государство

-употреблялось такое название. В остальных странах Европы, которьк были

далеки от борьбы в этом регионе, закрепилось название Русия Русь стала

Россией в 1547 г. после венчания Ивана IV на царство. Официальное

наименование страны стало Российское государство, ил» Россия. Однако у

западных соседей еще долго в ходу было название Московское государство (в

Речи Посполитой, например). В период ему ты временами исчезало слово Россия

и в Москве, поскольку территории крайне сузилась. Любопытно, что первый

царь из династии Романовы был избран на престол Московского царства

Российского государства. Ь XVII в. окончательно за страной закрепилось

название Россия.

Решающую роль в том, как пошло развитие Московского государства,

сыграло монголо-татарское нашествие.

От Московского княжества — к царской деспотии-

эпоха Ивана IV Грозного

В 1480 г. была '""-•"!'"ипорг-дарства

от Золотой

мом русском обществе восточные черты приобрели определенность и свою

социальную базу. Поэтому в XVI в. наблюдалась наибольшая близость

Московского государства к восточному типу развития. Наиболее близко к типу

восточной деспотии Московское государство подошло в эпоху Ивана IV

Грозного. Для советского времени Иван Грозный ~ это привлекательная фигура.

Личность царя Ивана импонировала всесильному Сталину. В 30-е гг. историкам

была дана команда: найти аргументы для оправдания террора в эпоху Грозного.

Даже апологетическая, возвеличивающая Грозного вторая серия фильма Сергея

Эйзенштейна об этой эпохе была осуждена в специальном постановлении ЦК

ВКЩб). В этом постановлении, принятом в 1946 г., была дана оценка

деятельности опричного войска как "прогрессивного". Советские историки

обязаны были следовать в этом русле.

На самом деле деятельность Ивана IV была направлена на разрушение

элементов, которые служили опорой для становления прогрессивного типа, и

укрепляла восточные черты в организации российского общества. В 1547 г. 17-

летний Иван IV венчался на царство. С этого времени великий князь как глава

государства уступил место царю. До этого времени царем на Руси звали

золотоордынских ханов. Теперь это — титул Московского государя. Однако не

только внешне высказывал Иван IV симпатии к восточной организации общества.

Его политические взгляды свидетельствовали, что он категорически не

принимал европейский тип светского государства. Для него идеалом являлась

неограниченная монархия, в которой власть царя санкционирована церковью.

Полное подчинение всех подданных, независимо от положения божественной воле

монарха было обязательным. Монарх, по мнению Ивана IV, не светский

государь, а проводник Божьего провидения на Земле.

Ивана IV преследовал кошмарный, в его представлении, призрак

европейского парламентаризма. На Западе, где шло становление прогрессивного

типа развития, он видел те формы государственного устройства, которые хотел

категорически избежать в своей стране. Его возмущало, что английская

королева должна обсуждать государственные дела в парламенте, что от воли

парламента во многих важнейших вопросах, таких как финансы, объявление

войны и заключение мира, зависели и французские короли. Иван IV с

осуждением писал князю А. Курбскому о западном государственном устройстве:

"А о безбожных языцех, что и глаголити! Понеже те все царствами своими не

владеют- како им повелят работные их, тако и владеют"13.

Иван IV считал, что только сильная единоличная власть самодержца может

сплотить общество и спасти от раздоров. В чем он видел главное зло

демократии? "Там особь каждо о своем печеся"14. Индивидуализм, права

личности категорически отвергались. Главный аргумент царя против

демократического устройства: при самодержавии царство процветает, при

самоуправлении граждан - падает. Особенно нападал Иван Грозный на Польшу.

Король на польском престоле был не "помазанник Божий", а избирался шляхтой.

Поэтому польский король Си-структуры, а граждан. Шло расширение электората»

был отм "императивный" мандат, который сковывал депутатов. Общинна мократия

и Земский собор являлись теми элементами, которые связь-Россию с Европой,

но ...средневековой.

Общественное сознание русского народа формировалось в условиях

Московского царства. Сейчас много говорят о русской идее, об бом

предназначении русского народа. Массовыми тиражами изд соответствующая

литература16. Делается попытка вывести рус идею из Киевской Руси, хотя

тогда не было России, не было рус народа. Но дело не только в этом. Русской

идеи не существует. особенности русского национального самосознания,

которые в основе сформировались в период Московского царства. Каковы о;

1. Соединение характерной для Востока духовности, сосредоточенности на

высшем смысле сущего, выраженного в православии стремлением к свободе,

демократии, прогрессу, характерным Запада.

Из этой особенности проистекает стремление всех спасти. Н, кантильный

Запад принести духовность, на жесткосердный В - христианское милосердие.

Эта черта общественного сознан массовом уровне давала оправдание

завоевательной политик» сийского государства. Считалось, что истинные

ценности нахс только в России и заключены в православии. Даже монархия (

лась истинной только в России — царство (православная мона;

Остальные монархии были неправильными.

2. Коллективизм, слабовыраженное личностное сознание. Индитлизм

никогда не пользовался симпатиями масс. Корпорат структура утверждала этот

приоритет повседневно, общинная кратия была глубоко укоренена.

