бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Ответы на вопросы государственного экзамена по специальности Мировая Экономика

региону особенностями.

три принципиальных направления региональной интеграции на базе и в рамках

АСЕАН:

• рыночное. предпочтение отдается движению к зоне свободной торговли

через поэтапное снижение тарифов во взаимной торговле, чтобы в итоге в

соответствии с теорией сравнительных преимуществ и для наиболее

эффективного использования ресурсов обеспечить полную свободу размещения

производства в одной из стран АСЕАН. Либерализация внутрирегио-нальной

торговли может осуществляться путем потоварного снижения тарифа либо

посредством всеобщих их сокращений, что, по идее, обещает ускорение

процесса. Такой схемы более-или менее придерживался Сингапур;

• рыночно-институциональное. особенность ~ сочетание выборочной торговой

либерализации с использование некоторых форм межгосударственного

регулирования. Этот путь отстаивался сторонниками «целенаправленно

регулируемой индустриализации». Данное направление разработано в Индонезии,

которая считает, что интеграционному процессу и введению рыночного режима в

масштабах группировки должны предшествовать индустриализация всех ее

членов, формирование компенсационных механизмов;

• сторонники третьего направления предлагают реализацию отдельных

проектов регионального масштаба и выступают против комплексных схем

хозяйствования.

Таким образом, в регионе АСЕАН пока нет ясности в теоретических подходах

к осуществлению интеграции, что отнюдь не способствует реализации

долгосрочных планов.

Интеграционные процессы в Южной Америке

одним из серьезных препятствий для развития интеграции является

отсутствие хорошего транспортного сообщения между странами, природные

условия (горы, экваториальные леса) также могут затруднять взаимообмен

между соседями. По мнению южноамериканцев, их условия разительно отличаются

от условий Западной Европы, чья компактная территория легко позволяет

создать разветвленную транспортную систему. Наследие прошлого не

способствовало интеграции и в том смысле, что национальные экономики стран

региона слабо дополняли друг друга, были ориентированы на экспорт

совпадающих по своим характеристикам товаров.

Переход большинства латиноамериканских стран к модели открытой экономики,

при помощи которой они надеялись преодолеть экономический кризис и

адаптироваться к новым условиям мирового хозяйства, модернизировать

производственный потенциал, не принес им существенного успеха в 80-х годах.

Попытки увеличить физические объемы экспорта не сопутствовали росту

валютных доходов из-за снижения мировых цен на сырье, сказалось негативное

влияние протекционистских барьеров, наличие внешнего долга.

Анализ экономических процессов в Южной Америке позволяет выявить

следующие причины, приведшие к ускорению интеграции в регионе:

• усиливающаяся конкуренция в торговле, с одной стороны, и рост доходов

от использования новых технологий и инвестиций, с другой, побуждали к

созданию более крупных и открытых рынков. Стало ясно, что ограниченность и

даже закрытость рынка неизбежно ведут к замедлению темпов развития по всем

направлениям;

• предпринятая южноамериканскими странами в конце 80-х годов

либерализация внешней торговли. Реализация программ по введению единых

тарифов и снятию нетарифных ограничений создавала условия для подписания

двух- и многосторонних соглашений о либерализации торговли, что было

невозможно осуществить в условиях закрытых экономик. Установление льготных

тарифов или их полная отмена в определенных секторах экономики

стимулировали товарообмен в регионе;

• радикальный пересмотр механизмов интеграции в регионе.

В 1960 г. был подписан так называемый «договор Монтевидео» о создании

зоны свободной торговли, включающей страны—члены Латиноамериканской

ассоциации свободной торговли ЛАСТ, эту организацию позже сменила

Латиноамериканская ассоциация интеграции — ЛАЙ. Согласно договору была

создана жесткая тарифная система, в ряде случаев себя не оправдывавшая, а с

позиции сегодняшнего дня — невыгодная. Страны должны были предоставить

режим наибольшего благоприятствования для всех стран ЛАСТ, а не каким-то

своим партнерам, что выливалось бы в дальнейшем в обоюдовыгодный вариант.

На практике страны перестали предлагать своим приоритетным партнерам

товары по льготным тарифам, поскольку это автоматически распространялось и

на других членов ЛАСТ. Это наносило в конечном счете ущерб национальным

экономикам со стороны конкурирующих производителей третьих стран.

В наблюдающейся активизации интеграционных процессов в Южной Америке все

более заметную роль играет МЕРКОСУР — Общий рынок стран Южного конуса,

созданный в 1991 г. Аргентиной, Бразилией, Парагваем и Уругваем и в

короткий срок превратившийся в одного из основных участников реальной

региональной интеграции. В настоящее время МЕРКОСУР — это крупнейший

интегрированный рынок Латинской Америки, где сосредоточено 45% населения

(более 200 млн чел.), 50% совокупного ВВП (свыше 1 трлн долл.), 40% прямых

зарубежных инвестиций, более 60% совокупного объема товарооборота и 33%

объема внешней торговли континента. Договором о создании МЕРКОСУР

предусмотрена отмена всех пошлин и тарифных ограничений во взаимной

торговле между четырьмя странами, т. е. свободное движение капиталов и

рабочей силы, введение единого внешнего тарифа и образование таможенного

союза, координация политики в области промышленности, сельского хозяйства,

транспорта и связи, в валютно-финансовой сфере, унифицированы правила

функционирования свободных промышленных зон, утвержден единый порядок

определения происхождения товаров. В результате предпринимаемых усилий

взаимный товарооборот вырос с 3,5 млрд долл. в 1991 г. до 11,5 млрд долл. в

1995 г.

снижать эти тарифы вплоть до их полной отмены в согласованные заново сроки.

Договор МЕРКОСУР предписывает отмену нетарифных ограничений, за

исключением мер регулирования торговли вооружениями, боевой техникой,

боеприпасами, радиоактивными материалами, драгоценными металлами, а также

рестриктивных мер, направленных на защиту здоровья и нравственности

граждан, национального культурного достояния. Сохраняется ряд нетарифных

регулирующих мер, не имеющих ограничительного характера, которые подлежат

упорядочению и гармонизации. Однако эта сложная и объемная работа,

проводимая специальным комитетом МЕРКОСУР по нетарифным ограничениям, пока

не завершена. В настоящее время Комиссия по торговле разрабатывает общий

регламент по защите от демпинга-

Интеграционные процессы в Африке

Интеграционные процессы в Африке начались в начале 60-х годов. Страны

этого континента имели различный уровень экономического развития, а по

сравнению с мировым он был и остается низким. И тогда, и сейчас отмечается

широкий разброс в доходах, по финансовому потенциалу, транспортным

возможностям и т.д.

На начальном этапе интеграции возникали организации, скорее присущие

африканским условиям, например, семь организаций «речного профиля»: ОМВГ

(Организация по освоению бассейна реки Гамбия), ОМВС {Организация по

освоению реки Сенегал), Организация по эксплуатации и развитию бассейна

реки Катеры и др. Это естественный процесс, присущий данному континенту,

данным специфическим условиям и тем экономическим условиям, которые были на

тот момент в Африке.-

Были также созданы структуры, которые, согласно оценкам африканских

исследователей, могли вполне стать своего рода центрами для «концентрации

процессов и превращения их в интеграционные». Это такие организации, как

Африканская лесопромышленная организация. Международный союз стран-

производителей какао. Ассоциация по развитию рисоводства в Западной Африке,

и им подобные.

Целесообразно представить деятельность некоторых, наиболее успешно

функционирующих (по африканским меркам) интеграционных группировок.

С учетом приоритетных потребностей все больше внимания уделяется

реализации Договора о поэтапном создании Африканского экономического

сообщества (АФЭС — Общий рынок на базе существующих региональных

организаций), соглашение о котором вступило в силу в мае 1994 г. План

постепенного — в шесть этапов — создания АфЭС должен быть реализован в

течение 34 лет. При этом, поскольку главными опорными элементами всей

конструкции АфЭС являются уже существующие субрегиональные группировки, в

частности, ЭКОВАС, КОМЕСА, САДК, САМ ЭСГЦА, ЮДЕАК, в первые 20 лет

первоочередное внимание планируется уделить именно им, их всемерному

укреплению и усилению скоординированности их деятельности. Создание АфЭС

объективно зависит от дальнейшего «самочувствия о субрегиональных

африканских группировок, которое пока оставляет желать лучшего.

В Западной Африке наиболее заметна некоторая активизация деятельности

Экономического сообщества западноафриканских государств (ЭКОВАС создано в

1975 г., в состав входят 16 государств), ставящего целью поэтапное создание

общего рынка в регионе. надежды на дальнейшую активизацию сотрудничества и

углубление интеграции, в частности, путем реализации договоренностей о

свободном перемещении людей и товаров, развитии торговли и транспортной

сети, создании единого Парламента и совместного Трибунала, введении к 2006

г. единой валюты.

В ноябре 1993 г. в Кампале (Уганда) был подписан Договор о преобразовании

Зоны преференциальной торговли стран Восточной и Южной Африки (ЗПТ) в Общий

рынок Восточной и Южной Африки (КОМЕСА), включающий 21 страну, в планах

которого — формирование Общего рынка к 2000 г., валютного союза — к 2020

г., сотрудничество в экономической, юридической и административной сферах.

Идея создания Общего рынка предусматривала слияние Сообщества развития Юга

Африки (САДК) и ЗПТ в КОМЕСА. Однако в августе 1994 г. на саммите САДК в

Габороне было принято решение о раздельном существовании двух организаций —

в Южной и Восточной Африке соответственно.

Сообщество развития Юга Африки (САДК) — политико-экономический

региональный блок, созданный в 1992 г. на базе Конференции по координации

развития стран Юга Африки (САДКК), существовавшей с 1980 г. В настоящее

время в САДК входят 12 государств. По замыслу учредителей Сообщества,

развитие сотрудничества должно идти по принципу «гибкой геометрии» и

разнотем повести интеграционных процессов как между отдельными странами,

так и группами стран внутри САДК.

В Центральной Африке в плане экономической интеграции более или менее

динамично развивался Таможенный и экономический союз ЦА (ЮДЕАК, включает б

стран). За 30 лет его существования внутрирегиональная торговля возросла в

25 раз, введен единый внешний таможенный тариф, на основе совместного

участия стран ЮДЕАК в «зоне французского франка» создан Валютный союз

Центральной Африки, центральным институтом которого является Банк

государств Центральной Африки, выпускающий единые для всех участников

платежные средства. В рамках ЮДЕАК действуют также органы кредитного

сотрудничества: Банк развития государств Центральной Африки и Фонд

солидарности.

В марте 1994 г. члены ЮДЕАК приняли решение о постепенной трансформации

Союза в Экономическое и Валютное Сообщество (ЭВСЦА), т. е. о выходе на

более высокий уровень интеграции. Впрочем, для этого предстоит решить еще

много проблем.

40. Внешнеэкономическая деятельность. Проблемы экономической интеграции в

СНГ.

Данные внешней торговли, показывающие участие России в системе

международного разделения труда, свидетельствуют о том, что наша страна по

этому показателю занимает положение, неадекватное ее экономическим

возможностям и политической значимости.

Обеспечивая в 1996 г. поставку на мировой рынок товаров в объеме, равном

88,3 млрд долл., а в 1998 г. — 72 млрд долл., Россия обладала менее чем

2,0% мирового экспорта. При этом впереди оказались такие страны, как

Нидерланды, Бельгия, Испания, Республика Корея и др. Россия же находилась

во втором десятке. Такое положение отражает довольно ограниченный уровень

вовлеченности страны в мировой товарообмен. Динамика развития российского

внешнеторгового товарооборота в 90-е годы свидетельствует о наличии двух

фаз. На первоначальном этапе имело место некоторое падение, связанное с

разрывом хозяйственных связей после распада СССР; с 1992 г. наблюдается

рост товарооборота, который к 1996 г. увеличился на 52,3%. Однако в

1997—1998 гг. наблюдался спад товарооборота.

Другой отличительный момент — стабильное положительное торговое сальдо

начиная с 1991 г. В 1996 г. оно достигло 28,5 млрд долл., а в 1998 г.,

несмотря на уменьшение внешнеторгового оборота, — 28,4 млрд долл.

Это результат либерализации внешнеэкономических связей,

совершенствования системы регулирования ВЭД, улучшения доступа российских

традиционных товаров на внешние рынки.

Важной предпосылкой стал мировой экономический подъем, начавшийся после

длительного спада в 1990—1993 гг., когда под воздействием спроса со стороны

развитых стран Западной Европы произошел рост потребления традиционных

сырьевых товаров российского экспорта.

С другой стороны, относительно низкие темпы роста импорта явились

следствием сокращения государственных расходов на централизованные закупки

и ужесточения таможенно-тарифной политики и налоговой системы. Сказались

также ограничения внешних заимствований и постепенная отмена бюджетного

дотирования импорта. Наличие в течение последних лет активного торгового

баланса способствовало быстрому накоплению валютных запасов России.

Географическое распределение внешней торговли свидетельствует о

расширении связей с развитыми странами и прежде всего с Европой и Америкой,

доля которых достаточно высока в последнее время. Наблюдается рост торговли

с азиатскими странами

Традиционно главным партнером России является Германия. Ее лидерство

обусловлено высоким качеством производимых и поставляемых товаров

(автомобили, видео- и аудиотехника, бытовая электроника, косметика,

парфюмерия, мебель, одежда, обувь) при сравнительно низких оптовых ценах и

территориальной близости. Немаловажны также установившиеся традиционные

связи российских фирм, сохранившиеся с прежних времен, а также устойчивое

положение немецкой марки.

Другими важными и стабильными партнерами России остаются Великобритания,

Италия, Финляндия, США, Япония, Китай.

Бывшие социалистические страны Европы, попытавшиеся в начале 90-х годов

переориентировать свои связи на Запад, встретили там активное

противодействие. Потеряв «западные иллюзии», эти страны начали шире

использовать свои традиционные технологические и производственные

взаимосвязи, географическую близость, неплохое знание российского рынка.

Активно развиваются в последние годы экономические связи с Венгрией,

Польшей, Чехией и Словакией. Структура внешней торговли с этими странами

дает возможность прогнозировать стабильное поддержание объема

товарооборота.

В отношении торговли со странами СНГ, входившими ранее в состав СССР,

наблюдается постепенное падение товарооборота, связанное прежде всего с

нестабильностью экономической обстановки, несбалансированностью поставок в

пользу России, нехваткой валютных средств у стран-контрагентов.

Товарная структура российской внешней торговли на протяжении многих лет

практически не меняется, как не меняется и перечень товаров, обеспечивающих

наибольшую валютную выручку. В целом в структуру экспорта входит примерно 4

тыс. различных видов отечественной продукции. Однако список товаров, на

которые приходятся все основные объемы поступающей валюты, включает не

более десяти позиций, сюда входят прежде всего нефть, газ, лес, цветные

металлы, алмазы.

В 1996 г. на долю топливно-энергетических ресурсов приходилось около

45,6%, на черные и цветные металлы и изделия из этих металлов — ]5%

валютных поступлений. Поставки машин и оборудования составляли 9,4%.

Особенностью российского экспорта является значительный объем поставок

вооружения, прежде всего в развивающиеся страны, и, в частности, в новые

индустриальные страны Азии. В последние годы экспорт вооружения в этом

направлении значительно вырос.

Основной статьей импорта в 1996 г. являлась продукция машиностроения, на

которую приходилось 32% всего объема импорта. Существенна доля

продовольствия и сырья для его производства, составляющего 27%, а также

химических товаров — примерно 10% и изделий легкой промышленности ~ в

пределах 15—16%.

В статистической отчетности не находит отражения деятельность физических

лиц (так называемых «челноков»), осуществляющих поставку в Россию

потребительских товаров из близлежащих стран. По ориентировочным данным,

этот импорт колеблется в пределах 8—10 млрд долл. и включает одежду,

автомобили, бытовую электронику.

Сохраняющееся в течение ряда последних лет положительное торговое сальдо

в торговле России является важным фактором, позволяющим стабилизировать

положение страны в системе международных валютно-финансовых связей.

По состоянию на начало 1999 г. внешний долг России составил 145,0 млрд

долл., со своей стороны зарубежные государства должны ей 140 млрд,

проблема, однако, заключается в качественном различии этих двух сумм.

Основная масса невозвращенных кредитов — долги развивающихся стран,

осуществлявших в свое время крупные военные закупки в бывшем СССР.

Получение этого долга в полном объеме маловероятно из-за отсутствия у стран-

должников возможностей оплачивать эти долги. Проводя переговоры об условиях

погашения имеющейся задолженности в рамках Парижского клуба кредиторов,

Россия вынуждена считаться с тем положением, что 2/3 долга по кредитам,

полученным наименее развитыми странами, могут быть списаны. По

предварительному решению последнего заседания «большой восьмерки» (Кельн,

июнь 1999 г.), предполагается списать долги развивающихся стран на сумму 70

млрд долл. Группа наименее развитых стран составляет основную часть

должников бывшего СССР. Оставшаяся часть долга, вероятно, будет погашаться

поставками национальных товаров ограниченной номенклатуры.

Иное положение с российской задолженностью, которая почти целиком состоит

из кредитов, предоставленных развитыми странами в свободно конвертируемой

валюте. Из 145,0 млрд долл. 103 млрд составляют долги бывшего СССР: 42 млрд

приходится на Россию, получившую кредиты после 1 января 1992 г. Рост

задолженности объясняется двумя причинами: невыплатой процентов по долгу

СССР и ростом собственно российского долга в связи с новыми займами.

Основная масса долга — банковские кредиты, предоставленные СССР до 1991

г. Стремясь обеспечить эффективное решение проблемы задолженности, России

удалось добиться согласия на реструктуризацию долга. В середине 1996 г.

Лондонский клуб кредиторов, куда входят около 600 банков-кредиторов, пошел

на отсрочку выплаты долга СССР, составляющего более 32 млрд долл. Россия

получила право на 25-летнюю реструктуризацию долга, его погашение должно

начаться в 2020 г. Пролонгация сроков погашения задолженности дополнялась

расширением программ дополнительного финансирования России.

В конце 1997 г. Совет директоров МВФ принял решение о продолжении выплат

в счет 10,5-миллиардной суммы кредита, рассчитанного на трехлетний период.

Первый транш этого кредита был предоставлен в III квартале 1998 г. Но затем

в связи с финансовым кризисом, событиями 17 августа предоставление кредитов

было прекращено. Трудные переговоры в апреле 1999 г. закончились принятием

решения о выделении России очередного транша в течение полутора лет в сумме

4,5 млрд долл., который будет предоставляться по частям и практически уйдет

на оплату долга тому же МВФ. Дальнейшая реструктуризация и возможное

списание долгов в рамках Парижского (долг РФ на начало 1999 г. — 38,7 млрд

долл.) и Лондонского (32,5 млрд долл.) клубов поставлены в зависимость от

достижения договоренностей с МВФ.

Торговля России со странами СНГ

Внешнеэкономические связи России со странами, бывшими ранее республиками

СССР, обладают рядом особенностей, позволяющих выделить их в особую группу.

Традиционно эти связи характеризуются несбалансированностью обмена, что

выражается в превышении объема экспортных поставок из России по сравнению с

величиной импортных поступлений из стран СНГ. Это означает, что часть

создаваемого национального дохода России передается на нужды других

республик. Россия поставляет в страны СНГ энерго-сырьевые ресурсы по

внутренним ценам, которые все еще часто ниже мировых. Однако даже в этом

случае сохраняется необходимость кредитования других стран СНГ со стороны

России для покупки ими энергоносителей и других российских товаров.

Наконец, следует заметить, что отсутствует надежный статистический учет в

области хозяйственной деятельности предприятий, что затрудняет точную

оценку ситуации.

Было бы, однако, ошибочно трактовать эту несбалансированность торговли

как односторонние «подарки России государствам СНГ», так как большинство

крупных предприятий на территории России создавалось в свое время в

качестве части бывшего единого советского хозяйственного комплекса. Они

могли функционировать лишь на основе производственно-технической кооперации

со своими смежниками, находящимися на территории других республик. Вплоть

до 1993 г. это был особый сектор внешнеторгового оборота, со своими

«внутренними ценами», системой регулирования и налогообложения.

Введение общероссийских внешнеторговых норм и правил происходило

постепенно. Первоначально это были двусторонние соглашения между странами.

В течение 1992—1993 гг. Российская Федерация заключила двусторонние

соглашения о свободной торговле с большинством независимых государств —

республик бывшего СССР. Для этих отношений характерным было доминирование

вертикальных связей, замыкавшихся на Москве. Постепенно в результате роста

числа двусторонних договоров начала складываться некая «ромашка» — система

договоренностей целой группы новых независимых государств, подписавших

однотипные договоры непосредственно с Россией.

Новым этапом в развитии этих отношений стало подписанное в апреле 1994 г.

и сразу же вступившее в силу соглашение «О создании зоны свободной

торговли», которое знаменует переход от двустороннего к многостороннему

механизму регулирования режима внешней торговли.

Для всех перечисленных выше торговых соглашений характерно наличие

следующих общих черт:

• импортный режим: импортные пошлины, налог на добавленную стоимость,

акцизы на товары, происходящие из таможенной территории государств,

подписавших соглашение, не применяются; импортные товары подвергаются

сертификации;

• экспортный режим: таможенные пошлины, налог на добавленную стоимость,

акцизы на товары, происходящие из таможенной территории России и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.