бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Организация, управление, надзор и контроль в области охраны труда

p align="left">Женщины, которые имеют детей возрастом от трех до четырнадцати лет или ребенка-инвалида, могут привлекаться к сверхурочным работам лишь за их согласием (статья 177).

Привлечение инвалидов к сверхдурочным работам возможное лишь за их согласием и при условии, что это не противоречит медицинским рекомендациям (статья 172).

Сверхдурочные работы не должны превышать для каждого работника четырех часов на протяжении двух дней подряд и 120 часов на год.

Владелец или уполномоченный им орган должен вести учет сверхурочных работ каждого работника.

Время отдыха. Работникам предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не больше двух часов. Перерыв не включается в рабочее время. Перерыв для отдыха и питания должен предоставляться, как правило, через четыре часа после начала работы.

Время начала и окончания перерыва устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка.

Работники используют время перерыва на свое усмотрение. В это время они могут отлучаться с места работы.

На тех роботах, где через условия производства перерыв установить нельзя, работнику должна быть предоставлена возможность приема пищи на протяжении рабочего времени. Перечень таких работ, порядок и место приема пищи устанавливаются владельцем или уполномоченным им органом по согласованию с профсоюзным комитетом предприятия, учреждения, организации.

При пятидневной рабочей неделе работникам предоставляются два выходных дня на неделю, а при шестидневной рабочей неделе - один выходной день.

Общим выходным днем является воскресенье. Второй выходной день при пятидневной рабочей неделе, если он не определен законодательством, определяется графиком работы предприятия, учреждения, организации, согласованным с профсоюзным комитетом предприятия, учреждения, организации, и, как правило, должны предоставляться подряд с общим выходным днем.

На предприятиях, в учреждениях организациях, где работа не может быть прервана общим выходным днем в связи с необходимостью обслуживания населения (магазины, предприятия бытового обслуживания, театры, музеи и прочие), выходные дни устанавливаются местными Советами народных депутатов.

На предприятиях, в учреждениях, организациях, остановка работы которых невозможное из производственно-технических условий или через необходимость беспрерывного обслуживания населения, а также на погрузочно-разгрузочных роботах, связанных с работой транспорта, выходные дни предоставляются в разные дни недели поочередно каждой группе работников согласно графика сменности, который утверждается владельцем или уполномоченным им органом по согласованию с профсоюзным комитетом предприятия, учреждения, организации.

Продолжительность еженедельного беспрерывного отдыха должна быть не менее чем сорок два часа.

Работа по выходным дням запрещается. Привлечение отдельных работников к работе в эти дни допускается только с разрешения профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации и лишь в исключительных случаях, которые определяются законодательством и в части второй этой статьи.

Привлечение отдельных работников к работе по выходным дням допускается в таких исключительных случаях:

1) для предотвращения общественного или стихийного бедствия, производственной аварии и немедленного устранения ее следствий,

2) для предотвращения несчастных случаев, гибели или порчи государственного или общественного имущества,

3) для выполнения неотложных, заведомо непредвиденных работ, от немедленного выполнения которых зависит в дальнейшем нормальная работа предприятия, учреждения, организации в целом или их отдельных подразделений,

4) для выполнения неотложных погрузочно-разгрузочных работ с целью предотвращения или устранение простоя подвижного состава или сосредоточение грузов в пунктах отправления и назначение.

Привлечение трудящихся к работе по выходным дням ведется по письменному приказу (распоряжением) владельца или уполномоченного им органа.

Всем работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка (статьи 75 и 76).

Ежегодные дополнительные отпуска предоставляются: работникам, занятым на роботах с вредными условиями труда, работникам, которые заняты в отдельных областях народного хозяйства и имеют продолжительный стаж работы на одном предприятии, в организации, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, которые работают в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, в других случаях, предусмотренных законодательством.

Раздел 3. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР И ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ОХРАНОЙ ТРУДА

В целях качественного государственного контроля за выполнением должностных (служебных) обязанностей в Украине создана система государственного надзора и общественного контроля в области охраны труда. Государственный надзор за соблюдением законодательных и других нормативных актов согласно ст. 38 [1] Законодательства, осуществляют (рис 1.3.1):

* специально уполномоченный государственный орган исполнительной власти по надзору за охраной труда (Госпромгорнадзор);

* специально уполномоченный государственный орган по вопросам радиационной безопасности;

* специально уполномоченный государственный орган пожарной безопасности;

* специально уполномоченный государственный орган по вопросам гигиены труда.

Органы надзора не зависят от хозяйственных органов, объединений граждан, политических формирований, местных государственных администраций, Советов народных депутатов. Деятельность органов государственного надзора за охраной труда регулируется Законом „Об охране труда”, и Законами Украины: „Об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности”, „О пожарной безопасности”, „Об обеспечении санитарного и эпидемиологического благополучия населения”, другими нормативно-правовыми актами и положениями об этих органах, которые утверждены Президентом Украины или Кабинетом Министров Украины.

Должностные лица органов госнадзора за охраной труда (государственные инспекторы) имеют право:

- беспрепятственно посещать подконтрольные предприятия (объекты), производства физических лиц, которые согласно с законодательством используют наемный труд, и, осуществлять в присутствии работодателя или его представителя проверку выполнения законодательства по вопросам, отнесенным к их компетенции;

- получать вот работника и должностных лиц письменные или устные объяснения, выводы экспертных обследований, аудитов, материалы и информацию по необходимым вопросам, отчеты в состоянии и причинах допущенных нарушений законодательства и принять меры по их устранению;

- выдавать в установленном порядке работодателям, руководителям и вторым должностным, юридическим и физическим лицам, которые соответственно законодательству используют наемный труд, министерствам и другим центральным органам исполнительной власты, Совету министров Автономной Республики Крым, местным государственным органам и органам местного самоуправления обязательные для выполнения предписания (распоряжения) по устранению нарушений и недостатков в отрасли охраны труда, охраны недр, безопасной эксплуатации объектов повышенной опасности;

- запрещать, останавливать, предотвращать, ограничивать эксплуатацию предприятий, отдельных производств, цехов, участков, рабочих мест, зданий, сооружений, помещений, выпуск и эксплуатацию машин, механизмов, оборудования, транспортных и других средств, выполнение отдельных работ, применение новых опасных веществ, реализацию продукции, а также отменять или останавливать действие выданных ими разрешений и лицензий до устранения нарушений, которые создают угрозу жизни работников;

- привлекать к административной ответственности работников, виновных в нарушении законодательных и нормативных актов по охране труда;

- направят собственникам, руководителям предприятий представления о несоответствии отдельных должностных лиц занимаемой должности, передавать материалы в органы прокуратуры для привлечения к уголовной ответственности.

Органы надзора устанавливают порядок разработки и утверждения собственниками положений, инструкций и других актов по охране труда, разрабатывают типовые документы.

Должностные лица государственного надзора за охраной труда являются государственными служащими, и на них распространяется действие Закона Украины „О государственной службе”. Они несут ответственность за выполнение возложенных на них обязанностей.

Высший надзор за выполнением Законодательно-нормативной базы в Украине осуществляет Генеральный прокурор Украины и местные прокуратуры.

Собственник обязан создать необходимые условия для работы представителям государственного надзора за охраной труда.

Общественный контроль за охраной труда. Согласно ст. 41 [1] на предприятиях осуществляются общественный контроль за выполнением законодательства по охране труда.

Общественный контроль за соблюдением законодательства по охране труда осуществляют:

- профессиональные союзы, их объединение в лице своих выборных органов и представителей;

- трудовые коллективы через своих уполномоченных;

- комиссия по вопросам охраны труда предприятия.

Профессиональные союзы в своей работе руководствуются „Положением о профессиональных союзах” и осуществляют общественный контроль за выполнением собственником законодательства по охране труда, созданием безопасных и безвредных условий труда, необходимых производственных и санитарно-бытовых условий, обеспечением работников спецодеждой, спецобувью, другими средствами индивидуальной и коллективной защиты.

Профсоюзы имеют право: беспрепятственно проверять состояние условий и безопасности труда на производстве, выполнение коллективного договора. В случае угрозы жизни работников профессиональные союзы имеет право требовать от работника немедленной остановки работ на рабочем месте, производственных участках, в цехах и других структурных подразделениях на период, необходимый для устранения угрозы жизни или здоровья работников.

Профессиональные союзы имеют право на проведение независимой экспертизы условий труда, а также объектов производственного предназначения, которые проектируются, строятся или эксплуатируются, на соответствие их нормативно-правовым актам об охране труда, брать участие в расследовании причин несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве и давать свои заключения, вносить работодателям, государственным органам управления и надзора представления по вопросам охраны труда и получать от них аргументированный ответ.

При отсутствии профессионального союза на производстве общественный контроль по выполнению законодательства по охране труда осуществляют уполномоченные трудовых коллективов.

Ст. 42 Законодательства определяет права и обязанности уполномоченных трудовых коллективов по вопросам охраны труда. В своей работе они руководствуются «Типовым положением о работе уполномоченных трудовых коллективов по охране труда» .Уполномоченные трудовых коллективов по охране труда избираются простым большинством голосов на общем собрании (конференции) коллектива производства, цеха.

Уполномоченные трудовых коллективов имеют право:

- беспрепятственно проверять состояние безопасности, гигиены труда, соблюдение работниками правовых и нормативных актов;

- вносит в специально отведенную книгу обязательные для собственника вопросы по устранению нарушений;

- требовать от руководителя участка прекращения работы в случае обнаружения нарушений, представляющих угрозу для жизни работающих;

- принимать участие в расследовании несчастных случаев на предприятии;

- вносить обязательные для рассмотрения работодателей предложения по устранению выявленных нарушений нормативно-правовых актов по безопасности и гигиене труда;

- вносить предложения о привлечении к ответственности работников, нарушающих охрану труда;

- быть избранным в состав комиссии по вопросам охраны труда;

- быть представителем трудовых коллективов по вопросам охраны труда в районных, городских, окружных и товарищеских судах.

Для выполнения этих обязанностей работодатель за свой счет организовывает обучение, обеспечивает необходимыми средствами и освобождает уполномоченных наемными работниками лиц по вопросам охраны труда от работы на предвиденный коллективным договором срок с сохранением за ними среднего заработка.

Не могут быть ущемлены какие-либо законные интересы работников в связи с выполнением ими обязанностей уполномоченных наемными работниками лиц по вопросам охраны труда, их увольнение или привлечение к дисциплинарной или материальной ответственности осуществляется только с согласия наемных работников в порядке, определенном коллективным договором.

Лица, препятствующие выполнению работы уполномоченных трудовых коллективов по охране труда, несут ответственность согласно Законодательству Украины.

Если уполномоченные наемными работниками лица по вопросам охраны труда считают, что профилактические меры, выполненные работодателем, являются недостаточными, они могут обратиться за помощью к органам государственного надзора по охране труда.

Согласно ст.16 [1], на предприятиях с целью обеспечения участия работников в решении вопросов охраны труда может быть создана комиссия по охране труда.

В комиссию входят: представитель работодателя; представитель профсоюза; уполномоченные трудовых коллективов; специалист по охране труда, гигиене и представители других служб.

Комиссия по охране труда является постоянно действующим коллективным органом трудового коллектива и работодателя. Решение комиссии носит рекомендательный характер. Комиссия в своей деятельности руководствуется Законодательством по охране труда и „Типовым положением о комиссии по вопросам охраны труда на предприятии”.

Комиссию возглавляет председатель, выбранный на заседании комиссии. Члены комиссии выполняют свои обязанности на общественных началах, на период проверок освобождаются от работы с сохранением среднего заработка. Комиссия проводит заседание не реже чем 1 раз в квартал и отчитывается о своей работе на общем собрании коллектива.

Совместные рекомендации о выполнении требований охраны труда должны быть решены в коллективном договоре (соглашении, трудовом договоре).

Коллективный договор (соглашение) является наиболее важным документом регулирования взаимоотношений между собственником и работниками по первоочередным социальным вопросам. Колективный договор заключают на общем собрании трудового коллектива (ежегодно) и является двухсторонним документом и содержит требования не только к собственнику, но и к работникам в выполнении требований охраны труда.

В коллективном договоре включен раздел охрана труда, который должен содержать вопросы:- улучшение условий труда (раздел санитарии и гигиены труда);- внедрение новой техники и передовых технологий (раздел безопасности труда);- решение важнейших социальных вопросов (социальный раздел).

Рис. 3.1. Органы надзора и контроля за охраной труда.

Выполнение раздела охраны труда должно быть подтверждено финансированием каждой статьи мероприятий и сроков их выполнения. Коллективный договор обязателен к исполнению сторон.

Раздел 4. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОХРАНОЙ ТРУДА. ОРГАНИЗАЦИЯ ОХРАНЫ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ

4.1 Государственная система управления охраной труда

Одной из функций современного государства есть проведения социальной политики, направленной на повышение безопасности труда. Осуществление этой функции невозможно без соответствующего государственного управления охраной работы. Статья 31 Закона Украины “Об охране труда” определяет, что государственное управление охраной труда осуществляют:

Кабинет Министров Украины;

Государственный департамент промышленной безопасности, охраны труда и горного надзора (Госпромгорнадзор);

министерства и другие центральные органы исполнительной власти;

Совет министров Автономной Республики Крым, местные государственные администрации и органы местного самоуправления.

Компетенцией Кабинета Министров Украины в области охраны работы является:

обеспечение реализации государственной политики в области охраны труда;

представление на утверждение Верховным Советом Украины общегосударственной программы улучшения состояния безопасности, гигиены труда и производственной санитарии;

направление и координация деятельности министерств, других центральных органов исполнительной власти относительно создания безопасных и здоровых условий труда и надзора за охраной труда;

установление единой государственной статистической отчетности по вопросам охраны труда.

С целью координации деятельности органов государственного управления охраной труда в стране создан Национальный совет по вопросам безопасной жизнедеятельности населения, который возглавляет вице-премьер-министр Украины.

Министерства и другие центральные органы исполнительной власти:

проводят единую научно-техническую политику в области охраны труда;

разрабатывают и реализуют отраслевые программы улучшения состояния безопасности, гигиены труда и производственной среды при участии профсоюзов;

осуществляют методическое руководство деятельностью предприятий в области охраны труда;

укладывают с соответствующими отраслевыми профсоюзами соглашения по вопросам улучшения условий и безопасности труда;

принимают участие в обработке и просмотре нормативно-правовых актов по охране труда;

организовывают обучение и проверку знаний по вопросам охраны труда;

создают в случае необходимости аварийно-спасательные службы, осуществляют руководство их деятельностью, обеспечивают выполнение других требований законодательства, которое регулирует отношения в сфере спасательного дела;

осуществляют ведомственный контроль за состоянием охраны труда на предприятиях.

Для координации, усовершенствования работы по охране труда и контроля за этой работой в министерствах и других центральных органах исполнительной власти создаются структурные подразделы по охране труда.

Кроме вищеперечисленных функций, которые возлагаются на все министерства и другие центральные органы исполнительной власти, некоторые министерства, в частности Минтруда, МОЗ, МЧС выполняют специальные функции охраны труда.

Министерство труда и социальной политики Украины обеспечивает проведение государственной экспертизы условий труда с привлечением служб санитарного эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения, определяет порядок и осуществляет контроль за качеством проведения аттестации рабочих мест относительно их соответствия нормативно-правовым актам по охране труда.

Министерство Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы осуществляет мероприятия по предотвращению возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера и уменьшение ущерба от аварий и катастроф, проводит оповещение населения об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и информирование об имеющейся обстановке, организовывает и проводит спасательные и другие неотложные работы.

Государственный департамент промышленной безопасности, охраны труда и горного надзора - (Госпромгорнадзор):

осуществляет комплексное управление охраной труда на государственном уровне, реализует государственную политику в этой области и осуществляет контроль за выполнением функций государственного управления охраной труда министерствами, другими центральными органами исполнительной власти, Советом министров Автономной Республики Крым, местными государственными администрациями и органами местного самоуправления;

разрабатывает при участии министерств, других центральных органов исполнительной власти, Фонда социального страхования от несчастных случаев, всеукраинских объединений работодателей и профсоюзов общегосударственную программу улучшения состояния безопасности, гигиены труда и производственной среды и контролирует ее выполнение;

осуществляет нормотворческую деятельность, разрабатывает и утверждает правила, нормы, положение, инструкции и другие нормативно-правовые акты по охране труда или изменения в них;

координирует работу министерств, других центральных органов исполнительной власти, Совета министров Автономной Республики Крым, местных государственных администраций, органов местного самоуправления, предприятий, других субъектов предпринимательской деятельности в области безопасности, гигиены труда и производственной среды;

получает безвозмездно от министерств, других центральных органов исполнительной власти, Совета министров Автономной Республики Крым, местных государственных администраций, органов статистики, предприятий, других субъектов предпринимательской деятельности сведения и информацию, необходимые для выполнения положенных на него задач;

принимает участие в международном сотрудничестве и в организации выполнения международных договоров по вопросам безопасности, гигиены труда и производственной среды, изучает, обобщает и распространяет мировой опыт по этим вопросам, обрабатывает и подает в установленном порядке предложения относительно усовершенствования и постепенного приближения действующего законодательства об охране труда к соответствующим международным и европейским нормам.

Решения, принятые Госпромгорнадзором в пределах его компетенции, являются обязательными для выполнения всеми министерствами, другими центральными органами исполнительной власти, Советом министров Автономной Республики Крым, местными государственными администрациями, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, которые соответственно законодательству используют наемный труд.

Деятельность местных государственных администраций направляется на то, чтобы в повседневной жизни приобретал практическое содержание и подтверждался главнейший принцип государственной политики - приоритет жизни и здоровье работников. В условиях перехода к рыночной экономике, созданию численных предприятий и других хозяйств с негосударственными формами собственности, которые не имеют отраслевого подчинения, неизмеримо возрастает значение местных органов государственной исполнительной власти в организации безопасных и здоровых условий труда, устранении причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.