3. Приверженность ценностям православия с его своеобразный пониманием

оказала огромное влияние на формирование ственных идеалов. Два фактора были

решающими: опыт нет ственной общинной демократии, православие. В условиях,

большинство населения было неграмотно, церковь играла} сальную роль в

формировании общественного сознания и ственных идеалов. Какие стороны

православия наиболее замет влияли на общественное сознание?

В православии более четко, чем в западном христианстве, выражена идея

социализма, общества социального равенства. Если в зап христианстве

социализм - это чаще всего "блудный сын", который неизбежно после бунта

вернется в лоно общества, то в православ социального равенства - один из

важнейших догматов. Почитаеу Руси Иоан Златоуст учил: "Горе Вам,

прибавляющие дом к дому соединяющие поле к полю так, что другим не остается

места"17.

Православие всегда обращалось с укором к богатым и с угеи к бедным.

Святые на Руси чаще всего страстотерпцы, великие муки. Если в Европе в

протестантской среде вера толкала человека к активной общественной и

экономической деятельности, поскольку это было залогом индивидуального

спасения, то в России спасение могло быть только коллективным, во главе с

православным царем. Отсюда проистекали бесконечные поиски "настоящего

царя", на которые уходило столько духовных сил в XVII - XVIII вв.

Самозванство вызвано сомнениями (в начале XVII в. особенно) в святости

царской власти.

Мир совершенен, в соответствии с положениями православия он

многогранен, но гармоничен. Представление о нераздельном полифоническом

мироустройстве, характерное для православия, получило название соборного

идеала. Если что-то разъять в этой гармонии, мир умрет, гармония погибнет.

Стоит ли после этого спрашивать, почему России так трудно достается

разделение властей в современную эпоху. Соборное представление о мире

столетиями воспитывалось православием. Из идеи соборности вытекают и

некоторые другие особенности представления о мире. Положим, для западного

рационалистического сознания является очевидным, что часть составляет

только элемент целого, часть не может дать представления о целом, только

составив все части вместе можно составить представление о целом. Казалось

бы разве можно понимать иначе? Оказывается можно. В православии и целое, и

часть этого целого имеют полный, одинаковый набор признаков. Они

тождественны по существу, разница лишь в масштабе, степени. Такое

представление вытекает из следующего: если часть имеет в себе только

отдельные элементы целого, то она ущербна, значит нарушается гармония мира.

Казалось бы, бог с ними, с этими религиозными тонкостями понимания мира.

Что нам до них. Однако не будем спешить. (Например, Советы: Верховный Совет

и местный Совет - одни и те же структура и функции - разница лишь в

масштабе). Православие влияло не только на культуру, но и на общественно-

политическую организацию.

Однако как ни велико было влияние православия на общественное сознание

русских, все же никогда не было полного его поглощения религией

(харизматизации), как не было и выраженной секуляризации (перехода к

светскому, гражданскому сознанию). Этатизм, приоритет государственного

начала — характерная черта общественного сознания русских. Держава,

обретенная в ходе борьбы за независимость, считалась главным национальным

достижением и ее интересы воспринимались как интересы лично каждого.

Интересы общества и государства слиты, нераздельны.

Московское царство в конце XVI в. было мощным военно-бюрократическим

государством. Оно объединяло в своем составе значительные территории. Хотя

25-летнюю войну за Ливонию Иван IV проиграл, почти треть русских территорий

Литовского княжества вошла в состав Московского государства. Не удалось

удержать Нарву и другие Юрода по берегам Финского залива, но граница была

отодвинута на Запад. В середине XVI в. Казанское и Астраханское ханства

были разгромлены, и Поволжье включено в состав России. Отряды

первопроходцев двинулись уже в XVI в. за Урал. Казалось, этот мощный

организм находится в расцвете. Однако после смерти Ивана IV, при отсутствии

сильного властителя, монолит государства покрыли трещины а затем оно

распалось.

ЛЕКЦИЯ 3. XVIII век: ЛЮДИ И ВРЕМЯ Смута: социальная катастрофа и время

альтернатив

Итак, в XVI в. Россия вплотную подошла в своей общественной

организации к восточной деспотии. Утвердились отношения подданств;

как на Востоке: единоличная власть царя, корпоративность в организации

общества. Цена за подобный сдвиг была заплачена большая замедление

развития. Московское общество было малоподвижным. В второй половине XVI в.

оно ощутимо отставало от Европы и от западных русских земель в составе

Литвы. Разрыв в уровнях развития нарастал, тяжелый пресс царского

деспотизма вызывал брожение общества. Недороды, эпидемии еще более ухудшали

положение. Здаж самодержавной монархии, воздвигнутое Иваном Грозным,

оказалось прокрустовым ложем. Когда трон перешел к сыну Ивана IV Федор

Иоановичу, мощная деспотическая система начала давать сбои. Начались распри

между аристократическими родами, народные волнения Федор, страдавший

слабоумием, не мог выполнять государственные обязанности. При царе

функционировал опекунский Совет, руководство которым вскоре перешло в руки

Бориса Годунова, брата жены царя. После смерти в (1598 г.) царя Федора

прервалась линия лично власти, иссякла династия Рюриковичей, и страна стала

скатываться в пучину гражданской войны, которая получила название Смутного

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.