бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Бюджетный дефицит г. Орла и методы его покрытия

сдерживается. В фазе циклического спада совокупный доход снижается (Y1 <

Y0), и поэтому налоги автоматически падают, трансферты растут. В итоге

увеличивается циклический бюджетный дефицит на фоне относительного роста

совокупного спроса и объема производства, что относительно ограничивает

глубину спада.

Величины циклических дефицитов (излишков) определяются степенью

"крутизны" графиков налоговой и бюджетной функций. Угол наклона налоговой

функции T определяется величиной предельной налоговой ставки t, а угол

наклона функции государственных расходов G - величиной, которая

характеризует соотношение между изменением суммы получаемого трансферта и

изменением величины дохода. Чем выше уровень дохода, тем выше вносимый

налог и ниже трансферт, получаемый от государства.

Даже в том случае, когда все государственные расходы G упрощенно

представлены как неизменная величина, не зависящая от динамики текущего

дохода, степень встроенной стабильности экономики оказывается тем выше,

чем выше уровень налоговых ставок t и чем, соответственно, круче линия T.

В положении T1 величины циклических бюджетных дефицитов и излишков

больше, чем в положении T2, и поэтому встроенные стабилизаторы оказывают

более сильное воздействие на рост или снижение совокупного спроса.

При прочих равных условиях величины циклических бюджетных дефицитов

и излишков, а также степень встроенной стабильности экономики оказываются

тем выше, чем выше уровень предельных налоговых ставок, а также чем выше

соотношение между изменением суммы государственных трансфертов и

изменением величины национального дохода.

В то же время, увеличение степени встроенной стабильности экономики

противоречит другой, более долгосрочной цели бюджетно-налоговой политики

- укреплению стимулов к расширению предложения факторов производства и

росту экономического потенциала. Стимулы к инвестированию, к

предпринимательскому риску и к труду оказываются относительно сильнее в

условиях постепенного снижения предельных ставок налогообложения. Однако

это снижение сопровождается сокращением величин циклических бюджетных

дефицитов и излишков, а, следовательно, и снижением степени встроенной

стабильности экономики.

Выбор приоритетов между краткосрочными и долгосрочными эффектами

бюджетно-налоговой политики является сложной макроэкономической проблемой

и для индустриальных, и для переходных экономик.

Встроенные стабилизаторы не устраняют причин циклических колебаний

равновесного ВВП вокруг его потенциального уровня, а только ограничивают

амплитуду этих колебаний. На основании данных о циклических бюджетных

дефицитах и излишках нельзя оценивать эффективность мер фискальной

политики, так как наличие циклически несбалансированного бюджета не

приближает экономику к состоянию полной занятости ресурсов, а может иметь

место при любом уровне выпуска. Поэтому встроенные стабилизаторы, как

правило, сочетаются с мерами дискреционной фискальной политики.

Структурный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность

между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости.

Циклический дефицит нередко оценивается как разность между фактической

величиной бюджетного дефицита и структурным дефицитом.

Оценки структурного дефицита используются, в основном, в

индустриальных странах, где размеры бюджетных дефицитов определяются в

большей степени циклическими колебаниями, а не дискреционными мерами

правительства. Сложности определения уровня полной занятости ресурсов,

естественного уровня безработицы и потенциального объема выпуска

затрудняют расчеты структурных излишков и дефицитов государственного

бюджета, хотя именно на основе динамики этих макроэкономических

индикаторов оценивается эффективность мер фискальной политики в

долгосрочном плане.

В переходных экономиках проблема дефицита государственного бюджета

еще более усложняется в связи с тем, что, как правило, широко

практикуется манипулирование его размерами - искусственное увеличение

или, чаще, уменьшение величины бюджетного дефицита в текущем году. Это

манипулирование может, например, осуществляться с помощью следующих

инструментов:

1. "налоговая амнистия", которая позволяет налогоплательщикам,

ранее уклонявшимся от уплаты налогов, внести за один раз всю

сумму, равную определенной части общего налогового сбора;

2. мероприятия по сбору просроченных налоговых платежей;

3. введение временных или добавочных налогов;

4. отсрочка расчетов с поставщиками;

5. отсрочка выплаты заработной платы работникам государственного

сектора;

6. отсрочка обязательной индексации заработной платы в

соответствии с динамикой уровня инфляции;

7. расширенная практика приватизации государственной

собственности, включая распродажу прав на исследовательские и

изыскательские работы.

В переходных экономиках дефицит государственного бюджета

определяется в большей мере текущими мерами государственного

регулирования, чем циклическими колебаниями экономики. Только после

корректировки текущего бюджетного дефицита с учетом воздействия этих мер

и влияния общих экономических колебаний может быть получен характерный

для переходных экономик аналог структурного дефицита, который иногда

определяется как коренной дефицит бюджета.

Измерение его нередко оказывается еще более сложным, чем оценки

структурного дефицита. Поэтому при разработке стратегий стабилизации и

структурных реформ в переходных экономиках приходится опираться на

обычные оценки бюджетного дефицита, хотя оптимальная долгосрочная

фискальная политика должна быть в большей мере сориентирована на коренной

дефицит, чем на фактический.

Операционный дефицит государственного бюджета - общий дефицит

государственного бюджета за вычетом инфляционной части процентных

платежей по обслуживанию государственного долга.

Обслуживание задолженности (т.е. выплата процентов по ней и

постепенное погашение основной суммы долга - его амортизация) является

важной статьей государственных расходов.

Нередко объявленный в отчетах бюджетный дефицит завышается на основе

преувеличения объема государственных расходов за счет инфляционных

процентных выплат по долгу. При высоких темпах инфляции, когда различие в

динамике номинальных и реальных процентных ставок весьма значительно, это

завышение государственных расходов может оказаться достаточно

существенным.

Возможны ситуации, когда номинальный официальный дефицит

государственного бюджета и номинальный долг растут, а реальный дефицит и

долг снижаются, что затрудняет оценку эффективности фискальной политики

правительства. Поэтому при измерении бюджетного дефицита необходима

поправка на инфляцию: реальный бюджетный дефицит представляет собой

разность между номинальным дефицитом и величиной государственного долга

на начало года, умноженной на темп инфляции.

Первичный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность

между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу. Наличие

первичного дефицита является фактором увеличения долгового бремени.

У различных стран с переходной экономикой возможности выбора

приоритетных способов финансирования бюджетного дефицита не одинаковы,

хотя и ограничены. Возможности для преимущественно безинфляционной

стабилизации бюджета, как правило, незначительны и финансирование

осуществляется при активном участии Центрального Банка.

Действительное бремя государственного долга для той или иной страны

предопределяется, прежде всего, способностью (или неспособностью)

государства его обслуживать. А эта способность правительства мобилизовать

наличные денежные ресурсы в большой степени зависит от величины денежной

массы, чем от размеров ВВП.

В условиях, когда показатель монетизации экономики, равный

соотношению между объемом денежной массы М2 и ВВП, достаточно близок к

единице, отношения объемов государственного долга к ВВП и к М2 если и не

совпадают, то достаточно близки по значению. Картина существенно

изменяется тогда, когда из-за низкого доверия к национальной валюте

(вследствие, например, ранее пережитой высокой инфляции) уровень

монетизации экономики низок.

В этом случае показатель долг/М2 оказывается в несколько раз выше,

чем показатель долг/ВВП в экономике, величина которого обычно

характеризуется соотношением "долг/ВВП". Наличие первичного бюджетного

дефицита является фактором увеличения и основной суммы долга, и

коэффициентов его обслуживания, что приводит к самовозрастанию

задолженности. Увеличение доли первичного бюджетного излишка в ВВП

позволяет избежать такого самовоспроизводства долга и его неуправляемого

роста.

«Таблица 1»

Показатели долгового бремени в некоторых странах

|Страны | | |Отношение долга |Отношение долга к денежной |

| | | |к ВВП (%%) |массе М2 ( %%) | |

|Великобритания | |49 | |47 | | |

|Испания | | |65 | |59 | | |

|Люксембург | |1,6 | |1,5 | | |

|Швейцария | |23 | |18 | | |

|Япония | | |87 | |75 | | |

|Исландия | | |55 | |144,4 | | |

|Россия | | |47 | |378 | | |

Из таблицы видно, что наиболее низкое доверие к национальной валюте в

России (ВВП 47%, М2 378%), Исландии (ВВП 55%, М2 144,4%).

Квазифискальный (квазибюджетный) дефицит государственного бюджета -

существующий наряду с измеряемым (официальным) скрытый дефицит

государственного бюджета, обусловленный квазифискальной (квазибюджетной)

деятельностью государства.

Квазифискальные операции включают, например, следующие:

1. финансирование государственными предприятиями избыточной занятости в

государственном секторе и выплата ими заработной платы по ставкам выше

рыночных за счет банковских ссуд или путем накопления взаимной

задолженности;

2. накопление в коммерческих банках, отделившихся на начальных стадиях

экономических реформ от Центрального Банка, большого портфеля

недействующих ссуд - т.н. "плохих долгов" (просроченных долговых

обязательств госпредприятий, льготных кредитов домашним хозяйствам,

фирмам и т.д.). Эти кредиты, в конце концов, выплачиваются в основном

за счет льготных кредитов Центрального Банка;

3. отдельные операции, связанные с государственным долгом, а также

финансирование Центральным Банком убытков от мероприятий по

стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных и льготных кредитов

правительству (например, на закупки пшеницы, риса, кофе и т.д.);

кредиты рефинансирования коммерческим банкам на обслуживание "плохих

долгов", а также рефинансирование Центральным Банком

сельскохозяйственных, промышленных и жилищных программ правительства

по льготным ставкам и т.д.) деятельностью Центрального Банка,

государственных предприятий и коммерческих банков, как в

индустриальных, так и в переходных экономиках {18}.

3. Способы покрытия бюджетного дефицита

Существуют следующие способы покрытия бюджетного дефицита:

1. Монетизация бюджетного дефицита.

2. Внешнее долговое финансирование.

3. Внутреннее долговое финансирование.

4. Увеличение налогообложения.

Монетизация бюджетного дефицита. В случае монетизации дефицита (то

есть внутреннего банковского финансирования) нередко возникает сеньораж -

доход государства от печатания денег. Сеньораж является следствием

превышения темпа роста денежной массы над темпом роста реального ВВП, что

приводит к повышению среднего уровня цен. В результате все экономические

агенты платят своеобразный инфляционный налог, и часть их доходов

перераспределяется в пользу государства через возросшие цены.

В условиях повышения уровня инфляции возникает так называемый

"эффект Танзи" - сознательное затягивание налогоплательщиками сроков

внесения налоговых отчислений в государственный бюджет, что характерно

для многих переходных экономик. Нарастание инфляционного напряжения

создает экономические стимулы для "откладывания" уплаты налогов, так как

за время "затяжки" происходит обесценение денег, в результате которого

выигрывает налогоплательщик. В итоге дефицит государственного бюджета и

общая неустойчивость финансовой системы могут возрасти.

Монетизация дефицита государственного бюджета может не

сопровождаться непосредственно эмиссией наличности, а осуществляется в

других формах - например, в виде расширения кредитов Центрального Банка

государственным предприятиям по льготным ставкам или в форме отсроченных

платежей.

Отсроченные платежи - способ финансирования бюджетного дефицита, при

котором правительство покупает товары и услуги, не оплачивая их в срок.

Если закупки осуществляются в частном секторе, то производители заранее

увеличивают цены, чтобы застраховаться от возможных неплатежей. Это дает

толчок к повышению общего уровня цен и уровня инфляции.

Если отсроченные платежи накапливаются в отношении предприятий

государственного сектора, то эти дефициты нередко непосредственно

финансируются Центральным Банком или же накапливаются, в отличие от

монетизации, официально считаются не инфляционным способом финансирования

бюджетного дефицита, на практике это разделение оказывается весьма

условным.

В переходных экономиках монетизация дефицита государственного бюджета

обычно используется в тех случаях, когда имеется значительный внешний

долг, и это исключает льготное финансирование из иностранных источников,

а возможности внутреннего долгового финансирования также практически

исчерпаны, что часто является главной причиной высоких внутренних

процентных ставок. Этот способ финансирования целесообразен, если

официальные валютные резервы ЦБ истощены, в силу чего урегулирование

платежного баланса остается первостепенной задачей, причем

предполагается, что экономика выдержит высокую инфляцию.

Если правительство избирает эмиссионный способ бюджетного

финансирования, то ЦБ обычно сопровождает свои кредитные ограничения

частному сектору введением соответствующих лимитов кредитования

государственных предприятий и организаций. Без таких лимитов возникает

риск полного вытеснения частного сектора с кредитного рынка и резкого

падения инвестиционной активности.

Наиболее сильное отрицательное воздействие на платежный баланс в

аспекте изменения уровня резервов иностранной валюты оказывает дефицит

госбюджета, который непосредственно финансируется Центральным Банком.

В результате происходит рост предложения денег, и на руках у

населения накапливается избыток наличных средств. Он неизбежно порождает

увеличение спроса на отечественные и импортные товары, а также на

различные финансовые активы, включая зарубежные, что в свою очередь,

приводит к росту цен и создает давление на платежный баланс.

Механизм восстановления равновесия платежного баланса в этих

условиях основан на "связывании" избыточного денежного предложения при

помощи "вливания" иностранных валютных резервов, что позволяет

стабилизировать денежный рынок. Монетизация дефицита государственного

бюджета вызывает тем меньшее повышение уровня внутренней инфляции, чем

более открытой является экономика и чем больше валютных резервов

Центральный Банк может истратить на поддержку относительно фиксированного

обменного курса национальной валюты и восстановление равновесия

платежного баланса.

Рост инфляции в результате монетизации бюджетного дефицита

оказывается более значительным в режиме гибкого валютного курса, хотя

расходы официальных валютных резервов при этом относительно уменьшаются.

Наибольший рост инфляции возникает в условиях абсолютно свободных

колебаний валютного курса, за счет которых восстанавливается равновесие

денежного рынка. В последнем случае уровень официальных валютных резервов

ЦБ остается практически неизменным.

Внешнее долговое финансирование. Альтернативные возможности внешнего

льготного финансирования бюджетного дефицита (например, получение

безвозмездных субсидий из-за рубежа или льготных займов по низким ставкам

с длительными сроками погашения) являются наиболее привлекательными, так

как в этом случае дефицит не только не оказывает негативного воздействия

на экономику, но и может оказаться весьма полезным, если такое

финансирование связано с производительным использованием ресурсов.

Нередко, однако, возможности льготного финансирования в переходных

экономиках либо ограничены из-за значительной внешней задолженности, либо

используются правительствами преимущественно в непроизводительных целях -

на потребительские дотации, выплаты пенсий, увеличение государственного

аппарата и т.д. Такие дополнительные бюджетные расходы не могут быть

быстро сокращены в случае прекращения их внешнего субсидирования на фоне

отсутствия гарантированных внутренних источников покрытия, что усиливает

общее напряжение в бюджетно-налоговой сфере.

Использование внешнего долгового финансирования бюджетного дефицита

оказывается относительно эффективным, когда уровень внутренних процентных

ставок превышает среднемировой и имеется возможность относительно

стабилизировать валютный курс.

Внутренние ставки процента поднимаются особенно значительно в том

случае, когда стимулирующая фискальная политика правительства

сопровождается ограничением предложения денег Центральным Банком в целях

снижения уровня инфляции. В этих условиях зарубежный спрос на ценные

бумаги данной страны увеличивается, что вызывает приток капитала.

Возросший зарубежный спрос на отечественные ценные бумаги

сопровождается повышением общемирового спроса на национальную валюту,

необходимую для их приобретения. В результате обменный курс национальной

валюты проявляет тенденцию к повышению, что способствует снижению

экспорта и увеличению импорта.

Если не удается поддержать валютный курс относительно стабильным, то

сокращение чистого экспорта оказывает сдерживающее воздействие на

национальную экономику: в экспортных и импортозамещающих отраслях

снижаются занятость и выпуск, возрастает уровень безработицы.

Поэтому первоначальное стимулирующее воздействие бюджетного дефицита

может быть ослаблено не только за счет "эффекта вытеснения", но и за счет

отрицательного "эффекта чистого экспорта", ухудшающего состояние

платежного баланса страны по счету текущих операций. Но одновременно с

этим приток капитала увеличивает внутренние ресурсы и способствует

относительному снижению внутренних процентных ставок.

В итоге масштабы "эффекта вытеснения" относительно сокращаются, но

внешняя задолженность увеличивается. Обслуживание внешнего долга

предполагает передачу части реального выпуска продукции в распоряжение

других стран, что может вызвать сокращение национального производства в

будущем.

Внешнее финансирование бюджетного дефицита оказывается менее

инфляционным, чем его монетизация, так как предложение товаров на

внутреннем рынке увеличивается в той мере, в какой внешние займы

способствуют расширению импорта.

При этом, чем более открытой является переходная экономика и чем

более жестким - ее валютный курс, тем в меньшей степени внешнее долговое

финансирование окажется инфляционным, но тем сильнее будет его

воздействие на платежный баланс.

Привлечение средств из иностранных источников для финансирования

бюджетного дефицита может оказаться относительно привлекательным

вариантом для переходных экономик в тех случаях, когда:

1. удается организовать концессионное финансирование;

2. на внутреннем рынке ощущается дефицит капитала при высокой

внутренней норме прибыли;

3. торговый баланс относительно благополучен при наличии

благоприятных перспектив расширения рынка;

4. первоначальные размеры внешнего долга незначительны;

5. первоочередной задачей макроэкономической политики является

снижение вероятной инфляции.

Внутренне долговое финансирование. Если правительство выпускает в

целях финансирования облигации государственных займов, то спрос на

кредитные ресурсы возрастает, что, при стабильной денежной массе,

приводит к увеличению средних рыночных ставок процента. Если внутренние

процентные ставки изменяются свободно, то их рост может быть достаточно

большим для того, чтобы отвлечь банковские кредиты из частного сектора.

В результате частные внутренние инвестиции, чистый экспорт и

частично потребительские расходы - снижаются, вызывая "эффект

вытеснения", который значительно ослабляет стимулирующий потенциал

фискальной политики.

Если внутренний рынок капиталов слабо развит, процентные ставки

относительно фиксированы и возможности размещения облигаций среди

населения ограничены, что типично для многих переходных экономик, то

растущий частный сектор внутри страны обычно предъявляет повышенный спрос

на иностранные активы, что неизбежно нарушает равновесие платежного

баланса по капитальному счету.

Более того, если правительство намерено финансировать значительную

часть своего бюджетного дефицита через продажу облигаций, то оно не может

одновременно проводить жесткую финансовую политику, удерживая ставку

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.