бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курс лекций по истории Отечества - основа для докладов и выступлений

войска наёмников: печенегов, половцев, венгров, литовцев, чехов, поляков,

варягов-норманов, но их роль была незначительна.

Древнерусский флот состоял из судов, выдолбленных из дерева и обшитых по

бортам досками. Русские суда плавали по Черному, Азовскому, Каспийскому и

Балтийскому морям.

В Киевской Руси еще весьма сильными были остатки (традиции) первобытно -

общинного строя. Так, например, местное население, городское и сельское,

решало свои дела на вече (сходках), выбирало своих старост, которые

отстаивали их интересы перед княжеской администрацией. Решения вече были

обязательны для всех, включая и местных князей. Были случаи, когда на

вече принималось решение об изгнании того или иного неугодного народу

князя и о призвании другого князя.

В конце X в. на Руси было официально введено христианство. Введение единой

религии способствовало объединению отдельных славянских земель в единое

государство, дальнейшему развитию феодальных отношений. В дохристианскую

эпоху восточные славяне были

язычниками. Они обожествляли силы природы, верили в добрых и злых духов.

Важнейшими их богами были: Перун - бог грома и молнии, войны; Сварог - бог

огня; Даждьбог (он же Ярило, Хорос) - бог солнца и плодородия; Волос -

бог богатства и плодородия; Стрибог - бог грозы и непогоды; Мокошь -

богиня, оберегавшая женскую часть хозяйства; Верес бог, покровитель

скотоводства; Семарк - бог подземного мира.

У восточных славян имелись капища - места, где происходили моления и

приносились жертвы идолам. Заметную роль в жизни славян играли

кудесники-волхвы, веруны и т.п. Существовал культ предков. Останки

умерших сжигались и над ними насыпали курганы. Сначала устраивали

родовые усыпальницы, затем с разложением родового строя и появлением

парной семьи над каждым захоронением стали возводиться отдельные курганы.

Христианство рано стало проникать на Русь в среду знати. Еще в IX в.

Константинопольский патриарх Фотий отмечал, что Русь переменила

языческое суеверие на христианскую веру. Христианами были дружинники

князя Игоря, в 946 г. христианство приняла княгиня Ольга. 5 (*)

Особая роль в принятии христианства принадлежит князю Владимиру

Святославичу (Святому).

Вначале, исходя из необходимости создания единого государства, Владимир

сделал попытку объединить всех языческих богов восточных славян, создать

единый пантеон богов в Киеве. В Киев были привезены деревянная статуя

Перуна с серебряной головой и золотыми усами, статуя Даждь-бога, Хороса,

Семаргла, Стриборга, Мокши. У статуй богов состоялась церемония

жертвоприношения, в том числе, как указывает летописец, и человеческих.

Однако, попытка объединить божества, которым поклонялись в разных

частях страны, не удалась, но интересы единства страны требовали принятия

общей религии.

Владимир, оценив политическую роль христианства, решил сделать его

государственной религией на Руси. Когда крестился Владимир и где - точно не

известно. Существует несколько версий. По одной из них Владимир

крестился в 987 г. в Киеве. Летопись указывает и на другую дату.

События происходили следующим образом. Византийское правительство

обратилось к Владимиру с просьбой о военной помощи

для подавления восстания в подвластных землях. В от------------------------

-----------------------------------Христианство понадобилось Ольге после

смерти Игоря. Будучи язычницей, она обязана была покончить жизнь

самоубийством. Став христианкой, она сняла с себя это обязательство, так

как христианская церковь считала самоубийство величайшим грехом.

Ольга приняла в христианстве имя Елена.

вет Владимир потребовал от Византии союза с Русью, предлагал скрепить

его своей женитьбой на Анне, сестре императора Василия II. Византийское

правительство было вынуждено на это согласиться. Русское войско быстро

ликвидировало восстание в Малой Азии, но Василий II отказался выполнить

условия соглашения. Тогда Владимир двинул свое войско и в 989 г. занял

Корсунь. Василий II был вынужден уступить - согласиться на брак

Владимира с Анной. В 990 г. в Корсуне Владимир принял крещение и

женился на Анне, христианство было официально объявлено религией

Киевского государства. В конце лета 990 г. Владимир возвратился в Киев и

крестил жителей на берегу Днепра. Существуют и другие даты принятия

христианства на Руси. Официальной датой принято считать 988 год.

Христианство, утверждавшее божественное происхождение власти,

укрепляло власть князя, территориальное единство Древнерусского

государства. Принятие христианства имело большое международное

значение, Русь становилась равной другим христианским странам, связи с

которыми были значительно расширены. Введение христианства сыграло

большую роль в развитии Русской культуры, способствовало приобщению к

более высокой Византийской культуре.

С принятием христианства на Руси возникла церковь особая феодально-

религиозная организация. Во главе русской православной церкви был

поставлен митрополит, назначаемый константинопольским патриархом.

Отдельные области Руси возглавлялись епископами. Им подчинялись священники

в городах.

Всё население страны было обязано платить в пользу церкви "десятину"

(десятую часть доходов). Впоследствии размер налога изменился, а название

осталось прежнее. Церковные учреждения получили большие земельные наделы

и вскоре превратились в крупнейших феодальных собственников. На протяжении

XI в.были основаны епископаты в Юрьеве, Белгороде, Новгороде, Ростове,

Чернигове, Переяславле-Южном, Владимире-Волынском, Полоцке и Турове. В

Киеве возникло несколько крупных монастырей (первым в I половине XI века

был основан Киево-Печерский монастырь, получивший название от подземных

пещер, в которых селились монахи). Всего в X в. было построено 10

деревянных и 1 каменная церковь, в XI в.- 700 деревянных и 19 каменных

церквей, 18 монастырей, в XII в. - 690 деревянных и 69 каменных церквей,

37 монастырей, в XIII в.110 деревянных, 19 каменных церквей, 35

монастырей. 5 (*)

Народ встречал новую веру не всегда дружественно, особенно греческих

священников и церковные поборы. Процесс христианизации Руси происходил

довольно сложно. 5 (**)

С образованием государства складывалась правовая система. Сборником

письменных законов Древнерусского государства является "Русская правда"

(конец XI - нач. XII в.), принятая при Ярославе Мудром и дополненная при

его потомках. "Правда Ярослава" составляла первую часть краткой редакции

"Русской правды". Законы Ярослава разбирали споры между свободными

людьми и, прежде всего, среди княжеских дружинников. "Правда Ярослава" не

отменяла, а только ограничивала кровную месть кругом ближайших

родственников.

В конце 60-х - начале 70-х гг. "Краткая редакция Русской правды" была

дополнена рядом статей, получивших название "Правды Ярославичей". Цель

дополнений - защитить право феодала на его вотчину. Из "Правды

Ярославичей" мы узнаем об устройстве вотчины. Вотчина - это владение

отдельного феодала, передаваемое по наследству. Господствующий класс

феодалов сложился из местных князей и бояр, попавших в зависимость от

Киева, и из мужей (дружинников) киевского князя, -----------------------

------------------------------------ 5* 0 4Елемех Л.И., Кожурин Я.Я.

Советская историческая наука о 4крещении Руси. - Л.:1986. - С.18.

5** 0 Особенно сильное сопротивление 0 4введению христианства

ока 4зали 0 новгородцы. К ним Владимир 0 4послал своего дядю Добрыню с

дружиной и отряд воеводы Путяты. Новгородцы не пустили их в город.

Только после упорной борьбы удалось подавить восстание, крестить

новгородцев в сентябре 990г. Потом народ говорил: "Путята крестил Новгород

мечом, а Добрыня огнём".

которые получили в держание (или в вотчину) земли. Киевские князья

сами имели крупные владения. Центром вотчины был двор, где

находились хоромы феодала, жилые помещения его дворовой челяди,

конюшни, скотный двор, а также ближайшие земли. Во главе управления

вотчиной стоял управляющий - огнищанин (от слова "огнище" - хозяйство). В

состав вотчинной администрации входили: конюший, подъездной (сборщик

налогов), тиуны (приказчики), сельские старосты и т.д.

Богатство вотчины составляли земли. Княжеская межа охранялась законом, за

её нарушение платили чрезвычайно высокий штраф. На земле работали

феодально-зависимые смерды, холопы, челядь. Руководили работами ратанные

(пашенные) старосты. В вотчине имелись также ремесленники.

Рост феодальной вотчины шёл за счет крестьян. Земля, ранее являвшаяся

крестьянской собственностью, попадала в собственность феодала.

Крестьян называли смердами, людьми, сябрами. Количество лично свободных

смердов, плативших дань в княжескую казну, постепенно уменьшалось.

Крестьяне разными путями попадали в зависимость от феодалов. Одних

крестьян, лишенных средств производства, феодалы закабаляли, используя

их нужду в орудиях труда, инвентаре, семенах и т.д. Другие крестьяне

принуждались Киевским князем силой к переходу с землёй под вотчинную

власть феодалов.

По мере расширения вотчин и закабаления смердов термин "челядь", ранее

обозначавший рабов, стал распространяться на всех зависимых от феодалов

крестьян. Смерды имели свой инвентарь ( соху, рало и т.п.),

незначительное количество скота: лошадь, корову, дветри овцы на

крестьянский двор. После смерти зависимого смерда, не имевшего мужского

потомства, его имущество переходило к феодалу.

За побег от феодала зависимые крестьяне превращались в рабов (холопов),

лишенных всяких прав. Феодал имел право бить своих крестьян.

Крестьяне платили феодалу оброк (натурой) и отрабатывали на него барщину.

"Правда Ярославичей" отменила кровную месть, усилила разницу в плате за

убийство различных категорий населения, отразив тем самым заботу

феодального государства о жизни и имуществе феодалов. Самый большой штраф

платился за убийство старших дружинников, огнищан, княжеских подъездных -

80 гривен. Жизнь свободных людей (мужей) оценивалась в 40 гривен, жизнь

сельских и ратанных старост, а также ремесленников - в 12 гривен,

смердов, находившихся в феодальной зависимости, и рабов - в

5 гривен. Формы социального протеста народных масс против феодального

закрепощения были разнообразными: от бегства от феодала до вооруженного

"разбоя", от нарушений границ феодальных имений (перепахивание межей,

уничтожения зарубок на деревьях) до открытого восстания. Средством защиты

крестьян служила община (мир, вервь), которая брала под защиту своего

крестьянина, заплатив за него штраф " дикую" (коллективную) виру.

Массовые народные восстания прокатились по Руси в 1068-1078 гг., в 1113г.

Наиболее сильным было восстание в Киеве в 1068 г. Оно вспыхнуло в

результате поражения, которое потерпели сыновья Ярослава: Изяслав,

Святослав и Всеволод от половцев на реке Альте. В Киеве состоялось вече,

киевляне обратились с просьбой к киевскому князю Изяславу выдать оружие,

чтобы снова сразиться с половцами. Ярославичи отказали им в этом. Тогда

народ разгромил княжеский дворец, дворцы богатых бояр. Изяслав бежал в

Польшу и только с помощью поляков вернулся на Киевский престол в 1069

г., учинив кровавую расправу с восставшими. Массовые народные

выступления произошли также в Новгороде, Ростово-Суздальской земле.

В 1113 г. вспыхнуло еще одно крупное восстание в Киеве. Причиной

восстания явилась ростовщическая деятельность Киевского князя Святополка

(1093-1113 гг.). Он скупал соль, а затем продавал её по повышенной цене.

После его смерти в Киеве вспыхнуло восстание. Восставшие разгромили дворы

тысяцкого, бояр, ростовщиков, духовенства. Напуганная знать пригласила

княжить в Киев Владимира Всеволодовича Мономаха (1113 - 1125 гг.),

переяславского князя. 5 (*) 0 Мономах был вынужден пойти на уступки народу,

издав "Устав Владимира Мономаха". Устав упорядочил взимание процентов

ростовщиками, улучшил правовое положение купечества, регламентировал

запись в холопство. Устав Владимира Мономаха вошел в состав "

Пространной редакции "Русской правды " XII - XIII вв. В "Пространной

редакции" имелись новые статьи о купле-продаже, займе, закладе,

наследовании, опеке.

При княжении Владимира Мономаха древнерусское государство достигло

высокого уровня развития. Центрами развитой культуры были города. В них

к XII в. насчитывалось 60 ремесленных специальностей. Значительная часть

ремёсел основывалась на металлургическом производстве. Если в

деревне доменное производство еще не отделилось от кузнечного, то в городах

в области обработки железа и стали появилось 16 специальностей.

Ремесленники применяли сварку, литье, ковку металла, наварки и закалки

стали. В XI-XII вв. производилось более 150 видов железных и стальных

изделий.

Древнерусские ювелиры знали искусство чеканки цветных металлов. В

ремесленных мастерских изготавливались орудия труда ( лемехи, топоры,

зубилы, клещи и т.д.), оружие (щиты, кольчуги, копья, шлемы, мечи и др.).

В области художественного ремесла русские мастера освоили сложную

технику зерни (выделки узоров из мельчайших зёрен металла), скани

(выделки узоров из тончайшей проволоки), фигурного литья, технику

черни (изготовление черного фона для узорчатых серебряных пластинок),

перегородчатой эмали. Сохранились прекрасные изделия с инкрустациями

золотом и серебром по железу и меди.

Значительное развитие получили также гончарное, кожевенное,

древодельское, камнесечное ремесла. Ремесленники работали-------------------

----------------------------------------Владимир Мономах был внуком

византийского императора Константина Мономаха.С его княжением связано

появление на Руси короны русских царей - Шапки Мономаха.В его княжение

была составлена летопись "Повесть временных лет".

на заказ и на рынок. Однако общественное разделение труда в

стране было еще слабым. Деревня жила натуральным хозяйством. Проникновение

в деревню из города мелкорозничных торговцев его не нарушало.

Центрами торговли были города. Там имелись рынки, где продавались как

продукты питания, так и ремесленные изделия. Туда же привозили свои

товары иноземные купцы. Одним из крупнейших городов Руси был Киев.

При Ярославе Мудром Киев соперничал с Константинополем. В нём было 400

церквей и 8 рынков. В 1037 г. на месте, где Ярослав разбил

кочевников, был возведен Софийский собор. Тогда же, при Ярославе, были

сооружены Золотые ворота, парадный въезд в столицу. Население Киева

исчислялось десятками тысяч человек.

В XI в. на Руси было 90 городов. Крупные города: Киев, Смоленск,

Чернигов, Полоцк, Новгород и др. были административными, судебными и

военными центрами. Расцвет древнерусских городов приходится на XI-XII вв.

Развитой была внешняя торговля Руси. Русские купцы торговали во

владениях арабского халифата. Днепровский путь связывал Русь с

Византией. Русские купцы ездили из Киева в Моравию, Чехию, Польшу,

Южную Германию; из Новгорода и Полоцка - по Балтийскому морю в

Скандинавию, Польское Поморье и дальше на запад. Вывозилось из Руси

главным образом сырьё. С развитием ремесла увеличился вывоз ремесленных

изделий. На внешний рынок поступали пушнина, воск, мед, смола, лен,

льняные ткани, серебряные вещи, оружие, замки, резная кость и прочее.

Ввозились предметы роскоши, фрукты, пряности, краски и пр. Товары на Русь

поступали из Германии, Чехии, Польши, Швеции, Византии, из арабских стран.

Князья специальными договорами с иностранными государствами стремились

защитить интересы русских купцов. В "Пространной редакции "Русской

Правды" предусматривались некоторые меры по охране имущества купцов от

потерь, связанных с войнами и другими обстоятельствами. По договору с

греками (911 г.) русские купцы имели право месяц жить бесплатно в

Константинополе. В качестве денег ходили слитки серебра, иностранные

монеты. Князь Владимир Святославович и его сын Ярослав Владимирович

выпускали чеканную серебряную монету.

Русь поддерживала политические, торговые и культурные связи с Чехией,

Польшей, Венгрией, Болгарией, Византией, Германией, Норвегией, Швецией,

Францией и Англией. О международном значении Руси свидетельствуют

династические браки, заключавшиеся русскими князьями: Ярослав Мудрый был

женат на шведской принцессе, его дочери были замужем за французским,

венгерским, норвежским королями. Сестра Ярослава вышла замуж за польского

короля. Внучка Ярослава - за венгерского короля. Сын Ярослава Всеволод

женился на дочери византийского императора Константина Мономаха. Сын

Всеволода Владимир женился на английской принцессе. Его сестра вышла

замуж за германского императора, его дочь - за венгерского короля.

2.Русские земли в период феодальной раздробленности.

При правлении сына Владимира Мономаха - Мстислава (11251132 гг.) стало

проявляться стремление отдельных земель к отделению от Киева. Ему ещё

удалось на некоторое время удержать единство русских земель, однако после

его смерти Русь распалась на полтора десятка самостоятельных княжеств.

Период феодальной раздробленности начался с 30-х гг. XII в. и

продолжался до конца XV столетия. К этому времени

сложилось крупное боярское землевладение, по богатству часто не

уступающее великокняжескому. Господство натурального хозяйства в

феодальных вотчинах приводило к тому, что все основные потребности

удовлетворялись внутри вотчин, связи с рынком были слабыми. Любой район

страны мог просуществовать самостоятельно. Феодалы были заинтересованы в

твердой княжеской власти на местах, которая быстро подавляла бы всякое

неповиновение народа.

Главной политической силой разъединительного процесса было местное

боярство. Между боярами и местными князьями возникали противоречия,

борьба за власть. В разных землях она носила разный характер. В

Новгороде и Пскове бояре сумели подчинить себе князя, там установились

боярские феодальные республики. В других землях, где князья смогли

подавить бояр, власть установилась в форме монархии.

Феодальная раздробленность явилась новой формой государственно-

политической организации, сменившей раннефеодальную монархию. Она была

неизбежным этапом в период феодализма. Киев стал равным среди равных

княжеств.

Рассмотрим историю наиболее крупных из них: Владимиро-Суздальской земли,

Галицко-Волынского княжества, Новгородской республики.

Владимиро-Суздальская земля . занимала территорию в междуречьи Оки и

Волги. Этот район был богат плодородными почвами, хорошо защищен от

врагов. Здесь проходили выгодные торговые пути, соединяющие северо-

восточную Русь со странами Востока и Западной Европы.

В Суздальской земле княжил сын Владимира Мономаха Юрий(1125-

1157) .. За постоянные стремления расширить территорию княжества его

прозвали Долгоруким. Всю свою жизнь он посвятил борьбе за

великокняжеский престол. Он вел широкое строительство укрепленных

городов. Под 1147 г. в летописи впервые встречается 5 0упоминание о

Москве, 5(*) 0 выстроенной на месте бывшей усадьбы боярина Кучки,

конфискованной Юрием Долгоруким.

Захватив г. Киев, Юрий Долгорукий не забывал о своих Северо-Восточных

землях. Туда же влекло и его сына Андрея, который понимал, что Киев

утратил свою прежнюю власть. В 1155 г. Андрей с приближенными бежал из

Киева. Захватив святыню Руси икону Владимирской богоматери, он поспешил в

Ростово-Суздальскую землю, куда был приглашён местным боярством. Так он

стал князем Северо-

Восточной Руси. ----------------------------------------------------------

- 5* 0 4В 1147 г. здесь состоялись переговоры 5 4Юрия с Черниговским

4князем Святославом. На княжение Андрея(1157-1174 гг.) . 5(*) 0

приходится время ожесточенной борьбы с местным боярством. Он перенес

столицу из Ростова в небольшой городок Владимир-на-Клязьме, который

застроил с необычайной пышностью. Здесь были сооружены белокаменные Золотые

ворота, построен величественный Успенский собор. В 6-ти км от столицы

Андрей основал свою загородную резиденцию "Боголюбово", за что и

получил прозвище "Боголюбский". Здесь в 1174 г. он был убит в результате

заговора бояр, во главе которого стояли бояре Кучковичи, бывшие

владельцы Москвы.

Политику Андрея продолжал его брат Всеволод Большое Гнездо

(1176-1212 гг.) .. У него была большая семья, поэтому он и получил это

прозвище. Всеволод жестоко расправился с боярами-заговорщиками,

убившими его брата. Власть в княжестве окончательно установилась в форме

монархии. Всеволод значительно расширил территорию княжества. Автор "Слова

о полку Игореве" говорил о Всеволоде, что он может "Волгу веслами

расплескать, а Дон шлемами вычерпать".

Владимиро-Суздальское княжество сохраняло первенство среди русских

земель и после смерти Всеволода. Однако в 1238 г. оно было завоевано

монголо-татарами и распалось на ряд более мелких земель.

Галицко-Волынское княжество . занимало северо-восточные склоны Карпат и

к югу от них территорию между реками Днестр и Прут. Здесь были

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.