бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Крутая шпора

Что такое экологическая безопасность и каковы ее виды?

Понятие экологической безопасности прочно и, очевидно, навсегда вошло и в

научный оборот, и в повседневную практику, хотя и не получило еще

достаточного законодательного закрепления.

Основной закон нашей страны - Конституция Российской Федерации — в статье

72 предусматривает, что вопросы природопользования, охраны окружающей среды

и обеспечения экологической безопасности относятся к совместному ведению

Российской Федерации и ее субъектов.

Экологическая безопасность — это один из видов безопасности вообще.

Согласно статье 1 Закона Российской Федерации «О безопасности» безопасность

- это состояние защищенности важных интересов общества и государства от

внутренних и внешних угроз. Исходя из этой общей дефиниции экологическую

безопасность можно определить как состояние защищенности человека,

общества, государства и окружающей среды от негативного природного и

техногенно-го воздействия, обеспечиваемое организационно-правовыми,

экономическими, научно-техническими и иными средствами и способами.

Каковы основные принципы обеспечения экологической безопасности?

Основными принципами обеспечения экологической безопасности, то есть

руководящими

1»даеями, лежащими в основе этой деятельности, которые нашли то или иное

ряражение и закрепление в нормативных правовых актах, являются:

• презумпция экологической опасности всякой производственно-хозяй-

|.ственной деятельности;

обязательность экологической экспертизы производственно-хозяйст-fiBCHHoft и

иной деятельности, представляющей или могущей представлять |н экологическую

опасность;

- осуществление такой деятельности возможно лишь при наличии поло-|:

жительного заключения экологической экспертизы; | - - обязательное

лицензирование производственно-хозяйственной дея-

•.• тельности, представляющей экологическую опасность;

;;; - запрещение, приостановление или ограничение всякой экологически

• опасной деятельности;

- государственный и общественный надзор и контроль за обеспечением А.

экологической безопасности.

, Названные принципы обеспечения экологической безопасности, сфор-,:

мулированные в самой общей форме, могут быть уточнены и конкретизиро-

• ваны применительно к тем или иным видам производственно-хозяйственной и

иной деятельности.

: г Учитывая огромный объем разнообразных отношений, охватываемых

институтом экологической безопасности, они могут быть конкретизированы ,и

классифицированы по тем или иным основаниям: по объектам экологической

безопасности; средствам, оказывающим негативное влияние на окружающую

природную среду; территориям, на которых проводятся те или иные меры по

обеспечению экологической безопасности, и др.

В Законе «Об охране окружающей природной среды» экологически

неблагополучные ситуации по степени опасности для окружающей природной

среды, здоровья населения, состояния естественных экологических систем,

генетических фондов растений и животных подразделяются на два вида:

чрезвычайные экологические ситуации и зоны экологического бедствия. Первыми

объявляются участки территории России, где в результате хозяйственной и

иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в

окружающей природной среде, угрожающие здоровью населения, состоянию

естественных экологических систем, генетических фондов растений

:,И животных. Ко вторым относятся участки территории страны, где в резуль-

•:. tare хозяйственной и иной деятельности произошли глубокие необратимые

•^изменения окружающей природной среды, повлекшие за собой существен-|: ное

ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение

естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны. >;.:.jA,

Представляется возможным использовать деление чрезвычайных экологи-Ч^Ческих

ситуаций на указанные виды по степени их опасности для окружаю-|Щей

природной среды, для здоровья человека и для территории и в целях

й}?ссификации экологической безопасности, подразделив ее на: глобальную,

**™"тывающую всю нашу планету; национальную, касающуюся экологической

пасности отдельно взятого государства; региональную, применительно к

тем или иным регионам государств; местную, касающуюся отдельных местностей;

индивидуальную, когда речь идет об экологической безопасности индивидуума;

человека, гражданина, его жилища, гарантиях и защите его экологических прав

и законных интересов в данной области.

Каковы объекты и субъекты экологических правоотношений по обеспечению

экологической безопасности?

Основными объектами экологической безопасности являются: человек, его

объединения и общество в целом; государство; окружающая природная среда и

ее составляющие - отдельные природные объекты, экосистемы, особо охраняемые

природные территории и др.

Как предусмотрено Российской Конституцией (ст. 2), человек, его права и

свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и зашита прав и

свобод гражданина - обязанность государства. Под охрану государства и права

в данной сфере поставлено прежде всего здоровье человека, а также его

имущество и законные интересы, что нашло отражение в ряде нормативных

правовых актов. Так, в Федеральном законе от 30 марта 1999 г. «О санитарно-

эпидемио-логическом благополучии населения» такое состояние население, а

следовательно, и человека определено как состояние его здоровья, среды

обитания, при котором отсутствует вредное воздействие ее факторов на

человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности

(статья 1 Закона).

