бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Крутая шпора

собственности, не приводит их исчерпывающего перечня, давая тем самым

простор для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности,

в том числе и в сфере формирования иных форм и видов собственности на землю

и другие природные ресурсы.

Земля и другие природные ресурсы являются основой жизни и деятельности

народов, проживающих на соответствующей территории. Поэтому права на

использование данных ресурсов охраняются и гарантируются всей правовой

системой нашего государства. Особо важную роль земля играет в

агропромышленном комплексе. Здесь она и главное средство производства, и

пространственный базис всякой деятельности. С землей и другими природными

ресурсами сельское население наиболее тесно связано и в производстве и в

быту.

Реформирование социально-экономического строя начинается, как правило, с

преобразования отношений собственности и коренного изменения форм

собственности, в первую очередь на землю и другие природные ресурсы. Так,

зна-

менитым Декретом «О земле», который был назван «первым шагом революции

России», помещичья собственность на землю была отменена немедленно и без

всякого выкупа. Согласно Крестьянскому наказу о земле, составлявшему

неотъемлемую часть Декрета «О земле», право частной собственности на землю

отменялось навсегда. Земля не могла быть ни продана, ни куплена, ни сдана в

аренду либо в залог, ни каким-либо другим способом отчуждена. С

реформирования отношений собственности начались и преобразования в

современной России. Законом РСФСР от 23 ноября 1990 г. «О земельной

реформе» монополия государства на землю на территории РСФСР была отменена и

введены две основные формы собственности на землю: государственная и

частная. Эти положения данного Закона, ныне-утратившего силу, получили

закрепление и дальнейшее развитие в последующем законодательстве, в том

числе и в Конституции Российской Федерации.

Что понимается под государственной собственностью на землю и другие

природные ресурсы и каковы ее виды?

Государственной собственностью являются все земли и другие природные

ресурсы, не состоящие в частной или муниципальной собственности. Она

выступает в виде федеральной собственности и собственности субъектов

Российской Федерации, что нашло прямое закрепление в действующем

законодательстве. Так, согласно статье 214 Гражданского кодекса РФ

государственной собственностью в Российской Федерации является имущество,

принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная

собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам

Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального

значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта

Российской Федерации). От имени Российской Федерации и субъектов РФ права

собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их

компетенции, установленной актами, определяющими их статус (ст. 125 ГК РФ).

Земля и другие природные ресурсы, находящиеся в государственной

собственности, закрепляются за государственными предприятиями и

учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с

действующим законодательством.

Отнесение земли и других природных ресурсов к федеральной собственности и к

собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке,

установленном соответствующим законодательством. Указом Президента

Российской Федерации от 16 декабря 1993 г. «О федеральных природных

ресурсах» признано целесообразным в соответствии с действующим

законодательством осуществлять разграничение государственной собственности

на природные ресурсы, определив в составе земель, вод, лесов, недр,

ресурсов животного и растительного мира федеральные природные ресурсы

исходя из принципа их общегосударственного значения.

К федеральным природным ресурсам могут быть отнесены:

- земельные участки и другие природные объекты, предоставляемые для

обеспечения нужд обороны и безопасности страны, охраны государствен-

ных границ, а также осуществления других функций, отнесенных к ведению

федеральных органов государственной власти;

- земельные участки, занятые федеральными энергетическими, транспортными и

космическими системами, объектами ядерной энергетики, связи,

метеорологической службы, историко-культурного и природного наследия, а

также другими объектами, находящимися в федеральной собственности;

- земельные участки, водные и иные природные объекты федеральных

государственных природных заповедников, национальных природных парков,

государственных природных заказников, курортных и лечебно-оздоровительных

зон, других особо охраняемых природных территорий федерального значения;

- виды растений и животных, занесенные в Красную книгу Российской

Федерации;

- виды животных, ценные в хозяйственном отношении и отнесенные к особо

охраняемым, естественная миграция которых проходит по территории двух и

более субъектов Российской Федерации, а также животные, отнесенные к видам,

подпадающим под действие международных договоров;

- месторождения полезных ископаемых, имеющих общегосударственное значение;

- водные объекты, расположенные на территории двух и более субъектов

Российской Федерации, а также пограничные и транспортные водные объекты;

- иные природные ресурсы по взаимной договоренности федеральных органов

государственной власти Российской Федерации и органов государственной

власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей,

автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Муниципальная собственность на природные объекты

Согласно статье 215 ГК РФ муниципальной собственностью является имущество,

принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а

также другим муниципальным образованиям. От имени муниципального

образования права собственности осуществляют органы местного самоуправления

в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими их статус.

Природные объекты, находящиеся в муниципальной собственности, закрепляются

за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и

распоряжение в соответствии с действующим законодательством.

Каким законодательством регулируется разграничение государственной

собственности на землю?

Федеральным законом от 17 июля 2001 г. «О разграничении государственной

собственности на землю» предусмотрено (ст. 1), что правовое регулирование

отношений в области разграничения государственной собственности на землю

осуществляется в соответствии с Конституцией Российской -Федерации,

настоящим Федеральным законом, другими федеральными за-

конами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также

принимаемыми в соответствии с ними иными законами и иными нормативными

правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Право собственности на земельные участки у Российской Федерации, ее

субъектов и муниципальных образований возникает с момента государственной

регистрации права собственности на земельные участки. Основанием для такой

регистрации являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении

перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской

Федерации, ее субъектов и муниципальных образований возникает право

собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения

по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на

землю.

Основанием внесения земельных участков в перечень земель, на которые у

Российской Федерации возникает право собственности, является включение

таких земельных участков в состав:

- земель лесного фонда, земель особо охраняемых природных территорий

федерального значения, земель водного фонда, занятых водными объектами,

находящимися в федеральной собственности, земель обороны и безопасности;

- земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов,

земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения,

информатики и космического обеспечения, энергетики и иного назначения;

земель водного фонда, если на этих земельных участках располагается

недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности; эти

земельные участки предоставлены органу государственной власти Российской

Федерации, его территориальному органу, а также государственному унитарному

предприятию, государственному учреждению, другой некоммерческой

организации, которые созданы органами государственной власти Российской

Федерации; на этих находящихся в государственной собственности земельных

участках располагается приватизированное недвижимое имущество, находившееся

до его приватизации в собственности Российской Федерации; под поверхностью

этих земельные участков находятся участки недр федерального значения;

- земель запаса, если на них располагается недвижимое имущество,

находящееся в федеральной собственности, или приватизированное недвижимое

имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской

Федерации.

Настоящим Законом определены также основания - внесения земельных участков

в перечень земель, на которые возникает право собственности у субъектов

Российской Федерации и муниципальных образований (ст. 4 и 5 Закона).

Частная собственность на землю и другие природные ресурсы

Как предусмотрено статьей 213 ГК РФ, в собственности граждан и юридических

лиц может находиться любое имущество, за исключением отдель-

ных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать

гражданам или юридическим лицам.

Право граждан и их объединений иметь землю в частной собственности

закреплено в Конституции Российской Федерации (ст. 36). Владение,

пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами

осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба

окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Установлено также, что условия и порядок пользования землей определяются на

основе федерального закона.

Законодательство содержит также соответствующие нормативные положения о

праве частной собственности на другие природные ресурсы, хотя и не всегда

достаточно четкие. Так, если в Законе РФ «О недрах» вопрос о праве

собственности на недра фактически был обойден, то в Федеральном законе от 3

марта 1995 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской

Федерации «О недрах» он нашел вполне определенное решение. В ст. 1-2

«Собственность на недра» установлено, что недра в пределах территории

Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в

недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются

государственной собственностью. Участки недр не могут быть предметом купли-

продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной

форме. Что же касается права пользования недрами, то они могут отчуждаться

или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот

допускается федеральными законами. Добытые же из недр полезные ископаемые и

иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной

государственной собственности, собственности субъектов Российской

Федерации, муниципальной, частной и иных формах собственности.

Таким образом, действующее законодательство, исходя из специфики данного

природного ресурса, признает право частной собственности лишь на добытые из

недр полезные ископаемые и иные ресурсы, а не на сами недра и содержащиеся

в них полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являющиеся

государственной собственностью.

Что же касается вод, то, как установлено Водным кодексом Российской

Федерации, водные объекты являются государственной собственностью. Частная

же собственность, как и муниципальная, допускается только на обособленные

водные объекты. Обособленные водные объекты могут принадлежать на праве

собственности муниципальным образованиям, гражданам и юридическим лицам в

соответствии с гражданским законодательством.

