|
Экзаменационные билетыII значило передать инициативу в руки Пруссии. Поэтому, в августе 1772 года в Петербурге был подписан первый договор о разделе Польши между тремя государствами. К России отошла часть белорусских и украинских земель, к Австрии - Галиция с крупным торговым городом Львовом, к Пруссии - Поморье и часть Великой Польши. Второму разделу Польши предшествовало нарастание в связи с революцией во Франции революционных настроений в Европе и, в частности, в Польше. В 1791 году там была введена конституция, которая, несмотря на ряд недостатков, была прогрессивной, укрепила польскую государственность, что противоречило интересам России, Пруссии и Австрии. В 1793 году Россия и Пруссия совершили второй раздел: Россия получила центральную часть Белоруссии и Правобережную Украину; Пруссия - коренные польские земли Гданьск, Торунь, Познань. Австрия не получила своей доли по второму разделу. Конституция 1791 года была отменена. Второй раздел практически поставил страну в полную зависимость от Пруссии и России. Патриотические силы общества в марте 1794 года подняли восстание. Движение возглавил один из героев войны за независимость Северной Америки Т.Костюшко. После нескольких побед, одержанных повстанцами, значительная часть русских войск покинула пределы Польши. Т.Костюшко обещал уничтожить крепостную зависимость, уменьшить повинности. Это привлекло в его армию значительную часть крестьянства. Однако, чёткой программы действий не было, энтузиазма восставших на долго не хватило. Осенью 1794 года русские войска, предводимые А.В.Суворовым, взяли штурмом Прагу (предместье Варшавы). В ноябре 1794 года восстание было подавлено. Следствием этих событий стал третий раздел Польши в октябре 1795 года. К России отошли Западная Белоруссия, Литва, Волынь и Курляндия. К Пруссии - центральная часть с Варшавой, Австрия захватила южную часть Польши. Речь Посполитая перестала существовать как самостоятельное государство. Культура России в XVIII веке. На развитие России в первой половине XVIII века огромное влияние оказали реформы Петра I в области образования, науки, а также вводимая им европеизация быта и открытость русского общества для усвоения европейской культуры. Глубокий практицизм, характеризовавший всю деятельность Петра I, отличал и его политику в области просвещения и науки. Подготовка специалистов велась как за границей, так и на родине. В провинции начальное образование осуществлялось в трёх типах школ: 46 епархиальных, готовящих священнослужителей; 42 цифирных - для подготовки местных мелких чиновников; гарнизонные школы - для обучения солдатских детей. Помимо этого в Москве (1703-1715 годы) работала особая общеобразовательная школа - "гимназия" пастора Э.Глюка, в которой обучали, в основном, иностранным языкам. Военных специалистов готовили Навигацкое, Артиллерийское, Инженерное, Морское и Медицинское училища. Кроме перевода иностранных, создавались собственные учебники. Наибольшее распространение получили грамматика Смотрицкого, "Арифметика" Магницкого. В создании новых учебников и учебных пособий большой вклад внесли Ф.П.Поликарпов, Г.Г.Скорняков-Писарев, Ф.Прокопович и другие. Одновременно с реформой в сфере образования в первой четверти XVIII века бурное развитие получило издательское дело. В 1708 году Пётр I ввёл вместо церковнославянского новый гражданский шрифт. Для печатания светской учебной, научной и специальной литературы, а также законодательных актов были созданы новые типографии в Москве, Петербурге и других городах, выпустившие в свет за годы правления Петра свыше 600 наименований книг и других изданий (в том числе немало переводов). Развитие книгопечатания повлекло за собой начало организованной книготорговли, а в 1714 году в Петербурге была открыта государственная библиотека, заложившая основу Библиотеки Академии наук. С декабря 1702 года стало выходить первое в России периодическое издание - газета "Ведомости". Широкий размах приобрели географические и геологические изыскания. Большими успехами была отмечена деятельность русских изобретателей (М.Сердюков, Я.Батищев, И.Беляев, Е.Никонов, А.Нартов и другие). По инициативе Петра I в России было положено начало собиранию научных коллекций и организовывалось отечественное музееведение. В 1719 году для всеобщего обозрения была открыта Кунсткамера, собрание "раритетов", которое послужило основой для коллекций будущих музеев - Эрмитажа, Артиллерийского, Военно-Морского и других. Итогом достижений петровского времени в области науки и образования стало создание (по указу от 28 января 1724 года) в Петербурге Академии наук, открытой уже после смерти Петра I в 1725 году. Академия наук создавалась не только как общенациональный научный центр, но и как база для подготовки научных кадров. При ней были открыты университет и гимназия. Важнейшие социально-экономические и политические сдвиги в жизни России в петровскую эпоху нашли отражение в литературе и публицистике. В 1717 году в Петербурге вышло в свет "Рассуждение..." о причинах войны со Швецией, представляющее собой первый в российской истории дипломатический трактат о внешнеполитических приоритетах страны. Экономическая публицистика была представлена работами выдающегося учёного-самородка И.Т.Посошкова, и прежде всего его наиболее известной работой "Книга о скудости и богатстве". Блестящим писателем, оратором и общественным деятелем эпохи Петра был идеолог церковной реформы Феофан Прокопович. Им был разработан "Духовный регламент" и важный политический трактат "Правда воли монаршей". Другим видным церковным деятелем был Стефан Яворский. Его литературная деятельность отмечена крупными религиозными трактатами "Знамение пришествия антихристова" и "Камень веры", направленные против протестантизма. Ко времени Петра I относятся попытки создания публичных театров в Москве и Петербурге, где ставились пьесы на исторические темы и комедии. В области изобразительного искусства в первой четверти XVIII века активное развитие получает светская живопись, особенно портретная. Выдающимися портретистами того времени были И.Н.Никитин, А.М.Матвеев, а среди мастеров гравюры - И.Адольский. Новым явлением в русской культуре стало распространение скульптурных композиций, что особенно ярко выразилось в создание дворцово-парковых ансамблей - например, оформление Большого каскада Петергофского дворца (архитектор Ж.Б.Леблон). В петровскую эпоху в градостроительстве осуществляется переход к регулярной застройке городов, созданию крупных архитектурных ансамблей - в основном гражданского, а не культового значения. Наиболее ярким примером этого является строительство Петербурга. Замечательными памятниками архитектуры стали комплекс зданий и сооружений Петропавловской крепости, Летний дворец Петра I (архитектор Д.Трезини), здание Двенадцати коллегий, Адмиралтейство и другие. Петровские преобразования в сфере культуры, быта и нравов носили ярко выраженный политический характер, вводились зачастую насильственными методами. Во главу угла этих реформ были поставлены интересы государства, которое строилось по жёсткому плану монаршей воли. Чисто внешние атрибуты петровской эпохи, проявившиеся в декретивном введении европейских обычаев и нравов, в отрыве от вековых традиций русской культуры должны были подчёркивать принципиальное отличие созданной за четверть века Российской империи - великого государства европейского типа. Культурная жизнь России второй половины XVIII века пронизана идеями Просвещения - французской идеологии "царства разума", придававшей большое значение распространению образования и науки. В России крупнейшим деятелем Просвещения был писатель и журналист Н.И.Новиков (1744-1818 годы), занимавшийся также издательской деятельностью. Его сатирические журналы "Трутень" и "Живописец" (1769-1773 годы) бичевали пороки, вызванные самодержавным деспотизмом и крепостничеством: его мысль "крестьяне такие же люди, как дворяне" была открытием для России XVIII века. В развитии образования прослеживались две тенденции: во-первых расширение сети учебных заведений (появление в 1786 году "Устава народных училищ" привело к увеличению народных школ с 8 до 288, а количества учеников - с 518 до 22220 человек); во-вторых, закрепление принципа сословности образования (рост числа дворянских учебных заведений). Число кадетских корпусов увеличивается до 5, возникает новый тип учебного заведения - благородный пансион. Большую роль в распространении образования играл И.И.Бецкий, сторонник воспитания детей в изоляции от родителей (во избежании дурного влияния). Благодаря деятельности Бецкого в Москве появился Воспитательный дом для незаконно рожденных и подкидышей, коммерческое училище для купечества, в Санкт-Петербурге - Смольный институт для благородных девиц с мещанским отделением для недворянок. Христианские миссионеры открывали школы для народов Поволжья и Сибири. Главным центром научной деятельности оставалась Академия наук; в 1755 году к ней прибавился Московский университет, в 1773 году Горное училище в Петербурге, в 1783 году - Российская академия, занимавшаяся изучением русского языка и грамматики. Выдающуюся роль в развитии отечественной науки сыграл М.В.Ломоносов - естествоиспытатель мирового значения, поэт- просветитель, художник, историк. Ломоносов открыл закон сохранения материи, выдвинул учение о цвете, исследовал электричество и силу тяжести, открыл атмосферу на Венере, описал строение Земли и т.д. Взлёт технической мысли связан с именем И.И.Ползунова, изобретателя универсальной паровой машины, работавшей на Уральском заводе и механика- изобретателя И.П.Кулибина, удивлявшего Петербург "самобеглой коляской", протезами для инвалидов, лифтом, прожектором, проектом одноарочного деревянного моста через Неву длиной 298 метров. В литературе XVIII века доживает свой век русское средневековье и происходит становление новой, ориентированной на западную жанровую систему поэзии, драматургии и прозы. Отсюда многообразие литературных жанров: и сатира, и политическая публицистика, и философская поэзия, романы и богословские трактаты. Основным направлением в литературе становится классицизм в виде од, трагедий, похвальных слов. Наиболее ярко это проявилось в творчестве А.П.Сумарокова, перу которого принадлежат комедии и трагедии, выполняющие воспитательные функции. Н.М.Карамзин - писатель, историк, автор "Истории Государства Российского", основоположник русского сентиментализма. В своих произведениях "Письма русского путешественника", "Бедная Лиза" Карамзин изображает русских крестьян в чувственно-сентиментальном духе, в образе пастухов и пастушек, а помещика - заботливым отцом своих крестьян. Г.Р.Державин был крупнейшим поэтом конца XVIII века. Его волновали и красоты окружающего мира, и философские проблемы человеческого существования, и общественно-политические проблемы. Д.И.Фонвизин - русский писатель, создатель социальной комедии. Он одним из первых начал разоблачать миф о "философе на троне", обличать тупость, невежество русского дворянства. В комедиях "Бригадир" и "Недоросль" воспроизвёл яркую картину быта помещиков, сделав упор на наиболее неприглядные стороны их жизни. С именем А.Н.Радищева связано формирование революционной идеологии, направленной на уничтожение самодержавно-крепостнического строя насильственным путём. Наиболее известное его произведение - книга "Путешествие из Петербурга в Москву", написанная в 1784-1789 годах в форме путевых заметок. С симпатией представлены в "Путешествии" образы крестьян, отталкивающими чертами наделены помещики, относящиеся к крестьянам как к рабочему скоту. Самодержавию он противопоставляет республиканское народное правление, выдвигает идею "совершенного уничтожения рабства" народным восстанием и "наделением крестьян землёй". Екатерина назвала Радищева "бунтовщиком хуже Пугачёва", увидела в нём распространителя "заразы французской". По её приказу Радищев был арестован и приговорён к смерти, которую заменили 10-летней ссылкой в Илим. В архитектуре стиль барокко (Зимний дворец и Смольный монастырь Растрелли в Петербурге, его же Большой дворец в Петергофе, Екатерининский дворец в Царском селе, Андреевская церковь в Киеве) во второй половине XVIII века сменяется классицизмом, использовавшим античное наследие. Величайшим мастером русского классицизма, чьи работы способствовали признанию русского зодчества в Европе, был В.И.Баженов. Он построил Пашков дом в Москве, Михайловский замок в Петербурге. Наиболее ярким выразителем московской школы зодчества был М.Ф.Казаков. Самые известные его работы - Кремлёвский сенат, старый Московский университет, Колонный зал Благородного собрания. Во второй половине XVIII века начинается расцвет русской скульптуры. Э.Фальконе в памятнике Петру I на Сенатской площади выразил своё понимание личности Петра в истории России. Наивысшие достижения в жанре скульптурного портрета связаны с именем Ф.Шубина (портреты Д.Голицина, Павла I, М.Ломоносова, З.Чернышова). Расцвет русской портретной живописи связан с именами Ф.С.Рокотова, Д.Г.Левицкого, В.Боровиковского. Ярославский купец Ф.Волков стал создателем первого русского публичного постоянного профессионального театра (1756 г.). Внутренняя и внешняя политика Павла I. Внутренняя и внешняя политика вступившего на престол после смерти Екатерины II (1796 год) Павла I (1796-1801 годы) отличалась противоречивостью и непредсказуемостью. Но эта противоречивость никак не влияла на основы существующего строя - сохранение самодержавия и крепостного права. Наоборот, они ещё больше укрепились в его недолгое правление. При жизни Екатерины Павел находился по отношению к ней в определённой оппозиции, ненавидя свою мать. Его двор в Гатчине постоянно противопоставлялся Петербургскому императорскому двору, отличавшемуся роскошью и праздной великосветской жизнью. В гатчинском дворе царила почти аскетическая военная обстановка, он напоминал скорее военный лагерь. Павел, убеждённый сторонник Пруссии и её военных порядков, строил свой быт по прусскому военному образцу. Вступив на престол, он постарался превратить в некое подобие гатчинского лагеря всю Россию. Реакционность была доминирующей чертой его внутриполитического курса. Он ненавидел Французскую революцию и боролся в России с любой передовой общественной мыслью всеми доступными ему способами. В Россию был запрещён ввоз иностранных книг. Павел ввёл в армии прусскую воинскую систему, одел армию и даже чиновничество в прусскую одежду. В столице был установлен казарменный порядок. Вводились суровые наказания за взятки, воровство. На деле это дало лишь ужесточение полицейского надзора. Павел приказал освободить всех политических заключённых, арестованных при Екатерине II: вышли на свободу Н.И.Новиков, А.Н.Радищев, Т.Костюшко и многие жертвы Тайной канцелярии, но в то же время можно было угодить за решётку, нарушив регламент повседневной жизни. Важное место в законодательстве Павла I заняла новая система престолонаследия. В апреле 1797 года он "Актом о порядке престолонаследия" и "Учреждением об императорской фамилии" восстановил принцип наследования престола только по мужской линии. Женщины могли получать это право лишь в случаях пресечения всех мужских линий династии. Неожиданный поворот политика Павла I приняла в отношении дворянского сословия. Его "золотой век" и екатерининские вольности кончились. Дворянство ставилось под жёсткий контроль администрации, отменялись губернские дворянские собрания, за уголовные преступления разрешено было подвергать дворян телесным наказаниям. Он потребовал возвращения дворян из долгосрочных отпусков в полки, а те, кто не подчинялся этому приказу, были уволены из армии. Кроме того, дворяне были обложены почти двухмиллионным сбором. Но Павел не покушался на основу основ - дворянское землевладение и крепостное право. За четыре года его правления он раздал дворянам свыше 500 тысяч государственных крестьян (Екатерина II за 34 года - 850 тысяч). Правление Павла I началось в обстановке крестьянских волнений в стране, охвативших 32 губернии. Они были подавлены военной силой. Противоречивостью отличалась и внешняя политика Павла I. Ярый враг Франции, он в 1798 году вступает в войну против неё. Весной 1799 года русская армия под командованием Суворова появляется в Северной Италии. В апреле победа при реке Адде открыла ему путь на Милан и Турин, вынудила французов отвести свои войска. По мнению русского командования, задача в Италии была выполнена и следовало перенести военные действия на Рейн и территорию Франции. Однако Австрия, боясь освободительного антиавстрийского движения итальянцев, настаивает на переводе русских войск в Швейцарию. Там Суворов должен был продолжить войну с французами вместе с австрийскими войсками. Он совершает беспримерный по героизму переход с боями через Альпы в Швейцарию, но к тому времени австрийцы были разбиты. Суворов, пробиваясь сквозь французские заслоны, одерживая победу за победой, выводит свою армию из французского окружения. Одновременно с деятельностью Суворова русский флот под командованием Ушакова победоносно ведёт боевые действия на море: он взял штурмом мощнейшую крепость на острове Корфу, с боями освободил Неаполь. Затем русские моряки вступили в Рим. Но в конце 1799 года Россия прекратила войну. Антифранцузская коалиция (Россия, Австрия, Турция, Англия и Неаполитанское королевство) распалась. Наполеон пошёл на перемирие с Павлом I. Их переговоры закончились разработкой плана совместных действий против Англии. В январе 1801 года Павел внезапным приказом отправил в поход против английских владений в Индии 40 полков донских казаков. Павел подготовил декрет, запрещающий торговлю с Англией, что грозило огромными убытками для страны. Антианглийская политика императора послужила последним толчком для организации заговора придворной аристократией. В государственном перевороте 11 марта 1801 года, повлекшем убийство Павла I, был замешан и английский посол в России. Но главной причиной, толкнувшей заговорщиков на переворот, было острое недовольство Павлом столичного дворянства. У Павла не оказалось никакой социальной поддержки и он был свергнут. Внутренняя политика Александра I Внутриполитическая деятельность Александра I (1801-1825 годы), вступившего на престол в результате дворцового переворота, отличалась противоречивостью, особенно до войны 1812 года. Первые же манифесты нового императора свидетельствовали о разрыве его с политикой прежнего царствования. Он сразу заявил, что будет править "по закону и сердцу" Екатерины II. Вслед за этим появились указы о снятии ограничений на торговлю с Англией, об амнистии и восстановлении в правах лиц, подвергшихся гонениям при Павле. Александр I подтвердил екатерининские Жалованные грамоты дворянству и городам. Вместо упразднённого павловского Совета при высочайшем дворе, Указом от 30 марта 1801 года "для рассуждения о делах государственных" был учреждён Непременный совет. Однако вся работа нового императора по подготовке задуманных им преобразований сосредоточилась в Негласном комитете, состоявшем из либерально настроенных дворян и прозванный реакционерами "якобинской шайкой". Негласный комитет работал год, но единственным результатом стало создание 8 министерств вместо петровских коллегий. Министерствам соответствовали входящие в них учреждения на местах. Это позволяло лучше руководить отраслями государственного управления. Министры подчинялись непосредственно императору. Сенат стал высшим судебным органом империи. Он также контролировал соблюдение законности в стране и деятельность административных органов. Начало царствования Александра I характеризовалось некоторым стремлением к либеральному реформаторству. Однако, эти начинания ни в чём не коснулись устоев государства - самодержавия и крепостного права. В 1803 году он издал указ "О вольных хлебопашцах", который разрешал помещикам отпускать на волю крепостных с наделением их землёй за выкуп. Это вызвало недовольство дворян, указ не получил широкого применения, хотя правительство признало им принципиальную возможность освобождения крестьян, законодательно определило условия этого освобождения и права освобождённых. В марте 1804 г. последовали новые реформы. Александр I запрещал продавать крестьян без земли на территориях Лифляндской и Эстляндской губерний, отменял вмешательство помещика при вступлении в брак его крепостных, учреждал выборность низших судов, запрещал помещикам наказывать крестьян более чем пятнадцатью палочными ударами. Прекращалась в любой форме раздача государственных крестьян. В 1810 году учреждён Государственный совет, который должен был стать высшим органом управления, но оказался лишь совещательным органом при царе. Решения совета не имели силы без утверждения их монархом. Он состоял из назначенных императором чиновников. Реформы государственного управления вели к дальнейшей централизации управления, бюрократизации, усилению самодержавной власти. Прогрессивным характером отличалась политика в области просвещения: Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |