бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Оценка инвестиционного климата в России

предприятиям малого и среднего бизнеса различных отраслей народного

хозяйства. С 1994 г. по 1999 г. ЕБРР совместно с Фондом поддержки малого

бизнеса предоставил 43 тыс. проектных кредитов на сумму более 500 млн

долл., причем 60% всех кредитов приходилось на торговлю, 30% — на услуги и

10% - на промышленное производство. Основными банками — партерами ЕБРР и

МБРР до кризиса 1998 г. являлись "Токобанк", "Инкомбанк", "Альфабанк",

"Мосбизнесбанк", "Онэксимбанк;".

Особый пик активности международных организаций; (в частности, ЕБРР) на

российском инвестиционном рынке пришелся на 19S5 — 1997 гг., в частности, в

1997 г. доля кредитов этих организаций составила 42,8% от суммы прочих

инвестиций, превалировавших в структуре иностранных инвестиций (59,6%).

Так, в 1995 г. "Токобанк" оформил с ЕБРР и МБРР соглашения об участии в

поддержке предприятий на сумму около 200 млн. долл., часть из которых была

предоставлена клиентам: ОАО "Томскнефть ВПК" и ОАО "Юганскнефтегаз" на

модернизацию производства. ЕБРР и МФК открыли "ОНЭКСИМбанку" кредитную

линию в сумме 115 млн. долл. США для реализации ряда проектов; кроме того,

на конец 1996 г. российский банк самостоятельно оформил кредитные линии,

основным клиентам (в т.ч. РАО "Норильский никель" и НК "Сидэнко") общим

лимитом около 77 млн. долларов. В 1997 г. "Автобанк" совместно с ЕБРР

предоставил ОАО Горьковский автомобильный завод инвестиционный кредит в

сумме 75 млн. долл., российскому банку также была открыта кредитная линия в

сумме 30 млн. долл. для дальнейшего развития проектного кредитования.

В 1996 — 1997 гг. EББР в рамках инвестиционных программ поддержки

предприятий и развития финансовых учреждений активно сотрудничал с

"Мосбизнесбанком", используя расширенную филиальную сеть российского банка:

общая сумма кредита на указанные цели составила порядка 29 млн. долларов.

Основными получателями займов стали ОАО "Карельский окатыш" и ЗАО "Томский

инструмент".

В 1998 г. объем кредитов и займов ЕБРР для поддержку, российских

предприятий снизился с 3296 (1997 г.) до 23% от общего количества

планируемых инвестиций в страны Восточной Европы. Среди наиболее крупных

проектов ЕБРР в 1993 г. можно отметить проект модернизации электростанции

на Камчатке (85,7 млн. экю), строительство атомных станций при участии ОАО

'"Росэнергоатом" (общей сумме 75,5 млн. экю).

В 1999 г. объем кредитов ЕБРР составил около 120 млн. долл., а по

состоянию на ноябрь 2000 г. совокупный объем кредитов банка определен в

размере, превышающем 700 млн. долларов. По всей видимости, доля кредитов,

международных финансовых организаций в структуре прочих инвестиций в 2000

г. будет больше, чем в 1999 г., поскольку за первое полугодие 2000 г. этот

показатель (2,8%) почти достиг уровня 1999 года (3,2%).

Международная финансовая корпорация (МФК) также приняла деятельное

участие в финансировании инвестиционных проектов на территории России.

Основным профилем данной организации является поддержка частных проектов в

различных странах, государственный сектор корпорация не финансирует.

Как правило, МФК участвует в финансировании проектов совместно с

местными и иностранными финансовыми институтами. Формы участия МФК —

кредитование или прямое участие в формировании акционерного капитала. В

1994— 1998 гг. МФК реализовала в России 19 проектов, общая сумма инвестиций

составила 240,2 млн. доля, из них: прямые капиталовложения — 131,4 млн.

долл. и кредиты под инвестиционные проекты — 103,8 млн. долларов.

Основными областями кредитования в указанный период стали:

горнодобывающая промышленность (18% от всех инвестиций), лесная

промышленность (15%), инфраструктура (11%).

4. Иностранные инвестиции в экономике России

Уже стало общим местом, что экономика России достигла максимальной

глубины падения и начала постепенно подниматься. С этой точкой зрения можно

спорить, можно соглашаться, но неизбежным является одно, вне зависимости от

того, поднимается ли Россия, или это еще только предстоит, она нуждается в

колоссальном количестве финансовых ресурсов только для поддержания

экономики на плаву. Для сколько-нибудь существенного подъема средств

потребуется в несколько раз больше. Таким же общим местом является то, что

денег в стране нет. Естественно, что иностранные инвестиции рассматриваются

в такой ситуации как единственное спасение. Это мнение особенно спорно,

даже внимательный взгляд на официальный платежный баланс России может

поставить его под серьезное сомнение. Трудно поверить, что одни иностранные

инвестиции помогут поднять экономику нашей огромной страны. Но с другой

стороны, они могут послужить стимулом, катализатором развития и роста

внутренних инвестиций. В особенности это относится к прямым инвестициям,

так как с ними в Россию поступают не только деньги, но и многолетний опыт,

накопленный компаниями-инвесторами на мировых рынках. Иностранные

инвестиции могут также послужить для временного смягчения денежных

затруднений правительства, хотя и путем роста внешнего долга, а значит

роста зависимости страны. Наконец, рост иностранных инвестиций является

непременным спутником “встраивания” России в мировой цикл движения капитала

и будет способствовать интеграции страны в мировое хозяйство и нахождению

оптимальной “ниши” во всемирном разделении труда.

В данной работе хотелось бы сосредоточиться на тех формах

иностранных инвестиций, которые связанны с непосредственным привлечением

иностранного капитала (создание совместных предприятий, привлечение

капитала российскими компаниями на рынке ценных бумаг, создание на

территории России предприятий, полностью принадлежащих иностранным

владельцам, привлечение капитала на основе концессий и соглашений о разделе

продукции), оставляя в стороне такие формы, как получение зарубежных

кредитов, получение оборудования на основе лизинга и т.п. Инвестиции тогда

можно разделить на три категории:

V прямые, при которых иностранный инвестор получает контроль над

предприятием на территории России или активно участвует в управлении им;

V портфельные, при которых иностранный инвестор в не участвует активно в

управлении предприятием, довольствуясь получением дивидендов (в

большинстве случаев такие инвестиции производятся на рынке свободно

обращающихся ценных бумаг). К разряду портфельных относятся также

вложения зарубежных инвесторов на рынке государственных и муниципальных

ценных бумаг.

V к прочим инвестициям относятся вклады в банки, товарные кредиты и т.п. Их

исключение из анализа вызвано прежде всего разнородностью группы, а также

сложностью получения достоверной статистической информации о многих из

них.

Граница между первыми двумя видами инвестиций довольно условна

(обычно предполагается, что вложения на уровне 10-20 и выше процентов

акционерного (уставного) капитала предприятия являются прямыми, менее 10-20

процентов - портфельными), однако, так как цели, преследуемые прямыми и

портфельными инвесторами несколько различаются (что будет показано ниже),

такие деление представляется вполне целесообразным. Выделение прочих

инвестиций связано со спецификой вложения (не в уставной капитал).

1. Иностранные инвестиции в России - общий обзор

Активная деятельность по привлечению иностранных инвестиций в

отечественную экономику началась в СССР в годы перестройки - в 1987 году

были приняты первые нормативные документы о создании и функционировании

совместных предприятий российских организаций с зарубежными партнерами,

которые положили начало регулированию прямых иностранных инвестиций в

российскую экономику. Важнейшим законодательным актом, и по сей день

регулирующим деятельность иностранных инвесторов в России, явился принятый

в 1991 году закон “Об иностранных инвестициях в РСФСР”. Главным результатом

принятия этого закона стало предоставление предприятиям с иностранными

инвестициями национального режима, при котором такие предприятия пользуются

на территории страны равными юридическими правами и несут равные

обязанности с чисто российскими предприятиями (за исключением деятельности

в некоторых стратегических отраслях экономики). Процесс массовой

приватизации в России в 1992-94 годах, стремительное развитие российского

рынка ценных бумаг и создание его нормативной базы впервые в отечественной

истории создали предпосылки для развития зарубежных портфельных инвестиций

в России. Вместе с тем, несмотря на определенный прогресс в последнее

время, противоречивость, неполнота и нестабильность нормативно-правовой

базы остаются одними из важнейший препятствий на пути привлечения

иностранных инвестиций в Россию.

Статистика иностранных инвестиций в российскую экономику весьма

противоречива. Министерство экономики, Центральный Банк РФ, Госкомстат

России и зарубежные экономические институты, ведущие такую статистику, дают

существенно отличающиеся друг от друга данные. Однако, если пользоваться

данными Госкомстата, накопленный объем вложений иностранного капитала в

Россию к началу 1999 года составил около 12 млрд долларов, из которых около

10,7 млрд долларов пришлось на прямые инвестиции и около 1,5 млрд - на

портфельные. При этом динамика иностранных вложений по годам крайне

неравномерна - так, их средний ежегодный объем в 1993-95 годах составлял

около 1,0 млрд долларов, за 1996 год - около 1,6 млрд долларов, в 1997 году

– примерно 2 млрд долларов, в 1998 – 4,2 млрд. Следует отметить, что

указанный уровень иностранных вложений является (учитывая масштабы

российской экономики) крайне низким, особенно на фоне привлечения

зарубежных инвестиций другими странами мира. Так, в последние годы

ежегодный приток только прямых иностранных вложений в экономику Таиланда

достигал 2,5 млрд долларов, Мексики и Малайзии - 10 млрд долларов, Китая -

25 млрд долларов, а в экономику США - 60-65 миллиардов долларов. Особенно

подчеркнуто выглядело поведение инвесторов во время осеннего кризиса 1997

года, когда практически все программы кредитования переориентировались на

страны Юго-Восточной Азии. Также, для сопоставления можно указать, что

общий объем инвестиций (включающий прочие инвестиции только в 1997 году

составил 10,4 млрд долларов, т.е. практически равнялся всем прямым

инвестициям полученным Россией за время ее существования)

Следствием незначительного объема инвестиций является малая роль уже

существующих предприятий с иностранными инвестициями в экономике России -

на их долю, по самым оптимистичным данным, приходится менее 2% общего

объема промышленного производства в России.

Причиной такой ситуации является сохраняющийся неблагоприятный

инвестиционный климат России, основными характеристиками которого являются:

V высокая общая политическая нестабильность, в частности нестабильность

законодательства;

V резкий спад производства начиная с 1991 года, следствием которого, в

частности, является резкое сокращение внутреннего спроса на промышленную

продукцию и услуги;

V несовершенство нормативно-правовой базы в экономике в целом и в области

иностранных инвестиций в частности;

V высокий уровень налогообложения и внешнеторговых пошлин;

V недостаток качественной инфраструктуры;

V фактическое отсутствие единой государственной политики в области

привлечения иностранных инвестиций.

Вместе с тем уже существующая практика иностранных инвестиций в России

выявила определенные закономерности, которые позволяют анализировать

сложившуюся структуру вложений зарубежного капитала и прогнозировать

развитие инвестиционного процесса в ближайшие годы. Рассмотрим для начала

практику прямых иностранных инвестиций в российскую экономику.

1. Прямые иностранные инвестиции в России

Основными способами привлечения прямых иностранных вложений в

экономику России являются:

V привлечение иностранного капитала в предпринимательской форме путем

создания совместных предприятий (в том числе - путем продажи зарубежным

инвесторам крупных пакетов акций российских акционерных обществ);

V регистрация на территории России предприятий, полностью принадлежащих

иностранному капиталу;

V привлечение иностранного капитала на основе концессий или соглашений о

разделе продукции;

V создание свободных экономических зон (СЭЗ), направленное на активное

привлечение зарубежных инвесторов в определенные регионы страны.

На первом этапе привлечения иностранных инвестиций в экономику

бывшего СССР, в 1987-1991 гг. среди всех этих форм привлечения капитала

преобладало создание совместных предприятий российских юридических лиц с

зарубежными партнерами, создававшихся в форме закрытых корпораций (в

нынешней российской терминологии фактически - обществ с ограниченной

ответственностью или закрытых акционерных обществ). В дальнейшем, когда

недостатки “советской” формы СП - произвольная оценка вкладов сторон,

невозможность контроля производства иностранным партнером, неликвидность

вклада в уставный фонд - стали очевидными, преобладающей (в особенности для

крупных инвесторов) формой вложений в России стало приобретение крупных

пакетов открытых АО (что стало особенно актуальным в ходе приватизации) или

создание 100%-ых дочерних предприятий. Обе эти формы прямого инвестирования

остаются преобладающими и в настоящее время, хотя начала расти роль

вложений в различные финансовые и страховые предприятия (в 1997 году только

26% прямых иностранных инвестиций было направленно в промышленность, 9% в

деятельность по обеспечению функционирования рынка (аудит и реклама), а

целых 54% (или 2,1 млрд долларов) – в финансово-кредитную сферу).

До сих пор в России не получило развития привлечение инвесторов на

основе концессий и соглашений о разделе продукции (эта форма широко

применяется в других странах в первую очередь для привлечения иностранных

вложений в разработку недр, лесных и водных ресурсов, использование

государственных земель). Несмотря на то, что среди иностранных инвесторов

уже проводились тендеры на освоение на концессионных началах ряда

российских месторождений (в т.ч. Сахалинского нефтяного шельфа),

практическое их освоение так и не началось. Подписанный же Президентом РФ в

декабре 1995 г. закон “О соглашениях о разделе продукции” пока практически

нереализуем на практике, т.к. отсутствует обеспечивающая его выполнение

нормативная база (так и не принят закон, устанавливающий перечень

месторождений к которым может применяться закон соглашениях о разделе

продукции).

Анализ структуры уже привлеченных прямых инвестиций в первую очередь

показывает их весьма узкую отраслевую направленность. Львиная доля таких

инвестиций направляется либо в экспортно-ориентированные отрасли (ТЭК

/включая нефтехимию/, горнодобывающая промышленность, деревообрабатывающая

и целлюлозно-бумажная промышленность), либо в сверхприбыльные проекты с

малыми сроками окупаемости и незначительной фондоемкостью (торговля,

телекоммуникации, общественное питание, строительство офисных и гостиничных

зданий в крупных городах, пищевая промышленность, финансовые услуги).

Такой “отраслевой перекос” не случаен - он в значительной мере

отражает реальное положение сегодняшней России в международном разделении

труда. Страна выступает на мировой экономической сцене как экспортер

сырьевых ресурсов и продуктов первого передела, и как импортер иностранной

высокотехнологичной продукции и услуг, рассчитанных в первую очередь на

потребительский спрос. В то же время такая отраслевая структура инвестиций

свидетельствует и о том, какие категории иностранных инвесторов в первую

очередь готовы производить прямые вложения в Россию, невзирая на высокие

риски и крайне неблагоприятный инвестиционный климат. Прежде всего это:

1. крупнейшие транснациональные корпорации, рассматривающие вложения в

Россию как способ получения доступа к российским ресурсам и

внутреннему рынку. Инвестиции в Россию являются для них лишь

относительно небольшой частью глобальной долгосрочной инвестиционной

стратегии, что позволяет им мириться с высокой рисковостью и

временной невыгодностью вложений. К этому разряду разряду можно

отнести крупнейших иностранных инвесторов в российском топливно-

энергетическом комплексе (Exxon, Amoco, Occidental Petroleum),

химической промышленности (Procter & Gamble), пищевой промышленности

(CocaCola, BAT Industries, Philip Morris), финансовом бизнесе (Chase

Manhattan Bank, Citibank, ABN-AMRO), отчасти - в области

телекоммуникаций (Siemens, Alcatel, US West);

28. средний и мелкий иностранный капитал, привлекаемый в Россию

сверхвысокой рентабельностью и быстрой окупаемостью отдельных

проектов (как правило, при этом, не требующих очень высоких

капитальных затрат), прежде всего - в торговле, строительстве и

сфере услуг. Указанные преимущества перекрывают в глазах этих

инвесторов общие недостатки и риски, присущие инвестиционному

климату России;

29. инвесторы из числа представителей российской диаспоры в зарубежных

странах, а также компании, вкладывающие в Россию незаконно

вывезенный за ее пределы и легализованный за рубежом капитал. Для

таких инвесторов также в первую очередь характерны вложения в

высокорентабельные и быстроокупаемые проекты; риски инвестиций в

Россию для них существенно снижаются за счет хорошего знания местной

специфики и обширных деловых и статусных контактов в стране.

При этом, как уже было отмечено, все указанные категории инвесторов

практически не направляют инвестиций в фондоемкие отрасли, находящиеся в

наиболее тяжелом экономическом положении. Помимо общих рисков, присущих

всем вложениям в Россию, инвесторов отпугивают низкая рентабельность и

необходимость долгосрочных инвестиционных программ по техническому

перевооружению, характерные для большинства российских машиностроительных и

металлургических предприятий, высокая конкуренция со стороны производителей

из стран с более стабильной экономикой (производство высокотехнологичной

продукции, легкая промышленность), отсутствие частной собственности на

землю (сельскохозяйственное производство).

Кроме ”отраслевого перекоса” в прямых иностранных инвестициях в

Россию налицо и территориальная неравномерность - по данным Госкомстата, в

1997 году свыше 67 процентов зарубежных вложений пришлось на Москву и

Московскую область, а еще свыше 20% - на долю всего семи других субъектов

Российской Федерации. Таким образом, львиная доля инвестиций из-за рубежа

идет либо в регионы с развитой торговой, транспортной (в первую очередь -

внешнеторговой) и информационной инфраструктурой и высоким потребительским

спросом (Москва и область, Санкт-Петербург, отчасти - Приморский край),

либо в регионы с высокой плотностью экспортноориентированных предприятий

ТЭК (Тюменская, Томская, Самарская, Нижегородская области, Татарстан).

Характерно, что эта диспропорция не имеет тенденции к уменьшению – в 1995

году в экономику Москвы поступило более 55% зарубежных инвестиций

Описанная выше тенденция к неравномерному отраслевому и

территориальному распределению прямых иностранных инвестиций в сочетании с

их незначительным для экономики в целом объемом заставляет сделать вывод о

практически маргинальной роли прямых иностранных инвестиций в сегодняшней

России. Иностранный капитал, не оказывая почти никакого значительного

воздействия на развитие национального хозяйства в целом, играет сейчас роль

“катализатора роста” лишь в нескольких узких секторах производства,

ориентированных в первую очередь на зарубежный спрос. Развитие этой

тенденции (даже при количественном росте иностранных инвестиций) может

привести к т.н. “венесуэлизации” российской экономики - структуре

национального хозяйства, при которой налицо ослабление связей и глубокий

технологический разрыв между передовыми экспортноориентированными

отраслями, в значительной мере контролируемыми иностранным капиталом (ТЭК,

деревообработка, нефтехимия, горная промышленность, металлургия и

обслуживающая эти отрасли инфраструктура) и примитивным, низко-

производительным производством в других отраслях, ориентированных только на

внутренний спрос (все остальные отрасли).

Избежать этой тенденции и добиться существенного количественного

увеличения прямых иностранных вложений в российскую экономику можно,

очевидно, путем выработки комплексной государственной программы по

привлечению иностранных инвестиций. Учитывая опыт многих зарубежных стран,

в число необходимых для России мер в этом направлении (помимо общего

улучшения политической и макроэкономической ситуации) должны войти:

V создание реально действующей системы льгот для иностранных инвесторов в

отдельных отраслях и регионах (в частности, реализация механизма раздела

продукции и создание реально действующих свободных экономических зон);

V четкое разграничение собственности между хозяйствующими субъектами, а

также между федеральными и местными властными структурами;

V создание стабильного экономического и внешнеторгового законодательства,

включая нормативную базу по концессиям и разделу продукции;

V снижение налогового бремени и упрощение структуры налогов;

введение частной собственности на землю;

V создание механизмов страхования иностранных инвестиций.

К сожалению, надо отметить, что в настоящее время реализация

перечисленных выше мер представляется делом довольно отдаленного будущего.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.