бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Ответы на вопросы государственного экзамена по специальности Мировая Экономика

результатам торгов, в результате которых право на экспорт предоставляется

организации, предложившей за получение такого права наибольшую сумму.

Промежуточные квоты на экспорт предоставляются отдельным территориально-

административным образованиям (Татарстан, Башкортостан, Коми и Удмуртия),

эти квоты распределяются на основе соглашения между регионами и федеральным

правительством.

Определенная сумма квот «на удовлетворение технических потребностей

предприятий» предоставляется предприятиям-производителям соответствующими

министерствами.

Наконец, совместные предприятия также получили право на экспорт товара в

рамках объема производимой ими продукции.

Однако, даже получив квоту, поставщик стратегически важного товара был

обязан вести торговлю через «специальных экспортеров». По состоянию на

середину 1994 г. в России насчитывалось около 200 таких экспортеров.

Утвержденный перечень этих организаций регулярно обновлялся Министерством

внешних экономических связей и действовал в течение календарного года. На

практике начиная с 1994 г. этот список постоянно сокращался.

Фактически существовали три категории «специальных экспортеров»:

• внешнеторговые организации, которые до распада СССР были монополистами

в области внешней торговли. Эти организации по-прежнему работают в тесном

контакте с Министерством внешних экономических связей и имеют право вести

торговлю по широкому спектру товаров. По некоторым товарам, однако (прежде

всего нефть и газ, вооружение), такое право передано лишь одному

монополисту;

• региональные экспортеры, которые получили право осуществлять экспорт

продукции, произведенной в своем регионе;

• совместные предприятия-производители, которые имеют право

экспортировать продукцию собственного производства.

Административная система квотирования и использования «специальных

экспортеров» дополнялась применением так называемых «экспортных налогов»,

т. е. фактически экспортных пошлин, введенных в 1992 г. в связи со

значительными различиями в величине внутренних и мировыл цен. Задача

введения экспортных пошлин заключалась в том, чтобы не допустить

бесконтрольного вывоза за пределы России товаров традиционного российского

сырьевого экспорта, в частности, нефти, угля, кокса, природного газа,

пиломатериалов, чугуна, алюминия и т.д.

В конце 1993 г. административное регулирование, базировавшееся на

квотировании, лицензировании, системе специальных экспортеров и экспортных

пошлинах, претерпело ряд изменений.

В 1994 г. по требованию Международного валютного фонда, обусловившего

предоставление кредитов России либерализацией ее внешнеторговой политики,

правительство отменило экспортные квоты на ряд товаров. Уже к середине 1994

г. были ликвидированы экспортные квоты на лес, удобрения, каменный уголь,

мясопродукты.

Укрепление рубля ослабило позиции экспортеров. Столкнувшись с падением

конкурентоспособности экспорта, правительство уменьшило налогообложение

экспортных товаров. Если в 1992—1993 гг. вывозные пошлины охватывали до 3/4

всей номенклатуры российского экспорта, то уже три года спустя перечень

товаров, облагаемых экспортными пошлинами, сократился с 97 до 27 товарных

групп. Перестали облагаться экспортными пошлинами машины и оборудование,

для них отсутствуют лицензии и квоты. Были снижены максимальные ставки

экспортных пошлин, уменьшен размер специфических пошлин. Уменьшился

перечень товаров, подлежащих квотированию и лицензированию.

Однако полная либерализация экспорта все же не была достигнута.

Практически все экспортные товары были включены в список «стратегически

важных», экспорт которых мог производиться только «специальными

экспортерами».

Предпринимая впоследствии шаги по ликвидации системы «специальных

экспортеров», правительство заменило их программой создания «добровольных

объединений производителей и экспортеров», пользующихся покровительством

МВЭС, и к середине 1995 г. стало возможным говорить о создании более двух

десятков такого рода объединений, призванных координировать ценовую

политику и вырабатывать общую стратегию поведения на внешних рынках.

В Совет производителей и экспортеров вошли объединения практически всех

отраслей, связанных с внешней торговлей. Был создан реестр подобных

объединений.

Создание специализированных советов по поддержке экспорта дополнялось

широкой гаммой других мер по финансированию отечественных экспортеров за

счет средств федерального бюджета. Основными направлениями стали

гарантийные обязательства правительства по привлечению кредитных ресурсов,

гарантированию и страхованию экспортных кредитов, привлеченных Российским

экспортно-импортным банком и другими уполномоченными банками;

резервирование 500 млрд руб. и обеспечение гарантийных обязательств,

введение прямого льготного кредитования (ставка 66% против 100% в сфере

межбанковского кредитования).

В рамках дальнейших шагов по материализации внешней торговли система

спецэкспортеров исчерпала себя и была отменена.

К числу других мер программы относятся приоритетное кредитование

проектов, ориентированных на импортзамещение и экспорт, информационное,

консультационное, маркетинговое и техническое содействие экспортерам и т.д.

Импортное регулирование. Система импортного регулирования, сформированная

в начале 90-х годов в условиях тотального дефицита всех товаров, носит

гораздо менее жесткий характер по сравнению с экспортной.

За исключением требований санитарно-ветеринарной инспекции, общественной

безопасности и здоровья граждан, никаких иных ограничений, включая

квотирование и лицензирование импорта, практически не применяется. Основным

способом регулирования является таможенно-тарифная система, введенная с 1

июля 1992 г.

Российский тариф представляет собой перечень товаров, подготовленный на

базе международной классификации. Каждому товару соответствуют различные

уровни ставок таможенных пошлин в зависимости от режима, применяемого в

отношении страны происхождения товара. Базовыми являются пошлины по

отношению к странам, пользующимся режимом наибольшего благоприятствования.

Для товаров, поступающих из стран, не пользующихся этим режимом, базовые

ставки увеличиваются вдвое. Для товаров, ввозимых из стран, относящихся к

развивающимся (по классификации ООН), базовые ставки уменьшаются в два

раза. Товары, происходящие из 46 наименее развитых из развивающихся стран,

ввозятся беспошлинно, точно так же, как импорт товаров из стран СНГ,

заключивших с Россией соглашение об интеграции. В тех случаях, когда страна

не имеет с Россией торгово-политического договора, ставки таможенных пошлин

увеличиваются вдвое по сравнению с базовыми.

Общий принцип установления таможенных пошлин следующий: повышение ставки

пошлины по мере увеличения степени обработки товара. Так, например, если

импортные ставки на сахар-сырец составляют 1%, то на готовую продукцию они

равны 15%.

На первоначальном этапе введения тарифа абсолютная величина таможенных

пошлин была относительно небольшой, что объяснялось нехваткой

потребительских товаров и стремлением обеспечить внутренний рынок за счет

импорта. Впоследствии, однако, испытывая острую нехватку денежных средств,

правительство пошло по пути увеличения таможенного обложения.

Новая система таможенного регулирования включала ряд изъятий, основная

масса которых касалась продовольствия, медикаментов, а также некоторых

других товаров, при импорте которых осуществлялись дотационные выплаты.

В последующем, однако, в связи с необходимостью повышения фискальных

сборов тариф был увеличен. В конце 1992 г. после первого повышения

таможенных ставок их величина колебалась от 5 до 15%. На предметы роскоши,

составляющие 7% объема импортных товаров, ставки были повышены до 20—30% и

более.

В 1994 г. было проведено очередное повышение таможенных налогов. Новая

шкала предусматривает среднюю ставку в 12,5%. Основное повышение коснулось

продукции сельского хозяйства, что было сделано по настоянию

сельскохозяйственного лобби в правительстве. Одновременно были повышены

тарифы на строительные материалы, оборудование, промышленные товары — в

среднем на 10—20%.

Очередное повышение таможенных пошлин на фармацевтические товары и

некоторые виды оборудования было проведено летом 1996 г.

Одновременно с «легализированным», отражаемым в официальной статистике,

импортом в России действуют десятки и сотни тысяч лиц, выезжающих за

границу с сугубо коммерческими целями (покупка продуктов питания, товаров

народного потребления и другой продукции). Неучтенная торговля этих частных

лиц («челноков») достигает нескольких миллиардов долларов (по некоторым

оценкам, в 1998 г. она составляла 10—12 млрд долл.). К числу безусловно

протекционистских мер следует поэтому отнести принятый летом 1996 г. закон

о снижении суммы необлагаемого пошлинами ввоза товаров физическими лицами с

2000 до 1000 долл., а также дополнительное повышение величины таможенной

пошлины на товары, ввозимые сверх этой суммы.

Оценивая в целом развитие внешнеторговых и внешнеэкономических программ

Российского правительства, можно сделать вывод о том, что 90-е годы

свидетельствуют о наличии тенденции к либерализации экспорта, принимающей

форму отмены системы лицензирования и института спецэкспортеров- Прямо

противоположные тенденции наблюдаются в импорте, где преобладает усиление

протекционистских и фискальных тенденций.

37. ЕС: этапы развития и перспективы интеграции.

Процесс сближения взаимопереплитения нац. эк-к, направленных на

образование единого хоз. комплекса в рамках группировок, нашел выражение в

ЕЭС. Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) - наиболее развитое

региональное интеграционная группировка стран Западной Европы;

функционирует с 1 января 58 г. на основе Римского договора, подписанного в

марте 57 г. 6-ю странами: ФРГ, Францией, Италией, Бельгией, Нидерландами,

Люксембургом.

Цель ЕС:

создать экон. и пол. союз на базе межгосударственного регулирования

хоз. жизни; превратить ЕС в супер гос.;

укрепить позиции западноевропейского центра для противоборства с США и

Японией на мировом рынке;

коллективными усилиями удержать в сфере своего влияния развивающиеся

страны - бывшие колонии западноевропейских держав.

Основные эл-ты валютной интеграции:

режим совместно плавающих валютн. курсов;

валютн. интервенция, в т. ч. коллективная, для поддержания рыночных

курсов валют в пределах согласованного отклонения от центрального курса;

создание коллективной валюты как международного платежно-резервного ср-

ва;

совместные фонды взаимного кредитования стран- членов для поддержания

курсов валют;

международные региональные валютно-кредитные и фин-ые организации для

валютного и кредитного регулирования.

Западноевропейской интеграции предшествовали соглашения о

многосторонних валютных компенсациях между Францией, Италией, Бельгией,

Нидерландами, Люксембургом и присоединившимися к ним с 1947 г. западными

оккупационными зонами Германии; соглашения 1947-49 гг. о внутриевропейских

платежах и компенсациях между 17 странами: Европейский платежный союз (ЕПС)-

многосторонний клиринг 50-58гг.; введение конвертируемости валют 58-61гг.

Процесс интеграции включ. несколько этапов, направленных на создание

единого рынка и на этой базе эк-ого и валютного союза.

В 58-68 гг. ("переходный период") был образован таможенный союз. Были

отменены таможенные пошлины и ограничения во взаимной торговле, введен

единый таможенный тариф на ввоз товаров из третьих стран в целях ограждения

ЕЭС от иностранной конкуренции. К 1967 г. сложился аграрный общий рынок.

Введен особый режим регулирования с-х цен. Таможенный союз дополнялся

элементами межгосударственного согласования эконом. и валютной пол-ки. Были

сняты многие ограничения для движения кап-ла и рабочей силы. Страны ЕС

приняли в 1971 г. программу поэтапного создания эконом. и валютного союза к

1980 г. При разработке ее проекта столкнулись позиции "монитористов " (во

главе с Францией), кот. считали, что в начале надо создать валютный союз на

базе фиксированных валютных курсов и "эконом-ов " (в основном

представителей ФРГ), кот. предлагали начать формирование эконом. союза и

предпочитали режим плавающих валютных курсов. Этот спор завершился

компромиссным решением глав правительств ЕЭС в 1969 г. в Гааге о

параллельном создании экономич. и валютного союза. Поэтапный "план

Вернера", принятый 22.03.71 года советом министров ЕЭС, был рассчитан на 10

лет. На первом этапе (1971-1974) предусматривались сужения пределов

колебаний валютных курсов, введение полной взаимной обратимости валют,

согласование экономической, финансовой и денежно-кредитной политики. На

втором этапе (1975-1976) намечалось завершение этих мероприятий. На третьем

этапе (77-79гг.) предполагалось передать наднациональным органам "Общего

рынка" некоторые полномочия, принадлежавшие национальным правительствам,

создать европейскую валюту в целях выравнивания валютных курсов и цен.

Планировались создание единой бюджетной системы, гармонизация деятельности

банков. Процесс валютной интеграции в этот период развивался по следующим

направлениям:

* межправительственные консультации в целях координации валютно-

экономической политики;

* совместное плавание курсов ряда валют ЕЭС в суженных пределах

("европейская валютная змея");

* валютная интервенция не только в долларах, но и в европейских

валютах;

* формирование системы межгосударственных взаимных кредитов;

* создание бюджета ЕЭС;

* введение системы компенсационных валютных сумм- налогов и субсидий в

форме надбавки или скидки к единой цене на аграрные товары;

* учреждение межгосударственных валютно-кредитных и финансовых

институтов- Европейского инвестиционного банка, Европейского фонда

развития, Европейского фонда валютного сотрудничества и др.

В конце 1970-х годов активизировались поиски путей создания

экономического и валютного союза. 13 марта 1979 года была создана

Европейская валютная система (ЕВС). Ее цели следующие: обеспечить

достижение экономич. интеграции; создать зону европейской стабильности с

собственной валютой в противовес Ямайской валютной системе, основанной на

долларовом стандарте; оградить общий рынок от экспансии доллара.

Структурные принципы ЕЭС:

* ЕВС базируется на экю- европейской валютной единице. Условная

стоимость экю опред. по методу валютной корзины. Доля валют в корзине экю

зависит от удельного веса стран в совокупном ВНП государств-членов ЕС, их

взаимном товарообороте и участие в краткосрочных кредитах поддержки.

* ЕВС использует золото в качестве реальных резервных активов.

* Режим валютных курсов основан на совместном плавании валют в форме

"европейской валютной змеи" в установленных пределах взаимных колебаний.

* ЕВС осуществл. валютное регулирование путем предоставления

центральным банкам кредитов для покрытия временного дефицита платежных

балансов и расчетов, связанных с валютной интервенцией.

Важной вехой в развитии валютной интеграции в ЕЭС явился единый

европейский акт, принятый в мае 1987 года.

Новый этап- программа создания валютного экономического союза,

разработанная комитетом Ж. Делора в апреле 1989г. План Делора

предусматривал:

* создание общего рынка, поощрение конкуренции в ЕС для

совершенствования рыночного механизма во избежание злоупотреблений

монопольным положением, политикой соглашения, слиянием, госуд. субсидий;

* структурное выравнивание отсталых зон и регионов;

* координацию экономической, бюджетной, налоговой политики в целях

сдерживания инфляции, стабилизации цен и экономического роста, ограничение

дефицита гос. бюджета;

* учреждение наднационального Европейского валютного института.

Кроме того, поставлена задача образования политического союза ЕС к

2000 г. Для валютного союза необходимо: 1. участие всех валют в европейской

змее; 2. соблюдение странами единых пределов колебаний курса валюты; 3.

соединение официального и частного секторов функционирования экю; 4.

устранение господства марки ФРГ в валютной интервенции.

На основе плана Делора к декабрю 1991г. был выработан Маастрихтский

договор о ЕС, предусматривающий, в частности, поэтапное формирование

валютно-экономического союза. Договор вступил в силу с 1.11.93 г.

Первый этап фактически начался в июле 1990г. одновременно с полной

отменной валютных ограничений по движению капитала в ЕС. Основное внимание

уделено сближению уровней экономического развития, снижению темпа инфляции

и сокращению бюджетного дефицита (особенно таких стран с относительно

слабой эк-кой, как Португалия и Греция).

Второй этап начался с января 1994 г. созданием Европейского валютного

института в составе управляющих центральными банками стран-членов. Его

задача - подготовка к организации Европейской системы центр. банков и

эмиссии банкнот в экю. Большое внимание уделено координации экономической и

денежно кредитной политики стран-членов ЕС. Предусмотрены санкции к

нарушениям экономической, прежде всего бюджетной дисциплины. Предусмотрена

помощь ЕС по оздоровлению нац. экономики в основном за счет структурных

фондов, формируемых из совместного бюджета, кредитов.

38. Международное экономическое право: правовые режимы.

39. Интеграционные процессы в развивающихся регионах.

