бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Оценка и проведение аттестации в период реформ

Оценить – значит сравнить и взвесить наблюдаемое с определенных точек

зрения. Только то, что эксперт узнал о сотруднике на основе регулярных

наблюдении или в результате бесед, он может верно оценить. При этом от всех

экспертов требуется, чтобы они оценивали сотрудников правильно и

справедливо без тенденциозности, основанной на чувствах симпатии или

антипатии или в зависимости от настроения эксперта в момент оценки.

В целом, высокая вероятность сделать ошибочную оценку имеется тогда,

когда эксперт:

n принимает высказывания третьих лиц, не проверив их;

n собственные наблюдения ведет поверхностно, не сравнивает их с другими

наблюдениями и не оценивает их значимость для создания цельной картины

представлений о сотруднике; – сделает поспешные заключения о личности на

основе недостаточного числа наблюдений или даже по однократному поступку;

n недостаточно учитывает условия жизни сотрудника или. необычные условия

труда;

n недостаточно дифференцирует сильные и слабые стороны сотрудника (вряд ли

человек может быть во всех отношениях одинаково хорошим или одинаково

плохим); - применяет, в делом, слишком мягкие или слишком прогиб

критерии.

Правовой основой оценки персонала в Российской Федерации является Указ

Президента РФ от 09/03/9б М~ 353.

Настоящим указом Президент утвердил Положение о проведении аттестации

федерального государственного служащего и рекомендовал органам

государственной власти субъектов Российской Федерации руководствоваться

положениями Указа при проведении аттестации государственных служащих

органов государственной власти субъектов Российской Федерации и

муниципальных служащих органов местного самоуправления[16].

Положение определяет формальную сторону организации и проведения

аттестации, а также правовые последствия результатов оценки для служащих.

Однако оно не определяет сущности оценки, практически не раскрывает

критерии, по которым делается вывод о соответствии или несоответствии

работника занимаемой должности.

Методика является инструментом подготовки мотивированной, максимально

объективной оценки деловых и личностных качеств и результатов служебной

деятельности специалиста.

Оценка деловых и личностных качеств является основой для подготовки

отзыва о государственном служащем, представляемым в комиссию при проведении

периодической официальной аттестации персонала.

В межаттестационный период (если после предыдущей оценки прошло более

двух лет) оценка осуществляется балл обоснованного принятия решений в

ситуациях, требующих учета достижении работника в служебной деятельности и

его личностных и деловых качеств. Например, для повышения в должности,

присвоения классного чина, направления на учебу и т.д.

Оценка может быть проведена для служащего, проработавшего в организации

не менее одного года.

Не подлежат оценке беременные женщины, женщины, находящиеся в отпуске

по уходу за ребенком, и служащие, достигшие предельного возраста,

установленного для замещения государственной должности.

К важным особенностям данной методики служебной оценки относится то,

что ее осуществляет несколько руководителей разного уровня и что отдельно

фиксируется мнение каждого из них.

Это, во-первых, повышает объективность и точность оценки, снимает влияние

межличностных отношении, во-вторых, делает оценку прозрачной, позволяет

проследить, формирование итоговой оценки из оценок отдельных экспертов и, в-

третьих, устанавливает личную ответственность каждого из экспертов за свой

вклад в

оценку.

Следует также обратить внимание пользователей методики на то

обстоятельство, что моральную действенность оценка приобретает лишь тогда,

когда ее результат бывает добровольно принят аттестуемым и что поэтому

руководителям в процессе сообщения и обсуждения результатов оценки с

подчиненными желательно путем разъяснения; убеждения, привлечения фактов

достичь с ним согласия по существу оценки.

1. Основные принципы методики оценки персонала.

Описание методики персонала произведено на основании разработок

специалистов Тюменского областного центра занятости населения, одним из

участников которых является автор настоящего дипломного проекта и

примененной для подготовки отзывов при проведении аттестации специалистов и

руководителей Департамента государственной службы занятости по Ханты -

Мансийскому автономному округу.

В случае оценки ведущих специалистов и специалистов 1-й и 2-й категории

все функции второго эксперта, описанные выше, переходят к первому эксперту,

а функции третьего эксперта, соответственно, ко второму.

Во-вторых, все работники одной категории оцениваются по одинаковым

характеристикам. Ведущие специалисты и специалисты 1-й и 2-й категории - по

пяти, главные специалисты – по девяти, руководители – по десяти

обязательным характеристикам.

В-третьих, все характеристики представлены в оценочных формах описанием

пяти уровней выраженности того или иного качества – от худшего проявления

(первый уровень) к лучшему (пятый уровень). Первый эксперт как бы примеряет

эти описания к обмениваемому работнику, выбирает наиболее подходящие и

отмечает их.

В-четвертых, каждый работник по-своему неповторим и уникален, каждый

имеет свой круг обязанностей и связанные с их выполнением успехи. Поэтому

методика предусматривает формулирование первым экспертом этих отличительных

признаков и достижений работника в свободном, неформализованном виде. Это

делается в подразделе 1.2 оценочной формы. (Приложение №1).

Пятым принципом методики является то, что после оценки по обязательным

характеристикам и формулированию дополнительных качеств и достижений

определяется итоговая оценка соответствия специалиста предъявленным к нему

требованиям. В методике предусмотрено 3 уровня итоговой оценки.

И, в-шестых, работнику дано право высказать свои доводы в письменной

форме в том случае, если он не согласен с мнением оценивающих его

руководителей.

3.2. Содержание оценки

Методикой предусматривается оценка деловых и личностных качеств

специалиста, наиболее важных для его совместной с другими специалистами

деятельности, уровня специальных знании и общей эффективности деятельности.

Обмениваемые деловые и личностные качества объединены в 10 групп для

оценки руководителей, 9 групп - для оценки главных специалистов и 5 групп -

для оценки ведших специалистов и специалистов 1-й и 2-й категории. (См.

Приложение №1).

Руководители оцениваются по следующим группам качеств:

интеллектуальные способности – как быстро воспринимает информацию и

правильно понимает обстоятельства дела связи; насколько быстро и гибко

мыслит; насколько точной и взвешенной является оценка происходящего; каково

умение планировать собственную работу.

Умение высказываться - насколько понятно и точно формулирует мысли;

насколько богатым является словарный запас; каково качество письменных

материалов и устных выступлении.

Специальные знания – насколько широки и основательны профессиональные

знания в своей и смежных областях деятельности; насколько хорошо умеет

применять их на практике; как обстоит дело с готовностью продолжить

образование.

ГОТОВНОСТЬ К РАБОТЕ / АКТИВНОСТЬ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ – насколько

целеустремленно, с энтузиазмом, обязательно и решительно выполняются

задания; насколько ответственно принимаются и выполняются решения;

насколько смело высказывается собственное мнение.

ДОБРОСОВЕСТНОСТЬ И НАДЕЖНОСТЬ В РАБОТЕ – насколько тщательно, точно и

добросовестно выполняются задания; насколько надежными являются результаты

работы.

ТЕМП РАБОТЫ - как быстро и успешно выполняются задачи.

ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫЕ НАГРУЗКИ - насколько настойчиво и

концентрированно выполняются задания; как хорошо переносятся необычные

(более длительные нагрузки) преодолеваются трудности.

ОТНОШЕНИЕ К НОВОМУ, СПОСОБНОСТЬ К ТВОРЧЕСТВУ – каково отношение к

новым подходам, методикам, технологиям; на сколько способен производить

новые идеи; какова готовность к обучению и самообучению.

УМЕНИЕ РУКОВОДИТЬ ПОДЧИНЕННЫМИ – насколько умеет организовать работу

коллектива; способность побуждать работников к деятельности; умение

обеспечивать дисциплину, приемлемые отношения в коллективе; каков общий

управленческий потенциал.

СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕЛЕНИЕ - насколько уверенным в себе, контактным является

сотрудник; как он умеет вести переговоры.

Задача экспертов состоит в том, чтобы выбрать из описаний наиболее

соответствующий обмениваемому уровень проявления качеств, отметить его и

уточнить, подчеркнув самые яркие характеристики и вычеркнув для него

неподходящие.

Их задача состоит также в том, чтобы дать оценку других качеств, не

содержащихся в приведенном стандартном перечне, которые ярко проявляется у

обмениваемого и хорошо характеризует его деятельность.

Эксперт также должен изложить другие сведения об обстоятельствах,

которые повлияли на объективные результаты его деятельности и позволят дать

ему более справедливую оценку.

На основании всех перечисленных выше частных оценок эксперт дает

специалисту общую оценку по трехуровневой шкале:

n достижения не отвечают требованиям;

n достижения отвечают требованиям;

n достижения превышают требования.

Второй и третий эксперты (руководители более высокого уровня

управления) уточняют эти оценки.

Если служебная оценка осуществляется в связи с проведением очередной

аттестации, то одним из экспертов, по предпочтению первым экспертом (как

правило, непосредственным руководителем), готовится отдельный документ -

отзыв о работе специалиста.

3. Эксперты.

Проверяющие оценку специалиста высококвалифицированные сотрудники в

настоящей методике называются экспертами. В качестве эксперта могут

выступать лица, наблюдавшие в качестве руководителя работу обмениваемого не

менее 6 месяцев.

Ведущих специалистов и специалистов 1-й и 2-й категории оценивают два

эксперта, главных специалистов и руководителей, как правило, - три

эксперта.

Правилом является также то, что в качестве первого эксперта при оценке

специалиста выступает его непосредственный руководитель. В качестве второго

и третьего эксперта выступают руководители более высокого уровня управления

линейной или функциональной иерархии подчинения.

При служебном обмеривании сотрудников эксперты выполняют различные

функции.

Первый эксперт благодаря своим тесным служебным контактам получает

обширную

информацию о качествах сотрудника, его повелении на работе и фактических

достижениях на рабочем месте. Он может точнее оценить его в целом, но

только на фоне относительно малой группы – первичного трудового коллектива.

Второй эксперт, напротив, имеет лучшее понятие об уровне

производительности труда более многочисленной группы сравниваемых

сотрудников. Поэтому, оценивая работника, он будет исходить из сравнения

его повеления и работоспособности с большей численностью работников.

Третий эксперт призван обеспечить объективность оценки, он выступает в

качестве арбитра при возникновении разногласий между первым и вторым

экспертами, л также при несогласии сотрудника с результатами оценки. Если

он является первым руководителем организации, то он впоследствии принимает

окончательное решение о перемещениях сотрудника.

Принимая во внимание значимость свои оценки, третий эксперт должен

особенно тщательно следить за тем, чтобы соблюдались общепринятые критерии

обмеривания.

Порядок отбора экспертов для каждой должностной категории работников

определяется приказом начальника департамента занятости населения.

Отклонение от него допускается только в том случае, если рекомендуемый

порядок невозможно соблюсти ввиду структурных или иных особенностей

конкретного подразделения службы занятости.

Решения об изменении порядка отбора экспертов в конкретных случаях

принимаются также первым руководителем областной службы занятости.

При определении порядка подбора экспертов в сложных случаях

предлагается исходить из следующих методических правил:

В случае невозможности обеспечить необходимое число экспертов –

линейных руководителей для оценки отдельных сотрудников или категорий

сотрудников следует использовать принцип сочетания линейных и

функциональных руководителей. Первый эксперт, как правило, линейный

руководитель, которому непосредственно подчинен работник. При отсутствии

второго линейного руководителя следующий эксперт выбирается из числа

функциональных руководителей вышестоящей организации.

Так, например, при оценке начальников отделов управлений занятости

вторым экспертом может выступить начальник соответствующего отдела

департамента.

Подбор экспертов для начальников территориальных управлений занятости

в аналогичной ситуации может быть осуществлен иначе.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона "О внесении изменений и

дополнении в Закон Российской (Федерации "О занятости населения в РФ"

органы службы, занятости координируют свою деятельность с деятельностью

соответствующих органов исполнительной власти в пределах их

компетенции[17].

В связи с этим в качестве второго эксперта для оценки начальников

управлений и директоров центров занятости может быть определен заместитель

соответствующей территориальной администрации по договоренности с главой

администрации.

Первым экспертом в таком случае выступит функциональный руководитель:

зам. начальника департамента или начальник отвела управления персоналом.

Соответственно, начальник департамента и директор ОЦЗН выступают в качестве

третьего эксперта.

Следует также четко оговорить роли в процедуре оценки руководителей

всех уровней и их заместителей.

Если заместитель имеет в подчинении определенные структурные

подразделения или конкретных специалистов и выступает в отношении их в роли

линейного руководителя, например, это заместитель начальника департамента,

то он является экспертом низшего уровня, а начальник департамента –

экспертом более высокого уровня.

Так, при оценке главных специалистов отделов, подчиненных заместителю

начальника департамента, он (зам. начальника департамента) является вторым

экспертом, а начальник департамента третьим экспертом.

Если заместитель не имеет непосредственно закрепленных за ним

подчиненных отделов или специалистов, то он выступает экспертом одного с

руководителем уровня. В этом случае, например, заместитель начальника

отдела может выступать первым экспертом для ведших специалистов, а

начальник отцвела – для главных специалистов. Либо подчиненные

распределяются между ними по какому-либо другому, заранее оговоренному

принципу, например, пропорционально.

Выбор экспертов из числа начальников отделов департамента занятости при

оценке главных и ведущих специалистов, а также специалистов 1-й и 2-й

категорий территориальных управлений занятости осуществляется начальником

департамента по представлению руководителя территориального органа

занятости одной или двух кандидатур начальников функциональных отделов,

наиболее тесно связанных с деятельностью обмениваемого специалиста.

Поименное распределение специалистов между экспертами в любом случае

закрепляется приказом руководителя соответствующей службы.

В том случае, если первый эксперт руководил своим непосредственным

подчиненным менее 6 месяцев, он может собственным решением поручить

провести оценку своему::

заместителю, если при этом оказывается соблюденным требование стажа их

совместной деятельности.

Эксперты являются центральной фигурой служебной оценки персонала, от

действий которых решающим образом зависит объективность, справедливость

оценки и эффективность всей работы, поэтому организации их деятельности

должно быть уделено самое пристальное внимание.

4. Сроки оценки.

Все сотрудники службы занятости проходят обязательную регулярную оценку

один раз в три года.

В один год осуществляется аттестация одной из категорий специалистов:

ведшие специалисты, специалисты 1-й и 2-й категорий или главные

специалисты, или руководители.

Так, если в 1997 голу проводится оценка ведущих специалистов и

специалистов 1-й и 2-й категорий, то в 1998 голу оцениваются главные

специалисты, а в 1999 году все руководители, начиная с начальников отделов

и их заместителей.

Оценка осуществляется с марта по май месяц включительно. В марте месяце

сделают свою оценку первые эксперты, апрель дается на работу вторых

экспертов, а в мае подводят итог третьи эксперты.

Не позднее первого числа следующего месяца первый и второй эксперты

должны передать материалы, соответственно, первому, и третьему экспертам.

Отделам, выполняющим функции управления персоналом, необходимо

согласовать графики отпусков отделов с проводимой в подразделениях оценкой.

В том случае, когда приходится решать вопрос о повышении сотрудника в

должности по истечении двух лет с момента последней оценки, проводится его

внеочередная (специальная) оценка.

3.5. Процедуры оценки.

Первый эксперт, изучив методику, приступает к заполнению оценочных форм

своих подчиненных одной должностной категории.

Рекомендуется проводить оценку всех своих подчиненных одной должностной

категории, например, ведущих специалистов, по каждой группе качеств

одновременно. Делается это для того, чтобы придать оценке более системный,

конструктивный характер, снять излишнее влияние эмоций и, как следствие

этого, подойти к оценке более объективно.

Из представленных описаний пяти уровней выраженности качеств (например,

группы качеств "ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ") эксперт должен, оценив

степень их проявления у каждого из обмениваемых, выбрать (отметить галочкой

или каким-либо другим образом) один, наиболее проявляющийся у специалиста,

уровень (например, уровень 2 – "Понимает медленнее, чем большинство

сотрудников. Перестройка на новые задачи не всегда осуществляется

своевременно. В оценке медлительный эмоциональный. Работу планирует не

всегда умело. Запоминает лишь хорошо заученное"). Это будет обозначать, что

бранный ведущий специалист в сравнении с остальными ведущими специалистами

наиболее соответствует этой характеристике в целом.

Затем в выбранной характеристике необходимо подчеркнуть те утверждения,

которые наиболее подходят для оцениваемого, т. к. качества у него наиболее

ярко выражены в сравнении с другими обмениваемыми, и вычеркнуть

неподходящие утверждения, если таковые имеются.

Эксперт может найти в других, как правило, соседних описаниях

отдельные утверждения, более подходящие для обмениваемого. Тогда он должен

их подчеркнуть, а соответствующие не очень подходящие утверждения в

основной характеристике - вычеркнуть.

Эта работа производится также в отношении каждого обмениваемого данной

должностной группы. Только затем эксперт переходит ко второй группе качеств

"СПЕЦИАЛЬ-НЫЕ ЗНАНИЯ".

Подчеркивание одних и вычеркивание других утверждений в основной и

соседних характеристиках призвано отразить индивидуальность обмениваемого в

сравнении со стандартным описанием.

Например, работник может в основном соответствовать второму уровню

выраженности качеств – медленно понимать, не всегда своевременно

перестраиваться и т.д., но одновременно он может работать планомерно и

достаточно хорошо запоминать.

Это значит, что оценивающий работника эксперт должен подчеркнуть

выражения "Работает планомерно" и "Запоминает достаточно хорошо" на третьем

уровне шкалы выраженности и вычеркнуть плохо соответствующие утверждения на

втором уровне ('Работу планирует не всегда умело" и "Запоминает только

хорошо заученное").

Если эксперт ошибочно подчеркнул или вычеркнул утверждение, то он

должен черту, которой он это сделал, хорошо различимо перечеркнуть в

нескольких местах и рылом, на полях оценочной формы, поставить свою

подпись.

Ввиду возможной неоднозначности интерпретации результатов работы первого

эксперта следующими экспертами при применении им текст-маркера (не ясно

текст выделен или зачеркнут) рекомендуется не использовать при оценке текст-

маркеры. Лучше всего это делать шариковой ручкой.

Выполнив работу последовательно по всем группам качеств, эксперт в

подразделе оценочной формы "ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВАЖНЫЕ ДЛЯ ОЦЕНКИ СВЫЕНИЯ"

должен записать важные для характеристики обмениваемого сведения, которые

не нашли отражения в стандартных описаниях.

Это могут быть какие-либо яркие особенности индивидуальности

обмениваемого, которые не входят в оцениваемый перечень, но существенно

определяет особенности его трудовой деятельности. Специалист также мог

проявить в оцениваемом периоде свои сильные стороны в области деятельности,

прямо не входящей в круг его должностных обязанностей и т.п. Здесь же

следует дать дополнительные сведения, способные показать (объяснить

соотношение) связь между условиями работы, усилиями специалиста (затратами

его труда) и результатами деятельности. Они должны сделать картину личности

и достижений работника более полной и ясной.

Если это имело место, то следует указать. влияние каких-то особых

факторов, которые в обмениваемом периоде заметно повлияли на его

работоспособность и результаты труда. Например:

n многократные перемещения /переводы на должности с различными функциями;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.