|
Организация, управление, надзор и контроль в области охраны трудаОрганизация, управление, надзор и контроль в области охраны трудаОрганизация, управление, надзор и контроль в области охраны труда Раздел 1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ И НОРМАТИВНАЯ БАЗА ОХРАНЫ ТРУДА1.1 Состояние охраны труда в мире и в УкраинеСогласно статистическим данным Международной организации труда (МОТ) в мире в среднем на 100 тыс. работающих происходит до 6 несчастных случаев со смертельным исходом. В табл. 1.1.1 приводятся данные в производственном травматизме в странах Европы.Таблица 1.1Общее количество смертельных случаев в сфере производства на 1000 работающих ( ксм1000) в некоторых странах Европы (1998г.).
Причиной высокого травматизма на производстве в Украине является, прежде всего, большой износ технологического оборудования (в некоторых отраслях он достиг критической величины - 80%). На 2001г. более 800тыс. машин и механизмов не отвечают требованиям безопасности (около 80%), 42 тыс. зданий и сооружений находятся в аварийном состоянии, более 3,4 млн. чел. работают в условиях с нарушением санитарно-гигиенических норм. Еще выше уровень травматизма в Украине в непроизводственной сфере. В среднем в бытовой сфере ежегодно травмируется около 2млн. чел., из них 70 тыс. чел. гибнет. Наиболее высокий уровень смертельных случаев на 1000 чел. отмечен в Днепропетровской, Донецкой, Запорожской, Херсонской, Кировоградской, Черниговской областях. Несчастные случаи непроизводственной сферы (среднее количество погибших за год) распределяются следующим образом: самоубийство - 13,2 тыс. чел.; транспорт - 8,0 тыс. чел.; отравления спиртными напитками - 8,3 тыс. чел., отравления пищевыми продуктами - 4,2 тыс. чел.; насильственная смерть - 6,3 тыс. чел.; утопление - 4,5 тыс. чел.; падение с высоты (колодцы, отсутствие ограждения) - 2,1 тыс. чел.; пожары - 2,1 тыс. чел.; поражение электрическим током - 1,3 тыс. чел. В последние годы в Украине наблюдается рост числа профессиональных заболеваний. Ежегодно регистрируется около 2,5 тыс. заболевших: в угольной промышленности - 60-62%; металлургической - 12-14%; машиностроении - 8-9%; сельском хозяйстве -3-4%; других отраслях -10-15%. Распределение по регионам: Донецкая область - 42-44%; Днепропетровская область - 17-18%; Луганская область - 9-10%; Львовская область - 8-9%; Волынская область - 3-4%. Отмечен рост количества профессиональных заболеваний за счет вибрации и шума (29-31%), запыления и загазованности (38-40%). Из динамики производственного травматизма (рис.1.1.1) видно, что в последние годы наметилась положительная тенденция снижения общего и смертельного травматизма, однако уровень его остался значительно выше, чем в развитых странах Европы (таблица 1.1.1.). Анализ причин смертности в Украине показывает, что именно гибель людей в производственной и непроизводственной сфере ведет к снижению численности населения (35% всех смертельных случаев приходится на мужчин). Население Украины за последние годы уменьшилось с 52 млн. чел.(1990г) до 47 млн. чел.(2003г) и занесено ООН в 10-реестр вымирающих наций в мире. Основными причинами гибели и травматизма людей являются: отсутствие надлежащего контроля со стороны должностных лиц за соблюдением безопасности труда; низкая трудовая и технологическая дисциплина; недостаточная подготовка работников в вопросах охраны труда; низкая профессиональная подготовка работников; недостаточное обеспечение работников средствами индивидуальной и коллективной защиты; низкий уровень внедрения передовых технологий, оборудования; низкая культура производства. Рис.1.1 Динамика производственного травматизма в Украине 1.2 Оосновные законодательные и нормативные акты Основой законодательной и правовой базы в Украине являются: 1. Конституция Украины 2. Закон Украины „Об охране труда” 3. Закон Украины ”Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастных случаев и профзаболеваний, которые привели к потере трудоспособности” 4. Кодекс законов в труде Украины 5. Другие законы и нормативные акты, ГОСТы, ССБТ (система стандартов безопасности труда). Основные вопросы поддержания безопасности человечества на Земле нашли отражение в „Общей Декларации Прав Человека”, утвержденной 10.12.1949г. ст.1. «Все люди рождаются свободными и уравнены в своих достоинствах и правах. Они наделены разумом и должны действовать в отношении один к второму в духе братства». Ст.2. «Каждый человек должен владеть правами и всеми свободами, провозглашаемыми этой Декларацией, без которой не было бы разделения относительно расы, цвета кожи, пола, речи и других преград национального или социального происхождения, имущественного, положения в обществе и другого события». Конституция Украины - основной закон государства, который регламентирует важнейшие правовые взаимоотношения в обществе и принципы государственной политики относительно личности, человека и гражданина. Конституцией закреплено, что государство несет ответственность за деятельность перед человеком, за его безопасность. Конституция Украины определяет, что наивысшей социальной ценностью является человек, его жизнь, здоровье и безопасность (ст.3). Базируется законодательство Украины об охране труда на конституционном праве всех граждан Украины на надлежащие, безопасные и здоровые условия труда, гарантированные статьей 43 Конституции Украины. Эта же статья устанавливает запрет использования работы женщин и несовершеннолетних на опасных для их здоровья роботах. Ст. 45 Конституции гарантирует право всех работающих на еженедельный отдых и ежегодный оплачиваемый отпуск, а также установление сокращенного рабочего дня для отдельных профессий с вредными условиями производства, сокращенной продолжительности труда в ночное время. Конституции Украины гарантирует право граждан на социальную защиту, право на обеспечение их в случае полной, частичной или временной потери трудоспособности (ст. 46); здравоохранение, медпомощь и медицинское страхование (ст. 49); право знать свои права и обязанности (ст. 57) и другие общие права граждан, в том числе право на охрану труда. В системе законодательных актов основная роль принадлежит закону «Об охране труда», который определяет само понятие охраны труда как социальной категории и регулирует отношения между работодателем и работником по вопросам безопасности труда. Закон Украины «Об охране труда», определяет основные положения относительно реализации конституционного права работников на охрану их жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности, на надлежащие, безопасные и здоровые условия труда, регулирует при участии соответствующих государственных органов отношения между работодателем и работником по вопросам безопасности, гигиены труда и производственной санитарии и устанавливает единый порядок организации охраны труда в Украине. Кодекс законов о труде (Кзот) Украины регулирует правовые вопросы охраны труда: «Трудовой договор», «Рабочее время», «Время отдыха», «Работа женщин», «Работа молодежи», «Профессиональные союзы», «Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде». В соответстветствии с Конституцией Украины, Законом Украины «Об охране труда» принят Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, которые послужили причиной потери трудоспособности». Этот закон определяет правовую основу, экономический механизм и организационную структуру общеобязательного государственного социального страхования граждан от несчастного случая и профессионального заболевания на производстве. К основным законодательным актам, которые имеют общее правовое поле с законодательством об охране труда, следует отнести также «Основы законодательства Украины о здравоохранении», которые регулируют общественные отношения в этой области с целью обеспечения гармоничного развития физических и духовных сил, высокой трудоспособности и долголетней активной жизни граждан, устранение факторов, которые вредно влияют на их здоровье, предупреждение и снижение заболеваемости, инвалидности и смертности, улучшение наследственности. «Основы законодательства Украины о здравоохранении» предусматривают установление единых санитарно-гигиенических требований к организации производственных и других процессов, связанных с деятельностью людей, а также к качеству машин, оборудованию, зданий и сооружений. Закон Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения» устанавливает необходимость гигиеничной регламентации опасных и вредных факторов физической, химической и биологической природы, присутствующих в среде жизнедеятельности человека, и их государственной регистрации (ст. 9), требования к проектированию, строительству, разработке, изготовлению и использованию новых средств производства и технологий (ст. 15), гигиеничные требования к атмосферному воздуху в населенных пунктах, воздуху в производственных и других помещениях (ст. 19), требования относительно обеспечения радиационной безопасности (ст. 23) и т.п. Закон Украины «О пожарной безопасности» определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности на территории Украины, регулирует отношения государственных органов, юридических и физических лиц в этой области независимо от вида их деятельности и форм собственности. Обеспечение пожарной безопасности является составной частью производственной и другой деятельности должностных лиц, работников предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей. Отдельные вопросы правового регулирования охраны труда содержатся во многих других законодательных актах Украины. Соответственно ст. 25 закона Украины «О предприятиях в Украине» предприятие обязано обеспечить всем работающим на нем безопасные и безвредные условия труда и несет ответственность за вред, причиненный их здоровью и трудоспособности. Вопросы охраны труда нашли отражение в Гражданском кодексе Украины, законе Украины «О коллективных договорах и соглашениях». Кроме вышеупомянутых законов, правовые отношения в сфере охраны труда регулируют другие национальные законодательные акты, международные договоры и соглашения, к которым Украина присоединилась, подзаконные нормативные акты; Указы и распоряжения Президента Украины, решения Правительства Украины, нормативные акты министерств и других центральных органов государственной власти. Таким образом, кардинальные изменения в области охраны труда, которые необходимы в условиях становления рыночных отношений и реформировании всего нашего общества, получили необходимую нормативную базу в Украине. В Законе Украины «Об охране труда» учтены основные требования конвенций и рекомендаций Международной Организации труда относительно безопасности и гигиены труда и производственной санитарии, регулирование отношений охраны труда в передовых промышленно развитых странах, опыт охраны труда в Украине в предыдущие года. На выполнение требований Закона и с целью обеспечения комплексного управления охраной труда на государственном уровне образован Национальный совет по вопросам безопасной жизнедеятельности населения при Кабинете Министров Украины и Государственный комитет Украины по промышленной безопасности, охране труда и горному надзору. В работе по реализации государственной политики задействованы: Национальный научно-исследовательский институт охраны труда, Научно-информационный и учебный центр охраны труда, другие институты в области санитарии, гигиены труда. Законодательство по охране труда составляет правовую основу, которая обеспечивает проведение в жизнь социально-экономических, организационных, технических и санитарно-гигиенических мероприятий по созданию здоровых и безопасных условий труда. Нормативно-техническую базу охраны труда составляют государственные, межотраслевые нормативные акты об охране труда (ГНАОТ) и нормативные акты об охране труда отдельных предприятий. К этой группе нормативных актов входят правила, Осты, нормы, положения, уставы, инструкции, руководства, указания, рекомендации, требования, технические условия безопасности, перечни и прочие документы, которым предоставлено действие правовых норм, обязательных для выполнения. Действие ГНАОТ общегосударственного пользования распространяется на все предприятия, учреждения, организации общественного производства Украины независимо от их ведомственной (отраслевой) принадлежности и форм собственности. Отраслевые ГНАОТ относятся к определенной области. Государственные нормативные акты по охране труда могут утверждаться Кабинетом Министров Украины, Комитетом Украины по промышленной безопасности, охране труда и горному надзору, соответствующими министерствами и ведомствами по согласованию с Комитетом Украины по промышленной безопасности, охране труда и горному надзору. Ведется Государственный реестр нормативных актов по охране труда, в котором каждому нормативному акту присвоен соответствующий код - для возможности машинного учета и удобства пользования ими. Нормативные акты об охране труда предприятия действуют только на данном предприятии. Они отрабатываются на предприятии, утверждаются его руководителем и направлены на построение четкой системы управления охраной труда на предприятии и создание безопасных и безвредных условий труда. Владелец может утверждать нормативные акты об охране труда, которые возникают из специфики производства и требований действующего законодательства. Для отработки, согласования, утверждения нормативных актов предприятия по приказу владельца создается комиссия или рабочая группа, определяются сроки, исполнители и руководители. Регистрация и учет нормативных актов об охране труда, которые действуют в пределах предприятия, осуществляются в порядке, установленном владельцем, если другое не предусмотрено законодательством. Вопросы охраны труда отражены и в других нормативных актах: порядок расследования и ведения учета несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий на производстве; положение о выдаче Государственным комитетом Украины по надзору за охраной труда разрешения на начало работы предприятия, учреждения и организации; список тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, на которых запрещается применять труд женщин; предельные нормы поднятия и перемещения тяжестей женщинами; список производств, профессий и работ с тяжелыми и вредными условиями труда; предельные нормы поднятия и перемещения тяжестей несовершеннолетними; положение в порядке накладывания штрафов на предприятия, учреждения и организации за нарушение нормативных актов по охране труда; перечень работ с повышенной опасностью; типовое положение о порядке проведения обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда; типовое положение о службе охраны труда; типовое положение о комиссии по вопросам охраны труда на предприятии; типовое положение о работе уполномоченных трудовых коллективов по вопросам охраны труда и др. На основе Конституции Украины, Закона об охране труда сформулирована макросистема государственной политики в области охраны труда (рис.1.1.2). Рис. 1.2. Система государственной политики в области охраны труда В любой системе существуют более стабильные (постоянные) условия, факторы и менее стабильные, которые учитывают и отражают существенные изменения, происходящие в обществе. В государственной системе обеспечения охраны труда однои из подвижных, изменяющихся частей является 3-й уровень. На этом уровне, в зависимости от состояния государства, степени его развития, могут происходить существенные изменения. Например, положение о расследовании и учете несчастных случаев и профзаболеваний пересматривалось четырежды в 1993,1998, 2001 и в 2004 гг. К 3-му уровню системы относятся и межотраслевые Госты и ССБТ. На территории Украины действует и межгосударственная система стандартов безопасности труда. Межгосударственную систему стандартов безопасности труда (ССБТ) ввели в 1974 г. в СССР, ей был присвоен порядковый номер 12 (рис.1.1.3). В настоящее время в ССБТ установлено пять подсистем с шифрами: 12.0; 12.1; 12.2;.12.3; 12.4, 12.5. Подсистемы с 12.6 по 12.9 находятся в резерве. Стандарты подсистемы 12.0 устанавливают структуру и особенности согласования стандартов, технологию, классификацию опасных, вредных факторов, методы оценки безопасности труда. Рис. 1.3. Схема системы стандартов безопасности труда Стандарты подсистемы 12.1 регламентируют допустимые пределы нормируемых параметров, требования к методам их измерения и безопасной работы с ними. Стандарты подсистемы 12.2 устанавливают требования безопасности как к конструкции, оборудованию в целом, так и к его отдельным частям и регламентируют методы контроля. Стандарты подсистемы 12.3 определяют требования к режимам работы, к размещению элементов технологических процессов, к рабочим местам и режимам труда и к методам контроля безопасности труда. Стандарты подсистемы 12.4 устанавливают конструктивные, эксплуатационные, гигиенические средства защиты и методы контроля эффективности защитных средств. Стандарты подсистемы 12.5 устанавливают требования к зданиям и сооружениям. Порядковый номер нормативного акта определяется согласно реестру государственных нормативных актов по охране труда. Так ГОСТ 12.1.005-88 „Воздух рабочей зоны, общие санитарно-гигиенические требования” (ССБТ): следующие три цифры Госта указывают на его порядковый номер в данной подсистеме при регистрации, а последние цифры - год регистрации. Таким образом, для практического использования стандарта необходимо знать шифр подсистемы, порядковый номер и год регистрации. Сейчас в Украине действуют 235 межотраслевых и 2044 отраслевых нормативных актов, в том числе 344 межгосударственных стандартов ССБТ, 698 правил, 39 государственных стандартов Украины (ГСТУ) и другие отраслевые правила. 1.3 Основные принципы государственной политики в области охраны труда Действие Закона Украины «Об охране труда» (ст. 2) распространяется на всех юридических и физических лиц, которые соответственно законодательству используют наемный труд, а также работающих на предприятии, в учреждении, организации. К такой категории лиц принадлежат: - работники, которые находятся в командировке на предприятии, в учреждении, организации и принимают непосредственное участие в производственном процессе; - водители транспортных средств, которые въезжают на территорию предприятия, учреждения, организации; - ученики, воспитанники и студенты, которые находятся на предприятии, в учреждении, организации с целью прохождения производственной практики. С учетом системного подхода к данному вопросу Закон Украины об охране труда (ст.1) [1] формулирует понятие охраны труда. Охрана труда - это система правовых, социально-экономических, организационно-технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий та средств, направленных на сохранение жизни, здоровья и трудоспособности человека в процессе трудовой деятельности. Данная формулировка имеет большое теоретическое и практическое значение не только для сотрудников государственных и правоохранительных органов, рассматривающих и расследующих соответственные уголовные дела, осуществляющих государственный надзор в стране, но и для специалистов другого вида деятельности, которые должны обеспечивать безопасные и безвредные условия труда в течение всего процесса трудовой деятельности. Закон регламентирует правовые вопросы взаимоотношений между работодателем и работниками и направлен на поддержание охраны труда. Работодатель - владелец предприятия, учреждения, организации или уполномоченный им орган, независимо от форм собственности, вида деятельности, хозяйствования, и физическое лицо, которое использует нанимаемую работу. Работник - лицо, которое работает на предприятии, в организации, учреждении и исполняет обязанности или функции согласно трудовому договору (контракту). Государственная политика в области охраны труда определяется соответственно Конституции Украины Верховным Советом Украины и направлена на создание надлежащих, безопасных и здоровых условий труда, предотвращение несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |