бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курс лекций по истории Отечества - основа для докладов и выступлений

есть отставание было весьма существенным. Неблагоприятная ситуация в

этой важнейшей народно-хозяйственной сфере явилась негативным фактором,

повлиявшим на кризисное развитие страны. д) экономическая

замкнутость, отрыв от мирового рынка.

Политическая конфронтация между Советским государством и западными

капиталистическими странами, вызванная неприятием социалистического

общественного строя в СССР и других социалистических странах, проявлялась и

в экономической области. С началом "холодной войны" Соединенные Штаты

создали для Советского Союза режим дискриминации в области торговли,

экономического сотрудничества, препятствовали вступлению СССР в

международные валютно-финансовые фонды. По эгидой США была создана

организация КОКОМ, которая контролировала торговые отношения с

социалистическими государствами, создавая экспортно-импортные

ограничения на тысячи наименований товаров, вводя таможенные барьеры

прежде всего на продукцию высоких технологий. Критерием ограничений была

возможность какого-либо применения промышленной продукции для военных

нужд. Под эти ограничения подходило почти все, что производилось и

выпускалось.

В результате социалистические страны Восточной Европы были вынуждены

перейти на замкнутый режим торговли в рамках СЭВ, когда основным видом

торговых отношений был бартер, обмен товара на товар в так называемых

"переводных рублях". Тем самым социалистические страны были фактически

отстранены от мирового рынка на основе товарно-денежных отношений с

помощью конвертируемой валюты. Такое положение пагубно сказывалось на

развитии экономики социалистических стран в усло---------------------------

-------------------------------- 5* 4СССР в

цифрах в 1990 году. - С.187. виях бурного развития всемирного рынка на

основе передовых технологий.

В то же время даже небольшие страны, используя конвертируемость своей

валюты, имели возможность быстрого экономического развития с приобщением к

мировому рынку.

С ростом объема производства, все более тесным экономическим международным

сотрудничеством, расширением масштабов мировой торговли становилось

ясно, что экономическая замкнутость и оторванность от всемирного рынка

является существенным тормозящим фактором развития экономики Советского

Союза. е) неповоротливость сверхцентрализованной системы

управле ния народным хозяйством.

В условиях научно-технической революции, быстрого насыщения промышленности

новой техникой, значительного сокращения времени от изобретения до

внедрения сказалась громоздкость и неповоротливость централизованной

системы управления гигантским хозяйственным механизмом Советской страны.

Преимущества такой системы, позволявшие концентрировать большие средства

для решения крупных народнохозяйственных задач в обстановке,

требующей быстрого реагирования на изменения, в условиях монополизации

ряда отраслей проявляли себя слабо. В конечном итоге это приводило к

тому, что медленно обновлялись производственные фонды, оборудование

быстро старело. Средний срок службы производственного оборудования в

промышленности доходило в 1990 году до 26 лет, в то время как нормативы

составляли 13 лет. 5(*) 0 Такое положение сказывалось на низком росте

производительности труда, способствовало нарастанию кризисных явлений.

ж) отсутствие эффективных побудительных мотивов для повыше ния

производительности труда в условиях уравнительного расп . ределения

материальных благ.

Если в капиталистических странах побудительными мотивами, раскрывающими

энергию работников, являются жесткая кон------------------------------------

----------------------- 5* 4 СССР в цифрах в 1990 году. - С.187. куренция и

борьба за выживание в условиях господства частной собственности, то

социалистический строй с его уравнительным распределением значительной

части материальных благ может опираться в основном на сознательность

тружеников и моральные стимулы. В обстановке войны или других чрезвычайных

обстоятельствах

они дополнялись крутыми административными мерами укрепления дисциплины,

что не давало должного эффекта в длительных мирных условиях. В

соответствии с программными установками правящей коммунистической партии

многие материальные блага распределялись бесплатно, в том числе жилье, на

строительство которого в 80-е годы выделялось более 30 млрд. рублей

ежегодно. Бесплатное всеобщее образование, медицинское обслуживание,

дотации на содержание детей в дошкольных учреждениях, стипендии

студентам вузов и техникумов, дотации на поддержание низких цен на

предметы первой необходимости требовали немалых затрат, что составляло

до 40% от расходов госбюджета. 5 (*) 0 Такие значительные выплаты могли

компенсироваться высоким уровнем производительности труда, чего, к

сожалению, не происходило. В силу многих причин нарастания кризисных

явлений производительность общественного труда в 80-е годы постоянно

снижалась. Новых побудительных мотивов, способных поднять энтузиазм

масс, не находилось. Коммунистическая партия ,отказавшись от руководства ,

потеряла прежние морально-организационные рычаги воздействия на трудовую

деятельность , что также способствовало снижению роста производительности

труда ,как основного фактора развития,и, в конечном счете , углублению

кризиса.

Таковы основные объективные причины кризиса советского общества, в своей

совокупности создавшие критическую массу к концу 80-х годов. Они

усугубились субъективными причинами ., связанными с деятельностью

политического руководства.

В их числе можно назвать следующие: 1) увеличение бюрократического

аппарата, его неповоротли--------------------------------------------------

--------- 5* 0 4СССР в цифрах в 1990 году. - С.45,126. вости в принятии

решений.

С ростом масштабов промышленного развития, объемов производства

усложнялись экономические и социальные связи в стране, отношения

между отраслями и регионами. К примеру, Государственный комитет по

снабжению (Госснаб) ежегодно в масштабах страны регулировал распределение

продукции, включающей сотни тысяч наименований. Процесс согласования,

утряски, преодоления бюрократических прелон занимал много времени.

Особенно явственно бюрократическая волокита проявлялась в области

внешнеэкономических связей, так как внешняя

торговля являлась государственной монополией и была строго

централизованна. При этом наблюдался рост бюрократического аппарата,

эффективность его работы была низкой, государственная машина превращалась

в неповоротливый механизм. 2) перерождение партийного руководства,

консерватизм и обю рокрачивание партийных структур.

Превратившись из небольшой группы профессиональных революционеров,

фанатично преданных коммунистической идее, в массовую, а затем и

правящую организацию, партия вовлекала в свои ряды все большее количество

людей, вступавших в партию ради карьеры. В первые советские годы

проводились периодические чистки партии, проходившие в виде общественного

обсуждения деятельности коммунистов и исключение недобросовестных из ее

рядов. В конце 30-х годов эти чистки приняли характер политических

репрессий.

С 60-х годов массовых чисток партии не проводилось. Некоторым сокращением

ее рядов сопровождались обмены партийных документов. К середине 80-х

годов КПСС насчитывала в своем составе около 20 млн. человек с

громоздким партийным аппаратом. Участвуя в непосредственном управлении

государством, партийный аппарат приобретал важнейшие властные функции,

что привлекало в его состав карьеристов и беспринципных людей.

Партийный аппарат все более перерождался, в нем возникли элементы

коррупции, распространялось взяточничество. В условиях углубления

объективных трудностей он оказался неспособным стать главным орудием

преобразований. 3) преклонный возраст членов высшего руководства.

С перерождением и обюрокрачиванием партийного аппарата было связано

такое явление, как длительная несменяемость высшего руководства.

Многие из руководителей партии и государства достигли на своих постах

преклонного возраста. Такое положение дел приводило к тому, что новые

нестандартные идеи воспринимались руководством как несостоятельные и

оставались невостребованными, хотя объективная ситуация требовала

решительных шагов. Такие субъективные качества руководства являлись

тормозом в проведении необходимых кардинальных преобразований и послужили

одной из причин кризиса. 4) непродуманные волюнтаристские

эксперименты в экономике и социальной жизни.

В практике политического руководства, облеченного большой властью и

опиравшегося на партийно-государственную структуру, эффективно

проявлявшую себя в трудные времена, нередко возникало желание

волевыми действиями сверху осуществлять преобразования. Такие

волюнтаристские действия ярко проявились во времена Н.С.Хрущева,

пытавшегося решить многие проблемы волевыми директивами без всестороннего

анализа и последовательного практического внедрения. Так, например,

получилось с попыткой внедрить повсеместно кукурузу по опыту ее

выращивания в США. При этом не учитывались климатические особенности нашей

страны и отсутствие соответствующей техники.

С середины 80-х годов, когда явственно обозначились кризисные

тенденции, политическое руководство во главе с М.С.Горбачевым также

широко проводило массовые кампании, расчитывая, что волевые решения

позволят добиться быстрых положительных результатов. Эти благие

намерения привели на практике к плачевным результатам, так как не

затрагивали коренных объективных причин кризиса, а если и затрагивали, как

было с мероприятиями по быстрому разоружению и сокращению армии, то

не учитывалось при этом, что уничтожение оружия требует больших

средств и специальных механизмов; что сокращение армии и вывод войск из

стран восточной Европы требует строительства большого количества жилья

и затрат на обустройство новых мест дислокации; что требуется

перепрофилировать оборонную промышленность, оставшуюся без военных

заказов, провести так называемую конверсию с привлечением немалых

средств. В расчете на эффективность волевых решений не принимались во

внимание их последствия, не просчитывалось перспективное развитие,

так как ожидались быстрые результаты. Все это в конечном итоге

способствовало ускорению и углублению кризисных процессов. 5)

приоритет теоретических схем в методах руководства без учета

практических условий.

Предпринимая попытки выхода из кризисной ситуации, политическое

руководство стремилось учитывать опыт других стран, что было

необходимым и нужным делом. В средствах массовой информации и солидной

научной печати появилось множество описаний того, как живут в процветающих

странах, каковы формы их государственного,

экономического и социального устройства. Например, много внимания

уделялось Швеции, где при капиталистической экономике имеет место высокая

социальная защищенность народа, говорилось о модели "шведского

социализма". Однако при \этом не учитывались многие обстоятельства,

присущие Швеции: почти 200-летний период жизни без войн, в том числе и

нейтралитет во второй мировой войне; малочисленность населения,

составляющая всего лишь 8 млн. человек; удобное морское расположение,

позволившее добиться высокого уровня развития с помощью активной внешней

торговли и другие.

Конец 80-х годов был характерен использованием многих форм

западноевропейской демократии и политического устройства вплоть до

копирования, что выражалось в появлении института президентства,

муниципалитетов и мэрий и т.д. Предполагалось, что положительно

зарекомендовавшие себя на Западе формы политического устройства будут

жизнеспособными в нашей стране и дадут быстрый эффект. Однако такое

копирование, внедрение абстрактных теоретических схем в конкретную жизнь

страны, прошедшей свой самобытный путь развития и с особыми социально-

экономическими условиями, приводило ко все большему отрыву от реальной

жизни, отчуждению властных структур от масс народа, к усилению

политического, а также и экономического кризиса.

Таковы основные объективные и субъективные причины, приведшие великую

державу, обладавшую значительным экономическим, научно-техническим,

интеллектуальным, военным потенциалом, к глубокому кризису,принявшему

комплексный характер в конце 80-начале 90-х годов. Это выражалось:

- в области экономики . - в абсолютном сокращении объемов выпуска

продукции, остановке предприятий; - в области политической . - в

разрушении прежней политической системы, основанной на руководящей роли

коммунистической партии и, в значительной степени, утрате способности

управления обществом; - в области социальной . - в снижении

жизненного уровня населения, в утрате уверенности в социальной

защищенности; - в области духовной . - в подрыве коммунистических

идеалов и в возникновении духовного вакуума; - в области

национальной . - в распаде Советского Союза и разрушении сложившихся

межнациональных связей; - в области внешнеполитической .- в потере

бывших союзников и значительном

ослаблении внешнеэкономического сотрудничества; - в области

военной. - в утрате прежнего военного могущества, распаде союзной военной

структуры и кризисном состоянии армии.

Впервые с начала века страна вступила в столь глубокий и всесторонний

кризис. Перед политическим руководством во всей остроте стал вопрос

о путях выхода из кризиса. Таких вариантов развития было два: -

первый, предполагавший опору на собственные силы, который не прошел

испытания в начальный период перестройки и осуществления программы

"ускорения" социально-экономического развития, и - второй, связанный

с внешней экономической помощью и вхождением в мировой капиталистический

рынок.

Был избран второй вариант, который и определил последующие события.

Стратегической целью нового политического кур са стало тесное сближение

с развитыми капиталистическими странами, вхождение в мировой

капиталистический рынок, соз дание адекватной рыночной экономики и

демократической поли тической структуры. . Страна вступила в переходный

период своего развития.

2. Основные направления внутренней и внешней политики.

Определив стратегический курс как путь сближения с капиталистическим

Западом, вхождение в мировой рынок, руководство страны встало перед

решением необходимой задачи: создать экономическую структуру, подобную

западноевропейской, то есть основанную на частной собственности, свободе

торговли и господстве рыночных капиталистических отношений. Именно

такие условия были поставлены перед страной для вступления в

финансовые, промышленные, торговые союзы и фонды, господствующие на

Западе. Это означало также введение конвертируемой валюты, то есть

обращаемой на международном уровне, а также выравнивание внутренних

цен на товары в сравнении с мировыми. Последняя задача являлась

чрезвычайно сложной в социальном плане, так как в советский период на

внутреннем рынке поддерживались низкие цены на товары народного

потребления, значительно ниже мировых.

Для решения главной задачи в области экономической, . а именно:

перехода к рыночно-капиталистическим отношениям, были определены следующие

основные направления деятельности: - расгосударствление предприятий

и передача их в частные руки в виде акционерной или

индивидуальной частной собственности; - введение свободной

торговли на основе установления свободных цен; - демонополизация

внешней торговли, то есть передача внешнеторговой деятельности частным

предприятиям и лицам; - введение рынка валюты и ценных бумаг;

- создание частных (коммерческих) банков и страховых компаний; -

введение частной собственности на землю, создание рынка недвижимости;

- свобода предпринимательской деятельности.

До августа 1991 года были приняты некоторые законы, такие как "О

собственности", "О предприятиях и предпринимательской деятельности",

антимонопольные законодательные акты, которые открывали некоторую

возможность развития рыночных отношений, но носили больше декларативный

характер. В конце октября 1991 года на V съезде народных депутатов

Российской Федерации Б.Н.Ельцин объявил о проведении радикальной

экономической реформы и получил дополнительные законодательные полномочия.

В своем обращении к народу он заявил, что наступил "один из самых

критических моментов российской истории". К осени 1992 года, по его

словам, страна получит реальные результаты, начнется "стабилизация

экономики, постепенное улучшение жизни людей".

Был определен день начала экономических реформ - 1 ноября 1991 года,

однако по настоянию республик он был перенесен на 2 января 1992 года.

Первым решительным шагом в проведении реформы была избрана "либерализация

цен", то есть введение свободных рыночных цен на товары. К этому времени

Союз ССР был распущен, Российская Федерация получила свободу

действий.

2 января 1992 года правительство Е.Гайдара объявило о введении

свободных цен на территории Российской Федерации. 29 января был

объявлен Указ Президента РФ "О свободе торговли". Стартовые условия для

проведения таких кардинальных преобразований были неблагоприятными. В

условиях сокращения объемов производства товаров, сохранения монопольной

экономической структуры, цены были обречены на значительное повышение, что

не замедлило сказаться. Только за 1992 год потребительские цены выросли в

26 раз. Бывшие союзные республики, сохранявшие до сих пор экономические

связи, были вынуждены вводить собственную валюту. В мае 1992 года в

Латвии был введен параллельный рубль, в июле замененный собственными

денежными знаками. С мая по ноябрь свою валюту ввели все бывшие

союзные республики. кроме Таджикистана. Процесс дезинтеграции,

свертывания экономических связей ускорился, что не могло не

способствовать ухудшению экономической ситуации как в России, так и

странах СНГ.

Другим важным мероприятием экономической реформы было проведение

приватизации торговых и производственных предприятий. В июле 1992 года было

принято постановление российского правительства, подкрепленное Указом

Президента от 14 августа 1992 года "О введении в действие системы

приватизационных чеков в Российской Федерации", которыми объявлялся порядок

расгосударствления предприятий и перехода их в частные руки.

Приватизации подлежало более 300 тысяч госпредприятий и учреждений,

оцененных в 1,5 трлн. руб. по ценам на 1.01.1992 г. Каждому из 152 млн.

жителей России выдавались с 1 октября 1992 года приватизационные чеки

("ваучеры") по 10000 руб., которые они могли вложить в акции предприятий

или свободно продать. С помощью ваучеров формировался акционерный

капитал предприятий, которые переходили в руки либо акционеров, либо

других частных лиц.

Быстрее всего приватизировались предприятия торговли, 28% из которых

стали частными к концу 1992 года. На 1 июля 1993 года было

приватизировано 68 тыс. предприятий, 47 тыс. из которых были

предприятиями торговли и бытового обслуживания. Производственная сфера

приватизировалась значительно медленнее, что увеличивало разрыв между

производством товаров и ценами, которые формировали ставшие частными

предприятия торговли. Дефицит все более стал пополняться товарами,

ввозимыми из других стран.

В этот период были приняты другие нормативные акты, которые отменяли

ограничения на внешнюю торговлю (кроме торговли оружием); вводились

обменные пункты иностранных валют и разрешался свободный вывоз и ввоз

валюты; акции предприятий свободно продавались и покупались, были созданы

фондовые биржи, действующие во многих городах. Решением Президента и

правительства были созданы коммерческие банки с правом деятельности как

внутри страны, так и за ее пределами. Уже в 1991 году Б.Н.Ельцин

подписал Указ о передаче земли в частную собственность, однако его

выполнение было связано с

преодолением многовековых традиций коллективной (общинной)

собственности на землю, и не могло быть решено одноразовым актом.

Развитие фермерского хозяйства тормозилось низким уровнем

сельскохозяйственного производства, слабой материально-технической базой

и отсутствием достаточных материальных и финансовых средств для оказания

помощи индивидуальным хозяйствам. Вначале фермерское движение было

активным, но затем приостановилось. При перерегистрации колхозов и

совхозов к 1 июля 1993 года 34% из них заявили о сохранении своего статуса,

остальные образовали товарищества.

Первые годы реформы сопровождались быстрым падением производства.

Если в 1990 году сокращение роста продукции промышленности к

предыдущему году составило 0,1%, то в 1991 году - 8%, в 1992 году -

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.