|
Курс лекций по истории Отечества - основа для докладов и выступленийесть отставание было весьма существенным. Неблагоприятная ситуация в этой важнейшей народно-хозяйственной сфере явилась негативным фактором, повлиявшим на кризисное развитие страны. д) экономическая замкнутость, отрыв от мирового рынка. Политическая конфронтация между Советским государством и западными капиталистическими странами, вызванная неприятием социалистического общественного строя в СССР и других социалистических странах, проявлялась и в экономической области. С началом "холодной войны" Соединенные Штаты создали для Советского Союза режим дискриминации в области торговли, экономического сотрудничества, препятствовали вступлению СССР в международные валютно-финансовые фонды. По эгидой США была создана организация КОКОМ, которая контролировала торговые отношения с социалистическими государствами, создавая экспортно-импортные ограничения на тысячи наименований товаров, вводя таможенные барьеры прежде всего на продукцию высоких технологий. Критерием ограничений была возможность какого-либо применения промышленной продукции для военных нужд. Под эти ограничения подходило почти все, что производилось и выпускалось. В результате социалистические страны Восточной Европы были вынуждены перейти на замкнутый режим торговли в рамках СЭВ, когда основным видом торговых отношений был бартер, обмен товара на товар в так называемых "переводных рублях". Тем самым социалистические страны были фактически отстранены от мирового рынка на основе товарно-денежных отношений с помощью конвертируемой валюты. Такое положение пагубно сказывалось на развитии экономики социалистических стран в усло--------------------------- -------------------------------- 5* 4СССР в цифрах в 1990 году. - С.187. виях бурного развития всемирного рынка на основе передовых технологий. В то же время даже небольшие страны, используя конвертируемость своей валюты, имели возможность быстрого экономического развития с приобщением к мировому рынку. С ростом объема производства, все более тесным экономическим международным сотрудничеством, расширением масштабов мировой торговли становилось ясно, что экономическая замкнутость и оторванность от всемирного рынка является существенным тормозящим фактором развития экономики Советского Союза. е) неповоротливость сверхцентрализованной системы управле ния народным хозяйством. В условиях научно-технической революции, быстрого насыщения промышленности новой техникой, значительного сокращения времени от изобретения до внедрения сказалась громоздкость и неповоротливость централизованной системы управления гигантским хозяйственным механизмом Советской страны. Преимущества такой системы, позволявшие концентрировать большие средства для решения крупных народнохозяйственных задач в обстановке, требующей быстрого реагирования на изменения, в условиях монополизации ряда отраслей проявляли себя слабо. В конечном итоге это приводило к тому, что медленно обновлялись производственные фонды, оборудование быстро старело. Средний срок службы производственного оборудования в промышленности доходило в 1990 году до 26 лет, в то время как нормативы составляли 13 лет. 5(*) 0 Такое положение сказывалось на низком росте производительности труда, способствовало нарастанию кризисных явлений. ж) отсутствие эффективных побудительных мотивов для повыше ния производительности труда в условиях уравнительного расп . ределения материальных благ. Если в капиталистических странах побудительными мотивами, раскрывающими энергию работников, являются жесткая кон------------------------------------ ----------------------- 5* 4 СССР в цифрах в 1990 году. - С.187. куренция и борьба за выживание в условиях господства частной собственности, то социалистический строй с его уравнительным распределением значительной части материальных благ может опираться в основном на сознательность тружеников и моральные стимулы. В обстановке войны или других чрезвычайных обстоятельствах они дополнялись крутыми административными мерами укрепления дисциплины, что не давало должного эффекта в длительных мирных условиях. В соответствии с программными установками правящей коммунистической партии многие материальные блага распределялись бесплатно, в том числе жилье, на строительство которого в 80-е годы выделялось более 30 млрд. рублей ежегодно. Бесплатное всеобщее образование, медицинское обслуживание, дотации на содержание детей в дошкольных учреждениях, стипендии студентам вузов и техникумов, дотации на поддержание низких цен на предметы первой необходимости требовали немалых затрат, что составляло до 40% от расходов госбюджета. 5 (*) 0 Такие значительные выплаты могли компенсироваться высоким уровнем производительности труда, чего, к сожалению, не происходило. В силу многих причин нарастания кризисных явлений производительность общественного труда в 80-е годы постоянно снижалась. Новых побудительных мотивов, способных поднять энтузиазм масс, не находилось. Коммунистическая партия ,отказавшись от руководства , потеряла прежние морально-организационные рычаги воздействия на трудовую деятельность , что также способствовало снижению роста производительности труда ,как основного фактора развития,и, в конечном счете , углублению кризиса. Таковы основные объективные причины кризиса советского общества, в своей совокупности создавшие критическую массу к концу 80-х годов. Они усугубились субъективными причинами ., связанными с деятельностью политического руководства. В их числе можно назвать следующие: 1) увеличение бюрократического аппарата, его неповоротли-------------------------------------------------- --------- 5* 0 4СССР в цифрах в 1990 году. - С.45,126. вости в принятии решений. С ростом масштабов промышленного развития, объемов производства усложнялись экономические и социальные связи в стране, отношения между отраслями и регионами. К примеру, Государственный комитет по снабжению (Госснаб) ежегодно в масштабах страны регулировал распределение продукции, включающей сотни тысяч наименований. Процесс согласования, утряски, преодоления бюрократических прелон занимал много времени. Особенно явственно бюрократическая волокита проявлялась в области внешнеэкономических связей, так как внешняя торговля являлась государственной монополией и была строго централизованна. При этом наблюдался рост бюрократического аппарата, эффективность его работы была низкой, государственная машина превращалась в неповоротливый механизм. 2) перерождение партийного руководства, консерватизм и обю рокрачивание партийных структур. Превратившись из небольшой группы профессиональных революционеров, фанатично преданных коммунистической идее, в массовую, а затем и правящую организацию, партия вовлекала в свои ряды все большее количество людей, вступавших в партию ради карьеры. В первые советские годы проводились периодические чистки партии, проходившие в виде общественного обсуждения деятельности коммунистов и исключение недобросовестных из ее рядов. В конце 30-х годов эти чистки приняли характер политических репрессий. С 60-х годов массовых чисток партии не проводилось. Некоторым сокращением ее рядов сопровождались обмены партийных документов. К середине 80-х годов КПСС насчитывала в своем составе около 20 млн. человек с громоздким партийным аппаратом. Участвуя в непосредственном управлении государством, партийный аппарат приобретал важнейшие властные функции, что привлекало в его состав карьеристов и беспринципных людей. Партийный аппарат все более перерождался, в нем возникли элементы коррупции, распространялось взяточничество. В условиях углубления объективных трудностей он оказался неспособным стать главным орудием преобразований. 3) преклонный возраст членов высшего руководства. С перерождением и обюрокрачиванием партийного аппарата было связано такое явление, как длительная несменяемость высшего руководства. Многие из руководителей партии и государства достигли на своих постах преклонного возраста. Такое положение дел приводило к тому, что новые нестандартные идеи воспринимались руководством как несостоятельные и оставались невостребованными, хотя объективная ситуация требовала решительных шагов. Такие субъективные качества руководства являлись тормозом в проведении необходимых кардинальных преобразований и послужили одной из причин кризиса. 4) непродуманные волюнтаристские эксперименты в экономике и социальной жизни. В практике политического руководства, облеченного большой властью и опиравшегося на партийно-государственную структуру, эффективно проявлявшую себя в трудные времена, нередко возникало желание волевыми действиями сверху осуществлять преобразования. Такие волюнтаристские действия ярко проявились во времена Н.С.Хрущева, пытавшегося решить многие проблемы волевыми директивами без всестороннего анализа и последовательного практического внедрения. Так, например, получилось с попыткой внедрить повсеместно кукурузу по опыту ее выращивания в США. При этом не учитывались климатические особенности нашей страны и отсутствие соответствующей техники. С середины 80-х годов, когда явственно обозначились кризисные тенденции, политическое руководство во главе с М.С.Горбачевым также широко проводило массовые кампании, расчитывая, что волевые решения позволят добиться быстрых положительных результатов. Эти благие намерения привели на практике к плачевным результатам, так как не затрагивали коренных объективных причин кризиса, а если и затрагивали, как было с мероприятиями по быстрому разоружению и сокращению армии, то не учитывалось при этом, что уничтожение оружия требует больших средств и специальных механизмов; что сокращение армии и вывод войск из стран восточной Европы требует строительства большого количества жилья и затрат на обустройство новых мест дислокации; что требуется перепрофилировать оборонную промышленность, оставшуюся без военных заказов, провести так называемую конверсию с привлечением немалых средств. В расчете на эффективность волевых решений не принимались во внимание их последствия, не просчитывалось перспективное развитие, так как ожидались быстрые результаты. Все это в конечном итоге способствовало ускорению и углублению кризисных процессов. 5) приоритет теоретических схем в методах руководства без учета практических условий. Предпринимая попытки выхода из кризисной ситуации, политическое руководство стремилось учитывать опыт других стран, что было необходимым и нужным делом. В средствах массовой информации и солидной научной печати появилось множество описаний того, как живут в процветающих странах, каковы формы их государственного, экономического и социального устройства. Например, много внимания уделялось Швеции, где при капиталистической экономике имеет место высокая социальная защищенность народа, говорилось о модели "шведского социализма". Однако при \этом не учитывались многие обстоятельства, присущие Швеции: почти 200-летний период жизни без войн, в том числе и нейтралитет во второй мировой войне; малочисленность населения, составляющая всего лишь 8 млн. человек; удобное морское расположение, позволившее добиться высокого уровня развития с помощью активной внешней торговли и другие. Конец 80-х годов был характерен использованием многих форм западноевропейской демократии и политического устройства вплоть до копирования, что выражалось в появлении института президентства, муниципалитетов и мэрий и т.д. Предполагалось, что положительно зарекомендовавшие себя на Западе формы политического устройства будут жизнеспособными в нашей стране и дадут быстрый эффект. Однако такое копирование, внедрение абстрактных теоретических схем в конкретную жизнь страны, прошедшей свой самобытный путь развития и с особыми социально- экономическими условиями, приводило ко все большему отрыву от реальной жизни, отчуждению властных структур от масс народа, к усилению политического, а также и экономического кризиса. Таковы основные объективные и субъективные причины, приведшие великую державу, обладавшую значительным экономическим, научно-техническим, интеллектуальным, военным потенциалом, к глубокому кризису,принявшему комплексный характер в конце 80-начале 90-х годов. Это выражалось: - в области экономики . - в абсолютном сокращении объемов выпуска продукции, остановке предприятий; - в области политической . - в разрушении прежней политической системы, основанной на руководящей роли коммунистической партии и, в значительной степени, утрате способности управления обществом; - в области социальной . - в снижении жизненного уровня населения, в утрате уверенности в социальной защищенности; - в области духовной . - в подрыве коммунистических идеалов и в возникновении духовного вакуума; - в области национальной . - в распаде Советского Союза и разрушении сложившихся межнациональных связей; - в области внешнеполитической .- в потере бывших союзников и значительном ослаблении внешнеэкономического сотрудничества; - в области военной. - в утрате прежнего военного могущества, распаде союзной военной структуры и кризисном состоянии армии. Впервые с начала века страна вступила в столь глубокий и всесторонний кризис. Перед политическим руководством во всей остроте стал вопрос о путях выхода из кризиса. Таких вариантов развития было два: - первый, предполагавший опору на собственные силы, который не прошел испытания в начальный период перестройки и осуществления программы "ускорения" социально-экономического развития, и - второй, связанный с внешней экономической помощью и вхождением в мировой капиталистический рынок. Был избран второй вариант, который и определил последующие события. Стратегической целью нового политического кур са стало тесное сближение с развитыми капиталистическими странами, вхождение в мировой капиталистический рынок, соз дание адекватной рыночной экономики и демократической поли тической структуры. . Страна вступила в переходный период своего развития. 2. Основные направления внутренней и внешней политики. Определив стратегический курс как путь сближения с капиталистическим Западом, вхождение в мировой рынок, руководство страны встало перед решением необходимой задачи: создать экономическую структуру, подобную западноевропейской, то есть основанную на частной собственности, свободе торговли и господстве рыночных капиталистических отношений. Именно такие условия были поставлены перед страной для вступления в финансовые, промышленные, торговые союзы и фонды, господствующие на Западе. Это означало также введение конвертируемой валюты, то есть обращаемой на международном уровне, а также выравнивание внутренних цен на товары в сравнении с мировыми. Последняя задача являлась чрезвычайно сложной в социальном плане, так как в советский период на внутреннем рынке поддерживались низкие цены на товары народного потребления, значительно ниже мировых. Для решения главной задачи в области экономической, . а именно: перехода к рыночно-капиталистическим отношениям, были определены следующие основные направления деятельности: - расгосударствление предприятий и передача их в частные руки в виде акционерной или индивидуальной частной собственности; - введение свободной торговли на основе установления свободных цен; - демонополизация внешней торговли, то есть передача внешнеторговой деятельности частным предприятиям и лицам; - введение рынка валюты и ценных бумаг; - создание частных (коммерческих) банков и страховых компаний; - введение частной собственности на землю, создание рынка недвижимости; - свобода предпринимательской деятельности. До августа 1991 года были приняты некоторые законы, такие как "О собственности", "О предприятиях и предпринимательской деятельности", антимонопольные законодательные акты, которые открывали некоторую возможность развития рыночных отношений, но носили больше декларативный характер. В конце октября 1991 года на V съезде народных депутатов Российской Федерации Б.Н.Ельцин объявил о проведении радикальной экономической реформы и получил дополнительные законодательные полномочия. В своем обращении к народу он заявил, что наступил "один из самых критических моментов российской истории". К осени 1992 года, по его словам, страна получит реальные результаты, начнется "стабилизация экономики, постепенное улучшение жизни людей". Был определен день начала экономических реформ - 1 ноября 1991 года, однако по настоянию республик он был перенесен на 2 января 1992 года. Первым решительным шагом в проведении реформы была избрана "либерализация цен", то есть введение свободных рыночных цен на товары. К этому времени Союз ССР был распущен, Российская Федерация получила свободу действий. 2 января 1992 года правительство Е.Гайдара объявило о введении свободных цен на территории Российской Федерации. 29 января был объявлен Указ Президента РФ "О свободе торговли". Стартовые условия для проведения таких кардинальных преобразований были неблагоприятными. В условиях сокращения объемов производства товаров, сохранения монопольной экономической структуры, цены были обречены на значительное повышение, что не замедлило сказаться. Только за 1992 год потребительские цены выросли в 26 раз. Бывшие союзные республики, сохранявшие до сих пор экономические связи, были вынуждены вводить собственную валюту. В мае 1992 года в Латвии был введен параллельный рубль, в июле замененный собственными денежными знаками. С мая по ноябрь свою валюту ввели все бывшие союзные республики. кроме Таджикистана. Процесс дезинтеграции, свертывания экономических связей ускорился, что не могло не способствовать ухудшению экономической ситуации как в России, так и странах СНГ. Другим важным мероприятием экономической реформы было проведение приватизации торговых и производственных предприятий. В июле 1992 года было принято постановление российского правительства, подкрепленное Указом Президента от 14 августа 1992 года "О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации", которыми объявлялся порядок расгосударствления предприятий и перехода их в частные руки. Приватизации подлежало более 300 тысяч госпредприятий и учреждений, оцененных в 1,5 трлн. руб. по ценам на 1.01.1992 г. Каждому из 152 млн. жителей России выдавались с 1 октября 1992 года приватизационные чеки ("ваучеры") по 10000 руб., которые они могли вложить в акции предприятий или свободно продать. С помощью ваучеров формировался акционерный капитал предприятий, которые переходили в руки либо акционеров, либо других частных лиц. Быстрее всего приватизировались предприятия торговли, 28% из которых стали частными к концу 1992 года. На 1 июля 1993 года было приватизировано 68 тыс. предприятий, 47 тыс. из которых были предприятиями торговли и бытового обслуживания. Производственная сфера приватизировалась значительно медленнее, что увеличивало разрыв между производством товаров и ценами, которые формировали ставшие частными предприятия торговли. Дефицит все более стал пополняться товарами, ввозимыми из других стран. В этот период были приняты другие нормативные акты, которые отменяли ограничения на внешнюю торговлю (кроме торговли оружием); вводились обменные пункты иностранных валют и разрешался свободный вывоз и ввоз валюты; акции предприятий свободно продавались и покупались, были созданы фондовые биржи, действующие во многих городах. Решением Президента и правительства были созданы коммерческие банки с правом деятельности как внутри страны, так и за ее пределами. Уже в 1991 году Б.Н.Ельцин подписал Указ о передаче земли в частную собственность, однако его выполнение было связано с преодолением многовековых традиций коллективной (общинной) собственности на землю, и не могло быть решено одноразовым актом. Развитие фермерского хозяйства тормозилось низким уровнем сельскохозяйственного производства, слабой материально-технической базой и отсутствием достаточных материальных и финансовых средств для оказания помощи индивидуальным хозяйствам. Вначале фермерское движение было активным, но затем приостановилось. При перерегистрации колхозов и совхозов к 1 июля 1993 года 34% из них заявили о сохранении своего статуса, остальные образовали товарищества. Первые годы реформы сопровождались быстрым падением производства. Если в 1990 году сокращение роста продукции промышленности к предыдущему году составило 0,1%, то в 1991 году - 8%, в 1992 году - Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |