бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курс лекций по истории Отечества - основа для докладов и выступлений

историческое изучение определяет эту степень, составляют содержание особой

отрасли исторического ведения, истории культуры или цивилизации". (*)

Отождествление культуры и цивилизации, тем не менее, сужает понятие

цивилизации. Цивилизация в современном понимании рассматривает общество как

динамично развивающееся образование, в единстве природного фактора,

преобразовательной деятельности людей и качественного своеобразия жизни

народа в определенное время. Цивилизационный подход в изучении истории

детально раскрыл английский историк Арнольд Тойнби (1889-1975 гг.) в

"теории круговорота", согласно которой история человечества представляет

собой цепь сменяющих друг друга локальных цивилизаций, каждая из которых

проходит ста-дии возникновения, роста, надлома и разложения. Его основной

научный труд - 12 тт. "Исследование истории" (1934-1961 гг.). *Ключевский

В.О. Сочинения в 9-ти т. 5 4Т.1.Курс русской истории.Ч.1.-М.:Мысль,1987.-

С.34-35.

Таким образом, цивилизационный подход к историческому процессу предполагает

учет и изучение в первую очередь того своеобразного, самобытного, что есть

в истории народа или целого региона.

Вместе с тем данный подход, доведенный до крайнего своего выражения, может

привести к полному отрицанию общих черт в развитии народов, элементов

повторяемости в историческом процессе. Так, русский историк Н. Я.

Данилевский считал, что не существует всемирной истории, а есть лишь

история данных цивилизаций, имеющих индивидуальный замкнутый характер.

Подобный подход расчленяет всемирную историю во времени и пространстве на

изолированные и противопоставляемые друг другу культурные общности. В наше

время, характеризующееся тесным взаимодействием и взаимовлиянием разных

стран и народов, такой подход выглядит не правомерным.

Наиболее верным будет такой подход, когда исследование истории той или

иной страны и всемирной истории предполагает как учет общих закономерностей

развития, так и своеобразие исторического пути каждого народа.

Вместе с пространством и временем историческая наука использует и такой

важный фактор как народ, этнос. По сути дела, история есть исследование

народа в пространстве и времени. Некоторые историки, как например, Лев

Николаевич Гумилев, рассматривают народ (этнос) в качестве само

развивающегося организма, со своими специфическими чертами национального

характера. Источником развития по Гумилеву, основателю "этнической

истории", являются подвижники, первопроходцы, наиболее активная часть

общества - " пассионарии", которые генерируют движение народных масс,

возглавляют его.

В своей изолированности эта теория была бы односторонней, но в совокупности

с другими факторами существенно дополняет и обогащает историческую науку.

Изучение этнической истории, характера, души народа позволяет оживить

историю страны, "очеловечить" ее. В особой мере это относится к русской

истории, славной и трагической, истории многотрудной борьбы за

независимость, за самоопределение. Будучи многонациональной страной, Россия

впитала в себя историю многих населяющих ее народов, культур, обогатила

душу, склад характера ее населения.

Таким образом, изучая в совокупности и во взаимодействии народ,

пространство, на котором он живет, и время, в котором совершаются

исторические события, мы можем постичь историю страны, историю Отечества.

В исторической науке давно идет спор о том, движется ли мир к единой

цивилизации, ценности которой станут достоянием всего человечества, или

сохранится и даже усилится тенденция к культурно-историческому

многообразию, и общество будет представлять собой совокупность ряда

самостоятельно развивающихся цивилизаций.

На современном этапе общеисторического развития истории выделяют два

основных типа мировых цивилизаций: западноевропейская, технологическая и

восточная, традиционная.

Западноевропейская сложилась на базе государств Западной Европы и

основывалась на древнеримской и древнегреческой культуре. Ей свойственна

частная собственность на землю, быстрое развитие товарно-денежных

отношений, высокий уровень развития промышленности, ранее чем в других

районах мира складывание капиталистических отношений. В основе

преобразовательной деятельности в странах Западной Европы и принявших этот

тип цивилизации лежит прежде всего рационализм

человека, а в основе вероучения - бог-человек, Христос, спаситель и

преобразователь. В сфере отношений общества с окружающей

действительностью лежит принцип активной преобразовательной деятельности

человека.

Восточная сложилась на базе культур Древней Индии и Китая, Вавилона,

Древнего Египта и государств мусульманского Востока. Характерными

особенностями восточной цивилизации являются общественный характер

землепользования, преклонение человека перед природой, носящее больше

созерцательный, чем преобразовательный характер, почитание традиций

прошлого. Развитие капитализма в этих странах было поздним и часто

незавершенным. В основе большинства восточных религий лежит

обожествление природы, второстепенная роль человека по отношению к природе,

деятельность, направленная более на нравственное самоочищение человека,

нежели на преобразования окружающей действительности.

Суммируя оценки различных цивилизаций, можно сделать следующие выводы: -

цивилизация отдельной страны или народа носит характер частного; - мировые

цивилизации, западную и восточную можно отнести к особенному; - общемировую

цивилизацию с ее общими закономерностями и общечеловеческими ценностями

можно рассматривать как общее.

Для исторической науки, таким образом, необходимым является непременное

использование этих трех категорий. Это относится и к изучающим историю

России. Попытка понять закономерности исторического процесса, выделить его

основные направления, определить роль различных цивилизаций, а также

процесс становления человечества как единой цивилизации ставит нас перед

вопросом об итогах отечественной истории, месте России в мировой

цивилизации.

За свою более тысячелетнюю историю государство Российское прошло сложный

путь развития, на что влияли как внутренние, так и внешние факторы. Как

найти в истории России общие черты, присущие той или иной цивилизации? Эти

вопросы ставились давно. Можно выделить четыре точки зрения. 1.Россия

является частью западной цивилизации. Эту позицию развивали в 30-40-х гг.

XIX в. русские историки и литераторы К.Д. Кавелин, Н.Г. Чернышевский, Б.И.

Чичерин и др., получившие название " западников ". Они считали, что

Россия по своей культуре, экономическим связям, христианской религии

лежит ближе к Западу, чем к Востоку, и должна стремиться к сближению с

Западом. Период

Петровских преобразований сделал значительный шаг в этом направлении.

2.Россия является частью восточной цивилизации. На этой точке зрения

стоят многие современные западные историки. Так, американский историк Д.

Тредголд, определяя принадлежность России к восточной цивилизации,

отмечает следующие общие черты: для восточного общества характерен

политический монизм - сосредоточенность власти в одном центре; социальный

монизм, означающий, что права и собственность разных общественных групп

определяются центральной властью; слабо выраженный принцип собственности,

которая всегда условна и не гарантирована властью; произвол, суть

которого в том, что властвует человек, а не закон. Именно такая модель

общества, считает Тредголд, возникла и укрепилась в процессе становления

Московского государства в XV-XVII вв. С реформ Петра I Россия начала сдвиг

к западной модели. И только к 1917 г. Ей удалось вплотную подойти к

рубежу, разделяющему западную и восточную модели, но Октябрьская

революция вновь отдалила Россию от Запада. 3.Россия является носителем

самобытной славянской цивилизации. Историки и ученые этого направления,

названные "славянофилами", такие как Н. Киреевский, С. Хомяков, К.

Аксаков, Ю. Самарин, в 40-х гг. XIX в., когда Россия стояла на пороге

реформ, отстаивали самобытность, "славянский характер" русского народа.

Славянофилы считали особенностями русской истории православие, общинный

быт, коллективистский характер труда. В результате великого переселения

народов в начале новой эры восточные славяне оказались на девственной,

нетронутой земле в отличие от их сородичей по арийской ветви франков и

германцев, расселившихся в бывших провинциях Римской империи и положивших

начало истории Западной Европы. Таким образом, русское государство

развивается " из самого себя". Этими первичными условиями жизни русских

славян, по словам В.О. Ключевского, определялась сравнительная простота их

общественного состава, а равно и значительная своеобразность и этого

развития и этого состава. 4.Россия является примером особой евроазиатской

цивилизации. Сторонники этой теории, имевшей хождение в 50-х гг. XX в.,

опирались на географическое положение России, многонациональный ее

характер и многие общие черты как восточной, так и западной цивилизации,

проявляющиеся в российском обществе.

Выбор пути развития, приобщение к западной или восточной модели

общественного устройства для современной России имеет особое значение. Он

будет определять путь выхода из кризиса, в котором находится наша страна.

В позиции нынешнего политического руководства преобладает позиция

всестороннего, в том числе формационного сближения с Западом, нередко

доходящая до копирования некоторых форм государственного устройства и

моделей экономического развития.

Чтобы оценить место России в мировом цивилизационном процессе,

необходимо проследить тот исторический путь, который прошло государство

Российское.

Традиционный отсчет русской государственности ведется с 862 г., когда

новгородские славяне призвали на княжение скандинавских варягов. С

образования в IX веке Киевской Руси, объединившей под свое начало

восточнославянские племена, идет летоисчисление России. На освоенном к тому

времени торговом пути "из варяг в греки", пролегавшем через земли

восточных славян, быстро выросли многочисленные города, что привело в

конце X века к появлению обширного древнерусского государства, достаточно

могущественного, чтобы войти в систему европейско-византийского мира.

После крещения Руси, проведенного в 988 году киевским князем

Владимиром, Русь влилась в христианскую цивилизацию.

В Киевской Руси, как и в других государствах Европы средневековья,

складывается феодальный строй по общему направлению от государственных

форм к сеньориальным ( вотчинным), но этот процесс шел гораздо медленнее.

В западной Европе франко-германские племена, состоявшие из воинов-

общинников, захватывали земли, населенные гражданами Римской империи. На

этих землях уже существовали развитые традиции частной собственности на

землю, закрепленные в системе римского частного и публичного права.

Основной принцип организации франко-германских племен составила община

-марка как добровольное объединение полностью самостоятельных общинников,

индивидуально владеющих определенным земельным участком. В новых

европейских феодальных государствах таким образом возникли отношения

земельной собственности, основанные в значительной степени на частном

владении землей.

Совершенно иную картину мы видим на Руси. Основной социально-экономической

формой восточнославянских племен являлась так называемая семейная

община, объединение многих родственников как совместных владельцев земли.

Общинное землевладение сохранялось на протяжении всей российской истории,

да и сейчас еще можно встретить села, где большинство жителей носят одну

фамилию. Попыткой ликвидировать общинное землевладение явилась реформа

П.А. Столыпина в 1906 г., которая лишь поколебала эти вековые устои.

Отличия были и в форме феодального населения. Если в Западной Европе

возник феодальный строй, основанный на частной собственности на землю и

"вертикальном" принципе перехода власти (от отца к старшему сыну, так

называемый майорат), на Руси сохранилась общинная собственность на землю, а

в феодальном наследовании и передаче власти - "горизонтальный" принцип

(от старшего брата к следующему по старшинству).

Последнее обстоятельство в немалой степени способствовало дроблению

русского государства и княжеской междоусобице, развернувшейся в XII-XIII

вв. Такая подвижность власти дополнялась подвижностью населения, которое

постоянно мигрировало, опасаясь междоусобных войн и набегов степных

кочевников. Таким образом, существенное своеобразие русской цивилизации

состояло в ее подвижности, экстенсивном характере, стремлении к расширению

занимаемого пространства, в противовес западноевропейской, строившейся за

счет всестороннего культивирования и максимального освоения ограниченной

территории.

Значительным своеобразием отличалось становление древнерусской духовной

культуры. Она формировалась в результате синтеза славянской языческой

культуры с христианско-православной культурой Византии. В отличие от стран

Западной Европы, а также западнославянских государств Польши и Чехии, в

которых утвердился западный католический вариант христианства с латинской

письменностью, на Руси, а также в Болгарии и Сербии распространилась

славянская письменность, славяноязычная литература и богослужение. Различие

западноевропейской и восточноевропейской культур усугубилось после раскола

между католической и православной ветвью христианства в 1054 году, на заре

становления русского государства. Попытка объединения римско-католической и

византийско-православной церкви в 1439 году не встретила

поддержки русской православной церкви в связи с изменившимися к тому

времени обстоятельствами.

Существенную роль в обособлении русского государства сыграло монголо-

татарское иго. В 1237-1241 гг. русские земли подверглись удару со стороны

Монгольской империи - центрально-азиатского государства, завоевавшего в

середине XIII в. огромные территории от Тихого океана до Центральной

Европы. На период с XIII по XV в. русское государство оказалось в

зависимости от Золотой Орды, западного монгольского улуса. Последствием

нашествия стало экономическое разорение Руси, разграбление и уничтожение

многих городов и их жителей. Южные и западные русские земли были включены

в состав Великого княжества Литовского и Польского королевства. Русская

государственность под властью Орды сохранилась лишь в Северо-восточной

части и Новгородской земле. В результате прекратила существование единая

древнерусская народность: на территориях Северо-восточной и Северо-западной

Руси начинает складываться великорусская народность, а на землях, вошедших

в состав Польши и Литвы, украинская и белорусская народности.

К концу XV века Северо-восточные и Северо-западные русские земли

объединяются в централизованное государство с центром в Москве. Этот период

хронологически совпадает с образованием централизованных монархий в ряде

стран Западной Европы. Но в социально-экономическом отношении Русь

находилась на более раннем этапе развития. В Западной Европе XIV-XV вв. -

время роста городов, ослабление личной зависимости крестьян. На Руси

идет в это время усиление закрепощения крестьян, города не играли

заметной роли. В целом период с середины XIII до конца XVI вв. можно

характеризовать как складывание русского феодализма в виде самодержавно-

государственно-крепостнического строя. Помимо самодержавия и крепостного

права его сущностной чертой была гипертрофированная роль государства, в

жёсткой зависимости от которого находились не только непосредственные

производители, но и представители господствующего класса. XVI-XVII вв. в

Европе - это время Ренессанса и Реформации, становление буржуазных

отношений и буржуазных революций в Нидерландах и Англии. Пало

повсеместное политическое и идеологическое господство католической церкви.

Протестантская индивидуалистическая трудовая этика стимулировала дух

свободного предпринимательства - основную движущую силу капитализма.

В Москве же мы наблюдаем ревниво-пристрастное отношение к старине в виде

благочинной модели " Домостроя". Жёсткое централизованное самодержавие и

сохранение общинного землевладения сближало русскую цивилизацию с

восточной.

Отставание России от передовых европейских стран становилось все более

заметным. Попыткой преодолеть отставание, сблизиться с Западной Европой

явились реформы Петра Великого. В результате реформ Россия создала мощную

армию и промышленность под государственным контролем, реорганизовала

госаппарат и вошла в число великих держав. В течение XVIII в. Россия

значительно расширила свою территорию, были присоединены Восточная

Прибалтика, Белоруссия, Правобережная Украина, Северное Причерноморье.

Главным результатом эпохи Ренессанса в Европе явилось рождение

национальных государств, возникших в результате распада обще

католического единства. Россия же, наоборот ,становилась многонациональной

империей, использующей православную религию в качестве государственной.

Явления разложения крепостнической системы начали проявляться во второй

половине XVIII столетия, а к середине XIX века вступили в период

глубочайшего кризиса. Для Европы этот период знаменовался торжеством

капиталистического общества над феодальным, был эпохой промышленного

переворота, перехода от мануфактуры к фабрике, к машинному производству.

На этом фоне отставание крепостнической России, только в 50-х гг. XIX

столетия начавшей промышленный переворот, все более прогрессировало.

Важную прогрессивную роль сыграли реформы 60-70-х гг. XIX века.

Результатом их явился масштабный переход к индустриальному обществу. В 90-

е годы завершился промышленный переворот, сформировался социальный слой

наемных рабочих. Сеть железных дорог (около 30 тыс. км в 1894 г.) ускорила

торговый обмен. Россия с привлечением иностранного капитала, созданием

колониальных и полуколониальных рынков сбыта все активнее включалась в

мировую экономическую систему. Однако сохранение помещичьего

землевладения, остатков феодализма и его главного атрибута - царского

самодержавия приводили к диспропорции политического и экономического

развития, которые до крайности

обострились в начале XX века. Одновременно нарастала база для социальных

конфликтов в рамках капитализма, усиливалось национально-освободительное

движение в империи.

Первая четверть XX века знаменовалась тремя революциями в России,

приведшими к ликвидации самодержавия, феодализма,а также и

капиталистических отношений. Такие крайние проявления революционной воли

были связаны с мировой войной, впервые в истории охватившей большинство

стран и характеризующейся глобальной милитаризацией, всеобщим вооружением

народа, проявлением военных методов управления обществом и разрешения

социальных противоречий.

После 70 лет социалистического развития Советский Союз вступил в полосу

кризиса, завершившегося распадом Союза на отдельные независимые

государства, глубоким спадом в экономике, коренными изменениями

политической системы. Перед страной вплотную встал вопрос о выборе пути

развития, приобщения к западной или восточной цивилизации.

Что сближает Россию с Западной Европой ? Можно выделить несколько факторов.

1.Географический. Россия является европейской страной в силу того, что

восточная часть Европы до Урала приходится на территорию России. Общий

материк позволяет иметь сеть дорог, водных путей, прочными нитями

связывающих западноевропейские страны и Россию. К сожалению, морские

водные пути открылись для России лишь в XVIII веке. В период бурного

развития мореплавания, великих географических открытий XVI - XVII вв.

Русское государство было лишено выхода к западным морям. 2.Этнический.

Славяне принадлежат к единой этнической ветви, как и германо-франкские

народы, развившиеся из арийских племён, населявших Индию, и входят в

индоевропейскую группу языков. В период Великого переселения народов VI

- VII вв. часть славянских племен расселилась на Балканском полуострове,

часть - в Центральной и Северо-западной Европе. Восточные славяне,

разместившиеся между реками Днепр и Днестр, положили начало русской

народности. 3.Экономический. Современный период развития Западной Европы

и России характеризуется высоким уровнем экономики, науки и техники. В

ключевых сферах экономики, металлургии и машиностроении, в энергетике и во

многих других отраслях российская промышленность ни сколько не уступает

западноевропейской. Но так было не всегда. К началу

XX века Россия занимала всего лишь пятое место по объёму производства

после Германии, Англии, США и Франции, а в области машиностроения

значительно отставала. 4.Социальный. К настоящему времени Россия близка

к Западной Европе по удельному весу городского населения, по уровню

образованности и интеллектуального потенциала, по уровню

информированности. В то же время, если в начале XX века Англия, Франция и

Германия имели почти поголовную грамотность населения, в России только

четвертая часть граждан могла читать, писать и считать. 5.Религиозный. По

отношению к религии Россия как и Западная Европа входит в число стран,

исповедующих христианство. Учитывая длительный период существования

христианской религии, насчитывающей около 2000 лет, и тысячелетний период

христианской религии в России, можно говорить о значительном ее влиянии

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.