|
Афганистан в конце XX вгуманитарной и донорской помощи населению Афганистана, о чем свидетельствует подписанный ими с Управлением ООН по координации гуманитарной помощи Меморандум о взаимопонимании. Вместе с тем они постоянно осложняют работу ооновцев в этой области, выдвигая различного рода условия и требования, подчиняют ее политической конъюнктуре. После введения Советом Безопасности ООН ограниченных санкций против движения талибан, талибская администрация организовала серию демонстраций и погромов учреждений ООН в Афганистане, хотя талибам хорошо известно, что санкции ООН не распространяются на оказываемую афганцам гуманитарную помощь. Таким образом, развитие ситуации в Афганистане, характеризующееся неуклонным обострением военно-политической обстановки, ужесточением вооруженного противоборства, резким ухудшением гуманитарного положения, все активнее порождает и выбрасывает за пределы этой страны метастазы экстремизма и международного терроризма, незаконного оборота наркотиков, грубого нарушения прав человека и международного гуманитарного права. Эти нарастающие вызовы региональной и международной безопасности должны быть услышаны и восприняты со всей серьезностью и ответственностью. Мировому сообществу следует не только не ослаблять, но и усиливать воздействие на противоборствующие афганские силы, особенно талибов, с целью склонения их к прекращению кровопролития и поиску компромиссных развязок внутриафганских проблем. Центральное место в этом деле по-прежнему должно принадлежать ООН как главному авторитетному и беспристрастному посреднику в достижении политического урегулирования, приемлемого для всех афганцев. Понимание такой необходимости имеется у Генсекретаря ООН К.Аннана. Он намерен активизировать деятельность Специальной миссии ООН по Афганистану, которая возьмет на себя главную роль в проведении миротворческой работы в этой стране, а также укрепить и интенсифицировать ее контакты со сторонами конфликта, с представителями других афганских сил, непосредственно не участвующих в вооруженном противоборстве, равно как и с представителями всех заинтересованных стран мира, готовых помочь нахождению мирного решения конфликта. К.Аннан отмечает необходимость усиления борьбы с исходящей из Афганистана наркоугрозой. В качестве первых шагов на этом пути можно рассматривать достигнутые в 1999 г. между ЮНДКП и властями Пакистана, Ирана, Туркменистана, Узбекистана и Таджикистана договоренности о реализации программ в области пограничного контроля и охраны правопорядка. Подписаны меморандумы о взаимопонимании со всеми странами Центральной Азии с целью улучшения координации работы погранслужб и правоохранительных органов этих стран.[65] Существенным компонентом в позитивном воздействии на ситуацию в Афганистане остается оказание гуманитарной, донорской, продовольственной, медицинской и другой помощи населению этой страны со стороны ООН и международных гуманитарных учреждений. ООН обратилась к странам-членам с призывом оказать в 2000 году чрезвычайную и гуманитарную помощь Афганистану в объеме 270 млн. долларов.[66] Важным инструментом в деятельности ООН на афганском направлении является созданная в 1997 г. по инициативе Спецпосланника Генсекретаря ООН по Афганистану Л.Брахими «Группа соседей и друзей Афганистана» («Группа 6+2»), в которую входят Иран, КНР, Пакистан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан, а также Россия и США. Группой выработаны согласованные подходы к проблеме внутриафганского урегулирования, которые были зафиксированы в принятой в Ташкенте в июле 1999 г. на ее выездном заседании с участием заместителей министров иностранных дел Декларации об основных принципах мирного урегулирования конфликта в Афганистане. На сегодняшний день «Группа 6+2» остается одним из немногих жизнеспособных международных механизмов содействия внутриафганскому урегулированию, несмотря на то, что некоторые участники Группы, в частности Пакистан и Туркменистан, все больше дистанцируются от совместно выработанной линии поведения. Следует отметить, что характер дальнейшего развития событий в Афганистане, а следовательно, увеличение или уменьшение исходящих от этой страны вызовов международному сообществу во многом будут зависеть от образа действий соседних стран, прежде всего Пакистана и Ирана. Новые пакистанские власти, занятые внутренними делами, пока, судя по всему, не собираются привносить резких перемен в свою «афганскую» политику. Заявляя о стремлении Исламабада добиваться справедливого политического урегулирования в Афганистане на основе создания широкопредставительного правительства, глава военной администрации П.Мушарраф вместе с тем указывает на необходимость учитывать «особые интересы» движения талибан, мотивируя это тем, что талибы контролируют почти 90% территории страны. Это заявление можно расценивать как осторожное подтверждение позиции Исламабада в поддержку ДТ с его претензий на установление монопольной власти в Афганистане. Официальные представители Пакистана заявляют, что как член ООН он будет соблюдать введенные против ДТ санкции, хотя в Исламабаде считают, что они осложняют гуманитарную ситуацию в этой стране. Что касается выдачи У. бен Ладена, то пакистанцы подтвердили свою позицию относительно того, что этот вопрос является «внутренним делом Афганистана». Позиция Ирана в отношении афганских событий, судя по заявлениям официальных властей в Тегеране, также остается неизменной. Иран выступает за скорейшее политическое урегулирование с учетом интересов всех этнических групп и религиозных конфессий. Пока эти интересы не будут признаны и узаконены талибами в форме широкопредставительного коалиционного правительства, Тегеран продолжит оказывать помощь и поддержку силам антиталибской коалиции.[67] За продолжающимся вооруженным противостоянием между движением талибан и объединенным фронтом, которые, безусловно, являются ключевыми участниками афганских событий, не следует забывать и о так называемой «третьей силе» – афганской зарубежной диаспоре. Это наиболее образованная и профессионально подготовленная часть афганского общества во многом остается носителем афганских общественно-политических и культурных традиций и современных либерально-буржуазных взглядов. Как бы ни развивались события в Афганистане, эта «третья сила» рано или поздно будет востребована уже хотя бы потому, что для нормальной жизнедеятельности любой страны в мирных условиях нужны технократы, врачи, учителя, другие квалифицированные специалисты. В последнее время представители «третьей силы», включая экс-короля Афганистана М.Захир Шаха и его окружение, заметно активизировали усилия по поиску политической альтернативы вооруженному конфликту в Афганистане. В конце ноября 1999 г. в Риме по инициативе М.Захир Шаха состоялось заседание учредительного оргкомитета по созыву чрезвычайной Лойя Джирги (собрание народных представителей), в котором приняли участие более 80 посланцев промонархических и либеральных кругов. В принятой оргкомитетом заключительной декларации зафиксировано решение созвать Лойя Джиргу на территории Афганистана при первой же благоприятной возможности для выработки принципов мирного урегулирования и определения будущего государственного устройства страны. Подобного рода встречи состоялись также в ФРГ, Голландии, Иране, Пакистане, что свидетельствует о значительной разобщенности и определенной конкуренции в афганской зарубежной диаспоре. Реакция объединенного фронта на прошедшие мероприятия была в целом положительной. Римская встреча была расценена в качестве позитивного шага в направлении консолидации афганцев. движение талибан отреагировало на встречу в Риме негативно, отметив, что ее решения приняты «в отрыве от афганских реалий». Вместе с тем талибы не исключили возможности проведения Лойя Джирги в Афганистане с целью обсуждения актуальных социально- экономических и административных проблем, но не вопроса о власти, который, мол, уже решен в пользу движения талибан. Как показывает развитие ситуации в Афганистане, вовлеченные в конфликт афганские силы, и прежде всего талибы, все еще не готовы к серьезному и ответственному мирному диалогу, поскольку, видимо, не исчерпали потенциала своей воинственности и непримиримости и рассчитывают на продолжение подпитки извне. С учетом этого, в интересах адекватного реагирования на исходящие из Афганистана вызовы