бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Экзаменационные билеты

державами; ФРГ и странами Восточной Европы; СБСЕ; окончание Вьетнамской

войны и др.

Первые шаги на пути разрядки.

1) 1968 г. - Договор о нераспространении ядерного оружия

1971 г. - Договор о запрещении размещения ядерного оружия на дне морей,

океанов и в недрах.

СССР и США (улучшение отношений между ними внесло решающий вклад в

разрядку).

1. 70-е годы: возобновлены советско-американские встречи на высшем

уровне (1972,1974 гг. - визиты Никсона в Москву; 1973 г. - визит Брежнева в

США).

2. Договоры общего характера: "Основы взаимоотношений между СССР и

США"(1972 г.), "Соглашение о предотвращении ядерной войны", "Соглашение по

мирному использованию атомной энергии".

3. Снижение ядерного противостояния (ряд договоров, ставших важным

шагом человечества на пути к безопасности).

- договора по ограничению стратегических вооружений - ОСВ-1 (1972 г.),

ОСВ-2 (1979 г.) (в действие так и не вступил) - были установлены потолки

наращивания стратегических вооружений;

- Договор об ограничении подземных ядерных взрывов (не выше 150

килотонн) (1974 г.);

- Договор о ядерных взрывах в мирных целях и др.

Вьетнамская война.

Одним из наиболее крупных столкновений СССР и США была война во

Вьетнаме, где с 1966 по 1972 г. США использовал свои сухопутные и воздушные

силы. Количество Американских войск в Южном Вьетнаме - 550 000 (1968 г.).

1972 г. - переговоры Брежнева и Никсона в Москве. СССР добился

прекращения бомбардировок и войны в целом. 1976 г. - объединение Вьетнама.

В этот период происходит мирное урегулирование территориальных

вопросов в Европе. В начале 70-х гг. ФРГ заключила договоры с СССР,

Польшей, ГДР, Чехословакией, в которых признавалась нерушимость границ в

Европе, сложившихся после второй мировой войны. В сентябре 1971 г. на

основе четырехстороннего соглашения СССР, США, Великобритания и Франции

был урегулирован статус Западного Берлина.

Переход к новому этапу разрядки напряженности, основы этого периода,

заложило Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.) в

Хельсинки. Главы 35 государств (33 из Европы, а также США и Канады)

подписали Заключительный акт, основу которого составила Декларация,

содержавшая такие принципы мирного сосуществования государств, как

суверенное равенство государств, неприменение силы или угрозы силой,

нерушимость границ, территориальная целостность государств, мирное

урегулирование споров, невмешательство во внутренние дела, уважение прав

человека, равноправие народов, взаимовыгодное сотрудничество государств,

добросовестное выполнение обязательств по международному праву и др.

Последующие встречи участников СБСЕ стали называть Хельсинским процессом,

или движением СБСЕ. СССР расценил Хельсинки как свою крупную победу.

Деятельность СССР по реализации Программы мира повысила авторитет

советского государства. К сожалению, советской дипломатии был присущ и ряд

недостатков: дефицит открытости и гласности; необоснованная секретность

о наличии химического оружия в СССР; отстаивание принципа самоконтроля за

вооружением.

СССР и страны социализма.

Взаимоотношения СССР с социалистическими странами имели как успехи,

так и недостатки. Несомненными успехами стали:

а) Экономическое сотрудничество в рамках СЭВ, развитие интеграционных

процессов, особенно в топливно-сырьевой и энергетической сфере

(газопроводы "Дружба", "Союз", "Ямбург"; энергосистема "Мир"). В 1971 г.

СЭВом была принята комплексная программа углубления сотрудничества,

рассчитанная на 15-20 лет. Реально она осуществлялась 10 лет, с 1976 по

1985 г., после чего была прекращена.

б) Интернациональная помощь Вьетнаму от агрессии США.

в) Прорыв экономической и дипломатической изоляции Кубы.

г) Всеобщее признание суверенитета ГДР и прием ее в члены ООН.

д) Активное сотрудничество в рамках ОВД. Практически ежегодно в 70 - 80-

е гг. проводились общие военные маневры на территории ряда стран, в

основном СССР, Польши и ГДР. С 1969 г. в рамках ОВД действовал Политический

консультативный Комитет министров обороны.

Наряду с социалистическими странами, которые входили в ОВД и СЭВ,

существовали социалистические государства, проводившие независимый

внешнеполитический курс. С одними СССР поддерживал добрососедские

отношения, с другими находился в конфронтации. Дружескими были связи с

Югославией (политика сдержанного благожелательства). Промежуточную позицию

между Югославией и другими социалистическими странами занимала Румыния.

Руководство страны во главе с Чаушеску пыталось проводить независимый

внешнеполитический курс, однако в целом как внутренняя, так и внешняя

политика государства соответствовала принципам социализма, поэтому

советское руководство мирилось с румынской «самостоятельностью».

Однако в отношениях с социалистическими странами имелись и недостатки:

а) Парадность и разговорный уровень решения проблем на многих

встречах руководителей.

б) Ввод войск СССР, ГДР, Польши, Венгрии и Болгарии (1968 г.) в

Чехословакию, для подавления «контрреволюции».

в) Экономическая, политическая и военная помощь польскому руководству с

целью подавления антиправительственных выступлений в начале 80-х гг.

г) Разногласия между СССР и КНР дошедшие до вооруженных конфликтов на

границе в 1969 г.

д) Противоречия в отношениях СССР с его союзниками по ОВД в конце 70-х

- начале 80-х гг.

В государствах Восточной Европы усилилось стремление освободиться от

опеки со стороны СССР, добиться самостоятельности в проведении внутренней и

внешней политики.

Взаимоотношения СССР и развивающихся стран в годы "застоя" были

наиболее деформированными. Всесторонняя помощь СССР 45 бывшим зависимым

странам осуществлялась, в основном, на безвозмездной основе. Хотя наша

страна и не участвовала в их колониальном ограблении, негативное здесь

заключалось в следующем: идеологизированность, поддержка режимов,

заявляющих о социалистической ориентации; недооценка уровня развития этих

стран; использование военной силы в стремлении удержать страны третьего

мира в сфере социалистического лагеря. Крупным просчетом советского

руководства стал ввод войск в Афганистан в 1979 г., приведший к мировой

изоляции СССР.

С конца 70-х гг. начался невиданный виток гонки вооружений.

1. 1979-1980 годы - попытки США развернуть в Западной Европе

нейтронное оружие.

2. 1983-1984 годы - США размещают на территории ФРГ, Англии, Италии

крылатые ракеты среднего радиуса действия.

3. 1984 год - СССР размещает в ГДР и ЧССР ядерные ракеты среднего

радиуса (СС-20), наращивает танковые части в Европе, развертывает

строительство авианосцев.

На смену разрядки опять пришла гонка вооружений. Основными причинами

являлись:

Во-первых, идеологические стереотипы и догматизм мышления политиков

всех стран. Об этом свидетельствовали следующие факты: а) стратегическая

концепция "ядерного сдерживания", лежавшая в основе политики стран

Запада; б) утверждение советского руководства о том, что мирное

сосуществование является "специфической формой классовой борьбы"; в)

понимание безопасности, как наращивания военной силы и вооружений и т.д.

Во-вторых, решение о вводе советских войск в Афганистан в декабре 1979

г. В этой необъявленной 9-летней войне погибло 15 тыс. советских солдат,

35 тыс. было ранено. Во всем мире это событие расценили как открытую

агрессию. Чрезвычайная сессия Генеральной Ассамблеи ООН почти в полном

составе осудила действия СССР. Афганские события резко понизили авторитет

СССР, привели к серьезному сужению его внешнеполитической деятельности.

В-третьих, решение советского руководства о размещении ракет средней

дальности в Европе.

В итоге страна оказалась втянутой в изнурительную гонку вооружений.

Об агрессивности внешней политики США свидетельствовало следующее:

1. Агрессивная направленность всех военных доктрин и политики США за

1965-1985 гг. Американский атомный шантаж имел место в 1968 г. против

Вьетнама, в 1980 г. против Ирана. С 1961 по 1965 гг. ЦРУ США осуществило

около тысячи тайных операций против неугодных американскому руководству

деятелей и законных правительств.

2. Превышающий инфляцию рост военного бюджета США. С 1960 по 1985

г. военный бюджет США возрос с 41,6 до 292,9 млрд. долл., т.е. более чем в

7 раз. Это официальные цифры. Фактически военные расходы США были в 1,5

раза больше. Они не учитывали расходы: по министерству энергетики (ядерные

взрывы, лазеры и т.д.); военные программы НАСА, "звездные войны";

военную помощь другим странам.

3. Не утихающая гонка вооружений.

4. Идеологическая подрывная деятельность против стран социалистического

лагеря, которая достигла уровня "психологической войны".

5. Укрепление существующих и создание новых военных блоков и баз:

- 1966 г. - АЗПАК (Азиатско-Тихоокеанский совет);

- 1971 г. - АНЗЮК (Тихоокеанская военная группировка).

- На территории 34 стран было 400 военных объектов США, из них 100

баз - вокруг СССР.

6. Разжигание существующих и создание новых очагов международной

напряженности. За рассматриваемый период США осуществили интервенции: 1964-

1973 гг. - Индокитай; 1980 г. - Никарагуа; 1980 г. - Иран; 1981-1986 гг.

- Ливия; 1982-1984 гг. - Ливан; 1983 г. - Гренада.

Международное положение СССР в первой половине 80-х гг. резко

ухудшилось. Активные попытки его преодоления были предприняты лишь во

второй половине 80-х гг., с приходом к власти М.С.Горбачева.

Социальная и духовная жизнь в СССР

в 1965 - 1985-х гг.

Социальные отношения. Социальная структура советского общества: рабочий

класс и служащие, колхозное крестьянство, интеллигенция, партийно-

государственная бюрократия. Межнациональные отношения: расцвет и сближение

наций (официальная точка зрения), реально - зрели серьезные национальные

противоречия и конфликты. Социальные гарантии: бесплатное образование,

бесплатное здравоохранение, социальное обеспечение, общественные фонды

потребления. Достаточно высокий уровень жизни населения. Показатели: рост

продолжительности жизни, снижение заболеваемости, устойчивая рождаемость.

Негативные тенденции: ножницы между денежными доходами и их товарным

обеспечением, появление дефицита, рост социальной дифференциации

(привилегии, нетрудовые доходы), рост иждивенчества, преступности,

пьянства, массовость мелких хищений.

Духовная и общественная жизнь страны в 70-х - начале 80-х гг.

характеризуется:

Свертыванием либеральных начинаний хрущевской поры.

Идеологизацией науки и культуры.

3. Твердым партийным руководством общественным и культурным процессом,

жесткой официальной линией.

4. Бюрократизацией духовной жизни страны (созданием всевозможных

комитетов, комиссий, всеобъемлющим контролем, усилением цензуры).

5. Административным, идеологическим и уголовным преследованием

инакомыслящих.

6. Ограничением на знакомство с западной культурой.

7. Усилением идеологического и административного диктата над всеми

сферами общественной жизни и контролем за «умами людей».

8. Жесткой регламентацией тематики в развитии культурной жизни страны.

Диссидентское движение (общественно-политическая и духовная

оппозиция) - развернулось в 70-е гг. Диссиденты - лица, не согласные с

режимом и открыто выступавшие против попрания гражданских свобод;

приверженцы принципа самоценности человеческой личности.

1. Цели движения: борьба с существующим строем (одни боролись только с

коммунизмом, другие же и с советской государственностью, ставя задачу

разрушения СССР).

2. Методы: антикоммунистическая и антисоветская пропаганда; организация

демонстраций под правозащитными лозунгами, пресс конференций, кружков и

групп; обращения в адрес руководителей страны и судебные инстанции в защиту

прав тех или иных лиц; издательская деятельность ("самиздат" и "тамиздат")

и т.д. Так в 1966 г. группа либерально настроенной интеллигенции -

художники, писатели, музыканты - обратилась с открытым письмом к Брежневу.

В письме речь шла о появлении опасности реабилитации Сталина и о

недопустимости возрождения неосталинизма. В 1968 г. участники

правозащитного движения организовали демонстрации протеста в связи с

вторжением войск СССР и других стран ОВД в Чехословакию. В середине 70-х

гг. диссиденты организовали в Москве группу содействия выполнению

хельсинских соглашений.

3. Классификация движения:

а) либерально-демократическое течение (правозащитники: Даниэль,

Синявский, Сахаров и др.);

б) патриотическая (русская) оппозиция: Солженицын;

в) религиозная оппозиция;

г) националистическая оппозиция (Прибалтика, Западная Украина,

Закавказье);

д) молодежная оппозиция.

4. Действия диссидентов расценивались руководством страны как «вредные»

и «враждебные». Карательные меры государства в отношении диссидентов:

ссылка (Сахаров); заключение в тюрьмы (Даниэль, Синявский, Григоренко и

др.), психбольницы (Шемякин); высылка за границу и лишение гражданства

(Вишневская, Бродский, Войнович, Владимиров, Любимов, Тарковский,

Неизвестный, Солженицын, Ростропович и др.). Преследованиям подвергались

сотни деятелей культуры, науки, искусства, осмелившихся мыслить неугодным

«системе» образом и так или иначе проявлявших свои взгляды.

5.Значение движения: диссидентское движение сыграло определенную роль в

расшатывании режима, в пробуждении сознания народа.

Все эти формы протеста получат признание и расцветут в период

«гласности».

Попытки преодоления кризиса в СССР и перестройки

Советского общества в 1985 - 1991 гг.

Процессу начала перемен в СССР послужила долголетняя

разбалансированность советского хозяйства по основным пропорциям (группам

"А" и "Б"), между потреблением и накоплением, доходами и материальными

ресурсами и т.д., что в конечном счете привело к ухудшению экономической

ситуации в стране. До середины 80-х годов этой разбалансированности не

придавалось должного экономического значения, поскольку командно-

административная система «амортизировала» ее отрицательные последствия

путем поддержания низкой заработной платы основной части населения, жестким

контролем над ценами, проведением денежных реформ, реализацией

практически замороженных займов, распродажей нефтяных, газовых и других

богатств страны и т.д. Это привело к созданию условий снижения темпов

социально-экономического развития советского государства. Отрыв от наиболее

развитых стран мира в повышении эффективности производства и качества

продукции, в научно-техническом развитии, в производстве и освоении

современной техники и технологии стал увеличиваться.

Инерция экстенсивного роста тянула в экономический тупик, к застою в

развитии. Дефицит внутреннего рынка СССР покрывался импортом, приобретенным

за "нефтедоллары". Валютная выручка от продажи топливно-энергетических и

сырьевых товаров использовалась в основном на решение текущих задач, а не

на модернизацию экономики, преодоление ее технического отставания.

Застойные явления в экономике отражались на всех сторонах жизни общества,

прежде всего на социальной сфере. Заметно пошатнулись в обществе идейные и

нравственные ценности.

Политическую жизнь страны первой половины 80-х годов лихорадила частая

смена высшего руководства: Ю.В.Андропов (июнь 1983 г. – февраль 1984 г.),

К.У.Черненко (апрель 1984 г. – март 1985 г.). В марте 1985 г. руководящие

посты в государстве были перераспределены. Генеральным Секретарем ЦК КПСС

стал М.С. Горбачев. Это означало, что часть партаппарата стремилась к

переменам.

Хотя и принято считать началом перестройки апрельский (1985 г.) Пленум

ЦК КПСС, как об этом заявлял М.С.Горбачев, однако в повестке дня Пленума

стоял вопрос лишь об ускорении социально-экономического развития страны.

Считалось, что большинство проблем можно решить путем преодоления темпов

снижение экономических развития и усовершенствования структуры управления

народным хозяйством. Реформа, предложенная Горбачевым, началась под

лозунгами «ускорение»,«перестройка», «гласность».

Под понятием ускорение понималось повышение темпов экономического роста

(не ниже 4% в год), активная социальная политика (продовольственная,

жилищная и т.д.).

Ход ускорения: приоритетное развитие тяжелой промышленность и

машиностроения; решение проблемы капитальных вложений; опора на энтузиазм

трудящихся и систему соревнования; укрепление трудовой и производственной

дисциплины;

Провал курса: неудавшиеся кампании: борьба с пьянством и борьба с

нетрудовыми доходами. Не оправдала себя и ставка на энтузиазм, которая не

была подкреплена научно-техническим прогрессом. Мало эффективные

капитальные вложения и социально-экономические преобразования.

Чернобыльская трагедия стала мрачным символом катастрофы, надвигавшейся на

советское государство.

Перестройка (1987 - 1991 гг.) – это радикальные преобразования во всех

сферах общественной жизни советского общества, охватывавшие экономику,

государственное устройство, внутреннюю и внешнюю политику, а также культуру

и духовную жизнь. Автор этой концепции академик Л.Абалкин.

1). Составные звенья концепции перестройки и этапы ее осуществления. В

начале (1987-1988 гг.) - радикальная экономическая реформа, затем к ней

подключаются реформа политической системы, далее курс на обновление

идеологии.

2). Состояние экономики: снижение объемов производства, инфляция,

бюджетный дефицит, падение производственной дисциплины, дисбаланс денежной

массы и товарного покрытия (кризисы спроса: сахарный, табачный, водочный,

чайный и др.).

3). Начало перестройки в области экономики (1987-1989 гг.). Первым

шагом к рыночной экономике стал Закон о государственном предприятии

(объединении), представивший значительные права предприятиям и трудовым

коллективам (1987 г.). Начали создаваться совместные предприятия (первое -

май 1987 г. - советско-венгерское). Предполагалась перестройка центрального

аппарата управления (министерств и ведомств). Трудовые коллективы получили

право выбирать руководителей и контролировать деятельность администрации.

Приняты законы о кооперации, об индивидуальной трудовой деятельности (1988

г.). В 1990 г. более 7 млн. граждан были заняты в развивающемся

кооперативном секторе, 1 млн. получили патенты на индивидуальную трудовую

деятельность.

Вместе с тем, до 1990 г. государство продолжало устанавливать план,

определять номенклатуру продукции, уровень цен и налогообложения. Рынок не

работал. Частная инициатива сталкивалась с финансовыми, правовыми,

снабженческими, психологическими трудностями.

Преобразования (с 1989 г.) в аграрном секторе: роспуск госагропрома

(отказ от сверхцентрализации управления), свертывание борьбы с личным

подсобным хозяйством, курс на многоукладность в аграрном секторе (равенство

всех форм хозяйствования).

Экономические реформы «ускорения» не дали положительных результатов.

Они были недостаточно радикальны и не затрагивали самые болезненные

проблемы (цены, кредит, снабжение). Перестройка привела к резкому падению

жизненного уровня и сопротивлению не только бюрократического аппарата, но и

значительной части населения.

Курс на ускорение был отвергнут и провозглашена программа перехода к

рыночной экономике (1989-1991 гг.). Были выработаны две модели: Первая -

сочетание плана и рынка (Л.Абалкин-Н.Рыжков), была изложена в постановлении

ВС СССР О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике (июнь 1990

г.). Вторая - альтернативная программа - 500 дней. Она предполагала

создание основы рынка, поэтапной приватизации производства, формирования

частной собственности, сбалансирования финансов (Явлинский, Шаталин);

Третья - попытка объединить программы (Горбачев).

На этапе перехода к рыночной экономике было издано более 100 законов:

об основах экономических отношений в СССР, о собственности, о предприятиях

в СССР и др.. Однако многие из них не работали. Положение экономики

становилось все более угрожающим. Если в 1988 г. рост национального дохода

составил 4.4%, то в 1990 г. его сокращение достигло 10%. Обстановка в

стране ухудшалась, нарастал товарный дефицит, падала платежеспособность

рубля, усиливался «черный рынок».

Нарастала волна забастовок и протестов, в авангарде которых были

шахтеры. В декабре 1990 г. правительство СССР во главе с Н.И.Рыжковым

подает в отставку. Новый председатель Совмина В.С.Павлов предпринял попытку

оживить финансовую систему через повышение цен в 2-10 раз с частичной

компенсацией убытков. В 1991 г. в стране началась новая волна забастовок. В

их авангарде снова оказались шахтеры, требованием которых была отставка

президента СССР. В то время, как союзное руководство утрачивало поддержку

народа, Б.Н.Ельцин выступал с популистскими обещаниями провести реформы не

за счет народа, а во благо советских граждан.

Политическое развитие.

В 1988 г. руководство страны пришло к выводу, что экономическое

развитие страны удерживает политическая система. Одной из основных

предпосылок широкомасштабных политических преобразований явилось обсуждение

новой редакции программы КПСС и ее принятие на 27 съезде компартии (1986

г.). Коммунистическая идеология в партии и обществе постепенно стала

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.