В Законе «Об охране окружающей природной среды» также уделено определенное

внимание охране природных объектов, которые подразделяются на две группы:

объекты, подлежащие охране от загрязнения, порчи, повреждения, истощения,

разрушения на территории Российской Федерации и республик в ее составе и

особо охраняемые объекты. К первой группе отнесены: земля, ее недра,

поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная

растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные

естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы, ландшафты. Во

вторую группу объектов входят: государственные природные заповедники,

природные заказники, национальные природные парки, памятники природы,

редкие, находящиеся под угрозой исчезновения виды растений, животных и

места их обитания.

Говоря о гражданах, их общественных и иных организациях и государстве как

объектах правоотношений по обеспечению экологической безопасности, следует

добавить, что они в то же время являются важнейшими субъектами указанных

правоотношений, то есть носителями прав и обязанностей в соответствующих

сферах обеспечения экологической безопасности. Необходимо также иметь в

виду, что такая «двойственность» свойственна не только гражданам, их

объединениям и государству, но и таким формированиям, как государственные

природные заповедники, национальные парки, заказники и т.п., которые также

представляют собой и объекты правоотношений по экологической безопасности,

и субъекты этих отношений. Что же касается таких природных объектов, как

земля, ее недра, воды, леса, животный мир, атмосферный воздух, то они, как

и окружающая природная среда в целом, не обладая правосубъектностью,

выступают только в качестве объектов соответствующих правоотношений.

ЙГема 8

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ

ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Понятие государственного регулирования

природопользования

и охраны окружающей среды

Под государственным регулированием в сфере природопользования и охраны

окружающей среды понимается организаторская деятельность по обеспечению

рационального природопользования и охраны окружающей среды.

При изучении данной темы следует обратить внимание на то, что, несмотря на

усиление в современный период экономических методов управления, роль

административно-правового механизма в охране природной среды остается

значительной и во многом определяющей. Необходимо также иметь в виду особую

специфику организации управления в сфере использования и охраны природных

ресурсов и окружающей природной среды в целом, выражаюигуюся в комплексном

подходе к их использованию и охране, в разделении хозяйственно-

организаторских и контрольно-надзорных полномочий.

Каковы основные функции государственного регулирования природопользования и

охраны окружающей среды?

Основными функциями государственного регулирования в области

природопользования и охраны окружающей природной среды являются:

- нормотворческая деятельность по рациональному использованию и охране

окружающей природной среды;

- организационная деятельность в данной сфере, в том числе планирование,

финансирование, лицензирование;

- мониторинг окружающей природной среды, контроль и надзор за соблюдением

природоохранительного законодательства.

Каковы основные методы государственного регулирования природопользования и

охраны окружающей природной среды? Основные методы государственного

регулирования природопользования и охраны окружающей природной среды,

определяющими в настоящее время его характер и основное содержание, —

административные и экономические методы. Если для первых характерными

являются отношения власти и подчинения, то для вторых - экономическое

стимулирование их деятельности по рациональному использованию и охране

природных ресурсов и окружающей природной среды в целом.

Для периода перехода к рыночной экономике типично резкое усиление

экономических методов в регулировании общественных отношений вообще, в том

числе и в сфере природопользования и охраны окружающей природной среды.

Однако ни о какой замене, и тем более исключении административных методов в

данной сфере отношений не может быть и речи. Напротив, несмотря на широкое

распространение разнообразных экономических методов в данной сфере

отношений, административно-правовое регулирование и административные методы

охраны и обеспечения рационального использования природных ресурсов

сохраняют свое значение. Применяются такие методы управления, как

предписания, запреты и дозволения. Большое место в деятельности

природоохранных органов занимает выдача соответствующих разрешений на

использование природных ресурсов (лицензирование), согласование тех или

иных видов деятельности, рекомендации по рациональному использованию

и охране окружающей природной среды.

Какова система органов исполнительной власти

в сфере природопользования и охраны окружающей среды?

Обеспечение рационального природопользования и охраны окружающей природной

среды - задача всего государственного механизма, всех государственных

органов. Вместе с тем в системе госорганов выделяются специально

уполномоченные органы, главной функцией которых является обеспечение

рационального использования и охраны природных ресурсов и окружающей

природной среды в целом.

Как предусмотрено Конституцией Российской Федерации (ст. 72),

природопользование, охрана окружающей среды, обеспечение экологической

безопасности, особая охрана определенных природных территорий, охрана

памятников истории и культуры находятся в совместном ведении Российской

Федерации и ее субъектов - республик, краев, областей, автономных

образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Наиболее общей классификацией органов государственной власти в сфе-|ре

природопользования и охраны окружающей среды является деление их i-да

органы-общей и специальной компетенции. К первым на федеральном |уровне

относятся Президент Российской Федерации, Федеральное Собра-| ние,

Правительство РФ; ко вторым - министерства Российской Федерации,

государственные комитеты РФ, федеральные службы России, российские

агентства, федеральные надзоры России.

Значительным изменениям за последние годы подверглась как система, так и

функции органов специальной компетенции. Так, в соответствии с "Указом

Президента Российской Федерации от 14 августа 1996 г. «О системе

федеральных органов исполнительной власти» были упразднены Министерство

охраны окружающей среды и природных ресурсов, Комитет Российской Федерации

по водному хозяйству и Комитет Российской Федерации по геологии и

использованию недр и на их базе были образованы Министерство природных

ресурсов Российской Федерации и Государственный комитет Российской

Федерации по охране окружающей среды и природных ресурсов. Было установлено

также, что территориальные органы федеральных органов исполнительной власти

создаются федеральными органами исполнительной власти с разрешения

Правительства Российской Федерации для осуществления полномочий указанных

органов в регионах. Создание, реор-' ганизация и ликвидация указанных

территориальных органов, назначение на должность и освобождение от

должности их руководителей осуществляется соответствующим федеральным

органом исполнительной власти после консультаций с органами исполнительной

власти субъектов Российской Фе-.дерации. Содержание территориальных

подразделений федеральных органов исполнительной власти осуществляется за

счет средств федерального бюджета, предусматриваемых на государственное

управление, кроме территориальных органов федеральных органов

исполнительной власти, финансируемых по другим статьям бюджета.

Совершенствование системы органов исполнительной власти в области

использования и охраны окружающей природной среды продолжается и по сей

день. Так, Указом Президента Российской Федерации от 17 мая 2000 г. «О

структуре федеральных органов исполнительной власти» были упразднены:

Государственный комитет Российской Федерации по земельной политике,

Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды,

Федеральная служба лесного хозяйства России. Образована федеральная служба

земельного кадастра России, которой была передана '"еть функций

упраздненного Государственного комитета Российской Фе-:рации по земельной

политике. Министерству природных ресурсов Рос-мйской Федерации были

переданы функции упраздненных Государствен-i комитета Российской Федерации

по охране окружающей среды и ;ральной службы лесного хозяйства России. В

связи со значительным [прением функций указанного министерства была

существенно измене-Есгруктура его органов. На основании Постановления

Правительства Рос-""тской Федерации от 6 июля 2000 г. № 495 «Вопросы

Министерства при-

родных ресурсов Российской Федерации» в ведение данного министерства были

переданы по состоянию на 1 апреля 2000 г. организации, находившиеся в

ведении упраздненных Государственного комитета Российской Федерации по

охране окружающей среды и Федеральной службы лесного хозяйства России/Кроме

того, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от

14 сентября 2000 г. «О внесении дополнений в Постановление Правительства

Российской Федерации от 6 июля 2000 г. № 495» было принято предложение

Министерства природных ресурсов Российской Федерации о формировании в

министерстве и его территориальных органах на основе подразделений,

осуществлявших специальные функции управления в сфере природопользования и

охраны окружающей природной среды, соответствующих блоков: государственной

водной службы, государственной лесной службы и государственной службы

охраны окружающей природной среды под руководством первых заместителей

министра.

Были также внесены существенные изменения в нормативные акты, определяющие

правовой статус данного министерства. Так, Постановлением от 22 сентября

2000 г. № 726 было утверждено Положение о Министерстве природных ресурсов

РФ, в котором довольно подробно определены правомочия последнего в области

управления рациональным использованием и охраной лесов, а также в области

охраны окружающей природной среды, чем в значительной мере, если не

полностью, были сняты возражения, связанные с упразднением указанных

органов. Так, в области использования и охраны лесного фонда и ведения

лесного хозяйства в Положении предусмотрено, что Министерство природных

ресурсов РФ, в частности, организует и обеспечивает рациональное,

многоцелевое, непрерывное и неистощимое лесопользование, воспроизводство,

охрану и защиту лесов, проведение мер по лесному семеноводству,

рациональное использование земель лесного фонда, сохранение и усиление

средообразующих, защитных, водоохранных, рекреационных и иных полезных

свойств лесов.

В области охраны окружающей природной среды Министерство природных ресурсов

Российской Федерации:

- обеспечивает совместно с другими федеральными органами исполнительной

власти разработку природоохранных и экологических требований для учета их в

государственных стандартах, ведомственных инструктивно-методических и

нормативно-технических документов;

- разрабатывает, согласовывает и утверждает по согласованию с

соответствующими федеральными органами исполнительной власти в. пределах

своей компетенции нормативные правовые акты и инструктивно-методические

документы по проведению экологической паспортизации производств, опасных

отходов, хозяйственных и иных объектов и территорий;

- участвует в организации системы всеобщего непрерывного экологического

воспитания и образования, ведет работу по пропаганде знаний в области

охраны окружающей природной среды и сохранения экологического разнообразия

и др.

Что же касается функций упраздненного Государственного комитета 'Российской

Федерации по земельной политике, то в соответствии с назван-; ным Указом

Президента Российской Федерации они были переданы вновь /образованной

Федеральной службе земельного кадастра России и Минис-/терству

имущественных отношений Российской Федерации.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 18 июля 2000

г. № 537 «Вопросы Федеральной службы земельного кадастра России» указанная

служба является федеральным органом исполнительной власти по

государственному управлению земельными ресурсами, осуще-'• ствляющим

специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и

др.) функции по ведению государственного земельного кадастра и

государственного учета расположенных на земельных участках и прочно

связанных с ними объектов недвижимого имущества, по землеустройству,

государственной кадастровой оценке земель, мониторингу земель и

государственному контролю за использованием и охраной земель. Таким

образом, Федеральной службе земельного кадастра России также были переданы

территориальные органы упраздненного Госкомзема.

Частично функции Государственного комитета Российской Федерации по

земельной политике были переданы Министерству имущественных отношений

Российской Федерации, которое согласно Постановлению Правительства

Российской Федерации от 18 июля 2000 г. № 536 «Вопросы Министерства

имущественных отношений Российской Федерации» является федеральным органом

исполнительной власти, осуществляющим следующие функции:

- проведение единой государственной политики в области Имущественных и

земельных отношений;

- приватизацию, управление и распоряжение государственным имуществом и

земельными ресурсами в пределах своей компетенции;

- регулирование деятельности на рынке недвижимости и оценочной

деятельности;

- координацию в случаях, установленных законодательством Российской

Федерации, деятельности в области имущественных и земельных отношений,

которую ведут иные федеральные органы исполнительной власти и органы

исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Значительную роль в охране окружающей природной среды играет Министерство

сельского хозяйства Российской Федерации и его органы на местах. Как

предусмотрено положением сданном министерстве, утвержденным постановлением

Правительства от 29 ноября 2000 г. № 901, Министерство сельского хозяйства

и его территориальные органы являются специально уполномоченными

государственными органами в области мелиорации ^земель; охраны, контроля и

регулирования использования объектов животного мира, отнесенных к объектам

охоты, и среды их обитания, а также ох-•"""1Ы окружающей природной среды в

этой сфере деятельности; обеспече-плодородия земель сельскохозяйственного

назначения; безопасного [ения с пестицидами и агрохимикатами;

использования, охраны и за-

щиты участков лесного фонда и воспроизводства лесов, ранее находившихся во

владении сельскохозяйственных организаций и переданных им в безвозмездное

пользование.

Указом Президента Российской Федерации от 19 сентября 1997 г. было

утверждено Положение о Межведомственной комиссии Совета Безопасности

Российской Федерации по экологической безопасности, созданной в целях

реализации возложенных на Совет Безопасности задач в области обеспечения

экологической безопасности Российской Федерации. К ее функциям, в

частности, относятся оценка внутренних и внешних экологических угроз

жизненно важным интересам личности, общества и государства; оценка

существующих и прогнозирование потенциальных источников экологической

опасности; подготовка предложений Совету Безопасности по решению

экологических проблем, связанных с защитой здоровья населения, с

обеспечением экологической безопасности в промышленности, на транспорте, в

сельском хозяйстве и других отраслях экономики, с уничтожением химического,

ядерного и других видов оружия в соответствии с международными договорами

Российской Федерации, а также с ликвидацией зон экологического бедствия или

неблагополучия на территории Российской Федерации и др.

Тема 9

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

Что понимается

под экологической экспертизой?

Согласно статье 1 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об

экологической экспертизе», экологическая экспертиза - это установление

соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим

требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической

экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий

этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними

социальных, экономических и иных последствий реализации объекта

экологической экспертизы.

Каковы принципы экологической экспертизы?

Экологическая экспертиза согласно действующему законодательству

основывается на следующих принципах:

- презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой

хозяйственной и иной деятельности;

- обязательности проведения государственной экологической экспертизы до

принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;

- комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду

хозяйственной и иной деятельности и его последствий;

- обязательности учета требований экологической безопасности при проведении

экологической экспертизы;

- достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.