бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курс лекций по истории Отечества - основа для докладов и выступлений

преимущественно административных методов в сочетании их с некоторыми

экономическими рычагами. Первые годы реформы дали положительные

результаты. Если среднегодовые темпы прироста национального дохода и

валового общественного продукта составили в 1961-1965 годах 6,5

процентов, то в 1966-1970 годах - 7,8 и 7,4 процента соответственно.

Прирост валовой продукции сельского хозяйства составил в 1961-1965

годах 2,2 процента, а в 1966-1970 годах - 3,9 процента. 5 (*)

Уже в 1966-67 годах стали проявляться негативные стороны реформы,

причинами которых были прежде всего ее сущностная непоследовательность, ее

половинчатость. Главным недостатком было то, что интересы общества и

предприятия стали все больше и больше расходиться. Предприятию было

выгодно выпускать однотипную продукцию по максимально высоким ценам.

Это стало приводить к сбоям в работе всего хозяйственного механизма

страны и могло привести к быстрому и глубокому экономическому

кризису. Чтобы избежать его, руководство страны приняло решение

вернуться к проверенной жесткой административной структуре при детальном

планировании номенклатурной продукции и других показателей с

ограничением прав предприятий. В начале 70-х годов от реформы практически

полностью отказались, валовые показатели стали вновь играть ведущее место в

экономической жизни.

Реформа 1965 года предусматривала дальнейшее развитие сельского

хозяйства. Ее важным решением было принятие Примерного Устава колхозов в

ноябре 1969 года. Он расширял хозяйственную самостоятельность колхозов,

сохранил за колхозниками право на подсобное хозяйство, приусадебный

участок, личный скот и птицу.

Экономика страны в 60-80-е годы характеризовалась ещё ------------------

-----------------------------------------Народное хозяйство СССР за 70 лет.

- С.51. достаточно высокими темпами роста. Несмотря на всю

половинчатость и недостаточность реформы 1965 года она несколько

задержала темпы падения производства, но с начала 70-х годов они стали

снижаться.

Если прирост национального дохода в 1967-1970 годах составлял в среднем

за год 7,8 процента ,то в 1971-1975 -6,3, 1976-1980 -4,2, 1981-1985 -3,5

процента.

Следует подчеркнуть, что в эти годы существовало понимание необходимости

эффективнее использовать экономические законы социализма, усилить

внимание к вопросам интенсификации производства, ускорения научно-

технического прогресса.

В рассматриваемый период принимались правильные решения о необходимости

смещения акцентов в экономической политике посредством перенесения

центра тяжести с количественных показателей на качественные, с волевых

методов управления на экономические.

В 70-80-х годах в качестве важнейшего элемента экономической политики

выдвигалось на первый план развитие науки и техники, внедрение их

результатов в практику. Затраты на развитие науки и техники в эти годы

выросли более чем в три раза, численность научных работников

увеличилась вдвое. На рубеже 60-70-х годов были созданы научно-

производственные объединения (НПО), которых в 1985 году насчитывалось

250. Они были специально предназначены для создания новейших образцов

техники. Однако ведущую роль играли разработки для обороны, в силу

того, что страна была втянута в широкомасштабную гонку вооружений.

Гражданские предприятия не давали должного эффекта. Машиностроение

развивалось на среднем уровне всей индустрии. А по производству и

использованию в народном хозяйстве новейшего электронного оборудования

как решающего условия научно-технического прогресса, мы значительно

отставали от США и других европейский стран.

XXV съезд КПСС определил 10 пятилетку (1976 - 1980 гг.) как "пятилетку

эффективности и качества". Однако, в действительности-----------------------

------------------------------------Народное хозяйство СССР за 70 лет. -

С.51. 10 пятилетка таковой не стала. Промышленность, сельское

хозяйство, строительство в девятой, десятой и одиннадцатой пятилетках с

планами не справились. Причем по важнейшим показателям итоги второй

половины 70-х годов были значительно ниже, чем в начале десятилетия.

Это признавалось на самом высоком уровне.

Реформы 1965-1970гг. при всей своей ограниченности и

непоследовательности оказали значительное позитивное воздействие на

народное хозяйство страны. Пройденный период знаменовался новыми

крупными успехами в области экономики и социально-культурной жизни. За

1961-1985 гг. валовый общественный продукт вырос на 387 процентов, так же

вырос национальный доход. Это означало, что страна стала производить в

4 раза больше продукции, чем 25 лет назад. Продукция промышленности за это

время увеличилась на 485 процентов,

продукция сельского хозяйства -на 171 процент. 5 (*)

Крупные структурные изменения характеризовали развитие народного

хозяйства. В стране сложился единый народнохозяйственный комплекс,

включающий единые энергосистему, транспортную сеть, систему связи. За эти

годы было построено более 9 тысяч новых промышленных предприятий, в том

числе таких гигантов как Атоммаш, КамАЗ, введены в строй крупнейшие в

мире Красноярская, Братская ГЭС, Канско-Ачинский и Экибастузский топливно-

энергетические комплексы.

В мировом экономическом развитии Советский Союз твердо занимал второе

место в мире и первое место в Европе, выпуская более 20 процентов мировой

промышленной продукции.К 1985 году наша страна вышла на первое место в

мире по производству чугуна, стали, минеральных удобрений, добыче нефти и

газа. Общий уровень промышленности по отношению к США увеличился с 50

процентов в 1960 году до 80 процентов в 1985 году.

Значительно выросло благосостояние советских людей. За годы с 1961 по

1985 было построено 34 млн. новых квартир,что ----------------------------

------------------------------- 5* 0 4Народное хозяйство СССР за 70 лет. -

С.49. позволило улучшить жилищные условия населения. Реальные доходы

выросли за этот период в 2,5 раза, при этом сохранялись стабильные и

низкие цены на товары народного потребления.

Новый шаг сделала страна в области науки и культуры. Был осуществлен

переход ко всеобщему среднему образованию. Вчетверо выросло число лиц,

окончивших вузы, в 4,5 раза увеличилась численность научных работников,

достигнув 1,5 млн. человек (в 1913 году в России насчитывалось 11,6 тыс.

научных работников. 5 (*)

В общем и целом этот период явился периодом наибольших достижений

Советского государства в области экономики, социальной и научной жизни.

Национальное богатство страны, несмотря на тяжелые испытания, выросло по

сравнению с 1913 годом почти в 50 раз. Великий русский и

многонациональный советский народ мог гордиться этими достижениями.

Однако со второй половины 70-х годов стали все более ощутимыми признаки

экономического кризиса, проявилась неспособность политического руководства

реагировать на динамично меняющиеся обстоятельства.

Серьезную тревогу вызывал разрыв между приростом мощностей и невысоким

уровнем отдачи капитальных вложений. Положение особенно ухудшилось во

второй половине 70-х годов.

Наряду с внедрением новой техники нормой стали "долгострой", неполное

освоение нового оборудования, медлительность в достижении проектных

показателей. Срок окупаемости капитальных вложений в промышленности

вырос с пяти лет в 1980 году до 11 лет в 1975 году, а к концу 70-х годов

он уже втрое превышал допустимые нормативы.

Падение темпов экономического роста принимало затяжной характер.

Производительность труда на советских предприятиях оставалась ниже

уровня развитых стран. Если в 1966-1970 г. годовой прирост

производительности труда составлял 6,8 про---------------------------------

-------------------------- 5* 0 4См: Народное хозяйство СССР за 70 лет. -

С.64; Мы и плане 4та: Цифры и факты. - 5-е изд.,доп. - М.:1982. - С.67.

цента, то в 1981-1985 - всего 3,1 процента, то есть снизился в два

раза. 5 (*)

Большой урон народному хозяйству наносили потери в промышленности и сельско-

хозяйственном производстве, потери при хранении и перевозке готовой

продукции.

Велики были потери и в сельском хозяйстве. Потери при транспортировании

крупного рогатого скота составляли 3-12 %, свиней - до 11%. В поле на

элеваторах и при транспортировке терялось до 30% урожая. Значительный

урон сельскому хозяйству нанесла жестокая засуха 1975 года, когда сбор

зерна уменьшился на 40 млн. тонн по сравнению со среднегодовым

сбором предыдущего пятилетия, сократилось поголовье скота.

В мае 1982 года была принята продовольственная программа, которая

представляла собой систему мер, охватывающих все основные стороны

агропромышленного комплекса. Однако негативная тенденция не была сломлена.

Негативные процессы отражались и на социальной сфере. Медленно

улучшались жилищные условия, все чащи стали возникать проблемы в

продовольственном снабжении, организации транспорта, медицинского

обслуживания, образования. Но несмотря на негативные явления в экономике

уровень жизни в СССР все еще повышался до середины 70-х годов, а затем

более чем пятилетие не снижался. Росла заработанная плата основные

категорий трудящихся, прежде всего низкоквалифицированных,

увеличились общественные фонды потребления, делались серьезные, правда

недостаточные, финансовые инвестиции в медицину, образование, спорт,

отдых.

Снабжение населения продуктами питания и изделиями лёгкой промышленности

достигло своего максимума.Граждане страны с определенными трудностями,

но все-таки удовлетворяли свои потребности в товарах широкого

ассортимента. На полках магазинов всегда был выбор необходимых вещей.

Главная проблема была не в отсутствии товаров,а в их низком качестве,

поэтому ----------------------------------------------------------- 5* 0

4Народное хозяйство СССР за 70 лет. - С.51. покупатели старались

закупить импортные вещи и даже продукты питания. Реально жизненный

уровень стал падать лишь с начала 80-х годов.

Таким образом, застойные явления в экономике и социальной жизни,

усилившиеся в 70-х годах, к середине 80-х годов подвели страну к

предкризисной ситуации.

Каковы признаки этого явления?

В экономической области: - тенденция к замедлению роста основных

показателей развития народного хозяйства; - отставание в научно-

техническом и технологическом процессе от передовых капиталистических

стран; - неэффективное использование материальных и трудовых

ресурсов и задержка перехода к интенсивным методам производства; -

инфляционные процессы, товарный дефицит, огромный отложенный спрос.

В социальной области: - остаточный принцип выделения средств на

социальные нужды; - преобладание уравнительности в распределении и

систематическое нарушение социалистического принципа распределения по

труду; - нарастание таких негативных явлений, как пьянство,

алкоголизм, спекуляция, коррупция.

В политической области: - неспособность руководства страны оценить

назревшие перемены и принять адекватные меры; -

бюрократизация управленческого аппарата, волюнтаристические способы

принятия решений и проведения их в жизнь; - отсутствие гласности по

важнейшим вопросам государственной и общественной жизни; -

пассивность и апатия масс, значительная утрата ими доверия к традиционным

политическим институтам.

В духовной области: - отрыв теории, идеологической работы от

жизни, формализм пропаганды и агитации; - застой в обществоведении,

литературе, искусстве; - широкое распространение потребительской

психологии.

Возникновение предкризисного состояния нашего общества можно объяснить

как объективными, так и субъективными причинами. К объективным относятся

особенности развития нашей страны в 70-е годы. Здесь свою роль сыграла

сложная демографическая ситуация, удаление источников сырья и

энергоносителей от традиционных районов их использования, обострение

экономических проблем, неблагополучная мировая экономическая коньюктура,

возраставшее бремя расходов на поддержание военно-стратегического паритета

и на помощь союзникам. В этой связи стоит обратить внимание на то, что

доля СССР в рамках Варшавского договора составляла 90% совокупных

расходов и лишь 10% приходилось на долю союзников ( для сравнения: в

рамках НАТО расходы США составляют 54%).

Особенности и итоги предыдущих лет развития страны также способствовали

складыванию предкризисного состояния. Такие процессы, как, например,

чрезмерная централизация управления экономикой, огосударствление

кооперативной формы собственности обозначались и набрали силу гораздо

раньше. Но в 70-е годы, вместе с ростом масштабов производства они

стали проявляться более отчетливо.

Диагноз положения, в котором оказалось развитие нашего общества -

застой. По сути дела возникла целая система ослабления инструментов

власти, образовался своего рода механизм торможения социально-

экономического развития. Понятие "механизм торможения" помогает понять

причины застойных явлений в жизни общества.

Механизм торможения - это совокупность застойных явлений во всех сферах

жизни нашего общества: в политической, экономической, социальной,

духовной, международной. Механизм торможения есть следствие, а точнее

проявление противоречий между производительными

силами и производственными отношениями. В складывании механизма торможения

значительную роль играл субъективный фактор. В 70-е - начале 80-х

годов партийно-государственное руководство оказалось неподготовленным

активно и эффективно противостоять нараставшим негативным явлениям во

всех областях жизни страны.

2. Международная военно-политическая конфронтация и ее

последствия для СССР.

Внешнеполитическая деятельность в 70-х - первой половине 80-х годов была

направлена на обеспечение наиболее благоприятных условий для развития

общества, на формирование и утверждение нового типа международных

отношений, устранение угрозы войны. Однако атмосфера "застоя"

сказалась и здесь. Были не только успехи и достижения, но и серьезные

просчеты.

Советская внешняя политика осуществлялась по следующим основным

направлениям; - развитие отношений с социалистическими странами;

- поддержание отношений с развитыми капиталистическими странами;

- укрепление отношений со странами "третьего мира" - развивающимися

государствами; - борьба за предотвращение мировой войны,

сдерживание агрессивных устремлений НАТО и США.

Отличительной особенностью взаимоотношений СССР с социалистическими

странами было то, что все большее значение приобретало экономическое

сотрудничество и политические консультации. Наиболее отчетливо это

проявилось в деятельности Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ),

основной задачей которого было дополнить политическое сотрудничество

экономической интеграцией.

В этот период были достигнуты успехи в сотрудничестве социалистических

стран. В 1971 году СЭВом была принята комплексная программа углубления

сотрудничества, рассчитанная на 15 - 20 лет. Одним из основных

направлений было обеспечение восточноевропейских стран дешевыми

энергоносителями и сырьем.Крупными совместными экономическими проектами

были строительство нефтепровода "Дружба" и газопровода "Союз" , космическая

программа "Интеркосмос" , строительство промышленных предприятий в

разных странах.Советский Союз поставил в восточноевропейские страны в 1965

г. 8,3 млн.т нефти, в 1975 г. - около 50 млн., а к началу 80-х - 508

млн.т. Причем цена на нефть была значительно ниже мировой.

Не менее активно шло сотрудничество и в рамках Организации Варшавского

Договора (ОВД). Практически ежегодно в 70 - 80-е годы проводились общие

военные маневры на территории ряда стран, в основном СССР, Польши и

ГДР. С 1969 года в рамках ОВД действовал Политический консультативный

Комитет министров обороны.

Вместе с общим позитивным процессом развития сотрудничества в некоторых

странах возникали кризисные ситуации. Такая ситуация, ставившая под

угрозу политическую систему, возникла в Чехославакии. Ответом был ввод

советских, немецких, болгарских и польских войск в 1968 году и

подавление враждебных сил.

Драматично развивались события в Польше. С кризисом начала 70-х годов

польскому руководству удалось справиться самому. Однако в начале 80-х

антиправительственная борьба в стране развернулась с новой силой.

Благодаря экономической и политической помощи из СССР, польскому

руководству удалось сохранить ситуацию под контролем, причем 13 декабря

1981 года в стране было введено военное положение. Во главе Польской

объединенной рабочей партии был поставлен генерал Ярузельский. Это

прекратило забастовки и нарастание социальной нестабильности.

Наряду с социалистическими странами, которые входили в ОВД и СЭВ,

существовали социалистические государства, проводившие независимый

внешнеполитический курс. С одними СССР поддерживал добрососедские

отношения, с другими находился в конфронтации. Укрепились связи с

Югославией. На протяжении всех 60-х, 70-х и 80-х годов югославское и

советское правительства проводили в отношении друг друга политику

сдержанного сотрудничества. Наряду с усиленными экономическими связями

политическое взаимодействие было крайне незначительно. Особую позицию

занимала Румыния. Руководство страны во главе с Чаушеску пыталось

проводить независимый внешнеполитический курс, однако в целом как

внутренняя, так и внешняя политика государства соответствовала принципам

социализма.

Отношения же СССР с Китаем, а также с Албанией были серьезно

подорваны. Советско-албанские отношения были прерваны еще в 1961 году.

В жесткой конфронтации СССР находился с Китайской Народной Республикой.

Обострение отношений между ними началось еще в конце

50-х годов, а в середине 60-х годов, с началом "культурной революции",

китайское руководство намеренно пошло на резкое ухудшение отношений с

СССР. В 1965-1966 годах из страны выехали почти все советские граждане,

прекратились какие-либо экономические, культурные и тем более

политические контакты. В 1969 году на советско-китайской границе произошли

вооруженные столкновения в районах острова Даманский (Дальний Восток) и

Семипалатинске (Средняя Азия). На протяжении 70-х годов Китайская

Народная Республика фактически рассматривалась как потенциальный

противник. Лишь после смерти Мао Цзэдуна в 1976 году и смерти

Л.И.Брежнева в 1982 году отношения между двумя странами стали улучшаться.

Отношения с развитыми капиталистическими странами носили противоречивый,

но в целом конструктивный характер. Во второй половине 60-х годов

началась"разрядка" во взаимоотношениях СССР и Франции. Президент Франции

Шарль де Гопль посетил Москву летом 1966 года. В 1966 - 1970 гг. визиты

французских и советских министров иностранных дел и глав правительств были

продолжены. С этого времени стали быстро развиваться советско -

французские экономические связи. Новый президент Франции Ж.Помпиду и

Л.И. Брежнев подписали в октябре 1971 года документ "Принципы

сотрудничества между СССР и Францией".

Улучшились отношения Советского Союза с Федеративной Республикой

Германии. Осенью 1969 года на выборах в Бундестаг победу одержала СДПГ.

Новое руководство страны заявило о нерушимости послевоенных границ в

Европе и де-факто признало существование ГДР. Все это послужило основой

заключения мирного договора между ФРГ и СССР в августе 1972 года. В этом

договоре были признаны нерушимыми западные границы Польши и граница

между ГДР и ФРГ. В последующие годы политические и экономические

отношения двух стран развивались достаточно стабильно. Во второй

половине 70-х годов ФРГ превратилась в одного из основных

внешнеэкономических партнеров Советского Союза.

Аналогично развивались отношения СССР с большинством европейских и

неевропейских капиталистических стран. Наиболее натянутыми на протяжении

всего периода они были с Великобританией и Японией. Лишь после победы

лейбористов в Англии в 1974 году начался

процесс улучшения англо-советских политических и экономических

отношений. Несмотря на то, что экономических связи СССР и Японии были

достаточно успешными, внешнеполитические отношения оставались на

весьма низком уровне. СССР не заключил с Японией мирного договора и,

следовательно, с формальной точки зрения находился с ней в состоянии войны.

Основная причина заключалась в том, что Япония требовала возвращения

четырех островов Южно-Курильской гряды, которые СССР получил после второй

мировой войны и отказался вести переговоры по этому вопросу. Особым образом

развивались отношения между СССР и США, самыми крупными промышленными и

военными державами.

После второй мировой войны международные события так или иначе были

связаны с противостоянием великих держав. Соединенные Штаты, проводя

политику гегемонии в мировых делах, встречали противодействие Советского

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.