Интеграция представляет собой объективный процесс развития устойчивых

экономических связей и разделения труда национальных хозяйств, которые

близки по уровню экономического развития. Охватывая внешнеэкономический

обмен и сферу производства, она ведет к тесному переплетению национальных

хозяйств, к созданию региональных хозяйственных комплексов.

Конкретные формы экономического взаимодействия зависят от уровня

хозяйственного развития стран-участниц. Особенности стран влияют

соответственно на характер и движущиеся силы интеграции.

Процесс развития экономической интеграции сложен и противоречив. Он

вызывается не только экономическими, но и политическими причинами. Хотя

основная причина интеграции — требования высокоразвитых производительных

сил, уже переросших рамки национальных хозяйств, исторически этот процесс

складывается таким образом, что соотношение политических и экономических

факторов менялось на отдельных этапах.

Формы международной экономической интеграции. Экономическая интеграция

развивается в региональном аспекте и проявляется в нескольких формах. В

промышленно развитых странах это межгосударственная интеграция и интеграция

на микроуровне или интеграция, ведомая частными зарубежными инвестициями .

Межгосударственные интеграционные объединения возникают как зоны свободной

торговли, которые ставят целью ликвидировать препятствия во взаимной

торговле входящих в них стран, таможенные союзы которых, кроме

вышеназванной цели, принимают меры таможенной и налоговой защиты своего

внутреннего рынка от конкуренции третьих стран.

Интеграционный процесс далее в своем развитии проходит несколько стадий,

включая создание единого рынка с унификацией юридических и экономико-

технических условий торговли, движения капитала и рабочей силы, образование

валютного и экономического союзов. Экономический союз предусматривает

унификацию функционирования всех сфер хозяйственной деятельности,

координацию экономической политики стран — членов союза и создание единого

законодательства. Это предполагает создание наднациональных органов,

которые могут принимать обязательные для всех решения, и отказ национальных

правительств от соответствующих функций.

Происходят процессы хозяйственного сближения в странах Азии, Африки и

Латинской Америки. Там насчитывается более 20 региональных группировок,

формы и сферы их сотрудничества разнообразны, и не все группировки имеют

интеграционный характер. В основе интеграционных процессов в развивающихся

странах лежит стремление правящих кругов объединить свои усилия для

преодоления экономической отсталости-Ликвидация тарифов среди экономических

группировок развивающихся стран рассматривается как одно из средств

индустриализации через региональное замещение импорта путем «обмена» рынков

для каждого другого товара. Региональные объединения развивающихся стран

иногда преследуют цели экономии иностранной валюты путем учреждения

клиринговых союзов.

Сотрудничество в Азиатско-тихоокеанском регионе (АТР)

В последние полтора-два десятилетия этот регион привлекает к себе большое

внимание специалистов как зона наиболее динамичного экономического роста.

Опережение других регионов мира по темпам роста, в том числе в

технологически передовых отраслях, наряду со стремительным усилением

международной конкурентоспособности значительной группы стран АТР дает

основания, в данном случае исходя из стоящих перед нами задач, рассмотреть,

какова роль международных интеграционных процессов в АТР, насколько

международная экономическая интеграция способствовала экономическому

развитию стран региона, росту потребления, производства и т.д.

Если руководствоваться только чисто географическим подходом с акцентом на

азиатский континент, то по большому счету в АТР уже сложился «азиатский

четырехугольник»: Япония — Китай — НИС' — АСЕАН. АСЕАН — Ассоциация

государств Юго-Восточной Азии, созданная в 1967 г. субрегиональная

организация, включающая Индонезию, Малайзию, Таиланд, Филлипи-ны, Сингапур,

позже — Бруней и Вьетнам.

Существенным фактором развития экономических связей в регионе становятся

усиливающиеся настроения в пользу азиатской солидарности, поиска

общеазиатских ценностей. В связи с этим видение интеграционных процессов в

АТР отличается от подхода к оценкам европроцессов. Анализ

внутрирегионального взаимодействия и особенно связей в рамках «азиатского

четырехугольника» происходит в первую очередь в таких областях, как

торговля, прямые инвестиции, межфирменное партнерство, а также на

межрегиональном уровне. Интеграция в том виде, как мы ее понимаем и

представляем на примере ЕС, МЕРКОСУР и даже некоторых африканских структур,

при рассмотрении азиатской проблематики отличается присущими данному

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.