бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Крутая шпора

Крутая шпора

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Тема!

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА, НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Что такое «экология» ?

Термин «экология» (от греческого oikos — дом, жилище, место пребывания и

logos - наука) был введен в научный оборот немецким ученым Э. Геккелем в

1866 году. Им же было дано одно из первых определений экологии как науки,

хотя те или иные элементы знаний, охватываемых этой наукой, содержатся в

трудах многих ученых, начиная с мыслителей Древней Греции. Наибольшее

развитие этот раздел человеческих знаний об окружающей природной среде

получил в биологической науке, особенно в после-дарвинский период (вторая

половина XIX века и последующее время). Ныне экологизация коснулась

практически всех отраслей знаний, в том числе и правовой науки, что имеет

вполне определенные объективные основания, состоящие главным образом в

кризисном обострении отношений общества и природы, возникновении глобальных

проблем охраны окружающей природной среды, разрешить которые можно лишь

совместными усилиями всего человечества.

Таким образом, под экологией в настоящее время понимается система научных

знаний о взаимоотношениях общества и природы, живых организмов и среды их

обитания, об охране окружающей природной среды.

Что такое экологическое право?

Экологическое право — это отрасль российского права, представляющая собой

систему норм права, регулирующих общественные отношения в сфере

взаимодействия общества и природы с целью сохранения, оздоровления и

улучшения окружающей природной среды в интересах настоящего и будущих

поколений людей. Данное определение экологического права базируется в

основном на статье 1 Закона РСФСР от 19 октября 1991 г. «Об охране

окружающей природной среды», в которой определены задачи приро-

доохранительного законодательства, состоящие в регулировании отношений в

сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения природных

богатств и естественной среды обитания человека, предотвращения

экологически вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности,

оздоровления и улучшения качества окружающей природной среды, укрепления

законности и правопорядка в интересах настоящего и будущих поколений людей.

Что является предметом экологического права

как отрасли права?

Предмет экологического права - общественные отношения в сфере охраны,

оздоровления и улучшения окружающей природной среды, предупреждения и

устранения вредных последствий воздействия на нее хозяйственной и иной

деятельности.

Более четко определить предмет экологического права позволяет сопоставление

его с предметом смежных отраслей права — земельного, горного, водного,

лесного, одной из основных задач которых также является охрана и

рациональное использование окружающей природной среды. Однако к предмету

указанных отраслей права относятся главным образом отношения по

рациональному использованию и охране отдельных природных объектов — земли,

недр, вод, лесов и др., а не окружающей природной среды в целом.

Каковы основные этапы развития экологического законодательства?

Периодизация развития экологического законодательства может быть

осуществлена по различным основаниям. Но если за ее основу взять развитие и

углубление самого понятия охраны окружающей природной среды, то довольно

четко выделяются три основных этапа.

Первый этап, который можно условно назвать консервационным, охватывает

конец XIX века и первую половину XX века. В этот период, особенно в

начальной его стадии, под охраной природы понимали не охрану окружающей

природной среды в целом, а прежде всего охрану редких и исчезающих видов

животных и растений. Для этих целей начали создаваться различного рода

заповедники, заказники, резерваты, национальные парки и т. п. Так, в 1913

году на первой международной конференции в Берне, созванной по инициативе

швейцарского ученого Поля Саразена, в центре внимания была охрана дикой

фауны от хищнического истребления в погоне

за. максимальной прибылью в условиях ничем не ограниченной беспощадной ее

эксплуатации. Именно в этот период и в России создаются первые заповедники

- Баргузинский, Астраханский и др.

Второй этап - от середины XX века до восьмидесятых годов - характе-.'

ризуется значительным расширением понимания охраны природы, под которой в

этот период подразумевается не только и не столько охрана исчезающих видов

животных и растений, а охрана всех природных ресурсов как таковых. Поэтому

этот этап в развитии экологического законодательства можно назвать, конечно

также условно, природоресурсовый. В данный период (1957-1963 гг.) в

тогдашних союзных республиках, в том числе и в Российской Федерации, были

приняты законы об охране природы. Законом «Об охране природы в РСФСР» под

охрану были поставлены практически все природные ресурсы, а не только

исчезающие и редкие животные и растения, включая атмосферный воздух,

типичные ландшафты, редкие и достопримечательные природные объекты, что

хотя и не являлось природным ресурсом в собственном смысле этого слова, но

представляло значительный экологический интерес.

Третий этап — примерно с начала восьмидесятых годов и по настоящее время -

характеризуется всеохватывающим пониманием охраны окружающей природной

среды, а не только природных ресурсов. Речь, таким образом, идет об охране

самой природной среды обитания человека, что является непременным условием

не только дальнейшего прогресса нашей цивилизации, но и самого ее

существования. Именно в этот период, который мы называем экологическим,

появилось само понятие экологического права, были введены учебные курсы по

экологическому праву во многих учебных заведениях, и не только юридических.

Каковы основные принципы охраны окружающей среды?

Как определено статьей 3 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной

среды», при осуществлении хозяйственной, управленческой и иной

деятельности, оказывающей отрицательное воздействие на состояние окружающей

природной среды, органы государственной власти, другие государственные

органы, предприятия, учреждения, организации, а также граждане Российской

Федерации, иностранные юридические лица и граждане, лица без гражданства

обязаны руководствоваться следующими основными принципами:

— приоритет охраны жизни и здоровья человека, обеспечения благоприятных

экологических условий для жизни, труда и отдыха населения;

— научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов

общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на Ьздоровую и

благоприятную для жизни окружающую природную среду;

рациональное использование природных ресурсов с учетом законов рироды,

потенциальных возможностей окружающей природной среды, не-ребходимости

воспроизводства природных ресурсов и недопущения необра-~" :

последствий для окружающей природной среды и здоровья человека;

- соблюдение требований природоохранительного законодательства,

неотвратимость наступления ответственности за их нарушения;

- гласность в работе и тесная связь с общественными организациями и

населением в решении природоохранительных задач;

- международное сотрудничество в охране окружающей природной среды.

Предусмотренные настоящим Законом принципы охраны окружающей природной

среды нашли подтверждение и дальнейшее развитие в Основном законе нашей

страны - Конституции Российской Федерации,-о чем подробнее будет сказано в

теме 2, посвященной источникам экологического права.

Каковы методы правового регулирования экологических отношений?

Экологическое право, как и многие другие отрасли российского права, не

обладает каким-то особым, только ему присущим методом правового

регулирования. Поэтому едва ли оправданны встречающиеся в литературе, в том

числе и учебной, утверждения о методе (или методах) экологического права.

Представляется более правильным говорить не о методе (методах)

экологического права, а о методах правового регулирования экологических

отношений.

Метод правового регулирования общественных отношений носит в известной мере

вторичный характер, поскольку формы и сам характер правового воздействия

определяются сущностью регулируемых отношений. Это, конечно, не отрицает

классификационного значения метода правового регулирования. Однако по

сравнению с предметом правового регулирования он носит второстепенный,

вспомогательный характер.

Вопрос о методе правового регулирования и его роли в формировании и

характеристике той или иной отрасли права является в настоящее время

дискуссионным. Нередко в это понятие вкладывается совершенно различное

содержание. Но преобладающим, по-видимому, можно считать мнение, что праву

присущи три основных метода правового регулирования: запрет, предписание и

дозволение, находящие выражение в таких приемах регулирования, как

императивный и диспозитивный. Как отмечает проф. С.С. Алексеев, государство

может регламентировать поведение участников общественных отношений либо

непосредственно, сверху (императивное регулирование), либо опосредованно, с

предоставлением субъектам так или иначе дозированной возможности самим

определять условия своего поведения (диспозитивное регулирование). При

этом, если для императивного способа (приема) регулирования характерно

наличие отношений власти и подчинения, то диспозитивное регулирование

отличается юридическим равенством субъектов.

Отсутствие у многих отраслей права, в том числе и экологического, своего

метода вовсе не исключает существования определенных особенностей правового

регулирования, присущих той или иной отрасли права. Такие особенности

состоят, как правило, в специфическом сочетании различных методов,

характерном именно для данной отрасли права. Такая «индивиду-

ализация» способов правового воздействия на регулируемые отношения по

отдельным отраслям права делает его столь непохожим, индивидуализированным,

свойственным только данной отрасли права.

Для экологического права характерно преобладание административно-правового

метода воздействия на регулируемые отношения, характерными чертами которого

являются не отношения юридического равенства сторон, свойственные

гражданско-правовому методу, а отношения власти и подчинения. Именно такими

-' властными - полномочиями обладают природо-охранительные органы, стоящие

на страже интересов общества и гражданина.

Говоря об особенностях правового регулирования экологических отношений,

следует отметить, что в современных условиях значительно возросло значение

экономических методов воздействия на экологические отношения. Это находит

выражение в установлении платы за использование природных ресурсов, чего

ранее не было, т.к. бесплатность природопользования квалифицировалась как

одно из «достижений и преимуществ социалистического строя». Усиление

экономических методов воздействия на экологические отношения проявляется и

в создании особых экологических фондов, предоставлении определенных льгот и

преимуществ за рациональное использование природных ресурсов и др.

Вместе с тем следует констатировать, что в сфере экологических отношений не

наблюдается так называемой «замены» административных методов

экономическими, здесь по-прежнему преобладают административно-правовые

методы воздействия на регулируемые отношения, что обусловлено спецификой

последних, их особой социальной значимостью для общества в целом и для

каждого гражданина в отдельности.

В современных условиях произошло коренное изменение методов правового

регулирования экологических отношений: возросло значение частноправового

регулирования экологических отношений. Если раньше, при господстве командно-

административной системы, и теория и практика начисто отрицали

частноправовое регулирование и деление нашего права на публичное и частное,

руководствуясь известным тезисом В.И. Ленина: «мы ничего частного не

признаем, для нас все области хозяйства есть публично-правовое, а не

частное» (ПСС. Т. 44. С. 387). С переходом к рыночной экономике,

укреплением начал частной собственности, в том числе и в области

экологических отношений, и отменой монополии государства на землю,

утверждением частной собственности в качестве одной из основных форм

собственности, установлением платности пользования природными ресурсами,

укреплением договорных начал в природопользовании и др. приобрели «права

гражданства» и частноправовые начала в регулировании экологических

отношений. Однако признание и утверждение частноправовых начал в

регулировании экологических отношений вовсе не означает отмены или замены

публичноправового регулировании этих отношений. В силу специфи-и большой

социально-экономической и иной значимости последних их бличноправовое

регулирование остается и в современных условиях |авным и определяющим.

Что такое экологическое право как наука и учебная дисциплина?

Экологическое право как одна из отраслей юридической науки представляет

собой систему научных знаний об экологическом праве как отрасли права, о

его становлении и развитии, о принципах и особенностях правового

регулирования экологических отношений, основных институтах экологического

права, государственном регулировании экологических отношений, праве

собственности на природные ресурсы, юридической ответственности за

экологические правонарушения, о правовом режиме использования и охраны

природных ресурсов, окружающей природной среды в зарубежных

странах и др.

Как учебная дисциплина экологическое право - это система научных знаний об

экологическом праве как отрасли права, обязательных к изучению в

соответствующих учебных заведениях, в первую очередь юридических.

Какова система экологического права?

Система экологического права как науки и система экологического права как

учебной дисциплины совпадают. Она состоит из общей, особенной и специальной

частей.

В общей части содержатся институты и положения, имеющие значение для всего

экологического права. Таковыми являются предмет и метод в экологическом

праве, источники экологического права, экологические правоотношения, право

собственности на природные ресурсы, право природопользования, правовые

основы государственного регулирования природопользования и охраны

окружающей среды, экологическая экспертиза, экономико-правовой механизм

природопользования и охраны окружающей среды, юридическая ответственность

за экологические правонарушения.

Особенная часть экологического права состоит из таких разделов, как

правовое регулирование использования и охраны земель; вод; атмосферного

воздуха; недр; лесов; животного мира; особо охраняемых природных территорий

и объектов; правовое регулирование обращения с опасными радиоактивными

веществами и твердыми отходами; правовой режим экологически неблагополучных

территорий.

Специальная часть экологического права посвящается основным чертам

международной правовой охраны окружающей природной среды.

1? Тема 2

I ИСТОЧНИКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА

Что такое источник права в юридическом смысле и каковы особенности

источников экологического права?

Под источниками права в юридическом смысле понимается особая форма

выражения правил поведения, делающая их общеобязательными. То или иное

правило поведения, чтобы стать юридически обязательным, должно быть

облечено в определенную правовую форму. Оно должно быть сформулировано в

виде закона, указа, постановления, решения, приказа, инструкции или в иной

установленной форме.

Поскольку экологические отношения регулируются нормами не только

экологического права, но и других отраслей права, большое число среди его

источников составляют нормы, содержащиеся в смежных отраслях права, в

особенности природоресурсовых — земельном, водном, лесном и др.

Немалое место среди источников экологического права занимают законы, то

есть нормативные акты высшей юридической силы, создающие легальную основу

правового регулирования экологических отношений в тех или иных сферах.

Большинство норм экологического права содержится в кодифицированных

законодательных актах, в особенности в Земельном, Водном, Лесном кодексах.

Многие законодательные акты, хотя и не являются кодексами, также могут быть

квалифицированы как кодификационные. К таковым следует отнести прежде всего

Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. «Об охране окружа-

ющей природной среды», представляющий собой нормативно-правовой акт, в

котором в систематизированном виде объединены нормы права, регулирующие

общественные отношения по охране, оздоровлению и улучшению окружающей

природной среды. Именно в данном Законе содержатся основополагающие

принципы и нормы по регулированию экологических отношении в Российской

Федерации, которые, как правило, находят конкретизацию и развитие в

последующих нормативных актах.

Значительное место среди источников экологического права занимают

международные нормативно-правовые акты, нормы которых так или иначе

регулируют экологические отношения и внутри страны. Такие нормы, согласно

ст. 15 Конституции Российской Федерации, являются составной частью нашей

правовой системы и имеют приоритетное значение. Если международным

договором установлены иные правила, чем предусмотренные внутренним

законодательством, применяются правила международного договора.

Какова роль Конституции Российской Федерации как источника экологического

права?

Конституция Российской Федерации - основной источник экологического права.

Именно в Конституции РФ определены основы конституционного строя, права и

свободы человека и гражданина, в том числе и в сфере экологических

отношений, федеративное устройство государства, органы государственной

власти, их компетенция и др. В Конституции содержатся основополагающие

принципы, определяющие цели, порядок, методы и нормы правового

регулирования экологических отношений в нашей стране.

Статья 2 Конституции провозглашает, что человек, его права и свободы

являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод

человека и гражданина — обязанность государства. Каждый, согласно ст. 42,

имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее

состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу

экологическим правонарушением.

Земля и другие природные ресурсы, говорится в ст. 9 Конституции,

используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и

деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, при этом

указанные природные объекты могут находиться в частной, государственной,

муниципальной и иных формах собственности. Владение, пользование и

распоряжение землей и другими природным ресурсами осуществляется их

собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не

нарушает прав и законных интересов иных лиц. В Конституции РФ также

закреплено (ст. 36), что условия и порядок пользования землей определяются

на основе федерального закона.

Важное значение для правового регулирования экологических отношений имеют и

конституционные положения, касающиеся разграничения компетенции федеральных

органов государственной власти и органов государственной власти субъектов

Российской Федерации. Так, п. «д» ст. 72 предусмотрено, что в совместном

ведении Российской Федерации и ее субъек-

находятся природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение

экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, охрана

памятников истории и культуры.

Установлено также, что по предметам совместного ведения издаются

федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные

нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные

нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут

противоречить федеральным законам. При наличии таких противоречий |?

действует федеральный закон, принятый в полном соответствии с Консти-;

туцией Российской Федерации. В случае же противоречия между федераль-;;"

ным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федера-,

ции, изданным по вопросам вне пределов ведения Российской Федерации или

совместного ведения РФ и ее субъектов, действует нормативный право-v вой

акт субъекта Российской Федерации.

Какова роль федеральных законов

в регулировании экологических отношений?

Большую роль в регулировании экологических отношений играют федеральные

законы - акты высшей юридической силы, действие которых распространяется,

как правило, на всю территорию Российской Федерации. Основополагающим

является Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. № 2060-1 «Об охране окружающей

природной среды», в котором систематизированы нормы, касающиеся прав

граждан на здоровую и благоприятную окружающую природную среду;

экономического механизма охраны окружающей природной среды; нормирования

качества окружающей природной среды; государственной экологической

экспертизы; экологических требований при проектировании, строительстве,

реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных

объектов; чрезвычайных экологических ситуаций; особо охраняемых природных

территорий и объектов; экологического контроля; экологического воспитания,

образования, научных исследований и др.

В последние годы произошло существенное обновление федерального

законодательства, регулирующего экологические отношения. Так, в 1995 году

были приняты федеральные законы о внесении изменений и дополнений в Законы

Российской Федерации «О недрах», «О животном мире», «О природных лечебных

ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», Юб особо

охраняемых природных территориях». 16 ноября 1995 г. был принят Водный

кодекс Российской Федерации.

: 29 января 1997 г. был принят Лесной кодекс Российской Федерации. -; В

связи с этим были признаны утратившими силу Основы лесного законо-V:;

дательства Российской Федерации 1993 г, и Постановление Верховного Со-; ,

,в|та Российской Федерации «О порядке введения в действие Основ лесного

Л,:3^онодательства Российской Федерации».

's* ^Важное значение для регулирования экологических отношений имеет "

|деральный закон от 2 января 2000 г. «О государственном земельном

Какое место в правовом регулировании экологических отношений занимают указы

Президента Российской Федерации?

Указы Президента Российской Федерации занимают важное место в системе

нормативных актов по экологическому праву. Таковы, например, Указы

Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 г. «О федеральных

природных ресурсах» и «Об усилении государственного контроля за

использованием и охраной земель при проведении земельной реформы», от 24

декабря 1993 г. «О приведении земельного законодательства Российской

Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации», от 7 марта

1996 г. «О реализации конституционных прав граждан на землю».

Указом Президента от 17 мая 2000 г. «О структуре федеральных органов

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.