бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Культурно-бытовой облик учащихся начальной и средней школы XIX начала ХХ веков

это классовое расслоение не сказывалось на их товарищеских отношениях;

здесь все были равны»[165].

Таким образом, если в начале XIX века сделать образование бессословным

не удалось, то, несмотря на это и на другие колебания сословной

государственной политики, школы к началу XX века всё равно

демократизировались, а сословная грань между учащимися стиралась. Это и

определило их культурно-бытовой облик.

3. Программы

В разных учебных заведениях в разное время различались и учебные

курсы. Отметить их необходимо, так как их влияние на культурно-бытовой

облик учащихся было немаловажным.

Уставом 1804 года были утверждены в том числе и программы для вновь

учрежденных учебных заведений. Программы эти были очень обширными: «курс

вообще страдал энциклопедизмом и необходимым его последствием –

поверхностью выносимых из него знаний»[166]. Так, в учебную программу

гимназий было включено «…кроме полных курсов: латинского, немецкого и

французского языков … дополнительный курс географии и истории, включая в

сию последнюю науку мифологию (баснословие) и древности, курс статистики

общей и частной Российского государства, начальный курс философии и изящных

наук, начальные основания политической экономии, курс математики чистой и

прикладной, курс опытной физики и естественной истории; также начальные

основания наук, относящихся до торговли, основание технологии и

рисование»[167]. Не меньшим объемом отличалась программа и уездных училищ:

«В сих училищах преподаются следующие учебные предметы: 1) Закон Божий и

Священная история, 2) должности человека и гражданина, 3) российская

грамматика, а в тех губерниях, где в употреблении другой язык, сверх

грамматики российской, грамматика местного языка, 4) чистописание, 5)

правописание, 6) правила слога, 7) всеобщая география и начальные правила

математической географии, 8) география Российского государства, 9) всеобщая

история, 10) Российская история, 11) арифметика, 12) начальные правила

геометрии, 13) начальные правила физики и естественной истории, 14)

начальные правила технологии, имеющей отношение к местному положению и

промышленности, 15) рисование»[168]. Но на самом деле такие учебные курсы

не могло выдержать практически ни одно учебное заведение: например, А.

Галахов описывает уездные училища своего времени так: «По уставу 1804 года

двухлетний курс уездных училищ был очень обширен: в них полагалось

преподавание пятнадцати предметов: Закона Божия и Священной истории,

должностей человека и гражданина, русской грамматики и правил слога;

географии всеобщей и русской с начальными правилами географии

математической, истории всеобщей и русской, арифметики и начальных правил

геометрии, начальных правил физики, естественной истории и технологии,

чистописания и рисования. Опыт показал и бесполезность такого учебного

плана, и невозможность выполнить его, если б он даже имел за собою какое-

нибудь педагогическое основание; почему в мое время многие предметы сошли с

расписания уроков: не было ни «должностей человека и гражданина»,

заменившихся «правилами для учащихся», ни правил слога, ни начальных правил

геометрии, физики, естественной истории и технологии, ни рисования…»[169].

Так и в приходских училищах официально программа тоже была очень

обширна по уставу 1804 года: «В сих училищах обучают чтению, письму и

первым действиям арифметики, главным началам Закона Божия и нравоучения,

читают с объяснением книгу: краткое наставление о сельском домоводстве,

произведении природы, сложении человеческого тела и вообще о средствах к

предохранению здоровья»[170].

Постепенно становилось ясно, что отсутствует не только возможность

преподавать такие программы, но и смысл в этом. «27 марта 1819 г. Главное

Правление Училищ утвердило составленные Ученым Комитетом новые планы

гимназий, уездных и приходских училищ… Из предметов гимназического курса

были исключены мифология, всеобщая грамматика, начальный курс философии и

изящных наук, основания политической экономии, коммерческих наук и

технологии; взамен того было усилено преподавание языков[171], особенно

древних и расширен курс географии и истории. Из курса уездных училищ

исключены начала естественной истории и технологии и сокращены курсы

географии и истории; латинский и немецкий языки сделаны обязательными

только для готовящихся в гимназию. Для приходских училищ оставлены все

предметы преподавания, положенные по уставу 1804 года»[172]. Однако,

«энциклопедичность первого устава и после 1819г. в значительной степени

сохранялась»[173].

С уставом 1828 года программы этих учебных заведений были опять

упрощены. Так, в приходских училищах остались только неизменный Закон Божий

и необходимые чтение, письмо и первые четыре действия арифметики[174] (да

детям сельских сословий и не полагалось знать больше). И в уездных училищах

учебный курс был сильно сокращен. Больше не преподавались должности

человека и гражданина, правописание и правила слога; добавлено было только

черчение[175]. Изменения коснулись и гимназического учебного курса, по

уставу 1828 года «в оных преподаются: 1) Закон Божий, Священная церковная

история, 2) российская грамматика, словесность и логика, 3) языки:

латинский, немецкий и французский, 4) математика до конических сечений

включительно, 5) география и статистика, 6) история, 7) физика, 8)

чистописание, черчение и рисование»[176]. Кроме того, «в гимназиях,

состоящих при Университетах, обучают и языку греческому…»[177]. Главный

упор делался на латинский и греческий языки (они и составляли по новому

уставу ядро гимназического курса[178]), что видно из таблицы недельных

полуторачасовых уроков, положенных по уставу 1828 года в гимназиях:

| |КЛАССЫ |

| |I |II |III|IV |V |VI |VII |

|Закон Божий |2 |2 |2 |2 |1 |1 |1 |

|Российская словесность и логика |4 |4 |4 |3 |3 |3 |2 |

|Латинский язык |4 |4 |4 |4 |4 |3 |3 |

|Греческий язык |- |- |- |5 |5 |5 |5 |

|Немецкий или французский язык |2 |2 |2 |3 |3 |3 |3 |

|Математика |4 |4 |4 |1 |1 |1 |- |

|Физика |- |- |- |- |- |2 |2 |

|География и статистика |2 |2 |2 |1 |1 |- |2 |

|История |- |- |2 |2 |3 |3 |3 |

|Чистописание |4 |4 |2 |- |- |- |- |

|Черчение и рисование |2 |2 |2 |1 |1 |1 |1 |

|Итого уроков |24 |24 |24 |22 |22 |22 |22 |

| число часов |36 |36 |36 |33 |33 |33 |33 |

При этом надо отметить учебный курс в гимназиях высших наук и т.п.,

который был очень обширным. Например, в Университетском пансионе, где в

конце 20-х – начале 30-х годов учился Д.Милютин, он был такой: «Учебный

курс был общеобразовательный, но значительно превышал уровень

гимназического. Так, в него входили некоторые части высшей математики

(аналитическая геометрия, начала дифференциального и интегрального

исчисления, механика), естественная история, римское право, русские

государственные и гражданские законы, римские древности, эстетика. Из

древних языков преподавался один, латинский; но несколько позже, уже в

бытность мою в пансионе, по настоянию министра Уварова, введен был и

греческий. Наконец, в учебный план пансиона входил даже курс «военных

наук»!..»[179].

С сороковых годов, если верить А. Афанасьеву, обучение греческому

языку должно было проходить по желанию учащегося, но такое постановление

исполнялось не всегда: «По положению, греческий язык должны были слушать

только желающие, начиная с IV класса, которым уменьшен был зато

математический курс; мы знали это постановление и изъявили свое нежелание

учиться греческому языку. Но благодетельное начальство, не входя в причины

этого нашего нежелания и думая, как бы выслужиться, завербовав большее

число воспитанников для греческого языка, приказал нам слушать уроки Соб-ча

без всяких отговорок»[180]. Но после известных событий 1848 года ситуация

несколько изменилась, как это описывает Ф. Стулли: «С четвертого класса в

нашей гимназии начиналось преподавание греческого языка; обучение этому

языку не было обязательно, но кто ему учился, получал по окончании курса

гимназии право на чин XIV класса. Поэтому грекофиллами оказывались почти

все. События Западной Европы 1848 года, как известно отразились на

порядках наших учебных заведений: из университетского преподавания была

исключена философия, в гимназиях оказались в немилости древние языки:

преподавание греческого языка было в большинстве гимназий совершенно

отменено («Было оставлено, - отмечает Ф. Стулли, - лишь по одной

классической гимназии в каждом округе»), латинский язык начинался только с

четвертого класса и стал предметом необязательным: ученикам предоставлялось

на выбор учиться или латинскому языку, или, начиная с пятого класса, вновь

введенному в преподавание предмету – законоведению, на который перешла

льгота, дававшаяся прежде языком греческим»[181].

В результате этих изменений в 1848 году образовательная система стала

такой, как её описывает П.Боборыкин (он пишет о начале 50-х годов): «Когда

мы к 1-му сентября собрались после молебна, перед тем как расходиться по

классам, нам, четвероклассникам, объявил инспектор, чтобы мы, поговорив

дома с кем нужно, решили, как мы желаем учиться дальше: хотим ли продолжать

учиться латинскому языку (нас ему учили с первого класса) для поступления в

университет, или новому предмету, «законоведению», или же ни тому, ни

другому. «Законоведы» будут получать чин четырнадцатого класса;

университетские – право поступить без экзамена, при высших баллах; а

остальные – те останутся без латыни и знания русских законов и ничего не

получат: зато будут гораздо меньше учиться»[182].

С новым царём, с новыми реформами, с принятым новым уставом средних

учебных заведений 1864 года, были утверждены и новые учебные программы. В

ставших классическими гимназиях греческий язык был сделан обязательным,

появилась космография, церковно-славянский язык, естественная история

(краткое наглядное объяснение трёх царств природы), исчезла логика и

остался только один новый язык[183]. Осталось усиленным преподавание

латинского и греческого языков, хорошо преподавалась и математика, что

видно из таблицы недельных часов уроков, положенных по уставу гимназий и

прогимназий Министерства Народного просвещения, Высочайше утвержденному 19

ноября 1864 г.:

| |КЛАССЫ |

| |I |II |III |IV |V |VI |VII |

|Закон Божий |2 |2 |2 |2 |2 |2 |2 |

|Русский язык с |4 |4 |3 |4 |3 |3 |3 |

|церковно-славянским | | | | | | | |

|Латинский язык |4 |5 |5 |5 |5 |5 |5 |

|Греческий язык |- |- |3 |3 |6 |6 |6 |

|Французский или немецкий язык |3 |3 |2 |3 |3 |3 |2 |

|Математика |3 |3 |3 |3 |3 |3 |4 |

|История |- |- |2 |3 |3 |3 |3 |

|География |2 |2 |2 |2 |- |- |- |

|Естественная история |2 |2 |2 |- |- |- |- |

|Физика и космография |- |- |- |- |2 |2 |2 |

|Чистописание, черчение и |4 |4 |3 |2 |- |- |- |

|рисование | | | | | | | |

|Итого для учащихся одному новому|24 |25 |27 |27 |27 |27 |27 |

|языку | | | | | | | |

|Итого для учащихся двум новым |27 |27 |29 |30 |30 |30 |30 |

|языкам | | | | | | | |

Во вновь созданных реальных училищах программа была та же, но разным

было преподавание предметов: «§40. В реальных гимназиях преподаются:

а) В одинаковом объёме с классическими: 1) Закон Божий, 2) русский

язык с церковно-славянским и словесность, 3) история, 4) география и 5)

чистописание.

б) В большом объёме сравнительно с классическими: 6) математика, 7)

естественная история с присоединением к ней химии, 8) и 9) физика и

космография, 10) и 11) немецкий и французский языки (оба обязательны) и 12)

рисование и черчение.

в) Вовсе не преподаются: латинский и греческий языки»[184].

Таким образом, распределение часов уроков в реальных гимназиях по

уставу 1864 года было следующим:

| |КЛАССЫ |

| |I |II |III|IV |V |VI |VII |

|Закон Божий |2 |2 |2 |2 |2 |2 |2 |

|Русский язык с |4 |4 |4 |4 |3 |3 |3 |

|церковно-славянским и | | | | | | | |

|словесность | | | | | | | |

|Французский язык |3 |3 |3 |4 |3 |3 |3 |

|Немецкий язык |3 |3 |3 |3 |4 |4 |4 |

|Математика |3 |4 |4 |4 |4 |3 |3 |

|История |- |- |2 |3 |3 |3 |3 |

|География |2 |2 |2 |2 |- |- |- |

|Естественная история и химия |3 |3 |3 |3 |3 |4 |4 |

|Физика и космография |- |- |- |- |3 |3 |3 |

|Чистописание, рисование и |4 |4 |4 |2 |2 |2 |2 |

|черчение | | | | | | | |

|Итого часовых уроков |24 |25 |27 |27 |27 |27 |27 |

Видно, что упор делается на новые языки и естественные предметы.

Во вновь учрежденных прогимназиях ситуация была следующая: «Учебный

курс прогимназий классических и реальных соответствует учебному курсу

низших четырёх классов гимназий классических и реальных»[185].

В существовавших в это время военных гимназиях их 6-летний учебный

курс в 1865г. был следующим: «Закон Божий (13 уроков), русский язык (30

уроков), естественная история (10 уроков), физика (5 уроков), математика

(34 урока), французский язык – 26, немецкий – 23, история –9, чистописание

и рисование»[186].

В начальных народных училищах программа было следующая: «Закон Божий,

чтение книг гражданской и церковной печати, письмо, начала арифметики,

церковное пение, где это возможно»[187].

Следующие уставы учебных заведений были связаны с изменением во

внутренней политике Александра II, его отходом от реформ. В 1871 году была

утверждена новая, хотя и не сильно измененная программа классических

гимназий. Из таблицы недельных часов уроков, положенных по уставу гимназий

и прогимназий 1871 г., видно, что «основными предметами признаются древние

языки и математика; им и уделено наибольшее количество времени… Уменьшено

число уроков по Закону Божию, истории, естествоведению, чистописанию,

черчению и рисованию. Космография заменена математической географией. Вновь

введен один урок логики»[188]:

| |КЛАССЫ |

| |Приготовит|I |II |III|IV |V |VI |VII |VIII|

| |ельный | | | | | | | | |

|Закон Божий |4 |2 |2 |2 |2 |2 |1 |1 |1 |

|Русский язык с |6 |4 |4 |4 |3 |3 |2 |2 |2 |

|церковно-славянским | | | | | | | | | |

|Краткие основы логики |- |- |- |- |- |- |- |1 |- |

|Латинский язык |- |8 |7 |5 |5 |6 |6 |6 |6 |

|Греческий язык |- |- |- |5 |6 |6 |6 |6 |7 |

|Математика (с физикой, | | | | | | | | | |

|математической |6 |5 |4 |3 |3 |4 |6 |6 |6 |

|географией и кратким | | | | | | | | | |

|естествознанием) | | | | | | | | | |

|География |- |2 |2 |2 |2 |- |- |1 |1 |

|История |- |- |- |2 |2 |2 |2 |2 |2 |

|Французский или немецкий|- |- |3 |3 |3 |3 |3 |2 |2 |

|язык | | | | | | | | | |

|Чистописание |6 |3 |2 |- |- |- |- |- |- |

|Итого для учащихся |22 |24 |24 |26 |26 |26 |26 |27 |27 |

|одному новому языку | | | | | | | | | |

|Итого для учащихся двум |- |24 |27 |29 |29 |29 |29 |29 |29 |

|новым языкам | | | | | | | | | |

При изучении таблицы недельных часов уроков, положенных по первому

уставу реальных училищ, Высочайше утвержденному 15 мая 1872 г., можно

увидеть, что программа их отличалась от программы классических гимназий.

Иностранные языки здесь преподавались только новые (и кроме того, в отличие

от классических гимназий, новых языков было два), церковно-славянский не

преподавался вовсе, как и краткие основы логики, зато были включены

механика, рисование и черчение (довольно усиленные), химия, естественная

история, и в большем объеме математика и физика. В 5-м и 6-м классе

учащиеся в реальных гимназиях тратили больше времени на учебу, чем в

классических.

| |КЛАССЫ |

| |I |II |III|IV |V |VI |VII |

|Закон Божий |2 |2 |2 |2 |1 |1 |2 |

|Русский язык |6 |4 |4 |4 |2 |2 |4 |

|Новый иностранный язык |- |6 |5 |5 |3 |3 |5 |

|Другой новый иностранный язык |- |- |6 |6 |3 |3 |- |

|География |2 |2 |2 |2 |- |- |2 |

|История |- |- |2 |2 |2 |2 |4 |

|Математика |4 |4 |4 |4 |8 |4 |3 |

|Естественная история |- |- |- |- |4 |2 |2 |

|Физика |- |- |- |- |4 |2 |}2 |

|Химия |- |- |- |- |- |4 | |

|Механика |- |- |- |- |- |4 |- |

|Чистописание |4 |2 |- |- |- |- |- |

|Рисование и черчение |6 |4 |4 |4 |6 |6 |5 |

|Итого часовых уроков |24 |24 |29 |29 |33 |33 |29 |

В 1872 г. в только что появившихся городских училищах был установлена

такая программа: «1) Закон Божий, 2) чтение и письмо, 3) русский язык и

церковно-славянское чтение с переводом на русский язык, 4) арифметика, 5)

практическая геометрия, 6) география и история отечества с необходимыми

сведениями из всеобщей истории и географии, 7) сведения из естественной

истории и физики, 8) черчение и рисование, 9) пение, 10) гимнастика»[189].

В приходском училище - например, в 80-х гг. у А. Грекова

«преподавалось чтение с рассказом прочитанного, чистописание и переписка с

книги, начало арифметики и неизбежный Закон Божий: молитва и краткая

история Ветхого и Нового заветов»[190].

Преемник министра народного просвещения Д.А.Толстого граф Делянов был

вынужден предпринять ряд изменений в программах общеобразовательных школ.

Например, в реальных училищах с 1888г. «в первых четырех классах

усиливались новые языки и математика, увеличивалось число учебных часов по

физике на 2 и на 2-же по Закону Божьему, прибавлялся один лишний час на

естественную историю и 2 урока на повторительный курс географии в VI

классе. Химия и механика исключались»[191].

Относительно гимназий в 1889г. было решено: «1)изучение греческой и

латинской грамматик с упражнениями заканчиваются в VI классе, 2)курс двух

старших классов посвятить исключительно чтению авторов, 3)на испытаниях

зрелости письменные переводы с русского языка на древние заменить

переводами с древних языков на русский»[192]. Кроме того, «по Закону Божию

число уроков было увеличено с 13 до 16, согласно с определением Священного

Синода… существенно был изменен план преподаваемых отдельных дисциплин» -

это грамматики, теории словесности и истории русской литературы[193].

Несостоятельность принципа классицизма становилась всё более явной, но его

все равно пытались сохранить. Таким образом, учебный строй был изменен

следующим порядком[194]:

|Предметы |Число часов по 1890г. без|Больше или меньше |

| |приготовительного класса |сравн. с устава |

| | |1871г. |

|1. Закон Божий |16 |+3 |

|2. Рус. язык с |29 |+4 |

|церковно-славянским и | | |

|логика | | |

|3. Латинский язык |42 |-7 |

|4. Греческий язык |33 |-3 |

|5. Математика |29 |-1 |

|6. Физика |7 |+1 |

|7. История |13 |+1 |

|8. География |8 |-2 |

|9. Французский язык |19 |тоже |

|10. Немецкий язык |19 |тоже |

|11. Чистописание и |10 |+5 |

|рисование | | |

|12. Естественная история |11 |-1 |

|Всего с изучением одного |206 |206 |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.