бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Экзаменационные билеты

вытесняться идеями перестройки. 1987 г. положил начало политике гласности,

открытого и свободного обсуждения проблемных вопросов общественной жизни.

Идея перестройки политической системы советского общества впервые была

обнародована в июне 1988 г. на 19 Всесоюзной партконференции.

конституционной реформы. В резолюции конференции закреплялась модель

«гуманного, демократического социализма с человеческим лицом». Предлагалось

создать двухуровневую представительную систему власти: Съезд народных

депутатов СССР и Верховный Совет СССР, избираемый из депутатов съезда.

Этапы политической реформы: демократизация политической системы (1989

г.) и переход к правовому государству (1990-1991 гг.).

Первый этап: с 25 мая по 6 июня 1989 г. состоялся 1-й съезд народных

депутатов СССР. Сформирован Верховный Совет СССР, председателем которого

был избран М.С.Горбачев. На съезде шла борьба между демократами, союзниками

и старой партийной гвардией. Символами демократии стали Сахаров и Ельцин.

Старую партийную гвардию возглавил секретарь ЦК Лигачев. Коммунистов-

реформаторов представляли Горбачев, Яковлев, Шеварнадзе. Съезд наметил пути

выхода страны из кризиса

Второй съезд народных депутатов СССР (12-24 декабря 1989 г.) рассмотрел

этапы экономической реформы, дал политическую и правовую оценку советско-

германским договоренностям 1939 г. и решению прежнего руководства страны о

вводе войск в Афганистан и др.

Второй этап: 1990-1991 гг. Первостепенной задачей этого этапа явилось

создание президентской системы власти в стране и переход к

многопартийности. В марте 1990 г. на 3 съезде народных депутатов Союза ССР

М.С.Горбачев был избран Президентом СССР. Переход к президентской системе

власти в СССР означал свертывание, а в будущем и ликвидацию советской

власти.

3-й съезд народных депутатов отменил 6-ю статью Конституции СССР о

руководящей роли КПСС (по настоянию Горбачева это предложение внес Пленум

ЦК). В руководстве партии развернулась идейная борьба между коммунистами-

ортодоксами, центристами, социал-демократами и др. Начинается процесс

распада КПСС (по идейному и национально-организационному направлению): 1989-

1990 гг. - из КПСС вышли компартии прибалтийских республик, в 1990 г. -

создана компартия РСФСР. В июле 1990 г. состоялся последний 28 съезд КПСС,

на котором была одобрена платформа демократического социализма. Апрельский

(1991 г.) Пленум ЦК КПСС выявил значительные идейные разногласия в

руководстве компартии.

В партии и обществе усилилась критика проводимого М.С.Горбачевым курса

по реформированию советского общества. Нельзя сказать, что в этой ситуации

народ безмолвствовал. На Всесоюзном референдуме он высказал большинством

голосов за сохранение Союза. Весной 1991 г. правительства 13 союзных

республик подписали "Антикризисную программу совместных действий". Однако

у политических лидеров республик имелись свои планы. Б.Н.Ельцин добивался

полной независимости и суверенитета России. Л.М.Кравчук (Украина),

С.Н.Шушкевич (Белоруссия), С.Ниязов (Туркмения) не рисковали

противоречить Горбачеву и курс на суверенитет вели скрытно. Н.Назарбаев

(Казахстан), И.Каримов (Узбекистан) и А.Муталибов (Азербайджан) однозначно

высказывались за обновленную федерацию. Таким образом, действия

экономических и политических лидеров союзных республик были

разнонаправлены.

Процесс формирования обновленного Союза был прерван в августе 1991 г.

трагическими событиями в Москве, так называемым «делом ГКЧП». После провала

августовского путча судьба Союза была фактически предрешена. 23 августа

1991 г. деятельность компартии на территории России была приостановлена, а

в ноябре и вовсе запрещена.

Межнациональные отношения в СССР в 1985 - 1991 гг.

По мере развития перестройки все большее значение стали приобретать

национальные проблемы. Причем национальные противоречия и столкновения

зачастую искусственно раздувались политическими деятелями из различных

лагерей, которые пытались использовать напряженность для решения тех или

иных проблем.

С началом демократизации и восстановления исторической правды,

накопившееся за долгие годы напряжение разрядилось в стремительно

нараставших центробежных силах. Так, годовщина подписания советско-

германского пакта 1939 г. (впервые за многие годы оказавшегося в центре

внимания печати) стала поводом для массовых манифестаций 23 августа 1987 г.

в столицах трех Прибалтийских республик. Эти выступления положили начало

процессу, завершившемуся позднее провозглашением независимости этих

республик.

Связанная с национальными отношениями напряженность возникла почти во

всех республиках. Она затронула самые разные вопросы, от требований

признания государственного статуса национального языка (сформулированных

сначала в Прибалтийских республиках, затем на Украине, в Грузии, Молдавии,

Армении, а, в конечном счете, по мере расширения и углубления движения,

выдвинутых и в других республиках: РСФСР, Белоруссии, Азербайджане и

мусульманских республиках Средней Азии) до возвращения на историческую

родину депортированных народов.

Вставшие в центр внимания национальные проблемы привели к обострению

конфликтов между русскими «колонизаторами» и представителями «коренных»

национальностей (прежде всего в Казахстане и в Прибалтике) или между

соседними национальностями (грузины и абхазы, грузины и осетины, узбеки и

таджики, армяне и азербайджанцы и т.д.). Наиболее трагические формы принял

конфликт между армянами и азербайджанцами по поводу Нагорного Карабаха, в

1923 г. присоединенного к Азербайджану, несмотря на армянское большинство

его населения. В феврале 1988 г. армяне этой автономной области в составе

Азербайджана официально потребовали воссоединения с Арменией. Из-за

двусмысленной позиции союзного правительства и сопротивления руководства

Азербайджана конфликт обострился, а погром армян, учиненный азербайджанцами

в Сумгаите, стал прологом к настоящей войне между Арменией и Азербайджаном.

В 1989 г. и особенно в 1990-1991 гг. произошли кровопролитные

столкновения в Средней Азии (Фергана, Душанбе, Ош и целом ряде других

районов). Особенно пострадали национальные меньшинства, к которым

относилось и русскоязычное население. Районом интенсивных этнических

вооруженных конфликтов был Кавказ, прежде всего Южная Осетия и Абхазия. В

1990-1991 гг. в Южной Осетии, по существу, шла настоящая война, в которой

не применялись только тяжелая артиллерия, авиация и танки. Столкновения, в

том числе и с применением огнестрельного оружия, происходили и между

различными горскими народами.

Противостояние имело место также в Молдове, где население гагаузских и

приднестровских районов протестовало против ущемления их национальных прав

и в Прибалтике, где часть русскоязычного населения выступала против

руководства республик. Эти противостояния поддерживались и провоцировались

частью центрального руководства СССР и КПСС.

В Прибалтийских республиках, на Украине, в Грузии острые формы

принимает борьба за независимость, за выход из СССР. В начале 1990 г.,

после того как Литва провозгласила свою независимость, а переговоры о

Нагорном Карабахе зашли в тупик, стало очевидным, что центральная власть не

в состоянии использовать экономические связи в процессе радикального

пересмотра федеративных отношений, что было единственным способом

предупредить, или хотя бы приостановить распад Советского Союза.

Распад СССР. Образование Содружества Независимых Государств

Предпосылки распада СССР.

1) Глубокий социально-экономический кризис, охвативший всю страну.

Кризис привел к разрыву экономических связей, породил у республик

стремление "спасаться в одиночку".

2) Разрушение советской системы - резкое ослабление центра.

3) Распад КПСС.

4) Обострение межнациональных отношений. Национальные конфликты

подорвали государственное единство, став одной из причин разрушения союзной

государственности.

5) Республиканский сепаратизм и политическая амбициозность местных

лидеров.

Распад КПСС, цементирующей силы политической системы, всей союзной

государственности шел не только по идейной, но и по национальной линии:

а) конец 1989-1990 гг. - выход из КПСС прибалтийских компартий.

б) 1990 г. - создание КП РСФСР (в составе КПСС).

в) 1990-1991 гг. - многопартийность. В январе 1991 г. в Харькове

проходит Демократический конгресс (47 партий и движений из 12 республик),

который предложил выразить недоверие правительству и президенту,

бойкотировать референдум 17 марта и распустить СССР.

Ослабление власти советов - следующий этап ослабления центра.

Национальные конфликты - " разбегание" республик, парад суверенитетов:

а) 1988 г. - оппозиция в Прибалтике берет курс на выход из СССР.

"Саюдис" в Литве, фронты в Латвии и Эстонии (позднее они победят на

выборах).

б) 1988 г. - начало армяно-азербайджанского конфликта по поводу

принадлежности Нагорного Карабаха. Большие жертвы, свыше 800 тыс. беженцев.

Беспомощность союзных структур.

в) 1990 г. - республики принимают Декларацию о суверенитете (в том

числе и Россия), заявляют о преимуществе своих законов перед союзными.

Первой была Литва - 11 марта 1990 г. объявившая о суверенитете в нарушении

закона СССР о порядке выхода республик из СССР.

Демократическим путем удержать власть союзный центр уже не может и

прибегает к военной силе: Тбилиси - сентябрь 1989 г., Баку - январь 1990

г., Вильнюс и Рига - январь 1991 г., Москва - август 1991. Кроме того -

межнациональные конфликты в Средней Азии (1989-1990 гг.): Фергана, Душанбе,

Ош и др.

Последней каплей, подтолкнувшей партийно-государственное руководство

СССР к выступлению, была угроза подписания нового Союзного договора,

который был выработан в ходе переговоров представителей республик в Ново-

Огарево.

Новоогаревский процесс:

1990-1991 гг. - обсуждение нового Союзного договора (первый вариант:

широкие полномочия республик при сохранении единого государства).

17 марта 1991 - Всесоюзный референдум: 76,4 % голосовавших

высказываются за сохранение СССР.

23 апреля 1991 г. в Ново-Огарево состоялись переговоры Горбачева с

руководителями девяти союзных республик по вопросу о новом союзном

договоре. Все участники переговоров поддержали идею создания обновленного

Союза и подписания такого договора. Его проект предусматривал создание

Союза суверенных государств (ССГ), как демократической федерации

равноправных советских суверенных республик. Намечались перемены в

структуре органов власти и управления, принятие новой Конституции,

изменение избирательной системы. Подписание договора было назначено на 20

августа 1991 года.

Некоторые из республик отказались подписывать даже этот достаточно

либеральный договор и объявили о создании независимых государств (Литва,

Латвия, Эстония, Молдова, Грузия и Армения).

Августовский путч 1991 г. и его провал.

Август 1991 г. - Горбачев находился на отдыхе в Крыму. На 20 августа

было намечено подписание нового Союзного договора.

18 августа ряд высших должностных лиц СССР предлагают Горбачеву ввести

чрезвычайное положение на территории всей страны, но получают с его стороны

отказ.

Чтобы сорвать подписание Союзного договора и сохранить свои властные

полномочия, часть высшего партийно-государственного руководства попыталась

захватить власть. 19 августа в стране было введено чрезвычайное положение

(на 6 месяцев). На улицы Москвы и ряда других крупных городов были введены

войска.

Возглавил переворот Государственный комитет по чрезвычайному положению

(ГКЧП), который взял в свои руки всю полноту власти в стране (Янаев,

Павлов, Крючков, Пуго, Язов, Стародубцев и др.).

В обращении к стране говорилось о невозможности Горбачева - в связи с

состоянием здоровья - исполнять президентские обязанности. Было объявлено о

стремлении восстановить порядок в стране и предотвратить развал Союза.

Почти все центральные газеты, за исключением «Правды», «Известий»,

«Труда» и некоторых других, были запрещены, прекратили работу все каналы

Центрального телевидения, за исключением 1-й программы, и почти все

радиостанции. Деятельность всех партий, кроме КПСС, была приостановлена.

Основным политическим соперником ГКЧП было руководство РСФСР. Именно

против него и был направлен основной удар. Вокруг здания Верховного Совета

РСФСР («Белого дома») были сконцентрированы войска, которые должны были

занять здание, разогнать парламент и арестовать наиболее активных его

участников.

Но переворот не удался. Население страны в основном отказалось

поддерживать ГКЧП, армия же не захотела применять силу против своих

граждан. Уже 20 августа вокруг «Белого дома» выросли баррикады, на которых

находилось несколько десятков тысяч человек, а часть воинских подразделений

перешла на сторону обороняющихся. Сопротивление возглавил президент России

Б.Н.Ельцин. Действия ГКЧП весьма негативно были восприняты за рубежом,

откуда сразу прозвучали заявления о приостановке помощи СССР.

Переворот был крайне плохо организован, отсутствовало деятельное

оперативное руководство. Уже 22 августа он потерпел поражение, а сами члены

ГКЧП были арестованы. Министр внутренних дел Пуго застрелился.

Главной причиной провала государственного переворота являлась решимость

масс защитить свои политические свободы.

Заключительный этап распада СССР. (сентябрь - декабрь 1991 гг.).

Попытка государственного переворота резко ускорила распад СССР, привела

к утрате Горбачевым авторитета и власти, к заметному усилению популярности

Ельцина. Деятельность КПСС была приостановлена, а затем прекращена.

Горбачев оставил пост Генерального Секретаря ЦК КПСС и распустил ЦК. В

последовавшие за путчем дни 8 республик заявили о своей полной

независимости, а три Прибалтийские республики добились признания со стороны

СССР. Произошло резкое сокращение компетенции КГБ, было объявлено о его

реорганизации.

1 декабря 1991 г. более 80 % населения Украины высказалось за

независимость своей республики.

8 декабря 1991 г. - Беловежское соглашение (Ельцин, Кравчук, Шушкевич):

было заявлено о прекращении действия Союзного договора 1922 г. и об

окончании деятельности государственных структур бывшего Союза. Россия,

Украина и Белоруссия достигли договоренности о создании Содружества

Независимых Государств (СНГ). Три государства приглашали все бывшие

республики вступить в СНГ.

21 декабря 1991 г. - на встрече в Алма-Ате, куда, как и на предыдущую

встречу, Горбачев приглашен не был, к СНГ присоединились 8 республик. Была

принята Декларация о прекращении существования СССР и о принципах

деятельности СНГ. 25 декабря Горбачев объявил о сложении с себя функций

президента в связи с исчезновением государства. В 1994 г. в СНГ вошли

Азербайджан и Грузия.

15 мая 1992 г. в Ташкенте был подписан Договор о коллективной

безопасности стран-членов СНГ (его подписали 6 стран, позднее к договору

присоединились Белоруссия, Киргизия и Грузия).

В 1992 г. начался вывод российских войск из стран ближнего зарубежья:

Прибалтики, Грузии, Молдовы, Таджикистана и Армении. Вместе с тем военные

конфликты, разгоревшиеся в ряде республик бывшего СССР (Грузия, Молдова,

Таджикистан), вынудили российское руководство оставить на их территории

часть своих войск в качестве миротворческих сил.

После прихода в конце 1995 г. к руководству МИД РФ Е.М. Примакова

отношения России со странами СНГ стали более плодотворными. 29 марта 1996

г. между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией был подписан Договор

об урегулировании интеграции в экономической и гуманитарной областях. В мае

1997 г. Россия и Украина подписали Договор о дружбе, сотрудничестве и

партнерстве.

2 апреля 1996 г. в Москве был подписан «Договор об образовании

Сообщества Белоруссии и России», который предусматривал воссоздание в 1996-

1997 гг. единого экономического и финансового пространства. 2 апреля 1997

г. Сообщество было преобразовано в Союз России и Белоруссии, а 23 мая

подписан Устав Союза. 8 декабря 1999 г. был подписан «Договор о создании

союзного государства», который 22 декабря 1999 г. был принят

Государственной Думой и 2 января 2000 г. ратифицирован и.о. Президента

России В.В. Путиным.

За период существования СНГ подписано более 900 принципиальных

нормативно-правовых актов. Они касались единого рублевого пространства,

открытости границ, обороны, космоса, информационного обмена, безопасности,

таможенной политики и т.д. Руководители стран проводили регулярные встречи.

Однако интеграционные процессы имеют свои особенности и определенные

трудности. Начиная с середины 1999 г., руководство Грузии, Азербайджана и

Узбекистана государственные проблемы предпочитают решать путем расширения

сотрудничества с США и странами НАТО.

Основные проблемы СНГ:

а) Проблема экономического союза: в 1993 г. распалась единая рублевая

зона. Сокращается экспорт российской нефти в СНГ (страны СНГ должны России

около 9 млрд. $). Не удается в полном объеме восстановить экономические

связи.

б) Проблема новых границ.

в) Проблема соотечественников за рубежом.

г) Проблема военно-политической нестабильности в некоторых странах

(Таджикистан, Молдова, Грузия, Украина).

д) Гуманитарные проблемы (языковые и другие).

е) Российско-Украинские отношения: проблемы Черноморского флота, Крыма,

статуса Севастополя, долгов и т.д.

ж) Проблема расширения межгосударственных экономических связей.

Перспективы СНГ:

Тенденция к существенному углублению интеграции государств-членов СНГ,

Полное уважение суверенитета, принципов добровольности и взаимной выгоды.

Расширение межгосударственного сотрудничества в экономических,

политических, военных, научных, культурных и др. областях.

Внутриполитическое развитие России в 1991-2000 гг.

Государственный аппарат России в начале 90-х годов состоял из

двухступенчатой системы органов представительной власти - Съезда народных

депутатов и двухпалатного Верховного Совета. Глава исполнительной власти -

избранный всенародным голосованием президент Б.Н. Ельцин. Он же -

Главнокомандующий Вооруженными силами. Высшая судебная инстанция -

Конституционный суд РФ. Преобладающую роль в высших структурах власти

играли бывшие депутаты Верховного Совета СССР. Из их числа были назначены

советники президента - В. Шумейко и Ю. Яров, председатель Конституционного

суда В. Зорькин, многие главы администраций на местах.

Конституционный кризис. Курс на либерализацию экономики, продолжавшийся

экономический кризис и отсутствие социальных гарантий вызывали

неудовлетворенность и раздражение у значительной части населения.

Недовольство результатами реформ выражали многие должностные лица. В

декабре 1992 г. под давлением законодательной власти ушло в отставку

правительство Е.Т. Гайдара. Новым премьером Кабинета Министров РФ стал В.С.

Черномырдин, в течение многих лет находившийся на руководящей хозяйственной

работе. Но это не сняло напряженности в обществе и во взаимоотношениях

президента Б.Н. Ельцина и парламента. Отсутствие четкого разделения

обязанностей между законодательной и исполнительной ветвями власти вело к

обострению конфликта между ними. Многие члены депутатского корпуса

выступали за возвращение страны на путь прежнего политического развития и

за восстановление СССР. В декабре 1992 г. Б.Н. Ельцин в обращении к народу

заявил о превращении парламента в “реакционную силу”.

Противостояние властей особенно усилилось осенью 1993 г. К этому

времени президентом и его советниками был подготовлен проект новой

Конституции РФ. Однако депутаты парламента, стремясь ограничить всевластие

президента, откладывали ее принятие. 21 сентября 1993 г. Б.Н. Ельцин

объявил о роспуске представительных органов власти - Верховного Совета РФ и

Съезда народных депутатов. На 12 декабря 1993 г. были назначены выборы

нового парламента. Часть депутатов отказались признать законность действий

президента, оценив их как государственный переворот, и заявили об

отстранении его от власти. Обязанности президента России были возложены на

А.В.Руцкого.

В Москве силами оппозиции были организованы демонстрации, в ряде мест

возведены баррикады (2-3 октября). Была предпринята неудавшаяся попытка

штурма мэрии и Останкинского телецентра. В попытке изменить курс социально-

экономических реформ участвовали несколько десятков тысяч человек. В

столице было объявлено чрезвычайное положение, в город введены войска,

которые с помощью спецподразделений уже во второй половине дня 4 октября

штурмом овладели «Белым домом», арестовав главных зачинщиков нового путча

(Хасбулатова, Руцкого и др.).

Одержав верх, Президент приступил к ликвидации Советов по всей стране.

12 декабря 1993 г. был проведен референдум по новой Конституции РФ, проект

которой получил одобрение и вступил в действие. Вступившая в силу новая

Конституция резко расширяла полномочия президента и выводила правительство

из-под парламентского контроля.

Одновременно с референдумом состоялись выборы в новый орган

государственной власти - Федеральное собрание Российской Федерации,

состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы.

Правительственный блок «Выбор России» выступал под лозунгами либеральных

реформ в экономике и усиления президентской власти. Несмотря на

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.