Достаточно подробно урегулированы вопросы права собственности на лесной

фонд и на леса, не входящие в него. Им посвящен специальный раздел (раз-Дел

II) Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года. Статьей 30 Кодекса

установлено, что право собственности граждан и юридических лиц на древес-но-

кустарниковую растительность, расположенную на земельном участке,

находящемся в собственности фажданина или юридического лица, принадлежит

ему, если иное не установлено федеральным законом. Владение, пользование и

| распоряжение указанной древесно-кустарниковой растительностью осуществ-

ляется собственником в соответствии с требованиями лесного законодательства

и законодательства Российской Федерации о растительном мире. Частная

собственность может быть индивидуальной и общей.

Согласно статье 244 ГК РФ имущество, находящееся в собственности двух или

нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Имущество,

находящееся в общей собственности с определением долей, является долевой

собственностью, без определения долей - совместной собственностью.

Каковы гарантии и в чем заключается защита права собственности и других

прав на природные ресурсы?

Действующее законодательство содержит определенные гарантии и

предусматривает защиту права собственности и иных прав на природные

ресурсы. Так, статьей 9 Конституции РФ установлено, что земля и другие

природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как

основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей

территории. Иными словами, право собственности и другие права на землю и

иные природные ресурсы поставлены под охрану государства и всей нашей

правовой системы. В статье 8 Конституции РФ предусмотрена равная защита

частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, что

является важной конституционной гарантией прав и законных интересов

собственников, владельцев и пользователей земли и других природных

ресурсов, их равной правовой защиты, чего ранее не было и не могло быть в

силу монополии государственной собственности на землю и иные природные

ресурсы.

Важным средством правовой защиты и гарантией соблюдения прав и интересов

собственников, владельцев и пользователей земли и других природных ресурсов

служит наличие перечня оснований прекращения их прав. Так, согласно

земельному законодательству к таковым относятся:

— добровольный отказ от земельного участка или части его;

— прекращение деятельности предприятия, учреждения, организации,

крестьянского (фермерского) хозяйства;

— использование земли не по целевому назначению;

— систематическая неуплата земельного налога в течение установленного

законом срока, а также арендной платы в сроки, установленные арендным

договором;

— неиспользование земельного участка, предоставленного для

сельскохозяйственного производства, в течение установленного законом срока,

за исключением случаев, вызванных стихийными бедствиями, периода

мелиоративного строительства;

— изъятие (выкуп) земель для государственных, общественных и иных нужд;

— нерациональное использование, выразившееся для земель

сельскохозяйственного назначения в уровне фактической урожайности в течение

последних пяти лет более чем на 20 процентов ниже нормального уровня,

установленного по кадастровой оценке земель;

— изменение состава сельскохозяйственных угодий путем перевода более ценных

сельскохозяйственных угодий в менее ценные;

- использование земельного участка способами, приводящими к снижению

плодородия почв, ухудшению экологической обстановки и др.

Кроме того, установлено, что изъятие особо ценных для данного региона

продуктивных земель, в том числе опытных полей (участков) научно-

исследовательских учреждений и учебных заведений, а также земель природно-

запо-ведного фонда, историко-культурного назначения и других особо

охраняемых территорий, не допускается. Перечень таких земель

устанавливается субъектами Российской Федерации. Определенные гарантии

соблюдения прав и законных интересов сельскохозяйственных

товаропроизводителей содержит и установленный действующим законодательством

порядок предоставления земель для несельскохозяйственных нужд. Статьей 27

ЗК РСФСР предусмотрено, что для строительства промышленных предприятий и

для иных несельскохозяйственных нужд предоставляются по согласованию с

собственником земли, землевладельцем, землепользователем земельные участки

несельскохозяйственного назначения или иные не пригодные для сельского

хозяйства участки либо сельскохозяйственные угодья худшего качества по

кадастровой оценке.

Изъятие земель пригородных и зеленых зон, земель, занятых лесами первой

группы, для государственных и общественных нужд допускается только в

исключительных случаях, установленных Земельным кодексом РСФСР.

Статья 55 ЗК РСФСР специально посвящена гарантиям прав собственников

земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов.

Изъятие и выкуп для государственных и общественных нужд земельных участков

у граждан может производиться после выделения по их желанию местной

администрацией равноценного земельного участка, строительства на новом

месте предприятиями, учреждениями и организациями, для которых отводится

земельный участок, жилых, производственных и иных построек взамен изымаемых

и возмещения в полном объеме всех других убытков, включая упущенную выгоду.

Изъятие для государственных и общественных нужд земельных участков

колхозов, совхозов, сельскохозяйственных, научно-исследовательских

учреждений и учебных заведений, других государственных, кооперативных,

общественных, сельскохозяйственных и лесохозяйственных предприятий может

производиться при условии строительства по их желанию жилых,

производственных и иных построек взамен изымаемых и возмещения в полном

объеме всех других убытков, включая упущенную выгоду.

Следует также иметь в виду, что новый Уголовный кодекс Российской Федерации

предусматривает уголовную ответственность за такие преступления, как порча

земли, нарушение правил охраны и использования недр и др.

Тема 6

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Что понимается под правом природопользования и каковы его виды?

Прежде всего, необходимо различать понятия «природопользование» и «право

природопользования». Природопользование как фактическое использование

человеком тех или иных природных объектов, полезных свойств окружающей

природной среды было всегда, независимо от форм организации человеческого

общества и этапов его развития, поскольку человек как часть природы вне

природы и той или иной формы ее использования немыслим. Право же

природопользования возникло лишь на определенном этапе развития

человеческого общества вместе с возникновением государства и такого

регулятора общественных отношений, как право. Если под природопользованием

понимается фактическое использование тех или иных свойств окружающей

природной среды и ее объектов, то право природопользования — это такое их

использование, которое урегулировано нормами права.

Право природопользования - это один из фундаментальных институтов

экологического права и природоресурсных отраслей права - земельного,

горного, водного, лесного и др. Оно определяет сам характер правового

регулирования использования природных ресурсов и других природных объектов,

их охрану и воспроизводство. Таковым оно было и раньше, до отмены монополии

государства на землю (1990 г.). Не утратило оно своего значения важнейшего

юридического института и правомочия субъектов права и в настоящее время.

В правовой литературе различают право природопользования как юридический

институт и как правомочие того или иного субъекта права. Как правовой

институт природопользование представляет собой систему норм права,

определяющих характер и порядок использования природных богатств. Как

правомочие природопользование есть субъективное право того или иного

участника правоотношения по использованию тех или иных природных объектов.

Право природопользования может быть классифицировано по различным

критериям: основаниям возникновения и прекращения, субъектам, объектам и

др. Особый интерес представляет классификация права природопользования по

его объектам, поскольку она охватывает обширный круг общественных

отношений, имеющих значение не только в экологическом, но и в земельном,

горном, водном, лесном и иных природоресурсных отраслях права. По данному

основанию различают право землепользования, недро-пользования,

водопользования, лесопользования и др.

Важное значение имеет и классификация права природопользования по характеру

и основаниям его возникновения. По данному критерию различают право общего

и специального природопользования.

Что понимается

под общим и специальным природопользованием?

Право общего природопользования признается за всеми субъектами (потому оно

и именуется общим). Для его осуществления не требуется какого-либо особого

разрешения. Оно считается как бы естественным правом каждого субъекта

права, каждого гражданина и принадлежит ему в силу его естественных

потребностей в использовании тех или иных свойств и качеств окружающей

природной среды. Такое право возникает не на основе каких-либо специальных

разрешений, а в силу самого закона или иных нормативных правовых актов.

Так, в Гражданском кодексе РФ (ст. 262) предусмотрено, что граждане имеют

право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для

общего доступа земельных участках, относящихся к государственной или

муниципальной собственности, использовать находящиеся на них природные

объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также

собственником соответствующих земельных участков. Аналогичные нормы

содержатся в Водном кодексе РФ (ст. 27), Лесном кодексе (ст. 21) и др.

Что же касается специального природопользования, то оно осуществляется

гражданами и другими субъектами права лишь на основе специальных разрешений

(лицензий) соответствующих органов. Лицензирование природопользования

является одним из эффективнейших способов государственного регулирования

природопользования. В Законе «Об охране окружающей природной среды» (ст.

18) предусмотрена выдача лицензий на комплексное природопользование, под

которым понимается пользование природными комплексами в определенных

территориальных границах. Лицензии на комплексное природо-; пользование

выдаются специально уполномоченными на то государственными „.органами

Российской Федерации в области охраны окружающей природной -среды с

указанием: видов, объемов и лимитов хозяйственной деятельности по

^Использованию природных ресурсов; экологических требований, при которых

опускается их использование и последствий несоблюдения этих требований.

Тема 7

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЕЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.