региональной и международной безопасности мировому сообществу необходимо в ближайшее время предпринять самые энергичные шаги, чтобы переломить существующую в этой стране трагическую ситуацию в направлении политического урегулирования, помочь афганцам найти взаимоприемлемую, компромиссную формулу практического сосуществования пуштунов и непуштунской части афганского общества в форме создания широкопредставительного и многоэтнического правительства в соответствии с рекомендациями и резолюциями Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи ООН. В противном случае затяжной кризис в Афганистане грозит стать неуправляемым и от его катастрофических последствий не будет застраховано ни одно государство региона. Заключение. Подводя итоги этой работы и отвечая на вопросы поставленные в самом начале. Зачем мы пришли в Афганистан, то можно с уверенностью сказать, что присутствие нашего ограниченного контингента в Афганистане осбой нужды не было.Афганистан не стал второй Монголией. Советские солдаты стали там, в понимании самих афганцев, оккупантами. Есть желание отметить, что сороковая армия не только воевала, а еще строила, возводила. Советские люди оказывали самую разнообразную помощь (афганцы учились в наших вузах, строили новые объекты, в больницах работали наши врачи и т.д.). После ухода советских войск, многие западные политики предсказывали быстрое поражение режима Наджибуллы. Но этого не произошло, значит: 1. Правительство Наджибуллы имело поддержку у некоторой части афганского населения. 2. Сам режим не опирался полностью на « штыки « советских солдат. Решающую роль в падении правительства сыграло два обстоятельства. 1. Полностью уход Советского союза из Афганистана. 2.Правительству Наджибуллы не удалось решить национальный вопрос. Захватившие в 1992 г. в Афганистане власть, моджахедды так и не смогли ее поделить. К лету 1992г страна окончательно раздробилась на несколько частей. Причиной произшедшего было,то что 1.Нет общенационального лидера, на тот момент , за которым бы пошла большая часть населения. (Пуштуны, как самая многочисленная часть населения тоже была неоднордна) .2. Появление на политической арене множество политических лидеров, которые защищали свои автономные интересы в пределах уезда, а не общегосударственные. 3.Заинтересованность соседних государств в раздроблении страны. Особенностью ситуации в Афганистане явилось то, что когда его оставили в покое Москва и Вашингтон, а одна из враждовавших афганских сторон (режим Наджибуллы) потерпел поражение, этот кризис не только не пошел на убыль, но и разгорелся с новой силой. Дальнейшее развитие событий показало, что ситуация в этой стране вышла из-под контроля США и России и что гораздо большее воздействие на нее стали оказывать соседние региональные государства, прежде всего Пакистан и Иран. Раздробленнсть страны было своего рода компромиссным вариантом между заинтересованными сторонами, но компромисс недолговечен. Пакистан в этой обстановке был самым ущемленным, по выше перечисленным причинам. Одновременно появилось перспектива транспортировать Туркменский газ. Для этого нужно объеденить го сударство Афганистан. И наполитическую сцену страны выходит движение Талибан. По замыслу его создателей, движение талибан должно было стать той силой, которая сумела бы «навести порядок» в Афганистане, прекратить внутриафганскую междоусобицу, восстановить традиционное доминирование пуштунов в общественно-политической жизни страны. Делался расчет и на то, что гарантирует приход к власти в Афганистане дружественного, если не откровенно зависимого от Исламабада режима, что должно обеспечить Пакистану своего рода «стратегическую глубину» и геополитические преимущества в непростых взаимоотношениях с Индией. Талибан только при помощи из вне не в состоянии объеденить силовым путем Афганистан нужно было опираться и на внутренние силы и была разыграна пуштунская карта ( пуштунский национализм ). К 2000г захватив 90% территории страны Талибы кроме идеологии « чистого ислама» принесли с собой: 1. Территория страны превратилась в опорную базу международного терроризма (организация « Аль-Кайда».) 2. Рост производства наркотического сырья. 3. Ухудшение гуманитарной обстановки в стране. Все это свидетельствует о серьезном кризисе в стране. Библиография: 1. Давыдов А.Д. «Афганистан. Войны могло не быть» - М. 1993 г. 2. ЛяховскийА.А., Забродин В.М. «Тайны афганской войны» - М.1991 г. 3. Боровик А.Г. «Еще раз про войну» - М. 1991 г. 4. Пинов Н.И.«Война в Афганистане» - М. 1991 г. 5. Ахромеев С.В., Корниенко Г.М. «Глазами маршала и дипломата» - М. 1991 г. 6. Гай Д., Снегирев В. «Вторржение. Неизвестные страницы необъявленной войны» - М. 1994 г. 7. Громов Б.В. «Ограниченный контингент» - М. 1994 г. 8. Сполынников В.Н. «Афганистан. Исламская оппозиция» - М.1991 г. 9. Корниенко Г.М. «Холодная война» - М. 1995 г. 10. Громыко А.А. «Памятное» - М. 1992 г. 11. Хашимбеков Х. Узбеки Северного Афганистана. ИВ РАН. М., 1998. 12. История вооруженных сил Афганистана. М., 1985. 13. Темирханов Л. Восточные пуштуны. М., 1987. 14. Бжезинский З. Великая шахматная доска. «Международные отношения.» М., 1998. С. 157 15. Ахмед Рашид Талибан: ислам, нефть и новые большие игры в Центральной Азии. I.B Tauris, 2000 16. Мартин Эвенс Афганистан: новая история. Curzon, 2001. 17. А. Давыдов. Афганистан. Талибы стремятся к власти // Азия и Африка сегодня. 1997, №7. 18. Гареев М. "Афганская проблема - три года без советских войск". "Международная жизнь", февраль 1992 19. Руа О. Борьба за Афганистан: Фундаментализм и региональные стратегии власти Internationale Politik, 1997. №8. 20. Кангас Р.Д. Сценарий будущего Афганистана. «Международная жизнь» март 1994 21. Катков И.Е. Социальные аспекты племенной структуры пуштунов. - в сб. Афганистан: история, экономика, культура. М., 1989. 22. Тураджаев В., Миронов Л. Нефтью можно и захлебнуться // Азия и Африка сегодня. 1997, № 2. С. 7. 23. Ганковский Ю. В бой вступают талибы // Азия и Африка сегодня. 1995, №7. 24. Милославский Г.В. Центральная Азия в евразийской перспективе // Восток/Oriens. 1996, №5. С. 8. 25. Махмудов Э.Р. Афганистан: основные этапы эволюции государственной политики в области индустриализации. (1919-78 гг.) - в сб. Афганистан: история, экономика, культура. М., 1989. С. 160. 26. Олимова С.К., Олимов М.А. Независимый Таджикистан: трудный путь перемен // Восток/Oriens. 1995, № 1. С. 135. 27. Ниязи А. Таджикистан. Ислам и общество // Азия и Африка сегодня. 1997, №7. С. 28. 28. Rubin B. Tajikistan: From Soviet Republic to Russian-Uzbek Protectorate - in Central Asia & the world. New York, 1994. P. 215 29. Микульский Д. В. Исламская партия возрождения Таджикистана (история создания, структура, идеологические установки) // Восток/Oriens. 1994, №6. С. 50. 30. Эксперт №32 от 31.08.1998. 31. Зарубежное военное обозрение. 1998, №1. 32. Monde Diplomatique. 1997. Janvier. 33. Москаленко В. Пакистан-курс на Центральную Азию // Восток/Oriens. 1996, №5. 34. Ганковский Ю. В бой вступают талибы // Азия и Африка сегодня. 1995, № 7. 35. Мукимджанова Р.М. Государства Центральной Азии и их южные соседи // Восток/Oriens. 1996, № 5. 36. Федорова И.Е. Отношения Ирана и США в середине 90-х гг. - в сб. Исламская республика Иран в 90-е годы. М., 2000. 37. Strategic Survey 1996/97. - London, Oxford Univ. Press for International Institute for Strategic Studies, 1997. P. 208. 38. Clark S. The Central Asian States: Defining Security Priorities and Developing Military Forces - in: Central Asia and the world. New York, 1994. P. 193-194. 39. Материалы XXVI съезда КПСС 40. Материалы XXVII съезда КПСС 41. Материалы пленума ЦК КПСС 23 апреля 1985 г. 42. Материалы Генеральной Ассамблеи ООН. 43. Газета «Правда» от 30 июля 1998 г. 44. Газета «Известия» от 14 февраля 1987 г. 45. «Российская газета» 8 апреля 1997. 46. «Российская газета» 27 марта 1997. 47. «Российская газета» 16 апреля 1997. 48. «Российская газета» 26 февраля 1997. 49. «Российская газета» 18 апреля 1997. 50. «Российская газета» 10 апреля 1997. 51. «Российская газета» 22 апреля 1997. 52. Reuters. 30 мая 1997. 53. Reuters. 31 мая 1997. 54. Reuters. 31 May 1997. 55. Reuters. 22 June 1997. 56. Reuters. 28 June 1997. 57. Reuters. 8 July 1997. 58. Reuters. 1 July 1997. 59. Reuters. 11 July 1997. 60. Reuters. 8 июля 1997 г. 61. Rubin B.R. Tadjikistan: From Soviet Republic to Russian-Uzbek Protectorate. - in Central Asia & the World. New York, 1994. P. 217-218. 62. Интерфакс. 5 августа 1998. 63. Известия. 15.10.98. 64. Известия. 2 декабря 1998. 65. Известия. 4 декабря 1998. 66. Зайченко В.М. Общественный контроль над военной сферой в Республике Таджикистан. - в сб. Парламентский контроль над военной сферой в новых независимых государствах. Центр политических и международных исследований. М., 1998. С. 231-232. 67. New York Times. July 27 1997. 68. Афганский узел. Национальная служба новостей. www.nns.ru. 69. www.afghan.war.spb.ru 70. www.artofwar.ru 71. www.polk.ru ----------------------- [1] С.Ф.Ахромеев Г.М.Корниенко «Глазами маршала и дипломата». С. 174 [2] А.А. Громыко «Памятное». С. 302 [3] С.Ф.Ахромеев, Г.М.Корниенко «Глазами маршала и дипломата». С. 273 [4] Н.И.Пинов «Война в Афганистане». С. 32 [5] Б.В.Громов «Ограниченный контингент». С. 36 [6] С.Ф.Ахромеев, Г.М.Корниенко «Глазами маршала и дипломата». С 278 [7] Материалы XXVII съезда КПСС. С.34 [8] М.С.Горбачев «Годы трудных решений». С.49 [9] Газета «Правда» за 30 июля 1986 г. [10] Газета “Известия” от 14 февраля 1987 г. [11] А.Г.Боровик «Еще раз про войну». С. 81 [12] www.afghan.war.spb.ru [13] www.polk.ru [14] Хашимбеков Х. Узбеки Северного Афганистана. С. 50. [15] Катков И.Е. Социальные аспекты племенной структуры пуштунов. Гл.1 [16] Зарубежное военное обозрение. 1998, №1. С. 43. [17] История вооруженных сил Афганистана. С. 120. [18] А. Давыдов. Афганистан. Талибы стремятся к власти. С. 47. [19] Руа О. Борьба за Афганистан: «Фундаментализм и региональные стратегии власти». С.28 [20] Катков И.Е. «Социальные аспекты племенной структуры пуштунов». С.51 [21] Там же. [22] Катков И.Е. «Социальные аспекты племенной структуры пуштунов». С.52 [23] Милославский Г.В. «Центральная Азия в евразийской перспективе». С.9 [24] Ляховский А.А., Забродин В.М. «Тайны афганской войны». С.53 [25] Там же. С.54 [26] М. Гареев "Афганская проблема - три года без советских войск". "Международная жизнь", февраль 1992 [27] В.Н.Сполынников «Афганистан. Исламская оппозиция». С. 19-24 [28] www.afghan.war.spb.ru [29]Ляховский А.А., Забродин В.М. «Тайны афганской войны». С.67 [30] Руа О. Борьба за Афганистан: Фундаментализм и региональные стратегии власти. С. 26. [31] Кангас Р.Д. Сценарий будущего Афганистана. С. 99. [32] Темирханов Л. Восточные пуштуны. С. 149. [33] Катков И.Е. Социальные аспекты племенной структуры пуштунов. С. 44. [34] Там же. С.45. [35] Кангас Р.Д. Сценарий будущего Афганистана. «Международная жизнь» март 1994 [36] Ганковский Ю. В бой вступают талибы. С. 32. [37] Кангас Р.Д. Сценарий будущего Афганистана. «Международная жизнь» март 1994 [38] Эксперт №32 от 31.08.1998. [39] Эксперт №32 от 31.08.1998. [40] Тураджаев В., Миронов Л. «Нефтью можно и захлебнуться» С. 7. [41] Тураджаев В., Миронов Л. «Нефтью можно и захлебнуться» С. 9. [42] Бжезинский З. Великая шахматная доска. С.157 [43] Ахмед Рашид. Талибан: ислам, нефть и новые большие игры в Центральной Азии.С.30 [44] Там-же. С.32 [45] Ахмед Рашид. Талибан: ислам, нефть и новые большие игры в Центральной Азии.С.34 [46] Катков И.Е. «Социальные аспекты племенной структуры пуштунов.» С. 43. [47] Там же. С.51. [48] Monde Diplomatique. 1997. Janvier. [49] Там же. [50] А. Давыдов. Афганистан. Талибы стремятся к власти. С. 46. [51] А. Давыдов. Афганистан. Талибы стремятся к власти. С. 52. [52] Мартин Эвенс Афганистан: новая история. Curzon, 2001. С. 182-183 [53] А. Давыдов. Афганистан. Талибы стремятся к власти. С. 44. [54] Афганский узел. Национальная служба новостей. 10 октября 1996. С.2. [55] Там же. С.45. [56] Москаленко В. Пакистан-курс на Центральную Азию. С.84. [57] Там же. С.82. [58] Ганковский Ю. В бой вступают талибы. С. 33. [59] Давыдов А. Афганистан. Талибы стремятся к власти. С. 46. [60] ГА ООН. Резолюция № 1267 от 15.10.99. [61] ГА ООН. Резолюция № 1267 от 15.10.99. [62] ГА ООН. Резолюция № 1267 от 15.10.99. [63] Там-же. [64] ГА ООН. Резолюция № 1267 от 15.10.99. [65] ГА ООН. Резолюция № 1267 от 15.10.99. [66] Там-же. [67]Федорова И.Е. Отношения Ирана и США в середине 90-х гг. С.73. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |