|
ЭкономикаИсландия, Ирландия, Испания. II. не Центральным банком, а другими органами : Канада, Люксембург, Швеция, Финляндия, Норвегия, Австрия. III. ЦБ совместно с другими органами, например,: в Швейцарии: ЦБ + Фед. банковская комиссия + банковкая ассоциация. во Франции : ЦБ + банковская комиссия. в США : ФРС + Минфин + независимое агенство федеральной корпорации страхования депозитов. 5. Организационное построение банковской системы. Совокупность действующих в стране банков может иметь одноуровневую и двухуровневую организацию. Одноуровневая , когда 1) в стране нет ЦБ. В основном это относится к ранним этапам развития банковского дела, эмиссионная деятельность могла осуществляться любым кредитным институтом. В США -до 1913 года, сейчас исключения составляют Гонконг и Люксембург. 2) существует только ЦБ, например, бывшая российская монобанковская система. 3) Центральный банк выполняет набор всех банковских услуг, конкурируя с другими банками. Это также существовало в СССР. Госбанк СССР был универсальным банком, выполняющим функции ЦБ и обслуживающим клиентуру. В настоящее время практически во всех странах с рыночной экономикой развивается двухуровневая банковская система. На первом уровне функционирует ЦБ, выполняющий эмиссионную функцию, законотворческую, надзорную и проч. На втором уровне функционируют коммерческие и прочие банки. Также существуют и 3-х, 4-х уровневые банковские системы, когда в них включаются кредитные институты небанковского типа ( страх. компании, инвест. фонды и т.д.) Классификация коммерческих банков: в зависимости от формы собственности: государственные частные кооперативные совместные с точки зрения организационно-правовой формы: паевые: создаются путем привлечения паев учредителей акционерные: осуществляют эмиссию акций, бывают АОЗТ и АООТ. по территориальному признаку: региональные межрегиональные национальные международные загранбанки: российские банки на территории других государств иностранные: иностр. банки на территории России. по степени независимости: самостоятельные дочерние уполномоченные консорциальные банки -сателлиты по характеру деятельности: универсальные специализированные а) либо отраслевая специализация (пром., с/х, строительные, трансп.), б) либо функциональная: - инновационные - инвестиционные - сберегательные - ипотечные - клиринговые - биржевые - страховые и проч. по масштабам деятельности: крупные средние мелкие Билет 13. 16. Эмиссия наличных денег и организация эмиссионных операций в России Эмиссия – это выпуск дополнительных ден.знаков и явл. частью понятия “выпуск денег в обращение”. Осуществляется в строго централизованном порядке общий размер эмиссии опред. ЦБ в соответствии с законом о ЦБ РФ. Бюджетная эмиссия допускалась в период 1 пятилетки на нужды индустриализации государства, в 1943 г. на нужды покрытия военных расходов, но преобладала кредитная эмиссия, конец 80-х – допускалась сверхплановая (фидуциарная, бюджетная) эмиссия на покрытие расходов государственного бюджета Денежная эмиссия, ее виды Эмиссия: |Пока|Бюджетна|Кредитная | |зате|я |эмиссия | |ли |эмиссия | | |Цель|на |кредитование | |выпу|покрытие|Н/Х | |ска |бюджетно| | |дене|го | | |жных|дефицита| | |знак| | | |ов | | | |Эмит|казначей|ЦБ, | |ент |ство или|эмиссионный | | |банк под|банк | | |казначей| | | |ские | | | |векселя | | | |или | | | |обязател| | | |ьства | | |Особ|деньги |деньги не | |енно|оседают |оседают в | |сти |в сфере |каналах | |эмис|обращени|денежного | |сии |я, |обращения, не| | |переполн|переполняют | | |яют |каналы ден. | | |каналы |обращения, | | |ден. |возвращаются | | |обращени|в банк в | | |я, не |процессе | | |возвраща|погашения | | |ются к |кредита | | |эмитенту| | |Обес|деньги |деньги имеют | |пече|не имеют|товарное и | |ние |обеспече|золотое | |дене|ния либо|обеспечение, | |г |имеют |не | | |пониженн|обесцениваютс| | |ое |я. | | |обеспече|Обеспечение | | |ние. |денег | | |Деньги |стабильное, | | |обесцени|либо растущее| | |ваются | | С декабря 1990 г. ЦБ не имеет права по закону о ЦБ осуществлять бюджетную эмиссию. 43. Дискуссионные вопросы функций кредита Сущность любой экономической категории проявляется через ее функции. Функции - специфические проявления сущности, одна функция не должна повторять другую, не должна вытекать из другой и не должна быть развитием другой функции. Совокупность функций должна раскрывать сущность экономической категории. Профессор Шенгер: Мобилизация временно свободных денежных средств. Распределение вр.своб. ден. ср-в. Экономия наличных денег. Выделение процента. Создание кредитных орудий обращения. Осущ. контроля за хоз. деят. предпр-я. + опосредственный кругооборот фондов доходная функция Другие к этим добавляют: Формир. запасов тов-мат. ценностей Формирование фондов обращения. Доходная функция и т.д. Профессор Рябин считает, что ф-я - сложное проявление сущности: Основные Специфические Общие функции К каждой из категорий: Основные функции: Распределение ден. ср-в на условиях возвратности; Специфическая: Замещение наличных кредитными деньгами и кредитными средствами обращения. Общие: Экономическое стимулирование средств, контроль рублем, опосредствование кругооборота фондов, обеспечение средств для расширенного воспроизводства. 1 и 2 нередко трактуют как ф-ции по опосредованию и обеспечению ден. ср-ми воспроизводственного процесса. Проф. Шварц Ф-я перераспределения Экономия нал. денег. Орудия общегос контроля. Проф. Лаврушин- передача ст-ти во временное пользование. В учебнике: Перераспределительная Замещение действительных денег кредитными деньгами и кредитными операциями. 70. Законы о банках России Федеральный закон РФ от 2 декабря 1990 г. "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Глава I. Общие положения Статья 4. Банк России выполняет следующие функции: 1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику; 2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение; 3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования; 4) устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации; 5) устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы; 6) осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций; выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом; 7) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций; 8) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами, ведет государственный реестр ценных бумаг кредитных организаций; 9) осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций, необходимых для выполнения основных задач Банка России; 10) осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты; определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами; 11) организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством Российской Федерации; 12) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации; 13) в целях осуществления указанных функций проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам; 14) осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами. Статья 5. Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. Банк России в пределах полномочий, предоставленных ему Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, независим в своей деятельности. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Банка России по реализации его законодательно закрепленных функций и полномочий, принимать решения, противоречащие настоящему Федеральному закону. Статья 8. Банк России не может участвовать в капиталах кредитных организаций, если они не обеспечивают деятельность Банка России, его учреждений, организаций и служащих, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Банк России может участвовать в капиталах и деятельности международных организаций, которые занимаются развитием сотрудничества в денежно- кредитной, валютной, банковской сферах, в том числе между центральными банками иностранных государств. Статья 12. Высшим органом Банка России является Совет директоров - коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Банка России и осуществляющий руководство и управление Банком России. Глава VII. Денежно-кредитная политика Статья 44. Банк России - основной орган, определяющий и проводящий кредитно-денежную политику в РФ. Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются: 1) процентные ставки по операциям Банка России; 2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования); 3) операции на открытом рынке; 4) рефинансирование банков и кредиты Правительству; 5) валютное регулирование, включая валютные интервенции; 6) установление ориентиров роста денежной массы; 7) прямые количественные ограничения. Банк России регулирует общий объем выдаваемых им кредитов, при этом может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Процентные ставки Банка России представляют собой минимальные ставки, по которым Банк России осуществляет свои операции. Размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации, а также порядок их депонирования в Банке России устанавливаются Советом директоров. Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20 процентов обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций. Глава VIII. Операции Банка России ЦБ имеет право: 1) предоставлять кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами, если иное не установлено федеральным законом о федеральном бюджете; 2) покупать и продавать чеки, простые и переводные векселя, имеющие, как правило, товарное происхождение, со сроками погашения не более шести месяцев; 3) покупать и продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке; 4) покупать и продавать облигации, депозитные сертификаты, дисконтные и процентные ценные бумаги со сроками погашения не более одного года; 5) покупать и продавать иностранную валюту; 6) покупать, хранить, продавать драгоценные металлы и иные виды валютных ценностей; 7) проводить расчетные, кассовые и депозитные операции, принимать на хранение и в управление ценные бумаги и иные ценности; 8) выдавать гарантии и поручительства; 9) осуществлять операции с финансовыми инструментами, используемыми для управления финансовыми рисками; 10) открывать счета в российских и иностранных кредитных организациях на территории Российской Федерации и иностранных государств; 11) выставлять чеки и векселя в любой валюте; 12) осуществлять другие банковские операции от своего имени, если это не запрещено законом. Глава X. Банковское регулирование и надзор Статья 75. В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк России может устанавливать им обязательные нормативы: 1) минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых кредитных организаций, минимальный размер собственных средств (капитала) для действующих кредитных организаций; 2) предельный размер неденежной части уставного капитала; 3) максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков; 4) максимальный размер крупных кредитных рисков; 5) максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика); 6) нормативы ликвидности кредитной организации; 7) нормативы достаточности капитала; 8) максимальный размер привлеченных денежных вкладов (депозитов) населения; 9) размеры валютного, процентного и иных рисков; 10) минимальный размер резервов, создаваемых под высокорисковые активы; 11) нормативы использования собственных средств банков для приобретения долей (акций) других юридических лиц; 12) максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам). Билет 14. 15. Экономический закон денежного обращения Денежное обращение – это использование денег в функции средства платежа и средства обращения. Факторами, определяющими необходимое количество денег для выполнения ими функции средства обращения, являются: – количество проданных на рынке товаров (P); – уровень товарных цен (Q); – сумма платежей по обязательствам (a); – сумма цен товаров, проданных в кредит (K); – сумма взаимопогашаемых обязательств (b); – скорость обращения одноименной денежной единицы (V). На основании закономерностей товарного обращения К.Маркс сформулировал общий закон денежного обращения: [pic] где PQ – ( цен реализуемых товаров и услуг; M – количество денег, необходимых для обращения. Из закона вытекает принцип денежного обращения (ДО) – ограничение денежной массы потребностями оборота. Отклонение от общего закона обращения обусловлено функционированием не полноценных денег, а знаков стоимости. В результате выпуск бумажных денег, превышающий пределы потребностей, влечет за собой повышение общего уровня товарных цен. Потребность хозяйства в деньгах зависит от спроса предприятий, государства и частных лиц на покупательные и платежные средства, а также на средства накопления. Количество денег в обращении зависит от цен товаров, так как последние, являясь денежным выражением товарных стоимостей, складываются до обращения, в обращение же должно поступать количество денег, необходимое для реализации данной суммы товарных цен. Однако в условиях переходной экономики, когда в денежном обращении России появилось большое количество бумажных денег, значительно превышающее потребности, что, как и было сказано, приводит и привело к постоянному росту цен, инфляции и т.д., применение закона денежного обращения значительно затруднено, т.к. возможность исчисления насколько-нибудь точных показателей составляющих формулу является сомнительной. Общ. сумма денег необх-х для обращения на данный момент времени зависит от суммы цен товаров подлежащих реализации и скорости денежного обращения. Специфический закон металлического ДО – в результате постоянного перемещения из сферы обращения в сокровища и обратно, количество находящихся в обращении полноценных денег стихийно приспосабливается к потребностям товарного и платежного оборота, т.е. равняется М. Специфический закон банкнотного обращения – количество разменных банкнот в обращении равно количеству золота, необходимого для обращения, а каждая банкнота является представителем обозначенного на ней количества золота. 42. Перераспр. функция КР Перераспределительная функция заключается в том, что временно свободные денежные средства одних организаций и частных лиц передаются во временное пользование другим субъектам экономики и частным лицам. Аккумулируются временно свободные денежные средства хозяйственных организаций для текущих потребностей, т.е. для выплаты заработной платы, для оплаты сырья, материалов, топлива, аккумулируется также часть чистого дохода (прибыль до ее распределения), средства, подлежащие перечислению в бюджет в виде налогов и др. обязательных отчислений, фонды материального стимулирования, аккумулируются средства на капитальные вложения и капитальный ремонт. Кроме этого аккумулируются средства бюджетов по исполнению их за текущий год и за предыдущие годы. Аккумулируются средства бюджетных организаций на текущем и расчетном счетах в банках, средства общественных организаций (профсоюзный и т.п.), средства населения на счетах до востребования и срочных счетах. (В Сбербанке на 1.08.96 г. аккумулировано 75 трлн. рублей на счетах населения). Аккумулируются средства кредитных учреждений (средства банков на счетах лорро (счета других банков в нашем) и ностра (наши счета в других банках), на счетах других кредитных (небанковских) учреждений (кредитные кооперативы, кассы взаимопомощи, строительные общества, взаимные фонды и др.)) Все средства, аккумулируемые в банках, имеют двоякое значение: долгосрочное и краткосрочное. Сейчас долгосрочных кредитов в российской банковской системе (в сумме кредитных вложений) 5% (в среднем по банкам). Все аккумулируемые средства находятся в постоянном движении и используются для кредитования народного хозяйства: банки предоставляют ссуды хозяйственным организациям всех форм собственности на приобретение сырья, материалов, для завершения расчетов на выплату заработной платы (краткосрочные ссуды на формирование оборотных средств). ссуды на формирование основных фондов: ссуды на строительство, на капитальный ремонт, на внедрение новой техники, на реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий - инвестиционные ссуды. МБК (ссуды банкам) - на краткосрочной основе, как правило, берутся банком с целью поддержания своей ликвидности. Кредиты могут предоставляться населению. Это может быть инвестиционные кредиты (долгосрочные кредиты на строительство жилья, приобретение квартир, домов), кредиты на текущие нужды (как правило, краткосрочные ссуды на неотложные нужды, под обеспечение ценными бумагами, на хозяйственное обзаведение и др.) Аккумулируются денежные средства большинства хозяйственных организаций, а предоставляются ссуды не всем организациям (кредит бюджетным организациям не предоставляется), предоставляются не на все цели. В РФ очень трудно получить ссуду на выплату заработной платы, на поправление финансового положения. Расчленять функцию перераспределения на 2 функции (мобилизацию средств и размещения средств) неправомерно, т.к. банк мобилизует средства не ради того, чтобы их собрать, а ради использования этих средств для получения прибыли, и размещения средств невозможно без предварительной их аккумуляции. Стратегия трансформационная: Банк привлекает ресурсы на краткосрочных рынках, где они дешевле и стремится разместить эти средства на долгосрочном рынке, где они дороже (существует риск ликвидности). Наши банки 60-80% привлеченных ресурсов использовали на кредитование народного хозяйства (до реформ). Одни экономисты считают, что с помощью кредита перераспределяется стоимость, другие - что потребительская стоимость. Некоторые экономисты считают, что у кредита нет функций. Но отсутствие функций означает недостаточную изученность кредита. Характеристики, вытекающие из функций кредита и являются более подробным развитием какой- либо функции, являются ролью кредита, поэтому, называя какую-либо функцию кредита необходимо увязывать ее с ролью кредита. 69. Функции банков в рыночной экономике Основные функции коммерческих банков: аккумуляция, или привлечение денежных средств в депозиты; их размещение- инвестиционная функция; расчетно-кассовое обслуживание клиентов. В соответствии с законом “О ЦБ”, Банк России выполняет следующие функции: аккумуляция денежных средств нар. хоз-ва; размещение денежных средств; организация денежного обращения и эмиссионная деятельность; денежно-кредитное регулирование; организация и осуществление денежных расчетов наличными деньгами и путем безналичных перечислений; расчетно-кассовое исполнение гос. бюджета; внешнеэкономические функции; регулирование деятельности к./банков и др. кредитных учреждений; надзор за деятельностью банков. Билет 15. 14. Инфляция, сущность и формы проявления Инфляция – обесценение денег, проявляющееся в общем и неравномерном росте цен на товары и услуги, ведет к перераспределению национального дохода и национального богатства в пользу имущих классов. Инфляция – переполнение каналов денежного обращения не обеспеченное денежной массой. Инфляция (соврем. трактовка) – многофакторный процесс, в числе важнейших факторов: нарушение пропорций в структуре экономики; дополнительная эммисия; нарушение в практике кредитования, т.е. автоматизм кредитования, предоставление ссуд на покрытие прорывов недостатка финансово-хозяйственной Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |