|
Курс лекций по истории Отечества - основа для докладов и выступленийгода!". Однако, резко увеличенные темпы роста промышленного строительства сохранить не удалось. В аграрной стране быстро стали нарастать противоречия между быстро растущим промышленным городом и отсталой полупатриархальной деревней. Сверхбыстрые темпы развития промышленности привели в ряде случаев к нарушениям технологических требований, падению качества работ и продукции, нарастала эмиссия денег и инфляционные процессы, хозрасчетный механизм экономического развития свертывался и заменялся административно-распределительной системой управления народным хозяйством. Несмотря на трудности, первая пятилетка была выполнена, политическое руководство страны объявило, что в стране построен экономический фундамент социализма. Несмотря на все издержки в ходе индустриализации в период первой пятилетки,её итоги можно и нужно оценить как положительные. Было построено 1500 крупнейших предприятий,появились новые отрасли народного хозяйства, которые отсутствовали в царской России, заложены основы оборонной промышленности. Символами первой пятилетки стали Днепрогэс, Турксиб, Сталинградский и Харьковский тракторные заводы, Московский и Горьковский автозаводы, Урало-Кузбасс и т.д.Динамично развивалась промышленность в Казахстане и Средней Азии. За годы первой пятилетки был обеспечен рост промышленной продукции в 2,3 раза по сравнению с 1928 годом, что надо рассматривать как бесспорное достижение. В выполнении первой пятилетки советский рабочий класс показал образцы героического труда. Ни одна капиталистическая страна не демонстрировала подобных темпов индустриализации. Достижения СССР производили ошеломляющее впечатление на фоне экономического кризиса и великой депрессии во всем остальном мире. Одним из важнейших социальных достижений первой пятилетки стала ликвидация безработицы в 1930 году. С 1933 года началась реализация второго пятилетнего плана (1933 - 1937 гг.). Он стал крупным шагом в индустриальном развитии страны. Основной его задачей являлось завершение технической реконструкции народного хозяйства. Следует заметить, что уроки первой пятилетки не прошли бесследно, и вторая пятилетка проходила в более нормальной обстановке.Однако в ходе её реализации выявилась новая проблема - проблема освоения новой техники. К лозунгу первой пятилетки "Техника решает всё!" добавился новый лозунг "Кадры решают все!" В стране,где более половины взрослого населения было неграмотным, эта проблема стала решающей.Вместе с общегосударственной программой всеобщего обучения была развернута сеть производственно- технических школ, различных курсов, где рабочие повышали свою квалификацию и овладевали сложной техникой. Началось движение за освоение новой техники и пересмотр старых технических норм. В 1935 году оно получило название стахановского движения - по имени шахтера А.Стаханова, который применив новую технику и новую организацию труда, превысил обычную норму в 14 раз. Новая форма социалистического соревнования охватила практически все отрасли народного хозяйства. Инициаторами стахановского движения в текстильной промышленности стали ткачихи Е.и М.Виноградовы. Успехи в освоении новой техники позволили вывести на проектную мощность крупнейшие предприятия, которые были построены в годы первой пятилетки. Кроме этого вступило в строй 4500 новых крупных предприятий. Производительность труда выросла в два раза и стала решающим фактором роста производства. Валовая продукция увеличилась в 2,2 раза. В начале третьей пятилетки промышленность в целом стала рентабельной. В 1938 году началась третья пятилетка. На развитие экономики и на жизнь советского общества все ощутимее стал влиять фактор угрозы войны.Особое внимание в эти годы уделяется развитию металлургии, строительству заводов-дублеров на Востоке страны, увеличиваются средства на оборону государства. Но именно в это время сложившийся мобилизационный тип экономики страны столкнулся с негативными явлениями. Это выразилось в отставании от плановых заданий в ряде ведущих отраслей народного хозяйства, на предприятиях неохотно внедряли прогрессивную технику, увеличился выпуск бракованной продукции, резко возросла текучесть кадров. Отрицательно на руководстве промышленностью сказывались необоснованные репрессии в отношении ряда хозяйственных руководителей. Развитие экономики пришло в противоречие с действовавшим экономическим механизмом, который был основан на административно-распределительных методах управления. Для того, чтобы поправить положение, политическим руководством были предприняты административные меры, которые несколько стабилизировали ситуацию, но не устранили причин трудностей в экономике. При всех проблемах и трудностях за 13 предвоенных лет, в течение которых проводилась индустриализация, вступило в строй около 9000 крупных заводов, фабрик, шахт, электростанций, нефтепромыслов. Фактически в строй вводилось по 2-3 предприятия в день. Страна прекратила ввоз сельскохозяйственных машин и тракторов, импорт хлопка. Затраты на приобретение черных металлов были сведены к минимуму (с 1,4 млрд. руб. до 88 млн.руб.). Торговый баланс СССР стал активным. В ходе промышленного преобразования страны, которое охватило практически все республики, вырос рабочий класс. В 1939 году он составлял уже треть населения. Принципиально важными результатами осуществления индустриализации стало преодоление технико-экономической отсталости страны, приобретение экономической независимости СССР, создание гарантий обороноспособности.По объему промышленной продукции страна вышла на первое место в Европе и второе место в мире, уступая только США. Выросшие в эту сложную и противоречивую эпоху рабочие, инженеры и специалисты обеспечили в конечном счете успех индустриализации страны. 2. Коллективизация сельского хозяйства. В 30-е годы в СССР была решена еще одна крупнейшая проблема - было проведено преобразование сельского хозяйства. К середине 20-х годов на основе НЭПа после сильнейшей разрухи было в основном восстановлено сельское хозяйство. Одновременно, в ходе реализации кооперативного плана, в стране складывалась крепкая система сельскохозяйственной кооперации. К 1927 году она объединяла третью часть крестьянских хозяйств (8 млн. крестьянских хозяйств из 24 млн.). Вместе с другими видами кооперации она охватывала более двух третей товарооборота между городом и деревней, обеспечивая тем самым прочную экономическую связь между крестьянскими хозяйствами и промышленностью. Однако во второй половине 20-х годов выявилось отставание темпов развития сельского хозяйства от темпов развития промышленности. Возникшее противоречие могло стать тормозом развития страны. Поэтому преобразование сельского хозяйства становилось одной из непосредственных задач аграрной политики правящей партии. В декабре 1927 года в качестве первоочередной была выдвинута задача дальнейшего кооперирования крестьянства. Постепенный переход распыленных крестьянских хозяйств на рельсы крупного производства. Эта идея была заложена в первый пятилетний план преобразования сельского хозяйства. К концу пятилетки предполагалось охватить всеми формами сельскохозяйственной кооперации 85% крестьянских хозяйств, в том числе 18-20% из них вовлечь в производственные кооперативы (колхозы). Это был напряженный, требовавший больших усилий, но реальный план. Он подкреплялся материальными ресурсами, производством сельскохозяйственной техники, подготовкой кадров. В целом задания на пятилетку по сельскому хозяйству рассчитывались исходя из действия новой экономической политики и основных идей и принципов ленинского кооперативного плана. Однако намеченные планы постепенного преобразования сельского хозяйства не были реализованы. С началом широкомасштабной ускоренной индустриализации углубился дисбаланс между сельским хозяйством и промышленностью, между деревней и городом. Это вызывалось рядом обстоятельств: 1. Значительно возросло городское население. . Только за годы первой пятилетки (1928 - 1932 гг.) численность рабочих и служащих возросла с 11,4 до 24,2 млн. человек 5(*) 0. К 1939 году социальный состав населения коренным образом изменился. В 1924 году рабочих и служащих было 14,8%, крестьянство составляло 5 0более 5 0 80%, 5 0а 5 0в 5 01939 году 5 0соответственно 5 050,2 и 49,8%%. 5(**) 0 Эти изменения означали, что численность работников сельского хозяйства значительно уменьшилась, за их счет выросло число людей, не производящих продукты питания, но потребляющих их. Продовольственный вопрос обострился. 2. Рост экспорта зерна и продовольствия. . В силу того, что Россия являлась аграрной страной с низким уровнем развития промышленности, обновление материальной базы промышленности шло за счет импорта машин и оборудования.При этом продавали то, что имели: зерно, продовольствие, некоторые технические культуры. Не случайно по экспорту зерновых Россия была на одном из первых мест в мире. Для оснащения новых заводов в годы индустриализации пришлось покупать за границей большое количество станков и механизмов.Резко возрос экспорт зерна. Если в 1928 году было продано 100 тыс.т, то в 1931 5200 тыс.т зерна. Причем, валовый сбор зерна с 1928 по 1931 год сократился с 73,3 до 69,5 млн.т. Отток продовольствия за границу так же неблагоприятно сказывался на ситуации в сельском хозяйстве. 3.Увеличение заготовок зерна, поступавшего в распоря жение государства. . В связи с быстрым ростом городского населения торгово-рыночные отношения, обеспечивавшие решение продовольственного снабжения, оказались неэффективными. Правительство было вынуждено увеличить заготовки продовольствия. Если в 1928 году было заготовлено 10,8 млн.т.зерна, то в 1931 году - 22,8 млн.т. Это означало, что у крестьянина меньше продуктов оставалось для продажи, для развития хозяйства. Материальная заинтересованность в повышении производительности труда падала. Поводом для изменения политики в области преобразования сельского хозяйства стал кризис хлебозаготовок в конце 1927 года. Кризис возник как результат колебаний рыночных цен. Рыночная коньюнктура позволила крестьянству уплатить налоги, реализовав технические культуры и продукты животновдства. Это обстоятельство в свою очередь дало возможность кулакам, которые производили 20% товарного зерна, и части середняков придержать хлеб в расчете на повышение цен, как это было в 1925/1926 гг. Сокращение хлебозаготовок привело к затруднениям с реализацией экспортных и импортных поставок, создало угрозу планам промышленного строительства и осложнило экономическую ситуацию в стране. К началу 1928 года проблема с хлебозаготовками стала еще острее. Политическое руководство страны было вынуждено принять решение о проведении административных мер. Причины кризиса хлебозаготовок и поиск путей его преодоления стали предметом анализа политического руководства, при этом столкнулись две точки зрения. Н.Бухарин предложил выход из кризиса на принципах НЭПа, но победила позиция И.Сталина на применение административных мер, которые весной 1929 года стали применяться шире. Однако следует заметить, что политическое руководство страны понимало, что административные меры могут дать кратковременный эффект. Создалась ситуация, когда с оттоком сельского населения в город возросла и стала главной проблема повышения производительности труда в сельском хозяйстве, то есть меньшее количество работников должно было производить значительно больше продукции. Основной путь, который практиковался в западных странах, состоял в оснащении сельского хозяйства техникой, минеральными удобрениями. Для нашей страны такая возможность была отдаленной. Тракторные и комбайновые заводы еще только строились. Оставался другой путь: объединение крестьян-производителей в сельскохозяйственные предприятия на базе объединения земли, техники, тяглового и крупного рогатого скота, что давало возможность как для приобретения сельскохозяйственной техники, так и для проведения агрономических мероприятий на больших площадях обрабатываемой земли. Это было выгодно и государству, которое могло контролировать доходы и расходы, оказывать целевую помощь в виде машинно-тракторных станций, создавать условия для оснащения техникой и подготовки специалистов. Более предпочтительным оказался путь развития сельскохозяйственной артели, коллективных хозяйств - колхозов. Государственные (советские) хозяйства - совхозы - играли вспомогательную роль, так как требовали больших государственных капиталовложений. Основным был избран вариант преобразования сельского хозяйства в виде ускоренной коллективизации. Ускоренное объединение крестьянских хозяйств в крупное общественное производство стало рассматриваться как средство решения хлебной проблемы в самые короткие сроки. Необходимым условием объединения земли явилась ликвидация кулачества, что было провозглашено важной задачей. Начиная с 1928 года возрастают масштабы государственной помощи колхозам: кредитами, снабжением машинами и орудиями, им передавались лучшие земли, для них устанавливались налоговые льготы. Развертывается пропаганда коллективного земледелия, оказывается практическая помощь по организации колхозов. За два года удельный вес крестьянских хозяйств, которые объединились в колхозы, вырос с 0,8 до 3,7%. Колхозы создавались тогда на основе добровольности и материальной заинтересованности, сохранялось разнообразие их форм. Наибольшее разнообразие получают товарищества по совместной обработке земли и сельскохозяйственные артели. Быстрый рост числа колхозов, а также наметившаяся к середине 1929 года тенденция поворота части середняка к коллективным хозяйствам, привели политическое руководство страны к выводу, что можно ускорить коллективизацию. Теоретическим обоснованием форсированной коллективизации стала статья И.Сталина "Год великого перелома" (ноябрь 1929 года), в которой утверждалось, что в колхозы пошли основные середняцкие массы и что в социалистическом преобразовании сельского хозяйства достигнута решающая победа.В ноябре 1929 года ставится задача проведения сплошной коллективизации перед отдельными областями. В декабре того года выдвигается и обосновывается тезис о ликвидации кулачества как класса на основе широкой коллективизации. 5 января 1930 года политическое руководство страны принимает решение о проведении сплошной коллективизации. Страна была разделена по темпам коллективизации на три группы районов. Основной формой коллективного хозяйства становилась сельскохозяйственная артель. Были намечены меры по ускорению строительства заводов сельскохозяйственных машин. Государство выделяло колхозам кредит в 500 млн. рублей, принимало на себя расходы по их землеустройству и обеспечивало для них подготовку кадров. Начался первый этап . массовой коллективизации, для которого была характерна подмена разъяснительной и организаторской работы среди крестьян сильным административным нажимом. Прежде всего нарушался принцип добровольности при организации коллективных хозяйств. Крестьян нередко принуждали вступать в колхозы под страхом раскулачивания, лишения избирательных прав и т.д. В ряде районов число раскулаченных доходило до 15%, а лишенных избирательных прав - до 15-20%. Нарушались принципы обобществления средств производства. Число коллективных хозяйств стремительно росло. К началу марта 1930 года в колхозах числилось более 50% крестьянских хозяйств. Давление и нажим при создании колхозов вызвали недовольство и протесты крестьян в ряде мест. Обстановка в деревне накалялась. Началось истребление скота. Учитывая сложившееся положение в деревне, во второй половине февраля 1930 года политическое руководство начинает принимать меры,чтобы преодолеть ошибки и перегибы при проведении коллективизации и нормализовать обстановку в деревне. В результате начался отлив крестьян из колхозов. Исчезли искусственно созданные коллективные хозяйства. К августу 1930 года, когда этот процесс закончился, то оказалось, что оставшиеся колхозы объединяли 21,4% крестьянских хозяйств. На втором этапе . коллективизации, который начался с осени 1930 года, в ее проведение были внесены коррективы. Стали шире применяться экономические методы организации колхозов. Возросли масштабы технической реконструкции сельского хозяйства через МТС. Поднялся уровень механизации. Колхозам были предоставлены существенные налоговые льготы. И к осени 1932 года колхозы объединяли уже 62,4% крестьянских хозяйств. Крупное коллективное производство в деревне стало одной из основ экономики страны и всего общественного строя. Третий этап. коллективизации совпал с началом второй пятилетки. Именно это время стало наиболее трагичным для деревни. В результате крайне неблагоприятных погодных условий, неурожая, зимой 1932-1933 годов разразился голод, причем в зернопроизводящих районах. Правительство было вынуждено значительно уменьшить экспорт зерна. В сельском хозяйстве сложилась кризисная ситуация,преодоление которой потребовало времени и усилий. Сбор зерна падал, поголовье скота сократилось на 50%.Восстановление работоспособности колхозов в зерновых районах страны шло медленно. Рост сельскохозяйственного производства начался в 1935 1937 гг. Одновременно завершалась коллективизация. К 1937 году в стране насчитывалось 243,7 тысячи колхозов, которые объединяли 93% крестьянских хозяйств. В результате завершения коллективизации в аграрном секторе были решены задачи обеспечения растущих городов и заводов продовольствием, сельское хозяйство перешло на плановую систему, значительно увеличилось оснащение села техникой. В результате технического перевооружения сельского хозяйства производительность труда в 1940 году по сравнению с 1928 годом возросла на 71%. Валовый сбор зерна увеличился и составил за 1938 - 1940 гг. 77,9 млн.т в год по сравнению с 65,2 млн.т в 1909-1913 гг. В 1937 году был получен рекордный сбор в 97,4 млн.т зерна. Несмотря на объективные трудности и перегибы в колхозном строительстве, крестьянство в конечном счете приняло колхозный строй. Качественным образом изменилась вся жизнь крестьянства; условия труда, социальные отношения, мысли, настроения, привычки. Следует также отметить и подчеркнуть, что колхозное крестьянство много сделало для страны, для укрепления ее экономической и оборонной мощи, что проявилось в годы Великой Отечественной войны и в последующие периоды. 3. Культурная революция. Преобразования, проводившиеся в стране, не могли не коснуться и духовной сферы общества. Этот процесс получил название культурной революции ., которая начала осуществляться с первых лет Советской власти, но которая широко развернулась лишь в период реконструкции народного хозяйства. Преобразования в духовно-культурной сфере развертывались по следующим направлениям: - ликвидация неграмотности и введение всеобщего обучения; - подготовка специалистов для народного хозяйства через высшее и среднее специальное образование; - развитие науки как фундаментальной, так и прикладной; - создание творческих союзов и развитие художественной культуры; - становление многонациональной культуры; - идеологическая работа по пропаганде социалистического образа жизни и мобилизации масс на социалистическое строительство. Осуществление преобразований в культурно-духовной сфере осуществлялось в особых условиях переходного периода, когда в большой мере сказывались: во-первых, поголовная неграмотность населения; во-вторых, сохранение культуры царского времени с большим влиянием религии, великодержавной духовной и национальной политики; в-третьих, влияние буржуазной культуры и ее носителей в лице старой интеллигенции; в-четвертых, эмиграция значительной части научной и творческой интеллигенции, и, в-пятых, необходимость ускоренной подготовки технических кадров для промышленности. Первейшей задачей культурного строительства являлась ликвидация неграмотности (1920 год - 32% грамотных). В 1923 году возникает добровольное общество "Долой неграмотность". Особую роль в работе этого общества сыграли комсомол и профсоюзы. К концу 30-х годов были достигнуты значительные результаты в ликвидации неграмотности. В 1939 году 81% населения в возрасте от девяти до сорока лет стало грамотным. Особенно разительны были успехи в ликвидации неграмотности среди населения национальных республик. Сорок народов получили свою письменность, 70% населения стало грамотным. 5 (*) Много внимания уделялось развитию советской школы. С 1930 года вводится всеобщее обязательное начальное обучение детей.В годы второй пятилетки вводится семилетнее обучение в городе и частично на селе. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |