бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Ответы на вопросы государственного экзамена по специальности Мировая Экономика

. страна происхождения товара определяется с целью осуществления

тарифных и нетарифных мер регулирования ввоза товара на таможенную

территорию РФ и вывоза товара с этой территории,

. страной происхождения товара является страна, в которой товар был

полностью произведен или подвергнут достаточной переработке в

соответствии с критериями, установленными данным Законом.

. для удостоверения происхождения товара из данной страны таможенный

орган РФ вправе требовать предоставления сертификата о происхождении

товара;

. сертификат о происхождении товара предоставляется вместе с таможенной

декларацией и другими документами при таможенном оформлении; товары,

происхождение которых не установлено, выпускаются с уплатой таможенных

пошлин по максимальным ставкам таможенного тарифа РФ.

Практически все страны, участвующие в международной торговле, используют

таможенный тариф как одно из важных средств регулирования

внешнеэкономических связей. Единообразия в подходах к определению уровня

ставок таможенных пошлин, перечня товаров, подпадающих под такое обложение,

не было в прошлом, нет и в настоящее время. Однако при решении вопросов об

увеличении ставок ввозных таможенных пошлин необходимо учитывать полученные

из мирового опыта следующие выводы.

1. Таможенные тарифы чаще всего снижают благосостояние каждой из

торгующих стран, в том числе и той, которая является их инициатором.

2. Как правило, к цели, достигнутой с помощью учреждения тарифов, можно

прийти другим путем, причем с лучшими результатами.

3. Отклонения от политики свободной торговли оправданы в случаях:

a. если страна способна оказывать влияние на мировые цены, можно

найти такой уровень ставки тарифа, который принесет ей чистый

выигрыш;

b. когда в экономике страны существуют внутренние неразрешимые

проблемы, введение тарифа может оказаться порой полезнее, чем

экономическая пассивность;

c. когда в стране возникают отдельные чисто внешнеторговые

проблемы, введение таможенных тарифов иногда является

эффективнее любых других экономических мероприятий;

4. Таможенный тариф всегда выгоден производителям товаров, конкурирующим

с импортером, даже если совокупное благосостояние нации при этом

снижается.

Помимо тарифного регулирования внешнеэкономических связей в международной

торговле используются и так называемые нетарифные ограничения (нетарифные

барьеры). Последние можно классифицировать по следующим группам: барьеры

экономического характера; барьеры административного характера; установление

монопольного (государственного) канала для импорта; технические н другие

специальные требования.

57. Проблемы вступления РФ в ВТО.

Равноправным членом мирового экономического сообщества страна может

стать только тогда, когда она сумеет в полной мере раскрыть свой

экономический потенциал, размеры, формы и методы использования которого

будут сопоставимы с аналогичными характеристиками потенциала наиболее

развитых стран мира. Как указывают многие эксперты, страна, доля которой в

мировом ВВП не превышает 1-2%, а размеры федерального бюджета (20 млрд.

долл.) соответствуют активам среднего американского пенсионного фонда, вряд

ли может быть "полюсом притяжения" в современной глобальной экономике или в

современном "многополюсном" мире.

Россия до сих пор продолжает испытывать дискриминацию в торговых

отношениях и в полной мере не может использовать преимущества

международного разделения труда и структуры мировой экономики. Поэтому уже

не первый год на повестке дня стоит вопрос о вступлении России во Всемирную

торговую организацию (ВТО). Переговорный процесс между российской стороной

и Рабочей группой ВТО по присоединению России значительно продвинулся

вперед. Наряду с традиционными вопросами по режиму торговли и тарифам

наиболее сложными оказались проблемы торговых аспектов прав

интеллектуальной собственности, субсидирования сельскохозяйственного

производства и деятельности государственных торговых предприятий.

Признание "правил игры" ВТО для России может повлечь за собой

существенные изменения внутри страны - в ее экономике, экономической

политике государства, правовом обеспечении предпринимательской

деятельности, вывозе капитала, защите прав собственности во всех ее формах

и проявлениях. Иначе говоря, процесс вступления в ВТО - это достаточно

болезненный процесс ужесточения механизма действия рыночных принципов в

национальной экономике, но дальнейшая интеграция российской экономики в

мирохозяйственные связи вне ВТО невозможна.

Сам факт постоянного членства России в ВТО - на что всерьез

рассчитывает российская сторона - позволит стране исключить дискриминацию

во всем комплексе торговых отношений, защитить интересы российских

экспортеров и импортеров за рубежом. Противоречия и споры, возникающие

между участниками мировой торговли, могут разрешаться с помощью механизмов

и процедур, предусмотренных ВТО, хотя, возможно, в ближайшие годы и

произойдет их существенное изменение.

Однако для многих российских производителей членство России в ВТО будет

означать большую международную конкуренцию, которую не все смогут

выдержать. Особенно большие изменения могут произойти в среде

производителей, ориентированных исключительно на внутренний рынок. При этом

членство России в ВТО ставит перед федеральным правительством как минимум

две проблемы. Одна - это источники пополнения доходных статей бюджета из-за

возможного сокращения таможенных пошлин и тарифов (при условии сравнительно

низких темпов инфляции в российской экономике в ближайшие годы). Другая -

это согласование обязательств России перед рядом стран СНГ, с которыми уже

имеются таможенные союзы или иные торговые соглашения.

Конечно, пока еще рано говорить о всех плюсах и минусах вступления

России в ВТО, но как форма еще одного эксперимента в сфере раскрытия

потенциальных возможностей российской экономики этот шаг заслуживает

всяческой поддержки. Принимая "правила игры" ВТО, Россия должна поставить

дело внутри страны таким образом, чтобы отечественные компании имели мощную

поддержку своего государства, дабы выдержать международную конкуренцию.

Иначе говоря, эффекта от внешнеторговой открытости можно ожидать лишь в том

случае, если социальный климат в российском обществе будет всемерно

способствовать этому процессу.

|Позитивные последствия присоединения к ВТО |Негативные последствия |

| |присоединения к ВТО |

| | |

|Исключение дискриминации во всем комплексе |Подавление хозяйственной |

|торговых отношений, прежде всего защита |деятельности предприятий |

|интересов российских экспортеров за рубежом |(свертывание и ликвидация |

|от: |производств из-за усиления |

|а) применения дискриминационных внутренних |экспансии иностранных |

|налогов, акцизов и таможенных сборов, |производителей |

|ограничений транзита российских товаров; |Под вопросом может оказаться |

|б) применения дискриминационных форм |само существование ряда отраслей|

|использования всей гаммы т.н. технических |отечественной промышленности |

|барьеров в торговле (технических и других |(прежде всего депрессивных со |

|норм и стандартов, правил сертификации и |всеми вытекающими последствиями,|

|др.); |в т.ч. и социальными) |

|в) недобросовестного задействования других | |

|торгово-политических средств в отношении |Обострение бюджетных проблем |

|экспортных и импортных операций российских |(учитывая низкую в целом |

|участников внешнеторговой деятельности. |налоговую дисциплину и |

| |сокращение налоговых поступлений|

|Ослабление негативного воздействия на |в бюджет из-за упадка и краха |

|российский экспорт тарифных и нетарифных |ряда отечественных производств, |

|барьеров в торговле с зарубежными партнерами |компенсировать бюджету снижение |

| |таможенных платежей в обозримой |

|Равноправие на рынке товаров усилит позиции |перспективе просто нечем) |

|России на рынке капиталов | |

| |Ужесточение налогового прессинга|

|Улучшение условий разрешения противоречий и |реального сектора экономики и |

|споров, порой возникающих между партнерами в |населения |

|мировой торговле, с помощью механизмов и |(из-за трудности с пополнением |

|процедур, предусмотренных ГАТТ/ВТО и |доходной части бюджета придется |

|отлаженных в течение более чем сорокалетней |по-видимому компенсировать эти |

|истории этой организации. Более надежные |потери повышением акцизов, НДС и|

|гарантии предотвращения торговых войн |других внутренних налогов) |

| | |

|Ясность и предсказуемость |Существенные ограничения |

|внутрихозяйственного и внешнеторгового |возможности применения средств |

|режимов |таможенного тарифного |

| |регулирования для защиты |

|Повышение прозрачности конкурентной среды |внутреннего рынка от наплыва |

| |иностранных товаров |

|Снижение цен на импортные товары на | |

|потребительском рынке, а следовательно, и |Осуществляемое под эгидой ВТО |

|расширение конечного спроса и емкости |многостороннее регулирование |

|внутреннего рынка |распространяется и на торговлю |

| |услугами, в которых позиции |

|Расширение возможности импорта современных |российских предпринимателей |

|технологий производства и управления, |значительно слабее, чем в сфере |

|усиление притока в Россию иностранного |материального производства |

|капитала в форме прямого инвестирования, | |

|частного кредитования инвестиционных | |

|проектов, приобретения акций отечественных | |

|промышленных предприятий | |

| | |

|Появление благоприятных предпосылок включения| |

|России в международную производственную | |

|кооперацию и в другие наиболее продвинутые | |

|формы делового сотрудничества (учреждение | |

|совместных предприятий, заключение соглашений| |

|о совместных исследованиях, производстве и | |

|сбыте, обмене интеллектуальной | |

|собственностью) | |

| | |

|Отпадет необходимость в десятках двусторонних| |

|международных договоров о | |

|торгово-экономичесом сотрудничестве | |

|(заменяются одним, многосторонним), которые | |

|приходится периодически продлевать, а иногда | |

|и пересматривать | |

Стратегические задачи, которые Россия стремится решить с помощью ВТО ,

изложены в Федеральной программе развития экспорта (обнародованной в

феврале 1996г.), определяющей приоритеты в экспортной деятельности и ее

перспективы. В соответствии с установками этой программы предстоящее

вступление России в ВТО должно способствовать формированию благоприятных

торгово-политических и правовых условий для российских участников

внешнеэкономической деятельности, что ,в свою очередь является важнейшей

предпосылкой для обеспечения коренных изменений в развитии рыночных

отношений внутри страны. По оценкам экспертов только устранение торговой

дискриминации на Западе по отношению к российскому экспорту позволяет

рассчитывать на увеличение поставок ряда товаров на общую сумму более 1

млрд.дол. США.

С помощью программы развития экспорта и рассчитывая на ВТО,

правительство России пытается хотя бы частично компенсировать то, что было

утрачено во внешней торговле страны за время господства стихийности. С

учетом всех факторов, влияющих на развитие экспорта, В Федеральной

программе выделены три принципиальных этапа формирования новой, более

эффективной модели участия России в международном разделении труда.

I (1996-1997гг.) и II (1998-2000гг.) этапы предусматривают не

столько расширение экспорта, сколько поддержание его устойчиво высоких

объемов на основе оптимального использования имеющихся конкурентных

преимуществ и мировой конъюнктуры, постепенного расширения ассортимента

вывозимой продукции.

Решающим является III этап (2000-2005гг.), в течение которого будет

обеспечена диверсификация российского экспорта, в т.ч. за счет широкого

выхода на внешние рынки отечественных поставщиков готовой продукции, в

первую очередь наукоемкой. Доля последней в структуре экспорта страны

предположительно достигнет 10-15% и приблизится к уровню промышленно

развитых стран.

Именно в этом контексте вопрос присоединения России к ВТО приобретает

приоритетное значение. Равноправным членом мирового экономического

сообщества страна может считать себя тогда, когда она соблюдает те же

правила игры, что и все сообщество.

В соответствии с установками Федеральной программы развития экспорта

присоединение России к ВТО должно способствовать урегулированию проблемы

дискриминационного отношения к России со стороны западных стран, не

признающих пока за нашей страной статуса государства с рыночной экономикой,

что не позволяет в полной мере использовать преимущества международного

разделения труда и сложившейся структуры мировой экономики.Статус страны с

нерыночной экономикой сохраняется за Россией (до этого за СССР) с начала 80-

х годов. Это позволяет применять особые правила антидемпинговых процедур в

отношении российских товаров:

- неучет внутренних российских цен при установлении факта и уровня

демпинга, форм антидемпинговых мер;

- нежелание на деле принимать во внимание естественные конкурентные

преимущества России;

- отказ учитывать показатели коммерческой деятельности отдельных

компаний (уровень организации маркетинга, технологии производства и др.),

осуществляющих продажи товаров по различным ценам, т.к. антидемпинговая

пошлина вводится против государства в целом. Так вновь создаваемая в России

компания, не замеченная ранее в демпинге, не может претендовать на

освобождение от демпинговых пошлин, как это принято в отношении компаний из

т.н. рыночных государств.

Тем самым не только отрицаются конкурентные преимущества российских

производителей, но и подавляется их естественное желание повысить

конкурентоспособность, оптимизировать производственный процесс.

58. Внешняя торговля России

В советский период в России существовала государственная монополия

внешней торговли, и заключалась в том, что государство присваивает себе

исключительное право осуществлять внешнеэкономические связи. Право на

внешнеторговые операции частному сектору давало государство. Таким образом,

только уполномоченные компании могли заниматься внешней торговлей.

Возникают внешнеторговые объединения, которые выступают в качестве

посредника и занимаются экспортно-импортной торговлей. Они создавались по

двум признакам:

1. объединения, которые специализировались на какой-то группе товара;

2.объединения, к-ые создавались по принципу географической ориентации с кем

торговать. Внешнеторговые объединения входили в структуру Министерства

внешней торговли. Вначале существовал Народный комиссариат внешней

торговли, затем Министерство внешней торговли (МВТ) затем слито с

Государственным комитетом по внешнеэкономическим связям (ГКЭС) и

образовалось Министерство внешнеэкономических связей (МВЭС).Раздел между

ГКЭС и МВТ проходило по критерию специализации в ВЭД. МВТ- чисто торговая

деятельность; ГКЭС- движение кап-ла в форме инвестиционных ценностей. В

составе ГКЭС было также военное подразделение. В 88 году МВТ и ГКЭС были

объединены, чтобы повысить эффективность ВЭД. На этот период берет начало

либерализация, т.е. отход от жесткой монополии государственного сектора. С

начала 92 г. начал действовать приказ "О либерализации внешней торговли

экономической деятельности на территории РСФСР". Этот указ отменял

обязательную регистрацию российских фирм в качестве участников ВЭД;

разрешал предприятиям оставлять у себя 50% валютной выручки; отменены и

снижены некоторые таможенные пошлины; расширение использования свободной

цены рубля; снижение кол-ва товаров, экспорт которых лицензировался и

квотировался. Изменилась структура внешней торговли. Раньше основная доля -

импорт машин, оборудования, сырья, полуфабрикатов, продовольственных

товаров. Сейчас резкий рост импорта продовольственных товаров, снижение

доли машин и оборудования и еще больше доли сырья и полуфабрикатов.

Географические изменения: на промышленно-развитые страны -примерно 1/2

внешнеторгового оборота(советский период),значительная доля развивающихся

стран. Сейчас объем экспорта в развитые страны увеличился, доля соц. стран

уменьшилась, доля развивающихся стран снизилась. В настоящее время основные

партнеры -развитые страны, далее идут бывшие соц. страны, находящиеся на

нашей границе, а с развивающимися странами сохраняются отношения с Индией,

Сирией, Египтом, Ираном, Малазией.

После распада СССР ряд задач:

-ВЭД направлена на преодоление трудностей, связанных с

неплатежеспособностью и улучшение положения в международном разделении

труда;

-стратегические цели развития ВЭС:

1.восстановление и развитие экспортного потенциала России улучшение

структуры экспорта;

2.рационализация импорта: обеспечение такой структуры импорта при к-ой

ввозятся товары, которых не хватает и которые нужны для развития страны;

3.повышение конкурентоспособности товаров РФ на мировом рынке;

4.преодоление тех трудностей, которые мешают преодолению названных

задач, например не конкурентоспособность продукции, наличие огромного

внешнего долга, неразвитость финансовой, технической, информационной

инфраструктуры.

Эти задачи государство пыталось решить на путях либерализации.

Итог: очень активное вовлечение РФ в ВЭД и очень большая зависимость РФ от

внешнего рынка. Также в 98 г было ликвидировано Министерство внешних связей

и слияние его с Министерством промышленности и торговли.

59. Основные элементы национальной и мировой валютных систем.

Международные валютные отношения постепеннс приобрели определенные формы

организации па основе интернационализации хозяйственных связей. Валютная

система — форма организации и регулирования валютных отношений,

закрепленная национальным законодательством или межгосударственными

соглашениями. Различаются национальная, мировая международная

(региональная) валютные системы.

Исторически вначале возникли национальные валют ные системы, закрепленные

национальным законодательством с учетом норм международного права.

Национальная валютная система является составной частьк денежной системы

страны, хотя она относительно самостоятельна и выходит за национальные

границы. её особенности определяются степенью развития и состоя нием

экономики и внешнеэкономических связей страны

Национальная валютная система неразрывно связана с мировой валютной

системой - формой организации международных валютных отношений за

крепленной межгосударственными соглашениями.'Мировая валютная система

сложилась к середине XIX в Характер функционирования и стабильность мировой

валютной системы зависят от степени соответствия ее принципов структуре

мирового хозяйства, расстановке сил и интересам ведущих стран. При

изменении данных условий возникает периодический кризис мировой валютной

системы, который завершается ее крушением и созданием новой валютной

системы.

Хотя мировая валютная система преследует глобальные мирохозяйственные цели

и имеет особый механизм функционирования и регулирования, она тесно связана

с национальными валютными системами. Эта связь осуществляется через

национальные банки, обслуживающие внешнеэкономическую деятельность, и

проявляется в межгосударственном валютном регулировании и координации

валютной политики ведущих стран. Взаимная связь национальных и мировой

валютных систем не означает их тождества, поскольку различны их задачи,

условия функционирования и регулирования. влияние на экономику отдельных

стран и мировое хозяйство- Связь и различие национальных и мировой валютных

систем проявляются в их элементах.

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ И МИРОВОЙ ВАЛЮТНЫХ СИСТЕМ

|Национальная валютная |Мировая валютная система|

|система | |

|Национальная валюта |Резервные валюты, |

| |международ |

| |ные счетные валютные |

| |единицы |

|Условия конвертируемости|Условия взаимной |

|наци |конвертируе |

|ональной валюты |мости валют |

|Паритет национальной |Унифицированный режим ва|

|валюты | |

|Режим курса национальной|лютных паритетов |

|ва |Регламентация режимов |

| |валют |

|лю! ы Наличие или |ных курсов |

|отсутствие валют |Межгосударственное |

| |регулиро |

|ных ограничений, |вание валютных |

|валютный кон |ограничений |

|троль Национальное |Межгосударственное |

|регулирование |регулиро |

|международной валютной |вание международной |

|лик |валютной |

|видности страны |ликвидности Унификация |

|Регламентация |правил использова |

|использования | |

|международных кредитных |ния международных |

|средств обращения |кредитных средств |

|Регламентация |обращения Унификация |

|международных |основных форм |

|расчетов страны Режим |международных расчетов |

|национального валютно |Режим мировых валютных |

| |рын |

|го рынка и рынка золота |ков и рынков золота |

|Национальные органы, |Международные |

|управля |организации. |

|ющие и регулирующие |осуществляющие |

|валютные |межгосударст |

|отношения с граны |венное валютное |

| |регулирование |

Основой национальной валютной системы является национальная валюта -

установленная законом денежная единица данного государства. Деньги,

используемые в МЭО, становятся валютой. В международных расчетах обычно

используется иностранная валюта денежная единица других стран. С ней

связано понятие девиза — любое платежное средство в иностранной валюте.

Иностранная валюта является объектом купли-продажи на валютном рынке,

используется в международных расчетах, хранится на счетах в банках, но не

является законным платежным средством на территории данного государства (за

исключением периодов сильной инфляции). Категория «валюта» обеспечивает

связь и взаимодействие национального и мирового хозяйства.

Мировая валютная система базируется на функциональных формах мировых денег.

Мировыми называются деньги, которые обслуживают международные отношения

(экономические, политические, культурные).

Особой категорией конвертируемой национальной валюты является резервная

(ключевая) валюта, которая выполняет функции международного платежного и

резервного средства, служит базой определения валютного паритета и

валютного курса для других стран, широко используется для проведения

валютной интервенции с целью регулирования курса валют стран участниц

мировой валютной системы. Объективными предпосылками приобретения статуса

резервной валюты являются: господствующие позиции страны в мировом

производстве, экспорте товаров и капиталов, в золото-валютных резервах:

развитая сеть кредитно-банковских учреждений, в том числе за рубежом;

организованный и емкий рынок ссудных капиталов; либерализация валютных

операций, свободная обратимость валюты, что обеспечивает спрос на нее

других стран. Субъективным фактором выдвижения национальной валюты на роль

резервной служит активная внешняя поли гика, в том числе валютная и

кредитная. В институциональном аспекте необходимым условием признания

национальной валюты в качестве резервной является внедрение ее в

международный оборот через банки и международные валютно-кредитные и

финансовые организации.

Не имея собственной стоимости, национальные кредитные деньги не являются

полноценными мировыми деньгами в отличие от золота. Аналогично евровалюты —

по форме это мировые деньги, а по своей природе — это национальные деньги,

используемые иностранными банками для ленозитно-ссудных операций.

Международная счетная валютная единица используется как условный масштаб

для соизмерения международных требований и обязательств, установления

валютного паритета и курса, как международное платежное и резервное

средство.

Следующий элемент валютной системы характеризует степень конвертируемости

валют, т.е. размена на иностранные. Различаются:

свободно конвертируемые валюты, без ограничений обмениваемые на любые

иностранные валюты.

частично конвертируемые валюты стран, где сохраняются валютные

ограничения;

неконвертируемые (замкнутые) валюты стран, где для резидентов и

нерезидентов введен запрет обмена валют.

Элементом валютной системы является валютный паритет — соотношение между

двумя валютами, устанавливаемое в законодательном порядке. При

монометаллизме — золотом или серебряном — базой валютного курса являлся

монетный паритет — соотношение денежных единиц разных стран по их

металлическому содержанию. Он совпадал с понятием валютного паритета.

Режим валютного курса также является элементом валютной системы.

Различаются фиксированные валютные курсы, колеблющиеся в узких рамках,

плавающие курсы, изменяющиеся в зависимости от рыночного спроса и

предложения валюты, а также их разновидности.

При золотом монометаллизме валютный курс опирался на золотой паритет —

соотношение валют по их официальному золотому содержанию — и стихийно

колебался вокруг него в пределах золотых точек. Классический механизм

золотых точек действовал при двух условиях: свободная купля-продажа золота

и его неограниченный вывоз. Пределы колебаний валютного курса определялись

расходами, связанными с транспортировкой золота за границу (фрахт,

страхование, потеря процентов на капитал, расходы на опробирование и др.),

и фактически не превышали + 1% от паритета. С отменой золотого стандарта

механизм золотых точек перестал действовать.

Элементом валютной системы является наличие или отсутствие валютных

ограничений. Ограничения операций с валютными ценностями служат также

объектом межгосударственного регулирования через МВФ.

Что касается следующего элемента валютной системы — международных

кредитных средств обращения, то регламентация правил их использования

осуществляется в соответствии с унифицированными международными нормами. В

их числе женевские конвенции (вексельная и чековая). Регламентация

международных расчетов осуществляется на уровне национальной и мировой

валютной систем в соответствии с Унифицированными правилами и обычаями для

документарных аккредитивов и инкассо.

Регулирование международной валютной ликвидности как элемент валютной

системы сводится к обеспеченности международных расчетов необходимыми

платежными средствами. Международная валютная ликвидность (МВЛ) —

способность страны (или группы стран) обеспечивать своевременное погашение

своих международных обязательств приемлемыми для кредитора платежными

средствами.

важный элемент валютной системы институциональный. Речь идет о

регламентации деятельности национальных органов управления и регулирования

валютных отношений страны (центральный банк, министерство экономики и

финансов, в некоторых странах органы валютного контроля). Национальное

валютное законодательство регулирует операции в национальной и иностранной

валюте (право владения, ввоза и вывоза, куплю-продажу).

60. Валюта и режимы валютных курсов.

Важным элементом валютной системы является валютный курс, так как развитие

МЭО требует измерения стоимостного соотношения валют разных стран. Валютный

курс необходим для:

взаимного обмена валютами при торговле товарами, услугами, при движении

капиталов и кредитов. Экспортер обменивает вырученную иностранную валюту на

национальную, так как валюты других стран не могут обращаться в качестве

законного покупательного и платежного средства на территории данного

государства. Импортер обменивает национальную валюту на иностранную для

оплаты товаров, купленных за рубежом. Должник приобретает иностранную

валюту на национальную для погашения задолженности и выплаты процентов по

внешним займам;

сравнения цен мировых и национальных рынков, а также стоимостных

показателей разных стран, выраженных в национальных или иностранных

валютах; периодической переоценки счетов в иностранной валюте 4'ирм и

банков.

Сущность валютного курса как стоимостной категории. Валютный курс —

«цена» денежной единицы одной страны, выраженная в иностранных денежных

единицах или международных валютных единицах (СДР. ЭКЮ). Внешне валютный

курс представляется участникам обмена как коэффициент пересчета одной

валюты в другую, определяемый соотношением спроса и предложения на валютном

рынке. Однако стоимостной основой валютного курса является покупательная

способность валют, выражающая средние национальные уровни цен на товары,

услуги, инвестиции. Эта экономическая (стоимостная) категория присуща

товарному производству и выражает производственные отношения между

товаропроизводителями и мировым рынком. Поскольку стоимость является

всеобъемлющим выражением экономических условий товарного производства, то

сравнимость национальных денежш^х единиц разных стран основана на

стоимостном отношении, которое складывается в процессе производства и

обмена. Производители и покупатели товаров и услуг с помощью валютного

курса сравнивают национальные цены с ценами других стран. В результате

сопоставления выявляется степень выгодности развития какого-либо

производства в данной стране или инвестиций за рубежом. Как бы ни

искажалось действие закона стоимости, валютный курс в конечном счете

подчиняется его действию. выражает взаимосвязь национальной и мировой

экономики, где проявляется реальное курсовое соотношение валют.

При продаже товаров на мировом рынке продукт национального труда получает

общественное признание на основе интернациональной меры стоимости. Тем

самым валютный курс опосредствует абсолютную обмениваемость товаров в

рамках мирового хозяйства. Стоимостная основа валютного курса обусловлена

тем, что в конечном счете интернациональная цена производства, лежащая в

основе мировых цен. базируется на национальных ценах производства в

странах, являющихся основными поставщиками товаров на мировой рынок.

Валюта считается неконвертируемой, если государство-эмитент (или его

уполномоченный орган) ограничивает или запрещает ее обмен на иностранные

валюты по текущим операциям платежного баланса. Официальное запрещение

свободно распоряжаться средствами на валютных счетах в банках для

достижения определенных экономических или политических целей называется

блокированием счетов. Эта мера применяется при валютных ограничениях и в

качестве санкции к другим странам, а также по судебному иску к владельцу

счета. При валютных ограничениях блокирование счетов направлено на

сдерживание бегства капиталов за границу.

С практикой валютных ограничений связано понятие «блокированная валюта» —

валюта на счетах в банках, использование которой запрещено или ограничено

органами государственной власти. По согласованию' с владельцем счета при

валютных ограничениях устанавливается ограниченный режим использования

средств на банковском счете — клиринговом или счете специального

назначения. Для физических и юридических лиц, находящихся за пределами

страны пребывания банка, вводятся внешние счета (для нерезидентов) с особым

режимом использования валютных средств. В целях воздействия на курс

национальной валюты, на движение капиталов процентные ставки по этим счетам

дифференцируются вплоть до установления отрицательных процентов.

Конвертируемость валюты — необходимое условие интеграции страны во

всемирное хозяйство и международное разделение труда, так как

интернационализация хозяйственных связей требует взаимосвязи рынков

товаров, услуг, капиталов, валют.

Валюты с промежуточным режимом обмена на иностранные денежные единицы

называются частично конвертируемыми. В этом случае обратимость

распространяется на определенных держателей данной валюты или имеет

региональный характер (ограничивается определенным кругом стран.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.