|
Фондовый рынокПрезидентом и Верховным Советом и невозможностью снятия с лю- бого члена Комиссии до конца срока полномочий, кроме случаев совершения им преступлений, а также жестким механизмом пос- тоянной ротации. 3. Недоверие населения и его психологическая неподготовлен- ность к операциям на фондовом рынке. 4. Отсутствие необходимой защиты интересов мелких инвесто- ров со стороны государства. Особое внимание на рынке ЦБ в начальной стадии его разви- тия в связи с приватизационными процессами должно быть уделе- но важнейшему и первоочередному вопросу - вступлению в право собственности и передаче (продаже) этого права. Именно реше- ние или нерешение этого вопроса может координально повлиять на весь дальнейший ход развития инвестиционного процесса. Эта проблема может быть решена путем создания института не- зависимых регистраторов. Проблема независимых регистраторов является первоочередной, поскольку уже существует потреб- ность ведения реестров акционерных обществ приватизированных предприятий, которая будет обостряться с новыми волнами при- ватизации. Введение первых аукционных центров по реализации акций приватизируемых предприятий мгновенно поставит вопрос: кому передавать реестры акционерных обществ и их ведение. При этом мы сталкиваемся с конфликтом интересов, сторонами которого будут: 1) мелкий инвестор (акционер); 2) руководство акционерных обществ (инсайдеры); 3) внешний инвестор и другие афилированные лица, среди ко- торых наиболее опасными для становления рынка ЦБ будут банки. В этом конфликте интересы только одной стороны должны быть поставлены превыше всего - это интересы мелкого инвестора (акционера), а именно: каждому акционеру должна быть предос- тавлена возможность провести беспрепятственно любую операцию со своими акциями и получить беспрепятственный доступ к лю- бой акции любого открытого акционерного общества. Неизбежный конфликт между другими сторонами должен быть за- конодательно устранен путем введения института независмых ре- гистраторов. Если ведение реестров будет поручено одной из этих сторон, об открытости и честности на рынке ЦБ можно бу- дет забыть. Как руководство акционерных обществ, так и внеш- ний инвестор будут монопольно скупать, как правило, за бесце- нок, акции не только членов трудовых коллективов, но и дру- гих акционеров, не допуская к этому рынку других заинтересо- ванных лиц. То же касается и банков, но в этом случае возникает еще од- но очень опасное обстоятельство - ввязывание банковского ка- питала в инвестиционный процесс, что в конце концов неизбеж- но приведет к кризису, подобному Большой депрессии в США. Если кредитные ресурсы отвлекаются в инвестиции на приобрете- ние акций предприятий, которые обслуживаются этим же банком, возникает цепочка, приводящая к эффекту "петли". Если банк предоставляет кредиты предприятиям, акциями которых владеет этот же банк, то в случае невозвращения этих кредитов акции предприятий падают, что приводит к падению активов банка. Для поддержания этих активов и спасения предприятий банк вынуж- ден предоставлять новые кредиты, которые снова не возвращают- ся. Это в конце концов может привести к банкротству предприя- тия, банкротству банка, банкротству всех предприятий, кото- рые обслуживаются этим банком. Вот почему необходимо вывести функции регистрации прав собственности из под котроля всех конкурирующих сторон и соз- дать институт независимых регистраторов, подчиненный лишь од- ному контролирующему органу - Комиссии по ЦБ. Очень важно законодательно определить тот минимальный объем информации, который должны предоставлять независимые регис- траторы своим клиентам. Еще одну проблему, возникающую в связи со становлением ин- ститута независимых регистраторов, представляет собой взаи- мосвязь их с системой депозитарного обслуживания и депозита- риев. Здесь, кроме чисто понятийного определения этих катего- рий, которое дискутируется до сих пор, возникает проблема "номинального владельца" в связи с раскрытием его вплоть до "реального владельца". Опыт России показывает, что ограниче- ния в раскрытии "реального владельца" в случае цепочки из последовательной системы нескольких "номинальных владельцев" могут привести к нарушению налогового и антимонопольного за- конодательства. Функционирующий фондовый рынок Украины требует восстановле- ния доверия населения к ценным бумагам путем: - законодательного обеспечения гарантий государства относи- тельно защиты интересов вкладчиков и инвесторов; - создания государственных органов регулирования и контро- ля за функционированием рынка ценных бумаг; - ускорения процессов приватизации, прежде всего путем кор- поратизации и акционирования государственной собственности; - осуществления выпуска и обращения государственных всеук- раинских и муниципальных ценных бумаг; - решения на государственном уровне комплекса вопросов, ка- сающихся обращения в Украине ценных бумаг иностранных компа- ний, покупки украинских ценных бумаг иностранными инвесторами; - привидения действующего законодательства в соответствие с требованиями международных стандартов, потребностями сегод- няшнего функционирования и дальнейшего развития украинского фондового рынка; - государственного содействия деятельности существующих структур, которые уже работают на национальном рынке ценных бумаг. Почти сплошь наблюдается неподготовленность менеджеров при- ватизированных предприятий к управлению ими как акционерными обществами. Безусловным тормозом развития инвестиционного процесса яв- ляется создание в ходе приватизации закрытых акционерных об- ществ и объединение в одном лице двух противоположных по су- ществу функций - функции акционера-собственника и наемного работника. Отсутствие развитой инфраструктуры рынка капиталов не дает возможности определить реальную стоимость ценных бумаг, что, наряду с отсутствием в законодательстве норм о недопущении использования "внутренней информации", приводит к сплошной практике использования этой информации для обогащения как ру- ководителей предприятий, так и торговцев ценными бумагами за счет мелкого инвестора. В Украине сложилась парадоксальная ситуация, когда и бирже- вой рынок акций и внебиржевой одинаково мертвы. В перестроеч- ное время во всех регионах стихийно возникли товарно-сырье- вые и фондовые биржи, но затем, после 1992 г., успешно исчез- ли даже те, которые крепко стояли на ногах. Причина - отсут- ствие необходимости в них. Если говорить откровенно, то в Украине все же есть внебиржевой рынок, но это рынок россий- ских акций. Внебиржевой рынок во всем мире является самым емким рынком ЦБ. Его основное отличие от биржевого - это то, что к элемен- там (компаниям, выпускающим ЦБ) не применяется листингирова- ние (т.е. допуск или недопуск на рынок акций), а биржевая торговля в обязательном порядке проводит качественный отбор АО и только после этого допускает их к котированию на бирже. Внебиржевой рынок прежде всего существует, с одной стороны, для малоизвестных начинающих компаний, только начавших вы- пуск акций, и с другой - для инвесторов и посредников РЦБ, желающих рискнуть приобрести акции малоизвестной компании, рассчитывая на быстрый рост курса этих ЦБ. Но структура вне- биржевого рынка еще зависит от особенностей конкретного РЦБ. К примеру, на американском внебиржевом рынке обращаются прак- тически все банковские акции и ЦБ страховых компаний. Если говорить об акциях украинских банков и страховых ком- паний, то их выпуски реализуются в основном через филиалы и представительства этих же учреждений и на внебиржевой рынок не попадают. Акции инвестиционных компаний также минуют вне- биржевой рынок, т.к. эти фирмы стремятся к созданию сети фи- лиалов и к самостоятельному размещению своих ЦБ. Вышеперечис- ленные компании вынуждены распространять свои ЦБ самостоя- тельно и зачастую стараются избегать внебиржевой рынок (а биржевой торговли акциями фактически нет). Следует добавить, что когда создавались инвестиционные ком- пании и фонды, то ориентировались они на большое акционирова- ние. Теже надежды были у компаний, специализирующихся на ра- боте с ЦБ. Само акционирование госпредприятий еще не приводит в движе- ние внебиржевой рынок. Можно сказать, что сначала оно коснет- ся только компаний, имеющих право представительской дея- тельности с имущественными сертификатами и разрабатывающих планы акционирования госпредприятий (это трастовые, инвести- ционные компании и фонды). Последнее ускорит переход госпред- приятий к акционированной форме собственности и приведет к широкому вовлечению в этот процесс граждан Украины. Внебиржевой рынок может оживиться только при выбросе акций госпредприятий на вторичный рынок (это рынок, где ценная бу- мага переходит от первого владельца к последующим, и т.о. оп- ределяется ее курсовая цена и ликвидность). Но сложилось так, что даже банковские акции (наиболее широко представленные в Украине), пройдя первичное размещение, исчезают - и на вто- ричном рынке их нет. Оживлению рынка препятствует и то, что часть госпредприятий стремится сформировать свой уставной фонд из акций на 50% оплаченных имущественными сертификатами, что дает им право не отчуждать свое имущество ( в т.ч. и ак- ции) до введения национальной валюты. А это значит, что вла- делец простых именных акций госпредприятия (большую часть ак- ций продавшего за приватизационные сертификаты), приобретен- ных за имущественные сертификаты, в дальнейшем не сможет их продавать иному лицу вплоть до введения национальной валюты. Госпредприятия пока не заинтересованы в движении своих ак- ций на внебиржевом рынке, не имея от этого для себя никаких выгод (как и положено все средства от акционирования идут в фонд госимущества, а от обращения на вторичном рынке - пос- редникам), им выгодней или поставить невыполнимые условия ак- ционирования (например, оплата всех акций имущественными сер- тификатами), или добиться такого положения, чтобы сторонних инвесторов было как можно меньше, и т.о., остаться в полуры- ночном состоянии на неопределенное время. Исключением может служить банкротство предприятия или то, что оно частично яв- ляется арендным (т.е. большая часть имущества уже выкуплена у государства за денежные средства) - тогда акции могут свобод- но предлагаться на РЦБ. Арендаторы, как несторонние инвесто- ры, с трудом отказываются от своих акций. А при отсутствии рыночных отношений банкротства трудней дождаться, чем светоп- редставления. Но даже те акции госпредприятий,которые выйдут на внебирже- вой рынок, ожидает сложная судьба, т.к. они не принесут ин- вестору высокие дивиденты потому, что рассчитаны только на долговременные капиталовложения с отдачей минимум через 2-3 года. Но кто все же сумеет проявить терпение, в конечном сче- те сможет стать владельцем надежных ЦБ. Однако, главным тормозом в становлении фондового рыкка стал тяжелейший кризис, который поразил все отрасли экономики Украины. В таких условиях рыночные механизмы не срабатывают. Пред- приниматели и хозяйственники предпочитают "день простоять да ночь продержаться", чем рисковать организовывая производство и осуществляя инвестиции. Что надо делать? Учитывая проиобретенный опыт формирования национального РЦБ, требования мировых стандартов фондовой торговли, в частности, рекомендаций "Группы Тридцати" и Ди- рективы ЕС по регулированию обращения ценных бумаг с целью усовершенствования механизмов фондового рынка, в настоящее время следует считать главными принципами формирования, фун- кционирования и дальнейшего развития украинского фондового рынка централизованное государственное регулирование и кон- троль обращения ценных бумаг и операций, связанных с ними, целостность и прозрачность биржевого и внебиржевого фондово- го рынка. Необходимо привести действующее законодательство Украины в части фондового рынка в сооветствие с требованиями его совре- менного функционирования на уровне международных стандартов и дальнейшего развития, предусматривающих разработку и приня- тие законов Украины о государственном регулировании фондово- го рынка, о государственной Комиссии по ценным бумагам, об обращении государственных ЦБ, об электронном обращении ЦБ и Национальном депозитарии. Необходимо создать двухуровневую систему депозитарного уче- та, которая состоит из Национального депозитария ЦБ и регио- нальных депозитариев, осуществляющих свою деятельность на ос- нове лицензий Комиссии по ЦБ. Это позволит осуществить переход от материального обраще- ния бумажных акций и облигаций к их дематериальному обраще- нию в форме записей на счетах, и постепенно внедрять и ис- пользовать стандарты международной кодификации ценных бумаг (ISIN) Международной организации стандартизации (ISO). Целесообразно установить законодательную норму, в соответ- ствии с которой эмитент, насчитывающий более ста акционеров (участников), обязательно должен передать реестр акционеров в депозитарную национальную систему. Назрела необходимость объединить усилия и материальные ре- сурсы государственных органов, хозяйственных обществ, субъек- тов фондового рынка, зарубежной технической помощи в созда- нии единой всеукраинской телекоммуникационной сети для обес- печения электронного обращения ценных бумаг. Кроме того, уже сегодня необходимо: - ускорить процессы массовой приватизации и корпоратизации государственных предприятий путем образования на их базе от- крытых акционерных обществ, акции которых могут свободно об- ращаться на всей территории страны в пределах целостного и прозрачного национального фондового биржевого и внебиржевого рынков; - осуществить четкую и последовательную государственную программу приватизации с целью повышения эффективности управ- ления производством на основе равенства прав всех граждан Украины, открытости и гласности; - развернуть во всех средствах массовой информаци, периоди- ческих изданиях широкую разъяснительную работу среди населе- ния относительно его участия в процессах приватизации и осу- ществления операций с ценными бумагами; - обеспечить государственную поддержку в расширении систе- мы подготовки и переподготовки профессиональных кадров фондо- вого рынка, проведении их стажировки в зарубежных финансовых структурах; - разработать и принять четкие условия участия зарубежных инвесоров в приватизационных процессах в Украине с учетом го- сударственных приоритетов, национальных интересов и интере- сов большинства населения Украины. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Сегодня степень развития рынка ЦБ значительно ниже, чем других составных финансового рынка: денежного и рынка банков- ских кредитов. Положение, которое сложилось, требует основа- тельного анализа и систематизации. Говоря о причинах слабого развития отечественного рынка ЦБ, его крайне медленном становлении необходимо остановиться на следующих вопросах. Одним из основных условий построения и развития фондового рынка является расширение и совершенствование процессов при- ватизации государственных предприятий. Эти процессы неразрыв- но связаны с насыщением фондового рынка новыми финансовыми инструментами, формированием мнвестиционных портфелей вла- дельцев средств. В дальнейшем от результатов работы этих ак- ционерных предприятий зависит и возможность их дальнейшего инвестирования. Небходимо выяснить в чем заключаются преимущества и недос- татки наличной и безналичной систем обращения ЦБ? Начнем с наличной системы. Среди положительных ее качеств можно назвать психологический фактор, так как множество ин- весторов более комфортно себя чувствуют, когда держат в ру- ках конкретную "бумажную основу", а не имеют запись у ко- го-то в компьютере. Кроме этого, наличные ЦБ являются и до- полнительной рекламой для эмитента. А отрицательной же сторо- ной такой системы считается невозможность перевода некоторых ЦБ на электронный вид (вексель, сберегательный сертификат). Если же говорить о безналичных ЦБ, то необходимо отметить дороговизну использования большого количества компьютеров и программ, затруднение обеспечения ликвидности и свободной пе- репродажи. Но у безналичных ЦБ есть и свои положительные ка- чества: "не горят и не тонут", да и изготовление высококачес- твенных наличных ЦБ некоторым эмитентам попросту не по карма- ну. Но когда говорят о недостатках и достоинствах физических и безналичных ЦБ, то забывают о главном - они не должны друг друга исключать, они должны работать параллельно. Если говорить о перспективе, то развитие фондового рынка Украины должно базироваться на мнении граждан, а они-то отно- сятся с недоверием к безналичным ЦБ. В то же время государ- ство вложило много денег именно в безналичную форму обраще- ния и приложит много усилий для того, чтобы окупить эти сред- ства. Проблемы оборота ЦБ на фондовом рынке можно решать и ком- промиссным путем. В Германии, например, это делается следую- щим образом. В соответствии с законодательством все ЦБ выпус- каются в наличной, "бумажной" форме и хранятся в системе Цен- трального депозитария. А вот уже обращаются они в безналич- ной форме. Таким образом, происходит так называемый "симбиоз" двух форм обращения ЦБ, наличной и безналичной, при сохране- нии положительных черт обеих форм учтен и психологический фактор - при очень большом желании ЦБ все-таки можно потро- гать; и сохранена мобильность процесса работы с ЦБ (оформле- ние, купля-продажа и учет владельцев). Теперь рассмотрим некоторые причины кризиса трастов в Украине. При полном отсутствии коммерческого законодательства, зако- нодательства о доверительной собственности,которые в других странах охватывают сотни страниц законодательных текстов,у нас был принят декрет о доверительных обществах, которым фак- тически был санкционирован на государственном уровне беспре- цедентный доверительный обман. Поддержка этого декрета други- ми, крайне необходимыми законодательными актами, даже и не предусматривалась. Любой законодательный акт, санкционирую- щий проведение какой-либо деятельности, прежде всего должен содержать четкое ограничение в деятельности и квалифицирован- Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |