бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Ответы на вопросы государственного экзамена по специальности Мировая Экономика

перемещение рабочей силы внутри Европы. До начала 1970-х в благополучные

западноевропейские страны на заработки переехали миллионы работников из

отсталых регионов, так называемые “гастарбайтеры”.

Феномен гастарбайтера наглядно иллюстрирует как положительные, так и

отрицательные стороны международной миграции. Страны, имеющие в избытке

трудовые ресурсы, но нехватку капиталов, могут импортировать капиталоемкие

товары или занимать капитал за границей, а с относительно избыточным

капиталом могут импортировать трудоемкие товары или прибегнуть к найму

рабочих-мигрантов.

В межстрановом аспекте перераспределение трудовых ресурсов ведет к

выравниванию заработной платы. В странах, где наблюдается их избыток,

работники получают меньшую зарплату, по сравнению с теми, где ощущается

нехватка рабочих рук. Вместе с тем отъезд за рубеж приводит к сокращению

занятости, способствуя тем самым повышению уровня оплаты труда. И если бы

не существовали препятствия для перемещения, могло бы произойти полное

выравнивание цены труда.

Однако, несмотря на общий выигрыш некоторые группы эмигрантов

оказываются в проигрыше. Так, если отъезжающие на заработки за рубеж

выигрывают в заработной плате, то трудящиеся в странах, принимающих их,

теряют, поскольку рынок труда мгновенно реагирует на повышение предложения

рабочей силы, соответственно понижается цена на труд. В то же время на

родине мигрантов падает предложение труда и работодатели вынуждены искать

более неприхотливых работников.

По мнению ряда специалистов, международная подвижность рабочей силы,

предоставляя определенные принципиальные преимущества, на деле приводит и к

уменьшению благосостояния общества. Ведь в большинстве случаев иммигранты

соглашаются на непривлекательную для местных жителей работу, поэтому

немногие из них смогут стать высококвалифицированными специалистами, а в

итоге уменьшается потенциал своей страны.

В этом случае применяется государственное регулирование иммиграционных

потоков. Существует огромное количество ограничений на перемещение трудовых

ресурсов. Нестабильность в Восточной Европе, война в бывшей Югославии и

распад Советского Союза заставили многие европейские страны ужесточить

иммиграционное законодательство. В 1993 году Франция ограничила въезд

желающих, Германия приняла решение не предоставлять вид на жительство

претендентами на въезд и не признавать права гражданства за детьми

иммигрантов, работающих по контракту. В основном, это относится к туркам,

которые раньше имели по закону такие права. Ужесточили иммиграционное

законодательство Австрия, Италия, Испания и Португалия.

Получая от экспорта трудовых ресурсов миллиарды долларов, многие

государства поддерживают подобную специализацию, ставшую для них не только

важнейшим источником валютных поступлений, но и условием социальной

стабильности. Кроме того, по мнению специалистов, развитие экспорта рабочей

силы улучшает положение национальной валюты. Турция и бывшая Югославия

смогли сделать свою валюту конвертируемой в значительной степени благодаря

тому, что их платежные балансы постоянно ориентировались на пополнение за

счет трудовых переводов из-за рубежа.

Существует и ряд других причин, побуждающих отдельные страны (Италия,

Португалия, Греция, а в последнее время и Канада) обращаться к экспорту

рабочей силы. Дело в том, что при переводе части заработной платы на родину

иммигранты сдают в банк свободно конвертируемую валюту, а дома их семьи

получают переводы в отечественной валюте, как правило, обладая пониженной

покупательной способностью по сравнению с валютой перевода.

Трудовая миграция с точки зрения платежного баланса России

рассматривается как экспорт рабочей силы, поскольку связана с притоком

валютных поступлений за счет перевода заработной платы работающих за

рубежом, приобретения ими технических новшеств, товаров длительного

пользования и т.д., которые суммируются в общенациональном масштабе с

накопленными страной активами.

Одним из проявлений интернационализации и демократизации хозяйственной и

социально-культурной жизни человечества, а также последствий острых

межнациональных противоречий, прямых столкновений между народами и

странами, чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий являются

крупномасштабные внутристрановые и межстрановые перемещения населения и

трудовых ресурсов в разных формах. Это и добровольные мигранты,

пользующиеся правами и возможностями, предоставленными им мировой

цивилизацией и международными рынками труда для выбора места жительства и

работы, беженцы и вынужденные мигранты, покидающие отчий кров не

по своей воле, а под давлением обстоятельств [I]. Масштабы потоков и

драматизм положения таких мигрантов в отдельные исторические периоды и годы

превращаются в глобальные проблемы. Их разрешение требует широкого

международного со-трудничества-

Мировое сообщество, еще недавно не ощущавшее непосредственно размеров,

особенностей и последствий миграционных процессов на международном уровне,

столкнулось с необходимостью координации усилий многих стран по разрешению

острых ситуаций и коллективному регулированию миграционных потоков.

Организационно-институциональные, нормативно-правовые и финансовые

механизмы регулирования, созданные в прошлые годы на глобальном (в рамках

ООН и других организаций), региональном (региональные экономические

организации) и национальном (в основном промышленно развитыми странами)

уровнях, позволяют мировому сообществу постепенно ослаблять остроту в сфере

международной миграции населения и нормализовать миграционные потоки.

Последнее десятилетие нашего столетия характеризуется тем, что страны-

импортеры и страны-экспортеры трудовых ресурсов вносят существенные

коррективы в свою миграционную политику.

Межстрановая миграция населения и трудовых ресурсов возникает при наличии

значительного контраста в уровнях экономического и социального развития и

темпах естественного демографического прироста стран, принимающих и

отдающих рабочую силу. Географическими центрами иммиграции являются

наиболее развитые страны, такие, как США, Канада, Австралия, большинство

западноевропейских стран, а также страны с высокими доходами от продажи

нефти и бурным экономическим ростом (Саудовская Аравия, Бахрейн, Кувейт,

Объединенные Арабские Эмираты и т.д.).

Внешняя трудовая миграция относится к одному из видов международной

миграции населения, который характеризуется перемещением рабочей силы, как

правило, из менее развитых в экономически более развитые страны на

временную работу с последующим возвращением на родину.

Мировой опыт свидетельствует, что трудовая миграция обеспечивает

несомненные преимущества как принимающим рабочую силу странам, так и

поставляющим ее. Но она способна породить и острые социально-экономические

проблемы.

Какие положительные последствия трудовой миграции сегодня признаются и

используются?

Прежде всего учитывается, что процессы трудовой миграции способствуют

смягчению условий безработицы, появлению для страны—экспортера рабочей силы

дополнительного источника валютного дохода в форме поступлений от

эмигрантов, а также приобретению ими знаний и опыта. По возвращении домой

они, как правило, пополняют ряды среднего класса, вкладывая заработанные

средства в собственное дело, создавая дополнительные рабочие места.

К отрицательным последствиям трудовой миграции следует отнести тенденции

роста потребления заработанных за границей средств, желание скрыть

получаемые доходы, «утечку умов», иногда и понижение квалификации

работающих мигрантов и т.п. [б].

Для нейтрализации отрицательных последствий и усиления положительного

эффекта, получаемого страной в результате трудовой миграции, используют

средства государственной политики. Просчеты в выборе ориентиров

миграционной политики вызывают нежелательную реакцию в виде роста

нелегальной миграции и последующей социальной активности возвращающихся

мигрантов и др. В этой области особенно очевидны неэффективность жестких,

директивных мер и необходимость косвенных, координирующих воздействий со

стороны государств и правительств.

55. Основные формы и направления международной передачи технологий.

Ключевым моментом в достижении конкурентных преимуществ национальной

экономики является овладение передовыми технологиями. Новые технологии

доказали возможность совершенствования существующей и появления

принципиально новой продукции, такой, как волоконная оптика,

микроэлектроника, промышленная керамика, микролазеры, композиционные

материалы и т.п.

Согласно теории эволюционной экономики, экономическое, социальное и

технологическое развитие тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга.

Поэтому технологическое развитие рассматривается как одна из важнейших

движущих сил, определяющих траекторию трансформационных процессов в

экономике.

Под технологическим обменом в широком смысле может пониматься едва ли не

весь спектр международных экономических отношений, включая куплю-продажу

патентов и лицензий, торговлю товарами, предоставление услуг.

Субъект мирового рынка технологий – это государства, университеты, фирмы,

бесприбыльные организации, фонды и физические лица (ученые и специалисты).

Объектами мирового рынка технологий являются результаты интеллектуальной

деятельности в овеществленной (оборудование, агрегаты, инструменты,

технологические линии и др.) и неовеществленной форме (различного рода

техническая документация, знания, опыт и др.).

Все высокотехнологичные фирмы развитых стран вырабатывают и тщательно

соблюдают выгодные для них правила передачи технологии, которые в настоящее

время приобрели характер технологической стратегии. Все более активную роль

в сфере передачи технологии играют правительства. Так называемый

“технологический разрыв”, который существует между США и Западной Европой,

Западной Европой и Японией, развитыми и развивающимися странами, в том

числе новыми индустриальными странами (НИС) и наименее развитыми, а также

Россией и другими странами бывшего социалистического лагеря, может быть

выгодно использован (и используется развитыми странами), как в

коммерческих, так и в политических целях.

технологический обмен ТНК является внутрикорпоративным трансфертом, но не

технологическим обменом в общепринятом понимании. Он приводит к сохранению

и упрочению технологического лидерства и разрыва, а в ряде случаев и к

обратному оттоку технологии через учреждаемые в других странах

исследовательские подразделения.

Гораздо более перспективным источником технологии могут быть поэтому

мелкие фирмы, у которых недостает собственных средств для доведения

технологии до рыночной стадии. В зарубежной практике все более важным

источником технологий становятся небольшие компании венчурного типа,

технопарки, которые привлекают к себе капитал заинтересованных фирм,

фондов, корпораций. Основной притягательной чертой в данном случае является

возможность приобщения к новой технологии практически сразу – в момент ее

появления. Для России привлечение капитала в новые небольшие компании и

технопарки – наиболее привлекательный путь развития международного

технологического обмена.

Технологический разрыв, существующий между странами, находящимися на

разных ступенях экономического развития, позволяет осуществлять

международный технологический обмен по многоступенчатому сценарию.

Так называемая “высокая технология” обращается преимущественно между

промышленно развитыми странами. Средняя и низкая технология может быть

новой для рынков развивающихся и новых индустриальных стран. Принципиальная

особенность такого обмена – приобретение лицензий фирмами развивающихся

стран у развитых и перенос относительно простых стадий производства

корпораций развитых стран в собственные филиалы и отделения, расположенные

в НИС. Единственный реальный путь для вхождения России в международный

технологический обмен и на рынок технологий – использование накопленного

научно-технического потенциала. Известно, что он способен привлечь

миллиарды долларов инвестиций под совместную коммерциализацию технологий

оборонного комплекса и ряда гражданских. Только на этом пути открывается

возможность интеграции в мировое хозяйство и изживания энергосырьевой

направленности экспорта.

ФОРМЫ ПЕРЕДАЧИ ТЕХНОЛОГИИ.

Передача технологии осуществляется в различных формах, разными способами

и по разным каналам. Она может передаваться на коммерческой и

некоммерческой основе, быть внутрифирменной, внутригосударственной и

международной.

Формы передачи технологии на некоммерческой основе:

огромные информационные массивы специальной литературы, компьютерные

банки данных, патенты, справочники и др.;

конференции, выставки, симпозиумы, семинары, клубы, в том числе постоянно

действующие;

обучение, стажировка, практика студентов, ученых и специалистов,

осуществляемые на паритетных основах университетами, фирмами, организациями

и др.;

перекрестное лицензирование на паритетной основе;

миграция ученых и специалистов 9в том числе международная, так называемая

“утечка умов”) из научных в коммерческие структуры и обратно, учреждение

новых небольших высокотехнологичных фирм венчурного типа специалистами из

университетов и корпораций, создание зарубежных маркетинговых и

исследовательских подразделений крупными корпорациями.

Основной поток передачи технологии в некоммерческой форме приходится на

некоммерческую, непатентоспособную информацию – фундаментальные НИОКР,

деловые игры, научные открытия и запатентованные изобретения.

Помимо официальной в последние годы большой размах приобрела нелегальная

“передача” технологии в форме промышленного шпионажа и технологического

пиратства – массового выпуска и продажи технологий-имитаций теневыми

структурами.

По некоторым сведениям, до 1/3 зарубежных служб маркетинга (и

исследовательских) крупных корпораций тем или иным образом причастны к

промышленному шпионажу. Технологическое пиратство более всего развито в Юго-

Восточной Азии.

Основными формами коммерческой передачи информации являются:

продажа технологии в материализованном виде – станков, агрегатов,

автоматического и электронного оборудования, технологических линий и др.;

прямые инвестиции и сопровождающие их строительство, реконструкция,

модернизация предприятий, фирм, производств;

портфельные инвестиции, в том числе совместные предприятия, если они

сопровождаются потоком инвестиционных товаров, а также лизингом;

продажа патентов;

продажа лицензий на все виды запатентованной промышленной собственности,

кроме товарных знаков, знаков обслуживания и т.д.;

продажа лицензий на незапатентованные виды промышленной собственности –

“ноу-хау”, секреты производства, технологический опыт, сопроводительные к

передаваемым оборудованию и технике документы, инструкции, чертежи, схемы,

спецификации, технологические карты, а также обучение специалистов,

консультативное сопровождение, экспертиза и др.;

совместное проведение НИОКР, научно-производственная кооперация;

инжиниринг.

ПРАКТИКА ПЕРЕДАЧИ ТЕХНОЛОГИИ.

Некоммерческие формы передачи технологии, в том числе внутрифирменный

трансферт, осуществляются свободно и не нуждаются в договорно-правовом

оформлении и регламентации.

Коммерческие формы передачи технологии, как внутристрановые, так и

международные, оформляются в виде договора (лицензионного, о научно-

техническом сотрудничестве, о совместном производстве или договора купли-

продажи).

На государственном, межгосударственном и межфирменном уровне передача

технологии и технологический обмен регулируются законодательными актами

национального и международно-правового характера, а также конкретными

договорами и соглашениями сторон (фирм, корпораций и др.).

В соответствии с Венской конвенцией 1980 г. (а также Гаагской конвенцией

1964 г.) строго регламентируется весь товарообмен, включая технологический.

Участие страны в международном технологическом бизнесе определяет ее

экономический статус. Россия имеет все шансы и возможности выйти на

международный рынок технологий. Этому способствуют:

наличие развитой базы по разработке новейших технологий (города ВПК);

богатые природные ресурсы, которые позволяют создать любой материал на

пределах страны;

наличие квалифицированных специалистов по разработке новейших технологий;

большое количество нереализованных, но перспективных технологий,

разработанных для оборонного комплекса.

Однако выходу России на международный рынок технологий мешают следующие

факторы:

отсутствие проработанной юридической базы по проблеме защиты технологий;

отсутствие материальной заинтересованности промышленности в использовании

и доработке имеющихся отечественных технологий;

несовершенство принимаемых программ по сохранению и развитию

технологической базы страны, которые не учитывают российских особенностей;

незначительная интеграция российских технопарков и коммерческих структур,

а также ограниченное привлечение иностранного капитала в подобные

структуры.

Для успешного выхода России на международный рынок технологий нужно:

определить приоритеты и направления, в которых должна развиваться

технологическая база страны, а затем на этой основе создать ФЦП;

реализовывать новейшие технологии в первую очередь на внутреннем рынке,

чтобы потом не приходилось закупать продукцию за рубежом, произведенную по

российским же технологиям;

активно разрабатывать так называемые “двойные” технологии и внедрять их в

жизнь;

обеспечить поддержку инновационному предпринимательству

.

56. Таможенный тариф РФ

Основными целями таможенного тарифа (Закон РФ «О таможенном тарифе»)

являются: рационализация товарной структуры ввоза товаров в РФ; поддержание

рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и

расходов на территории РФ; создание условий для прогрессивных изменений в

структуре производства и потребления товаров в РФ; защита национальной

экономики от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции,

обеспечение условий для эффективной интеграции российской экономики в

мировую экономику.

Таможенная пошлина - платеж, взимаемый таможенными органами РФ при ввозе

товаров на таможенную территорию РФ или вывозе товара с этой территории и

являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.

Таможенный тариф РФ представляет собой свод ставок таможенных пошлин,

применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ и

систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой

внешнеэкономической деятельности. Таможенный тариф применяется в отношении

ввоза (импорта) товаров на таможенную территорию РФ и вывоза (экспорта)

товаров с этой территории.

Ввозные таможенные пошлины. Правительство РФ определяет ставки ввозных

таможенных пошлин в пределах, установленных данным Законом.

В отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические

отношения с которыми не предусматривают режим наиболее благоприятствуемой

нации, либо страна-производитель которых не установлена, ставки ввозных

таможенных пошлин, определенные на основании настоящего Закона,

увеличиваются вдвое, за исключением случаев предоставления РФ тарифных

льгот (преференций) на основании соответствующих положений Закона.

В отношении товаров, происходящих из развивающихся стран - пользователей

схемой преференций РФ, применяются ставки ввозных таможенных пошлин в

размере 75% от установленных.

В Российской Федерации применяются следующие виды ставок пошлин:

. адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых

товаров;

. специфические, начисляемые в установленном размере за единицу

облагаемых товаров;

. комбинированные, сочетающие оба названных вида таможенного обложения.

Кроме того, для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров

Правительство РФ может устанавливать сезонные пошлины, срок действия

которых не может превышать шести месяцев в году.

И, наконец, к ввозимым на таможенную территорию РФ товарам могут временно

применяться особые виды пошлин: специальные, антидемпинговые,

компенсационные.

Специальные пошлины могут применяться в двух случаях: как защитная мера,

если товары ввозятся на таможенную территорию РФ в количестве и на

условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным

производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров; как

ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы

России со стороны других государств или их союзов.

Антидемпинговые пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную

территорию РФ товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в

стране вывоза в момент этого ввоза, если такой ввоз наносит ущерб или

угрожает нанесением материального ущерба отечественным производителям

подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства

подобных товаров в России.

Компенсационные пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную

территорию РФ товаров, при производстве или вывозе которых прямо или

косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит ущерб или

угрожает нанесением материального ущерба отечественным производителям

подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства

подобных товаров в РФ.

Целый раздел в Законе РФ «О таможенном тарифе» посвящен определению

страны происхождения товара, принципы которого основываются на существующей

международной практике (ст. 25-33). Обратим внимание на ключевые положения:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.