бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Шпора: Административное право

Шпора: Административное право

ВОПРОСЫ

Для подготовки к экзамену по курсу «Административное право»

Билет 1:

1. Исполнительная власть и государственное управление

2. Стадии производства по делам об административных правонарушениях

Билет 2:

1. Предмет и метод административного права

2. Субъекты исполнительной власти и их полномочия в сфере ВЭД

Билет 3:

1. Система административного права

2. Субъекты исполнительной власти и их полномочия в сфере иностранных дел

Билет 4:

1. Нормы административного права

2. Производство по делам об административных правонарушениях: понятие,

доказательство, участники, сроки

Билет 5:

1. Административно-правовые отношения

2. Понятие и виды государственных служащих

Билет 6:

1. Источники административного права

2. Понятие государственной службы

Билет 7:

1. Граждане, как субъекты административного права

2. Порядок наложения административных взысканий

Билет 8:

1. Иностранцы и лица без гражданства, как субъекты административного права

2. Судебное обжалование неправомерных действий должностных лиц, нарушающих

права граждан

Билет 9:

1. Способы обеспечения законности в сфере деятельности исполнительной власти

2. Дисциплинарная и материальная ответственность по административному праву

Билет 10:

1. Понятие и виды органов исполнительной власти

2. Прохождение государственной службы

Билет 11:

1. Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти

2. Понятие и виды методов управления

Билет 12:

1. Система федеральных органов исполнительной власти

2. Требования, предъявляемые к актам органов исполнительной власти

Билет 13:

1. Администрация Президента РФ

2. Правовые акт управления

Билет 14:

1. Правительство РФ

2. Пресечение по административному праву

Билет 15:

1. Аппарат Правительства РФ

2. Принуждение по административному праву

Билет 16:

1. Система органов исполнительной власти республик в составе РФ

2. Виды административных взысканий

Билет 17:

1. Система органов исполнительной власти края, области в составе РФ

2. Способы замещения государственных должностей

Билет 18:

1. Административно-правовой статус общественных объединений

2. Государственная должность

Билет 19:

1. Основы правового положения государственного служащего

2. Административный договор

Билет 20:

1. Формы управления

2. Административно-предупредительные меры

Билет 21:

1. Виды правовых актов управления

2. Административный проступок

Билет 22:

1. Понятие и особенности административной ответственности

2. Субъекты исполнительной власти и их полномочия в области народного хозяйства

Билет 23:

1. Система административного права

2. Субъекты исполнительной власти и их полномочия в сфере административно-

политической деятельности

Билет 24:

1. Принципы административного права

2. Субъекты исполнительной власти и их полномочия в культурной сфере

Билет 25:

1. Административный процесс

2. Субъекты органов исполнительной власти и их полномочия в сфере управления

наукой

Билет 26:

1. Субъекты органов исполнительной власти и их полномочия в сфере социальной

защиты населения, труда и занятости

2. Субъекты органов исполнительной власти и их полномочия в сфере управления

здравоохранением и образованием

Билет 1

1. Исполнительная власть и государственное управление

В соответствии с принципом разделения властей, единая государственная власть

организационно и институционально подразделяется на три относительно

самостоятельные ветви – законодательную, исполнительную и судебную. В

соответствии с этим и создаются высшие органы государства, которые

взаимодействуют на началах сдержек и противовесов, осуществляя постоянно

действующий контроль друг за другом. Однако среди них должен быть лидирующий

орган, иначе между ними возникает борьба за лидерство, которая может ослабить

каждую из ветвей власти и государственную власть в целом. Лидирующая роль

принадлежит представительным органам.

Исполнительная власть должна быть подзаконной. Её главное предназначение –

исполнение законов, их реализация. В подчинении исполнительной власти находится

большая сила – чиновничий аппарат, силовые министерства и ведомства. Всё это

составляет объективную основу для возможной узурпации всей полноты

государственной власти как раз органами исполнительной власти. Поэтому в

демократическом государстве формирование и порядок деятельности

административной (исполнительной) ветви государственной власти должны быть

чётко урегулированы юридическими нормами. Административное законодательство

является правовой основой построения и эффективного функционирования самой

большой, самой активной, самой мощной подсистемы государственного аппарата –

исполнительной власти.

В законодательстве и юридической литературе как очень близкие используются

понятия: исполнительная власть, государственное управление, государственная

администрация, административная власть. Эти понятия связаны с властной

деятельностью, которая осуществляется под руководством более высокой власти

(парламента, монарха и т.д.). Но их смысл не совпадает полностью. Управление

– это деятельность, администрация – основной субъект этой деятельности,

власть – главный способ её (деятельности) осуществления. Понятие

«государственное управление» прежде всего, раскрывает содержание властной

деятельности, понятие «государственная администрация» связано с её субъектом.

Понятия «административная власть» и «исполнительная власть» не идентичны, но

оба соединяют субъектов, деятельность и методы воздействия, часто под ними

понимают только власть. Все эти названия связаны с понятием, которое включает

в себя три основных признака: управленческий (исполнительный,

административный) аппарат (совокупность служащих, органов), выполняемую им

деятельность (управленческую, исполнительную, административную) и

используемую им при этом управленческую (исполнительно-распорядительную,

административную) власть.

2. Стадии производства по делам об административных правонарушениях

Под стадией следует понимать такую сравнительно самостоятельную часть

производства, которая, наряду с его общими задачами, имеет свойственные

только ей задачи, документы и другие особенности.

Производство состоит из 4 частей (стадий), а на каждой стадии существуют

этапы - группы взаимосвязанных действий:

1)Административное расследование (формальные моменты процедуры): а)

возбуждение дела; б) установление фактических обстоятельств; в) процессуальное

оформление результатов расследования; г) направление материалов для

рассмотрения по подведомственности.

2)Рассмотрение дела (сбор и анализ информации): а) подготовка дела к

рассмотрению и слушанию;

анализ собранных материалов, обстоятельств дела; б) принятие постановления;

в) доведение постановления до сведения.

3)Пересмотр постановления (проделанная работа фиксируется в документе):

а) обжалование (опротестовывание) решения; б) проверка законности

постановления; в) вынесение решения; г) реализация решения.

4)Исполнение постановления: (материалам дается ход): а) обращение

постановления к исполнению; б) фактическое исполнение; в) окончание исполнения

(дела).

Билет 2

1. Предмет и метод административного права

АП – самостоятельная отрасль правовой системы РФ, которая опутывает человека

с момента его рождения вплоть до его смерти на протяжении всей жизни. В

советское время право систематизировалось по предмету и методу, на Западе в

развитых странах первоначальное деление права имело иной характер (от римских

юристов – на частное и публичное). В СССР всё право считалось публичным.

Сейчас нами перенят западный способ деления права, и АП в соответствии с ним

относится к публичному и только следующая ступень деления права (внутри

подсистемы публичного права) по предмету и методу.

Предмет данной отрасли права – это совокупность однородных общественных

отношений, т.к. в самом общем виде можно сказать, что АП – это управленческое

право, то регулирует оно отношения, возникающие в ходе формирования и

функционирования государственной администрации, обслуживает сферу

государственного управления, т.е. регулирует управленческие отношения.

Признаки управленческих отношений: а) управление рассматривается как функция

всех систем, в т.ч. и социальных; б) управление обеспечивает взаимодействие

элементов в системе (оказывает упорядочивающее воздействие на эти элементы);

в) наличие 2-х элементов – субъекта и объекта управления; г) управление может

быть как внутрисистемным, так и внесистемным, различают внутри- и

внешнеорганизационные отношения в АП и, соответственно, в управлении

(социальном управлении объект воздействия – поведение людей); г) властные

полномочия субъекта управления; д) наличие специального субъекта – органа

государства, осуществляющего управленческую деятельность.

В СССР государство вмешивалось во все стороны жизни общества, и не было

органов власти – только органы управления. В РФ нет органов государственного

управления, есть 3 ветви власти, хотя все они занимаются управлением.

Изменились отношения между властью и гражданами (если в советское время

основным приоритетом была действующая идеология и её институты, то сейчас,

основной охраняемый приоритет – наши права, и гражданин вправе предъявить иск

даже государству в случае ущемления его прав). Изменились экономические

отношения, появились различные формы собственности: т.о., поменялся субъект

управления, сократилась сфера управления, поменялось содержание управления и

появились новые правовые отношения.

АП – отрасль права, регулирующая отношения, возникающие в сфере деятельности

органов исполнительной власти по поводу реализации их задач и функций, а

также внутриорганизационные управленческие отношения, возникающие в остальных

органах государства. Предмет правового воздействия определяет специфику

метода регулирования. Человек – существо общественное. Совместная

деятельность предполагает управление. Управленческие отношения существуют

постольку, поскольку существует человеческое общество. Управление

предполагает доминирование, преобладание одной воли над другой, а часто и

подчинение одного лица другому, юридически оформляется неравенство, этим

объясняются особенности административно-правового метода.

Главные признаки метода АП: а) юридическое положение сторон:

юридическое неравенство, асимметрия субъектов управленческих отношений, что

связано с подчинением одной стороны другой, которое может быть а) линейным

(«начальник – подчиненный»), б) функциональным («инспектор – контролируемый»);

б) юридические факты: АП отношения чаще всего возникают в связи с событиями,

односторонними волеизъявлениями; в) права и обязанности субъектов

административных правоотношений: нормами точно определяются права и обязанности

сторон; г) защита прав и интересов субъектов правоотношений: в основном права

участников, споры между ними решаются: в административном порядке ( управляющим

субъектом) или в судебном порядке.

В АП возникает административно-правовой режим регулирования. Правовой режим

ориентирован на способы правового регулирования: дозволение (гражданское

право), запрещение (уголовное право), обязывание (АП строится на нём).

2. Субъекты исполнительной власти и их полномочия в сфере внешнеэкономической

деятельности

Общая компетенция: Статья 71 КРФ: «В ведении Российской Федерации находятся:

. к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации,

международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира; л)

внешнеэкономические отношения Российской Федерации; .».

Полномочия Президента РФ: Статья 86 КРФ: «Президент Российской Федерации: а)

осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации; б) ведет

переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации; в)

подписывает ратификационные грамоты; г) принимает верительные и отзывные

грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей».

Полномочия Правительства РФ: Статья 114 КРФ: «1. Правительство Российской

Федерации: . д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны,

государственной безопасности, реализации внешней политики Российской

Федерации; .».

Разграничение компетенции: Статья 72 КРФ: «1. В совместном ведении Российской

Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: . о) координация

международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации,

выполнение международных договоров Российской Федерации».

Смысл государственного управления в сфере ВЭД регулируется ФЗ “О

государственном регулировании внешнеторговой деятельности” № 157-ФЗ от

13.10.95 г.

Механизмы функционирования органов ИВ: Министерство иностранных дел РФ (Указ

Президента РФ № 271 от 14.03.95 г.) и Министерство экономического развития и

торговли РФ (переданы функции Министерства РФ по делам СНГ), Министерство

ЭРиТ РФ (переданы функции Министерство торговли РФ и Федеральной служба

России по валютному и экспортному контролю). Положение о Министерстве ЭРиТ РФ

не принято.

Билет 3

1. Система административного права

АП – целостная система правовых норм и институтов, объединенные общим

предметом, целью, принципами и методом регулирования, согласованные друг с

другом, опирающиеся на единые определения, использующие единую терминологию.

Внутри отрасли существует субординация норм разной юридической силы (общих и

специальных) и в целом отрасль создает специфический (административно-

правовой) режим регулирования, который строится на обязывание как способе

правового регулирования.

Система АП делится на общую и особенную части. Общая – нормы, охватывающие

управление в целом, а особенная состоит из норм, действующих в пределах

отдельных сфер деятельности исполнительной власти (образование, охрана

общественного порядка и др.).

В общую часть входят пять групп институтов (подотраслей): а) регулирующих

административно-правовые статусы граждан (индивидуальных субъектов права); б)

регулирующих основы организации и деятельности исполнительной власти

(аппарата государственного управления); в) регулирующих административно-

правовой статус негосударственных организаций; г) обеспечивающих законность

деятельности исполнительной власти; д) регулирующих принуждение по

административному праву.

В особенной части АП четыре подотрасли, объединяющие нормы: а) регулирующие

обеспечение безопасности граждан, общества, государства, административно-

политическую деятельность; б) регулирующие организационно-хозяйственную

деятельность государственной администрации; в) регулирующие ее социально-

культурную деятельность; г) регулирующие деятельность государственной

администрации по организации и осуществлению политических, экономических и

иных связей с другими странами (внешних связей).

АП – одна из самых сложных отраслей правовой системы России, что

предопределено большим числом и разнообразием управленческих отношений. АП –

самая массивная отрасль права. Нет ни одной сферы жизни общества, в которой

не участвовала бы государственная администрация.

Вокруг АП группируются финансовое, земельное, экологическое право, т.е. оно

стоит во главе целой семьи отраслей, многие нормы которых тоже закрепляют

управленческие отношения и в которых широко используется административно-

правовой метод регулирования.

2. Субъекты исполнительной власти и их полномочия в сфере иностранных дел

Общая компетенция: Статья 71 КРФ: «В ведении Российской Федерации находятся:

. к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации,

международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира; л)

внешнеэкономические отношения Российской Федерации; .».

Полномочия Президента РФ: Статья 86 КРФ: «Президент Российской Федерации: а)

осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации; б) ведет

переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации; в)

подписывает ратификационные грамоты; г) принимает верительные и отзывные

грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей».

Полномочия Правительства РФ: Статья 114 КРФ: «1. Правительство Российской

Федерации: . д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны,

государственной безопасности, реализации внешней политики Российской

Федерации; .».

Разграничение компетенции: Статья 72 КРФ: «1. В совместном ведении Российской

Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: . о) координация

международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации,

выполнение международных договоров Российской Федерации».

Смысл государственного управления в сфере ВЭД регулируется Положением о

Министерстве иностранных дел РФ (Указ Президента РФ № 271 от 14.03.95 г.) и

Положением о консульском учреждении РФ (Указ Президента РФ № 1330 от 05.11.98

г.).

Билет 4

1. Нормы административного права

Административно-правовая норма – это правило поведения, устанавливаемое и

охраняемое государством и регулирующее отношения, возникающие в сфере

функционирования исполнительной власти по поводу реализации её задач и функций,

а так же внутриорганизационные отношения, возникающие в сфере деятельности

других органов. Норма права, в т.ч. и административного, – это сердцевина

механизма правового, в т.ч. и административно-правового, регулирования.

Механизм правового регулирования есть совокупность соответствующих правовых

средств, с помощью которых государство воздействует на общественно-правовые

отношения (законы, НПА, индивидуальные акты, правоотношения, правовая культура

и правосознание).

Функции административно-правовой нормы: а) АПН обеспечивает организацию и

упорядоченность общественно-правовых отношений; б) АПН определяют вариант

должного поведения субъекта правоотношений; в) АПН предназначены для

эффективного функционирования органов исполнительной власти; г) АПН

обеспечивают прочный правовой режим в деятельности органов исполнительной

власти; д) АПН несут двойную нагрузку и бывают: правоисполнительными

(устанавливаются самими субъектами исполнительной власти, а не законодательными

органами) и правоустановительными (устанавливаются законодательными органами и

охраняются своими санкциями – КобАП).

Виды административно-правовой нормы: Существует несколько классификаций:

а) в зависимости от их функционального назначения нормы подразделяются на нормы

материальные и процессуальные (в АП, в отличие от гражданского, процессуальные

нормы не обособлены, кроме норм применения взысканий, а значит, они ещё не

сформировались в качестве самостоятельной части); б) в зависимости от

содержания их делят на обязывающие, уполномочивающие, запрещающие,

стимулирующие и рекомендательные; в) в зависимости от адресата их делят на

нормы, адресованные гражданам, органам исполнительной власти, общественным

объединениям; г) в зависимости от территориальной принадлежности – на

федеральные, субъектов федерации и органов местного самоуправления; д) по

характеру регулирования различают общие, отраслевые и межотраслевые.

Реализация административно-правовых норм: Существует 3 формы: соблюдение

(не требует вмешательства государства – соблюдение незаметно, все граждане их

соблюдают), исполнение (знают и исполняют) и применение (знают и обязаны

выполнять, под угрозой принуждения).

Структура Административно-правовой номы: гипотеза, диспозиция и санкция.

Надо иметь в виду, что административно-правовая норма – это не есть статья

нормативного акта. Существует 4 формы изложения норм в статьях нормативных

актов: а) при установлении определённых норм в одной статье находятся и

гипотеза, и диспозиция, и санкция; б) санкция нескольких правовых норм

выделяется в отдельную часть и относится не к одной статье, а к нескольким

(правила однотипны); в) смешанно-выборочная - в одном акте устанавливается

несколько правил, за нарушение которых устанавливается несколько санкций

(Правила пользования транспортом); г) отсылочная - санкция изложена в другом

нормативном акте (АПН содержит дисциплинарные санкции).

Действие нормы во времени: Во времени - дата вступления нормы в силу (ФЗ

“О порядке опубликования и вступления в силу ФКЗ, ФЗ, актов палат ФС” № 5-ФЗ

14.06.94 г.: НПА вступают в силу после 10 дней со дня опубликования, если иное

не оговорено; Указ Президента РФ “О порядке опубликования и вступления в силу

актов ПРФ, Правительства РФ, НПА ФОИВ” № 763 от 23.05.96 г.: подлежат

обязательному опубликованию в течение 10 дней, кроме содержащих

государственную тайну).

Прекращение действия нормы: а) отмена (издается акта, отменяющего

действие нормы); б) фактическая замена (принятие новой нормы, заменяющей

старую); в) истечение срока (срочная норма). Пределы прекращения действия

старой нормы: переживание нормы - старая норма продолжает регулировать

отношения, которые возникли на ее основе и после вступления в силу новой нормы;

немедленное прекращение - прекращает действия на все отношения ей

регулируемые, с даты утраты ею юридической силы; досрочное прекращение

- прекращает действия на правоотношения, впоследствии регулируемые нормой с

обратной силы.

2. Производство по делам об административных правонарушениях: понятие,

доказательства, участники, сроки

Производство по делам об АПН тесно связано с гражданским процессом, т.к.

жалоба на постановление о привлечении к АО рассматривает по ГПК.

Доказательства: Ими в производстве по АПН являются фактические данные,

информация, которые устанавливаются основания дела. Доказательства могут быть

использованы в производстве, если они получены в порядке и из источников,

предусмотренных законом. Доказательства делят на прямые и косвенные,

обвинительные и оправдательные и т.д. Для административного процесса

доказательства делятся в зависимости от источника сведений: показания или

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.