|
Фондовый рынокФондовый рынокО Г Л А В Л Е Н И Е . ВВЕДЕНИЕ ...............................................3 РАЗДЕЛ 1. Возникновение фондового рынка в Украине. ГЛАВА 1. Законодательная база. ...........................4 ГЛАВА 2. Концепция функционирования и развития фондового рынка в Украине: 2.1. Требования современных мировых стандартов........6 2.2. Принципы формирования фондового рынка в Украине..6 2.3. Ценные бумаги и операции с ними на фондовой бирже................................8 2.4. Принципы реализации функций национального фондового рынка..................................9 ГЛАВА 3. Инструменты и институты фондового рынка. 3.1. Понятие ценных бумаг.............................9 3.1.1. Инвестиционные качества ценных бумаг............16 3.2. Правовая характеристика эмитентов ценных бумаг..17 3.3. Институты фондового рынка. .....................19 3.3.1. Типы финансовых посредников и виды их деятель- ности на фондовом рынке.........................20 3.3.1.1. Характеристика доверительных обществ............22 3.3.1.2. Характеристика инвестиционных фондов и инвестиционных компаний.........................23 3.3.1.3. Деятельность, осуществляемая инвестиционными фондами и инвестиционными компаниями............24 3.3.1.4. Особенности действия пенсионных фондов и страхо- вых компаний как институциональных инвесторов...25 3.3.1.5. Сравнительные черты рынков услуг с ценными бумагами, предоставляемых финансовыми посредниками....................................25 РАЗДЕЛ 2. Анализ и статистика рынка ценных бумаг в Украине.......................................28 РАЗДЕЛ 3. Государственное регулирование рынка ценных бумаг....................................38 РАЗДЕЛ 4. Особенности, проблемы и перспективы становления рынка ценных бумаг в Украине....................44 ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ...........................................50 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ......................................56 ВВЕДЕНИЕ. Основной целью данной работы является рассмотрение истории возникновения рынка ценных бумаг в Украине, анализ формирова- ния фондового рынка и реализации его функций, ознакомление с его инструментами, с особенностями, проблемами и перспектива- ми становления фондового рынка Украины. Главной целью концепции разгосударствления и приватизации предприятий, земли и жилищного фонда, одобренной Верховным Советом Украины в 1991 году, является создание многоукладной социально ориентированной рыночной экономики. Особенностью становления рынка ценных бумаг в Украине яв- ляется происхождение его из процесса приватизации государ- ственной собственности. Прогноз данной концепции о проведе- нии в течение 4-5 лет (1991-1995 гг.) интенсивного процесса приватизации 60-65% государственных предприятий не оправдал- ся. Анализ выполнения Государственных программ приватизации 1992, 1993 и 1994 годов, законов о малой и большой приватиза- ции, об аренде государственной собственности, проведенный на сессии Верховного Совета Украины в июне 1994 года, показал, что в приватизации 6% госпредприятий приняло участие только 3% населения страны, а в отдельных регионах это соотношение было 20 к 1. В результате Верховным Советом Украины процесс приватизации был приостановлен до определения общегосудар- ственных интересов, т.е. до утверждения Верховным Советом Украины списка предприятий, не подлежащих приватизации. Главной целью Концепции функционирования и развития фондо- вого рынка в Украине, которая была одобрена постановлением Кабинетом Министров Украины в апреле 1994 года, является соз- дание в Украине централизованного, регулируемого государ- ством, целостного и прозрачного как биржевого, так и внебир- жевого фондового рынка. В рекомендациях Международного симпозиума "Современный фон- довый рынок Украины: способы и механизмы его внедрения", на котором с докладом выступил Президент Украины Л.Кучма, отме- чено, что Украина стала на путь радикальных экономических ре- форм и при этом все больше становится ясным, что выход стра- ны из экономического кризиса, коренные экономические преобра- зования, переход к развитым рыночным отношениям невозможно осуществить без построения целостного и прозрачного, эффек- тивного и справедливого фондового рынка. Фондовый рынок представляет собой многоаспектную социально- экономическую систему, с помощью которой функционирует рыноч- ная экономика в целом. Он способствует аккумулированию капи- тала для инвестиций в производственную и социальную сферы, структурной перестройке экономики, ее реструктуризации, пози- тивной динамике социальной структуры общества, повышению бла- госостояния каждого человека путем владения и свободного рас- поряжения ценными бумагами, психологической готовности насе- ления к рыночным отношениям. Актуальность рассмотрения данного вопроса обуславливается дальнейшим развитием реформ в Украине, появлением все больше- го числа акционерных обществ, выпускающих свои ценные бумаги на фондовый рынок, дальнейшее совершенствование функциониро- вания рынка ценных бумаг. РАЗДЕЛ 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФОНДОВОГО РЫНКА В УКРАИНЕ. ГЛАВА 1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА. У украинского фондового рынка трехлетняя история развития. Формирование фондового рынка на Украине потребовало разработ- ки соответствующей законодательной базы. Разработка законов, принятие указов Президента, декретов Кабинета Министров и других нормативных актов, обеспечивающих функционирование фондового рынка, началось в 1991 году и продолжается по се- годняшний день. Были приняты законы Украины, постановления Верховного Совета Украины, Указы Президента, декреты Кабине- та Министров и другие нормативные акты, а именно: - О приватизации имущества государственных предприятий; - О приватизации небольших государственных предприятий (малой приватизации); - О приватизационных бумагах; - Об аренде имущества государственных предприятий и органи- заций; - Об иностранных инвестициях; - Об ограничении монополизма и недопущении недобросовес- тной конкуренции в предпринимательской деятельности; - О банкротстве; - О внешнеэкономической деятельности; - Об инвестиционной деятельности; - О собственности; - О хозяйственных обществах; - О предприятиях в Украинской ССР; - О налогообложении прибыли предприятий; - О предпринимательстве; - О ценных бумагах и фондовой бирже; - Об инвестиционных фондах и инвестиционных компаниях; - О доверительных обществах. Работа над совершенствованием законодательной базы продол- жается и сегодня с тем, чтобы привести их к требованиям миро- вых стандартов. Рынок ценных бумаг имеет не только покупателей и продавцов (инвесторов и эмитентов), но и посредников - финансовых бро- керов и дилеров. Они организуют рынок, в результате их дея- тельности формируются цены на ценные бумаги, курсы акций и облигаций. Задача рынка ценных бумаг - обеспечить возможно более пол- ный и быстрый перелив сбережений в инвестиции по цене, кото- рая бы устраивала обе стороны. С января 1992 года функционирует Украинская фондовая биржа, со временем были внедрены системы электронных биржевых и вне- биржевых торгов, учреждена Украинская ассоциация торговцев ценными бумагами. В настоящее время на процесс формирования и развития фондо- вого рынка непосредственное влияние оказывают также Ассоциа- ция украинских банков и Украинская ассоциация доверительных обществ, инвестиционных фондов и компаний. Уже нельзя гово- рить, что фондовый рынок пребывает в стадии становления, пос- кольку зарегистрировано более двух тысяч эмиссий ценных бу- маг на общую сумму более тридцати пяти трл. карбованцев, из которых 80% - это акции акционерных обществ, созданных в про- цессе разгосударствления предприятий. На рынке действуют 560 торговцев ценными бумагами, более 100 инвестиционных фондов и компаний. Таблица 1. ---------------------------¬ ------¬ -----------------------¬ ¦ Принципы организации ¦ ¦РЫНОК¦ ¦ Уровни рынка ¦ +--------------------------+ L------ +----------------------+ ¦ Официальные рынки: ¦ ¦ Мировые рынки ¦ +--------------------------+ +----------------------+ ¦а) Организованные (бирже- ¦ ¦ Национальные рынки ¦ ¦вые) брокерские рынки ¦ +----------------------+ +--------------------------+ ¦ Региональные рынки ¦ ¦б) Неорганизованные (вне- ¦ +----------------------+ ¦биржевые) брокерские рынки¦ ¦ ¦ +--------------------------+ ¦ Локальные рынки ¦ ¦ Неофициальные ¦ ¦ ¦ ¦ (т.н. "черные") рынки ¦ ¦ ¦ L--------------------------- L----------------------- --------------------¬-------------------¬-------------------¬ ¦Рынок товаров и ¦¦Рынок ресурсов ¦¦Рынок земли и ¦ ¦ услуг ¦¦ ¦¦ недвижимости ¦ L--------------------L-------------------L------------------- --------------------¬-------------------¬-------------------¬ ¦ ¦¦ ¦¦Рынок материальных¦ ¦ Рынок труда ¦¦ Финансовый рынок ¦¦ и энергетических¦ ¦ ¦¦ ¦¦ ресурсов ¦ L--------------------L-------------------L------------------- --------------------¬-------------------¬-------------------¬ ¦ Рынок ссудных ¦¦ Фондовый рынок ¦¦ Валютный рынок ¦ ¦ капиталов ¦¦ ¦¦ ¦ L--------------------L-------------------L------------------- --------------------¬-------------------¬-------------------¬ ¦ Рынок денежных ¦¦Рынок инструменто⦦Рынок инструментов¦ ¦кредитных ресурсов ¦¦займа (облигации, ¦¦недвижимости (ак- ¦ ¦ ¦¦государственные ¦¦ции открытых акци-¦ ¦ ¦¦казначейские ¦¦онерных обществ, ¦ ¦ ¦¦обязательства, ¦¦соэданных в про- ¦ ¦ ¦¦векселя ¦¦цессе приватизации¦ L--------------------+------------------++------------------+ ¦Рынок инструментов инвестиций (акции, ¦ ¦инвестиционные сертификаты, сберега- ¦ ¦тельные, депозитные сертификаты) ¦ +--------------------------------------+ ¦Рынок производственных инструментов ¦ ¦(фьючерсы, опционы, варрианты, дери- ¦ ¦ ваты) ¦ L--------------------------------------- Структурная схема секторов рынка дает возможность предста- вить роль и место фондового рынка в системе рыночной экономи- ки. С ее помощью можно наглядно увидеть и понять, что от- дельные секторы рынка, как неотъемлемые части системы рыноч- ных отношений, в Украине в настоящее время вообще отсут- ствуют. Нет рынка земли в полном его понимании как рынка, подкрепленного правами на владение землей, а не правами на ее пользование, нет рынка труда, т.н. биржи труда, нет в полном и широком понимании рынка инструментов займа, отсутствуют го- сударственные ценные бумаги, облигации и казначейские обяза- тельства, нет рынка инструментов недвижимости - не идет большая приватизация крупных предпритий. ГЛАВА 2. КОНЦЕПЦИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ФОНДОВОГО РЫНКА В УКРАИНЕ. 2.1 ТРЕБОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ МИРОВЫХ СТАНДАРТОВ. Мировая практика свидетельствует, что рынок ценных бумаг неизбежно эволюционирует от хаотичности и раздробленности к целостности, централизации и государственному регулированию. Это характерно для всей финансовой системы рыночных отноше- ний - как в пределах одной страны, так и в международных фи- нансово-экономических отношениях. Главными характеристиками и принципами функционирования та- кого рынка являются его целостность, централизация, прозрач- ность, применение системы электронного обращения ценных бумаг. В большинстве стран мира реализация указанных принципов осуществляется в соответствии с рекомендациями "Группы Трид- цати" - международной организации независимых экспертов, раз- рабатывающей стандарты финансовых рынков. Модель организации рынка ценных бумаг по рекомендациям "Группы Тридцати" предусматривает: - широкое использование кодов для торгов и доставки ценных бумаг; - строгое соблюдение листинга (допуска ценных бумаг к коти- рованию); - открытость информации относительно компаний, ценные бума- ги которых котируются на фондовой бирже, обязанность этих компаний предоставлять такую информацию; - установление и опубликование сведений о курсах ценных бу- маг с соблюдением принципа равенства инвесторов; - предотвращение возникновения неорганизованных парал- лельных рынков во вред ликвидности централизованного рынка; - надежность биржевого рынка за счет своевременности и бе- зопасности доставки ценных бумаг и денежной оплаты за них че- рез систему, которая действует на момент заключения соглаше- ния. Ввиду неопровержимых преимуществ централизованного рынка, возможностей, которые он предоставляет для вхождения нацио- нальных рынков в мировую финансовую систему, именно такую мо- дель его формирования избрали страны Восточной Европы, Бал- тии, Китай и Вьетнам. 2.2 ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНДОВОГО РЫНКА В УКРАИНЕ. Украина имеет уникальную возможность не повторять путь проб и ошибок, который прошли в своем развитии другие страны, а сразу строить свой рынок ценных бумаг по лучшим европейским и мировым образцам. Для этого в нашей стране созданы надлежа- щие организационные, материально-технические и практические предпосылки. Функционирует Украинская фондовая биржа - акционерное об- щество, которое вместе со своими филиалами и брокерскими кон- торами централизованно содействует юридическим и физическим лицам в реализации их прав на куплю-продажу ценных бумаг по всей территории страны. УФБ постепенно реорганизует свою структуру и принципы деятельности, переходя от принципа ак- ционерного общества к принципам свободного ассоциированного членства. В будущем это позволит любой компании, предприятию, торговцу ценными бумагами, отвечающим определенным требова- ниям, стать членами биржи. При бирже создан Центральный депозитарий ценных бумаг и внедрена электронная система их обращения в форме компьютер- ных записей на счетах. Это позволяет ей функционировать как общенациональной системе котирования и обращения ценных бу- маг, предоставлять помощь государственным корпоратизируемым и приватизируемым предприятиям. На этапе приватизации крупные государственные корпоратизируемые предприятия (часть имущес- тва которых остается в государственной собственности) осущес- твляют через УФБ первичное размещение своих акций. Основными элементами централизованной системы обращения ценных бумаг должны выступать: - УФБ как единственное место котирования (определения кур- сов) ценных бумаг, принятых для обращения и котирования на бирже; - единый Центральный депозитарий ценных бумаг при УФБ, обес- печивающий обращение ценных бумаг в форме компьютерных запи- сей на счетах и работающий в рамках единого программного обеспечения системы "биржа-депозитарий-клиринговый банк"; - единый клиринговый банк, создаваемый на базе акционерно- го банка "Украина" для обеспечения расчетов по заключенным соглашениям купли-продажи ценных бумаг, выплаты дивидендов и т.п.; - брокерские конторы (брокеры), банки-брокеры, зарегистри- рованные на УФБ и которые являются участниками Центрального депозитария и клирингового банка; - банки, инвестиционные фонды и компании, доверительные об- щества, другие торговцы ценными бумагами, не являющиеся бро- керами УФБ, но ставшие участниками Центрального депозитария и клирингового банка; - эмитенты, ценные бумаги которых допущены к обращению и котированию на УФБ и которые являются участниками Центрально- го депозитария. Высший биржевой комитет, осуществляющий котроль и регулиро- вание деятельности всех элементов системы централизованного обращения ценных бумаг, устанавливает порядок и правила осу- ществления операций с ценными бумагами и соглашений, связан- ных с такими бумагами. Формирование в Украине централизованного фондового рынка позволит достигнуть значительного экономического эффекта и одновременно помешает развитию отрицательных процессов в эко- номической, политической и социальной сферах. Именно центра- лизованный фондовый рынок является универсальным механизмом, с помощью которого регулируются не только экономические, но и социальные и политические отношения. В макроэкономическом плане он позволяет государственным органам при получении ежедневной информации об общем балансе рынка непосредственно контролировать его состояние и своевременно предотвращать кризисные ситуации. Стабильность рынка укрепляет доверие на- селения к ценным бумагам, способствует привлечению иностран- ных инвестиций, а наличие единого ценра котирования создает условия для здоровой конкуренции торговцев с одновременным сохранением гарантий для инвесторов и эмитентов. 2.3 ЦЕННЫЕ БУМАГИ И ОПЕРАЦИИ С НИМИ НА ФОНДОВОЙ БИРЖЕ. К купле-продаже на фондовой бирже, внебиржевом рынке допус- каются только те ценные бумаги, которые определены в дей- ствующем законодательстве. Ценные бумаги, котирующиеся на Украинской фондовой бир- же, разделяются на три группы. В первую группу входят ценные бумаги эмитентов с высоким экономическим потенциалом, высокорентабельных и финансово стойких компаний. При этом эмитент отвечает за достоверность экономической и юридической информации, которую он сообщил. Ко второй группе относятся ценные бумаги эмитентов, эконо- мическое положение которых оценивается как достаточное для допуска к официальному котированию. В этом случае эмитент мо- жет ограничиться минимальным объемом информации, которую необходимо представить на фондовый рынок. Третью группу составляют ценные бумаги, которые не были приняты или эмитенты которых не требовали официального коти- Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |